Критерии по оцениванию индивидуальных образовательных достижений обучающихся с легкой степенью умственной отсталости

Критерии по оцениванию индивидуальных образовательных
достижений обучающихся с легкой степенью умственной
отсталости
1. При оценивании устных ответов по учебным предметам принимается во
внимание:
- правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности
усвоения изученного материала;
- полнота ответа;
- умение практически применять свои знания;
- последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Критерии для оценивания устных ответов являются общими для всех предметов.
Отметка «5» ставится обучающемуся, если он: обнаруживает понимание
материала, может с помощью учителя сформулировать, обосновать самостоятельно ответ,
привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Отметка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий
требованиям оценки «5», но допускает неточности и исправляет их с помощью
учителя; допускает аграмматизмы в речи.
Отметка «3» ставится, если обучающийся частично понимает тему, излагает
материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, не
способен самостоятельно применять знания, нуждается в постоянной помощи учителя.
Отметка «2» выставляется, если обучающийся не понимает тему, не излагает
учебный материал.
2. При оценке письменных работ по предметам области «Язык и речевая практика»
(письмо, развитие речи, русский язык, речевая практика) следует
руководствоваться
следующими нормами:
I-IVклассы
 Отметка «5» ставится за работу без ошибок;
 Отметка «4» ставится за работу с одной- тремя ошибками;
 Отметка «3» ставится за работу с четырьмя - пятью ошибками;
 Отметка «2» за работу с шестью и более ошибками
V-IX классы
 Отметка «5» ставится за работу без ошибок;
 Отметка «4» ставится за работу с одной- тремя ошибками;
 Отметка «3» ставится за работу с четырьмя - шестью ошибками;
 Отметка «2» ставится за работу с семью и более ошибками
 В письменных работах не учитываются 1-2 исправления.
Наличие трех исправлений на изученное правило соответствует одной
орфографической ошибке.
Ошибки на не пройденные правила правописания не учитываются.
За одну ошибку в диктанте считаются:
 все однотипные специфические ошибки повторение ошибок в одном и том
же слове; если подобная ошибка на это правило встречается в другом слове,
она учитывается;
 две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы;
недописывание слов; пропуск одной части слова при переносе; повторное
написание одного и того же слова в предложении.
Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует
рассматривать индивидуально для каждого обучающегося. Специфическими для них

ошибками являются замена согласных, искажение звукобуквенного состава слов
(пропуски, перестановки, добавления, недописывание букв, замена гласных, грубое
искажение структуры слова).
При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений,
искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это
не связано с нарушением моторики у обучающегося.
При грамматическом разборе следует руководствоваться следующими нормами:
Отметка «5» ставится, если обучающийся обнаруживает осознанное усвоение
грамматических понятий, правил в процессе грамматического разбора, работу выполняет
без ошибок или допускает 1-2 исправления;
Отметка «4» ставится, если обучающийся в основном обнаруживает усвоение изученного
материала, умеет применить свои знания, хотя и допускает 2-3 ошибки;
Отметка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает недостаточное понимание
изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4-5 ошибок
или не справляется с половиной заданий;
Отметка «2» ставится, если обучающийся не справился ни с одним из заданий.
В числе видов грамматического разбора следует использовать задания на
опознание орфограмм, определение частей слова, частей речи, членов предложения на
основе установления связи слов в предложении, конструирование предложений,
классификацию слов по грамматическим признакам.
Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматикоорфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.
Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного
диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ.
Основные виды контрольных работ во 2-м -9-х классах - списывание и диктанты.
Текст диктанта может быть связным или состоять из отдельных предложений.
Следует избегать включения в текст диктанта слов на правила, которые в данном классе
еще не изучались. Если такие слова встречаются, их надо записать на доске или
проговорить, выделив орфограмму. По содержанию и конструкции предложений тексты
должны быть понятными обучающемуся с умственной отсталостью
Контрольные диктанты должны содержать 2-3 орфограммы на каждое проверяемое
правило. Количество орфограмм должно составлять не менее 50% от числа слов текста.
Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы.
Примерный объем текстов контрольных работ:
1 класс - 8-10 слов (на конец учебного года),
2 класс - в начале года-10-12 слов, к концу года -16-18 слов,
3 класс - 20-25 слов,
4 класс - 30-35 слов,
5 класс - 45-50 слов,
6-7 класс - 65-70 слов,
8-9 класс - 75-80 слов.
3. При оценке письменных работ по предметам «математика», «математические
представления» следует руководствоваться следующим.
Знания, умения и навыки по математике оцениваются по результатам
индивидуального и фронтального опроса обучающихся, текущих и итоговых письменных
работ.
При оценке письменных работ используются нормы оценок письменных работ, при
этом учитываются особенности развития обучающегося с умственной отсталостью.

По своему содержанию письменные работы могут быть однородными (только
задачи, только примеры, только построение геометрических фигур и т.д.) либо
комбинированными.
Объѐм контрольной работы должен быть таким, чтобы на еѐ выполнение
требовалось: во 2 - 3 классах - 25-45 минут, в 4-9 классах 35-45 минут, причем за
указанное время обучающиеся не только должны выполнить работу, но и проверить еѐ.
В комбинированную контрольную работу могут быть включены 1-3 простые
задачи или 1¬3 простые задачи и составная (начиная со 2 класса) или 2 составные задачи,
примеры в одно и несколько арифметических действий (в том числе и на порядок
действий в соответствии с рабочими программами), математический диктант, сравнение
чисел и математических выражений, вычислительные, измерительные задачи или другие
геометрические задания.
При оценке письменных работ обучающихся по данным предметам грубыми
ошибками следует считать: неверное выполнение вычислений вследствие неточного
применения алгоритма, неправильное решение задачи, неумение правильно выполнить
измерение и построение геометрических фигур по образцу.
Негрубыми ошибками считаются ошибки, допущенные в процессе списывания
числовых данных (искажение, замена), знаков арифметических действий, нарушение
формулировки вопроса (ответа) задачи, правильности расположения записей, чертежей,
небольшая неточность в измерении, черчении.
Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе.
При оценке комбинированных работ:
Отметка «5» ставится, если вся работа выполнена без ошибок;
Отметка «4» ставится, если в работе имеются 2-3 негрубые ошибки или 1-2 грубые при
правильно решенной задаче;
Отметка «3» ставится, если задача не решена, но правильно выполнены другие задания,
или половина задач решена и правильно выполнена часть других заданий;
Отметка «2» ставится , если в работе большая часть заданий не выполнена (или
выполнена с ошибками).
При оценке работ, состоящих из примеров и других заданий, в которых не
предусматривается решение задач:
Отметка «5» ставится, если все задания выполнено правильно.
Отметка «4» ставится, если допущены 1-2 негрубые ошибки или 1 грубая;
Отметка «3» ставится, если допущены 2-3грубые ошибки или 3-4 негрубые;
Отметка «2» может выставляться, если допущено более 3 грубых ошибок.
При оценке работ, состоящих только из задач с геометрическим содержанием:
Отметка «5» ставится, если все задачи выполнены правильно.
Отметка «4» ставится, если допущены 1-2 негрубые ошибки при решении задач на
вычисление или измерение, построение выполнено недостаточно точно;
Отметка «3» ставится, если не решена одна из двух-трех данных задач на вычисление,
если при измерении допущены небольшие неточности; построение выполнено правильно,
но допущены ошибки при размещении чертежей на листе бумаги, а также при
обозначении геометрических фигур буквами.
Отметка «2» выставляется, если ни одна из задач не решена.
4 .Проверка навыков чтения проводится на основе повседневных наблюдений за
чтением и пониманием прочитанного по текстам учебника. При оценке принимается во
внимание успешность овладения обучающимися техникой чтения (правильность, беглость
и выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на

вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году
обучения.
Оценка выставляется на основе специального опроса по чтению, пересказу или
комбинированного опроса.
Текущая проверка и оценка знаний может также проводиться с целью выявления
отдельных умений и навыков по чтению. Возможно в отдельных случаях выведение
оценки по совокупности ответов в конце урока. Такая форма опроса может быть
использована в основном на обобщающих уроках.
При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные
тексты.
Нормативы для оценки читательских умений (количество слов в минуту) на
полугодие и конец года представлены в Таблице 1.

В начале учебного года читательские умения проверяются по текстам, объем
которых соответствует объему текстов предыдущего года. Задача проверки состоит в
выявлении продвижения каждого обучающегося, причин испытываемых им затруднений
для оказания индивидуальной коррекционной помощи.
Оценивание читательских умений:
II класс
Отметка «5» ставится, если обучающийся читает по слогам (с переходом к концу года на
чтение целыми словами) правильно с одной-двумя самостоятельно исправленными
ошибками короткие тексты; соблюдает синтаксические паузы; отвечает на вопросы по
содержанию прочитанного; может пересказать прочитанное с незначительной помощью
(полно, правильно, последовательно);
Отметка «4» ставится, если обучающийся: читает по слогам, затрудняясь читать целиком
даже легкие слова; допускает одну-две ошибки при чтении и соблюдении синтаксических
пауз; допускает неточности в ответах на вопросы и при пересказе содержания, но
исправляет их с помощью учителя;
Отметка «3» ставится обучающемуся, если он: затрудняется в чтении по слогам трудных
слов; допускает три-четыре ошибки при чтении и соблюдении синтаксических пауз;
отвечает на вопросы односложно и испытывает трудности при пересказе содержания.
Отметка «2» ставится, если обучающийся не овладел слоговым чтением.

III—IV классы:
Отметка «5» ставится обучающемуся, если он: читает целыми словами правильно, с
одной - двумя самостоятельно исправленными ошибками; читает выразительно, с
соблюдением синтаксических и смысловых пауз, в IV классе- логических ударений;
отвечает на вопросы и может передать содержание прочитанного полно, правильно,
последовательно с незначительной помощью;
Отметка «4» ставится обучающемуся, если он: читает целыми словами, некоторые
трудные слова -по слогам; допускает одну -две ошибки при чтении, соблюдении
смысловых пауз, в IV классе- логических ударений; допускает неточности в ответах на
вопросы и при пересказе содержания, но исправляет их самостоятельно или с
незначительной помощью учителя;
Отметка «3» ставится обучающемуся, если он: читает, в основном, целыми словами,
трудные слова — по слогам; допускает три-четыре ошибки при чтении, соблюдении
синтаксических и смысловых пауз, в IV классе — логических ударений; отвечает на
вопросы односложно и способен пересказать содержание прочитанного с помощью
учителя;
Отметка «2» ставится обучающемуся, если он допускает более пяти ошибок, не способен
пересказать содержание прочитанного.
V—IX классы:
Отметка «5» ставится обучающемуся, если он: читает правильно, бегло (согласно
индивидуальному темпу чтения), выразительно с соблюдением норм литературного
произношения; способен выделить с незначительной помощью учителя основную мысль
произведения или части рассказа; делить текст на части и озаглавливать их; называет
главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки; отвечает на
вопросы и передает по плану содержание прочитанного полно, правильно,
последовательно;
Отметка «4» ставится обучающемуся, если он читает, в основном, правильно,
выразительно, бегло (согласно индивидуальному темпу чтения); допускает одну-две
ошибки при чтении, допускает неточности в выделении основной мысли произведения
или части рассказа; называет главных действующих лиц произведения, характеризует их
поступки с помощью учителя; допускает незначительные неточности в ответах на
вопросы и при передаче содержания;
Отметка «3» ставится обучающемуся, если он читает по слогам, недостаточно правильно,
выразительно; допускает 3-5 ошибок при чтении, не соблюдает паузы, знаки препинания,
допускает ошибки в постановке логических ударений; выделяет основную мысль
произведения или части рассказа только с помощью учителя; затрудняется назвать
главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки; отвечает на
вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажение
воспроизведения.
Отметка «2» ставится обучающемуся, если он допускает более 5 ошибок при чтении, не
соблюдает пауз, не отвечает на вопросы учителя по содержанию прочитанного.
5. Оценивание результатов обучения по предметам образовательной области
«Технология»: «Ручной труд» в 1-4 классах учителями начальных классов (или
учителями-предметниками, ведущими данный предмет у обучающегося с умственной
отсталостью), обучающихся 5-9 классов по предмету «Профильный труд» -учителями
технологии осуществляется с учѐтом индивидуальных возможностей каждого
обучающегося.
Критерии выставления отметок обучающимся :

Отметка «5» ставится, если обучающийся применяет полученные знания при выполнении
практической работы и может выполнить еѐ, используя план или образец, а также
проанализировать и оценить качество своей работы;
Отметка «4» ставится, если обучающийся при выполнении трудовых операций
испытывает незначительные трудности и использует помощь учителя при поэтапном
выполнении практического задания и его анализе;
Отметка«3» ставится, если обучающийся может выполнить избирательно задания по
аналогии и при различных видах помощи учителя; не способен обобщить и
проанализировать свою работу.
Отметка «2» ставится, если обучающийся не выполняет задания.
6. При оценивании образовательных результатов по физической культуре
учитываются индивидуальные возможности обучающихся с умственной отсталостью,
уровень их физического развития, двигательные возможности.
Главными требованиями при оценивании умений и навыков является выполнение
изучаемых упражнений, при этом учитывается, как обучающийся:
- овладел основами двигательных навыков;
- проявил себя при выполнении, старался ли достичь желаемого результата;
- понимает и объясняет разучиваемое упражнение;
- пользуется предлагаемой помощью и улучшается ли при этом качество
выполнения упражнений;
- относится к урокам;
- соблюдает дисциплину.
Последние два требования не влияют на отметку.
Критерии оценивания :
Отметка «5» ставится, если учебный материал урока обучающийся усваивает и
выполняет физические упражнения с незначительной организующей помощью учителя;
темп деятельности сохраняется до конца урока на среднем уровне;
Отметка «4» ставится, если учебный материал урока обучающийся усваивает частично, с
помощью учителя, выполняет физические упражнения с незначительными ошибками и
искажениями, но при этом наблюдается стремление к самостоятельности; темп
деятельности средний, но к концу урока снижается;
Отметка «3» ставится, если учебный материал урока обучающийся усваивает
избирательно и частично, выполняет физические упражнения механически и только с
помощью учителя, темп деятельности на низком уровне.
Отметка «2» ставится, если учебный материал обучающийся не усваивает.
7. Музыкальное воспитание обучающихся с умственной отсталостью - это специально
организованный педагогический процесс, являющийся составной частью коррекционного
-развивающего образовательного процесса, цель которого - формирование музыкальной
культуры как совокупности качеств музыкального сознания, деятельности, отношений,
коррекция и предупреждение вторичных отклонений в развитии обучающихся.
Критерии оценивания обучающихся с умственной отсталостью по учебному
предмету «Музыка»:
Отметка «5» ставится, если обучающийся проявляет устойчивый интерес к предмету,
знает основные музыкальные инструменты, способен различать изученные жанры
музыкальных произведений, воспроизводить музыкальные звуки и тексты песен,
самостоятельно исполнять знакомые песни; отвечать на вопросы о прослушанных
произведениях.
Отметка «4» ставится, если обучающийся проявляет интерес к предмету, знает основные
музыкальные инструменты, способен с помощью учителя различить изученные жанры

музыкальных произведений, принимает участие в хоровом пении; отвечает на вопросы о
прослушанных произведениях с незначительной помощью учителя.
Отметка «3» ставится, если обучающийся эмоционально реагирует на знакомые
музыкальные произведения, узнает основные музыкальные инструменты, запоминает
простейшие мелодии и исполняет их, способен сотрудничать со сверстниками в процессе
совместных художественно-эстетических видов деятельности.
Отметка «2» ставится, если обучающийся не реагирует на знакомые музыкальные
произведения, не узнает основные музыкальные инструменты, не запоминает простейшие
мелодии и не исполняет их.
8. Оценивание обучающихся по предмету «Изобразительное искусство».
Предмет изобразительное искусство решает задачи приобщения обучающихся с
умственной отсталостью к творческому использованию изобразительной деятельности как
средству компенсаторного развития процессов познавательной деятельности.
Критерии оценивания обучающихся по предмету «Изобразительное искусство»:
Отметка «5» ставится, если обучающийся самостоятельно располагает лист бумаги в
зависимости от пространственного расположения изображаемого; от руки изображает
предметы разной формы, использует при этом незначительную помощь; различает цвета и
их оттенки; называет основные жанры живописи; умеет пользоваться инструментами для
рисования; анализирует свой рисунок, сравнивая его с изображѐнным предметом,
исправляет неточности; способен видеть, чувствовать и изображать красоту окружающего
мира.
Отметка «4» ставится, если обучающийся располагает лист бумаги в зависимости от
пространственного расположения изображаемого с опорой на наглядность; различает
основные цвета и основные жанры; от руки изображает простые предметы разной
геометрической формы и фигуры, пользуется простейшими вспомогательными линиями
для изображения рисунка и его проверки; умеет пользоваться основными инструментами
для рисования; сравнивает свой рисунок с изображѐнным предметом, исправляет
неточности с помощью учителя; способен видеть, чувствовать красоту природы, человека;
Отметка «3» ставится, если обучающийся способен ориентироваться на листе бумаги по
образцу; рисовать, обводить изображения по опорным точкам, по трафарету; по шаблону;
умеет пользоваться основными инструментами для рисования избирательно; различать
основные цвета и соотносить их с образцом.
Отметка «2» ставится, если обучающийся не способен ориентироваться на листе бумаги
по образцу, рисовать, обводить изображения по опорным точкам, по трафарету, по
шаблону; не умеет пользоваться основными инструментами для рисования; не различает
основные цвет.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».