
Информационно-образовательная среда обеспечивает освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся. В ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» представлено следующее описание компонентов ИОС:
- электронные информационные ресурсы,
- электронные образовательные ресурсы,
- совокупность информационных технологий,
- телекоммуникационных технологий,
- соответствующих технологических средств.
Статья 26 федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413, определяет состав ИОС следующим образом:
- комплекс информационных образовательных ресурсов, в т. ч. цифровых образовательных ресурсов;
- совокупность технологических средств информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ).
Технологические средства - это компьютеры, информационное оборудование, коммуникационные каналы, система педагогических технологий, обеспечивающих обучение в ИОС. В тексте ФГОС среднего общего образования (ст. 26 и 27) приведены не требования к ИОС, а общая концепция. Это дает определенную свободу в формировании ИОС, но может привести к расхождениям в уровне информационной поддержки образовательного процесса в различных образовательных организациях (далее - ОО).
Функции ЦОС
Можно выделить следующие функции, реализуемые ЦОС:
- дидактические - хранение и агрегация учебного содержания (контента);
- организационно-управленческие - администрирование деятельности ОО в целом;
- вспомогательные – не второстепенные функции, а «иное» (то, что не вошло в первые две группы).
Дидактические функции реализуются, как правило, следующими системами:
- система управления обучением (Learning Management System, LMS);
- система управления содержанием обучения (Learning Content Management System, LCMS).
Помимо функций работы с контентом, к дидактическим функциям можно отнести еще системы поддержки обучения, системы помощи в процессе познания, системы, повышающие мотивацию к обучению за счет применения интерактивного подхода или иных современных технологий.
Организационно-управленческие функции включают в себя задачи управления образовательным процессом и администрирования ОО как юридического лица. Это функции ресурсного, кадрового, система мониторинга эффективности, документооборот, работа с контингентом и проч.
К вспомогательным функциям следует отнести, например, дистанционное взаимодействие участников образовательного процесса, хранилище данных, серверы авторизации и контроля доступа к ресурсам.
Направления развития ЦОС для эффективного функционирования
Выделяют следующие направления развития:
- разработка нового содержания (контента);
- разработка (адаптация) новых методик преподавания предметов;
- развитие инфраструктуры;
- организационные меры (кадры, управленческие решения, показатели эффективности и прочее).
Оснащение новым оборудованием позволяет вести и учебную, и внеурочную деятельность. Созданные обновленные условия обеспечивают современную и безопасную цифровую образовательную среду, способствуют развитию цифровой грамотности, проектной деятельности, творческой социальной самореализации обучающихся и педагогов, помогают формировать у учащихся новые компетенции и навыки, технологическое и креативное мышление.
В школе имеется локальная сеть. Все учебные кабинеты подключены к сети Интернет. Имеется возможность подключения к Wi-Fi по предварительно выданным паролям доступа. Школа подключена к информационным системам: "Электронный журнал Барс"; порталу Госуслуг.
Цифровая образовательная среда открывает массу возможностей по трансформации и модификации образовательной среды.
План мероприятий
(«Дорожная карта»)
МБОУ КГО «СОШ №2 им.
А.С.Пушкина» по реализации проекта «Цифровая образовательная среда» в 2022 –
2023 учебном году.
Ӏ. Цель: создание условий для внедрения современной и
безопасной цифровой образовательной среды в школе.
ӀӀ. Задачи:
- Создание и внедрение
современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое
качество и доступность образования.
- Повышение компетентности
педагогических кадров в области информационных и телекоммуникационных
технологий.
- Повышение цифровой
компетентности обучающихся школы и внедрение инновационных цифровых проектов.
- Обеспечение сетевого
взаимодействия внутри педагогического сообщества.
- Формирование положительного
отношения к информационным технологиям у родителей обучающихся.
№
|
Мероприятие
|
Результат реализации мероприятия
|
Срок реализации
|
Ответственное лицо
|
1. Организационные мероприятия
|
1.1.
|
Назначение лица,
ответственного за исполнение дорожной карты по реализации проекта
|
Назначение ответственного
|
Сентябрь 2022 года
|
Директор школы
|
1.2.
|
Организация разработки и утверждения плана
мероприятий («дорожной карты») по реализации проекта «Цифровая
образовательная среда» в 2022 – 2023 учебном году.
|
Приказ
|
Сентябрь 2022 года
|
Директор школы
|
1.3.
|
Формирование плана
методического сопровождения педагогов по вопросам цифровых образовательных
ресурсов в образовательной деятельности.
|
Формирование плана
|
Сентябрь 2022 года
|
Хинконен Л.И., методист
|
1.4.
|
Организация работы по внедрению в учебный процесс цифровых
образовательных ресурсов
|
Повышение цифровой
компетентности обучающихся
|
В течение учебного года
|
Рабочая группа
|
1.5.
|
Заседания рабочей группы по
вопросам реализации проекта «Цифровая образовательная среда» в школе
|
Протокол заседания
|
1 раз в квартал
|
Рабочая группа
|
1.6.
|
Актуализация планов работ
методических объединений в части формирования цифровой грамотности
обучающихся
|
Обновление планов работы
ШМО
|
Сентябрь – Октябрь 2022 г.
|
Руководители ШМО
|
2. Техническое обеспечение реализации проекта
|
2.1.
|
Аудит персональных компьютеров и состояния
локальной сети в школе
|
|
Сентябрь 2022 года
|
Никулин П.Н., инженер
|
2.2.
|
Учет используемого лицензионного программного
обеспечения
|
|
Сентябрь 2022 года
|
Никулин П.Н., инженер
|
2.3.
|
Мониторинг точек доступа к
сети Интернет в школе
|
|
В течение учебного года
|
Никулин П.Н., инженер
|
2.4.
|
Контроль выполнения
требований законодательства при организации доступа детей к сети Интернет в
образовательных организациях
|
|
Постоянно
|
Директор школы
|
2.5.
|
Контроль выполнения
требований законодательства при обработке персональных данных в
информационных системах образовательных организаций
|
обеспечение информационной
безопасности при обработке персональных данных при реализации проекта – 100%
|
Постоянно
|
Директор школы
|
2.6.
|
Определение потребности в
платформах, приложениях, электронных пособиях
|
|
В течение учебного года
|
Рабочая группа
|
3.
Мероприятия по внедрению цифровой образовательной среды в учебный процесс
|
3.1.
|
Формирование необходимых
условий для внедрения цифровой среды в
школе: обеспечение бесперебойного доступа к сети Интернет, обеспечение WEB-камерами
|
100 %
|
В течение учебного года
|
Директор школы
|
3.2.
|
Использование цифровых
образовательных ресурсов в образовательном процессе
|
Увеличение количество
учащихся и педагогов, использующих цифровые технологии
|
В течение учебного года
|
Рабочая группа
|
3.3.
|
Использование обучающимися
цифровых технологий при самостоятельном поиске информации для проектно -
исследовательской деятельности
|
Увеличение количество учащихся,
самостоятельно использующих цифровые технологии
|
В течение учебного года
|
Рабочая группа
|
3.4.
|
Диагностика образовательных
потребностей учащихся для разработки
индивидуальных учебных планов и индивидуальных образовательных маршрутов
|
|
В течение учебного года
|
Рабочая группа
|
3.5.
|
Изучение и внедрение в
учебный процесс контентов, учебных платформ «УЧИ.РУ», «Я-КЛАСС», «ГЛОБАЛЛАБ»,
«LECTA», «ФОКСФОРД» и др.
|
Увеличение количество
используемых в учебном процесса контентов и платформ
|
В течение учебного года
|
Рабочая группа
|
3.6.
|
Ведение страницы школы на образовательной платформе «Сферум»
|
|
В течение учебного года
|
Хинконен Л.И., методист
|
3.7.
|
Проведение единого урока
безопасности в сети Интернет
|
Количество учащихся,
принявших участие в мероприятии
|
Ноябрь – декабрь 2022 г.
|
Педагоги школы
|
3.8.
|
Участие во всероссийском
образовательном проекте в сфере цифровой экономики «Урок цифры»
|
Количество учащихся,
принявших участие в мероприятии
|
В течение учебного года
|
Педагоги школы
|
3.9.
|
Организация и участие в
онлайн – проектах, олимпиадах, конкурсах
|
Увеличение количества
учащихся, участвующих в
образовательных онлайн-мероприятия
|
В течение учебного года
|
Педагоги школы
|
4. Организация методического сопровождения
профессионального развития педагогических кадров и реализация потенциала
цифровой образовательной среды в образовательном процессе.
|
4.1.
|
Изучение
уровня готовности педагогов к использованию цифровых образовательных ресурсов
|
|
Сентябрь 2022 г.
|
Хинконен Л.И., методист
|
4.2.
|
Организация
повышения квалификации работников школы по вопросам реализации цифровой среды
в школе, информационной безопасности, защиты персональных денных, а также
защиты детей от информации, приносящей вред здоровью и развитию.
|
Увеличение количество
педагогов, компетентных по данным направлениям
|
В течение года
|
Хинконен Л.И., методист
|
4.3.
|
Проведение мониторингов по
показателям: «доля педагогических
работников, использующих ЦОР» и «доля
учащихся, использующих ЦОР»
|
Увеличение количество
педагогов и учащихся, использующих ЦОР
|
Декабрь, май
|
Хинконен Л.И., методист
|
4.4.
|
Обобщение и распространение положительного опыта образовательной
организации по развитию ЦОС, через участие в конкурсах, конференциях, онлайн – мероприятиях,
мероприятиях муниципального и республиканского уровня
|
|
В течение года
|
Рабочая группа
|
4.5.
|
Индивидуальная методическая
поддержка учителей и учащихся по работе с цифровыми образовательными
ресурсами
|
100 % оказание методической
помощи
|
В течение года
|
Рабочая группа
|
4.6
|
Проведение тематических
педагогических советов/совещаний по вопросам внедрения модели цифровой
образовательной среды.
|
|
2 раза в год
|
Рабочая группа
|
5.
Мероприятия по взаимодействию с родителями (законными представителями),
семьями обучающихся в условиях цифровой образовательной среды.
|
5.1.
|
Использование
электронного дневника «Барс» в образовательном процесс
|
100% учащихся
|
В течение года
|
Аникина О.Г., учитель
информатики
|
5.2.
|
Проведение родительских
собраний, встреч по вопросам внедрения модели цифровой образовательной среды
|
|
В течение года
|
Педагоги школы
|
5.3.
|
Освещение информации по
реализации проекта «Цифровая образовательная среда» на сайте школы, в
социальных сетях
|
|
В течение года
|
Рабочая группа, педагоги
школы
|
5.4.
|
Организация экскурсий для
родителей в школе в целях информирования о ходе реализации проекта
|
|
1-2 раза в год
|
Рабочая группа, педагоги
школы
|
|
|
|
|
|
|