Приложение «Особенности оценки предметных результатов по отдельному учебному предмету» Критерии оценивания предметных результатов АООП НОО РАС (вариант 8.2) Критерии оценивания предметных результатов Основной задачей промежуточной аттестации является установление соответствия знаний учеников требованиям ФГОС ОВЗ, глубины и прочности полученных знаний, их практическому применению. Промежуточная аттестация обучающихся с РАС проводится с целью повышения ответственности Учреждения за результаты образовательной деятельности, за объективную оценку усвоения обучающимися с РАСАООП НОО в соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ. Промежуточная аттестация обучающихся с РАС проводится в форме итогового контроля в переводных классах уровня начального общего образования либо административного контроля. Промежуточная аттестация проводится также в форме четвертного контроля во 2-4 классах. Промежуточная аттестация (итоговый контроль) в переводных классах может проводиться в следующих формах: итоговая контрольная работа, итоговый опрос, тестирование, защита рефератов и творческих работ, защита проектов и другие формы, заявленные в учебном плане текущего учебного года и согласованные с Педагогическим советом Учреждения. График проведения промежуточной итоговой аттестации, предметы и форма принимаются решением Педагогического совета и утверждаются приказом директора Учреждения из предлагаемого учебным планом перечня: Предметы Русский язык Литературное чтение Английский язык Математика Форма промежуточной (итоговой) аттестации 2 класс 3 класс 4 класс Диктант Диктант Диктант Контрольное Контрольное Контрольное списывание списывание списывание Контроль навыка Контроль навыка Контроль навыка чтения чтения чтения вслух вслух вслух Контроль навыка Контроль навыка работы с работы с текстом текстом ------ Контрольная работа Окружающий мир Тест ------- Контрольная работа Тест Защита проекта Итоговый тест: лексикограмматический тест, аудирование Контрольная работа Тест Защита проекта Промежуточная аттестация обучающихся с РАС по варианту 8.4 представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребенка по итогам учебного года. Итоговая аттестация обучающихся с РАС по варианту 8.4 осуществляется в течение последних двух недель учебного года путем наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения. Для оценки результатов развития жизненных компетенций ребёнка рекомендуется применять метод экспертной группы (на междисциплинарной основе). Она объединяет представителей всех заинтересованных участников образовательного процесса, тесно контактирующих с ребёнком, включая членов его семьи. Задачей экспертной группы является выработка согласованной оценки достижений ребёнка в сфере жизненных компетенций. Основой служит анализ результатов обучения ребёнка, динамика развития его личности. Результаты анализа должны быть представлены в удобной и понятной всем членам группы форме оценки, характеризующей наличный уровень жизненной компетенции. Критериальным аппаратом служит классификатор жизненных компетенций и разработанный на его основе индивидуальный перечень возможных результатов личностного развития. Оценка достижений личностного развития производится путем фиксации фактической способности к выполнению действия или операции, обозначенной в качестве возможного результата личностного развития по следующей шкале: 0 – не выполняет, помощь не принимает; 1 – выполняет совместно с педагогом при значительной физической помощи; 2 – выполняет совместно с педагогом с незначительной физической помощью или после частичного выполнения педагогом; 3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу; 4 – выполняет самостоятельно по вербальной пооперациональной инструкции; 5 – выполняет самостоятельно по вербальному заданию. 3.1. Оценка достижений личностных результатов производится 1 раз в полугодие (Приложения 5,6). На основании сравнения показателей текущей и предыдущей оценки экспертная группа делает вывод о динамике развития жизненной компетенции обучающегося с РАС за полугодие по каждому показателю по следующей шкале: 0 – отсутствие динамики или регресс; 1 – положительная динамика; 2 – полное освоение действия. Оценка достижений и оценка динамики оформляются классным руководителем в форме характеристики личностного развития ребенка один раз в полугодие, заносится в СИПР. При проведении любых форм аттестации обучающихся с РАС учителем должны быть созданы специальные условия. Специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся с РАС (варианты 8.1, 8.2, 8.3) включают: • особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся; • привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для обучающихся визуальных опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий); присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности; • адаптация инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с РАС: упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению; упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания; в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами; • при необходимости адаптация (модификация) текста задания с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с РАС (более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого; упрощение формулировок задания по грамматическому и семантическому оформлению, сокращение объема задания и др.); • при необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию); • увеличение времени на выполнение заданий; • возможность организации короткого перерыва (10-15 мин.) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения; • недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагога, создание ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию ребенка. • ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ ПРОЦЕССА АТТЕСТАЦИИ Участниками процесса аттестации являются: обучающиеся с РАС, родители обучающихся (законные представители), учителя, администрация Учреждения. Права обучающихся с РАС представляют их родители (законные представители). Обучающийся имеет право: • на информацию о сроках аттестации; • в случае болезни на изменение формы промежуточной аттестации, ее отсрочку или освобождение (по решению Педагогического совета Учреждения); • на независимую и объективную оценку его уровня знаний. Обучающийся обязан: • проходить аттестацию в установленные сроки; • в процессе аттестации выполнять обоснованные требования учителей и администрации Учреждения; • соблюдать правила, предусмотренные нормативными документами, определяющими порядок аттестации. Родители (законные представители) обучающегося имеют право: • знакомиться с нормативными документами, определяющими порядок и критерии оценивания; • знакомится с результатами аттестации их детей. Родители (законные представители) обучающегося обязаны осуществлять контроль успеваемости своего ребенка, результатов его аттестации. Учитель, осуществляющий промежуточную аттестацию, имеет право: разрабатывать материалы для промежуточной аттестации обучающихся; • проводить аттестации и оценивать качество усвоения обучающимися содержания учебных программ, соответствие уровня подготовки обучающихся требованиям государственного стандарта образования; • давать педагогические рекомендации обучающимся и их родителям (законным представителям) по освоению предмета. Учитель, осуществляющий промежуточную аттестацию, не имеет права использовать, при составлении заданий, учебный материал предмета, не предусмотренный учебной программой. Учитель, осуществляющий промежуточную аттестацию, обязан доводить до сведения обучающихся, их родителей (законных представителей) результаты промежуточной аттестации. Приложение 1 • Критерии оценки предметных результатов освоения АОП (вариант 8.1, 8.2) Русский язык Оценка письменных работ К письменным работам относятся классные, домашние, проверочные и контрольные работы. При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и соединений оценка снижается на 1 балл, если это не связано с нарушением моторики. Контрольная работа должна состоять из контрольного списывания (II – IVкл.) или контрольного диктанта (II – IV кл.) и грамматического разбора. Текст для диктанта должен быть связным, понятным по содержанию. Следует избегать включения в него слов на неизученные правила. Если такие слова встречаются, они пишутся на доске или проговариваются с выделением орфограммы. Количество слов в предложениях не должны превышать пяти (II – IV кл.), контрольные диктанты должны содержать дветри орфограммы на каждое изученное правило. Примерный текст диктантов: 1 класс – в конце учебного года 31-40 слов; 2 класс - в начале учебного года 35-45 слов, в конце учебного года 55-70 слов; 3 класс – в начале учебного года 55-70 слов, в конце года 75-90 слов; 4 класс – в начале учебного года 75-90 слов, в конце – 105-120 слов. Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, частицы, союзы. Количество слов может быть сокращено в зависимости от индивидуальных возможностей обучающихся с РАС. Грамматический разбор включает в себя задания на нахождение орфограмм, определение частей слова, частей речи и членов предложения и др. Содержание грамматических заданий должно быть связано с материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущем. Работы учащегося, занимающегося с логопедом, оцениваются в зависимости от индивидуальных особенностей учащегося. Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, учитываются индивидуально. 1. Логопедические ошибки Ошибки, характерные для детей с РАС, не должны засчитываться при оценке работы учащихся. Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия: • пропуск букв и слогов (прощла – прощала, жадые – жадные, ишка – игрушка); • перестановка букв и слогов (онко – окно, звял – взял, натуспила – наступила); • недописывание букв и слогов (дела – делала, лопат – лопата, набухл – набухли); • наращивание слов лишними буквами и слогами (тарава – трава, бабабушка – бабушка, катораые – которые); • искажение слова (наотух – на охоту, хабаб – храбрый, шуки – щёки); • слитное написание слов и их произвольное деление (насто – на сто, у стала – устала, виситнастене – висит на стене); • неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений (Мой отец шофёр. Работа шофёра трудная шофёру надо хорошо. Знать машину после школы я тоже. Буду шофёром.) • замена одной буквы на другую (трюх – трёх, тельпан – тюльпан, шапаги – сапоги); • нарушение смягчения согласных (васелки – васельки, смали – смяли, кон – конь). Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи: • аграмматизм (Саша и Лена собирает цветы. Дети сидели на большими стулья.); • слитное написание предлогов и раздельное написание приставок (вкармане – в кармане, при летели – прилетели, в зела – взяла). 2. Речевые (логопедические) ошибки, обусловленные недоразвитием речи: Фонематические ошибки: • б-п, г-к, д-т, д-л-н, б-м (артикуляционные); • ц-с, ц-т, т-г, ч-щ (аффрикаты и компоненты, входящие в их состав). Ошибки анализа и синтеза: • пропуски согласных при их стечении; • пропуски гласных; • добавление гласных; перестановка букв. Диспраксии (кинетические ошибки): • потеря мелких элементов букв (ш-и, т-п, м-л, ц-и, щ-ш); потеря соединения (мл, ми, ао). Ошибки в замене букв по оптическому сходству: • (б-д, в-д, ш-и, ш-т). К оценке устных ответов и письменных работ учащихся нужно подходить дифференцированно, учитывая индивидуальные интеллектуальные и физические особенности. Выставление отметки за диктант: «5» «4» «3» нет ошибок, но допускается 1-2 исправления или 1 негрубая ошибка 1-3 орфографические ошибки, 2 пунктуационные (1 орфографическая и 3 пунктуационные) и 1-2 исправления, 4 логопедические и 2 пунктуационные 4-6 орфографические ошибки, 3 пунктуационных и 1-2 исправления, до 5 логопедических и 3 пунктуационные «2» более 6 орфографических ошибок Выставление отметки за грамматическое задание: «5» - нет ошибок «4» - правильно выполнено ¾ заданий «3» - правильно выполнено не менее ½ заданий «2» - правильно выполнено менее ½ заданий Выставление отметки за словарный диктант: «5» - нет ошибок (одно исправление) «4» - 1-2 ошибки (одно исправление) «3» - 3-5 ошибок «2» - 5 и более ошибок Выставление отметки за контрольное списывание: «5» - безукоризненно выполненная работа, в которой нет исправлений «4» - 1 ошибка и 1-2 исправления «3» - 2-4 ошибки и 1-2 исправления «2» - 5 и более ошибок Изложение Оценивается одной отметкой. «5» - правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1-2 исправления «4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки, 1-2 исправления «3» - имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении двух-трех предложений, беден словарь, 3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления «2» - имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений. Сочинение Оценивается одной отметкой. «5» - логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1—2 исправления. «4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1 – 2) фактические и речевые неточности, 1 – 2 орфографические ошибки, 1 – 2 исправления. «3» - имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2 – 3 предложений, беден словарь, 3 – 6 орфографических ошибки и 1 – 2 исправления. «2» - имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7 – 8 орфографических ошибок, 3 – 5 исправлений. Примечание: Учитывая, что эти виды работ в начальной школе носят обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только за «контрольные» изложения и сочинения. Чтение и развитие речи Устный опрос учащихся является одним из методов учета знаний, умений и навыков. При оценке устных ответов принимается во внимание: а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала; б) полнота ответа; в) умение практически применять свои знания; г) последовательность изложения и речевое оформление ответа. При оценивании навыка чтения можно выставлять две отметки: первая за технику чтения, вторая за понимание текста (прочитанного учителем). Нормы техники чтения по годам обучения 1 уровень 2 отметка 3 отметка 4 отметка класс класс класс класс I ---Мень 2 Мень 2 Мень 2 ше 25 ше 40 ше 65 ---25 - 34 3 40 - 54 3 65 - 74 3 ---35 - 45 4 55 - 70 4 75 - 90 4 ---Боль 5 Боль 5 Боль 5 ше 45 ше 70 ше 90 Мень ше 10 Низкий уровень Мень ше 25 2 Мень ше 45 2 Мень ше 70 2 10 - 15 Средний уровень Повышенный уровень Высокий уровень 25 - 39 3 45 - 59 3 3 40 - 55 4 60 - 75 4 Боль ше 55 5 Боль ше 75 5 70 84 85 100 Боль ше 100 Мень ше 35 35 - 49 2 2 Мень ше 80 80 - 94 2 3 Мень ше 55 55 - 69 50 - 65 4 70 - 85 4 4 Боль ше 65 5 Боль ше 85 5 95 110 Боль ше 110 I Мень Низкий уровень Мень V ше 25 ше 40 25 - 30 Средний 40 - 45 2 Мень ше 60 60 74 2 Мень ше 90 90 - 2 II 16 - 20 Боль ше 20 II Мень Низкий уровень I ше 20 20 - 25 Средний уровень 26 - 35 Повышенный уровень Боль Высокий ше 35 уровень 3 3 3 4 5 3 5 3 31-40 Боль ше 40 уровень Повышенный уровень Высокий уровень 55 - 70 4 75 - 90 4 Боль ше 70 5 Боль ше 90 5 104 105 120 Боль ше 120 4 5 Техника чтения Проверка навыка чтения I класс: высокий уровень отмечается, если ученик: читает по слогам (с переходом к концу года на чтение целыми словами) правильно с одной-двумя самостоятельно исправленными ошибками короткие тексты; соблюдает синтаксические паузы; отвечает на вопросы по содержанию прочитанного; повышенный уровень отмечается, если ученик: читает по слогам, затрудняясь читать целиком даже легкие слова; допускает одну-две ошибки при чтении и соблюдении синтаксических пауз; допускает неточности в ответах на вопросы и при пересказе содержания, но исправляет их с помощью учителя; средний уровень отмечается, если ученик, если он: затрудняется в чтении по слогам (буква + слог) легких слов; допускает три-четыре ошибки при чтении и соблюдении синтаксических пауз; отвечает на вопросы односложно даже с помощью учителя; низкий уровень отмечается, если ученик: читает по слогам или по буквам, не может назвать даже легкое слово после его прочтения, на вопросы учителя ответить затрудняется. II—IV классы: Оценка «5» ставится ученику, если он: читает целыми словами правильно, с одной – двумя самостоятельно исправленными ошибками; читает выразительно, с соблюдением синтаксических и смысловых пауз, в IV классе — логических ударений; отвечает на вопросы и может передать содержание прочитанного полно, правильно, последовательно с незначительной помощью; Оценка «4» ставится ученику, если он: читает целыми словами, некоторые трудные слова — по слогам; допускает одну -две ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, в IV классе — логических ударений; допускает неточности в ответах на вопросы и при пересказе содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; Оценка «3» ставится ученику, если он: читает, в основном, целыми словами, трудные слова — по слогам; допускает три-четыре ошибки при чтении, соблюдении синтаксических и смысловых пауз, в IV классе — логических ударений; отвечает на вопросы односложно и способен пересказать содержание прочитанного с помощью учителя; Оценка «2» ставится ученику, если он: читает по слогам, допускает при чтении много ошибок, не соблюдает синтаксические и смысловые паузы, отвечает на вопросы односложно и не способен пересказать содержание прочитанного даже с помощью учителя. Устный опрос В связи с речевыми проблемами и проблемами с чтением у обучающихся, возникают и проблемы с пониманием прочитанного ими текста. Поэтому, чтобы проверить эту сторону читательского навыка, текст для проверки понимания прочитанного читает педагог, а затем задаёт по нему вопросы. Отметка «5» ставится ученику, если он: обнаруживает понимание текста, может с незначительной помощью учителя или самостоятельно обосновать, сформулировать ответ, называет (или показывает) главных героев; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет. выполняет задания самостоятельно: • показывает картинки, относящиеся к смыслу текста. • выстраивает сюжетную линию текста с помощью картинок. • отвечает на вопросы учителя с помощью картинок. Отметка «4» ставится, если: ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки ответа на «5», но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя; допускает некоторые ошибки, при ответе на вопросы как устно, так и при помощи глобального чтения или картинок, допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя. выполняет задания самостоятельно после предложенной помощи: • показывает картинки, относящиеся к смыслу текста. • выстраивает сюжетную линию текста с помощью картинок. • отвечает на вопросы учителя с помощью картинок. Отметка «3» ставится, если: ученик обнаруживает некоторое понимание прочитанного, но излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно назвать (показать) главных героев, подобрать нужные картинки или слова для ответа и делает это с помощью учителя, нуждается в постоянной помощи учителя. выполняет задания по словесной инструкции после предложенной помощи: • показывает картинки, относящиеся к смыслу текста. • выстраивает сюжетную линию текста с помощью картинок. Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает не понимание большей или наиболее существенной части текста, допускает ошибки в формулировке ответа (показе картинки или слова), искажающие смысл; в работе с текстом допускает грубые ошибки, не использует помощь учителя. Математика По своему содержанию письменные контрольные работы могут быть однородными (только задачи, только примеры, только построение геометрических фигур и т.д.) либо комбинированными. Объём контрольной работы должен быть таким, чтобы на её выполнение требовалось: во 2 - 3 классах - 25-40 минут, причем за указанное время обучающиеся не только должны выполнить работу, но и проверить её. В комбинированную контрольную работу могут быть включены 1-3 простые задачи или 1-3 простые задачи и составная (начиная со 2 класса) или 2 составные задачи, примеры в одно и несколько арифметических действий (в том числе и на порядок действий, начиная с 3 класса), математический диктант, сравнение чисел и математических выражений, вычислительные, измерительные задачи или другие геометрические задания. При оценке письменных работ обучающихся по математике грубыми ошибками следует считать: неверное выполнение вычислений вследствие неточного применения алгоритма, неправильное решение задачи, неумение правильно выполнить измерение и построение геометрических фигур по образцу. Негрубыми ошибками считаются ошибки, допущенные в процессе списывания числовых данных (искажение, замена), знаков арифметических действий, нарушение формулировки вопроса (ответа) задачи, правильности расположения записей, чертежей, небольшая неточность в измерении и черчении. Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе. Исключение составляют случаи написания тех слов и словосочетаний, которые широко используются на уроках математики (названия компонентов и результатов действий, величин и др.). При оценке комбинированных работ: Оценка «5» ставится, если вся работа выполнена без ошибок; Оценка «4» ставится, если в работе имеются 2-3 негрубые ошибки; Оценка «3» ставится, если задача решена с помощью и правильно выполнена часть других заданий; Оценка «2» может выставляться за небрежно выполненные задания в тетради, как метод воспитательного воздействия на ребёнка. При решении работ, состоящих из примеров и других заданий, в которых не предусматривается решение задач: Оценка «5» ставится, если все задания выполнено правильно. Оценка «4» ставится, если допущены 1-2 негрубые ошибки. Оценка «3» ставится, если допущены 1-2 грубые ошибки или 3-4 негрубые. Оценка «2» может выставляться за небрежно выполненные задания в тетради, как метод воспитательного воздействия на ребёнка. При оценке работ, состоящих только из задач с геометрическим содержанием (решение задач на вычисление градусной меры углов, площадей, объёмов и т.д., задач на измерение и построение и др.): Оценка «5» ставится, если все задачи выполнены правильно. Оценка «4» ставится, если допущены 1-2 негрубые ошибки при решении задач на вычисление или измерение, построение выполнено недостаточно точно. Оценка «3» ставится, если не решена одна из двух-трех данных задач на вычисление, если при измерении допущены небольшие неточности; построение выполнено правильно, но допущены ошибки при размещении чертежей на листе бумаги, а также при обозначении геометрических фигур буквами. Оценка «2» может выставляться за небрежно выполненные задания в тетради, как метод воспитательного воздействия на ребёнка. Окружающий мир Отметка «5» ставится ученику, если он: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя или самостоятельно обосновать, сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет. Безошибочно отвечает на тест, после прочтения вопроса учителем, отвечает на поставленные вопросы картинкой либо подготовленными словами, предложениями (на основе глобального чтения) Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки ответа на «5», но допускает неточности и исправляет их с незначительной помощью учителя; Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи или в тесте, в ответе при помощи слов и картинок и делает это с помощью учителя, нуждается в постоянной помощи учителя. Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке, искажающие их смысл; в работе с тестом допускает множественные ошибки, не использует помощь учителя.