Рабочая программа учебного предмета «Край, в котором я живу» для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) 2 - 4 классов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Костомукшского городского округа
"Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.С. Пушкина"
МБОУ КГО «СОШ №2 им.А.С.Пушкина»

«Согласовано»
на заседании МСШ
протокол №1
от 26.08.2024 г.
Руководитель МСШ

«Принято»
педагогическим
советом
протокол №1
от 27.08. 2024 г.
Директор школы

«Утверждено»
приказ по школе №151
от 30.08.2024г.
Директор школы
Герасимчук Н.Н.

Хинконен Л.И
Герасимчук Н.Н.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Край, в котором я живу»
для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2)
2 - 4 классов

г. Костомукша,
2024 г

Рабочая программа по учебному предмету «Край, в котором я живу» состоит из
следующих разделов:
- пояснительная записка, в которой дается общая характеристика учебного
предмета, ценностные ориентиры содержания предмета, место учебного предмета в
учебном плане, результаты изучения учебного предмета;
- основное содержание обучения, которое включает перечень изучаемого учебного
материала;
- тематическое планирование, в котором дано ориентировочное распределение
учебных часов по разделам учебного предмета, а также представлена характеристика
деятельности обучающихся;
- учебно – методическое обеспечение учебного предмета;
- рекомендации по оцениванию знаний, умений и навыков учебного предмета.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Край, в котором я живу» на уровне начального
общего образования обучающихся с ЗПР составлена на основе Требований к результатам
освоения основной образовательной программы начального общего образования,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального
общего образования обучающихся с ОВЗ, а также ориентирована на целевые приоритеты
духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся с ЗПР,
сформулированные в Федеральной программе воспитания. Программа по учебному
предмету «Край, в котором я живу» позволяет определять акценты в реализации наиболее
значимых содержательных линий.
Специфика предмета «Край, в котором я живу» носит интегрированный характер,
выраженный в соединении знаний о природе, истории, культуре родного края и дающий
возможность через организацию познавательной и исследовательской деятельности
младших школьников получить целостное представление об исторических,
географических, культурологических, экономических особенностях Карелии и их
взаимосвязи.
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования, Концепции духовно- нравственного развития и
воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего
образования.
Цель учебного предмета «Край, в котором я живу»: создание условий для
формирования уважительного и бережного отношения к природе, культуре, истории
Карелии, её жителям, традициям, обычаям, через изучение содержания и организацию
познавательной,
исследовательской,
проектной
деятельности
обучающихся
этнокультурной направленности.
Данный учебный предмет призван решать следующие задачи:
- воспитывать чувства патриотизма и любви к родному краю;
- способствовать формированию интереса к познанию природы, культуры, истории
Карелии и проявления желания участвовать в её делах и событиях;
- способствовать формированию чувства гордости и ответственности за сохранение
и приумножение исторического и культурного наследия края;
- воздействовать на формирование эмоционально-волевых, нравственных качеств
личности ребенка, толерантного отношения к людям разных национальностей,
вероисповеданий;
- способствовать формированию экологической культуры, элементарных правил
нравственного поведения в мире природы и людей, норм поведения в природной и
социальной среде;

- развивать умения наблюдать, сравнивать, характеризовать, анализировать
объекты окружающего мира, выделять особенности объектов родного края, создать
условия для практической ориентации обучающихся в окружающем их микромире.
Общая характеристика учебного предмета
В основе построения программы лежит принцип, который даёт возможность
интегрировать содержание основных разделов программы с учебными предметами
«Окружающий
мир»,
«Литературное
чтение»,
«Музыкальное
искусство»,
«Изобразительное искусство», «Технология» и обеспечивает усвоение наиболее
актуальных для младших школьников знаний о жителях, природе, истории, культуре
Карелии и формирования их нравственных качеств. Актуализация знаний обучающихся,
обращение их к пережитому опыту, формирование внимательного отношения к
ближайшему окружению соответствует важнейшему принципу обучения и воспитания принципу природосообразности.
Для успешной реализации основных целей учебного предмета следует значительную
часть учебного времени использовать для учебных прогулок, посещения краеведческих и
художественных музеев, исследовательской и проектной деятельности. Необходимо
разнообразить формы проведения учебных занятий: очные и заочные путешествия по
родному краю, экскурсии на природу, по местам трудовой и боевой славы Карелии, на
выставки народного творчества, уроки-исследования, встречи с интересными людьми.
Такие формы позволят обеспечить накопление чувственного, эмоционального опыта
обучающихся. Общение с природой, знакомство с позитивным социальным опытом при
активизации эмоционально-чувственной сферы является базой для активизации знаний о
природе, обществе и культуре родного края,
воспитания патриотических чувств, способствует становлению и развитию гражданской
позиции младших школьников. Практико-ориентированная направленность учебного
предмета предполагает активизацию познавательной деятельности через организацию
исследовательской и проектной деятельности обучающихся. Особое внимание следует
уделить знакомству с различными способами исследования (наблюдение, изучение
литературных исторических источников, использование Интернет-ресурсов).
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Край, в котором я живу» изучается во 2, 3 4 классах в рамках
учебного времени формируемой участниками образовательного процесса. На изучение
учебного предмета отводится 1 час в неделю. Программа рассчитана на 102 часа, по 34
ежегодно. При этом, исходя из специфики деятельности образовательного учреждения,
учитель вправе самостоятельно увеличить количество часов на исследовательскую
деятельность учащихся за счёт учебного времени части образовательной программы,
формируемой участниками образовательного процесса или внеурочной деятельности.
По своему статусу учебный предмет «Край, в котором я живу» является
пропедевтическим по отношению к учебным предметам регионального содержания,
изучаемым в основной школе. Содержание для начальной школы конструируется с
учетом возрастных, познавательных возможностей и интересов обучающихся.
Содержание учебных предметов «Край, в котором я живу» (начальное общее образование)
и «Моя Карелия» (основное общее образование) структурируется на основе
концентрического принципа, что позволяет, заложив в начальном образовании основы, в
дальнейшем сформировать завершенную систему представлений о родном крае на
каждом этапе обучения, обеспечить преемственность в изучении курсов.
В программе указано распределение часов по разделам, которое является
примерным: учитель, учитывая подготовленность обучающихся, их учебные

возможности, в указанное распределение может вносить свои коррективы. Количество
учебных часов, отводимых на практическую деятельность, проведение экскурсий,
определяется в соответствии с содержанием программы с учётом условий развивающей
образовательной среды образовательного учреждения.
Используемые технологии, методы и формы работы
Формы: общеклассные, групповые, парные, индивидуальные.
Методы: объяснительно-иллюстративные, словесные методы, репродуктивные методы,
практические методы, наглядные методы, метод самостоятельной работы, игровые
методы, методы контроля и самоконтроля, проективная методика, проблемное изложение
ситуации, с использованием интерактивных средств.
Методы и приемы учебной деятельности: наблюдение; проведение опытов, измерений;
упражнения, эксперимент, мониторинг окружающей среды, исследование, поиск,
сравнение, обобщение, анализ, формирование приемов работы с картами, картосхемами,
учебным рисунком.
Технологии: развивающее обучение, компьютерные технологии, проектная деятельность,
технология уровневой дифференциации, технология опорных сигнальных листов,
здоровьесберегающие технологии, технология интегрированного обучения.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Нравственный выбор, ответственное отношение человека к самому себе и родным
людям, к историческому и культурному наследию своего народа.
Активная преобразующая деятельность учащегося, направленная на позитивные
изменения в окружающем его мире. Труд и творчество как отличительные черты духовно
и нравственно развитой личности.
Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог
преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к
поколению и жизнеспособности российского общества.
Ценности православной культуры и межконфессиональный диалог как основа
духовно-нравственной консолидации российского общества.
Планируемые результаты изучения
В ходе реализации программы предполагается ориентация на достижение
личностных и метапредметных результатов.
Личностные результаты освоения учебного предмета «Край, в котором я живу»
отражают:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России, за свою семью;
- осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на свой род в его
историческом и культурном ракурсе;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
народов, населяющих Карелию;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла изучения малой родины;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на
основе представлений о нравственных нормах поведения в обществе;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, навыков

сотрудничества со взрослыми и сверстниками в социальных ситуациях, связанных с
исследовательской деятельностью;
- умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметными результатами изучения учебного предмета «Край, в котором
я живу» являются:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи исследовательской
деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в ходе исследовательской деятельности в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы исследования для
достижения результата;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для
создания родового дерева, герба семьи, плана своего населённого пункта (улицы, района);
- активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий для решения исследовательских задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными, познавательными, исследовательскими задачами, в том числе умение
вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме
измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и
выступать с аудио-, видео-, фото- и графическим сопровождением; соблюдать нормы
информационной избирательности, этики и этикета;
- осознанное построение речевых высказываний в соответствии с задачами
коммуникации;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- аргументация своей точки зрения и оценка событий.
Предметные результаты освоения учебного предмета «Край, в котором я живу»
отражают:
Раздел «Природа Карелии»
- формирование представлений об особенностях природы Карелии (полезных
ископаемых, водоемов, природных сообществ), ее экологических проблемах,
особенностях хозяйственной деятельности человека в Карелии;
- формирование уважительного отношения к природе родного края, ее богатствам;
- развитие навыков распознавания природных объектов, важнейших полезных
ископаемых края и основных сельскохозяйственных растений и животных Карелии;

Раздел «Общество»
- овладение первоначальными представлениями об истории своего родного города,
населенного пункта, Карелии и понимание роли (изученных) событий в истории России, в
мировой истории;
- формирование уважительного отношения к истории, культуре, традициям своей
семьи, своего родного края, её современной жизни;
- воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, памятники
культуры, основные достопримечательности родного края;
- формирование умений характеризовать особенности родного края (столицы,
своего района, населенного пункта), его достопримечательностей, отличать
государственную символику Карелии, находить на карте Республику Карелия, основные
города Карелии (родной город, столицу);
- овладение навыками поиска дополнительной информации о Карелии и умения
описывать (изученные) события из ее истории и современной жизни.
Раздел «Культура Карелии»
- овладение первоначальными представлениями о фольклоре малых жанров
Карелии, народных музыкальных традициях родного края, о народном музыкальном
инструменте – кантеле, о произведениях известных детских карельских писателей и
поэтов, художников, о основных центрах культуры республики: музеях, театрах,
библиотеках;
- формирование уважительного отношения к культуре Карелии, ее традициям,
памятникам архитектуры и произведениям искусства.

Содержание программы
2 класс (34 ч.)
Раздел I. Природа Карелии.
Особенности природы карельского края. Карелия – край воды, камня и лесов.
Виды водоемов в ближайшем окружении: озера, реки.
Многообразие растений и животных в окрестностях населенного пункта.
Распознавание деревьев, кустарников и трав в ближайшем окружении.
Времена года в Карелии, погодные особенности своей местности
Экскурсии: наблюдение сезонных изменений в природе в лесу, в парке.
Творческие работы: рисунки, поделки, сочинения «Мои наблюдения за растением,
животным», «Мои наблюдения за явлениями природы», др
Раздел II. Край наш – Карелия
История семьи. Дом, улица, где ты живешь. Города и поселки Карелии. Петрозаводскстолица Карелии. Родной город (деревня, поселок), район республики: название и его
основные достопримечательности. Особенности труда людей своей местности, основные
занятия, профессии.
Быт населения. Названия коренных национальностей, проживающих в данной местности,
их обычаи, характерные особенности быта. Достопримечательности Карелии. Кижи.
Экскурсии к достопримечательностям родного города (села);
в краеведческий (художественный) музей с целью ознакомления с прошлым и настоящим
родного края (при наличии условий); на предприятия и в культурные учреждения.
Творческие работы: сочинения «Моя родословная», «Бабушкин сундучок»,
«Рассказы моей бабушки», «Где работают мои родители», «История моей улицы» и др.

Раздел III. Народные промыслы
Традиционные народные художественные промыслы. Ознакомление с произведениями
народных художественных промыслов в Карелии
(ткачество, карельская вышивка, вязание, резьба и роспись по дереву, берестоплетение,
кузнечное дело) на материале местных краеведческих музеев школы, села, города.
Музыкальные традиции Карелии. Традиционная музыка (рунический напев).
Народный музыкальный инструмент - кантеле.
Экскурсии в краеведческий (художественный) музей с целью ознакомления
с национальным колоритом, выраженным в различных предметах народного ремесла и
промысла.
Раздел IV. Устное народное творчество
Детский фольклор: скороговорки, дразнилки и поддевки, заклички, считалки.
Детские игры и забавы. Подвижные игры с припевками.
Сказки родного края. «Лапоток». Сказки о животных.
Раздел V. Писатели и поэты Карелии о природе и детях
Рассказы и стихи о детях, о природе.
Тертту Викстрем «Тимппа, добрый человек». В. М Данилов «Жила – была чайка». А. Е.
Сунгуров «Волшебная зеленая страна».
Итоговое повторение и обобщение –
3 класс (34 часов)
Введение
Карелия - часть России. Государственная символика Карелии (1 час)
Раздел I Природа Карелии
День и ночь по сезонам на широте Карелии. Наблюдение сезонных явлений в природе.
Значение и использование водоемов, лесов, болот Карелии человеком. Охрана лесов,
водоемов Карелии.
Особенности климата. Наблюдение за погодой своей местности
Роль растений и животных в природе и жизни людей своей местности. Влияние человека
на животный и растительный мир своей местности. Местные растения и животные из
Красной книги Карелии. Охрана растений и животных в своей местности.
Ориентирование в окрестностях школы, своего дома, населенного пункта. Описание
дороги в школу и домой.
Практические работы: изучение свойств воды своей местности, распознавание растений,
грибов и животных с помощью атласа-определителя, составление коллекций природных
объектов.
Творческие работы: рисунки ближайшего водоема, растений и животных леса, луга, др.
Экскурсии: знакомство с природными сообществами, выявление видового разнообразия
растений и животных
Раздел II Былинный край, край рун певучих.
Древние былины из Заонежья
Былины Основные герои и сюжеты былинного эпоса Карелии. Чтение одного
былинного сюжета – «Исцеление Ильи Муромца» или «Святогор».
Первое знакомство с эпосом «Калевала», как памятником мировой культуры. Основное
содержание эпической поэмы «Калевала»

Русский, карельский, вепсский и финский фольклор (по выбору учителя)
Сказки народов Карелии.
Писатели и поэты Карелии – детям. Рассказы и стихи о детях, о природе, об истории,
написанные И. Востряковым, Л.Шапиро, Ю.Линником, В. Потиевским и др.
(по выбору учителя)
Раздел III Истории про нашу историю.
Истории родного края. Как мы узнаем о прошлом родного края? Петроглифы.
Оленестровский могильник.
Жизнь наших предков в далеком прошлом: расселение, занятия, быт.
Петр Первый в Карелии. Марциальные воды. Александровский пушечный завод. Важные
и яркие события из истории родного края.
Практические работы: поиск и показ на карте территорий проживания племен, городов,
границы края, мест исторических событий;
изготовление (по возможности) наглядных пособий из бумаги, пластилина и других
материалов – посуды, орудий труда, одежды, вооружения, макетов памятников
Экскурсии в музеи, к местам исторических событий, памятникам истории и
культуры.
Итоговое повторение и обобщение.
4 класс (34 ч.)
Введение
Общество.
Наша Республика на карте Родины.
День Республики Карелия. Традиционные и современные праздники Карелии.
Петрозаводск – столица Республики Карелия: герб города, расположение на карте.
Достопримечательности. Города – побратимы Петрозаводска. Города современной
Карелии: названия, расположение на карте, крупные предприятия, историко-культурные
достопримечательности
( по выбору учителя).
Из истории края: Крепость Корела. Петр Первый в Карелии. Карелия в 18 веке. Дружина
Олонецких стрелков. Г.Р.Державин – первый олонецкий губернатор. Знаменитые поморы.
Культура Карелии.
Устное народное творчество: пословицы и поговорки, загадки: их значение и место в
народной жизни.
Детские писатели и поэты Карелии (по выбору): И. Востряков, А. Валентик, В. Линькова,
Ю.Никонова, Е.Харламова, Л.Шапиро,Т. Шапиро и др.
Знакомство с творчеством известных карельских художников, работающих в жанрах
пейзажа, портрета, в области книжной графики, скульптуры:
В. Попов, В. Поленов, Т. Юфа, Н.Брюханов, Г.Стронк, Б.Поморцев, В.Чекмасов,
Л.Давидян, Л.Ланкинен(2-3 по выбору).
Учреждения образования и культуры: музеи, театры, библиотеки, выставочные залы.
Экскурсии в краеведческие музеи, театры, учреждения науки и культуры.
Природа Карелии.
Своеобразные черты поверхности Карелии. Изменение поверхности края в результате
деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте
карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Охрана природы в
Карелии. Заповедные территории. Разнообразие видов растений и животных, внесенных в
Красную книгу Карелии. Правила безопасного поведения в лесу и возле водоема.

Практические работы: знакомство с картой Карелии; знакомство с многообразием
культурных растений и домашних животных Карелии.
Экскурсии: в природу, краеведческий музей
Творческие работы: Сбор коллекции полезных ископаемых, рисунки на тему «Сохраним
природу нашего края»
Тематическое планирование
2 класс
Раздел
Название
Раздел 1
Введение – 1ч.
Раздел 2
Природа Карелии – 12 ч.
Раздел 3
Край наш – Карелия – 8 ч.
Раздел 4
Народные промыслы- 3 ч.
Раздел 5
Устное народное творчество – 5 ч.
Раздел 6
Писатели и поэты Карелии о природе и детях - 3 ч.
Раздел 7
Итоговое повторение и обобщение – 2 ч.
Итого
34 часа
3 класс
Раздел
Раздел 1
Раздел 2
Раздел 3
Раздел 4
Раздел 5
Раздел 6
Итого

Название
Введение – 2 ч.
Природа Карелии – 13 ч.
Былинный край - 3 ч.
Писатели Карелии о природе родного края – 4 ч.
Истории про нашу историю – 9 ч.
Итоговое повторение и обобщение – 3 ч.

34 часа

4 класс
Раздел
Раздел 1
Раздел 2
Раздел 3
Раздел 4
Раздел 5
Раздел 6
Итого

Название
Введение – 3 ч.
История про нашу историю – 8 ч.
На экскурсию в музей – 7 ч.
Что написано пером… - 5 ч.
Искусство нашего края – 6 ч.
Мир вокруг нас – 5 ч.

34 часа
Тематическое планирование
2 класс

№

1

Название
(раздела, темы)
Введение.
Карелия. Край, в
котором я живу.

Кол-во часов
Всего
К.р.

1

Пр.р.

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
https://www.edurk.ru/metodkabinet/cat
egory/kraivkotoromjaz
hivu
https://www.edu-

Деятельность
учителя с учетом
программы
воспитания
Устанавливать
доверительные
отношения между
учителем и
обучающимися,
способствующих

2

3

4

5

6

7

Природа
Карелии

Карелия - наш
дом

Народные
промыслы

Устное народное
творчество

Писатели
и
поэты Карелии о
природе и детях

Итоговое
повторение и
обобщение

rk.ru/metodkabinet/sor
-krai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/cat
egory/kraivkotoromjaz
hivu

12

8

1

1

https://www.edurk.ru/metodkabinet/sor
-krai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/cat
egory/kraivkotoromjaz
hivu

3

https://www.edurk.ru/metodkabinet/sor
-krai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/cat
egory/kraivkotoromjaz
hivu

5

https://www.edurk.ru/metodkabinet/sor
-krai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/cat
egory/kraivkotoromjaz
hivu

3

https://www.edurk.ru/metodkabinet/sor
-krai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/cat
egory/kraivkotoromjaz
hivu

2

https://www.edurk.ru/metodkabinet/sor
-krai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/cat
egory/kraivkotoromjaz
hivu

1

https://www.edurk.ru/metodkabinet/sor
-krai

позитивному
восприятию
обучающимися
требований и просьб
учителя.
Побуждать
обучающихся
соблюдать на уроке
общепринятые
нормы поведения,
правила общения со
старшими
(учителями) и
сверстниками
(обучающимися).
Поддерживать в
детском коллективе
деловую,
дружелюбную
атмосферу.
Строить
воспитательную
деятельность с
учетом культурных
различий детей,
половозрастных и
индивидуальных
особенностей.
Привлекать
внимание
обучающихся к
ценностному аспекту
изучаемых на уроке
явлений, понятий,
приемов.
Анализировать
реальное состояние
дел в учебном
классе/ группе.
Побуждать
обучающихся
соблюдать на уроке
принципы учебной
дисциплины и
самоорганизации.
Организовывать
экскурсии, походы,
экспедиции и т.п.
Защищать
достоинство и
интересы
обучающихся,
помогать детям,
оказавшимся в
конфликтной
ситуации и/или
неблагоприятных

условиях.
Общее количество
часов
по программе

34

3 класс
№

1

2

3

4

5

Название
(раздела, темы)
Введение.
Мы – граждане
Российской
Федерации

Природа
Карелии

Былинный край

Писатели
Карелии
о
природе родного
края

Истории
про
нашу историю

Кол-во часов
Всего
К.р.

Пр.р.

2

13

1

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
https://www.edurk.ru/metodkabinet/cat
egory/kraivkotoromjaz
hivu
https://www.edurk.ru/metodkabinet/sor
-krai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/cat
egory/kraivkotoromjaz
hivu

3

https://www.edurk.ru/metodkabinet/sor
-krai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/cat
egory/kraivkotoromjaz
hivu

4

https://www.edurk.ru/metodkabinet/sor
-krai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/cat
egory/kraivkotoromjaz
hivu

9

https://www.edurk.ru/metodkabinet/sor
-krai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/cat
egory/kraivkotoromjaz
hivu
https://www.edurk.ru/metodkabinet/sor

Деятельность
учителя с учетом
программы
воспитания
Устанавливать
доверительные
отношения между
учителем и
обучающимися,
способствующих
позитивному
восприятию
обучающимися
требований и просьб
учителя.
Побуждать
обучающихся
соблюдать на уроке
общепринятые
нормы поведения,
правила общения со
старшими
(учителями) и
сверстниками
(обучающимися).
Поддерживать в
детском коллективе
деловую,
дружелюбную
атмосферу.
Строить
воспитательную
деятельность с
учетом культурных
различий детей,
половозрастных и
индивидуальных
особенностей.
Привлекать
внимание
обучающихся к
ценностному аспекту
изучаемых на уроке

6

Итоговое
повторение и
обобщение

3

-krai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/cat
egory/kraivkotoromjaz
hivu

1

https://www.edurk.ru/metodkabinet/sor
-krai
Общее количество
часов
по программе

34

явлений, понятий,
приемов.
Анализировать
реальное состояние
дел в учебном
классе/ группе.
Побуждать
обучающихся
соблюдать на уроке
принципы учебной
дисциплины и
самоорганизации.
Организовывать
экскурсии, походы,
экспедиции и т.п.
Защищать
достоинство и
интересы
обучающихся,
помогать детям,
оказавшимся в
конфликтной
ситуации и/или
неблагоприятных
условиях.

Тематическое планирование
4 класс
№

Название
(раздела, темы)

1

Введение.

Кол-во часов
Всего
3

Карелия. Карелия
– наш общий дом.

Пр.р.

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Деятельность
учителя с учетом
программы
воспитания

https://www.edurk.ru/metodkabinet/cat
egory/kraivkotoromjaz
hivu

Устанавливать
доверительные
отношения между
учителем и
обучающимися,
способствующих
позитивному
восприятию
обучающимися
требований и просьб
учителя.

https://www.edurk.ru/metodkabinet/sor
-krai
2

История про
нашу историю

8

https://www.edurk.ru/metodkabinet/cat
egory/kraivkotoromjaz
hivu

https://www.edurk.ru/metodkabinet/sor
-krai
3

На экскурсию в
музей

7

https://www.edurk.ru/metodkabinet/cat
egory/kraivkotoromjaz
hivu

Побуждать
обучающихся
соблюдать на уроке
общепринятые
нормы поведения,
правила общения со
старшими
(учителями) и
сверстниками
(обучающимися).
Поддерживать в
детском коллективе

https://www.edurk.ru/metodkabinet/sor
-krai
4

Что написано
пером…

5

https://www.edurk.ru/metodkabinet/cat
egory/kraivkotoromjaz
hivu

https://www.edurk.ru/metodkabinet/sor
-krai
5

Искусство
нашего края

6

https://www.edurk.ru/metodkabinet/cat
egory/kraivkotoromjaz
hivu

https://www.edurk.ru/metodkabinet/sor
-krai
6

Мир вокруг нас

5

https://www.edurk.ru/metodkabinet/cat
egory/kraivkotoromjaz
hivu

https://www.edurk.ru/metodkabinet/sor
-krai

деловую,
дружелюбную
атмосферу.
Строить
воспитательную
деятельность с
учетом культурных
различий детей,
половозрастных и
индивидуальных
особенностей.
Привлекать
внимание
обучающихся к
ценностному аспекту
изучаемых на уроке
явлений, понятий,
приемов.
Анализировать
реальное состояние
дел в учебном
классе/ группе.
Побуждать
обучающихся
соблюдать на уроке
принципы учебной
дисциплины и
самоорганизации.
Организовывать
экскурсии, походы,
экспедиции и т.п.
Защищать
достоинство и
интересы
обучающихся,
помогать детям,
оказавшимся в
конфликтной
ситуации и/или
неблагоприятных
условиях.

Общее количество
часов
по программе

34

Планируемые результаты изучения учебного предмета
«Край, в котором я живу»
В результате освоения программы выпускник научится:

называть и находить на карте Республику Карелия и ее столицу, свой район,
город (населенный пункт);
описывать и характеризовать:
- особенности природы Карелии: формы земной поверхности, полезные
ископаемые,
- водоемы, природные сообщества родного края,
- особенности хозяйственной деятельности людей, живущих на территории края,
- природные богатства края и их использование человеком,
- государственную символику Карелии,
- наиболее важные события исторической, общественной и культурной жизни
Карелии,
- основные достопримечательности края, своего района, города (населенного
пункта),
- охраняемые природные территории края, Красную книгу Карелии,
- особенности культуры и быта народов, населяющих территорию Карелию,
памятники архитектуры родного города, села,
- экологическую ситуацию в Карелии;
определять местоположение Карелии на карте России, находить и показывать
родной город (населенный пункт), столицу Республики Карелия;
называть фамилии и имена выдающихся деятелей культуры и знаменитых людей
Карелии (в рамках изученного материала) и рассказывать о их деятельности;
распознавать природные объекты, основные растения и животных Карелии;
описывать наиболее яркие (изученные) события из истории своего родного города,
Петрозаводска и Карелии;
приводить примеры малых форм устного народного творчества;
называть имена и фамилии детских писателей и поэтов Карелии (в рамках
программы) и характеризовать их произведения;
отличать произведения традиционного народного искусства Карелии в
многообразии народных промыслов России;
отображать в своих творческих работах особенности природы, культуры,
истории родного края.
В результате освоения программы выпускник получит возможность научиться:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для созидательного участия в общественной жизни Карелии;
удовлетворять свои познавательные интересы о Карелии путем поиска
дополнительной информации и участия в исследовательской и проектной деятельности;
осуществлять самостоятельный поиск и выбор книг детских писателей, поэтов
Карелии и их чтение;
участвовать в детских творческих коллективах, фольклорных праздниках,
кружках и мероприятиях по тематике содержания программы;
развивать эстетический вкус, индивидуальные творческие способности, интерес к
различным видам творческой деятельности этнокультурной направленности;
содействовать сохранению памятников культуры, произведений искусства,
культурных традиций Карелии и способствовать их приумножению.
Учебно-методическое обеспечение учебного предмета
Работа по реализации данной программы обеспечивается УМК:

Шитикова, Л.И. Карелия. Край, в котором я живу : учебник для 2-го класса
общеобразовательных учреждений Республики Карелия / Л. И. Шитикова. - Петрозаводск
: Фонд творческой инициативы. - 155с.
Кутьков, Н. П. Карелия. Край, в котором я живу : учебник для 3-го класса
общеобразовательных учреждений Республики Карелия / Н. П. Кутьков, Л. И. Шитикова. Петрозаводск : Фонд творческой инициативы. - 128c.
Парамонова, О. М. Карелия. Край, в котором я живу : 2 класс : рабочая тетрадь [к
книге для учащихся Л. И. Шитиковой "Карелия. Край, в котором я живу"] / О. М.
Парамонова, О. В. Сухвалова ; [худож. А. Трифанова]. - Петрозаводск : Фонд творческой
инициативы. - 24 с.
Парамонова, О. М. Карелия. Край, в котором я живу : 3 класс : рабочая тетрадь [к
учебнику Н. П. Кутькова и Л. И. Шитиковой "Карелия. Край, в котором я живу"] / О. М.
Парамонова, О. В. Сухвалова. - Петрозаводск : Фонд творческой инициативы. - 24 с.
Агаркова, Т. И. Карелия. Край, в котором я живу : учебник для 4-го класса
общеобразовательных учреждений Республики Карелия / Т. И. Агаркова, Н. П. Кутьков,
О. М. Парамонова. - Издание 2-е, исправленное и дополненное. - Петрозаводск : Фонд
творческой инициативы. - 143 с.
Парамонова, О.М. Карелия. Край, в котором я живу: рабочая тетрадь, 4 класс/
Парамонова О.М, Сухвалова О.В./ – Петрозаводск : Фонд творческой инициативы.
Интернет-ресурсы:
https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoromjazhivu - этнокультурное
образование в Республике Карелия
https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sor-krai - цифровые образовательные ресурсы

Приложение.
Оценивание знаний, умений и навыков по учебному предмету
«Край, в котором я живу»
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.
Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или
письменной форме.
При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность,
осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность
использования терминологии, самостоятельность ответа.
Устный ответ
Оценка "5" ставится, если ученик:
- показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма
программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий,
явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
- умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала;
выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными
примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения,
выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и
внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой
ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать
учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием
принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное

определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не
повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком;
правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя.
Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные
материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять
систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ;
использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
- самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в
решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который
легко исправляет по требованию учителя; записи, сопровождающие ответ,
соответствуют требованиям.
Оценка "4" ставится, если ученик:
- показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и
правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при
воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие
неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из
наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности,
при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их
исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в
основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами;
правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
- умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на
основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать
внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой
ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей
письменной, использовать научные термины;
- в основном правильно даны определения понятий и использованы научные
термины;
- ответ самостоятельный;
- наличие неточностей в изложении материала;
- определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения
последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных
терминов или в выводах и обобщениях;
- связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя
восполняются сделанные пропуски;
- наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий
изучаемых явлений.
Оценка "3" ставится, если ученик:
- усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении
материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
- материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда
последовательно;
- показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений;
выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
- допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии,
определения понятий дал недостаточно четкие;
- не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из
наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
- испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения
задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и

законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения
теорий;
- отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или
воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные
положения, имеющие важное значение в этом тексте;
- обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при
воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно
на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Оценка "2" ставится, если ученик:
- не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
- не делает выводов и обобщений.
- не знает и не понимает значительную или основную часть программного
материала в пределах поставленных вопросов;
- имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к
решению конкретных вопросов и задач по образцу;
- при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не
может исправить даже при помощи учителя.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий
анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других
учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка самостоятельных письменных и практических работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
 выполнил работу без ошибок и недочетов;
 допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
 не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
 или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или
допустил:
 не более двух грубых ошибок;
 или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
 или не более двух-трех негрубых ошибок;
 или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
 или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
 допустил, число ошибок и недочетов, превосходящее норму, при которой может быть
выставлена оценка "3";
 или если правильно выполнил менее половины работы.
Примечание.
 Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена
нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
 Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем
уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
Время выполнения работы: 10 - 15 мин.
Оценка «5» - 10 правильных ответов,
«4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
Время выполнения работы: 30 - 40 мин.
Оценка «5» - 18-20 правильных ответов,
«4» - 14 - 17, «3» - 10 - 13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Тематический план
2 класс
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8–9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

21
22
23
24

Название раздела, темы
Раздел I. Природа Карелии
Особенности природы карельского края
Карелия – край воды
Камни всюду
Хвойные деревья карельского леса
Лиственные деревья
Кустарники карельского леса
Экскурсия: наблюдение и распознавание деревьев, кустарников в ближайшем
окружении
Животный мир Карелии
«Порхающая и поющая красота»
Времена года в Карелии
Повторительно-обобщающий урок
Раздел II. Край наш – Карелия
Край, в котором ты живешь.
История семьи
Дом, в котором живешь
Путешествие по своей улице
Города и поселки Карелии.
Петрозаводск – столица Карелии
Дивный остров – Кижи
Экскурсия к достопримечательностям родного города (села); в краеведческий
музей с целью ознакомления с прошлым и настоящим родного края
Раздел III Народные промыслы
Как рождались ремесла
Женские ремесла
Мужские ремесла
Кантеле напевы
Раздел IV Устное народное творчество

25
26
27-28
29
30
31
32
33 - 34

Детский фольклор
Детские игры и забавы
Сказки родного края
Раздел V Писатели и поэты Карелии
Детский писатель Владимир Данилов
«Тимппа, добрый человек»
А. Е. Сунгуров
Итоговое повторение и обобщение
Резерв на проведение экскурсий, практических занятий по усмотрению
учителя
3 класс

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

19
20

21
22
23
24
25
26

Карелия - часть России.
Из истории нашего края. 10часов
Карелия в семье народов России. Карелия - часть России. Государственная
символика Карелии
Надёжный друг и помощник всех россиян
История- наука о прошлом Истории родного края. Как мы узнаем о прошлом
родного края? Петроглифы.
Карелия тысячи лет тому назад.
Оленестровский могильник. Сейды Поморья.
. Жизнь наших предков в далеком прошлом: расселение, занятия, быт.
Защита земли родной.
Героическая оборона Карелы
Пётр1 в Карелии. Основание Петрозаводска
Пётр1 в Карелии. Марциальные воды. Алексеевский
Пётр1 в Карелии. Алексеевский пушечный завод.
Былинный край, край рун певучих. 10 часов.
Русский, карельский, вепсский и финский фольклор
Карельские сказители –дар бесценный.
Былины, записанные в Карелии
«Калевала» памятник мировой культуры.
Герои Калевалы
Они в Карелии бывали. Державин.Г.Ф. Глинка Ф.М.
Они в Карелии бывали. Произведения русских
писателей, посещавших Карелию и писавших о ней: С.Я. Маршака, К.Г.
Паустовского, Пришвина.
Они в Карелии бывали.
Произведения русских писателей, посещавших
Карелию и писавших о ней: С.Я. Маршака, К.Г. Паустовского, Пришвина,
Писатели и поэты Карелии – детям
Рассказы и стихи о детях, о природе, об истории, написанные
И.Востряковым, С.Зааловой, Т.Шапиро, Ю.Линником, В.Потиевским и др.
(по выбору )
Встреча в библиотеке.
Природа Карелии.10 часов.
День и ночь по сезонам на широте Карелии
Погода и климат Карелии.
Карелия- зона рискованного земледелия.
Водоемы Карелии.
Значение и использование водоемов Карелии человеком. Охрана водоемов

27
28
29
30
31
32
33
34

Карелии
Знакомство с природными сообществами, выявление видового разнообразия
растений и животных
Знакомство с природными сообществами, выявление видового разнообразия
растений и животных
Роль растений и животных в природе и жизни людей своей местности.
Влияние человека на животный и растительный мир своей местности .
Местные растения и животные из Красной книги Карелии. Охрана растений
и животных в своей местности.
Экскурсия в заповедник.
Вам, любознательные.
Вам, любознательные.
Вам, любознательные.
4 класс

№ п.п.
1.1
2.2
3.3
4.4
5.5
6.6
7.7
8.8
9.9

10.1
11.2
12.3
13.4
14.5
15.6
16.7
17.8
18.9
19.10
20.11
21.12

Раздел, тема
Общество — 9 часов
Введение. Мы — россияне. День Республики Карелия. Символика. Петрозаводск
— столица Карелии.
Карелия в семье народов России. Культурные отношения. Северный сосед
Карелии — Финляндия.
Туристические маршруты Карелии. Города современной Карелии.
История - наука о прошлом.
Карелия тысячи лет назад.
Жизнь наших предков в прошлом.
Защита земли родной
Петр I в Карелии (Осударева дорога). Освоение Петрозаводска. Марциальные
воды. Александровский пушечный завод.
Петр I в Карелии (Осударева дорога). Освоение Петрозаводска. Марциальные
воды. Александровский пушечный завод.
Природа Карелии - 13 часов
Наша республика на карте Родины. Карта Карелии.
Практическая работа №1: Знакомство с картой Карелии. Обозначение на к.к.
границ Карелии
Рельеф Карелии (холмы, возвышенности, бараньи лбы, дозовые гряды).
Полезные ископаемые нашего края, их свойства и значение. Охрана недр.
Практическая работа №2: Знакомство с полезными ископаемыми Карелии и
определение их свойств.
Водоемы республики (Онежское и ладожское озера), их значение. Белое море —
часть мирового океана.
Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов
нашей Республики.
Важнейшие виды почв республики. Охрана почв Карелии.
Особенности природы тайги. Разнообразие растений и животных различных
сообществ.
Практическая работа №3:Рассматривание гербарных экземпляров растений
различных сообществ.
Охрана природы Карелии. Заповедные территории. Экскурсия в заповедник (в
свободное от учебы время).
Разнообразие видов растений и животных занесенных в Красную книгу Карелии.

22.13

23.1
24.2
25.3
26.4
27.5
28.6

29.7
30.8
31.9
32.10
33.11
34.12

Правила безопасного поведения в лесу и возле водоемов.
Практическая работа№4: Знакомство с многообразием культурных растений и
домашних животных.
Культура Карелии – 12 часов
Устное народное творчество: пословицы и поговорки, небылица и перевертыши.
Собиратели былин в Карелии.
Былина «Алёша и Тугарин Змеевич»
Былина «Волх Всеславьевич». Поэтический язык былин.
Эпос «Калевалы». «Калевала» - памятник мировой народной культуры.
Элиас Леннрот — создатель «Калевалы». Основные события и герои эпоса
«Калевалы».
А.М.Линевский «Листы каменной книги». Краткий рассказ о писателе.
Жизнь и необычайные приключения мальчика Льока и его племени.
Защита творческого проекта по книге А.М. Линевского «Листы каменной
книги».
Знакомство с творчеством карельских художников: Т.Юфа, Л.Ланкинен
Своеобразие архитектуры Карелии.
Итоговй урок.
Итого- 34 часов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».