Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Костомукшского городского округа "Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.С. Пушкина" МБОУ КГО «СОШ №2 им.А.С.Пушкина» «Согласовано» на заседании МСШ протокол №1 от 26.08.2024 г. Руководитель МСШ «Принято» педагогическим советом протокол №1 от 27.08. 2024 г. Директор школы «Утверждено» приказ по школе №151 от 30.08.2024г. Директор школы Герасимчук Н.Н. Хинконен Л.И Герасимчук Н.Н. Рабочая программа по учебному курсу «Размышляем, играем, творим» (проектная и исследовательская деятельность) адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития(вариант 7.2) 2 – 4 классы Срок реализации – 3 года г. Костомукша, 2024 г. Пояснительная записка Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника. Внеучебно – познавательная компетенция – это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, внеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки внеучебно – познавательной деятельности. Учение овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. Как известно, способности, в том числе и познавательные, не только проявляются, но и формируются и развиваются в процессе деятельности. Внеучебная деятельность младших школьников создает большие возможности для становления психических качеств, которые могут составить основу тех или других способностей. Однако эти возможности зачастую реализуются далеко не лучшим образом. По данным психологических исследований наибольший сдвиг в развитие ребенка происходит на первом году обучения. Далее темпы умственного развития учащихся замедляются, а интерес к учебе падает вследствие недостаточного внимания к развивающей стороне обучения. Школьные уроки по-прежнему в своей массе нацелены на прохождение программы, а не на развитие мышления детей. Это положение может улучшиться в связи с переходом школ на новый ФГОС, но при этом переходе есть одна опасность: часть учителей может вновь нацелиться исключительно на ту сумму знаний, умений и навыков, которая включена в стандарт и которую должны усвоить ученики, чтобы успешно сдать ЕГЭ. Между тем возможность и целесообразность обучения, ориентированного на развитие ребенка, была основана еще в 30-е годы выдающимся русским психологом Л.В.Выготским. Его идею поддержали Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, Г.А.Цукер, А.В.Занков, И.С.Якиманская и др. Согласно этой теории современное построение учебных предметов должно способствовать формированию у школьников более высокого уровня мышления. Но традиционные программы и учебники страдают рядом существенных недостатков. Если проанализировать их, то не трудно заметить, что упор в них делается на типовые задания, в которых требуется лишь применение решения определенного алгоритмического вида. Еще очень часто обучение сводится к запоминанию и воспроизведению приемов действий, типовых способов решения заданий. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к учению. Дети лишены радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству. При таком подходе, фактически ориентированного на среднего ученика, страдают наиболее способные дети, которые не получают достаточного материала для развития своих способностей. Их общеинтеллектуальная деятельность оказывается недостаточно нагруженной, они привыкают не прилагать усилий в учебной работе. Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка. На помощь приходит внеучебная деятельность, где ребенок может раскрыть и преумножить свои способности. В связи с наметившейся тенденцией общества на гуманизацию среднего образования, с ориентацией процесса обучения на индивидуальные интересы личности главной целью обучения должно быть общеинтеллектуальное развитие. Для формирования личности учащегося, для достижения высокого уровня его развития именно эта деятельность, как правила, оказывается более значимой, чем те конкретные знания, которые послужили ей базой. Именно поэтому среди общих целей образования центральное место занимает развитие абстрактного мышления, необходимой компонентой которого является логическое мышление – как дедуктивное, в том числе и аксиоматическое, так и продуктивное – эвристическое и алгоритмическое мышление. В программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности. Предлагаемое пособие предназначено для работы с детьми начальных классов и представляет собой комплекс специально разработанных игровых заданий, упражнений, тренингов, логических задач. Совокупность их, выраженная в определенной последовательности, позволит комплексно решить образовательные задачи: Сформировать мотивацию учения, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов; Сформировать приемы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия); Развивать образное мышление; Развивать речь, умение высказывать и обосновывать свои суждения; Развивать творческие способности; Увеличить концентрацию внимания и объема памяти; Содействовать воспитанию интереса к предметам и процессу познания в целом. Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будет проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей. Отличительной особенностью новых стандартов является включение в перечень требований к структуре основной образовательной программы: соотношение урочной и внеурочной деятельности обучающихся; содержание и объем внеурочной деятельности обучающихся. Отличительными особенностями рабочей программы по данному курсу являются: определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса; в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты; достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом. Тип образовательной программы. Образовательная программа ориентирована на достижение результатов определенного уровня, по конкретным видам внеучебной деятельности младших школьников. Программа имеет возрастную привязку: для 2-го класса – образовательная программа, ориентированная на приобретение школьником общеинтеллектуальных знаний в различных видах деятельности; для 3-го класса – образовательная программа, формирующая позитивное отношение к базовым ценностям; для 4-го класса – образовательная программа, дающая ребенку опыт самостоятельного интеллектуального действия; Особенности реализации программы. Реализация программы рассчитана на 3 года, объёмом в 102 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут (34 часа). Место проведения занятий учебный кабинет. Предлагаемый курс предполагает применение коллективных форм организации занятий и использование современных средств обучения, создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности. Ценностными ориентирами содержания данного курса являются: – формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; – освоение эвристических приемов рассуждений; – формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных; – развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся; – формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы; – формирование пространственных представлений и пространственного воображения; – привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях. Программа направлена на: 1.Создание оптимального педагогически организованного пространства проведения учащимися свободного времени. 2.Проведение необходимых для оптимальной занятости учащихся в свободное от учёбы время организационно-управленческих мероприятий. 3.Совершенствование содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время. 4.Информационная поддержка занятости учащихся в свободное время. В основу программы внеурочной деятельности положены следующие принципы: 1. Принцип гуманизации образовательного процесса, предполагающий очеловечивание взаимоотношений в совместной творческой деятельности педагогов, учителей, обучающихся и их родителей. 2. Принцип научной организации 3. Принцип добровольности и заинтересованности обучающихся 4. Принцип системности во взаимодействии общего и дополнительного образования 5. Принцип целостности 6. Принцип непрерывности и преемственности процесса образования 7. Принцип личностно - деятельностного подхода 8. Принцип детоцентризма (в центре находится личность ребенка) 9. Принцип комплексного подхода в реализации интегративных процессов 10. Принцип взаимодействия, предполагающий координацию всех образовательных социокультурных институтов в оказании педагогической помощи и поддержки детям разного уровня социализации Виды внеучебной деятельности: • игровая деятельность; • познавательная деятельность; • проблемно-ценностное общение; • художественное творчество; • трудовая деятельность. Формы внеурочной воспитательной деятельности: Ведущей формой организации занятий является групповая. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Практическая часть состоит заданий и занимательных упражнений для развития пространственного и логического мышления. Участие в КВНах, викторинах, олимпиадах, научно-исследовательских конференциях, интеллектуальных конкурсах на уровне школы, района, республики; Диспуты; Олимпиады; Соревнования; Интеллектуальные клубы; Проекты; Конкурсы; Викторины; Познавательные игры. • • • • Методы и средства внеурочной деятельности: Беседа с учащимися; Упражнения; Поручения; Составление плана Система занятий по программе «Размышляем, играем, творим» позволяет решать следующие аспекты: познавательный, развивающий, воспитывающий. Познавательный аспект формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, а также логического мышления; формирование и развитие общеучебных умений и навыков. Развивающий аспект создать условия для развития мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать и опровергать, делать умозаключения; способствовать развитию пространственного восприятия и сенсорномоторной координации. Воспитывающий аспект воспитание межличностных отношений; Материально – техническое обеспечение: выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий, материалы для оформления и творчества детей, наличие канцелярских принадлежностей, аудиоматериалы и видеотехника, компьютеры, проектор, экран. Связь содержания программы с учебными предметами: Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках базовых предметов (русским языком, литературным чтением, окружающим миром, изобразительным искусством, риторикой, математикой, информатикой). Предмет Литературное чтение Окружающий мир Технология Содержание учебной дисциплины Устное народное творчество. Русские народные сказки. Произведения К.Чуковского. Организм человека. Животные. Игрушки. Сезонные изменения в природе. Овощи и фрукты. Что сначала, что потом. Строение растений. Личная гигиена. Технологические операции. Изобразительное искусство Физическая культура Животные. Цветовой круг. Ролевые игры. Математика Геометрические фигуры. Логические задачи. Логический ряд. Русский язык Назови одним словом. Написание слов. Слова близкие по значению. Составление предложений. Риторика. Говори правильно. Содержание программы «Размышляем, играем, творим» Литературная викторина. Игра по стихотворению Чуковского «Так бывает или нет?» Строение тела человека. Сезонные изменения в жизни животных. Названия игрушек, строение, разборка, сложение. Разложи картинки по порядку. Корешки и вершки. Игра «Мойдодыр» Изготовление овощей и фруктов из пластилина. Выставка рисунков о животных. Оттенки цветов. «Бегите ко мне» - игра на внимание. «Живые группы» - игра на группировку по признаку. Объединение по цвету, форме, размеру, по какому – либо признаку Продолжи логический ряд. Дорисуй недостающий предмет. Вспомнить общее название предметов одной группы. Замени близким по значению словом. Игра «Лишнее слово». Назвать предмет по признакам. Опиши предмет. Планируемые результаты освоения обучающимися программы Прогнозируемые результаты. «Социальный заказ» сегодняшнего и завтрашнего общества на выпускника школы складывается из следующих компонентов: -готовности к труду, прежде всего, умственному -готовности к дальнейшему образованию, -сформированности естественно - научного и социально - философского мировоззрения, -сформированности общей культуры, - сформированности потребностей и умений творческой деятельности, - сформированности педагогических умений, необходимых и в семейной, и в социальной жизни, -сохранения здоровья, т.е. оптимального развития каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной деятельности. Возрастные особенности достижения результатов воспитания. При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что, дети особенно восприимчивы к новому знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Педагогу необходимо поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми формами внеурочной деятельности достижение ребенком первого уровня результатов. Во 2 и 3 классах, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создаёт благоприятную ситуацию для достижения во внеурочной деятельности школьников второго уровня результатов. Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении двух лет обучения в школе создаёт у младшего школьника к 4 классу реальную возможность выхода в пространство общественного действия (т. е. достижение третьего уровня результатов). Планируемые личностные. Метапредметные и предметные результаты. Личностными результатами изучения данного курса являются: развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; воспитание чувства справедливости, ответственности; развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления. Метапредметные результаты Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания. Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы. Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками. Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами. Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его. Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии. Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения. Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием. Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки. Предметные результаты Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины). Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Моделировать ситуацию. Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации. Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм). Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия. Воспроизводить способ решения. Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием. Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные. Оценивать предъявленное готовое решение. Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения. Конструировать несложные задачи. Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции. Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции. Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток Программа предусматривает достижения 3 уровней результатов. Уровни развития Уровни результата воспитания Показатели воспитанности и развития Зона актуального развития Ребенок приобретает знания об интеллектуальной деятельности, о способах и средствах выполнения заданий. Формируется мотивация к учению через внеурочную деятельность. 1 уровень результата Интеллектуальные знания, мотивы, цели, эмоциональная включённость, согласованность знаний, умений, навыков. Ребенок самостоятельно, во взаимодействии с педагогом, значимым взрослым, сможет выполнять задания данного типа, для данного возраста: высказывать мнения, обобщать, классифицировать, обсуждать. 2 уровень результата Осуществление действий своими силами. Заинтересованность деятельностью. Активность мышления, идей, проектов. Зона ближайшего развития Ребенок самостоятельно сможет применять изученные способы, аргументировать свою позицию, оценивать ситуацию и полученный результат. 3 уровень результата Откликаемость на побуждения к развитию личности, активность ориентировки в социальных условиях, произвольное управление знаниями, умениями, навыками. Эффекты общеинтеллектуальной деятельности Эффект первого уровня формирование интеллектуальной компетентности, составляющей основу умения учиться. Эффект второго уровня – формирование ценностно – смысловых установок обучающихся, отражающие их индивидуально – личностные позиции процессов обучения. Эффект третьего уровня – формирование общеинтеллектуальной компетентности, отражающей готовность к познавательной деятельности любого типа, причем сама такая деятельность связана и с социальной направленностью личности. Целью мониторинговых исследований является создание системы организации, сбора, обработки и распространения информации, отражающей результативность модернизации внеурочной деятельности и дополнительного образования по следующим критериям: рост активности обучающихся; рост мотивации к активной познавательной деятельности; уровень достижения обучающимися таких образовательных результатов, как сформированность коммуникативных и исследовательских компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных навыков; качественное изменение в личностном развитии; удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью школы. Диагностика, проводимая в начале и в конце каждого года обучения в виде естественно-педагогического наблюдения. В начале года Тесты способностей позволяют выявить и измерить уровень развития тех или иных психических функций, познавательных процессов. Такие тесты чаще всего связаны с диагностикой познавательной сферы личности, особенностей мышления и обычно называются также интеллектуальными. К ним относятся, например, тест Равена, тест Амтхауэра, тест Векслера и т.д., а также тесты-задания. В конце года Тесты достижений ориентированы на выявление уровня сформированности конкретных знаний, умений и навыков и как меры успешности выполнения, и как меры готовности к выполнению некоторой деятельности. В качестве примеров могут служить все виды тестовых испытаний. Приложение 1 Объекты мониторинга: Тестирование учащихся на выявление уровня сформированности конкретных знаний, умений и навыков. Анкетирование школьников и родителей, в рамках внутришкольного контроля, с целью выявления удовлетворённости воспитательными мероприятиями; Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели: степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий; поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты; результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно; косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др. Тематическое планирование 2 класс Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения программы «Размышляем, играем, творим» В результате изучения данной программы во 2 классе обучающиеся получат возможность формирования Личностных результатов: учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться; учиться выражать свои мысли, аргументировать; овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации. Метапредметными результатами изучения курса во втором классе являются формирование следующих УУД. Регулятивные УУД: учиться отличать факты от домыслов; овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД: овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям; перерабатывать полученную информацию: группировать числа, числовые выражения, геометрические фигуры; находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схем). Коммуникативные УУД: учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя); развивать доброжелательность и отзывчивость; развивать способность вступать в общение с целью быть понятым. Предметными результатами являются формирование следующих умений: применять правила сравнения; задавать вопросы; находить закономерность в числах, фигурах и словах; строить причинно-следственные цепочки; упорядочивать понятия по родовидовым отношениям; находить ошибки в построении определений; делать умозаключения. Тематическое планирование Цель: Развивать психические механизмы, которые лежат в основе интеллектуального потенциала. Задачи: Способствовать развитию умственных действий ( анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация др.; Развивать речь, умение высказывать и обосновывать свои суждения; Содействовать воспитанию интереса к предметам и процессу познания в целом. № Перечень разделов и тем Содержание Кол-во часов Теорет-х занятий Прак-х занятий 0,5 0,5 2 2 + 4. Сказка. 1 0,5 0,5 5. В мире слов. 1 0,5 0,5 6. Растения. Знакомство с программой, с целями, с темами занятий. Интеллектуальные игры. Каждое занятие начинается с разминки, а затем выполняются задания. Данное занятие посвящено литературным произведениям. Назвать авторов, объяснить название произведения и др. По отрывку вспомнить сказку. Найти лишнего героя из определенного произведения. Сравни сказки. Исследовательская работа: что общего в сказках, особенность сказок, начало, конец сказок. Найти общее определение, скажи по-другому, с каким предметом ассоциируется, подбери подходящее по смыслу слово. Творческая работа: составление загадок. Найди логическую связь и скажи одним словом. Объясни название растения. Упражнения 1 23. Вводное занятие. Тест способностей. Литературная викторина. 1 1 + 1. 78. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. на развитие памяти. По признаку назвать растение. Овощи. Закончи рифму. Объедини слова Фрукты. в пары, объясни выбор. По Ягоды. признакам назови предмет. Творческая работа: опиши предмет. Логические Упражнения на развитие задачи. логической связи и мышления. Компьютерные игры. Явления Ассоциативные цепочки. природы. Разгадывание загадок. Упражнения на развитие внимания. Творческая работа: продолжи песенку. Животный Назови одним словом группу мир. предметов. Раздели по признаку. Кто где живет. Практическая работа: составь цепочку слов, чтобы последняя буква предыдущего слова являлась первой последующего. Домашние Упражнения на развитие животные. логического мышления. Слуховая зарядка. Творческая работа: разгадывание загадок. Птицы. Ассоциативная связь. Развитие образного мышления, творческих способностей. Творческая работа: лепка птиц. Урок Проектная работа: составление творчества. игр. Человек и его Развивать речь, умение дело. высказывать и обосновывать свои рассуждения. Произведения о профессиях. Найдите связь между словами. Семья. Решение простых логических задач. Разложи картинки по порядку и составь рассказ. Развитие творческих способностей. Проектная работа совместно с родителями: моя семья Мир Развитие речи. Подбери предметов и подходящие по смыслу слова. вещей. Назови предметы, которые 2 1 1 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 + 1 1 + 1 1 + 1 1 1 + 18. 19. 20 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. обладают определенными свойствами. Разработка в приложении 3 Участие во Применение знаний по предмету Всероссийской математика. олимпиаде «Кенгуру» Вещи вокруг Назови одним словом. Предмет нас. из предмета, путем удаления составной части. Практическая работа: ассоциации. Конкурс эрудитов. Игра. Спорт. Кто есть кто? Подбери пару. Практическая работа: разучивание новых игр. Транспорт. По какому признаку объединили? Развитие образного мышления: на что похож предмет? Творческая работа: продолжи рифму. Родной край. Формирование умственных действий: анализ, обобщение и др. Исследовательская работа: произведения о Родине, рисунки, фотографии, эссе. Урок Составление разных творчества. лабиринтов. Человек и его Развитие речи. Скажи наоборот. поступки. Решение логических задач. Разноцветный Знакомство с цветами: мир. вишневый, салатный, ореховый, васильковый и др. творческая работа: волшебные кляксы. Ориентировка Развитие временного мышления. во времени. Назови одним словом. Практическая работа: решение ребусов, логических задач. Форма. Развитие мышления. Раздели Направления. квадрат на равные части разными способами. Назови противоположные по смыслу слова. Развитие образного мышления. На что похоже. Количество и Развитие внимания и памяти. счет. Математические задачки. Величина. Компьютерные игры. 1 1 + 1 0,5 0,5 1 1 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 1 + 1 + 1 1 + 1 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 + 1 1 0,5 0,5 30. Ото всюду обо Практическая работа: решение всем. проблемных ситуаций. Отвечай быстро. 31. Буквы. Развитие координации внимания. Слова туда и обратно. Волшебные буквы. Творческая работа: придумать ребус. 32. Школа. Продолжи закономерность. Расшифруй. 33. Логические Решение логических задач. задачи. 34. Итоговое Подвести итоги кружка. Чему занятие. Тест научились? Что умеем? Что достижений. понравилось? и.т.д. 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 + 1 1 + 1 1 1 + 3 класс Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения программы «Размышляем, играем, творим» В результате изучения данной программы в 3 классе обучающиеся получат возможность формирования Личностных результатов: уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков; сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях. Метапредметными результатами в третьем классе являются формирование следующих УДД: Регулятивные УДД: формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осваивать начальные формы рефлексии. Познавательные УДД: овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации; соблюдать нормы этики и этикета; овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УДД: учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); учиться аргументировать, доказывать; учиться вести дискуссию. Предметными результатами являются формирование следующих умений: выделять свойства предметов; обобщать по некоторому признаку, находить закономерность; сопоставлять части и целое для предметов и действий; описывать простой порядок действий для достижения заданной цели; приводить примеры истинных и ложных высказываний; приводить примеры отрицаний; проводить аналогию между разными предметами; выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ; рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение. Тематическое планирование. Цель: Развивать абстрактное мышление Задачи: Способствовать развитию методов мышления: индукции и дедукции, обобщении и конкретизации, анализа и синтеза, классификации и систематизации, абстрагирования, аналогии; Развивать умение аргументировано обосновывать, отставать свои взгляды и убеждения; Развивать языковую культуру, адекватно понимать и выражать предлагаемую информацию. № Перечень разделов и тем Знакомство с программой, с целями, с темами занятий. Интеллектуальные игры. 2Развивать умение 5. последовательного рассуждения. Разработка в приложении 4 6. Командные игры Групповая работа с матрицами. Коллективное принятие решения. 7- ЗрительноГрафические матрицы: 11. пространственные изобрази недостающий тесты предмет. 12. Участие во Применение знаний по Всероссийской предмету русский язык. олимпиаде «Медвежонок» 13- Составление Творческое задание. Каждый 14. матриц ребенок составляет собственную графическую матрицу. 1. Вводное занятие. Тест способностей. Матрицы Равена Содержание Колво часов Теорет-х занятий Прак-х занятий 1 0,5 0,5 4 + 4 1 + 1 5 + 5 1 1 2 + 2 15- Словесные тесты. 19. 5 + 4 20. 1 0,5 0,5 1 1 2 + 2 2 + 2 1 2 1 1 1 1 0,5 0,5 4 + 4 21. 2223. 2425. 26 2728. 29. 3033. 34 35. Выделение и нахождение существенных признаков предметов. Компьютерные игры. Цепочки. Творческая работа: составление цепочек вида: мел-доска-учитель-школа и т.д. Участие во Применение знаний по Всероссийской предмету математика. олимпиаде «Кенгуру» Анаграммы. Составить новое слово, поменяв буквы местами. Творческая работа: придумать анаграмму. Числовые тесты Найди закономерность и продолжи ряд чисел. Пропущенные числа. Магические треугольники и квадраты. Проектная работа: составить свой числовой тест. Конкурс эрудитов Числовые ребусы. Найди закономерность и продолжи ряд чисел. Творческая работа: составить числовой ребус. Триады. Творческая работа: объединение трех предметов, по одному признаку. Логические Решение логических задач, задачи задач на смекалку. Выпуск Самостоятельная работа. стенгазеты. Итоговое занятие. Понравился ли курс занятий? Тест достижений. Что бы вы хотели изучить, узнать в новом учебном году? 1 1 1 1 + 4 класс Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения программы «Размышляем, играем, творим» В результате изучения данной программы в 4 классе обучающиеся получат возможность формирования Личностных результатов: развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности; формировать личностный смысл учения; формировать целостный взгляд на окружающий мир. Метапредметные результаты. Регулятивные УДД: осваивать способы решения проблем поискового характера; определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи; осваивать формы познавательной и личностной рефлексии; познавательные УУД; осознанно строить речевое высказывание; овладевать логическими действиями: обобщение, классификация, построение рассуждения; учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами. Коммуникативные УДД: учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других; формировать мотивацию к работе на результат; учиться конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или компромисса. Предметными результатами изучения курса в четвертом классе являются формирование следующих умений: определять виды отношений между понятиями; решать комбинаторные задачи с помощью таблиц и графов; находить закономерность в окружающем мире и русском языке; устанавливать ситуативную связь между понятиями; рассуждать и делать выводы в рассуждениях; решать логические задачи с помощью связок «и», «или», «если …, то». Тематическое планирование. Цель: Развивать когнитивные способности учащихся. Задачи: Развивать умение самостоятельно создавать алгоритм решения проблем творческого и поискового характера. Развивать умение аргументировано обосновывать, отставать свои взгляды и убеждения; Развивать языковую культуру, адекватно понимать и выражать предлагаемую информацию. № Перечень разделов и тем 1. Вводное занятие. Тест способностей. Содержание Колво часов Теорет-х занятий Прак-х занятий Знакомство с программой, с целями, с темами занятий. Интеллектуальные игры. Восприятие 1 1 + 2. Периферическое зрение. 3. Маргинальный прием. 4. Рефлексивное и нерефлексивное слушание. Упражнения на увеличение скорости чтения. Метод «Зеленая точка», «Пирамида цифр», «Таблица Шульте». Практическая работа: упражнения по борьбе с регрессивным движением глаз. Практическая работа: упражнения на развитие находить главную мысль текста. Упражнения на развитие умения слушать. Исследовательская работа: к какой категории слушателей вы относитесь (категоричный, рассудительный, аналитический, сочувствующий) Упражнения на развитие восприятия. Проектная работа: составление своего рисунка. Чего не хватает на рисунке? Узнай кто это? Какие предметы спрятаны? 6. Участие во Применение знаний по Всероссийской предмету ОБЖ олимпиаде «Муравей» Внимание 7. Тренинг Практическая работа: «Пальцы», упражнение на развитие «Стрелка», умения концентрировать «Счет». внимание. 8- Матрица Упражнения на тренировку 9. Ландольта. продуктивности, устойчивости, распределения и переключения внимания. 10- Двухцветные Упражнения на тренировку 11. цифровые концентрации внимания. таблицы. Творческая работа: оформление таблиц. 12. Участие во Применение знаний по Всероссийской предмету русский язык олимпиаде «Медвежонок» 5. 1 + 1 1 + 1 1 0,5 0,5 1 + 1 1 1 1 + 1 2 + 2 2 + 2 1 1 13. Вербальная фантазия. 14. Методика «Рисунок» 15- Методика 16. «Скульптура» 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. Воображение Упражнения на развитие речевого воображения. Творческая работа: придумать рассказ о каком – либо живом существе. Упражнения на развитие фантазии в процессе рисования. Компьютерная графика. Творческая работа: упражнения на развитие фантазии в процессе лепки. Память Слуховая и Упражнения на развитие зрительная память. памяти у учащихся. Разработка в приложении 5 Мгновенное фото. Упражнения на развитие Живая памяти. фотография. Фигуры. Структурирование. Практическая работа: Кодировка. упражнения на развитие Ассоциации. памяти. Участие во Применение знаний по всероссийской предмету информатика. олимпиаде «КИТ» Стенография. Упражнения на развитие Мнемонология. памяти, на увеличение объема памяти, на скорость запоминания. Проектная работа: придумать свой шифр. Участие во Применение знаний по Всероссийской предмету математика. олимпиаде «Кенгуру» Мышление Устный счет. Упражнения на развитие мышления. Конкурс эрудитов. Кубик Рубика Упражнения на развитие наглядно – действенного мышления. Практическая 1 + 1 1 + 1 2 + 2 1 + 1 1 + 1 1 + 1 1 1 1 + 1 1 1 + 1 1 1 1 + 1 1 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35 работа: сборка кубика. Змейка. Упражнения на развитие Треугольник. наглядно – действенного мышления. Словограммы. Игры со словами. творческая Логогрифы. работа: придумать словограммы, логогрифы. Матрицы Равена. Упражнения на развитие наглядно – действенного мышления. Триады. Упражнения на развитие и активизацию мышления. Проектная работа: составить триады, защита работы. Речь Назови слова. Игра для определения активного словарного запаса. Понятия. Игра на объяснение понятия слова. Творческая работа: зашифруй предмет, с помощью понятий. Подробное Серия картинок, по которым описание. ребенок должен составить подробный рассказ. Интеллектуальные Компьютерные игры. игры. Тест достижений. Итоговое занятие. Подвести итог кружка. 1 + 1 1 + 1 1 + 1 1 + 1 1 + 1 1 + 1 1 + 1 1 + 1 1 1 1 1 + Список литературы для детей 1. Житомирский В.Г., Шверин Л.Н. «Геометрия для малышей», Москва, «Педагогика», 1978. 2. Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995 3. Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995 4. Нешков К.И., Пышкало А.М. Математика в начальных классах. Часть 1/ под редакцией А. И. Маркушевича. – М.: Просвещение, 1968. 5. Никитин Б.П. «Развивающие игры». – М.: Педагогика, 1981. 6. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996 7. Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера. Саратов: «Лицей», 2002 8. Издательство «Розовый слон»: «Развиваем восприятие», «Развиваем творческие способности», «Развиваем память» 9. Зверев А.Т. Экологические игры. Москва «Дом педагогики», 1998 Список литературы для учителей 1. Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008. 2. Молчанов Л.П. «Головоломки», Москва, «Наука», главная редакция физико-математической литературы, 1990 . 3. Труднев В.П. «Внеклассная работа в начальной школе». – Москва, «Просвещение», 1975 . 4. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002 5. Кардемский Б.А. «Математическая смекалка. Государственное издательство физико-математической литературы. Москва, 1959 . 6. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004 8.Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004 7. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004 8. Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006 9. Шаехова Р.К. Ступеньки к творчеству. Казань, 2000 10.Григорьева Г.И. Логика в начальной школе. Волгоград 2002 11.Шаехова Р.К. Играя – размышляем. Казань, 2004 12.Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников. Москва «Владос» 1999 13.Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. Популярное пособие для учителей. Яроялавль, 1998 14.Рудик Г.А. Развивающая педагогика. Ижевск,1997 15.Немов Р.С. Психология. Москва «Владос» , 2001 16.«Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал Приложение 1 Тест на выявление способностей. (1 класс) 1. Какое из животных больше: лошадь или собака? 2. Утром люди завтракают. А что они делают, принимая пищу днем и вечером? 3. Днем на улице светло, а ночью? 4. Небо голубое, а трава? 5. Черешня, груша, слива и яблоко – это… 6. Почему, когда идет поезд, опускают шлагбаум? 7. Что такое Москва, Киев, Хабаровск? 8. Который сейчас час? (показать часы) 9. Молодую корову называют телка. А как называют молодую собаку и молодую овцу? 10.На кого больше похожа собака: на собаку или на петуха? 11.Для чего нужны автомобилю тормоза? 12.Чем похожи друг на друга молоток и топор? 13.Что есть общего между белкой и кошкой? 14.Чем отличаются гвоздь, винт и шуруп друг от друга? 15.Что такое футбол, прыжки в длину и высоту, теннис, плавание? 16.Какие ты знаешь виды транспорта? 17.Чем отличается молодой человек от старого? 18.Для чего люди занимаются сортом и физкультурой? 19.Почему считается плохо, если кто – нибудь не хочет работать? 20.Для чего на письмо необходимо наклеивать марку? Обработка результатов. За каждый правильный ответ ребенок получает 0,5 балла т.к. максимальное количество баллов ровно 10. Могут быть промежуточные оценки 0,25 или 0, 75 баллов, это зависит от правильности ответа. Прежде чем оценивать правильность ответа, надо убедиться в том, что ребенок правильно понял вопрос. Если нужно объяснить непонятные слова, например шлагбаум. Иногда дополнительное разъяснение требует даже слово «работать», потому что не все дети понастоящему знают, что это такое. Выводы об уровне развития. 10 баллов – очень высокий. (90% - 100%) 8-9 баллов – высокий. (70% - 80%) 4-7 баллов – средний. (50% - 60%) 2-3 балла – низкий. (20% - 40%) 0-1 балл – очень низкий. (10%) Тест на выявление достижений. (1 класс) 1. Реши задачи. (3 б) В квартире было 4 комнаты. Из одной комнаты сделали две. Сколько комнат стало в квартире? _____________________ Четыре яйца сварились в кастрюле за четыре минуты. За сколько минут сварилось одно яйцо? _____________ Максим родился на два года раньше Кости. Сейчас Максиму 5 лет. Сколько лет Косте? ___________________ 2. Зачеркни «лишнее» слово: (1 б) Окно, волк, коза, бежать, берег; Гора, холм, река, лес, трамвай, поле. 3. Составь по три слова из букв каждой строки. (1 б) Б, У, Ы, С, Р ________________, ______________, ______________ О, С, А, К _____________, _________________, _______________ 4. Напиши по аналогии. (2 б) Птица – крылья, рыба - … . Трактор – гусеницы, автомобиль - … . Завод – цех, школа - … . Альпинист – горы, пловец - … . 5. Учись рассуждать. (1 б) На прилавке лежат арбузы. Если каждый из троих покупателей купит 2 арбуза, то арбузов на прилавке не останется. Сколько было арбузов? 6. Разгадай закономерность и дорисуй. (1 б) + = +=++= =+=++ ++=== +++ 7. Нарисуй недостающую фигуру. (1 б) ? Выводы об уровне развития. 10 баллов – очень высокий. (90% - 100%) 8-9 баллов – высокий. (70% - 80%) 4-7 баллов – средний. (50% - 60%) 2-3 балла – низкий. (20% - 40%) 0-2 балл – очень низкий. (10%) Приложение 2 Урок 11 Тема: «Подбери картинки», «Кто больше составит пар» Цель: Учить объединять предметы по признакам. Разминка. Скажи по – другому: 1. Дети - …(ребята, малыши, детвора) 2. Дом - … 3. Заяц - … 4. Аккуратный - … 5. Грустный - … 6. Крупный - … 7. Бежать - … 8. Веселиться - … 9. Идти - … 10.Плакать - … 11.Говорить - … Задания 1 Подбери картинки. Педагог предлагает ребенку отобрать из набора сходные картинки в каком – либо отношении, или по какому – либо признаку. Затем просит обосновать причину отбора: почему картинки сгруппированы таким образом. После этого картинки возвращаются обратно в набор, а ребенку предлагается составить новую группу картинок. Игра повторяется 3 – 5 раз. Задание 2 Для игры потребуется 36 карточек (их примерный размер 6 на 6), на которых нарисованы, или наклеены круги и квадраты одного размера, но разных цветов и оттенков, например, По два круга: По два квадрата: Светло – желтого; темно – желтого; Темно – красного; светло – красного; Светло – зеленого; темно – зеленого; Темно – голубого; светло – голубого; Светло – оранжевого; темно – оранжевого; Темно – розового; светло – розового; Черного; серого; Сиреневого; фиолетового; Перед началом игры карточки раскладываются на столе фигурами вниз. Играющие рассаживаются вокруг стола и поочередно открывают по две карточки. Тот, кому удалось открыть карточки с одинаковыми фигурами, заберет их себе, получая одновременно дополнительный ход. Игра заканчивается, когда все карточки будут разобраны. Выигрывает тот, кому удастся открыть наибольшее количество карточек. Итог занятия. Приложение 3 Урок 17. Тема: «Мир предметов и вещей» Цель: Учить объединять предметы по определенным признакам, подбирать подходящие по смыслу слова, развивать речь. Разминка. Из чего, что делают? 1. Из чего делают растительное масло? 2. Из чего делают сахар? 3. Из чего делают ситец? 4. Из чего делают бумагу? 5. Из чего делают шпроты? 6. Из чего делают бензин? 7. Из чего делают хлеб? 8. Из чего делают манную крупу? 9. Из чего делают шоколад? 10.Из чего делают асфальт? Задание 1. Подбери к названному слову подходящие по смыслу. Повторять слова нельзя. Постарайся уложиться за одну минуту. Например: волшебная палочка Трусливый - … острый - … Теплое - … счастливый - … Утренние - … дрессированная - … Кедровые - … кипяченая - … Золотое - … трудная - … Круглое - … жирная - … Колючий - … сладкая - … Цветочные - … прозрачная - … Голосистый - … звонкая - … Пасмурный - … любимая - … Задание 2. Назовите предметы, которые обладают определенными свойствами. Про какие предметы можно сказать, что они: Твердые и жидкие; Холодные и газообразные; Теплые и непрочные; Прочные и вредные; Сырые и сухие; Твердые и мягкие; Пушистые и колючие; Широкие и удобные; Душистые и жидкие; Мокрые и подвижные; Хрустящие и вкусные. Задание 3. Постарайтесь объединить в своем воображении два предмета, не имеющих ничего общего друг с другом. Для этого попробуйте создать в уме образ каждого предмета. А теперь мысленно объедини их в одной четкой картине. Пусть, например, даны слова «волосы» и «вода». Почему бы не вообразить волосы, промокшие под дождем или волосы, которые моют? Дай волю своему воображению. Телевизор – шоколад; Стакан – коридор; Ноготь – журнал; Паук – кресло; Лупа – палец; Сосулька – ножницы; Картинка – лужа; Котлета – песок; Бегемот – пальто; Мыло – яблоко. Задание 4. Назовите как можно больше различных способов применения названных примеров: соль, пластиковая бутылка, скакалка, гвоздь, камушки, опилки… Например, газета. Из газеты можно сложить веер, головной убор, подложить ее под неустойчивые предметы, сделать пробку для бутылки, занавесить окна, упаковать вещи, обернуть книгу… Итог занятия. Приложение 4 Урок 2 (3) Тема: «Матрицы Равена» Цель: Углублять логическую интуицию, практический опыт, навыки последовательного и доказательного мышления. Разминка. 1. Какое животное вылезает из кожи вон? 2. Какие птицы роют норы для гнезда? 3. Что является символом олимпийских игр? 4. Кто вывернул волка наизнанку, застрелил бешеную шубу, вытащил себя из болота, побывал на Луне? 5. Что можно сделать за одну минуту? 6. Перечисли части тела человека, которые существуют только в паре. 7. Что будет лучше прыгать – деревянный шарик или резиновый мячик? 8. Какие три месяца в году, начинаются с гласной, идут один за другим? 9. Назови слова, начинающиеся с буквы й. 10.Почему гусь выходит из воды сухим? Задание 1. На этом занятии рассматриваются матрицы Равена, которые специально подобраны и усложняющиеся с каждым шагом. Задача ребенка: изучить структуру главной матрицы и указать ту из маленьких деталей, которая подходит к данной матрице, т.е. соответствует ее рисунку или логике расположения его деталей по вертикали и по горизонтали. Итог занятия. Приложение 5 Урок 17 Тема: «Слуховая и зрительная память» Цель: Развивать слуховую и зрительную память детей. Разминка. 1. За одну минуту перечислите как можно больше слов, состоящих из трех букв. 2. Стоят два козлика. Один смотрит на восток, другой на запад. Видят ли они друг друга? 3. В чем познается настоящий друг? 4. Какое животное изображено на гербе Республики Татарстан? 5. Как зовут в хоккее того, кто стоит в воротах? 6. Как зовут папу вашей мамы? 7. Полное имя Лизы, Щуры, Ксюши, Жени? 8. Чем отличается от окружающих людей человек, который только что приехал с юга? 9. Перерыв между действиями в театре? 10.Как с помощью 5 –литровой кастрюли и 3 – литровой банки налить из водопроводного крана в ведро ровно 4 литра воды? Задание 1. Ребенку последовательно, на 15 секунд каждая, предлагаются карточки – задания, представленные в виде шести по – разному заштрихованных треугольников на рисунке 1. После просмотра очередной карточки она убирается и вместо нее предлагается матрица, включающая 24 разных треугольника (рисунок 2), среди которых находятся и те шесть треугольников, которые ребенок только что видел на отдельной карточке. Задание заключается в том, чтобы отыскать и правильно указать в матрице все шесть изображенных на отдельной карточке треугольников. Рисунок 1 Рисунок 2 Правильные ответы: I. 1,3,8,12,14,16 II. 2,7,15,18,19,21 III. 4,6,10,11,17,24 IV. 5,9,13,20,22,23 Задание 2. Ребенку с интервалом в 1 секунду поочередно зачитываются следующие четыре набора слов: I месяц дерево прыгать желтый кукла сумка II ковер стакан плыть тяжелый книга яблоко III вилка диван шутить смелый пальто телефон IV школа человек спать красный тетрадь цветок После прослушивания каждого из наборов слов ребенку примерно через 5 секунд после окончания чтения набора начинают неторопливо читать следующий набор из 36 слов с интервалами 5 секунд между отдельными словами: Стакан, школа, вилка, пуговица, ковер, месяц, стул, человек, диван, корова, телевизор, дерево, птица, спать, смелый, шутить, красный, лебедь, картинка, тяжелый, плыть, мяч, желтый, дом, прыгать, тетрадь, пальто, книга, цветок, телефон, яблоко, кукла, сумка, конь, лежать, слон. В этом наборе из 36 слов в случайном порядке располагаются воспринятые на слух слова из всех четырех прослушанных наборов. Ребенок должен на слух обнаружить в длинном наборе те слова, которые ему только что были представлены, знакомое слово ребенок должен подчеркнуть. На поиск каждого слова ребенку отводится 5 секунд. Если в течение этого времени он не смог его найти, то учитель зачитывает следующее слово и так далее. Итог занятия.