РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Костомукшского городского округа "Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.С. Пушкина" МБОУ КГО «СОШ №2 им.А.С.Пушкина» «Согласовано» на заседании МСШ протокол №1 от 26.08.2024 г. Руководитель МСШ «Принято» педагогическим советом протокол №1 от 27.08. 2024 г. Директор школы «Утверждено» приказ по школе №151 от 30.08.2024г. Директор школы Герасимчук Н.Н. Хинконен Л.И Герасимчук Н.Н. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Азбука добра» адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития(вариант 7.2) Срок реализации – 2 года г. Костомукша, 2024 Пояснительная записка Рабочая программа по внеурочной деятельности «Азбука добра» Авторская программа Козлова Э., Петровой В., Хомяковой И. Азбука нравственности./1 класс// Сборник программ «Воспитание школьников». 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение. Необходимость нравственного образования в школе начиная с начальных классов основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано прежде всего с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения наиболее интересны для детей данного возраста. Цель программы: формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, а также основ мировоззрения и самовоспитания. Задачи: Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в городе, в общественных местах, на природе. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника. Общая характеристика курса. Нравственное развитие личности учащегося как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы духовнонравственной культуры народов России»), так и во внеурочной деятельности в форме факультатива «Азбука добра». Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Он направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор. Для этого используются разнообразные методы работы с детьми: личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка; стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения; развивающие нравственное сознание; активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, её эмоциональную сферу. Содержание курса ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю прибегать к эмоционально-образной форме народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения. Место курса в учебном плане. Факультатив «Азбука добра» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитан на 33 ч в каждом классе: с 1 по 4, 1 ч занятий в неделю. Общее количество часов - 132 ч. Ценностные ориентиры содержания курса. Содержание программы факультатива раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т. е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятностей). Развитие нравственного сознания младшего школьника формируется от класса к классу в следующей логике. 1 класс, 1 дополнительный класс. Развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация — поведение — правило; от правила — к поведению. Оценка нравственных поступков. 2 класс. Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил. 3 класс. Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка — мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, знакомятся с нравственными качествами человека, формирующимися на основе нравственных норм. 4 класс. Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как стимул нравственного поведения и опора торможения нежелательных (безнравственных) действий. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива. В процессе освоения материалов факультатива ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника. Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда. Обсуждение сказок, их инсценировка, обсуждение произведений художественной литературы — всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия. Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»). Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах факультатива содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме — о добре, трудолюбии, об отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев. В целях формирования коммуникативных универсальных учебных действий (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например, «Почему?», «Как?», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушивать мнение одноклассников, т. е. работать коллективно или в группах, парах, а также предлагаются задания на выбор ответа, альтернативного решения и др. Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает школьникам учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет детям научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач. К 4 классу учащиеся полностью умеют ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике с помощью различных каталогов. Занятия «Этика: азбука добра» должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями. Важно отметить всех, кто выполнил домашнюю работу. На уроках нравственности важна активность школьника, его участие в обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Азбука добра» Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России. В ходе реализации программы «Азбука добра» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов. Воспитательные результаты распределяются по трём уровням. Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить. Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты: на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях; на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков; на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни. Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников. В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов. Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов. К четвертому классу у младшего школьника появляется реальная возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных результатов. Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д. В результате прохождения программного материала к концу 1 класса обучающиеся научатся: 1. Отличать понятия «этика» и «этикет». 2. Применять правила вежливости и красивых манер. 3. Выполнять заповеди и законы добра. Ученики в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться: 1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими. 2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах. 3. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими. 4. Быть доброжелательными. 5. Соблюдать заповеди. 6. Сострадать животным, не обижать их. 7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома. 8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради. 9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию. В результате прохождения программного материала к концу 2 класса обучающиеся научатся: 1. Выполнять требования этикета к устному и письменному приглашению и общению с гостями. 2. Выполнять правила этикета и заповеди о доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии, отражённом в сказках («Преданный друг» О. Уайльда, «Мешок яблок» В. Сутеева, «Девочка, наступившая на хлеб» Г. X. Андерсена). 4. Афоризмы. Ученики в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться: 1. Исполнять заповеди. 2. Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице. 4. Писать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях, дарить и принимать подарки. 5. Исполнять ментальную зарядку как один из способов самоконтроля в самовоспитании. В результате прохождения программного материала к концу 3 класса обучающиеся научатся: 1. Использовать ранее изученные заповеди и афоризмы. 2. Быть воспитанными людьми. 3. Соблюдать требования этикета к разговору, в том числе к разговору по телефону. 4. Пересказывать краткое содержание прочитанных на уроках притч и сказок в подтверждении своих нравственных убеждений. 5. Объяснять смысл пословиц о дружбе, верности данному слову, доброте, благодарности. 6. Использовать правила вежливого отказа, несогласия. Обращаться к разным людям. Ученики в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться: 1. Соблюдать правила вежливости и красивых манер. 2. На практике применять методы самовоспитания и самоконтроля. 3. Разговаривать по телефону, соблюдая правила этикета. 4. Уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним. 5. Проявлять тактичность и доброжелательность в общении. 6. Быть сострадательными к чужому горю. 7. Не обижать животных и птиц. 8. Различать добро и зло, давать правильную оценку поступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию. 9. Проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках. В результате прохождения программного материала к концу 4 класса обучающиесянаучатся: 1. Использовать правила этики и культуры речи. 2. Понимать требования к манерам, чем отличается корректное поведение от галантного. 3. Оценивать заветы предков. «Поучение» В.Мономаха. 4. Выразительно читать стихотворения о родине (на выбор). 5. Объяснять афоризмы. 6. Думать о пользе терпения, выдержки, умения предвидеть последствие своих поступков. Ученики в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться: Различать хорошие и плохие поступки. Воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках. Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим. Исполнять заповеди. Давать правильную оценку поступков литературных героев и сверстников, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию. У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно: Личностные универсальные учебные действия: У выпускника будут сформированы: ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; Выпускник получит возможность для формирования: морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. Регулятивные универсальные учебные действия: Выпускник научится: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках; Познавательные универсальные учебные действия: Выпускник научится: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; строить сообщения в устной и письменной форме; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; Коммуникативные универсальные учебные действия: Выпускник научится: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; Для оценки планируемых результатов освоения программы «Уроки нравственности» рекомендовано использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли». Для оценки результативности программы «Азбука добра» в приложении приведены диагностические материалы и проверочные задания для каждого раздела. Содержание программы Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе) Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество. Школьные перемены как время активного отдыха, игры. Поведение в столовой, правила поведения за столом. Универсальные учебные действия: воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации; оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене). Правила общения (взаимоотношения с другими людьми) Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям жизненных ситуаций (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими. Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины). Нравственное содержание ситуации (литературной, изненной), оценка ситуации. Универсальные учебные действия: использовать в речи слова вежливости; участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания; высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений); создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный); описывать сюжетную картинку (серию); оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты; самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. О трудолюбии Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника; виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащимися собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей. Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности). Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурства. Универсальные учебные действия: проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его; оценивать свои действия во время уроков, дежурств. Культура внешнего вида Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке. Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия. Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации. Универсальные учебные действия: воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях; оценивать внешний вид человека. Внешкольный этикет Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступить место маленьким и пожилым; за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться. Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым; доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «вы»; говорить «спасибо» и «пожалуйста» и т. д. Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т. д.): не мешать другим людям; соблюдать очередь; чётко и громко высказывать обращение, просьбу. Универсальные учебные действия: — использовать доброжелательный тон в общении; —оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах. Тематическое планирование внеурочной деятельности « Азбука добра». 1 и 1 дополнительный класс. 66 ч. +66ч. Задачи: 1. Познакомить детей с общечеловеческими нормами нравственности. 2. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, уважать себя и своего товарища. 3. Воспитывать у учащихся стремление быть культурным человеком в обществе, быть опрятным, организованным, вежливым. № занятия 1 2 3 4 5 Название раздела Школьный этикет. Правила общения. О трудолюбии. Культура внешнего вида. Внешкольный этикет. Количество часов 12 ч. + 12 ч. 12 ч. + 12 ч. 12 ч. + 12 ч. 12 ч. + 12 ч. 18 ч. + 18 ч. Школьный этикет Мы пришли на урок. Зачем нужны перемены? Мы в школьной столовой. Правила общения Зачем нужны вежливые слова (доброжелательность)? Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам. Мой учитель. Думай о других: сочувствие, как его выразить? Моя семья. О трудолюбии Что помогает учиться лучше (старательность)? Как мы трудимся: в школе и дома. Бережливость: каждой вещи своё место (береги свои школьные вещи). Культура внешнего вида Основные правила Мойдодыра. Каждой вещи своё место. Внешкольный этикет Правила поведения на улице, в транспорте. «Спасибо» и «пожалуйста». Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «Азбука добра». 1 класс - 33 ч. № заняти я Название раздела. Тема занятия. Кол-во часов (теория + практика) Школьный этикет. 6 ч. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 Мы пришли на урок. Правила поведения на уроке и на перемене. Зачем нужны перемены? Правила поведения в гардеробе. Зачем нужны перемены? Правила поведения в библиотеке. Правила поведения в общественных местах. Мы в школьной столовой. Правила поведения в столовой. Правила поведения на школьном дворе. Правила общения. 7 ч. Зачем нужны вежливые слова (доброжелательность)? Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам. Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам. Мой учитель. Думай о других: сочувствие, как его выразить? Думай о других: сочувствие, как его выразить? Моя семья. О трудолюбии. 6 ч. Что помогает учиться лучше (старательность)? Что помогает учиться лучше (старательность)? Как мы трудимся: в школе и дома. Как мы трудимся: в школе и дома. Бережливость: каждой вещи своё место (береги свои школьные вещи). Бережливость: каждой вещи своё место (береги свои школьные вещи). Культура внешнего вида. 6 ч. Основные правила Мойдодыра. Основные правила Мойдодыра. Основные правила Мойдодыра. Каждой вещи своё место. Каждой вещи своё место. Каждой вещи своё место. Умейте ценить своё и чужое время. Внешкольный этикет. 8 ч. Правила поведения на улице, в транспорте. Правила поведения на улице, в транспорте. Правила поведения на улице, в транспорте. Экскурсия «Спасибо» и «пожалуйста». «Спасибо» и «пожалуйста». «Спасибо» и «пожалуйста». Обобщающий урок. Чему нас научили уроки нравственности? 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 № занят ия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «Азбука добра». 1 (дополнительный) класс - 33 ч. Кол-во Название раздела. часов Тема занятия. (теория + практика) Школьный этикет. 6 ч. Мы пришли на урок. Правила поведения на уроке и на перемене. Зачем нужны перемены? Правила поведения в гардеробе. Зачем нужны перемены? Правила поведения в библиотеке. Правила поведения в общественных местах. Мы в школьной столовой. Правила поведения в столовой. Правила поведения на школьном дворе. Правила общения. 7 ч. Зачем нужны вежливые слова (доброжелательность)? Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам. Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам. Мой учитель. Думай о других: сочувствие, как его выразить? Думай о других: сочувствие, как его выразить? Моя семья. О трудолюбии. 6 ч. Что помогает учиться лучше (старательность)? Что помогает учиться лучше (старательность)? Как мы трудимся: в школе и дома. Как мы трудимся: в школе и дома. Бережливость: каждой вещи своё место (береги свои школьные вещи). Бережливость: каждой вещи своё место (береги свои школьные вещи). Культура внешнего вида. 6 ч. Основные правила Мойдодыра. Основные правила Мойдодыра. Основные правила Мойдодыра. Каждой вещи своё место. Каждой вещи своё место. Каждой вещи своё место. Умейте ценить своё и чужое время. Внешкольный этикет. 8 ч. Правила поведения на улице, в транспорте. Правила поведения на улице, в транспорте. Правила поведения на улице, в транспорте. Экскурсия «Спасибо» и «пожалуйста». «Спасибо» и «пожалуйста». «Спасибо» и «пожалуйста». Обобщающий урок. Чему нас научили уроки нравственности? 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Список литературы 1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с. 2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с. 3. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9. 4. Адаптированная образовательная программа начального общего образования 5. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся. ( начальное общее образование) [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 50 с. 6. Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания / В.Н.Суслов. - М.: Просвещение, 2010. 68 с. 7. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с. 8. Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36 9. Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. – 140с.