Рабочая программа учебного предмета «Профильный труд» АООП для обучения лиц с ОВЗ (умеренная, глубокая умственная отсталость)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Костомукшского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.С.Пушкина»
(МБОУ КГО «СОШ №2 им. А.С.Пушкина»)

«Согласовано»
на заседании МСШ
протокол №1
от 26.08.2024 г.
Руководитель МСШ

«Принято»
педагогическим советом
протокол №1
от 27.08. 2024 г.
Директор школы

«Утверждено»
приказ по школе №151
от 30.08.2024г.
Директор школы
Герасимчук Н.Н.

Хинконен Л.И

Герасимчук Н.Н.

Рабочая программа
учебного предмета «Профильный труд»
адаптированной основной общеобразовательной программы
для обучения лиц
с ограниченными возможностями здоровья
(умеренная, глубокая умственная отсталость)

г. Костомукша, 2024 г

1

Программа: «Профильный труд.
Обслуживающий труд (Клининговое дело)».

1. Пояснительная записка.
Рабочая программа для 11 классов составлена на основе следующих документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом
Минобрнауки РФ №1599 от 19 декабря 2014г.
- Федеральный перечень учебников, рекомендованный Министерством образования и науки
Российской
Федерации
к
использованию
в
образовательном
процессе
в
общеобразовательных учреждениях, на текущий учебный год.
- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ КГО «СОШ №2
имени А.С. Пушкина»
Программа составлена на основе программ:
 Уборщик служебных помещений (Платонова Н.М.). Программно-методическое
обеспечение для 10–12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных
(коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя / под ред.
А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. —
331с.
 Рабочий подворья. Программа трудового обучения и воспитания для учащихся с
проблемами в развитии /под редакции Селезнёвой Н.П. - Издательство Красноярск, 1999. 166 с.
 Подготовка младшего обслуживающего персонала (С.Л.Мирский). Программы
специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5–9 кл.: В 2сб./Под
ред. В.В. Воронковой.—М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011.—Сб.2. - 304с.
Современные экономические условия требуют от коррекционной школы создания
новых направлений трудового обучения, имеющих конечной целью трудоустройство
выпускников на определённое рабочее место. Таким направлением может стать профиль
«Обслуживающий труд (Клининговое дело)».
Программа ориентирована на образование обучающихся с лёгкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Программа адресной трудовой
подготовки по специализации "Уборщик служебных помещений» основывается на той
теоретической и практической учебной базе, которую учащиеся получили в процессе
трудового обучения и воспитания в 5-9, 10 классах коррекционной школы, и является
обобщающим практическим этапом для выпускников, выходящих в самостоятельную
жизнь.
Цель реализации программы: Подготовка обучающихся к самостоятельному
выполнению необходимых видов работ по уборке служебных помещений согласно
должностной инструкции с целью их дальнейшей социальной адаптации на рабочем
месте.
Задачи:
2

1. Развитие у учащихся способности ориентироваться в разных видах служебных
помещений; планировать последовательность действий при уборке.
2. Выработка самостоятельных трудовых умений и навыков, необходимых для
выполнения функций уборщика служебных помещений.
3. Формирование необходимых коммуникативных навыков.
4. Формирование у обучающихся положительного отношения к трудовой деятельности,
становление и закрепление социальных мотивов трудовой деятельности
5. Формирование
устойчивой
целенаправленности,
дисциплинированности
и
ответственного отношения к выполнению своих обязанностей на рабочем месте.
6. Формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение,
настойчивость, самостоятельность.
2. Общая характеристика учебного предмета.
«Уборщик служебных помещений» является одним из профилей трудового
обучения, направленный на практическую подготовку выпускников к трудоустройству по
данному профилю, на формирование у них знаний и умений, способствующих
социальной адаптации и самореализации, на повышение уровня общего развития
учащихся.
Программа составлена с учётом возрастных и психофизических особенностей
развития учащихся. Материал программы расположен по принципу усложнения и
увеличение объёма сведений. Он также способствует усвоению морально-этических норм
поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию коммуникативных действий и
функций речи.
В ходе реализации программы решается задача воспитания личностных качеств:
трудолюбия, настойчивости, аккуратности, терпения, самостоятельности.
Ведётся работа над формированием организационных умений в труде: вовремя
приходить на работу; работать определённое время на своём рабочем месте; готовить к
работе инвентарь и убирать его по окончании работы; знать и выполнять правила
внутреннего распорядка.
При отборе конкретного содержания обучения принципиально важное значение
имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности.
Характерными особенностями учебного предмета являются:
-практико-ориентированная направленность содержания обучения;
-применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и
учебных предметов для решения технологических задач;
-применение полученного опыта практической деятельности для выполнения трудовых
обязанностей.
Рабочая программа «Профильный труд. Клининговое дело» имеет следующие
разделы:
«Введение в профессию», « «Уход за ковровыми покрытиями», «Уход за полами», «Уход
за мебелью», «Уборка лестниц», «Санузел», «Уход за поверхностями и переплётами
оконных рам», «Уход за оконными стёклами», «Утилизация мусора и бытовых отходов».
Программа реализуется через следующие методы и приёмы обучения:
разнообразные по форме практические упражнения и задания, наглядные опоры,
демонстрация учебных пособий и образцов, технологические карты, практические работы.
3

В тематическом планировании курса предусматриваются: уроки изучения нового
материала, комбинированные, обобщающие уроки, практические работы, экскурсии.
Основные содержательные линии выстроены с учетом возрастных и
психофизических особенности развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал
программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений.
Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано
формировать совершенствовать у детей с ограниченными возможностями здоровья
необходимые им навыки для самостоятельной жизни и в трудовой деятельности. Кроме
того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм
поведения, выработки навыков общения с людьми и т.д. Каждый раздел программы
включает в себя основные теоретические сведения и практические работы.
Межпредметные связи:
 Русский язык /закрепление навыков письма при выполнении письменных работ/;
 Домоводство /различные виды уборки квартиры, уход за мебелью, полами и т.п./;
 Математика /расчет количества моющих средств и т.д./
3. Описание места учебного предмета в учебном плане.
В учебном плане предмет «Профильный труд. Профиль: Обслуживающий труд
(Клининговое дело)» относится к образовательной области Технологии Регионального
(национального) компонента, ведётся в 11классе 2 часа в неделю, 68 часов в год.
4. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты.
1. Обучающиеся должны знать:
- Правила ухода за подоконниками и радиаторами.
- Правила ухода за ковровыми покрытиями, полами, мебелью, лестницами, санузлом,
оконными стёклами.
- Соблюдать технику безопасности.
2. Обучающиеся должны уметь:
- Выполнять уборку служебных помещений административных зданий, коридоров,
лестниц.
- Соблюдать правила санитарии, гигиены и техники безопасности в убираемых
помещениях.
- Пользоваться чистящими и моющими средствами по назначению. Готовить рабочие и
дезинфицирующие растворы.
- Пользоваться спецодеждой, убирать её после работы и ухаживать за ней.
- Подбирать инвентарь и другие приспособления, применяемые при уборке помещений.
Соблюдать правила ухода за рабочим инвентарём и хранение в установленном месте.
- Пользоваться пылесосом и ухаживать за ним.
Личностные результаты:
- иметь адекватные представления о собственных возможностях, о насущно необходимом
жизнеобеспечении;
- владеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся
мире;
- владение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
4

- иметь навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
- иметь сформированные эстетические потребности, ценности и чувства;
- иметь развитые нравственные качества;
- сформированные установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
труду, работе на результат, бережному отношению к материальным ценностям.
Система оценки планируемых результатов.
Освоение программного материала и оценка планируемых результатов реализуется через
текущий, промежуточный и годовой контроль. Текущий контроль проводится на каждом
уроке через анализ и оценку теоретических знаний и практических умений обучающихся.
Оценочная деятельность теоретических знаний состоит из фронтального и
индивидуального письменного и устного опроса с использованием: тестов, кроссвордов,
буквенных и цифровых заданий (карточек-заданий), перфокарт и перфоконвертов. Оценка
практических работ осуществляется через наблюдение за активностью и уровнем
самостоятельности обучающегося, оценку и самооценку качества выполненного задания.
Контрольно - измерительный материал создается учителем в соответствии с
психофизическими особенностями учащихся 11 класса. В конце каждой четверти и года
проводится контрольная работа по изученному материалу в виде теста и практической
работы.
Требования к оценке планируемых предметных результатов по программе, а также
порядок, формы и периодичность текущего, промежуточного, годового и итогового
контроля обучающихся регламентируется «Положением о текущем контроле
успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся». В конце каждой
четверти и за год обучающиеся оцениваются – ставится оценка.
Критерии оценок:
0 - баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается
в процесс выполнения вместе с учителем;
1 - балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет
действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание
помощи;
2 - балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных
ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 - балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях,
нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4- балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки,
которые исправляет по замечанию учителя;
5- баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
5. Основное содержание предмета, практические работы
Тема
Вводное
занятие:
Клининговое
дело.
Профессия
«Уборщица
5

Краткое содержание темы
Практические работы
Беседа о труде и его значение в жизни Знакомство с кабинетом и
общества.
Профессии
родителей оборудованием. Сухая и
учащихся.
Профили,
по
которым влажная уборка кабинета.
проводиться трудовое обучение в школе.
План
и
цели
проведения
ознакомительной трудовой подготовки в

служебных
помещений».
Уход за
ковровыми
покрытиями.

Уход за
мебелью.

Уборка
лестниц.

10-м
классе.
Ознакомление
с
функциональными
обязанностями
уборщика служебных помещений.
Виды ковровых покрытий. Средства и
оборудование по уходу за ковровыми
покрытиями. Назначение и устройство
экстракторной машины. Принцип работы
экстракторной машины. Моющие и
чистящие средства используемые при
работе с экстракторной машиной.ТБ.
Итоговая контрольная работа «Уход за
ковровыми покрытиями»
Виды и назначение мебели. Виды
покрытия различных
поверхностей
мебели. Средства и правила ухода за
лакированной и полированной мебелью.
Чистка мягкой мебели с помощью
чистящего пылесоса. Чистка мягкой
мебели.
Конструкция лестниц (марши, пролёты,
ступени, перила). Чистящие и моющие
средства для уборки лестниц. Инвентарь
и оборудование для уборки лестниц.
Технология обработки поверхностей
стен, перил, ступеней. Правила мытья
лестниц, лестничных пролётов. Техника
безопасности при работе на лестнице.

Уход за полами. Виды покрытий полов (линолеум, паркет,
деревянный
окрашенный,
плитка).
Моющие и чистящие средства для ухода
за различными полами. Правила ухода за
полами. Уборка пола с использованием
поломоечной
машины.
Техника
безопасности при уходе за полами.
Санузел.
Назначение санузла. Моющие и чистящие
средства. Способы ухода за кафелем,
раковинами, унитазами.
Уход за
Виды и степень загрязнения оконных
поверхностями рам. Инвентарь и приспособления
и переплётами используемые при уходе за поверхностью
оконных рам. оконных
рам,
переплётов.
Выбор
соответствующих чистящих и моющих
средств. Техника безопасности при мытье
6

Знакомство с средствами и
оборудованием по уходу за
ковровыми
покрытиями.
Устройство
экстракторной
машины. Принцип работы
экстракторной
машины.
Чистка ковра.

Сухая и влажная уборка
подоконников и радиаторов.
Уход за лакированной и
полированной
мебелью.
Чистка мебели с помощью
чистящего пылесоса. Чистка
мягкой мебели.
Экскурсия
по
школе.
Знакомство с элементами
конструкции лестниц. Сухая
и
влажная
уборка
лестничных маршей. Мытьё
лестничных перил. Мытьё
лестничных ступеней. Мытьё
лестниц. Сухая и влажная
уборка
служебных
помещений.
Определение видов полов и
их покрытий, выбор моющих
средств.
Эксплуатация
машины для ухода за полами.
Влажная уборка пола.

Чистка и мытье кафеля,
раковин. Чистка и мытье
унитазов.
Определение
степени
загрязнения. Выбор моющих
средств и инвентаря для
уборки. Мытье оконных
переплетов, уборка после
работы.

Уход за
оконными
стёклами.

Утилизация
мусора и
бытовых
отходов.

оконных поверхностей, рам.
Свойства
стекла
и
стеклянных
поверхностей. Моющие и чистящие
средства, необходимые для протирки и
мытья стёкол. Инвентарь, применяемый
при
протирке
и
мытье
стёкол.
Последовательность
операций
при
работе. Специфические рабочие приёмы
при протирке и мытье стёкол. Правила
техники безопасности при работе по
протирке и мытье стёкол. Хранение
инвентаря
и
приспособлений.
Контрольная работа «Уход за оконными
стёклами».
Назначение и комплектность урн.
Средства для их мытья и дезинфекции.
Правила личной гигиены и техника
безопасности.

Сухая и влажная уборка
служебных
помещений.
Выбор моющего и чистящего
средства необходимого для
протирки и мытья стёкол.
Протирка подоконников и
радиаторов.
Выполнение
работ по мытью стекол
согласно технологическому
процессу. Отработка рабочих
приемов при мытье оконных
стекол. Отработка рабочих
приемов при мытье оконных
стекол.
Вынос мусора в
мусоросборник. Мытьё урн
ершиком. Замена мешков в
урнах. Уборка рабочего
инвентаря. Уборка класса.

Реализация практической части рабочей программы.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний на уроках
значительное внимание отводится
- экскурсиям
- практическим работам по всем разделам
6. Тематическое планирование
11 класс (2 ч. в неделю, 68 часов в год)
№
п/п
1

3

7

Тема раздела

Виды деятельности

Кол-во
часов
«Вводное
занятие:
Фронтальная
беседа.
Работа
с
4
Введение в профессию».
терминологией. Работа с презентацией.
Знакомство с оборудованием. Знакомство с
уборочным
инвентарем.
Работа
с
раздаточным материалом. Работа в тетради.
Фронтальный опрос. Устная работа по
карточкам.
Выполнение
практических
упражнений и заданий.
«Уход за ковровыми
Беседа. Работа в тетради (словарная
8
покрытиями».
работа с терминами). Показ объекта
(уборочный
инвентарь)
по
картинке.
Знакомство с уборочным инвентарем.
Фронтальный опрос. Составление плана

4

5

8

9

10

8

работ, планирование последовательности
операций
по
технологической
карте.
Выполнение
практических
заданий
и
упражнений.
«Уход за полами».
Фронтальная беседа. Работа с презентацией
(виды покрытия пола). Работа в тетради
(правила ухода за полами, работа с
уборочным
инвентарем).
Работа
с
терминологией.
Практическая
работа
(влажная и сухая уборка полов). Техника
безопасности при уходе за полами.
Выполнение
практических
заданий
(технологическая карта).
« Уход за мебелью».
Беседа. Работа с презентацией (виды и
назначение мебели). Работа с терминологией.
Знакомство с оборудованием. Составление
рассказа о правилах использования моющих
средств на основе картинок. Чтение этикеток
и инструкций в выборе моющих средств для
ухода за мебелью. Фронтальный опрос.
Выполнение
практических
заданий
и
упражнений (работа по технологическим
картам).
«Уборка лестниц».
Фронтальная беседа. Работа с презентацией
(конструкция
лестниц).
Работа
с
терминологией. Составление рассказа по
картинкам
(правила
мытья
лестниц,
лестничных пролётов, перил). Работа в
тетради (чистящие и моющие средства,
инвентарь и оборудование для уборки
лестниц). Техника безопасности при работе
на лестнице. Выполнение практических
заданий (технологическая карта).
«Санузел».
Фронтальная беседа. Работа в тетради
(составление плана действий при уборки
санузла). Прописи новых слов. Загадывание
загадок. Описание картинок. Рассматривание
наглядных пособий. Слушание рассказов,
диалогов. Ответы на вопросы; опрос
учащихся. Выполнение практических заданий
и упражнений работа с (технологической
картой).
«Уход
за
Фронтальная
беседа.
Работа
с
поверхностями
и презентацией (виды и степень загрязнения
переплётами оконных рам». оконных рам). Составление рассказа по

6

14

12

4

4

11

12

картинкам (правила мытья оконных рам).
Работа в тетради со схемой, таблицей. Работа
с терминологией. Знакомство с инвентарем и
приспособлениями при уходе за оконными
рамами. Правила технике безопасности при
мытье оконных поверхностей. Выполнение
практических заданий и упражнений.
«Уход за оконными
Фронтальная
беседа.
Работа
с
стёклами».
презентацией (виды и степень загрязнения
оконных рам). Составление рассказа по
картинкам (правила мытья оконных рам).
Работа в тетради со схемой, таблицей. Работа
с терминологией. Знакомство с инвентарем и
приспособлениями при уходе за оконными
рамами. Правила технике безопасности при
мытье оконных поверхностей. Выполнение
практических заданий и упражнений.
«Утилизация мусора и
Беседа. Работа с презентацией. Работа в
бытовых отходов»
тетради (конспектирование, ответы на
вопросы учителя). Работа с иллюстрациями,
составление
кроссворда.
Работа
с
использованием
наглядных
пособий:
карточки с заданиями. Фронтальный опрос.
Правило технике безопасности при работе с
мусором и бытовых отходах. Выполнение
практических заданий и упражнений.
ИТОГО:

12

4

68
часов

7. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Материально – техническая база соответствует нормативным требованиям
позволяет осуществлять учебный процесс на высоком педагогическом уровне.

и

1. Трудовая мастерская по профилю трудовой подготовки
"Обслуживающий труд" модуль "Клининговое дело". Оборудование
приобретено в рамках реализации мероприятия "Обновление
материально-технической базы в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность исключительно по адаптированным
основным общеобразовательным программам" федерального проекта
"Современная школа" национального проекта "Образование" в
рамках государственной программы Российской Федерации
"Развитие образования" в 2020 году.
9

2. Школьные помещения (кабинеты; лестницы; вестибюль; актовый
зал; спальни; туалет; ванная комната кабинета "Домоводства")
3. Школьная столовая, пищеблок.
4. Школьный медицинский изолятор.
Оборудование
оборудование
Наименование
Бытовая химия Нашатырный спирт
Сода
Мыло
Средства для выведения пятен – «Ваниш»
Моющие средства

Оборудование

Тряпки
Вёдра
Вёдра для мытья стёкол.
Щётки
Губки
Салфетки для уборки
Знак «Осторожно скользкий пол»
Комплект для уборки Vileda.
Магнитная щётка для мытья стёкол.
Окномойка с телескопической стальной
ручкой.
Скребок на длинной ручке.
Швабра с насадкой.
Машина поломоечная.
Машина экстракторная моющая TW-300
Пылесос моющий Bissell 1474j
Пылесос моющий Kitfort KT-535-2

Медицинская
помощь
Средства
индивидуально
й защиты

Аптечка
Перевязочный материал
Полотенца для рук
Халаты
Резиновые перчатки

Кол-во
1б.
1п.
3 кус.
На каждого
4 вида
разные
7
7
7
7
3
6
7
7
1
7
1
1
7
7
1
1
1
1
Разный
на каждого
на каждого
на каждого

Наглядные дидактические пособия, раздаточный материал по темам
Наименование
Раздаточный материал:
-карточки с программированными и тестовыми заданиями
-карточки с правилами,
алгоритмами, полезными
советами,
- карточки по ТБ
- дидактические игры
Электронный материал – презентации
Коллекция: виды покрытий полов
10

Кол-во
На каждого
На каждого
по темам
На каждого
На каждого
По темам
1

Список литературы для подготовки проведения учебных занятий
1.Федеральный Государственный образовательный стандарт образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Минобрнауки РФ
№1599 от 19 декабря 2014г.)
2.Программа трудового обучения. Под редакцией А.М.Щербаковой. Москва «Издательство
НЦ ЭНАС», 2002.
3.Программа трудового обучения и воспитания для учащихся с проблемами в развитии
«Рабочий подворья» /под редакции Селезнёвой Н.П.Издательство Красноярск, 1999.
4.Программы специальных (коррекционных образовательных учреждений 8 вида/ под
редакцией В.В.Воронковой, сборник2, Москва.: Владос, 2011.
5.Программно-методическое обеспечение для 10-12 классов с углубленной трудовой
подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях 8 вида :
пособие для учителя / под ред. А.М.Щербаковой, Н.М. Платоновой.-М.: Владос, 2006.
6. В.В.Гладкая Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных
(коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида. Москва. «Издательство НЦ
ЭНАС», 2003 г.с.190
7.В.А.Зарянова,
И.Ф.Хаминова
Подготовка
младшего
обслуживающего
персонала:Учебник для 8 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений
VII вида по курсу «Технология» /В.А.Зарянова, И.А. Хаминова, под ред. Е.Ю.
Головинской. – Самара: Современные образовательные технологии,2011. -144 с. –
(Профессионально-трудовое обучение).
8.В.А.Зарянова, И.Ф.Хаминова Подготовка младшего обслуживающего персонала:
Учебник для 9 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида
по курсу «Технология» /В.А.Зарянова, И.А. Хаминова, под ред. Е.Ю. Головинской. –
Самара: Современные образовательные технологии, 2012. -112 с. – (Профессиональнотрудовое обучение).
9.«Новая модель обучения специальных (коррекционных) общеобразовательных
учреждений 8 вида» Под редакцией А.М.Щербаковой Москва «Издательство НЦ ЭНАС»,
2001 г.
10. А.Р.Маллер Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии.
Москва, 2002г. с. 90
11. Е.М.Сторобина Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью.
Издательство «НЦ ЭНАС», 2003г.с.150
12. .«Социально – бытовая ориентировка» Контрольно-измерительные материалы. 5-9 кл.:
контрольно измерительные материалы: вариативные тестовые задания /автор составитель
С.А.Дерябина.- Волгоград: Учитель, 2013. – 98с.
13. Девяткова Т.А. Социально-бытовая ориентировка. в специальных (коррекционных)
общеобразовательных учреждениях VII вида: пособие для учителя / Т.А. Девяткова,
Л.Л.Кочеткова, А.Г. Петрикова, Н.М.Платонова,А.М. Щербакова; под ред. А.М.
Щербаковой. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 304 с. :ил. – (Коррекционная
педагогика).
14.Львова С.А. Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в
специальной(коррекционной) общеобразовательной школе VII вида.5 – 9 классы: пособие
для учителя/С.А.Львова. - М.: Гуманитар. изд. центр Владос,2005.-136с. : ил. –
(Коррекционная педагогика).

11

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».