РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Костомукшского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.С. Пушкина»
(МБОУ КГО «СОШ №2 им. А.С. Пушкина»)
«Согласовано»
на заседании МСШ
протокол №1
от 26.08.2024 г.
Руководитель МСШ
«Принято»
педагогическим
советом
протокол №1
от 27.08. 2024 г.
Директор школы
«Утверждено»
приказ по школе №154
от 30.08.2024г.
Директор школы
Герасимчук Н.Н.
Хинконен Л.И
Герасимчук Н.Н.
Рабочая общеразвивающая программа
внеурочной деятельности
«Школа актёрского мастерства»
художественно-эстетической
творческой направленности
для учащихся 3А класса
Срок реализации – 2 года
Возраст детей: 9-11 лет
Составитель программы:
Иванова Ирина Михайловна,
педагог дополнительного образования
г. Костомукша
2024
1
Содержание
1.
Пояснительная записка
………………………………………………………………с. 2
2.
Содержание программы.………………………………………………………………..с. 8
3.
Методические рекомендации………………………………………………………….с. 9
4.
Информационное обеспечение программы ……………………..................................с.12
1. Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Школа актёрского мастерства» художественно эстетической
творческой деятельности играет важную роль в духовном становлении личности принадлежит
театральному искусству, которое, удовлетворяя эстетические потребности личности, обладает
способностью формировать ее сознание, расширять жизненный опыт и обогащать чувственноэмоциональную сферу. «Значение произведений искусств заключается в том, что позволяют
«пережить кусочек жизни» через осознание и переживание определенного мировоззрения, чем
«создают определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую силу, чем
оценки, просто сообщаемые и усваиваемые»
(Б. В. Теплов).
Совершенствование «аппарата переживания» (К. Станиславский) и «аппарата осмысления» через
развитие театральных способностей, творческого мышления и творческой активности на основе
классической театральной культуры способствует духовному, социальному и профессиональному
становлению личности воспитанника.
Актуальность программы определяется необходимостью успешной социализации воспитанника
в современном обществе, его жизненным и профессиональным самоопределением, продуктивным
освоением социальных ролей в широком диапазоне и творческой реализацией. Программа
объединяет в себе различные аспекты театрально - творческой деятельности, необходимые как для
профессионального
становления,
так
и
для
практического
применения
в
жизни.
Новизна
В рамках модернизации российского образования (в частности, дополнительного) изменены
концептуальные подходы и методологические установки к образовательному процессу по причине
ограниченности, схоластики и неэффективности:
•
смещены акценты с освоения фундаментальных знаний по предмету на социализацию и
профессионализацию личности средствами современных знаний и технологий по направлению
деятельности;
•
изменены подходы к структуре и содержанию образовательного процесса с учетом интеграции
общего
и
дополнительного
2
образования;
•
модифицировано содержание программы в контексте профессионального непрерывного
образования;
•
усовершенствована структура образовательного процесса за счет внедрения комплекса
интегрированных учебных дисциплин: актёрское мастерство, сценическая речь, сценическое
движение, грим;
•
изменены подходы к реализации долгосрочной программы (поэтапно с учетом возрастных
особенностей);
•
внедрены инновационные технологии и эффективные методические разработки адаптивная
технология системы обучения А. С. Границкой, педагогики сотрудничества В. А. Караковского,
диалог культур М. Бахтина - В. Библера и методики создания коллектива А. С. Макаренко,
коллективной творческой деятельности (КТД) И.П. Иванова.
Педагогическая целесообразность программы
Реализация программы позволяет включить в механизм воспитания каждого члена коллектива и
достичь
комфортных
условий
для
Комплексная,
профессионально-ориентированная
творческой
программа
в
самореализации.
контексте
заданной
цели,
интегрирует усилия профессиональной и социальной педагогики. Она предоставляет возможность,
помимо получения базовых знаний, эффективно готовить воспитанников к освоению накопленного
человечеством социально-культурного опыта, безболезненной адаптации в окружающей среде,
позитивному самоопределению. Обучение подростков отличается практической и гуманитарной
направленностью.
В основу данной программы положены следующие педагогические принципы:
- принцип гуманизации;
- принцип природосообразности и культуросообразности;
- принцип самоценности личности;
-принцип увлекательности;
-принцип креативности.
Личностно-ориентированный, интегративный и культурологический подходы к образованию
позволяют реализовать концепцию настоящей программы в полном объеме и добиться стабильных
позитивных результатов.
Комплексно-целевой подход к образовательному процессу, предполагающий:
- дифференцированный
подбор основных
средств обучения
и
воспитания;
- демократический стиль общения и творческое сотрудничество педагога и учащегося;
3
- достижение заданных результатов на разных уровнях позволит интенсифицировать получение
качественных результатов юных актёров.
Цель занятий: развитие творчески
активной личности воспитанника средствами театральной
деятельности, способной содействовать их жизненному и профессиональному самоопределению.
Задачи:
Обучающие:
Обучение основам театрального искусства.
Воспитательные:
Воспитание социально-активной личности, обладающей навыками межличностного общения
и сотрудничества;
Воспитание познавательного интереса, расширение горизонтов познания;
Воспитание культуры общения в коллективе, внимательного и ответственного отношения к
работе;
Воспитание зрительской культуры.
Развивающие:
Развитие личностных и творческих способностей воспитанника;
Развитие коммуникативных и организаторских способностей воспитанника;
Развитие продуктивной индивидуальной и коллективной деятельности.
Формы:
Театральные игры
Упражнения
Тренинг
Импровизация
Этюды
Условия реализации программы
Программа рассчитана на детей в возрасте 9-11 лет. Срок реализации – 2 года. Программа
может корректироваться и претерпевать периодические изменения в ходе работы с учетом
индивидуальных особенностей воспитанников.
Программа является модифицированной. За основу взяты авторские программы: театральной
школы «Smile» :) Театр» Е. Усовецкой ( г. Москва), детской эстрадной студии «Фантазматика» В.
А. Смирновой
(г. Санкт-Петербург), программа для театрального отделения детской школы
искусств Е. Б. Жетинёвой (г. Киров), программа объединения «Актерское мастерство-тренинг» Ю.
Ю. Рихтер, программа «Основы актерского мастерства и сценического искусства» С.В. Медиковой.
Необходимым условием реализации программы является соблюдение следующих требований:
1.
в группах должны заниматься не более 15 воспитанников.
4
внешний вид воспитанников должен соответствовать нормативным требованиям техники
2.
безопасности на занятиях (удобная одежда и обувь, не сковывающая движения в процессе
работы).
воспитанники должны быть ознакомлены с понятиями творческой дисциплины и этики
3.
поведения на проводимых тренингах и репетициях.
подбор
4.
материала
для
приобретения
творческого
опыта
воспитанниками
должен
соответствовать их возрасту и опыту, а также содержать тренинговый материал.
педагог обязан увлекать воспитанников не только сценическими результатами, но и
5.
каждодневным подготовительным процессом.
перед началом занятий педагог должен позаботиться о материально-техническом оснащении
6.
для занятий: просторная, хорошо проветриваемая комната, число стульев должно соответствовать
числу обучающихся в группе, компьютер для работы над образом в этюде (отрывке, спектакле) с
музыкальным сопровождением.
Режим занятий: занятия проходят 2 раза в неделю; продолжительностью 40 мин.
Ожидаемые результаты и способы их проверки. В результате освоения комплекса дисциплин,
входящих в данную программу, у воспитанников формируются определенные
актерские
исполнительские знания, умения и навыки, способствующие самореализации творческой личности
воспитанников.
В процессе творческой деятельности у участников театральной школы должны быть
сформированы:
Познавательные УУД
самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную
умение самостоятельно осуществлять информационный поиск, сбор и выделение
существенной информации из различных информационных источников
умение самостоятельно действовать в предлагаемых обстоятельствах
Коммуникативные УУД
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли и чувства в соответствии
с задачами и условиями коммуникации
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с
грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
формирование вербальных и невербальных способов коммуникации на сцене
умение интегрироваться в творческую группу и строить продуктивное взаимодействие и
сотрудничество со всеми участниками творческого процесса
Регулятивные УУД
удерживать цель деятельности до получения ее результата
5
анализировать эмоциональные состояния,
деятельности
оценивать результаты деятельности
полученные
от
успешной
(неуспешной)
Личностные УУД
проявлять понимание и уважение к авторскому произведению как ценности культуры
анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства литературных героев,
свои собственные, а также партнёров по сцене
проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность,
взаимопомощь
В результате реализации программы каждый воспитанник должен:
Знать:
- историю театра и театрального искусства;
- теоретические основы актёрского мастерства;
- этапы работы над спектаклем;
- законы сценического действия;
- историю и виды грима;
- основные приёмы гримирования;
- теоретические основы сценической речи;
- принципы построения литературной композиции;
- этикет и манеры поведения в разные эпохи;
Уметь:
- воспроизводить свои действия в заданной ситуации;
- представлять движения в воображении и мыслить образами;
- находить верное органическое поведение в предлагаемых обстоятельствах;
- самостоятельно работать над сценическим образом и ролью;
- самостоятельно анализировать постановочный план;
- создавать точные и убедительные образы;
- самостоятельно накладывать грим согласно образа;
- выполнять упражнения артикуляционной и дыхательной гимнастики;
- осуществлять сценические падения.
Владеть:
- элементами внутренней и внешней техники актёра;
- приёмами аутотренинга и релаксации;
- словесным действием в спектакле;
- сценической пластикой;
- речевым общением;
6
По окончанию обучения у воспитанников должно быть сформировано умение самоопределяться
(делать выбор); проявлять инициативу в организации праздников, концертов, спектаклей и других
форм коллективно-творческой деятельности; быть неравнодушным по отношению к окружающим,
миру искусства и природы.
Основными формами подведения итогов по программе
является участие воспитанников
театральной студии в театральных постановках, конкурсах, смотрах, фестивалях местного,
регионального, российского уровня.
Программа рассчитана на 68 часа.
Тематическое планирование для 3А класса
№
Наименование тем
1.
Вводное занятие
2.
Актерское мастерство
Количество часов
2
40
Актерские тренинги и упражнения
12
Техника актерской игры
10
Основы исполнительского мастерства
18
3.
Сценическая речь
6
4.
Сценическое движение
10
5.
История театра. Сценический грим
2
6.
Постановочная работа
8
Всего
68
7
4. Информационное обеспечение программы
К.С.Станиславский «Работа актера над собой»
К. С. Станиславский «Работа актера над ролью»
Б. Е. Захава «Мастерство актера и режиссера»
М. А. Чехов «О технике актера»
В. К. Львова, Н. К. Шихматов «Сценические этюды»
П. М. Ершов «Режиссура как практическая психология»
П.М. Ершов «Технологии актерского искусства»
В. О. Топорков «О технике актера»
Н. А. Акимов «Театральное наследие»
Б. Голубовский «Пластика в искусстве актера»
И. Кох «Основы сценического движения»
В. И. Гугова «Сценическая речь»
С.В. Гиппиус «Актерский тренинг. Гимнастика чувств».
Календарно-тематическое планирование для обучающихся 3А класса, 68 часов в год.
№
занятия
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
Тема
Продолжительность
Вводное занятие
Актерский тренинг на развитие внимания. Скороговорка как
инструмент совершенствования дикции
Актерский тренинг на развитие внимания и памяти.
Сценическая речь: голосовые упражнения. Этюды на ПФД.
Виды и особенности сценического грима.
Актерский тренинг на развитие внимания и фантазии.
Сценическое движение. Ритмичность и пластика.
Игры на создание ролевых миниатюр
Актерский тренинг на внимание и воображение.
История театра. Прически и костюмы разных эпох.
Сценическая речь. Этюды на событие.
Сценическое движение, концентрация на совершаемых действиях.
Сценическая речь.
Этюды на событие и ПФД.
Игры на развитие актерского внимания и воображения.
Упражнения на развитие силовых способностей и гибкости.
Совершенствование речевого слуха.
Основы постановочной работы.
Основы постановочной работы. Сценическая речь.
Этюды-наблюдения.
Игры на создание сценических ролей. Практика грима.
Создание сценического образа.
Этюды по результатам домашнего задания.
Совершенствование исполнительского мастерства.
Исполнительское мастерство.
Сценическая речь. Упражнения на развитие пластики голосовых
связок, постановка голоса.
Что такое предлагаемые обстоятельства. Тренинг.
Сценическая пластика.
8
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2ч.
2 ч.
2ч
2 ч.
2ч
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
27
28
29
30
31
32
33
34
Особенности постановочной работы.
Постановочная работа. Этапы работы над спектаклем.
Работа над ролью. Сценическая речь.
Этапы работы над спектаклем.
Движение как инструмент актера. Сценическая речь.
История русского театра.
Актерские судьбы и театральная жизнь.
Постановочная работа. Рефлексия
9
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.