Информационно-образовательная среда обеспечивает
освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от
места нахождения обучающихся. В ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2012 №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» представлено следующее описание
компонентов ИОС:
- электронные информационные ресурсы,
- электронные образовательные ресурсы,
- совокупность информационных технологий,
- телекоммуникационных технологий,
- соответствующих технологических средств.
Статья 26 федерального государственного
образовательного стандарта (далее - ФГОС) среднего общего образования, утв.
приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413, определяет состав
ИОС следующим образом:
- комплекс информационных образовательных ресурсов,
в т. ч. цифровых образовательных ресурсов;
- совокупность технологических средств
информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ).
Технологические средства - это
компьютеры, информационное оборудование, коммуникационные каналы, система
педагогических технологий, обеспечивающих обучение в ИОС. В тексте ФГОС
среднего общего образования (ст. 26 и 27) приведены не требования к ИОС, а
общая концепция. Это дает определенную свободу в формировании ИОС, но может
привести к расхождениям в уровне информационной поддержки образовательного
процесса в различных образовательных организациях (далее - ОО).
Функции ЦОС
Можно выделить следующие функции,
реализуемые ЦОС:
- дидактические - хранение и агрегация учебного
содержания (контента);
- организационно-управленческие - администрирование
деятельности ОО в целом;
- вспомогательные – не второстепенные
функции, а «иное» (то, что не вошло в первые две группы).
Дидактические функции реализуются,
как правило, следующими системами:
- система управления обучением (Learning Management System, LMS);
- система управления содержанием обучения (Learning
Content Management System, LCMS).
Помимо функций работы с контентом, к
дидактическим функциям можно отнести еще системы поддержки обучения, системы
помощи в процессе познания, системы, повышающие мотивацию к обучению за счет
применения интерактивного подхода или иных современных технологий.
Организационно-управленческие
функции включают в себя задачи управления образовательным процессом и
администрирования ОО как юридического лица. Это функции ресурсного, кадрового,
система мониторинга эффективности, документооборот, работа с контингентом и
проч.
К вспомогательным
функциям следует отнести, например, дистанционное взаимодействие
участников образовательного процесса, хранилище данных, серверы авторизации и
контроля доступа к ресурсам.
Направления развития ЦОС для эффективного
функционирования
Выделяют следующие направления развития:
- разработка нового содержания (контента);
- разработка (адаптация) новых методик преподавания
предметов;
- развитие инфраструктуры;
- организационные меры (кадры, управленческие
решения, показатели эффективности и прочее).
Оснащение современным оборудованием
позволяет вести и учебную, и внеурочную деятельность. Созданные обновленные
условия обеспечивают современную и безопасную цифровую образовательную среду,
способствуют развитию цифровой грамотности, проектной деятельности, творческой
социальной самореализации обучающихся и педагогов, помогают формировать у
учащихся новые компетенции и навыки, технологическое и креативное мышление.
В школе имеется локальная сеть. Все
учебные кабинеты подключены к сети Интернет. Имеется возможность подключения к
Wi-Fi по предварительно выданным паролям доступа. Школа подключена к
информационным системам: "Электронный журнал Барс"; порталу Госуслуг.
Цифровая образовательная среда открывает
массу возможностей по трансформации и модификации образовательной среды.
План мероприятий («Дорожная карта»)
МБОУ КГО «СОШ №2 им. А.С.Пушкина» по
реализации проекта «Цифровая образовательная среда» в 2023 – 2024 учебном году.
Ӏ. Цель: создание условий для внедрения
современной и безопасной цифровой образовательной среды в школе.
ӀӀ. Задачи:
- Создание и внедрение современной и
безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и
доступность образования.
- Повышение компетентности педагогических
кадров в области информационных и телекоммуникационных технологий.
- Повышение цифровой компетентности
обучающихся школы и внедрение инновационных цифровых проектов.
- Обеспечение сетевого взаимодействия
внутри педагогического сообщества.
- Формирование положительного отношения к
информационным технологиям у родителей обучающихся.
№ |
Мероприятие |
Результат реализации мероприятия |
Срок реализации |
Ответственное лицо |
1. Организационные мероприятия |
||||
1.1. |
Назначение лица, ответственного за исполнение дорожной карты по
реализации проекта |
Назначение ответственного |
Сентябрь 2023 года |
Директор школы |
1.2. |
Организация разработки и утверждения плана мероприятий («дорожной карты»)
по реализации проекта «Цифровая образовательная среда» в 2022 – 2023 учебном
году. |
Приказ |
Сентябрь 2023 года |
Директор школы |
1.3. |
Формирование плана методического сопровождения педагогов по вопросам
цифровых образовательных ресурсов в образовательной деятельности. |
Формирование плана |
Сентябрь 2023 года |
Хинконен Л.И., методист |
1.4. |
Организация работы по внедрению в
учебный процесс цифровых образовательных ресурсов |
Повышение цифровой компетентности
обучающихся |
В течение учебного года |
Рабочая группа |
1.5. |
Заседания рабочей группы по вопросам реализации проекта «Цифровая
образовательная среда» в школе |
Протокол заседания |
1 раз в квартал |
Рабочая группа |
1.6. |
Актуализация планов работ методических объединений в части формирования
цифровой грамотности обучающихся |
Обновление планов работы ШМО |
Сентябрь – Октябрь 2023 г. |
Руководители ШМО |
2. Техническое обеспечение реализации проекта |
||||
2.1. |
Аудит персональных компьютеров и состояния локальной сети в
школе |
|
Сентябрь 2023 года |
Никулин П.Н., инженер |
2.2. |
Учет используемого лицензионного программного обеспечения |
|
Сентябрь 2023 года |
Никулин П.Н., инженер |
2.3. |
Мониторинг точек доступа к сети Интернет в школе |
|
В течение учебного года |
Никулин П.Н., инженер |
2.4. |
Контроль выполнения требований законодательства при организации доступа
детей к сети Интернет в образовательных организациях |
|
Постоянно |
Директор школы |
2.5. |
Контроль выполнения требований законодательства при обработке
персональных данных в информационных системах образовательных организаций |
обеспечение информационной безопасности при обработке персональных данных
при реализации проекта – 100% |
Постоянно |
Директор школы |
2.6. |
Определение потребности в платформах, приложениях, электронных пособиях |
|
В течение учебного года |
Рабочая группа |
3. Мероприятия по внедрению цифровой образовательной среды в учебный
процесс |
||||
Формирование необходимых условий для внедрения цифровой среды в
школе: обеспечение бесперебойного доступа к сети Интернет, обеспечение WEB-камерами |
100 % |
В течение учебного года |
Директор школы |
|
3.2. |
Использование цифровых образовательных ресурсов в образовательном
процессе |
Увеличение количество учащихся и педагогов, использующих цифровые
технологии |
В течение учебного года |
Рабочая группа |
3.3. |
Использование обучающимися цифровых технологий при самостоятельном поиске
информации для проектно - исследовательской деятельности |
Увеличение количество учащихся, самостоятельно использующих цифровые
технологии |
В течение учебного года |
Рабочая группа |
3.4. |
Диагностика образовательных потребностей учащихся для разработки
индивидуальных учебных планов и индивидуальных образовательных маршрутов |
|
В течение учебного года |
Рабочая группа |
3.5. |
Изучение и внедрение в учебный процесс контентов, учебных платформ
«УЧИ.РУ», «Я-КЛАСС», «ГЛОБАЛЛАБ», «LECTA», «ФОКСФОРД» и др. |
Увеличение количество используемых в учебном процесса контентов и
платформ |
В течение учебного года |
Рабочая группа |
3.6. |
Ведение страницы школы на образовательной платформе «Сферум» |
|
В течение учебного года |
Хинконен Л.И., методист |
3.7. |
Проведение единого урока безопасности в сети Интернет |
Количество учащихся, принявших участие в мероприятии |
Ноябрь – декабрь 2023г. |
Педагоги школы |
3.8. |
Участие во всероссийском образовательном проекте в сфере цифровой
экономики «Урок цифры» |
Количество учащихся, принявших участие в мероприятии |
В течение учебного года |
Педагоги школы |
3.9. |
Организация и участие в онлайн – проектах, олимпиадах, конкурсах |
Увеличение количества учащихся, участвующих в образовательных
онлайн-мероприятия |
В течение учебного года |
Педагоги школы |
4. Организация методического сопровождения профессионального
развития педагогических кадров и реализация потенциала цифровой
образовательной среды в образовательном процессе. |
||||
4.1. |
Изучение уровня готовности педагогов к использованию цифровых
образовательных ресурсов |
|
Сентябрь 2023 г. |
Хинконен Л.И., методист |
4.2. |
Организация повышения квалификации работников школы по вопросам
реализации цифровой среды в школе, информационной безопасности, защиты
персональных денных, а также защиты детей от информации, приносящей вред
здоровью и развитию. |
Увеличение количество педагогов, компетентных по данным направлениям |
В течение года |
Хинконен Л.И., методист |
4.3. |
Проведение мониторингов по показателям: «доля педагогических
работников, использующих ЦОР» и «доля учащихся, использующих ЦОР» |
Увеличение количество педагогов и учащихся, использующих ЦОР |
Декабрь, май |
Хинконен Л.И., методист |
4.4. |
Обобщение и распространение положительного опыта
образовательной организации по развитию ЦОС, через участие в конкурсах,
конференциях, онлайн – мероприятиях, мероприятиях муниципального и
республиканского уровня |
|
В течение года |
Рабочая группа |
4.5. |
Индивидуальная методическая поддержка учителей и учащихся по работе с
цифровыми образовательными ресурсами |
100 % оказание методической помощи |
В течение года |
Рабочая группа |
4.6 |
Проведение тематических педагогических советов/совещаний по вопросам
внедрения модели цифровой образовательной среды. |
|
2 раза в год |
Рабочая группа |
5. Мероприятия по взаимодействию с родителями (законными
представителями), семьями обучающихся в условиях цифровой образовательной
среды. |
||||
5.1. |
Использование электронного дневника «Барс» в образовательном процесс |
100% учащихся |
В течение года |
Аникина О.Г., учитель информатики |
5.2. |
Проведение родительских собраний, встреч по вопросам внедрения модели
цифровой образовательной среды |
|
В течение года |
Педагоги школы |
5.3. |
Освещение информации по реализации проекта «Цифровая образовательная
среда» на сайте школы, в социальных сетях |
|
В течение года |
Рабочая группа, педагоги школы |
5.4. |
Организация экскурсий для родителей в школе в целях информирования о ходе
реализации проекта |
|
1-2 раза в год |
Рабочая группа, педагоги школы |