Рабочая программа учебного предмета «Человек и его среда (ОБЖ)» АООП для обучения лиц с ОВЗ (умеренная, глубокая умственная отсталость)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Костомукшского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.С.Пушкина»
(МБОУ КГО «СОШ №2 им. А.С.Пушкина»)

«Согласовано»
на заседании МСШ
протокол №1
от 26.08.2024 г.
Руководитель МСШ

«Принято»
педагогическим советом
протокол №1
от 27.08. 2024 г.
Директор школы

«Утверждено»
приказ по школе №151
от 30.08.2024г.
Директор школы
Герасимчук Н.Н.

Хинконен Л.И

Герасимчук Н.Н.

Рабочая программа
учебного предмета «Человек и его среда (ОБЖ)»
адаптированной основной общеобразовательной программы
для обучения лиц
с ограниченными возможностями здоровья
(умеренная, глубокая умственная отсталость)

г. Костомукша, 2024 г

1

Программа «Человек и его среда (ОБЖ)» 11 класс.
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа «Человек и его среда» для 11 классов составлена на основе
следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом
Минобрнауки РФ №1599 от 19 декабря 2014г.
- Адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ КГО «СОШ №2 им.А,С,Пушкина

Рабочая программа учебного предмета «Человек и его среда» разработана на базе
следующих программ:
1. Естествознание. 6—9 классы (Т. М. Лифанова, С. А. Кустова). Раздел «Человек и его
здоровье». Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида. 5-9 классы/ Под ред. Бгажноковой И. М. – М: Просвещение, 2010. - 290 с.
2. Основы безопасности жизнедеятельности (5-11 классы) А.С. Девятков. Новая модель
обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида:
Новые учебные программы и методические материалы. - Книга 2/ Под редакцией А.М.
Щербаковой. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002. - 184с.
3. Факультативное занятие «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10–
12 классов школ VIII вида (Девятков А.С.) Программно-методическое обеспечение для 10–
12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных)
образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя / под ред. А.М.
Щербаковой, Н.М. Платоновой. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. — 331 с.
Целью реализации программы является воспитание и формирование человека,
знающего и умеющего принимать необходимые меры по предотвращению или
устранению чрезвычайной ситуации и не являющегося носителем или источником
возникновения экстремальных ситуаций.
Задачи:
 формирование у учащихся правильного восприятия роли и места в системе
«Природа – Человек – Общество», понимание взаимозависимости ее составляющих
в обеспечении безопасности жизнедеятельности;
 выработка у учащихся осознанной ответственности за негативные последствия
деятельности человека, повышающие факторы риска и уровни опасностей;
 освоение учащимися правил и принципов безопасного поведения, деятельности, не
порождающей источников опасностей;
 освоение учащимися навыков здорового образа жизни;
 воспитание личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное
поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного,
техногенного и социального характера;
2. Общая характеристика учебного предмета.

2

Изучение предмета «Человек и его среда» направлено на:
- освоение знаний о поведении человека в чрезвычайных ситуациях природного
характера;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и
явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать
информацию о факторах здоровья и риска; проводить наблюдения за биологическими
объектами и состоянием собственного организма;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному
здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни заботы о
собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий
своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью
других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового
образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек.
Учебный предмет «Человек и его среда» включает разделы: «Опасные и чрезвычайные
ситуации природного, техногенного и социального характера»; «Человек и его среда
обитания. Обеспечение личной безопасности человека»; «Опасные ситуации в
повседневной жизни. Личная безопасность человека в повседневной жизни»;«Основы
медицинских знаний и здорового образа жизни»,
В результате изучения раздела: «Опасные и чрезвычайные ситуации природного,
техногенного и социального характера», обучающиеся 11 класса рассматривают вопросы
безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях, обучаются основам
поведения в экстремальных ситуациях; знакомятся с распространенными заболеваниями,
узнают о мерах оказания доврачебной помощи при изучении раздела «Основы
медицинских знаний и здорового образа жизни». Привитию практических умений по
данным вопросам (измерить давление, наложить повязку, наложить шину, остановить
кровотечениеи т. п.) уделяется большое внимание.
Методы реализации программы: наблюдение, практические работы, экскурсия,
беседа, самостоятельная работа (тестирование, выполнение программированных заданий),
создание проблемной ситуации, ИКТ (компьютерная презентация, фильм, работа с
интерактивной доской).
3. Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Человек и его среда. (ОБЖ)» в Учебном плане относится к образовательной
области: «Естествознание» Регионального (национального) компонента. Программа
рассчитана на 1 год (11 класс), реализуется 2 часа в неделю (68 часов в год).
4. Результаты освоения предмета.
Предметные:
В зависимости от потенциальных познавательных и психических особенностей
обучающиеся должны знать:
- причины возникновения ЧС природного характера.
- виды опасных природных явлений.
- рекомендации по правилам безопасного поведения во время землетрясения.
- рекомендации по правилам безопасного поведения во время цунами.
- возможные последствия обвалов, оползней, селей.
- рекомендации населению по действию при угрозе и сходе оползней, обвалов,
селей.
- возможные последствия бурь, ураганов, смерчей.
- меры безопасности при угрозе бурь, ураганов, смерчей.
- действия населения при угрозе бурь, смерчей, ураганов.
3

- рекомендации населению по действиям при угрозе наводнения и во время
наводнения.
- причины возникновения лесных пожаров.
- меры профилактики лесных и торфяных пожаров, их последствия.
- меры безопасности в зоне лесных пожаров;
- опасность и последствия стихийных бедствий, которые наиболее вероятны в
Карелии.
- уметь распознавать признаки возникновения опасной и чрезвычайной ситуации
дома, на улице, в общественных местах, метро, лифте, подъезде, толпе, транспорте;
- причины поражения электрическим током;
- об угрозе нападения исходящей от незнакомых людей;
- правила самообороны;
- законодательные и нормативно-правовые акты по обеспечению безопасности
человека;
- закон об уголовной ответственности;
- права и обязанности граждан в области пожарной безопасности;
- потенциальные опасности природного, техногенного и социального
происхождения, основы безопасной жизнедеятельности в опасных и чрезвычайных
ситуациях;
- правила безопасности дорожного движения;
- факторы, влияющие на репродуктивное здоровье человека;
- правила поведения людей в очаге инфекционного заболеваний;
- правила защиты населения от чрезвычайных ситуаций разного характера;
- средства индивидуальной защиты, устройство противогазов и респираторов,
способы применения защитной одежды;
- правила обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта;
- правила обеспечение безопасности в случае захвата в заложники или похищения;
- правила поведения при возможной опасности взрыва;
Учащиеся должны уметь:
- выполнять рекомендации населению по действию при угрозе и ходе оползней,
обвалов, селей.
- предпринимать рекомендуемые действия при угрозе бури, смерча или урагана.
- выполнять рекомендации населению по действиям при угрозе наводнения и во
время наводнения.
- выполнять меры безопасности в зоне лесных пожаров.
- выполнять действия при стихийных бедствиях, наиболее вероятных для Карелии;
- распознавать мимику, жесты незнакомцев;
- выполнять правила безопасного поведения на улице;
- обращаться за помощью в случае возникновения опасных ситуаций;
- соблюдать правила безопасности дорожного движения;
- правила поведения в местах большого скопления людей;
- проявлять бдительность и правильно действовать в случае угрозу
террористического акта;
- правильно действовать в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и
социального характера;
- оказывать первую помощь в неотложных случаях;
- пользоваться средства индивидуальной защиты;
- эвакуировать пострадавших без использования носилок;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни;
- накладывать повязки и жгут для остановки кровотечений;
Личностные:
4

В зависимости от потенциальных познавательных и психических особенностей
обучающиеся должны:
1. Сформировать установку на безопасный, здоровый образ жизни, бережное
отношение к природе;
2.
Уметь применять полученные знания на практике (развитие жизненной
компетенции);
3. Иметь положительную мотивацию к изучению предмета; сформированные и
развитые социально значимые мотивы учебной деятельности;
4.
Развить
положительные
личностные
качества:
наблюдательность,
самостоятельность, трудолюбие, активность, аккуратность, любознательность и другие.
5. Развить адекватные представления о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;


Система оценки планируемых результатов.
Требования к оценке планируемых результатов по программе, а также порядок,
формы и периодичность текущего, промежуточного, годового и итогового контроля
обучающихся регламентируется «Положением о текущем контроле успеваемости,
промежуточной и итоговой аттестации обучающихся».
В реализации программы применяются виды контроля: текущий и тематический. В
зависимости от вида деятельности (теоретические сведения или практические действия)
применяются
различные
способы
контроля:
наблюдение,
устный
опрос,
программированные
задания,
тесты.
Задания
обучающимся
подбираются
дифференцированно, с учётом психофизических особенностей и индивидуальных
способностей. Оценка за четверть и год выставляется по итогам текущего и тематического
контроля.
6. Содержание учебного предмета.

Опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального
характера. Чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от их
последствий. Понятие ЧС природного характера. Причины возникновения ЧС природного
характера. Виды опасных природных явлений.
Землетрясения. Происхождение землетрясений. Основные параметры землетрясения.
Меры, предпринимаемые по снижению потерь и ущерба от землетрясения. Рекомендации
по правилам безопасного поведения во время землетрясения.
Цунами. Происхождение цунами. Меры, предпринимаемые по снижению потерь и ущерба
от цунами. Рекомендации по правилам безопасного поведения во время цунами.
Обвалы, оползни, сели. Краткая характеристика и возможные последствия во время
обвалов, оползней, селей. Меры, предпринимаемые по предупреждению оползней, селей,
обвалов и снижению ущерба от их последствий. Рекомендуемые действия населения при
угрозе и ходе оползней, обвалов, селей.
Ураганы, бури, смерчи. Происхождение и оценка силы. Возможные последствия бурь,
ураганов, смерчей. Меры безопасности при угрозе бурь, ураганов, смерчей. Действия
населения при угрозе бурь, смерчей, ураганов.
Наводнения. Основные понятия и классификации наводнений. Возможные последствия от
наводнений. Меры по защите от наводнений. Рекомендации населению по действиям при
угрозе наводнений и во время наводнения.
Лесные и торфяные пожары. Виды лесных пожаров и их последствия. Причины
возникновения лесных пожаров. Профилактика лесных и торфяных пожаров, их
неблагоприятные последствия. Меры безопасности в зоне лесных пожаров.
Аварии на взрывопожароопасных объектах, их причины и возможные последствия.
Аварии на гидротехнических сооружениях, их причины и возможные последствия.

5

Причина возникновения очага инфекционных заболеваний, основные виды опасных
инфекций, правила поведения в очаге инфекционных заболеваний. Средства
индивидуальной защиты, устройство противогазов и респираторов, способы применения
защитной одежды.
Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта. Обеспечение
безопасности в случае захвата в заложники или похищения.
Человек и его среда обитания. Обеспечение личной безопасности человека.Возможные
опасности при проникновении в жилище незнакомых людей (ограбление квартиры,
похищение детей с целью выкупа, с целью продажи бездетным семьям и т.д.) правила
безопасного поведения при возникновении угрозы личной безопасности в квартире, на
улице, около дома, в лифте, в подъезде.
Личная безопасность на улице. Улица – место повышенной опасности. Правила безопасного
поведения на улице в различных ситуациях: потерял родителей, игры на улице, во дворе,
новые знакомства и т.д.
Пожарная безопасность. Причины возникновения пожара (в помещении, транспорте, на
природе). Чем он опасен. Меры предупреждения возникновения пожара. Правила
поведения при пожаре.
Безопасность в общественном транспорте. Виды общественного транспорта. Правила
безопасности на остановках общественного транспорта. Правила безопасности в метро,
автобусе, троллейбусе, в трамвае. Поведение в общественном транспорте при
возникновении ЧС.
Чрезвычайные ситуации на транспорте. Автобус, троллейбус, трамвай и автомобиль.
Причины возникновения ЧС на транспорте. Троллейбус и трамвай – опасность поражения
электрическим током. Автобус и автомобиль – транспортные средства повышенной
опасности. Правила безопасного поведения на остановке, в салоне транспортного средства.
Правила поведения при аварийной ситуации в транспорте.
Опасные ситуации в метро. Причины возникновения ЧС в метро: на эскалаторе, на перроне,
в вагоне. Правила безопасного поведения и предупреждения аварийной ситуации в метро.
Чрезвычайные ситуации на железной дороге. Виды железнодорожного транспорта
(электричка, поезд). Потенциальная опасность, которая может возникнуть в вагоне поезда.
Правила поведения на железнодорожной станции и железнодорожных путях. Виды
аварийных ситуаций на железной дороге: экстренное торможение, столкновение поездов,
пожар. Правила поведения в аварийной ситуации: в случае пожара, в случае столкновения
поездов.
Опасные ситуации на водном транспорте. Причины бедствий на реках, морях, океанах.
Правила поведения на судне. Средства спасения (спасательный жилет, шлюпки, надувные
плоты). Правила эвакуации с аварийного судна. Ситуация «Человек за бортом». Пожары на
суднах. Правила поведения при пожаре на судне.
Чрезвычайные ситуации на авиационном транспорте. Правила поведения в самолете в
различных опасных ситуациях (при взлете, при посадке, при захвате самолета
террористами). Безопасное расположение в самолете. Действия при разгерметизации в
самолете. Действия при пожаре в самолете.
Опасные ситуации в повседневной жизни. Личная безопасность
человека в
повседневной жизни.Городские службы обеспечения безопасности повседневной жизни:
милиция, пожарная охрана скорая медицинская помощь, телефоны доверия, служба МЧС.
Их основные функции: предупреждение ЧС, подготовка населения к необходимым
действиям во время ЧС, ликвидация ЧС, помощь пострадавшим от ЧС. Система
оповещения, средства оповещения, сигналы оповещения. Действия населения при
получении сигналов оповещении. Система оповещения при пожаре в нежилых помещениях.
Средства пожаротушения: огнетушители, пожарные краны, песок.Эвакуация при пожаре и
панике. Причина возникновения пожара. Причины возникновения паники. Ошибки в
6

поведении людей в экстремальной ситуации. Правильные действия при пожаре в
общественном месте. Основные типы огнетушителей. Приведение огнетушителя в
действие.
Скейтборд и роликовые коньки. Правила пользования. Места для катания, защитные
средства (шлем, наколенники, налокотники, перчатки). Возможные последствия
пользования неисправным оборудованием. Проверка исправности средства для катания.
Правила езды на велосипеде. Правила пользования. Места для катания, защитные
средства(шлем, наколенники, налокотники, перчатки). Возможные последствия пользования
неисправным оборудованием.
Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи. Первая помощь при
порезах, ссадинах и ушибах. Оказание первой помощи при травмах и переломах костей.
Первая помощь при поражении электрическим током. Способы переноски пострадавших.
Оказание первой помощи пострадавшему. Переноска пострадавшего .Первая помощь при
кровотечениях. Наложение кровоостанавливающего жгута. Оказание первой помощи при
ДТП. Заболевания в пути.
Основы здорового образа жизни. Факторы, разрушающие здоровье. Алкоголизм. Влияние
алкоголя на здоровье человека. Наркомания. Влияние наркотиков и других психоактивных
веществ на здоровье человека. Табакокурение. Влияние табака на здоровье человека.
6. Тематическое планирование.
№
1

Тема
Опасные и
чрезвычайные
ситуации
природного,
техногенного и
социального
характера.

2

Человек и его
среда обитания.
Обеспечение
личной
безопасности
человека.

3

Опасные
ситуации в
повседневной

7

Виды деятельности
Работа с текстом учебника. Работа с
презентацией, интерактивной доской.
Работа в тетради: запись основных
понятий, действий в случае иного
стихийного бедствия и выводов. Беседа,
примеры из жизни по стихийным
бедствиям. Выполнение коррекционных
упражнений.
Просмотр видео фильмов «Стихийные
бедствия и действия при угрозе их».
Тестирование по изученному материалу,
нахождение в тексте ответов на вопросы.
Разбор ситуационных задач.
Работа с текстом учебника, презентацией,
интерактивной доской. Работа в тетради:
запись основных понятий, действий в
случае чрезвычайной ситуации и
выводов. Беседа, примеры из жизни,
связанные с криминальными ситуациями.
Выполнение коррекционных
упражнений.
Просмотр видео фильмов «Чрезвычайные
ситуации и действия при угрозе их»;
«Как не стать жертвой преступления».
Тестирование по изученному материалу,
нахождение в тексте ответов на вопросы.
Разбор ситуационных задач.
Работа с текстом учебника. Работа с
презентацией. Работа с интерактивной
доской. Работа в тетради: запись

Час.
25

Практ. Экск.
2
1

17

3

1

14

2

2

жизни. Личная
безопасность
человека в
повседневной
жизни.

4

4
8

основных понятий, действий в случае
любой опасной ситуации и выводов.
Беседа, примеры из жизни, связанные с
пожарами в жилище. Выполнение
коррекционных упражнений.
Просмотр видео фильмов по теме:
«Огонь – друг, огонь - враг»; «Правила
безопасного поведения при пожаре»;
«Эвакуация при пожаре». Тестирование
по изученному материалу, нахождение в
тексте ответов на вопросы.
Работа в тетради: запись основных
понятий, правил поведения на дороге и
выводов. Беседа, примеры из жизни,
связанные с дорожно-транспортными
происшествиями. Выполнение
коррекционных упражнений.
Просмотр видео фильмов по теме:
«Правила дорожного движения»;
«Правила велосипедиста»; «Участники
дорожного движения». Тестирование по
изученному материалу, нахождение в
тексте ответов на вопросы. Разбор
ситуационных задач
Основы
Работа с текстом учебника. Работа со
медицинских
схемами в учебнике. Работа с
знаний и
презентацией, интерактивной доской.
здорового образа Работа в тетради: запись основных
жизни.
понятий и действий при оказании первой
помощи. Беседа, примеры из жизни.
Выполнение коррекционных
упражнений.
Просмотр видео фильмов по теме
«Оказание первой помощи при травмах,
кровотечениях». Практическая работа:
способы переноски пострадавших,
наложение кровоостанавливающего
жгута, наложение шины. Тестирование
по изученному материалу, нахождение
ответов на вопросы в тексте. Работа в
тетради: запись основных понятий и
факторов, разрушающих здоровье.
Беседа, примеры из жизни. Выполнение
коррекционных упражнений.
Просмотр видео фильмов по теме
«Вредные привычки»; « Основы
здорового образа жизни». Знать, как
вредные привычки отражаются на
здоровье человека. Тестирование по
изученному материалу, нахождение
ответов на вопросы в тексте.
Обобщающий
Беседа. Самостоятельное решение

11

1

4

урок за учебный
год.
Итого

тестовых заданий и упражнений по темам
года.
68

11

4

7. Календарно-тематическое планирование
№

1
2
3
4
5
6
7
8

9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
1
2
3

4
5

9

Тема
1 четверть (18час)
Опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного
и социального характера.
Различные природные явления и общая характеристика природных
явлений.
Опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и
социального характера.
Землетрясения. Причины возникновения, возможные последствия.
Действия населения при угрозе землетрясения.
Моретрясение, цунами. Причины возникновения, возможные
последствия.
Действия населения при угрозе от цунами. Правила поведения при
поступлении сигнала о возможном приходе цунами.
Оползни, обвалы, сели. Причины возникновения, возможные
последствия.
Правила безопасного поведения при возникновении обвалов,
оползней, селей. Правила поведения при заблаговременном
оповещении об опасности обвала, оползня, селя.
Ураганы, бури. Причины возникновения, возможные последствия.
Действия населения при угрозе возникновения и во время
ураганов, бурь.
Смерчи. Причины возникновения, возможные последствия.
Действия населения при угрозе возникновения и во время смерча.
Наводнения. Причины возникновения, возможные последствия.
Действия населения при угрозе и во время наводнений.
Лесные и торфяные пожары, их характеристики .
Правила безопасного поведения во время пожаров и защита от них.
Решение ситуативных задач .
Защита населения от чрезвычайных ситуаций разного характера.
2 четверть (14 час)
Аварии на взрывопожароопасных объектах, их причины и
возможные последствия.
Аварии на гидротехнических сооружениях, их причины и
возможные последствия.
Причина возникновения очага инфекционных заболеваний,
основные виды опасных инфекций, правила поведения в очаге
инфекционных заболеваний.
Средства индивидуальной защиты, устройство противогазов и
респираторов, способы применения защитной одежды.
Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического
акта.

Кол-во Дата
час.
25ч.
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

6
7

8
9
10
11
12
13
14
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

1
2
3
4
5
10

Обеспечение безопасности в случае захвата в заложники или
похищения.
Решение ситуативных задач .
Человек и его среда обитания. Обеспечение личной
безопасности человека.
Что такое опасная и чрезвычайная ситуация.
Безопасное поведение при угрозах криминального характера.
Как не стать жертвой преступления.
Распознавание намерений незнакомца по его выражению лица,
жестам.
Самооборона и ее пределы, юридическая защита личности.
Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Тестовые задания. Решение ситуативных задач .
3 четверть (20 час)
Безопасное поведение на улице и в общественных местах .
Безопасное поведение в метро.
Безопасное поведение в лифте.
Безопасное поведение в подъезде.
Безопасное поведение в толпе.
Безопасность в общественном и личном транспорте.
Безопасность в железнодорожном транспорте.
Безопасность на воде и водном транспорте.
Опасные ситуации в воздушном транспорте.
Решение ситуативных задач .
Опасные ситуации в повседневной жизни. Личная безопасность
человека в повседневной жизни.
Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и
последствия.
Влияние человеческого фактора на причины возникновения
пожаров.
Профилактика пожаров в повседневной жизни, безопасное
поведение в бытовых ситуациях.
Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности
Причины поражения электрическим током, меры профилактики.
Безопасное поведение в кабинетах школы (мастерских,
компьютерном классе).
Меры профилактики травматизма в старшем школьном возрасте.
Решение ситуативных задач и тестов.
Участники дорожного движения. Водитель, пешеход, пассажир.
Причины дорожно-транспортных происшествий и возможные
последствия.
4 четверть (16 час)
Скейтборды, роликовые коньки. Правила пользования защитными
средствами.
Водитель велосипеда, мопеда - полноправный участник дорожного
движения.
Правила перевозки пассажиров на велосипедах, мопедах,
мотоциклах
Решение ситуативных задач, тестов.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Виды ран, первая помощь при ранениях.

1
1
17
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
14
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
11
1

6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

Правила наложения повязок.
Первая помощь при переломах.
Наложение шины.
Первая помощь при кровотечениях.
Наложение кровоостанавливающего жгута.
Оказание первой помощи при ДТП. Заболевания в пути.
Основы здорового образа жизни. Факторы, разрушающие здоровье.
Алкоголизм. Влияние алкоголя на здоровье человека.
Наркомания. Влияние наркотиков и других психоактивных
веществ на здоровье человека.
Табакокурение. Влияние табака на здоровье человека.
Обобщающий урок (тестовые задания).

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение предмета
Учебники для общеобразовательных учебных заведений:
1. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват.
учреждений / М. П. Фролов, Е. Н. Литвинов, А. Т. Смирнов и др. ; Под ред. Ю. Л.
Воробьёва. – М.: ООО «Издательство Астрель» : ООО «Издательство АСТ», 2003. –
173 с.
2. Основы безопасности жизнедеятельности 6 кл.: учеб. для общеобразоват.
учреждений / М. П. Фролов, В. П. Шолох, М. В. Юрьева, Б. И. Мишин; под ред. Ю. Л.
Воробьёва. – М.: Астрель, 2013. – 190 с.
3. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 кл.: учеб. для общеобразоват.
учреждений / М. П. Фролов, Е. Н. Литвинов, А. Т. Смирнов и др. : Под ред.Ю. Л.
Воробьёва. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 158 с.
4. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 кл.: учеб. для общеобразоват.
учреждений / А. Т. Смирнов, М. П. Фролов, Е. Н. Литвинов и др. : Под ред.Ю. Л.
Воробьёва. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. – 206 с.
5. Основы безопасности жизнедеятельности: 9 кл..: учеб. для общеобразоват.
учреждений / А. Т. Смирнов, М. П. Фролов, Е. Н. Литвинов и др. – 2-е изд., перераб.
– М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 315 с
6. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учеб.
заведений / В. В. Поляков, М. И. Кузнецов, В. В. Марков, В. Н. Латчук. – 3-е изд.
стереотип. – М.: Дрофа, 2001. – 144 с.
7. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 кл.: учебник для общеобразоват.
учреждений / А. Г. Маслов, В. В. Марков, В. Н. Латчук, М. И. Кузнецов и др. – 6-еизд. стереотип. – М.: Дрофа, 2004. – 192 с.
8. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 кл.: учебник для общеобразоват. учеб.
заведений / С. Н. Вангородский, М. И. Кузнецов, В. Н. Латчук, В. В. Марков. – 4-е изд.
стереотип. М.: Дрофа, 2002. – 208 с.
9. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 кл.: учебник для общеобразоват. учеб.
заведений / С. Н. Вангородский, М. И. Кузнецов, В. Н. Латчук, В. В. Марков. – 4-е изд.
стереотип. М.: Дрофа, 2004. – 256 с.
10.Молис С.С., Молис С.А. Активные формы и методы обучения биологии. – М.:
Просвещение, 1988. – 175 с.
11.Обучение детей с нарушениями интеллектуального
развития:(Олигофренопедагогика) /Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Академия,2000. –
С.152-172.

11

12.Худенко Е.Д. Естествознание во вспомогательной школе//Коррекционно-

развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых
школьников. – М.: МГПИ, 1987. – С. 65-69.
13.Худенко Е.Д. Формирование биологических понятий на уроках естествознания
//Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания умственно
отсталых школьников. – М.: МГПИ, 1983. – С. 72-77.
Рабочие тетради:

Рабочая тетрадь по ОБЖ: к учебнику «Основы безопасности жизнедеятельности. 5
класс» под ред. Ю. Л. Воробьёва: 5-й кл. / Р. Г. Драновская – М.: АСТ: Астрель:
Полиграфиздат. 2012. – 61 с.

Рабочая тетрадь по ОБЖ: к учебнику «Основы безопасности жизнедеятельности. 6
класс» под ред. Ю. Л. Воробьёва: 6-й кл. / М. В. Галкина. – М.: АСТ: Астрель:
Полиграфиздат. 2011. – 62 с.

Рабочая тетрадь по ОБЖ: к учебнику М. П. Фролова, М. В. Юрьевой и др. «Основы
безопасности жизнедеятельности. 7 класс» под ред. Ю. Л. Воробьёва: 7-й кл. / Юрий
Петрович Подолян. Москва: Астрель, 2013. – 63 с.
Методическое пособие:
 Латчук В. Н., Марков В. В. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 кл.: Метод.
пособие. – 3-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2001. – 128 с.
 Латчук В. Н., Марков В. В., Маслов А. Г. Основы безопасности жизнедеятельности.
6 кл.: Метод. пособие. – 3-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2001. – 128 с.
 Латчук В. Н., Марков В. В. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 кл.: Метод.
пособие. – 2-е изд. М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2000. – 96 с.
 Латчук В. Н., Марков В. В., Маслов А. Г. Основы безопасности жизнедеятельности.
8 кл.: Метод. пособие. - М.: Дрофа, ДиК, 2000. – 128 с.
 Латчук В. Н., Марков В. В., Маслов А. Г. Основы безопасности жизнедеятельности.
9 кл.: Метод. пособие. - М.: Дрофа, ДиК, 2000. – 96 с.
Электронное пособие для проведения занятий по курсу «Основы безопасности
жизнедеятельности» в начальной школе. 3 DVD – диска г. Рязань 2009г. Педагогическое
сопровождение к.п.н. Живикин В.Н.
VIDEO – кассеты «Грозные силы природы (в зоне опасности)» 12 фильмов ЗАО
«Издательский Дом Ридерз Дайджест» 1999г.
Мультимедийный комплекс уроков по ОБЖ. DVD диски по темам:
Уроки по ОБЖ для 5 класса по Смирнову В.Д.
Уроки по ОБЖ для 6 класса по Смирнову В.Д.
Уроки по ОБЖ для 7 класса по Смирнову В.Д.
Дидактические материалы:
- В.Н. Латчук, В.В. Марков, М.П. Фролов Основы безопасности жизнедеятельности. 59кл.: Дидактические материалы. – 2-е изд., стереотип. - М: ДРОФА, 2001. – 320 с.
- Основы безопасности жизнедеятельности: Примерные вопросы и ответы для подготовки
к выпускному экзамену. 9 кл. / Сост. В.Н. Латчук, С.К. Миронов, Б.И. Мишин. - М.:
Издательство НЦ ЭНАС, 2004. – 112 с.
- Основы безопасности жизнедеятельности 9 Готовые ответы на экзаменационные
вопросы. – М. «Абрис Д», СПб.: «Виктория плюс», 2005. – 96 с.
- Основы безопасности жизнедеятельности. Планирование и организация занятий в
школе. 5-11 кл.: метод. Пособие / В.Н. Латчук, С.К. Миронов, Б.И. Мишин. – 3-е изд.,
стереотип. - М: ДРОФА, 2004. – 89 с.
- Соловьев С. С. Основы безопасности жизнедеятельности. Тесты. 5-11 кл.: Учебнометод. Пособие. - М: Дрофа, 2003. – 208 с.
- Михайлов Л. А., Старостенко А. В. Основы безопасности жизнедеятельности: Методика
обучения: 5-6 классы: Пособие для учителя. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена;
Изд-во «Союз», 2001. – 240 с.
12

- Скрипник Л. Ю. Пожарная безопасность в школе: Методическое пособие. – 2-е изд. М.: Айрис-пресс, 2005. – 64 с.
- Мардерфельд В. Л. Рабочие материалы для учителя по учебному курсу «Основы
безопасности жизнедеятельности». - СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2002. – 232 с.

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».