О кадетском движении

22.11.2018

01.01.2017

Развитие кадетского движения в Костомукше

2004 - 2015

 

     Система образования достаточно быстро реагирует на задачи, поставленные новым этапом исторического развития России.

В соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 9 апреля 1997 г. № 118-рп «О создании общеобразовательных учреждений – кадетских школ (школ-интернатов)» кадетские формы обучения и воспитания стали утверждаться в системе образовательных учреждений новой России. Создание кадетских корпусов, воспитанники которых на протяжении 200-летний истории составляли гордость и славу императорской России и дали ей выдающихся деятелей, ярких представителей науки и культуры,   является сегодня одной из наиболее востребованных традиций российской педагогики. В настоящее время в Российской Федерации действует 19 кадетских школ, 50 кадетских школ-интернатов, 440 кадетских классов.    

     Идея кадетского воспитания подростков в городе Костомукша была инициирована в 2004 году и развита   педагогами МБОУ   «СОШ №2 им. А.С.Пушкина»   Молчановой Л.Д., Бушиловой Н.А., Герасимовой Г.И., Ананьевой И.В., Выгляндаловой Л.В. Кадетские классы в общеобразовательной школе – эффективная форма образования   ребят в тесном единстве семьи, школы и общества, которая реализуется в условиях малого города России   в соответствии с действующей нормативно-правовой базой и опытом образовательных учреждений страны.    В настоящее время куратором кадетского движения является учитель высшей квалификационной категории, преподаватель - организатор ОБЖ Надежда Николаевна Герасимчук.

     Основные цели кадетского движения соответствуют  требования ФГОС нового поколения и Программе развития воспитательной компоненты в ОУ:

  • максимальное удовлетворение запросов населения КГО по обеспечению     подготовки подрастающего поколения граждан, изъявивших желание посвятить свою     трудовую деятельность исполнению обязанностей в сфере государственной и военной службы;
  • восстановление российских духовно-нравственных традиций;
  • воспитание у учащихся высоких гражданских, патриотических и духовно-нравственных качеств, их готовности к служению Отечеству на гражданском или военном поприще.

     Состоялось три выпуска кадет, освоивших ООП С(П)ОО: 2006 (классный руководитель Герасимова Г.И.), 2009 (КР Князева С.П.) , 2013 годы ( КР Герасимчук Н.Н.).   Итоги школьного образования и последующее отслеживание пути кадет-выпускников позволяют положительно оценить опыт кадетского движения в Костомукше. Большинство кадет показали хорошие и отличные оценки в период итоговой аттестации, овладели профессиями. 26 ребят стали перворазрядниками по волейболу, туризму и парашютному спорту. Из 67 выпускников продолжили обучение 63, 4 призваны на воинскую службу, из них 32 - в учреждениях высшего профессионального образования. Поступили в Университет противопожарной охраны и МЧС России в г. Санкт-Петербург - 5,   в учебные заведения МВД – 3, в ВУЗ по профилю – 4 кадет. Работают в государственных организациях города по профилю 6 выпускников.

   В 2013-14 учебном году в школе действует 9 кадетских классов (243 ученика) с 1 по 9 класс. Эффективно  реализуется сетевой муниципальный   проект «Юные спасатели», поддержанный администрацией КГО и общественностью.

         Участники муниципального сетевого проекта « Юный спасатель».

  • Школа имени А. С. Пушкина. Общеобразовательная подготовка, дополнительное образование кадет военно-патриотической направленности,   исполнение комплексно-целевой программы «Кадетское воспитание», организация участия кадет в деятельности КРДОО «Кадеты Карелии».
  • МБДОУ ДОД   «ДЮСШ №2». Специализация «Волейбол». Участие в муниципальных соревнованиях по военно-прикладным и пожарно-прикладным видам спорта «Школа безопасности», «Зарница», «Орленок».
  • МБОУ ДОД «Центр внешкольной работы». Программы дополнительного образования: «Основы психологии», «Туризм», «Школа безопасности», «Юный медик», вокальная и хореографическая подготовка.
  • ФГКУ «ФПС 2 отряд по Республике Карелия». Начальная профессиональная подготовка старшеклассников по программе «Аварийно-спасательное дело» и   курс   «Пожарно-прикладной спорт».
  • МАОУ ДО (ПК) «Центр развития образования». Начальное профессиональное образование по профилю «Автодело».

       Объединение интеллектуальных, профессиональных, материальных и финансовых ресурсов учреждений и организаций позволили в течение 9 лет создать  достаточно хорошие условия для обеспечения образовательной деятельности кадет в школе полного дня (9 часов ежедневного пребывания в школе). Система ученического самоуправления позволяет на высоком уровне формировать социальные компетенции выпускников.

   Комплексно-целевая программа «Кадетское воспитание» с 2011 года определяет стратегию развития системы кадетского воспитания и меры ее реализации, является организационно-управленческим документом, направленным на практическое использование и ориентирована на повышение эффективности деятельности педагогического коллектива.

   В современной социально-экономической ситуации КЦП «Кадетское воспитание», рассчитанная на воспитание и образование детей от 7 до 18 лет, является альтернативой негативным проявлением в детской и молодежной среде.  

Фундамент образования в кадетских классах определен   следующими основными модулями.

*Учебные планы и рабочие программы учебных предметов, элективных курсов, исследовательских практик по трем ступеням обучения обеспечивают   следующие основные функции:

  • нормативную как   документы , обязательные к выполнению;
  • целевую, определяющую  цели и ценности, ради которых она введена в данную область;
  • содержательную, определяющую состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися;
  • процессуальную - регламентирующую: последовательность, методы, формы, средства и условия для ведения образовательной деятельности;
  • оценочно - рекомендующую градацию уровней усвоения материала объекта контроля и критерии оценки качества образования.

В образовании кадет широко используются новые педагогические технологии: технология индивидуализации обучения, программированного, личностно-ориентированного обучения, проблемное обучение, электронное обучение и информационные технологии, проектная и исследовательская деятельность.

*Система дополнительного образования кадет основана на:

  • единстве   обучения, воспитания, развития;
  • деятельностном, индивидуальном и компетентностном подходах в образовании;
  • ориентации на личностные интересы, потребности, способности кадета;
  • возможности свободного самоопределения и самореализации воспитанника.

   Содержание дополнительного образования представлено   военно-патриотической и социально-педагогической направленностями, определяет развитие индивидуальных творческих, исследовательских, духовных, физических и других способностей кадет,    предусматривает   организацию клубно-кружковых, секционных и специальных объединений, в т.ч. с привлечением педагогов учреждений дополнительного образования.

         Классными руководителями кадетских классов разработаны и исполняются преемственные программы дополнительного образования: «Школа юного кадета» - 1-4 классы; «Юные спасатели» - 5-7 классы; «История Вооруженных Сил России и кадетского движения» - 8-9 классы; «Первые шаги: твои права и обязанности» 6-7 классы.

* Система психолого-педагогического и медико-социального сопровождения.

В образовательной деятельности используются здоровьесберегающие технологии, проводится коррекционная личностно-ориентированная работа на основе педагогических, психологических, медико- социальных наблюдений. Деятельность   кадетских классов   осуществляется на основе   системы внутреннего распорядка в ходе   непрерывного воспитания   детей в процессе прохождения ими всех возрастных групп: выполнение уставных требований,   соблюдение кодекса кадетской чести, ношение форменной одежды   и атрибутики, подчинение вышестоящим должностным лицам, умение жить в условиях внутреннего самоуправления в развивающейся образовательной среде.

     Особенности деятельности кадетских классов отражены в воспитательной системе «ЮЛА», учитывающей возрастные особенности, целевые установки   кадетского воспитания и роль главного действующего лица - наставника (классного руководителя).   Определены функциональные обязанности наставников, повышается их профессиональный уровень в ходе исполнения программы, обобщения опыта и инновационной деятельности. Педагогическая позиция наставника - это диалектическое соединение профессиональной и личностной позиции педагога, которая отражает его отношение:

  • к смыслу, ценностям и целям профессии, образовательной деятельности и педагогической науке;
  • к воспитаннику   как субъекту собственной жизни и как основной ценности образования;
  • к коллегам   как к   соратникам;
  • к себе как к развивающейся и творческой индивидуальности.

       Таким образом, педагогическая позиция каждого сотрудника   школы   выражает конкретную педагогическую позицию всего коллектива в воспитании гражданина-патриота и продвижении воспитанников к успешной адаптации в социуме.

                                         Наши традиции

  1. Праздник – ритуал посвящения в кадеты «Во имя чести и Отечества».
  2. «Почетный пост № 1» у городского памятника «Павшим в борьбе за Родину» в Дни воинской славы, возрождён в 2004 году.
  3. Школьный проект «Карельская кругосветка».
  4. Шефство кадет над воинскими захоронениями в деревне Кимасозеро.
  5. Специализированные (профильные) лагеря:   «Юные спасатели» на базе школы; республиканский ДОЛ   кадет на базе ГОУ КРШИ «Кадетский корпус им. А. Невского.
  6. Республиканский слет «Кадеты Карелии»,     г. Петрозаводск.
  7. Республиканский Новогодний кадетский бал, г. Петрозаводск.
  8. Фестиваль «Кадетская весна», Республика Карелия.
  9. Республиканская акция «Герои земли Карельской», проект «Мы эту память сбережём…»
  10. Всероссийская   Вахта Памяти
  11. Парад Победы в г. Петрозаводске.

Учащиеся кадетских классов принимают активное участие в муниципальных и региональных общественно-значимых делах,   конкурсах, соревнованиях и акциях. По итогам участия в них имеют системные достижения. Особой любовью горожан пользуются отряды барабанщиков.

 

В ходе исполнения Программы   достигаются положительные результаты:

  • расширение практики открытия кадетских классов по месту проживания на базе общеобразовательной школы;
  • развитие   условий для интеллектуального, духовно-нравственного и физического   развития кадет, способствующих выбору жизненного пути в пользу сознательного служения Отечеству;
  • активное участие в делах Карельской региональной детской общественной организации «Кадеты Карелии» при поддержке родителей;
  • совершенствуются и внедряются новые   программы дополнительного образования;
  • созданы системы профессиональной ориентации кадет; психолого-педагогического   и медико-социального сопровождения;
  • расширение социального партнерства, привлечение учреждений, ведомств и организаций к поддержке кадетского движения в Костомукше и РК.

                                         Социальные партнеры школы

  • ГОУ КРШИ «Кадетский корпус им. А.Невского» - методический центр развития кадетского движения в Республике Карелия;
  • МБОУ «СОШ № 5»,   «СОШ № 34» города Петрозаводска;
  • муниципальные и региональные учреждения образования и культуры;
  • ФГКУ «ФПС 2 отряд по Республике Карелия»;
  • Костомукшская таможня;
  • Рудоуправление ОАО «Карельский окатыш»;
  • МО МВД России «Костомукшский»;
  • военный комиссариат г. Костомукша;
  • подразделение Калевальского пограничного отряда.  
  • общественные организации ветеранов ВОв, воинов-интернационалистов, первооткрывателей и др.

 

                  Проблемы в развитии кадетского движения.

  • В развитии кадетства в Костомукше не удается в полной мере удовлетворить социальный заказ потребителей, заинтересованных в деятельности кадетских классов.
  • За пределами полномочий школы находятся вопросы об определении статуса кадетских классов при ОУ, содержание кадетских классов на основе норматива подушевого финансирования и централизация управления процессами в развитии кадетского движения в России.
  • Отсутствует система профессиональной подготовки специальных кадров, в т.ч. воспитателей кадетских классов.
  • Недостаточное материально-техническое, учебно-методическое и спортивное обеспечение кадетских классов, оснащение мест для проведения практических полевых занятий в соответствии с дополнительными образовательными программами.

     В настоящее время формирования и развития многообразия молодежных субкультур кадетское движение, как давняя российская традиция, позволяет эффективно воспитать гражданина-патриота России. Опыт нашей школы позволяет утверждать, что кадетство положительно воспринимается в детской, молодежной среде, поддерживается общественностью и может развиваться в малом городе, ином поселении как воспитательная система в ОУ (кадетский класс), учреждении дополнительного образования (кадетский клуб) и является положительным явлением, соответствует целям и задачам модернизации системы образования.

Просмотров всего: , сегодня:

Наверх
Продолжая использовать данный сайт, Вы даете согласие на обработку своих персональных данных.