Социальная служба

15.09.2019

Цель социальной работы в школе: обеспечить учащимся благополучное социальное развитие при получении ими начального общего (1-4 кл.), основного общего (1-9 кл.) и среднего (полного) образования (10-11 кл.). В качестве основных задач социальной работы в школе могут быть определены:

1) контроль динамики посещаемости школы учащимися, их успеваемости, материального и социального положения их отношений со сверстниками, учителями и родителями;

2) выявление и содействие устранению причин бедности, девиантного или деликвентного поведения учеников, а также других симптомов их социального неблагополучия;

3) посещение семей учащихся, диагностика положения ребенка в школе и классе, выявление его нужд и проблем;

4) поощрение родителей максимально использовать образовательные возможности школы и возможности дополнительного образования, если ребенок проявляет особые способности к какому-либо виду деятельности;

5) забота о детях, окончательно или временно исключенных из школы;

6) оказание помощи и поддержки родителям при переводе ребенка в другое учебное заведение, система образования в котором соответствует его особенностям, в частности, в тех случаях, когда одаренный ребенок воспитывается в малообеспеченной, многодетной семье;

7) защита прав детей, являющихся представителями национальных меньшинств, беженцами или переселенцами;

8) выявление детей, незаконно занятых на работе в учебное время;

9) поддержка детей, получающих образование вне школы;

10) пресечение случаев жестокого обращения с детьми;

11) содействие детям в реализации их прав в сфере образования и родителям в использовании социальных привилегий, предоставляемых школьником;

12) организация во внеурочное время социальной учебы учащихся (т.е. обучение эффективным методам решения индивидуальных и групповых проблем), массовых мероприятий -- благотворительных ярмарок, аукционов, акций милосердия;

13) развитие в детях способности принимать решения, а также готовности при-нять ответственность за проступки, за продолжение собственного образования;

14) расширение возможности творческой личности, стимулирование ответственности за происходящее, в том числе за смысл собственного существования, проведение ее в состояние субъекта деятельности, принимающего решения, действующего в соответствии с выработанными ценностями.

Объекты социальной работы в школе: а) дети из разных типов семей; б) члены семей школьников, прежде всего родители; в) ближайшее социальное окружение детей и семьи; г) классные руководители; д) педагоги.

Основные принципы организации социальной работы в школе: 1) необвинительность; 2) индивидуальный подход; 3) постоянный контакт между социальным работником и школьником, его семьей в течение длительного времени; 4) доверительные отношения с ребенком и членами семьи; 5) построение отношений с объектами работы на деловой основе; 6) ориентация на помощь на основе позитивного потенциала семьи, ее способности к самопомощи; 7) уважение норм и ценностей патронируемых; 8) привлечение широкого спектра методов в деятельности социального работника, что предполагает высокий уровень профессиональных знаний и умений, а также привлечение квалифицированных специалистов разного профиля.

Этапы социальной работы с учащимися школы и членами их семей

Этап

Цель

Задачи

Методы

ЗнакомствоХочу такой сайт

Определение необходимости и возможности работы с семьей

Оценка семейной ситуации

Изучение документов. Беседы с членами семьи, ближайшим социальным окружением, педагогами. Диагностические методы: характерологический опросник А. Е. Личко (для выявления акцентуации характера у подростка); опросник Эдемиллера-Юстицкиса (для родителей); метод рецептуальных решеток Келли (для выявления социальных установок подростков "группы риска" и другие. Заседание комиссии по делам несовершеннолетних. Заключение неофициального договора о сотрудничестве.

Вхождение в семью

Создание мотивов к длительной работе, повышение ответственности семьи

Установление доброжелательного контакта, создание ясных представлений о методах и возможностях социального работника

Длительные контакты с членами семьи

Изучение семьи

Создание информационной платформы для осуществления изменений

Сбор сведений о семье в местах пребывания ее членов. Формирование представлений о различных аспектах функционирования семьи.

Беседа. Структурированное интервью. Психодиагностические методы. Анкетирование.

Анализ информации

Выбор направлений, способов и средств работы

Обработка информации, сопоставление информации, полученной с помощью различных методов и различных источников

Обсуждение информации со специалистами социальных служб и другими.

Коррекция

Создание новых или восстановление разрушенных позитивных контактов семьи с социумом.

Решение конкретных проблем семьи. Повышение уровня социальной компетентности семьи.

План. Контракт. Краткосрочная, рациональная психотерапия. Разрешение конфликтов. Психологическая консультация.

Выход из семьи

Стабилизация позитивных изменений

Перспективный план работы с семьей. Контроль ситуации в семье через 3, 6, 9 месяцев.

Документальная фиксация изменений ситуации. Заседание комиссии по делам несовершеннолетних.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Внимание

Перейти в раздел
Дистанционное обучение.

Перейти

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».