Рабочая общеразвивающая программа внеурочной деятельности «История Вооружённых Сил России и кадетского движения» гражданско-патриотической направленности для учащихся 5-9 классов

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Костомукшского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.С. Пушкина»
(МБОУ КГО «СОШ №2 им. А.С. Пушкина»)

«Согласовано»
на заседании МСШ
протокол №1
от 26.08.2024 г.
Руководитель МСШ

«Принято»
педагогическим
советом
протокол №1
от 27.08. 2024 г.
Директор школы

«Утверждено»
приказ по школе №154
от 30.08.2024г.
Директор школы
Герасимчук Н.Н.

Хинконен Л.И
Герасимчук Н.Н.
Рабочая общеразвивающая программа
внеурочной деятельности
«История Вооружённых Сил России и кадетского движения»
гражданско-патриотической направленности
для учащихся 5-9 классов
Срок реализации – 5 лет

Составитель программы:
Демидова Т.А.,
преподаватель-организатор по ОБЖ,
куратор кадетского движения

г. Костомукша
2024 г.

Пояснительная записка
«Историческое значение каждого
человека измеряется его заслугами Родине, а
человеческое достоинство — силою его
патриотизма».
Н.Г. Чернышевский
Реальное патриотическое сознание подрастающего поколения России формируется
сегодня в сложных, противоречивых условиях, связанных с глубокими социальными
потрясениями, радикальными изменениями в культуре общества.
Анализ поведения молодежи показывает, что девальвация патриотических
ценностей ведет к нарастанию экстремизма, антиобщественных проявлений, которые
представляют угрозу не только для самой молодежи, но и для всего общества в целом.
Поэтому чрезвычайно актуальной в современных условиях является потребность
активации патриотического воспитания подрастающего поколения. Патриотическое
воспитание должно стать приоритетным направлением развития образования, так как
сегодня оно становится условием национальной безопасности России.
В настоящее время очень мало внимания уделяется воспитанию молодежи именно
как патриотов своего Отечества, основной упор в процессе обучения делается на
профессиональную реализацию и адаптацию к жизни в современном обществе.
Хотя становление гражданского общества и правового государства в нашей стране
во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания.
Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с
государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как
самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла
ответственность за свою судьбу, других людей. В этих условиях патриотизм становится
важнейшей ценностью, интегрирующей не только в социальную, но и духовнонравственную, идеологическую, культурно-историческую, военно-патриотическую сферы
общества.
В условиях становления гражданского общества и правового государства
необходимо осуществлять воспитание принципиально новой, демократической личности,
способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами
общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать
свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности,
сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру,
ощутимый вклад должна внести современная школа.
Воспитание гражданина является общей целью образовательной системы России.
Эта цель нашла отражение и в Законе РФ «Об образовании» и в государственной
программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015годы».
Программа курса «История Вооруженных Сил России и кадетского движения»
разработана в соответствии с конституцией РФ, Федеральными законами «Об
образовании», « О статусе военнослужащих», « Об обороне», «О воинской обязанности и
военной службе», Общевоинскими уставами ВС РФ, типовым положением о кадетской
школе (кадетской школе- интернат ), Федеральная целевая программа «Формирование
установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе
(2001-2005 годы)», Концепция патриотического воспитания граждан Российской
Федерации.

При разработке программы использованы рекомендации Министерств Образования
и Обороны РФ, а также Программы военной подготовки, суворовских военных училищ,
Российских кадетских корпусов.
Кадетское образование проводится с целью создания системы обучения и
воспитания молодежи через учебу и работу на принципах и традициях Кадетских
Корпусов России, создание оптимальных условий для раскрытия и развития
индивидуальных особенностей каждого обучающегося, формирования основ для
подготовки кадет к служению Отечеству на гражданском и военном поприще, выработке у
них высокого сознания, любви к Родине, к воинской службе, либо гражданской
специальности, дисциплинированности и организованности, привитию чувства гордости,
стремления
добросовестно
выполнять
служебные
обязанности,
постоянно
совершенствовать умения и навыки, как в военном, так и в гражданском компоненте.
Основная цель курса – создания системы обучения и воспитания детей через учебу
и работу на принципах и традициях Кадетских Корпусов России, изучение истории
основных этапов становления и развития вооруженных Сил России.
Задачи курса:
- дать знания об основных этапах становления и развития Вооруженных Сил
России;
- научить понимать и разбираться в предназначение, составе и структуре
Вооруженных Сил РФ;
- дать понятия основ военного строительства вооруженных Сил и военной
реформы РФ;
- познакомить с вооружением и боевой техникой Вооруженных Сил РФ;
- познакомиться с историей развития кадетских образовательных
учреждений;
- познакомиться с биографией и заслугами государственных и военных
деятелей – выпускников кадетских корпусов, суворовских и нахимовских училищ, а также
деятелей, внесших значительный вклад в создание и становление кадетских
образовательных учреждений на современном этапе;
- закрепления полученного материала на практических занятиях.
В результате изучения курса выпускники кадетских классов должны:
Знать и понимать:
- основные этапы становления и развития Вооруженных Сил России;
- основные этапы развития кадетских образовательных учреждений;
- предназначение, состав и структуру Вооруженных Сил РФ.
Ознакомиться:
- с основами военного строительства Вооруженных Сил и военной реформой РФ;
- с вооружением и боевой техникой Вооруженных Сил РФ;
- С биографией и заслугами государственных и военных деятелей – выпускников
кадетских корпусов, суворовских и нахимовских училищ, а также деятелей, внесших
значительный вклад в создание и становление кадетских образовательных учреждений на
современном этапе.
Деятельность в рамках курса сформирует
учащихся следующие УУД:
 Регулятивные УУД
Целеполагание
Постановка учебной задачи на основе соотнесения
того, что уже известно и усвоено обучающимся, и
того, что еще не известно
Планирование
Определение последовательности промежуточных
целей с учетом конечного результата. Составление
плана и последовательности действий

Прогнозирование
Коррекция

Оценка

Волевая саморегуляция

 Познавательные УУД
Общеучебные универсальные
действия

Логические универсальные
действия

Предвосхищение результата и уровня актуальности
разрабатываемого материала
Внесение необходимых дополнений и корректив в
план и способ действия в случае расхождения
предполагаемого и реального действия и его
продукта
Выделение и осознание обучающимся того, что уже
усвоено, и что еще подлежит усвоению, осознание
качества и уровня усвоения
Способность к мобилизации сил и энергии.
Способность к волевому усилию - к выбору в
ситуации мотивационного конфликта и к
преодолению препятствий
самостоятельное выделение и формулирование
познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации;
применение методов информационного поиска, в
том числе с помощью компьютерных средств;
структурирование знаний;
осознанное и произвольное построение речевого
высказывания в устной и письменной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения
задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и
оценка процесса и результатов деятельности;
смысловое чтение;

анализ;

синтез;

сравнение, классификация объектов по
выделенным признакам;

подведение под понятие, выведение
следствий;

установление причинно-следственных
связей;

построение логической цепи рассуждений;

доказательство;

выдвижение гипотез и их обоснование.


 Коммуникативные УУД
Планирование учебного
Определение цели, функций участников, способов
сотрудничества с
взаимодействия
учителем и сверстниками
Постановка вопросов
Инициативное сотрудничество в поиске и сборе
информации
Разрешение конфликтов
Выявление, идентификация проблемы, поиск и
оценка альтернативных способов разрешения
конфликта, принятие решения и его реализация
Управление поведением
Контроль, коррекция, оценка действий партнера

партнера
Умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли в
соответствии с задачами и
условиями коммуникации

Владение монологической и диалогической формами
речи в соответствии с грамматическими и
синтаксическими нормами родного языка

Методические рекомендации
Теоретические занятия проводятся в классе с использованием плакатов, схем,
видеофильмов и учебных кинофильмов. Практиковать проведение теоретических занятий
в музеях, военных частях, проведение экскурсий и походов по местам боевой славы, а
также привлечение к проведению занятий работников музеев, ветеранов Вооруженных
Сил РФ.
Показные занятия по ознакомлению с вооружением и боевой техникой проводить
на полигонах и в учебных центрах воинской части.
Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы основывается на совершенствовании методов
работы школы и всех заинтересованных сторон в целях обеспечения влияния на процесс
воспитания, консолидации и координации деятельности.
Основополагающие принципы реализации Программы
К числу определяющих принципов, которые являются важным условием
реализации целей и задач гражданско-патриотического воспитания относятся:
 принцип научности, гуманизма, демократизма;
 принцип участия;
 принцип гарантии;
 принцип комплексного сквозного подхода;
 принцип блочного подхода;
 принцип приоритетности исторического, культурного наследия России, ее
духовных ценностей и традиций;
 принцип системности, преемственности и непрерывности в развитии учащихся;
 принцип многообразия форм, методов и средств, используемых в целях
обеспечения эффективности воспитания.
Условия успешной реализации Программы.
Для успешной реализации программы по гражданско-патриотическому
воспитанию учащихся следующие условия:
 функционирует воспитательная система, основанная на взаимоуважении, взаимной
ответственности всех участников образовательно-воспитательного процесса и
конструктивном взаимодействии и сотрудничестве педагогического, ученического
и родительского сообщества;
 функционирует система дополнительного образования;
 разработана система традиционных общешкольных мероприятий и творческих
проектов;
 развивается школьное ученическое самоуправление;
 используются новые подходы к организации воспитательного процесса и
внедряются современные технологии в процесс патриотического воспитания;
 используются современные средства оценивания результатов воспитания.

Направления деятельности, способствующие
реализации Программы
Ведущими направлениями деятельности, способствующими реализации данной
Программы, являются:
Духовно-нравственное. Осознание учащимися в процессе гражданско-патриотического
воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и
явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих
принципов, позиций в практической деятельности.
Историко-краеведческое. Система мероприятий, направленных на познание историкокультурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с
ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и
исторической ответственности за происходящее в обществе, формирование знаний о
родном городе, области.
Гражданско-правовое. Воздействует через систему мероприятий на формирование
правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых
событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной
готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга;
воспитывает уважение к государственной символике.
Социально-патриотическое. Направлено на активизацию духовно- нравственной и
культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной
позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях
пожилого возраста.
Военно-патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого
патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной
защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.
Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств,
воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе
занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и
готовности к защите Родины.
Культурно-патриотическое. Направлено на развитие творческих способностей учащихся
через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству, миру
народных праздников, знакомство с обычаями и традициями русского народа.
Место Программы в базисном учебном плане:
В 2024 -2025 учебном году проводятся занятия с 5 класса по 9 класс, занятия
рассчитаны на 0,5 часа в неделю в каждый год обучения. В каждом классе -17 часов в
год.
Распределение учебного времени курса
«История Вооруженных Сил России и кадетского движения»
по классам и времени.
Номера
тем

Наименование тем

Количество В школе Практические Профильные
учебных
занятия
лагеря
часов
5 класс
Раздел 1. Основные этапы становления и развития вооруженных Сил России
Тема 1 Русское войско в IX2
2
--XVвв.
Тема 2 Россия на пути к
2
2
--военному могущества
(XVII-XVIII вв.)

Тема 3

Великое начало, триумф
русского оружия (конец
XVII- XVIII вв.)
Тема 4 Вооруженные Силы
России в XIX в.
Тема 5 Вооруженные Силы в
последних войнах
Российской империи
Тема 6 Военная политика и
военное строительство в
РСФСР, СССР и РФ в
XX в.
Тема 7 Основные этапы
становления и развития
Вооруженных сил России
(итоговое занятие)
Тема
Дни воинской славы
16
(встречи с ветеранами
ВОВ, походы по местам
боевой славы)
Итого в 5 классе
Раздел 2. История кадетских корпусов
Тема 8 Основные предпосылки
создания кадетских
корпусов в России
Тема 9 Кадетские корпуса в
России в XVIII – XIX вв.
Тема
Российские кадетские
10
корпуса за рубежом
Тема
Суворовские и
11
Нахимовские военные
училища в СССР и РФ
Тема
Восстановление в России
12
кадетских корпусов в
конце XXв.
Тема
Кодекс кадетской чести
13
Тема
История развития
14
кадетских корпусов
(итоговое занятие)
Тема
Дни воинской славы
16
(экскурсии и походы по
местам боевой славы)
Итого в 6 классе

2

2

--

--

2

2

--

--

2

2

--

--

4

4

--

--

3

3

--

--

18

--

18

--

35
6 класс

17

18

--

2

2

--

--

4

4

--

--

2

2

--

--

2

2

--

--

2

2

--

--

3

3

--

--

2

2

--

--

18

--

18

--

18

--

5

--

--

--

35
17
7 класс
Раздел 3. Вооруженные силы России на современном этапе
Тема
Вооружение и боевая
5
1
15
техника воинской части
( показное занятие)
Тема
Восстановление в России
12
12
12
кадетских корпусов в

конце XX в.
Дни воинской славы
( экскурсии и походы по
местам боевой славы)
Итого в 7 классе
Тема
16

18

3

35
17
8 класс
Раздел 3. Вооруженные Силы России в современном этапе
Тема
Вооружение и боевая
7
7
15
техника ВС РФ
Тема
Дни воинской славы
28
10
16
(походы по местам
боевой славы)
Итого в 8 классе
35
17
9 класс
Раздел 3. Вооруженные Силы России в современном этапе
Тема
Основы военного
10
5
17
строительства ВС РФ
Тема
Военная реформа в
9
5
18
Российской Федерации
Тема
Дни воинской славы
16
7
16
(походы по местам
боевой славы)
Итого в 9 классе
35
17

--

18

5

18

--

--

--

28

--

28

--

--

--

--

--

16

--

16

Краткое содержание занятий по темам
5 класс
Раздел 1. Основные этапы становления и развития Вооруженных Сил России
Тема 1, уроки 1,2. Русское войско в 1Х-ХУвв
Походы древнерусских князей (1Х-ХП вв.). Русское войско 1Х-Х вв. Военный флот
Древней Руси. Войско Киевской Руси Х1-XII вв. Войско русских княжеств в период
раздробленности Руси. Русское войско в борьбе с иноземными захватчиками в ХШ-ХУвв.
Метод: Рассказ
Учебная литература: На службе Отечеству, М., МО РФ, 1998 г.
Тема 2,3, уроки 1,4. Россия на пути к военному могуществу (ХУ-ХУН вв.)
Вооруженные Силы Русского централизованного государства на рубеже ХУ-ХУ1 в.
Военная реформа Ивана IV. Вооруженные Силы Русского государства в «Смутное время»,
преобразования в России XVII в.
Метод: Рассказ
Учебная литература: На службе Отечеству, М., МО РФ, 1998 г.
Тема 4, уроки 1,2. Вооруженные Силы России в XIX в.
Отечественная война 1812 г., Вооруженные Силы России. Ведение боевых действий
в войне. Крымская война 1853-1856 гг., Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Военные
реформы 60-70 гг. XIX в.
Метод: Рассказ
Учебная литература: Военная история России, М., РАЕН, 2001 г.
Тема 5, уроки 1,2. Вооруженные силы в последних войнах Российской империи.
Русско-японская война 1904-1905 гг.. Военные реформы. Россия в Первой Мировой
войне 1914-1917 гг.
Метод: Рассказ

Учебная литература: Военная история России, М., РАЕН, 2001 г.
Тема 6, уроки 1-6. Военная политика и военное строительство в РСФСР, СССР и
Российской Федерации в XX в.
Военное строительство и боевые действия в ходе Гражданской войны и военной
интервенции 1917-1927 гг. Вооруженные силы СССР до начала Великой Отечественной
войны 1941-1945 гг.
Великая Отечественная война 1941-1945 гг., хронология основных событий и уроки. Холодная война. Вооруженные Силы СССР в период холодной войны. Реформы периода
могущества СССР и в годы кризисного состояния Советского Союза.
Вооруженные Силы РФ, военная реформа в Российской Федерации.
Метод: Рассказ
Учебная литература: Военная история России, М., РАЕН, 2001 г.
Тема 7, уроки 1,2. Основные этапы становления и развития Вооруженных Сил России
(итоговое занятие)
Метод: Беседа
Учебная литература:
1. На службе Отечеству, М., МО РФ, 199$ г.
2. Военная история России, М., РАЕН, 2001 г.
Тема 16, уроки 1 - 18. Дни воинской славы (экскурсии и походы по местам боевой
славы)
6 класс
Раздел 2. История кадетских корпусов
Тема 8, уроки 1,2. Основные предпосылки создания Кадетских корпусов в России.
Кадетский корпус - новый тип учебного заведения. Отличия Российских кадетских
корпусов. Военные реформы Петра I. Российская военная школа - явление мировой
педагогики. Навигационные, артиллерийские, инженерные и другие школы Петра I.
Метод: Беседа
Учебная литература: Орлята России, М., Ренессанс, 1998
В.А.Гурковский «Кадетские корпуса Российской Империи», 2 тома. «Белый берег»,2005г.
Тема 9, уроки 1-4. Кадетские корпуса в России в ХУШ - XIX веках.
Указ Анны Иоановны 1731 года. Кадетские корпуса в XVIII веке. Шкловское
благородное училище и Первый Московский Екатерины Великой кадетский корпус.
Реформы М.М. Кутузова, НиколаяII, АлександраII, АлександраIII. Великий князь
Константин Константинович.
Метод: Беседа
Учебная литера тура: Орлята России, М., Ренессанс, 1998 г.
В.А.Гурковский «Кадетские корпуса Российской Империи», 2 тома. «Белый берег»,2005г.
Тема 10, уроки 1,2. Российские кадетские корпуса за рубежом.
Революция 1917 года и гражданская война в России. Уход кадетских корпусов из
России. Российские кадетские корпуса в Югославии. Судьба кадет после Второй мировой
войны. Российские кадетские объединения за рубежом.
Метод: Беседа
Учебная литература: Орлята России, М., Ренессанс, 1998 г.
В.А.Гурковский «Кадетские корпуса Российской Империи», 2 тома. «Белый берег»,2005г
Тема 11, уроки 1,2. Суворовские и Нахимовские военные училища в СССР и РФ.
Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Постановление ЦК ВКП (б) и СНК
СССР от 21.08.1943 г. № 901. Развитие СВУ и НВМУ в 40-х - 50-х годах. Военные реформы
60-х гг. и судьба Суворовских и Нахимовских училищ. Суворовские и Нахимовские
училища сегодня.

Метод: Рассказ.
Учебная литература: Справочный материал.
Тема 12, уроки 1-4. Восстановление в России кадетских корпусов в конце XX века.
Суворовско-нахимовские объединения, их связь с зарубежными кадетами. Первый
Московский Великого князя Дмитрия Донского и Первый Московский кадетские корпуса.
Рост сети кадетских образовательных учреждений в Москве и России. Всероссийские
совещания директоров кадетских образовательных учреждений.
Метод: Рассказ.
Учебная литература: Справочный материал.
Тема 13, уроки 1,2. Кодекс кадетской чести.
"Двенадцать заповедей товарищества..." и "Заветы..." генерала Б.В. Адамовича.
"Кодекс кадетской чести" 1 МКК. Торжественное обещание кадета. Организация "Сыны
Отечества". Коллегия кадетской чести и Совет генералов.
Метод: Беседа
Учебная литература: Локальные акты 1 МК
В.А.Гурковский «Кадетские корпуса Российской Империи», 2 тома. «Белый берег»,2005г
Тема 14, уроки 1,2. История развития кадетских корпусов. (Итоговое 'занятие).
Метод: Беседа
Тема 16. Уроки 19-36. Дни воинской славы (экскурсии и походы по местам боевой
славы)
7класс
Раздел 3. Вооруженные Силы России на современном этапе.
Тема 15, уроки 1-4. Вооружение и боевая техника воинской части (Показное занятие)
Основное вооружение и боевая техника воинской части. Тактико-технические
характеристики и боевые возможности вооружения и боевой техники.
Метод: Показ.
Тема 12, уроки 1-12. Восстановление в России кадетских корпусов в конце XX века.
Суворовско-нахимовские объединения, их связь с зарубежными кадетами. Первый
Московский Великого князя Дмитрия Донского и Первый Московский кадетские корпуса.
Рост сети кадетских образовательных учреждений в Москве и России. Кадетские корпуса в
Москве, Санкт-Петербурге.
Метод: Рассказ.
Учебная литература: Справочный материал.
В.А.Гурковский «Кадетские корпуса Российской Империи», 2 тома. «Белый берег»,2005г
Тема 16. Уроки 37-54. Дни воинской славы (экскурсии и походы по местам боевой
славы)
8класс
Раздел 3. Вооруженные силы России на современном этапе.
Тема 15, уроки 5-9. Вооружение и боевая техника ВС РФ
Основное вооружение и боевая техника ВС РФ. Тактико-технические характеристики и
боевые возможности вооружения и боевой техники.
Метод: Показ видеофильмов.
Тема 16. Уроки 55-82. Дни воинской славы (экскурсии и походы по местам боевой
славы)
9 класс
Раздел 3. Вооруженные Силы России на современном этапе.
Тема 17, уроки 1-4. Основы военного строительства Вооруженных Сил РФ

Оборона государства. Военная доктрина. Краткая характеристика войн и конфликтов на
современном этапе. Принципы строительства Вооруженных Сил РФ. Высшие органы
управления Вооруженными Силами РФ.
Метод: Рассказ, беседа.
Учебная литература: Военная история России, М., РЛЕН. 2001 г.
Тема 18, уроки 1,2. Военная реформа в Российской Федерации
Цели и содержание военной реформы. Основные направления ее проведения. Основные
программы и этапы проведения военной реформы.
Метод: Рассказ
Учебная литература: Вооруженные Силы России, Мм Военные знания, 2001 г.
Тема 16. Уроки 82-98. Дни воинской славы (экскурсии и походы по местам боевой
славы)
Ожидаемые результаты













Конечными результатами программы должны стать:
создание системы патриотического воспитания в школе;
внедрение в практику педагогической деятельности передовых форм и методов
патриотического воспитания;
сохранение и развитие у школьников чувства гордости, любви к Родине, родному
краю, школе;
формирование у школьников готовности к вооружённой защите Родины;
активизация интереса к углублённому изучению истории Отечества;
повышение интереса учащихся к военно-прикладным видам спорта, развитию
физических и волевых качеств;
расширение участия школьников в военно-прикладных и технических видах спорта;
воспитание у школьников уважения к подвигу отцов;
привлечение широкой общественности к участию в работе по патриотическому
воспитанию школьников;
расширение
и
совершенствование
информационной
базы
пропаганды
патриотического воспитания в школе;
расширение методологической базы патриотического воспитания в системе
образования;
активизация творческого потенциала педагогов в деле патриотического воспитания.

Список литературы
1.А.Г. Смирнов, В.В. Васнев Основы военной службы: Учебное пособие. Дрофа ,
Москва,2004г.
2.В.В.Смирнов, А.Т.Смирнов, Н.А.Дерябин Армия государства Российского т защита
Отечества. Москва «Просвещения» 2004г.
3. А.И. Анохин, В.П. Дранишников Отчизны верные сыны. Москва, РОСТО (ДОСААФ),
2004г.
4. На службе Отечества. Москва,МО РФ, 1998.
5. Военная история России. Москва, РАЕН, 2001г.
6. Орлята Россию Москва, Ренессанс,1998г.
7. В.А.Гурковский «Кадетские корпуса Российской Империи», 2 тома. «Белый
берег»,2005г.
8.Е.В.Анисимов «история России от Рюрика до Путина.Люди.События.Даты». СанктПетербург, Питер,2007г.
9. Патриот Отечества. Москва, ООО «Армпресс», ежемесячная подписка.
10. Ежемесячный научно-методический журнал ОБЖ. Москва, «Русский журнал»,
подписка с 2003г.
11. Справочный материал.

Календарно-тематическое планирование
учебного курса «История Вооруженных Сил России и кадетского движения»
5 «К» класс
№ п/п

Тема занятия

1
2
3
4
5
6

Походы древнерусских князей (IХ-II вв.).
Русское войско IХ-Х вв. Военный флот Древней Руси.
Войско Киевской Руси ХI-XII вв.
Войско русских княжеств в период раздробленности Руси.
Русское войско в борьбе с иноземными захватчиками в XIII-ХVвв.
Вооруженные Силы Русского централизованного государства на
рубеже ХV-ХVI в.
Военная реформа Ивана IV.
Вооруженные Силы Русского государства в «Смутное время»,
преобразования в России XVII в.
Отечественная война 1812 г., Вооруженные Силы России.
Крымская война 1853-1856 гг., Русско-турецкая война 1877-1878
гг.
Военные реформы 60-70 гг. XIX в.
Русско-японская война 1904-1905 гг.
Военные реформы.
Россия в Первой Мировой войне 1914-1917 гг.
Военное строительство и боевые действия в ходе Гражданской
войны и военной интервенции 1917-1927 гг.
Вооруженные силы СССР до начала Великой Отечественной
войны 1941-1945 гг.
Великая Отечественная война 1941-1945 гг., хронология основных
событий и уроки

7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Дата
проведения

Календарно-тематическое планирование
учебного курса «История Вооруженных Сил России и кадетского движения»
6 «К» класс
№
п\п
1
2
3
4
5
6
7
8

Тема
Основные предпосылки создания кадетских корпусов в
России.
Основные предпосылки создания кадетских корпусов в
России.
Экскурсия в городскую пожарную часть
Экскурсия «Ахвенъярвские камни»
Основные предпосылки создания кадетских корпусов,
кадетские корпуса в России XVIII-XIX веках.
Внутренняя организация корпусов до преобразований 1860х годов. Реформа 1863 г. Реформа 1882 г.
Роль императора Александра III в развитии военного
образования.
Формирование новых кадетских корпусов при Александре
III (1882-1887 гг.). Открытие новых кадетских корпусов при

Дата проведения

императоре Николае II (1896 – 1913 гг.).
Финляндский топографический кадетский корпус.
Первый русский великого князя Константина
Константиновича кадетский корпус.
Экскурсия в городской музей полиции
Экскурсия в музей школы № 3
Создание суворовских военных училищ в СССР.
Ташкентское и Кутаисское суворовские училища.
Суворовские спартакиады.
Создание нахимовских военно-морских училищ в СССР.
Тбилисское, Рижское и Ленинградское нахимовские военноморские училища. Суворовские и нахимовские училища в
настоящее время.
Учебные заведения кадетского типа в СССР и современной
России. Организация корпусов и обучение кадет.
Обмундирование кадет кадетских корпусов. Нагрудные
знаки кадетских корпусов.
Директора кадетских корпусов и их роль в формировании и
организации учебно-воспитательной работы в кадетских
корпусах. Открытие новых корпусов.
Экскурсия в музей школы № 4

9
10
11
12
13

14

15

16

17

Календарно-тематическое планирование
учебного курса «История Вооруженных Сил России и кадетского движения»
7 «К» класс
№ п/п

Тема занятия

1
2
3
4
5

Вооруженные силы России на современном этапе.
Основное вооружение и боевая техника воинской части.
Боевая техника воинской части.
Боевая техника разных родов войск.
Тактико-технические характеристики вооружения и боевой
техники.
Кадетский корпус - новый тип учебного заведения.
Отличия Российских кадетских корпусов.
Военные реформы Петра I.
Кадетские корпуса в XVIII веке
Судьба кадет после Второй мировой войны.
Российские кадетские объединения за рубежом.
Суворовско-нахимовские объединения, их связь с зарубежными
кадетами.
Первый Московский Великого князя Дмитрия Донского и Первый
Московский кадетские корпуса.
Первый Московский Великого князя Дмитрия Донского и Первый
Московский кадетские корпуса.
Рост сети кадетских образовательных учреждений в Москве и
России.
Кадетские корпуса в Москве, Санкт-Петербурге.
Карельский кадетский корпус имени Александра Невского.

6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Календарно-тематическое планирование

Дата
проведения

учебного курса «История Вооруженных Сил России и кадетского движения»
8 «К» класс
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

№
темы
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Тема занятия

Дата
проведения

Вооружение и боевая техника ВС РФ
Основное вооружение ВС РФ
Боевая техника ВС РФ
Боевая техника сухопутных войск
Боевая техника и тяжелое вооружение
Тактико-технические характеристики вооружения и боевой
техники
Боевые возможности вооружения
Оборона государства
Военная доктрина
Экскурсия в музей школы № 3
Экскурсия в музей школы № 3
Краткая характеристика современных войн
Воины-интернационалисты
Экскурсия в музей школы № 4
Экскурсия в музей школы № 4
Великая Отечественная война 1941-1945 г. г.
Экскурсия в музей школы № 2
Календарно-тематическое планирование
учебного курса «Вооруженные Силы России на современном этапе»
9 «К» класс
Наименование тем
Основы военного строительства ВС РФ
История отечественных военных реформ.
Оборона государства.
Военная доктрина.
Краткая характеристика войн и конфликтов на современном этапе.
Принципы строительства Вооруженных Сил РФ
Принципы строительства Вооруженных Сил РФ
Высшие органы управления Вооруженными Силами РФ.
Приоритеты военного строительства.
Военная политика.
Войска гражданской обороны МЧС России.
Военная реформа в Российской Федерации
Цели и содержание военной реформы
Основные направления ее проведения военной реформы.
Основные программы и этапы проведения военной реформы.
Этапность реформ ВС.
Реорганизация военной реформы.
Реформа военного образования.
Профессиональная переподготовка и повышение квалификации
военных.

Дата
проведения


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».