РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Костомукшского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.С.Пушкина»
(МБОУ КГО «СОШ №2 им. А.С.Пушкина»)
«Согласовано»
на заседании МСШ
протокол №1
от 26.08.2024 г.
Руководитель МСШ
«Принято»
педагогическим советом
протокол №1
от 27.08. 2024 г.
Директор школы
«Утверждено»
приказ по школе №154
от 30.08.2024г.
Директор школы
Герасимчук Н.Н.
Хинконен Л.И
Герасимчук Н.Н.
Рабочая общеразвивающая программа
внеурочной деятельности
«Пишу красиво и грамотно»
общеинтеллектуальной направленности
«Ученье с увлечением»
для учащихся 1А класса
Срок реализации -1 год
Составитель программы:
Москалева Татьяна Владимировна,
учитель начальных классов.
г. Костомукша
2024
Пояснительная записка
Программа
внеурочной
деятельности
«Пишу
красиво
и
грамотно»
общеинтеллектуальной направленности «Ученье с увлеченьем» занимает важное место в
решении практических задач, которые состоят в том, чтобы научить детей правильно и
грамотно писать, обогатив речь учащихся, дать начальные сведения по русскому языку,
обеспечить разностороннее развитие школьников. Работа над связной устной и письменной
речью осуществляется на всех уроках русского языка и чтения, но самые оптимальные условия
можно создать при проведении занятия «Пишу красиво и грамотно». Основной и ведущей
целью программы является коррекционная направленность развития личности ребенка,
формирование у него различных способов деятельности. Основу содержания программы
составляет мир, непосредственно окружающий и хорошо знакомый ребенку. Такой подход к
отбору содержания имеет ряд положительных сторон. Он позволяет включить ребенка в
активную познавательную деятельность, а нередко и в исследовательскую, т.к. объем изучения
доступен непосредственному восприятию. Широко применять практические методы обучения,
использовать имеющуюся у ребенка информацию об окружающем мире, для того, чтобы
постоянно предъявлять ему задачи логического и творческого характера, а значит иметь в руках
инструмент для развития мышления, деятельности обобщения и творческой деятельности,
доводить некоторые знания до уровня понятии, пусть даже элементарных, создавать
благоприятные условия для самовыражения, организации коммуникативного общения,
применения в учебном процессе элементов дискуссии, являющейся эффективным средством
развития личности, использовать огромные возможности мира, окружающего ребенка для
развития души, чувств эмоций, этической культуры.
Целью программы является формирование графически правильного, четкого и достаточно
скорого письма и овладение учебными действиями с единицами языка, умение практического
использования знаний.
Задачи программы
усовершенствование письма букв;
предупреждение и исправление ошибок при письме;
приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
развитие творчества и обогащение словарного запаса;
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
развивать умение пользоваться разнообразными словарями.
Исключительно велико значение умения пользоваться письменной речью для каждого
человека. При этом письмо становится подлинным средством общения, если будет правильным,
чётким и грамотным. Систематическая работа по формированию почерка учащихся – одна из
главных задач школы. Работа по чистописанию начинается с первых дней поступления ребенка
в I классе одновременно с обучением письму и продолжается в последующих классах.
Каллиграфически правильное письмо содействует эстетическому, эмоциональному воспитанию
школьников, воспитанию аккуратности, сосредоточенности старательного отношения к
выполнению любой работы. В условиях современного обучения не потеряло актуальности
утверждение известного методиста С.П.Редозубова о том, что, борясь за хороший почерк и
хорошую тетрадь, мы, по существу, боремся за грамотность учащихся.
«Пишу красиво и грамотно» — программа внеурочной деятельности для младших школьников
(1 класс), в содержании которой рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое
многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая
интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данной
программы создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для
воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой
культуры.
Отличительной
особенностью курса внеурочной деятельности «Пишу
красиво
и
грамотно» является развитие познавательных способностей через задания не учебного
характера, а в виде игровой деятельности. Ведь именно игра помогает младшим школьникам
легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и
личностно-мотивационную сферу. Но в то же время систематическое выполнение данных
заданий готовят учащихся к участию в интеллектуальных марафонах и конкурсах.
Место программы
Данная программа рассчитана на 33 часа в год обучения в первом классе, занятия
проводятся 1 раз в неделю по 30 -40 минут, с физкультминутками.
Планируемые результаты освоения курса
Предметные:
соблюдать правила посадки, положения тетради, ручки в руке;
правильно, аккуратно, разборчиво и, по возможности, красиво писать буквы и оформлять
их соединение; сравнивать с образцом и оценивать каллиграфическую сторону своей
записи;
применять при письме правила оформления границ предложений;
различать два вида чтения: «как говорим» (орфоэпическое) и «как написано»
(орфографическое);
под руководством учителя писать под диктовку и списывать с печатного текста слова и
короткие предложения (по освоенной технологии), проверять написанное.
Личностные:
Принятие и освоение социальной роли обучающего, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения.
Метапредметне результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться работать по предложенному учителем плану
выполнять различные учебные действия, пользоваться при этом разными способами
помощи, оценивать правильность выполнения действий другими, вносить необходимые
коррективы; контролировать и оценивать свои действия.
Познавательные УУД:
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные УУД:
участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя при этом принятые нормы речевого
поведения, культуры речи; задавать вопросы, слушать собеседников, стремиться сделать свою
речь понятной, стараться понять мысль другого;
вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять
совместную деятельность, осваивая различные способы взаимной помощи партнёру по
общению.
Ожидаемые результаты обучения курса внеурочной деятельности
Обучающиеся должны уметь:
• вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;
• различать гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие;
• правильно называть мягкие и твёрдые звуки в слове и вне слова;
• знать способы их буквенного обозначения;
• обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами (е, ё, ю, я, и) и мягким
знаком;
• определять место ударения в слове;
• вычленять слова из предложений;
• чётко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, их соединения в слогах и словах;
• правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом;
• грамотно (без пропусков, искажений букв) писать под диктовку слова, предложения из 35слов, написание которых не расходится с произношением;
• употреблять большую букву в начале, точку в конце предложения;
• устно составлять 3-5 предложений на определённую тему;
• знать гигиенические правила письма;
• правильно писать формы букв и соединения между ними;
• уметь прочитать слово орфографически и орфоэпически и на этой основе установить, так ли
данное слово пишется, как оно произносится, в какой части слова находится буква или буквы,
обозначающие несовпадение.
Содержание курса внеурочной деятельности
«Пишу красиво и грамотно»
Письмо
Подготовка руки учащихся к овладению навыка письма. Штриховка. Раскраска. Обводка по
контуру.
Формирование каллиграфического навыка. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов,
предложений.
Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами.
Фонетика и графика
Углубление и систематизация знаний по фонетике и графике, полученные детьми в период
обучения грамоте, на развитие фонематического слуха, орфографической зоркости.
Состав слова
Проверяемые и непроверяемые гласные и согласные. Их правописание. Способы проверки слов.
Лексика
Слово и его значение. Словарное богатство русского языка. Словари русского языка.
Основные методы и технологии
технология разноуровневого обучения;
развивающее обучение;
технология обучения в сотрудничестве;
коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и
индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и
личностных качеств школьника.
При изучении курса внеурочной деятельности используются такие виды деятельности:
игровая деятельность;
познавательная;
проблемно-ценностное общение;
досуговое общение;
перекрёстная дискуссия;
проектно-исследовательская деятельность.
Формы организации курса внеурочной деятельности «Пишу красиво и грамотно»:
кружок;
лекция-игра;
занимательные беседы-игры;
практические игры;
поисковые исследования в виде игры;
участие в викторинах;
участие в интеллектуальных конкурсах;
заочные путешествия;
оздоровительные минутки.
Курс внеурочной деятельности предусматривает сочетание групповых, индивидуальных
и коллективных форм проведения занятий.
Основу курса составляют развивающие упражнения:
задания на развитие внимания;
задания на развитие памяти;
задания на развитие пространственного восприятия, зрительно-моторной координации,
умения копировать образец;
задания на развитие мышления;
задания на развитие речи, обогащение словарного запаса.
Оборудование и материалы
Для каждого ученика:
тетрадь в косую линейку;
простой карандаш, ручка;
цветные карандаши и ручки;
штриховки, раскраски, дидактический материал из интернета (распечатка).
Для учителя:
диагностические задания, рисунки к играм, задания на развитие внимания, воображения,
памяти, мышления.
словарь терминов и понятий.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№
1
2
Тема занятия
Звук, слог, слово. Письмо элементов букв. Игра «Угадай слово».
Прямая с петлёй внизу, вверху. Игра «Угадай слово».
Часы
1
1
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
Слог, слово. Весёлая грамматика.
Весёлая грамматика. Кроссворды, ребусы, письмо слов.
Письмо букв. Ребусы.
Гласные и согласные звуки. Игра «Буква затерялась».
Письмо букв. Закрепление. Игра «Каких слов больше».
Списывание с печатного текста. Ребусы.
Списывание с печатного текста. «Игра в слова».
Письмо под диктовку. Кроссворды.
Разгадывание ребусов. Письмо под диктовку.
Списывание с печатного текста. Игра «Спрятанное слово».
Кто больше придумает слов. Игры.
Звуки и буквы. Хитрые вопросы, кроссворд, головоломки.
Слоги. Игра «По слогам», «Думай быстро».
Гласные и согласные. Что рассказывают буквы? Игра «Кто больше?»
Гласные и согласные. Что рассказывают буквы?
Гласные и согласные. Что рассказывают буквы?
Большая буква в именах и фамилиях, кличках животных.
Загадки, игра.
Слова с буквой И. Игра «Изменялки». Загадки.
Слова с буквой Э. Загадки.
Мягкий знак в конце слова. Игра «Превращение слова в другое». Отрывок из
сказки «12 месяцев». Название месяцев в году.
Мягкий знак в середине слова. Игра «Спрячь в середину». Пословицы.
Слова с буквой Я. Я - последняя буква алфавита.
Слова с буквой Ю. Игра «Как звать?»
Слова с буквой Е и Е. Игра «Хитрые вопросы». Загадки, игра «Превращения».
Сочетания ЖИ-ШИ. Скороговорки. Игра «Волшебный колодец».
Сочетания ЧА-ЩА. Игра «Посмотри вокруг», и «Догадайся».
Сочетания ЧУ-ЩУ. Игра «Лестница». Загадки.
Звуки и буквы. Алфавит. Сказка «На уроке». Игра «Перестарался».
Алфавит. Игра «По первой и последней букве». Загадки.
Слова — предметы. Игра «Слова на одну букву».
Урок - обобщение.
Итого:
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
33 часа
в год