Рабочая программа учебного предмета «Экономический практикум» АООП для обучения лиц с ОВЗ (умеренная, глубокая умственная отсталость)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Костомукшского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.С.Пушкина»
(МБОУ КГО «СОШ №2 им. А.С.Пушкина»)

«Согласовано»
на заседании МСШ
протокол №1
от 26.08.2024 г.
Руководитель МСШ

«Принято»
педагогическим советом
протокол №1
от 27.08. 2024 г.
Директор школы

«Утверждено»
приказ по школе №151
от 30.08.2024г.
Директор школы
Герасимчук Н.Н.

Хинконен Л.И

Герасимчук Н.Н.

Рабочая программа
учебного предмета «Экономический практикум»
адаптированной основной общеобразовательной программы
для обучения лиц
с ограниченными возможностями здоровья
(умеренная, глубокая умственная отсталость)

г. Костомукша, 2024 г
1

Программа «Экономический практикум. 11 класс».
1. Пояснительная записка.

Рабочая программа «Экономический практикум» для 11 классов составлена на
основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом
Минобрнауки РФ №1599 от 19 декабря 2014г.
- Адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ КГО «СОШ им.А,С,Пушкина»
Данная программа модульная, основана на программах:
1. Стариченко Т.Н. Программно-методические материалы по курсу "Экономический
практикум" в выпускных классах спец.(коррекц.) общеобразовательных учреждений VIII
вида.- М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003. - 184 с.
2. Интегрированный курс математики (10-12 классы) (И.И.Базовая, О.А.Блинкова,
В.И.Титова).
Новая
модель
обучения
в
специальных
(коррекционных)
общеобразовательных учреждениях VIII вида: Новые учебные программы и методические
материалы. - Книга 2/ Под редакцией А.М.Щербаковой. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002. 184 с.
3. Программа непрерывного социально-экономического образования и воспитания
учащихся 1-8 классов общеобразовательных школ (РАО, под ред. И.А. Сасовой. Автор
программы Н.В. Новожилова). Сборник программно-методических материалов по
экономике для общеобразовательных учреждений./Сост.Б.И. Мишин,Л.Н.Поташева.М.:Вита-Пресс, 2008. - 240с.
Основной задачей общеобразовательной коррекционной школы является создание
условий, способствующих овладению обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) социальными (жизненными) компетенциями,
необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими
становление социальных отношений обучающихся в различных средах. Решению этой
задачи направлено и содержание данной программы.
Целью реализации программы является:
Формирование общих представлений об основах экономики, в частности
экономики семьи. Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при
решении соответствующих возрасту житейских задач в различных видах практической
деятельности.
Задачи:

формирование навыков решения задач практического содержания, связанных с
различными социально-бытовыми и другими жизненными ситуациями и умений
применять имеющиеся математические знания, умения и навыки в конкретной
жизненной ситуации;

закрепление умений
ориентироваться в различном числовом материале
(стоимости разнообразного товара, прейскурантах цен, расписании, меню,
квитанциях и т.д.);

развитие положительных качеств личности, уверенности в возможности
решения конкретных проблемных ситуаций;

формирование социальных мотивов учебной деятельности.
2.Общая характеристика учебного предмета.
2

Знакомство обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) с рыночными отношениями целесообразно начать с изучения экономики
семьи, так как их социальный опыт настолько мал, что объяснить механизм рыночной
экономики на другой основе не представляется возможным. Кроме того, семья
представляет собой общество в миниатюре, т. е. она экономически развивается по тем же
законам, что и общество в целом. Семья — самое ближайшее социальное окружение
ребенка. Она позволяет включить школьника в реальные, а не имитационные социальноэкономические отношения.
Программа «Экономический практикум» знакомит обучающихся с экономической
жизнью семьи, формированием ее бюджета, правилами ведения семейного хозяйства,
«домашней бухгалтерией» и др. Основой программы является решение жизненных задач
практического
содержания
и
упражнений,
способствующих
дальнейшему
совершенствованию уже приобретенных навыков, а также программа учит обучающихся
распознавать в окружающей жизни математические факты.
Содержание курса определяет своеобразие его методики. Значительная часть
учебного времени отводится деловым играм, тренингам, практическим работам,
семейным домашним заданиям, экскурсиям, знакомству с рыночными структурами,
окружающими семью.
На уроках по реализации данной программы основными методами обучения
являются: знакомство с числовым материалом по теме "Бюджет семьи" (работа с
наглядным дидактическим материалом), беседа, практическая работа по составлению и
решению задач практического содержания (фронтальная и индивидуальная),
самостоятельная работа по решению задач разной степени сложности в зависимости от
возможностей обучающихся, создание проблемной ситуации, использование ИКТ
(компьютерная презентация, интерактивная доска).
3. Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Экономический практикум» в учебном плане относится к
образовательной области – математика федерального компонента. Программа рассчитана
на 1 год (11 класс), реализуется 2 часа в неделю (68 часов в год).
4. Результаты освоения предмета.
Предметные:
В зависимости от потенциальных познавательных и психических
особенностей обучающиеся должны знать и уметь:

цены на основные продукты и товары, уметь рассчитывать стоимость набора,
сдачу;

уметь ориентироваться в различном числовом материале (стоимости
разнообразного товара, прейскурантах цен, расписании, меню, квитанциях и т.д.),

плату за основные коммунальные услуги, уметь рассчитывать стоимость
электроэнергии по показаниям счетчика;

виды лекарств, стоимость, уметь определять срок годности покупаемого
лекарства;

уметь ориентироваться в расписании движения разного транспорта, вычислять
время движения до пункта назначения.

определять время по циферблату.
Личностные: В зависимости от потенциальных познавательных и психических
особенностей у обучающихся могут быть сформированы:
1.
Умения применять полученные математические знания в решении практических
задач конкретной жизненной ситуации;
3

2. социальные мотивы учебной деятельности;

положительные личностные качества: самостоятельность, трудолюбие, активность,
уверенность в возможности решения конкретных проблемных ситуаций.
3.



Система оценки планируемых результатов.

Требования к оценке планируемых результатов по программе, а также порядок,
формы и периодичность текущего, промежуточного, годового и итогового контроля
обучающихся регламентируется «Положением о текущем контроле успеваемости,
промежуточной и итоговой аттестации обучающихся».
Усвоение программного материала осуществляется через текущий, тематический и
итоговый контроль. Учитывая огромные сложности в усвоении решения задач
практического содержания умственно отсталыми обучающимися, сложности в переносе
усвоенных математических знаний и умений в новую ситуацию, самостоятельное решение
данных задач предполагает направляющую помощь учителя. В текущем контроле
оценивается активность обучающегося, уровень самостоятельности и математические
умения. Тематический контроль включает 2-3 задачи по теме разной степени сложности в
зависимости от возможностей обучающихся, которые даются последовательно, с
предварительной беседой по теме. Такие же условия сопровождают итоговый контроль.
Примерная контрольная работа за год состоит из заданий, отражающих усвоение
практических умений:

составить набор продуктов на заданную сумму, найти сдачу;

рассчитать стоимость коммунальных услуг по квитанциям;

определить срок годности покупаемого лекарства;

задача на ориентировку в расписании движения транспорта.
5. Содержание учебного предмета.

4

Содержание темы
Тема: Понятие об экономике. Личная экономика.
Понятие об экономике. Экономические ресурсы, блага. «Экономическая
матрешка». Жизненные ситуации: экономические процессы и
экономические объекты, причастные к ситуации.
Личная и семейная экономика.
- Товары личной гигиены - необходимые и дополнительные, расчёт
стоимости набора, сдачи. Вычисление срока годности косметических
средств по дате изготовления и сроку хранения.
- Решение задач на определение затрат на средства для стирки (ручная,
машиной - автомат).
- Лекарственные средства. Аптека. Расчет стоимости лекарства при
простудных заболеваниях. Вычисление срока годности лекарственных
средств по дате изготовления и сроку хранения.
- Виды транспортных средств. Расписание движения автобусов с
автовокзала городов Петрозаводск, Медвежьегорск. Составление и решение
задач. Расчет стоимости проезда Медвежьегорск-Петрозаводск.
- Городской транспорт (разовые билеты туда и обратно: на день, на месяц и
проездные билеты). Сравнение. Выгодно – невыгодно.
- Расписание движения поездов по станции Медвежья гора. Решение задач
практического содержания на вычисление времени в пути, расчет времени
до отправления.
- Стоимость железнодорожного билета (плацкарт, купе, общий вагон, СВ ).
Экономия.
- Косметический ремонт комнаты, виды ремонта. Стоимость материалов.
Дороже - дешевле. Экономия. Расчет стоимости ремонта и количества
материалов для ремонта (обои, клей, краска, ламинат, плинтус и др.).
Сравнение стоимости косметического ремонта комнаты своими руками.
Решение задач.
- Скидка. Одежда по сезону. Стоимость, сравнение цен. Выбор одежды по
цене в зависимости от дохода. «Секонд-хенд». Скидка. Стоимость одежды
на сезон. Обувь по сезону. Стоимость обуви, сравнение цен. Ремонт обуви.
- Покупка дорогой вещи (одежда, бытовой техники, электроники).
- Принципы выбора способов разумного расходования денег, времени,
продуктов экономики.
Рассуждения на тему «Время — деньги». Задачи на определение выгоды
путем сравнения полученных результатов от:
� покупки единого проездного билета;
� покупки товара мелким оптом;
� покупки более дорогих и качественных вещей
и т.п.
Тема: Семейная экономика. Бюджет семьи

5

Математический
материал
Значение
математических
знаний и умений
их применять на
практике для
экономики семьи.
Целые числа.
Меры стоимости.
Скорость, время,
расстояние.
Меры времени.
Калькулятор.
Периметр,
площадь
прямоугольника.
Проценты.
Времена года.
Математические
действия на
сложение и
вычитание мер
стоимости.
Нахождение
суммы и разности
чисел.
Понятия «дороже
— дешевле»,
«больше на … —
меньше на …»,
«выгодно — невыгодно».

- Семейный бюджет. Статьи доходов и расходов.
- Виды доходов. Решение задач на расчёт доходов в зависимости от видов
доходов. Составление и решение задачи на определение дохода
(жизнеобеспечения) семьи в месяц, состоящей из определенного количества
членов семьи определенного типа, например, родители и ребенок
школьного возраста, родители, бабушка и ребенок-дошкольник, ребенокшкольник и т.п.
- Виды расходов: питание, коммунальные платежи, расходы на одежду,
обувь, культурные потребности. Потребности, запросы, нужды членов
семьи в современном обществе. Потребности физические, материальные,
духовные. Задачи на составление статей расходов на семью (определенного
типа) на месяц, на день, (предусмотреть ежемесячное выделение
определенной суммы на накопления в сбербанке). Сопоставление статьи
расходов в соответствии с доходами семьи соответствующего типа.
Управление семейной экономикой — это поиск наиболее разумного способа
использования доходов семьи для обеспечения более высокого уровня
жизни.
Задача на исключение необоснованных расходов семьи в месяц и
перераспределение высвобожденных средств в иные статьи расходов,
которые обеспечат более высокий уровень жизни семьи.
-Виды коммунальных услуг в зависимости от жилого фонда.
Работа с квитанциями. Виды оплаты (где оплатить).
- Сбережения. Сбербанк, виды вкладов, знакомство с процентами по
вкладам, расчет прибыли по вкладу.
Семейный бюджет. Расходы на питание.
Продукты. Масса продуктов (в упаковке, без упаковки), сравнение массы.
Цена в различных магазинах.
Вычисление стоимости определенной массы продуктов (100г, 300г, 1/2кг, 2
кг, десяток, набора продуктов).
Расчёт и определение количества однородного товара (продуктов), которого
можно купить на заданную сумму.
Набор продуктов питания на определенную сумму денег.
Покупка продуктов питания в супермаркете. Соотнесение купленных
товаров с пробитым чеком. Проверка правильности оплаты и получение
сдачи с помощью калькулятора.
Рецепт определенного блюда. Расчет стоимости набора продуктов для
приготовления блюда. Сравнение стоимости блюда в столовой (кафе) и
приготовленного своими руками.
Стоимость блюд (расчет по рецепту). Состав семьи. Расчет стоимости блюд
в зависимости от состава семьи.
Стоимость набора продуктов для приготовления завтрака в соответствии с
меню. Стоимость такого же завтрака в кафе (столовой), сравнение.
Выбор меню на ужин. Набор продуктов в соответствии с меню для
приготовления ужина. Стоимость ужина в кафе, сравнение.
Меню обеда. Набор продуктов в соответствии с меню для приготовления
обеда. Стоимость обеда в кафе, сравнение.
Встреча друзей. Меню праздничного стола. Рецепты праздничных блюд.
Набор продуктов, его стоимость.
Бюджет семьи. Расходы на питание. Расчет стоимости питания в столовой
на день, неделю, месяц. Работа с меню столовой (кафе).
Натуральное и товарное хозяйство.

6

Целые числа,
десятичные
дроби. Проценты.

Решение задач на
- вычисление
дохода по
различным видам
вкладов в
сбербанк;
- определение
выгоды от
покупки товаров в
кредит и т.п.

Меры массы,
стоимости.
Соотношение,
преобразование
мер.
Измерительные
приборы.
Понятия «тяжелее
— легче».
Выполнение
упражнений на
сравнение
величин массы.
Решение задач на:
сравнение веса
купленного
необработанного
продукта с весом
обработанного
продукта.

Понятие об экономике. Личная и семейная экономика. Экономика
предприятий. Экономика государства. Мировая экономика.
Понятия: натуральное хозяйство, разделение труда, товар, товарное
хозяйство. Решение задач на вычисление дохода с хозяйства.
Понятия: бартер или натуральный обмен. Решение задач на вычисление
равноценности бартера.
Понятия: производительность труда, механизация, автоматизация, рабочая
неделя, ручной труд на примере профессии маляр. Задачи на проценты.
Понятия: профессия (овощевод, рабочий по уходу за животными, маляр) виды деятельности, доход, прибыль. Расчет прибыли с пришкольного
участка, подсобного хозяйства.
Прожиточный минимум. Потребительская корзина.
Трудоустройство.
- Заработная плата по специальностям, доступных выпускникам на разных
предприятиях. Оплата за работу в праздничные, выходные дни, ночное
время. Вычисление трудового стажа.
- Отчисления зарплаты (подоходный налог и т.д.)
- Начисление по больничному листу в зависимости от стажа работы.
- Отпуск, продолжительность в календарных днях.
- Режим рабочего времени. Расчет времени: рабочее время, время на дорогу
до работы, обеденное время. Трудовой кодекс РФ. Статья 100.

Действия с
целыми числами и
десятичными
дробями.
Проценты

Меры времени.
Решение задач на
вычисление
продолжительнос
ти события.
Задачи на
нахождение суммы
подоходного
налога от
заработной платы;
отчисления от
заработной
платы в
пенсионный
фонд; Календарь.

6. Тематическое планирование
Тема
Понятие об
экономике.
Личная
экономика.

Семейная
экономика.
7

Основные виды деятельности
Работа с презентацией. Работа с интерактивной доской. Разбор
жизненных ситуаций и примеров. Работа со словарем, поиск
понятий по теме. Работа в тетради: заполнение таблиц. Выполнение
коррекционных упражнений и заданий. Работа с дидактическим
материалом: прейскурант цен на товары личной гигиены, на
лекарственные препараты, на услуги парикмахерской, на средства
для стирки, на средства для ремонта помещений, на хозяйственные
товары, на бытовые приборы и сантехнику, на одежду и обувь.
Работа с натуральной наглядностью: изучение и инструкции и
определение срока годности. Работа с дидактическим материалом:
расписание движения поездов со станции Медвежья гора, движения
автобусов междугороднего сообщения, железнодорожными
билетами, билетами на автобусы междугороднего сообщения.
Составление и решение задач практического содержания по видам
профильного труда, по жизненным ситуациям, по содержанию с
другими предметами.
Работа с презентацией. Работа с интерактивной доской. Разбор
жизненных ситуаций и примеров. Работа со словарем, поиск

Кол-во
часов
17 ч

15ч.

Бюджет семьи

понятий по теме. Работа в тетради: заполнение таблиц, рисунки,
запись доходов и расходов, расчет семейного дохода в зависимости
от состава семьи. Выполнение коррекционных упражнений и
заданий. Работа с натуральной наглядностью: квитанции на
телефон и интернет. Работа с фотографиями квитанций на телефон
и интернет.Работа с натуральной наглядностью: квитанции на
оплату коммунальных услуг. Работа с фотографиями квитанций на
оплату коммунальных услуг.Работа с каталогами газет, журналов
«Почта России». Составление и решение задач практического
содержания по видам профильного труда, по жизненным
ситуациям, по содержанию с другими предметами.
Семейный
Работа с презентацией. Работа с интерактивной доской. Разбор
бюджет.
жизненных ситуаций и примеров. Работа со словарем, поиск
Расходы
на понятий по теме.Работа с дидактическим материалом: прейскурант
питание.
цен на продукты питания. Работа с меню столовой, кафе, спец.
заказа, с рецептами блюд, с чеками продуктовых магазинов, с
каталогами супермаркетов. Работа с натуральной наглядностью:
набор продуктов (разные продукты). Составление и решение задач
практического содержания по видам профильного труда, по
жизненным ситуациям, по содержанию с другими предметами.
Натуральное и Работа с интерактивной доской и презентацией. Выполнение
товарное
коррекционных упражнений. Разбор жизненных ситуаций и
хозяйство.
примеров. Работа со словарем, поиск понятий по теме. Работа в
тетради: запись понятий, решение задач на вычисление дохода с
хозяйства, на вычисление равноценности бартера, на вычисление
процентов. Работа с дидактическим материалом: отчет о работе
подсобного хозяйства школы и пришкольного участка.
Прожиточный минимум. Потребительская корзина. Составление и
решение задач практического содержания по видам профильного
труда, по жизненным ситуациям, по содержанию с другими
предметами.
Трудоустройств Работа с презентацией. Работа с интерактивной доской. Работа со
о
словарем, поиск понятий по теме. Работа в тетради: решение задач
на вычисление продолжительности события, вычисление
трудового стажа,сравнение заработков по специальностям.
Выполнение коррекционных упражнений. Разбор жизненных
ситуаций и примеров.Работа с натуральной наглядностью:
Трудовой кодекс РФ, расчетный заработный лист, больничный лист,
календарь
Итого

20 ч

9ч.

7ч.

68 час.

Календарно-тематическое планирование (Приложение)
7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение предмета
1. Литература для учителя:
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в редакции от 22.12.2014 г.
- Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных
учреждениях VIII вида: Новые учебные программы и методические материалы. - Книга 2/
Под редакцией А.М.Щербаковой. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002. - 184 с.

8

- Стариченко Т.Н. Программно-методические материалы по курсу "Экономический
практикум" в выпускных классах спец.(коррекц.) общеобразовательных учреждений VIII
вида.- М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003. - 184 с.
- Стариченко Т.Н. Экономический практикум в специальном (коррекционном)
общеобразовательном учреждении VIII вида. Учебно-методическое пособие. - М.: Изд-во
НЦ ЭНАС, 2004. - 152 с.
- Гладкая В.В Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных
(коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида: Методическое пособие. - М.:
Издательство НЦ ЭНАС, 2003. – 192 с.
- Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе
8 вида: Учеб.для студ. дефект. фак. педвузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. –
408 с.
2. Материальное оснащение программы:
- Дидактический наглядный материал, раздаточный материал.
- Мультимедийное оборудование;
- Интерактивная доска;
- Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором магнитов;
- Калькуляторы
- Справочная информация из Интернета.
Тема
Раздаточный материал
Личная гигиена Стоимость товаров личной гигиены.
Наборы косметических средств, средств личной гигиены, набор
парфюмерии.
Аптека.
Стоимость лекарства при простудных заболеваниях. Лекарственные
Лекарственные средства, для вычисления срока годности по дате изготовления и сроку
средства.
хранения.
Жилище
Материалы для ремонта (стоимость).
Рекламные прайсы по стоимости бытовых приборов, мебели и т.д.
Служба быта
Вес белья.
Средства для стирки.
Ремонт обуви. Прейскурант цен.
Химчистка. Прейскурант цен.
Средства связи
Каталоги газет, журналов «Почта России»
Квитанции «счет за услуги связи».
Тарифы по оплате за телефон.
Транспорт
Расписание движения автобусов междугороднего сообщения.
Расписание движения поездов по станции Медвежья Гора.
Железнодорожные билеты. Билеты на автобусы междугороднего
сообщения.
Питание
Стоимость продуктов питания.
Торговля
Хозяйственные товары. Стоимость.
Меню столовой, кафе, спец. заказа.
Рецепты блюд.
Чеки с продуктовых магазинов
Бюджет
Плата за содержание жилья. Стоимость коммунальных услуг. Тарифы.
Потребительская корзина по РК.
Квитанции по оплате коммунальных услуг.
Квитанции. Плата за электроэнергию.

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».