РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Костомукшского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.С. Пушкина" МБОУ КГО «СОШ №2 им.А.С.Пушкина» «Согласовано» на заседании МСШ протокол №1 от 26.08.2024 г. Руководитель МСШ «Принято» педагогическим советом протокол №1 от 27.08. 2024 г. Директор школы Хинконен Л.И Герасимчук Н.Н. «Утверждено» приказ по школе №151 от 30.08.2024г. Директор школы Герасимчук Н.Н. Рабочая программа элективного учебного предмета «Трудные вопросы химии» 10 класс основной общеобразовательной программы среднего общего образования. Составитель программы: Лиукконен Н.В., учитель химии г. Костомукша 2024 Пояснительная записка Рабочая программа элективного курса «Трудные вопросы химии» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, на основе Примерной программы по химии для 10-11 классов, примерных рабочих программ предметной линии учебников О.С. Габриеляна. 1011 классы (базовый и углубленный уровни) (ФГОС); основной общеобразовательной программы среднего общего образования МБОУ КГО «СОШ №2 им. А.С.Пушкина». Элективный курс планируется и организуется с учетом индивидуальных особенностей и потребностей ребенка, запросов семьи, культурных традиций, национальных и этнокультурных особенностей региона. Целью курса является обеспечение достижения ребенком планируемых результатов освоения образовательной программы за счет расширения информационной, предметной, культурной среды, в которой происходит образовательная деятельность, повышения гибкости ее организации. Задачи курса: 1. Формирование умения видеть и понимать ценность образования, значимость химического знания для каждого человека, независимо от его профессиональной деятельности. 2. Формирование умения различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию. 3. Формирование целостного представления о мире роли химии в создании современной естественнонаучной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности (природной, социальной, культурной, технической среды), используя для этого химические знания. 4. Приобретение опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания; ключевых навыков, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности (навыков решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, навыков сотрудничества, навыков безопасного обращения с веществами в повседневной жизни). На изучение курса в 10 классе отведено 34 часа (1 час в неделю). Количество учебных недель в году – 34. Рабочая программа курса содержит обязательные части: • планируемые результаты деятельности; • содержание деятельности с указанием форм ее организации и видов деятельности ; • тематическое планирование. Общая характеристика элективного курса Особенности содержания и методического построения курса сформированы на основе ФГОС СОО. 1. Содержание курса выстроено логично и доступно в соответствии с системнодеятельностным подходом на основе иерархии учебных проблем 2. В 10-ом классе старшеклассники знакомятся с богатым миром органических веществ на основе реализации идеи взаимосвязи химического строения этих веществ с их свойствами и применением 3. Содержание курса общей химии в 11-ом классе способствует формированию единой химической картины мира у выпускников средней школы путём рассмотрения общих для неорганической и органической химии понятий, законов и теорий. 4. Изучение курса проводится на основе сочетания теории и практики проблемного обучения и подачи материала в логике научного познания. 5. Теоретические положения курса широко подкреплены демонстрационными химическими экспериментами, лабораторными опытами и практическими работами. 6. Реализуется интеграция содержания курса с предметами не только естественнонаучного, но и гуманитарного циклов. 7. Достижению предметных, метапредметных и личностные результатов способствует система заданий в формате рефлексии: проверьте свой знания, примените свои знания, используйте дополнительную информацию и выразите мнение. 8. Раскрывается роль российских учёных в становлении мировой химической науки, что способствует воспитанию патриотизма и национальной самоидентификации. 9. Курс реализует связь учебной дисциплины с жизнью, что способствует усилению мотивации учащихся к изучению непрофильной химии через раскрытие связи изучаемого материала с будущей образовательной траекторией и профессиональной деятельности. 10. В курсе представлены современные направления развития химической науки и технологии. 11. В курсе нашли отражение основные содержательные линии: «Вещество» — знания о составе, строении, свойствах (физических, химических и биологических), нахождении в природе и получении важнейших химических веществ; «Химическая реакция» — знания о процессах, в которых проявляются химические свойства веществ, условиях их протекания и способах управления ими; «Применение веществ» — знания взаимосвязи свойств химических веществ, наиболее используемых в быту, промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении и на транспорте; «Язык химии» — система знаний о важнейших понятиях химии и химической номенклатуре неорганических и органических веществ (ИЮПАК и тривиальной); владение химической символикой и её отражением на письме, ─химическими знаками (символами), формулы и уравнения, а также правила перевода информации с родного языка на язык химии и обратно. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Трудные вопросы химии» Требования к результатам обучения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты. Личностные результаты обучения курса «Трудные вопросы химии»: 1) воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, гордости за свой край, свою Родину; 2) формирование гражданской позиции как активного ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, обладающего чувством собственного достоинства; 3) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; 4) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной и ответственной деятельности; 5) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; 7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; 8) ценностей; нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих 9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; 10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; 11) принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно- оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; 12) бережное, ответственное и компетентное отношение физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь; 13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных проблем; 14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта экологонаправленной деятельности; Метапредметные результаты обучения курса «Трудные вопросы химии»: 1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; 2) выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; умение продуктивно общаться и взаимодействовать процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; 3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; 4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыка ми получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках ин формации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; 5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; 6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов; 7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; 8) владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; 9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения; Предметные результаты обучения курса «Трудные вопросы химии»: сформированность представлений о месте органической химии в современной научной картине мира; понимание роли химии; формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач; владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой; владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач; сформированность умения давать количественные оценки и проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям; владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ; сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников; для обучающихся с ограниченными возможностями основными доступными методами научного познания; здоровья овладение Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета являются: приемы элементарной исследовательской деятельности; способы работы с естественнонаучной информацией; коммуникативные умения; способы самоорганизации учебной деятельности. Содержание курса «Трудные вопросы химии» 10 класс Тема1: Строение и классификация органических соединений Электронное и пространственное строение органических соединений. Гибридизация электронных орбиталей. Типы гибридизации электронных орбиталей атомов углерода. Простая и кратная ковалентные связи. Углеродный скелет органической молекулы. Понятие о гомологических рядах органических соединений. Классификация органических соединений. Углеводороды и их функциональные производные. Понятие о функциональной группе. Гомология. Принципы классификации органических соединений. Систематическая международная номенклатура и принципы образования названий органических соединений. Особенности протекания реакций органических ковалентных связей в органических веществах. соединений. Типы разрыва Механизмы реакций: свободно радикальный и ионный. Классификация органических реакций. Тема 2: Углеводороды Каучук. Реакция полимеризации. Природный каучук. Синтетический каучук. Резина. Циклоалканы: Строение молекул. гомологический ряд, изомерия, номенклатура, физические свойства, распространение в природе. Химические свойства. Обусловленность химических свойств соединений особенностями строения молекул. Гомологи бензола. Особенности химических свойств гомологов бензола на примере толуола (реакции бензольного кольца и боковой промышленного получения и применения бензола и его гомологов. цепи). Источники Ориентирующее действие заместителей в бензольном кольце. Решение задач на вывод формулы углеводородов по массовым долям химических элементов. Решение задач на вывод формулы вещества по продуктам сгорания и принадлежности к классу. Решение задач на расчет массы и объема вещества по уравнениям химических реакций углеводородов. Галогенопроизводные алканов. Строение, номенклатура, изомерия. Физические и химические свойства галогеноалканов. Применение. Генетическая связь углеводородов. Тема 3: Кислородсодержащие органические вещества Решение задач на вывод формулы органического соединения по массовым долям химических элементов. Решение задач на вывод формулы органического соединения по продуктам сгорания и принадлежности к классу. Решение задач на вывод формулы органического соединения по продуктам сгорания, если неизвестен класс вещества. Простые эфиры. Представители: диметиловый, метилэтиленовый, диэтиловый. Состав, физические свойства, способность образовывать с воздухом взрывчатые смеси, применение, получение. Формальдегид и ацетальдегид: получение и применение. Ацетон -простейший кетон: физические свойства, получение, применение. Классификация карбоновых кислот: предельные, непредельные, ароматические; одно- и многоосновные. Классификация карбоновых кислот: предельные, непредельные, ароматические; одно- и многоосновные. Особые свойства, применение и получение муравьиной, уксусной, масляной кислот. Краткие сведения о высших жирных кислотах (пальмитиновая и стеариновая). Мыла - соли высших жирных кислот. Одноосновные ненасыщенные карбоновые кислоты: акриловая, олеиновая, линолевая кислоты. Состав, строение, распространение в природе, способность к реакции гидрогенизации и окисления. Изомерия. Краткие сведения о двухосновных ненасыщенных карбоновых кислотах: щавелевая, янтарная. Их состав, строение, физико-химические свойства, применение, распространение в природе. Краткие сведения об ароматических кислотах: бензойная, ацетилсалициловая кислоты. Фруктоза. Рибоза и дезоксирибоза -краткая характеристика состава, строения, распространенности в природе. Лактоза. Дисахариды. Сахароза: из истории применения. Нахождение в природе. Биологическое значение. Состав. Физические, химические свойства. Промышленное получение. Гидролиз. Восстанавливающие и невосстанавливающие дисахариды. Полисахариды. Крахмал. Строение: амилоза Распространение в природе. Применение. Декстрины. и амилопектин. Свойства. Гликоген: роль в организме человека. Причины диабета и профилактика его возникновения. Пектин. Целлюлоза природный полимер. Характеристика состава, структуры, свойств, нахождения в природе, применение. Нитраты и ацетаты целлюлозы. Их получение, свойства. Генетическая связь кислородсодержащих органических соединений Тема 4: Азотсодержащие органические соединения Амиды кислот. Нитросоединения. Гетероциклические вещества. Пиридин и пиррол: состав, строение молекул. Основные свойства. Понятие о нуклеиновых кислотах как природных полимерах. РНК и ДНК, их местонахождение в живой клетке и биологические функции. Строение молекул нуклеиновых кислот: азотистые основания -мономеры нуклеиновых кислот: цитозин, уроцил, тимин, аденин, гуанин; нуклеотиды -мономеры нуклеиновых кислот. Принцип комплементарности. Общие представления о структуре ДНК Роль нуклеиновых кислот в биосинтезе белка. Редупликация ДНК. Матричные, рибосомные, транспортные РНК. Транскрипция. Трансляция. Триплетный генетический код. (История открытия структуры ДНК. Современные представления о роли и функциях ДНК.) Генетическая связь азотсодержащих органических соединений. Окислительно-восстановительные реакции в органической химии. Определение степеней окисления в органических соединениях. Мягкое и жесткое окисление. Качественные реакции на органические вещества. Решение задача на расчет массы и объема вещества по реагентам с разной концентрацией. Решение задач на расчет массы, объема вещества по уравнениям химических реакций кислород- и азотсодержащих соединений. Тема 5: Полимеры и биологически-активные вещества Реакции полимеризации и поликонденсации (механизм). Лекарственные средства. Понятие о фармацевтической химии и фармакологии. Лекарства: противовоспалительные (сульфаниламидные препараты, антибиотики), анальгетики ненаркотические (аспирин, анальгин, парацетамол) и наркотические, вяжущие средства, стероидные. Гормоны. Ферменты, витамины. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности Тема Тема1: Строение и классификация органических соединений Тема 2: Углеводороды Тема 3: Кислородсодержащие органические вещества Основные виды УУД обучающихся Оперировать понятиями «валентность», «степень окисления», «химическое строение», «структурная формула», «изомер», «гомолог». Характеризовать особенности строения атома углерода. Составлять молекулярные и структурные формулы органических соединений. Классифицировать орг. соединения по строению углеродной цепи и типу углеродуглеродной связи, производные углеводородов по типу функциональной группы. Применять правила систематической международной номенклатуры. Характеризовать свойства и получение каучука и резины. Записывать формулы, составлять названия циклоалканов и изомеров и гомологов бензола, галогенпроизводных Устанавливать причинноследственную связь между составом, строением и свойствами циклоалканов, гомологов бензола, галогенпроизводных. Применять знания для безопасного использования толуола в практической деятельности. Проводить расчеты на нахождение молекулярной формулы углеводорода по продуктам сгорания, по его относительной плотности и массовым долям элементов, входящих в его состав. Использовать алгоритмы при решении задач. Описывать генетические связи между изученными классами органических соединений. Проводить расчеты массы и объема вещества по уравнениям химических реакций с участием углеводородов. Наблюдать и описывать химические реакции с помощью родного языка и языка химии. Проводить расчеты на нахождение молекулярной формулы органического соединения, содержащего кислород и азот по продуктам сгорания (если указан класс вещества и не указан), по его относительной плотности и массовым долям элементов, входящих в его состав. Использовать алгоритмы при решении задач. Описывать генетические связи между изученными классами органических соединений. Проводить расчеты массы и объема вещества по уравнениям химических реакций. Приводить реакции характерные для формальдегида, ацетальдегида и ацетона, а также области применения данных соединений. Описывать характерные свойства, особенности строения и применение простых эфиров. Характеризовать особенности разных групп карбоновых кислот, описывать их строение, составлять структурные формулы и применять знания Тема 4: Азотсодержащие органические соединения Тема 5: Полимеры и биологически-активные вещества Итого номенклатуры данных соединений. Характеризовать свойства и биологическую роль фруктозы, лактозы, рибозы, дезоксирибозы, схарозы, крахмала, целлюлозы. Устанавливать причинно-следственную связь между составом, строением и свойствами углеводов. Наблюдать и описывать химические реакции с помощью родного языка и языка химии. Устанавливать причинно-следственную связь между составом, строением и свойствами азотсодержащих кислот. Получать представление об амидах кислот, нитросоединениях, гетероциклических соединениях, нуклеиновых кислотах. Наблюдать и описывать химические реакции с помощью родного языка и языка химии. Использовать алгоритмы при решении задач. Описывать генетические связи между изученными классами органических соединений. Проводить расчеты массы и объема вещества по уравнениям химических реакций с участием кислород- и азотсодержащих органических соединений. Проводить расчеты массы и объема вещества по реагентам разной концентрации. Характеризовать реакции полимеризации и поликонденсации как способы синтеза высокомолекулярных материалов. Приводить примеры практического использования высокомолекулярных соединений. Получать представление о гормонах, ферментах, лекарствах, витаминах. Соблюдать правила применения данных соединений в быту. 34 часа Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса Учебно-методический комплект включает: 1. Химия 10 класс Габриелян О.С., Остроумов, Пономарев - Учебник (Углубленный уровень). М: изд-во «Просвещение»; 2. Доронькин В.Н., Бережная А.Г , Февралева В.А: ЕГЭ Химия. 10-11 классы. Задания высокого уровня сложности. М: изд-во «Легион»; 3. Химия. Задачник с "помощником". 10-11 классы. - Гара Н.Н., Габрусева Н.И. М: изд-во «Просвещение»; 4. Тесты по химии. 10 класс: к учебнику Габриеляна О.С. "Химия. 10 кл. Базовый уровень" - Рябов М.А. М: изд-во «Экзамен»; Цифровые образовательные ресурсы: - «1С: Школа. Экология. Учебное пособие» (Издательство «1С» и «Дрофа»); - Библиотека электронных наглядных пособий. Химия. 8-11 класс». (Издательство «Кирилл и Мефодий»); - «Химия. Общая и неорганическая. 10-11 класс.» (Издательство «Лаборатория систем мультимедиа, МарГТУ»); - «Органическая химия. 10-11 класс.» (Издательство «Лаборатория систем мультимедиа, МарГТУ»); - CD «Репетитор по химии Кирилла и Мефодия. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия», ООО «Кирилл и Мефодий»; - «Виртуальная лаборатория. Химия: 8-11 класс» (в 2х частях), лаборатория систем мультимедиа МарГТУ, г. Йошкар-Ола; Интернет-ресурсы: 1. Examchemistry. Готовимся к сдаче ЕГЭ по химии для средних школ/ http://examchemistry.com/content/lesson/orgveshestva.html 2. Интерактивный мультимедиа учебник http://orgchem.ru/ 3. Органическая химия. Электронный учебник http://www.chemistry.ssu.samara.ru/ 4. Органическая химия. Электронный учебник / http://cnit.ssau.ru/organics/index.htm 5. Фоксфорд. Учебник. https://foxford.ru/wiki Планируемые результаты По завершению курса обучающийся научится: раскрывать на примерах роль химии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности человека, взаимосвязь между химией и другими естественными науками; анализировать состав, строение и свойства веществ, применяя положения основных химических теорий: химического строения органических соединений; обосновывать практическое использование органических веществ и их реакций в промышленности и быту проводить расчёты на основе химических формул и уравнений реакций; использовать методы научного познания — анализ, синтез, моделирование химических процессов и явлений — при решении учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания органических веществ; владеть правилами безопасного обращения с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии; критически оценивать и интерпретировать химическую информацию, содержащуюся в сообщениях средств массовой информации, ресурсах Интернета, научнопопулярных статьях, с точки зрения естественно-научной корректности в целях выявления ошибочных суждений и формирования собственной позиции; устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе химических знаний. По завершению курса обучающийся получит возможность научиться: формулировать цель исследования, выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций; характеризовать роль азотосодержащих гетероциклических соединений и нуклеиновых кислот как важнейших биологически активных веществ; прогнозировать возможность протекания окислительно- восстановительных реакций, лежащих в основе природных и производственных процессов. Календарно-тематическое планирование элективного курса по химии 10 класс (34 ч в год) Кален арные сроки № п/п Тема урока Планируемые образовательные результаты Предметные Метапредметные Тема1: Строение и классификация органических соединений (6 ч) Электронное Использовать Познавательные: 1. строение понятия классифицировать атома. "электронное объекты и явления; Валентное облако и орбиталь", выявлять причинносостояние их формы. следственные связи; Описывать проводить наблюдение, электронные и делать выводы; электронноструктурировать графические информацию, формулы атомов составлять сложный углерода в план текста нормальном и Регулятивные: возбужденном формулировать цель состояниях. урока и ставить задачи, Ковалентная связь необходимые для ее и ее разновидности достижения; (сигма и пи- связь). планировать свою Образование деятельность и молекул H2, Cl2, N2, прогнозировать ее HCl, H2O, CH4, результаты; работать C2H4, C2H2 по плану, сверять свои Личностные Понимание единства естественнонаучной картины мира; формирование умения грамотного обращения с веществами в химической лаборатории и в быту, ответственного отношения к учебе, готовности и способности к саморазвитию и самообразовани ю, Основные виды деятельности обучающихся Материальнотехническое оснащение урока Характеризовать нормальное и возбуждённое состояния атомов химических элементов на примере атома углерода. Отражать эти состояния с помощью электронной и электроннографической формул. Описывать образование σ- и связей в молекулах органических соединений с одинарными, Конспект, индивидуальная карточка 2. 3. действия с целью и при необходимости Виды Определять первое корректировать ошибки гибридизации. валентное 3 самостоятельно Форма молекул состояние – (sp Коммуникативные: гибридизация) на строить речевые примере молекул высказывания в устной метана и этана, и письменной форме; второе валентное 2 аргументировать свою состояние (sp точку зрения. гибридизация) на примере молекулы этилена, третье валентное состояние - spгибридизация - на примере молекулы ацетилена. Характеризовать геометрию молекул этих веществ Классификация Уметь органических классифицировать соединений органические соединения по строению углеродной цепи: ациклические, циклические, самостоятельнос ти в приобретении новых знаний и умений, навыков самоконтроля и самооценки двойными и тройными связями Устанавливать взаимосвязь между валентными состояниями атома углерода и геометрией молекул органических соединений Классифицировать органические соединения по различным основаниям: по элементному составу, по строению Конспект, индивидуальная карточка Конспект, индивидуальная карточка разветвленные, неразветвленные; по типу атомов в цепи; по наличию или отсутствию кратных связей; по особенностям электронного строения. 4. Номенклатура органических соединений Применять номенклатуру тривиальную ( историческую), рациональную, международную ИЮПАК. углеродного скелета, по наличию функциональных групп. Классифицировать углеводороды: по кратности связи и по наличию цикла. Определять принадлежность органического соединения к тому или иному типу или классу Сравнивать рациональную номенклатуру и номенклатуру IUPAC. Называть органические соединения в соответствии с принципами IUPAC и, наоборот, записывать формулы органических соединений по их Конспект, индивидуальная карточка Учебник стр.23 №2-3, стр. 39 №3-4 5. Гомологи и изомеры Применять понятие "изомерия", устанавливать зависимость свойств веществ от химического строения. Приводить примеры изомерии и ее видов. Классификацирова ть реакции по структурным изменениям вещества: присоединения (в том числе полимеризации, отщепления (элеменирования), замещения и изомеризации. Тема 2: Углеводороды (8 ч) Знакомство с 7. Каучуки: строение и натуральным 6. названиям. Объяснять явление изомерии и свойства изомеров на основе их химического строения. Записывать эмпирическую, молекулярную и структурную формулы органических соединений. Сравнивать классификацию реакций в органической и неорганической химии. Определять тип и вид химической реакции с участием органических веществ. Типы химических реакций в органической химии Познавательные: строить умение осознавать Конспект, индивидуальная карточка Учебник стр.15 №3-4, стр. 23 №4 Конспект, индивидуальная карточка Характеризовать Конспект, каучуки как индивидуальная 8. применение каучуком, как продуктомполимер изации изопрена. Синтетические каучуки: бутадиеновый каучук (СБК), дивиниловый, изопреновый, хлоропреновый, бу тадиенстирольный. Характеризовать вулканизацию каучуков: резины и эбонит. Ознакомление с коллекцией «Каучуки и резины» Циклоалканы Записывать гомологический ряд и строение циклоакланов. Знать их номенклатуру и изомерию, способы классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания); строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей. Регулятивные: составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта); работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Коммуникативные: отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, потребность и готовность к самообразовани ю, в том числе и в рамках, самостоятельно й деятельности вне школы; умение оценивать поведение с точки зрения химической безопасности (тексты и задания) и жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. продукты полимеризации сопряжённых алкадиенов. Устанавливать взаимосвязь между стереорегулярность ю и эластичностью каучуков. Описывать проблему синтеза каучуков и роль С. В. Лебедева в её решении. Различать синтетические каучуки и исходные мономеры. Характеризовать резину как продукт вулканизации каучуков Характеризовать гомологический ряд, строение, свойства и применение циклоалканов. Описывать способы карточка Конспект, индивидуальная карточка 9. Гомологи бензола получения циклоалканов, физические и химические свойства циклоаканов (реакции присоединения и замещения), применение. Объясняют особенности толуола, как гомолога бензола, особенности химических свойств алкилбензолов. Описывают ориентанты первого и второго рода. Взаимное влияние атомов в молекулах алкилбензолов на примере реакции замещения. подтверждая их фактами; в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен). получения и применения циклоалканов на основе свойств. Наблюдать и описывать демонстрационный эксперимент Описывать Конспект, физические индивидуальная свойства гомологов карточка бензола. Устанавливать зависимость между боковой цепью и нарушением электронной плотности сопряжённого облака в молекулах гомологов бензола под влиянием ориентантов первого и второго рода. Характеризовать взаимное влияние 10. Вывод формул углеводородов по массовым долям химических элементов Решение расчётных задач на основе состава углеводородов различных классов. 11. Вывод формул углеводородов по продуктам сгорания и принадлежност и к классу Решение расчётных задач на основе свойств углеводородов различных классов. Познавательные: строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания); строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей. Регулятивные: составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы атомов в молекулах алкилбензолов на примере реакции замещения и окисления. Устанавливать взаимосвязи между свойствами гомологов бензола и областями их применения. Навыки Решать задачи по сотрудничества теме. со сверстниками, Проводить оценку взрослыми в собственных образовательной достижений , деятельности. в усвоении темы. Выделять и Корректировать формулировать свои знания в проблему соответствии самостоятельно с планируемым результатом Решать задачи по теме. Проводить оценку собственных достижений в усвоении темы. Корректировать Конспект, индивидуальная карточка Учебник стр.10 №5, стр. 44 №4 Конспект, индивидуальная карточка 12. Решение задач 13. Галогенпроизв одные углеводородов (выполнения проекта); работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, Выполнение тестовых заданий и исправлять ошибки самостоятельно. решение. Коммуникативные: Выполнение отстаивая свою точку упражнений на зрения, приводить установление генетической связи аргументы, подтверждая их между классами фактами; углеводородов в дискуссии уметь (цепочки выдвинуть превращений). контраргументы, перефразировать свою Объясняют мысль (владение особенности галогенпроизводны механизмом х. Описывают эквивалентных физические и замен). химические свойства, применение важнейших представителей класса. свои знания в соответствии с планируемым результатом Выполнять тесты и упражнения, решать задания по теме. Проводить оценку собственных достижений в усвоении темы. Корректировать свои знания в соответствии с планируемым результатом Описывают свойства галогенпроизводны х. Устанавливать зависимость между галогенпроизводны ми и представителями других классов, а также областями их применения. Конспект, индивидуальная карточка Учебник стр.30 №8, стр. 44 №6 Конспект, индивидуальная карточка 14. Генетическая связь углеводородов Сравнение строения и свойств предельных, непредельных и ароматических углеводородов. Взаимосвязь гомологических рядов Тема 3: Кислородсодержащие органические соединения (10 ч) 15. Вывод формул Решение расчётных Коммуникативные: органического задач на основе учиться критично соединения по состава относиться к своему массовым органического мнению, с долям соединения достоинством химических различных классов. признавать элементов ошибочность своего 16. Вывод формул Решение расчётных мнения (если оно таково) и органического задач на основе корректировать его. соединения по свойств Регулятивные: в продуктам органического диалоге с учителем сгорания соединения различных классов. совершенствовать Формирование коммуникативн ых компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками. Формирование интеллектуальн ых умений: анализировать текст учебника, развивать наблюдательнос ть Составляют план решения проблемы. Работают по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно Конспект, индивидуальная карточка Формирование стремления к самообразовани ю, самоконтролю и анализу своих действий. Умение применять полученные знания умение оценивать экологический Решать задачи по теме. Проводить оценку собственных достижений в усвоении темы. Корректировать свои знания в соответствии с планируемым результатом Конспект, индивидуальная карточка Учебник стр.34 №2, стр. 39 №6, стр. 47 №2 Конспект, индивидуальная карточка 17. Вывод формул органического соединения по продуктам сгорания, если неизвестен класс вещества Решение расчётных задач на основе свойств органического соединения различных классов.. 18. Простые эфиры Знакомятся с особенностями простых эфиров. Простые эфиры в природе, их значение. Применение простых эфиров на основе их свойств 19. Формальдегид, ацетальдегид и ацетон Описывают физические свойства самостоятельно выработанные критерии оценки; подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель Познавательные: создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта; составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Познавательные: строить классификацию на риск взаимоотношен ий человека и природы; умение формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников Умение осознавать потребность и Решать задачи по теме. Проводить оценку собственных достижений в усвоении темы. Корректировать свои знания в соответствии с планируемым результатом Характеризовать строение, свойства, способы получения и области применения простых эфиров. Соблюдать правила экологически грамотного и безопасного обращения с простыми эфирами Конспект, индивидуальная карточка Учебник стр.76 №4, стр. 98 №6 Конспект, индивидуальная карточка Характеризовать Конспект, физические и индивидуальная химические карточка формальдегида и ацетальдегида, ацетона, применяют правила составления названий в соответствии с международ. номенклатурой; Приводят примеры областей применения альдегидов и кетонов 20. Непредельные карбоновые кислоты Применяют понятие карбоновых кислотах. о основе дихотомического деления (на основе отрицания); строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей. Регулятивные: составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта); работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Коммуникативные: отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами; готовность к самообразовани ю, в том числе и в рамках, самостоятельно й деятельности вне школы; умение оценивать поведение с точки зрения химической безопасности (тексты и задания) и жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. свойства представителей альдегидов и кетонов на основе состава и строения их молекул. Проводить лаборат орные опыты с соблюдением правил техники безопасности и экологически грамотного обращения с оборудованием и реактивами. Наблюдать химические явления и фиксировать результаты наблюдений. Формулировать выводы на их основе Классифицировать Конспект, непредельные индивидуальная карбоновые карточка кислоты по Знают классификацию карбоновых кислот: по природе углеводородного радикала, по числу карбоксильных групп в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен). 21. Разнообразие карбоновых кислот Применяют понятие о карбоновых кислотах. Знают классификацию карбоновых кислот: по природе углеводородного радикала, по числу карбоксильных групп 22. Моносахариды Описывают Познавательные строение молекулы выдвигают Формирование познавательных различным основаниям. Называть представителей непредельных карбоновых кислот, записывать их формулы, характеризовать свойства, способы получения и применение. Классифицировать карбоновые кислоты по различным основаниям. Называть представителей основных групп карбоновых кислот, записывать их формулы, характеризовать свойства, способы получения и применение. Характеризовать оптические Конспект, индивидуальная карточка Конспект, индивидуальная и физические свойства глюкозы, а также фруктозы. Ознакомление с физическими свойствами глюкозы. Усанавливают взаимосвязь между моносахаридом и его значением 23. Дисахариды и полисахариды Описывают строение молекул дисахаридов и полисахаридов. Знать их нахождение в природе, химические свойства и значение. аргументы, устанавливая причинноследственные связи между изучаемыми явлениями, извлекают необходимую информацию из прочитанного текста. Регулятивные планируют последовательность своих действий и прогнозируют их результат. Коммуникативные умеют формулировать собственное мнение, аргументировать свою точку зрения, отстаивать её не враждебным для других образом; владеют монологической и диалогической формами речи. интересов, направленных на изучение законов химии, интеллектуальн ых умений анализировать информацию и делать выводы. изомеры глюкозы как следствие наличия в молекуле моносахаридов асимметричного атома углерода. Различать гексозы D-ряда для - и глюкозы. Отражать строение молекул моносахаридов с помощью формул Хеуорса. Различать глюкозу и фруктозу по составу, строению и биологической роли Характеризовать строение молекул дисахаридов и записывать уравнения реакций гидролиза. Различать сахарозы, мальтозы и лактозу по составу, строению и биологической карточка Конспект, индивидуальная карточка 24. Генетическая связь кислородсодер жащих органических соединений Сравнение строения и свойств кислородсодержащ их органических соединений. Взаимосвязь гомологических рядов Тема 4: Азотсодержащие органические соединения (7 ч) роли. Описывать строение полимерной цепочки молекулы целлюлозы, как продукта реакции поликонденсации -глюкозы. Характеризовать химические свойства целлюлозы, её нахождение в природе и биологическую роль. Сравнивать крахмал и целлюлозу Составляют план Конспект, решения проблемы. индивидуальная Работают по плану, карточка сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно 25. Амиды кислот. Нитросоединен ия Получение амидов кислот. Сформировать понятие о нитросоединениях 26. Гетероцикличе ские соединения Сформировать понятие о гетероциклических соединениях и нуклеиновых кислот. Сравнивать ДНК и РНК и их роль в передачи наследственных признаков организмов и биосинтезе белка. 27. а Генетическая з связь о азотсодержащи т х органических Сравнение строения и свойств азотсодержащих органических Коммуникативные: понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты и т.д. Регулятивные: работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер). Познавательные: преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.); вычитывать все уровни текстовой информации. Формирование стремления к самообразовани ю, самоконтролю и анализу своих действий. Описывать строение и структуры молекул амидов кислот и нитросоединений, характеризовать их роль. Описывать строение и структуры молекул гетероциклических соединений и нуклеиновых кислот. Называть составные части нуклеотидов и классифицировать их. Сравнивать РНК и ДНК. Характеризовать роль нуклеиновых кислот в передаче наследственных свойств организмов Составляют план решения проблемы. Работают по плану, сверять свои Конспект, индивидуальная карточка Конспект, индивидуальная карточка Конспект, индивидуальная карточка соединений 28. ОВР в органической химии 29. Качественные реакции на соединений. Взаимосвязь гомологических рядов Сформировать понятие об окислительновосстановительных реакциях, степень окисления в органических соединениях. Знать процессы окисления и восстановления. важнейшие окислители и восстановители. Применять метод электронного баланса для составления уравнений окислительновосстановительных реакций. Отличать по качественным действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно Описывать Конспект, окислительноиндивидуальная восстановительные карточка реакции. Отличать их от реакций обмена. Записывать уравнения окислительновосстановительных реакций с помощью методов электронного баланса Соблюдать правила Конспект, техники индивидуальная органические вещества 30. Решение задач на концентрацию веществ реакциям и идентифицировать органические соединения Решение расчётных задач на основе различных концентраций в растворах органического соединения различных безопасности при работе с лабораторным оборудованием, нагревательными приборами, химическими реактивами. Экономно и экологически грамотно обращаться с ними. Исследовать свойства органических веществ. Наблюдать химические явления и фиксировать результаты Решать задачи по теме. Проводить оценку собственных достижений в усвоении темы. Корректировать свои знания в карточка Конспект, индивидуальная карточка классов.. соответствии с планируемым результатом Решать задачи по Конспект, теме. индивидуальная Проводить оценку карточка собственных достижений в усвоении темы. Корректировать свои знания в соответствии с планируемым результатом Решение 31. Решение комбинированн комбинированных ых задач расчётных задач Тема 5: Полимеры и биологически-активные вещества (3 ч) Описывать Познавательные: 32. Синтез полимеров строение классифицировать полимеров: объекты и явления; мономер, полимер, выявлять причинноэлементарное следственные связи; звено, степень проводить наблюдение, полимеризации. делать выводы; Знать линейные, структурировать разветвлённые и информацию, сетчатые (сшитые) составлять сложный полимеры, план текста стереорегулярные и Регулятивные: нестереорегулярны формулировать цель е полимеры. урока и ставить задачи, Понимание единства естественнонаучной картины мира; формирование умения грамотного обращения с веществами в химической лаборатории и в быту, ответственного Описывать реакции Конспект, полимеризации индивидуальная и использовать пон проект ятия химии высокомолекулярн ых соединений: мономер, полимер, элементарное звено, степень полимеризации, линейные, разветвлённые и сетчатые (сшитые), полимеры, Классифицировать полимеры по отношению к нагреванию: термопластичные и термореактивные полимеры. 33. Ферменты. Гормоны Знать свойства ферментов и гормонов, характеризовать денатурация, гидролиз. Биологические функции ферментов и белков. необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости корректировать ошибки самостоятельно Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; аргументировать свою точку зрения. отношения к учебе, готовности и способности к саморазвитию и самообразовани ю, самостоятельнос ти в приобретении новых знаний и умений, навыков самоконтроля и самооценки термопластичные и термореактивные полимеры, стереоре гулярные и нестереорегулярны е полимеры. Классифицировать полимеры по различным признакам: по строению, способам получения и отношению к нагреванию. Различать полимер изацию и поликонденсацию. Описывать Конспект, свойства ферментов индивидуальная и гормонов. проект Знать отличия ферментов от гормонов. На основе межпредметных связей с биологией раскрывать ихбиологическую 34. Витамины. Лекарства Классифицировать витамины и лекартсва, характеризовать их биологические функции роль в живых организмах Описывать Конспект, свойства витаминов индивидуальная и лекарств. проект На основе межпредметных связей с биологией раскрывать ихбиологическую роль в живых организмах