Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Азбука добра» АООП НОО обучающихся с ЗПР (вариант 7.2)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Костомукшского
городского округа
"Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.С. Пушкина"
МБОУ КГО «СОШ №2 им.А.С.Пушкина»

«Согласовано»
на заседании МСШ
протокол №1
от 26.08.2024 г.
Руководитель МСШ

«Принято»
педагогическим
советом
протокол №1
от 27.08. 2024 г.
Директор школы

«Утверждено»
приказ по школе №151
от 30.08.2024г.
Директор школы
Герасимчук Н.Н.

Хинконен Л.И
Герасимчук Н.Н.

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности «Азбука добра»
адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего
образования обучающихся с задержкой психического развития(вариант 7.2)
Срок реализации – 2 года

г. Костомукша, 2024

Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Азбука добра»
 Авторская программа Козлова Э., Петровой В., Хомяковой И. Азбука нравственности./1
класс//
 Сборник программ «Воспитание школьников». 1-4 классы.
 Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение.
Необходимость нравственного образования в школе начиная с начальных классов основывается
на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме
нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки.
Нравственное взросление младших школьников связано прежде всего с тем, что идеи добра и
справедливости, проблемы общения наиболее интересны для детей данного возраста.
Цель программы: формирование у детей нравственных ориентиров при построении
деятельности, общения и взаимоотношений, а также основ мировоззрения и самовоспитания.
Задачи:
Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного
поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами,
носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в
городе, в общественных местах, на природе.
Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного
возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и
внимательно слушать мнение собеседника.
Общая характеристика курса.
Нравственное развитие личности учащегося как приоритетная цель начальной школы
предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе
изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы духовнонравственной культуры народов России»), так и во внеурочной деятельности в форме факультатива
«Азбука добра».
Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его
реализации в учебно-воспитательном процессе. Он направлено прежде всего на развитие
нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной
отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.
Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:
личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;
стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует
раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию
общественного мнения;
развивающие нравственное сознание; активизирующие, пробуждающие творческие способности
личности, её эмоциональную сферу.
Содержание курса ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность,
работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до
сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах,
сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни
скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю
прибегать к эмоционально-образной форме народных произведений и художественной детской
литературы в целях развития личностно значимого поведения.
Место курса в учебном плане.
Факультатив «Азбука добра» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности,
рассчитан на 33 ч в каждом классе: с 1 по 4, 1 ч занятий в неделю. Общее количество часов - 132 ч.
Ценностные ориентиры содержания курса.
Содержание программы факультатива раскрывает правила нравственного поведения и тот
внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе
понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т. е. желание, стремление делать
людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятностей).

Развитие нравственного сознания младшего школьника формируется от класса к классу в
следующей логике.
1 класс, 1 дополнительный класс. Развитие способности увидеть нравственную ситуацию.
Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация — поведение — правило; от
правила — к поведению. Оценка нравственных поступков.
2 класс. Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление к выполнению
норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у
детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на
основе правил.
3 класс. Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка — мотивом. Третьеклассники
подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, знакомятся с нравственными
качествами человека, формирующимися на основе нравственных норм.
4 класс. Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности,
нравственного выбора. Норма как стимул нравственного поведения и опора торможения
нежелательных (безнравственных) действий.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива.
В процессе освоения материалов факультатива ученик получает знания о характере
взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного
и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия,
толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.
Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники
начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми,
необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.
Обсуждение сказок, их инсценировка, обсуждение произведений художественной литературы — всё
это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и
зла, значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их
эмоционального восприятия.
Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать
задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные
представления, знакомить с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?»,
«Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её
изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).
Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение,
классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных
связей) в материалах факультатива содержатся упражнения, способствующие активизации
интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков
нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал
по разным основаниям (определить группы пословиц по теме — о добре, трудолюбии, об отношении
к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.
В целях формирования коммуникативных универсальных учебных действий (ведение
диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие
других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с
учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа,
например, «Почему?», «Как?», которые помогают детям высказывать свою точку зрения,
выслушивать мнение одноклассников, т. е. работать коллективно или в группах, парах, а также
предлагаются задания на выбор ответа, альтернативного решения и др. Использование
художественной литературы и работа в библиотеке помогает школьникам учиться использовать
различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики
позволяет детям научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения
информационных и коммуникативных задач. К 4 классу учащиеся полностью умеют
ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике

с помощью различных каталогов. Занятия «Этика: азбука добра» должны быть эмоциональными,
строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо
использовать яркую наглядность и электронные ресурсы.
В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям завершить рисунок, прочитать
книжку или рассказ вместе с родителями. Важно отметить всех, кто выполнил домашнюю работу. На
уроках нравственности важна активность школьника, его участие в обсуждениях жизненных
ситуаций. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том,
чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и
своих поступках, их нравственной сущности.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
«Азбука добра»
Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление
духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими
соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта
эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте
становления идентичности гражданина России.
В ходе реализации программы «Азбука добра» будет обеспечено достижение обучающимися
воспитательных результатов и эффектов.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных
нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного
понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня
результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как
значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного
отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в
целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой,
дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение
приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного
общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей
поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится
гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня
результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных
социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают
воспитательные эффекты:
на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения
являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и
ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно
ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта
нравственного поведения и жизни.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть
последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания
социализации младших школьников.
В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять
новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать
используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов.
Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива,
резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что
создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов.

К четвертому классу у младшего школьника появляется реальная возможность выхода в
пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных
результатов.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление
значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование
основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие
нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья,
позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.
В результате прохождения программного материала к концу 1 класса обучающиеся научатся:
1. Отличать понятия «этика» и «этикет».
2. Применять правила вежливости и красивых манер.
3. Выполнять заповеди и законы добра.
Ученики в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться:
1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.
2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.
3. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими.
4. Быть доброжелательными.
5. Соблюдать заповеди.
6. Сострадать животным, не обижать их.
7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.
8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и
тетради.
9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по
расписанию.
В результате прохождения программного материала к концу 2 класса обучающиеся научатся:
1. Выполнять требования этикета к устному и письменному приглашению и общению с гостями.
2. Выполнять правила этикета и заповеди о доброте и жестокости, уважительном отношении к
старшим и высокомерии, отражённом в сказках («Преданный друг» О. Уайльда, «Мешок яблок» В.
Сутеева, «Девочка, наступившая на хлеб» Г. X. Андерсена).
4. Афоризмы.
Ученики в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться:
1. Исполнять заповеди.
2. Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице.
4. Писать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях, дарить и
принимать подарки.
5. Исполнять ментальную зарядку как один из способов самоконтроля в самовоспитании.
В результате прохождения программного материала к концу 3 класса обучающиеся научатся:
1. Использовать ранее изученные заповеди и афоризмы.
2. Быть воспитанными людьми.
3. Соблюдать требования этикета к разговору, в том числе к разговору по телефону.
4. Пересказывать краткое содержание прочитанных на уроках притч и сказок в подтверждении своих
нравственных убеждений.
5. Объяснять смысл пословиц о дружбе, верности данному слову, доброте, благодарности.
6. Использовать правила вежливого отказа, несогласия. Обращаться к разным людям.
Ученики в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться:
1. Соблюдать правила вежливости и красивых манер.
2. На практике применять методы самовоспитания и самоконтроля.
3. Разговаривать по телефону, соблюдая правила этикета.
4. Уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним.
5. Проявлять тактичность и доброжелательность в общении.
6. Быть сострадательными к чужому горю.
7. Не обижать животных и птиц.
8. Различать добро и зло, давать правильную оценку поступков литературных героев, уметь
мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.
9. Проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках.

В результате прохождения программного материала к концу 4 класса обучающиесянаучатся:
1. Использовать правила этики и культуры речи.
2. Понимать требования к манерам, чем отличается корректное поведение от галантного.
3. Оценивать заветы предков. «Поучение» В.Мономаха.
4. Выразительно читать стихотворения о родине (на выбор).
5. Объяснять афоризмы.
6. Думать о пользе терпения, выдержки, умения предвидеть последствие своих поступков.
Ученики в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться:
Различать хорошие и плохие поступки.
Воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках.
Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.
Исполнять заповеди.
Давать правильную оценку поступков литературных героев и сверстников, уметь мысленно ставить
себя в аналогичную ситуацию.
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
Личностные универсальные учебные действия:
У выпускника будут сформированы:
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков
окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
Выпускник получит возможность для формирования:
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на
основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое
следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в
поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве
с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том
числе во внутреннем плане;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта
характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более
совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов
решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
Познавательные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием
учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом
информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:

адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой
коммуникации;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и
взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации
столкновения интересов;
Для оценки планируемых результатов освоения программы «Уроки нравственности»
рекомендовано использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии «Как
проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли».
Для оценки результативности программы «Азбука добра» в приложении приведены
диагностические материалы и проверочные задания для каждого раздела.

Содержание программы
Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе)
Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий,
правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.
Школьные
перемены
как
время
активного
отдыха,
игры.
Поведение в столовой, правила поведения за столом.
Универсальные учебные действия:
воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;
оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
Правила общения (взаимоотношения с другими людьми)
Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с
образом этих поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов; посредством
анализа близких детям жизненных ситуаций (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в
речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых отношений с
окружающими.
Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье,
проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации).
Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без
конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей
вины).
Нравственное содержание ситуации (литературной, изненной), оценка ситуации.
Универсальные учебные действия:
использовать в речи слова вежливости;
участвовать
в
диалоге:
высказывать
свои
суждения
по
теме,
анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;
высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев
произведений);
создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);
описывать сюжетную картинку (серию);
оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;
самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.

О трудолюбии
Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника; виды труда
детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде.
Трудолюбие как главная ценность человека.
Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащимися собственного отношения к труду.
Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.
Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности,
недисциплинированности).
Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурства.
Универсальные учебные действия:
проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его;
оценивать свои действия во время уроков, дежурств.
Культура внешнего вида
Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.
Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего
самочувствия. Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность,
удобство, соответствие ситуации.
Универсальные учебные действия:
воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных
ситуациях;
оценивать внешний вид человека.
Внешкольный этикет
Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого
поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступить
место маленьким и пожилым; за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.
Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым; доброжелательно
отвечать на вопросы; взрослых называть на «вы»; говорить «спасибо» и «пожалуйста» и т. д.
Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т. д.): не мешать
другим людям; соблюдать очередь; чётко и громко высказывать обращение, просьбу.
Универсальные учебные действия:
— использовать доброжелательный тон в общении;
—оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.
Тематическое планирование внеурочной деятельности
« Азбука добра».
1 и 1 дополнительный класс. 66 ч. +66ч.
Задачи:
1. Познакомить детей с общечеловеческими нормами нравственности.
2. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, уважать себя и своего товарища.
3. Воспитывать у учащихся стремление быть культурным человеком в обществе, быть опрятным,
организованным, вежливым.
№ занятия
1
2
3
4
5

Название раздела
Школьный этикет.
Правила общения.
О трудолюбии.
Культура внешнего вида.
Внешкольный этикет.

Количество часов
12 ч. + 12 ч.
12 ч. + 12 ч.
12 ч. + 12 ч.
12 ч. + 12 ч.
18 ч. + 18 ч.

Школьный этикет
Мы пришли на урок. Зачем нужны перемены?
Мы в школьной столовой.
Правила общения
Зачем нужны вежливые слова (доброжелательность)?
Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам.
Мой учитель. Думай о других: сочувствие, как его выразить?
Моя семья.
О трудолюбии
Что помогает учиться лучше (старательность)? Как мы трудимся: в школе и дома.
Бережливость: каждой вещи своё место (береги свои школьные вещи).
Культура внешнего вида
Основные правила Мойдодыра. Каждой вещи своё место.
Внешкольный этикет
Правила поведения на улице, в транспорте. «Спасибо» и «пожалуйста».

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности
«Азбука добра». 1 класс - 33 ч.
№ заняти
я

Название раздела.
Тема занятия.

Кол-во
часов
(теория +
практика)

Школьный этикет. 6 ч.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

Мы пришли на урок. Правила поведения на уроке и на перемене.
Зачем нужны перемены? Правила поведения в гардеробе.
Зачем нужны перемены? Правила поведения в библиотеке.
Правила поведения в общественных местах.
Мы в школьной столовой. Правила поведения в столовой.
Правила поведения на школьном дворе.
Правила общения. 7 ч.
Зачем нужны вежливые слова (доброжелательность)?
Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам.
Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам.
Мой учитель.
Думай о других: сочувствие, как его выразить?
Думай о других: сочувствие, как его выразить?
Моя семья.
О трудолюбии. 6 ч.
Что помогает учиться лучше (старательность)?
Что помогает учиться лучше (старательность)?
Как мы трудимся: в школе и дома.
Как мы трудимся: в школе и дома.
Бережливость: каждой вещи своё место (береги свои школьные вещи).
Бережливость: каждой вещи своё место (береги свои школьные вещи).
Культура внешнего вида. 6 ч.
Основные правила Мойдодыра.
Основные правила Мойдодыра.
Основные правила Мойдодыра.
Каждой вещи своё место.
Каждой вещи своё место.
Каждой вещи своё место. Умейте ценить своё и чужое время.
Внешкольный этикет. 8 ч.
Правила поведения на улице, в транспорте.
Правила поведения на улице, в транспорте.
Правила поведения на улице, в транспорте.
Экскурсия
«Спасибо» и «пожалуйста».
«Спасибо» и «пожалуйста».
«Спасибо» и «пожалуйста».
Обобщающий урок. Чему нас научили уроки нравственности?

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

№ занят
ия

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19

20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности
«Азбука добра». 1 (дополнительный) класс - 33 ч.
Кол-во
Название раздела.
часов
Тема занятия.
(теория +
практика)
Школьный этикет. 6 ч.

Мы пришли на урок. Правила поведения на уроке и на перемене.
Зачем нужны перемены? Правила поведения в гардеробе.
Зачем нужны перемены? Правила поведения в библиотеке.
Правила поведения в общественных местах.
Мы в школьной столовой. Правила поведения в столовой.
Правила поведения на школьном дворе.
Правила общения. 7 ч.
Зачем нужны вежливые слова (доброжелательность)?
Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам.
Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам.
Мой учитель.
Думай о других: сочувствие, как его выразить?
Думай о других: сочувствие, как его выразить?
Моя семья.
О трудолюбии. 6 ч.
Что помогает учиться лучше (старательность)?
Что помогает учиться лучше (старательность)?
Как мы трудимся: в школе и дома.
Как мы трудимся: в школе и дома.
Бережливость: каждой вещи своё место (береги свои школьные
вещи).
Бережливость: каждой вещи своё место (береги свои школьные
вещи).
Культура внешнего вида. 6 ч.
Основные правила Мойдодыра.
Основные правила Мойдодыра.
Основные правила Мойдодыра.
Каждой вещи своё место.
Каждой вещи своё место.
Каждой вещи своё место. Умейте ценить своё и чужое время.
Внешкольный этикет. 8 ч.
Правила поведения на улице, в транспорте.
Правила поведения на улице, в транспорте.
Правила поведения на улице, в транспорте.
Экскурсия
«Спасибо» и «пожалуйста».
«Спасибо» и «пожалуйста».
«Спасибо» и «пожалуйста».
Обобщающий урок. Чему нас научили уроки нравственности?

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Список литературы
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от
действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А.
Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
3. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э.Козлов, В.
Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.
4. Адаптированная образовательная программа начального общего образования
5. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся.
( начальное общее образование) [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 50 с.
6. Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и
практические задания / В.Н.Суслов. - М.: Просвещение, 2010. 68 с.
7. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной
работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008.
108 с.
8. Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего
школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО,
2010. - 14- 36
9. Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ
Теории и методов воспитания, 1994. – 140с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».