Цифровая образовательная среда

 

Информационно-образовательная среда обеспечивает освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся. В ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» представлено следующее описание компонентов ИОС: 

  • электронные информационные ресурсы, 
  • электронные образовательные ресурсы, 
  • совокупность информационных технологий,
  • телекоммуникационных технологий,
  • соответствующих технологических средств.

Статья 26 федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413, определяет состав ИОС следующим образом:

  • комплекс информационных образовательных ресурсов, в т. ч. цифровых образовательных ресурсов;
  • совокупность технологических средств информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ).

Технологические средства - это компьютеры, информационное оборудование, коммуникационные каналы, система педагогических технологий, обеспечивающих обучение в ИОС. В тексте ФГОС среднего общего образования (ст. 26 и 27) приведены не требования к ИОС, а общая концепция. Это дает определенную свободу в формировании ИОС, но может привести к расхождениям в уровне информационной поддержки образовательного процесса в различных образовательных организациях (далее - ОО).

Функции ЦОС

Можно выделить следующие функции, реализуемые ЦОС:

  • дидактические - хранение и агрегация учебного содержания (контента);
  • организационно-управленческие - администрирование деятельности ОО в целом;
  • вспомогательные – не второстепенные функции, а «иное» (то, что не вошло в первые две группы).

Дидактические функции реализуются, как правило, следующими системами:

  • система управления обучением (Learning Management System, LMS);
  • система управления содержанием обучения (Learning Content Management System, LCMS).

Помимо функций работы с контентом, к дидактическим функциям можно отнести еще системы поддержки обучения, системы помощи в процессе познания, системы, повышающие мотивацию к обучению за счет применения интерактивного подхода или иных современных технологий.

Организационно-управленческие функции включают в себя задачи управления образовательным процессом и администрирования ОО как юридического лица. Это функции ресурсного, кадрового, система мониторинга эффективности, документооборот, работа с контингентом и проч. 

К вспомогательным функциям следует отнести, например, дистанционное взаимодействие участников образовательного процесса, хранилище данных, серверы авторизации и контроля доступа к ресурсам.

Направления развития ЦОС для эффективного функционирования

Выделяют следующие направления развития:

  • разработка нового содержания (контента);
  • разработка (адаптация) новых методик преподавания предметов;
  • развитие инфраструктуры;
  • организационные меры (кадры, управленческие решения, показатели эффективности и прочее).

Оснащение современным оборудованием позволяет вести и учебную, и внеурочную деятельность. Созданные обновленные условия обеспечивают современную и безопасную цифровую образовательную среду, способствуют развитию цифровой грамотности, проектной деятельности, творческой социальной самореализации обучающихся и педагогов, помогают формировать у учащихся новые компетенции и навыки, технологическое и креативное мышление.

В школе имеется локальная сеть. Все учебные кабинеты подключены к сети Интернет. Имеется возможность подключения к Wi-Fi по предварительно выданным паролям доступа. Школа подключена к информационным системам: "Электронный журнал Барс"; порталу Госуслуг.

Цифровая образовательная среда открывает массу возможностей по трансформации и модификации образовательной среды.

План мероприятий («Дорожная карта»)

МБОУ КГО «СОШ №2 им. А.С.Пушкина» по реализации проекта «Цифровая образовательная среда» в 2023 – 2024 учебном году.

 

Ӏ. Цель: создание условий для внедрения современной и безопасной цифровой образовательной среды в школе.

ӀӀ. Задачи:

- Создание и внедрение современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования.

- Повышение компетентности педагогических кадров в области информационных и телекоммуникационных технологий.

- Повышение цифровой компетентности обучающихся школы и внедрение инновационных цифровых проектов.

- Обеспечение сетевого взаимодействия внутри педагогического сообщества.

- Формирование положительного отношения к информационным технологиям у родителей обучающихся.

   

 

Мероприятие

Результат реализации мероприятия

Срок реализации

 

Ответственное лицо

1. Организационные мероприятия

1.1.

Назначение лица, ответственного за исполнение дорожной карты по реализации проекта

Назначение ответственного

Сентябрь 2023 года

Директор школы

1.2.

Организация разработки и утверждения плана мероприятий («дорожной карты») по реализации проекта «Цифровая образовательная среда» в 2022 – 2023 учебном году.

Приказ

Сентябрь 2023 года

Директор школы

1.3.

Формирование плана методического сопровождения педагогов по вопросам цифровых образовательных ресурсов в образовательной деятельности.

Формирование плана

Сентябрь 2023 года

Хинконен Л.И., методист

 

1.4.

Организация работы по внедрению в учебный процесс цифровых образовательных ресурсов

Повышение цифровой компетентности обучающихся

В течение учебного года

Рабочая группа

1.5.

Заседания рабочей группы по вопросам реализации проекта «Цифровая образовательная среда» в школе

Протокол заседания

1 раз в квартал

Рабочая группа

1.6.

Актуализация планов работ методических объединений в части формирования цифровой грамотности обучающихся

Обновление планов работы ШМО

Сентябрь – Октябрь 2023 г.

Руководители ШМО

 2. Техническое обеспечение реализации проекта

2.1.

Аудит  персональных компьютеров и состояния локальной сети в школе 

 

Сентябрь 

2023 года

Никулин П.Н., инженер

2.2.

Учет  используемого лицензионного программного обеспечения 

 

Сентябрь 

2023 года

Никулин П.Н., инженер

2.3.

Мониторинг точек доступа к сети Интернет в школе

 

В течение учебного года

Никулин П.Н., инженер

2.4.

Контроль выполнения требований законодательства при организации доступа детей к сети Интернет в образовательных организациях

 

Постоянно

Директор школы

2.5.

Контроль выполнения требований законодательства при обработке персональных данных в информационных системах образовательных организаций

обеспечение информационной безопасности при обработке персональных данных при реализации проекта – 100%

Постоянно

Директор школы

2.6.

Определение потребности в платформах, приложениях, электронных пособиях

 

В течение учебного года

Рабочая группа

3. Мероприятия по внедрению цифровой образовательной среды в учебный процесс

3.1.Хочу такой сайт

Формирование необходимых условий  для внедрения цифровой среды в школе: обеспечение бесперебойного доступа к сети Интернет, обеспечение WEB-камерами

100 %

В течение учебного года

Директор школы

3.2.

Использование цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе

Увеличение количество учащихся и педагогов, использующих цифровые технологии

В течение учебного года

Рабочая группа

3.3.

Использование обучающимися цифровых технологий при самостоятельном поиске информации для проектно - исследовательской деятельности

Увеличение количество учащихся, самостоятельно использующих цифровые технологии

В течение учебного года

Рабочая группа

3.4.

Диагностика образовательных потребностей учащихся  для разработки индивидуальных учебных планов и индивидуальных образовательных маршрутов

 

В течение учебного года

Рабочая группа

3.5.

Изучение и внедрение в учебный процесс контентов, учебных платформ «УЧИ.РУ», «Я-КЛАСС», «ГЛОБАЛЛАБ», «LECTA», «ФОКСФОРД» и др.

Увеличение количество используемых в учебном процесса контентов и платформ

В течение учебного года

Рабочая группа

3.6.

Ведение страницы школы  на  образовательной платформе «Сферум»

 

В течение учебного года

Хинконен Л.И., методист

3.7.

Проведение единого урока безопасности в сети Интернет

Количество учащихся, принявших участие в мероприятии

Ноябрь – декабрь 2023г.

Педагоги школы

3.8.

Участие во всероссийском образовательном проекте в сфере цифровой экономики «Урок цифры»

Количество учащихся, принявших участие в мероприятии

В течение учебного года

Педагоги школы

3.9.

Организация и участие в онлайн – проектах, олимпиадах, конкурсах

Увеличение количества учащихся, участвующих в  образовательных онлайн-мероприятия

В течение учебного года

Педагоги школы

4.  Организация методического сопровождения профессионального развития педагогических кадров и реализация потенциала цифровой образовательной среды в образовательном процессе.

4.1.

Изучение уровня готовности педагогов к использованию цифровых образовательных ресурсов

 

Сентябрь 2023 г.

Хинконен Л.И., методист

4.2.

Организация повышения квалификации работников школы по вопросам реализации цифровой среды в школе, информационной безопасности, защиты персональных денных, а также защиты детей от информации, приносящей вред здоровью и развитию.

Увеличение количество педагогов, компетентных по данным направлениям

В течение года

Хинконен Л.И., методист

4.3.

Проведение мониторингов по показателям:  «доля педагогических работников, использующих  ЦОР» и «доля учащихся, использующих ЦОР»

Увеличение количество педагогов и учащихся, использующих ЦОР

Декабрь, май

Хинконен Л.И., методист

4.4.

 Обобщение и распространение  положительного опыта образовательной организации по развитию ЦОС, через участие в конкурсах,  конференциях, онлайн – мероприятиях, мероприятиях муниципального и республиканского уровня

 

В течение года

Рабочая группа

4.5.

Индивидуальная методическая поддержка учителей и учащихся по работе с цифровыми образовательными ресурсами 

100 % оказание методической помощи

В течение года

Рабочая группа

4.6

Проведение тематических педагогических советов/совещаний по вопросам внедрения модели цифровой образовательной среды.

 

2 раза в год

Рабочая группа

5. Мероприятия по взаимодействию с родителями (законными представителями), семьями обучающихся в условиях цифровой образовательной среды.

5.1.

Использование электронного дневника «Барс» в образовательном процесс

100% учащихся

В течение года

Аникина О.Г., учитель информатики

5.2.

Проведение родительских собраний, встреч по вопросам внедрения модели цифровой образовательной среды

 

В течение года

Педагоги школы

5.3.

Освещение информации по реализации проекта «Цифровая образовательная среда» на сайте школы, в социальных сетях

 

В течение года

Рабочая группа, педагоги школы

5.4.

Организация экскурсий для родителей в школе в целях информирования о ходе реализации проекта

 

1-2 раза в год

Рабочая группа, педагоги школы

 
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».