Рабочая программа внеурочной деятельности «Русский язык и культура речи»» духовно-нравственной направленности для учащихся 9К класса

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Костомукшского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа № 2 имени А. С. Пушкина»
(МБОУ КГО «СОШ №2 им. А. С. Пушкина»)

«Согласовано»
на заседании МСШ
протокол №1
от 26.08.2024 г.
Руководитель МСШ

«Принято»
педагогическим
советом
протокол №1
от 27.08. 2024 г.
Директор школы

«Утверждено»
приказ по школе №154
от 30.08.2024г.
Директор школы
Герасимчук Н.Н.

Хинконен Л.И
Герасимчук Н.Н.

Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Русский язык и культура речи»»
духовно-нравственной направленности
для учащихся 9К класса

Срок реализации 1 год

Составитель программы:
Кужлева Татьяна Александровна,
учитель русского языка
и литературы.

г. Костомукша
2024 г.

Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Русский язык и культура речи» предназначена для
обучения учащихся 9-х классов в условиях реализации ФГОС ООО. Программа реализуется через
занятия, содержание которых предусматривают связь с программой «Русский язык» под редакцией
С.Г. Бархударова. Образовательная область – русский язык.
Сроки реализации: с 1 сентября 2024 года по 25 мая 2025 года.
Цель курса: развитие связной речи, повышение орфографической и пунктуационной грамотности
учащихся, обеспечение подготовки учащихся 9 класса к прохождению итоговой аттестации по
русскому языку в форме ОГЭ.
Задачи курса:
 обогащение словаря;
 развитие устной и письменной речи;
 работа над содержательной стороной слова;
 активизация познавательных интересов;
 развитие творческих способностей и мышления;
 формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации
1. Планируемые результаты освоения программы:
Личностные:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей
русского народа;
 осознание эстетической ценности русского языка;
 достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного
выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
 готовность к самостоятельной творческой деятельности;
 толерантное сознание и поведение в обществе;
 навыки сотрудничества со сверстниками;
 нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
 готовность и способность к самообразованию.
Метапредметные:
 умение самостоятельно планировать, осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность;
 умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;
 владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
 умение ориентироваться в различных источниках информации;
 умение использовать ИКТ в решении когнитивных задач;
 умение использовать адекватные языковые средства в соответствии с ситуацией общения;
 владение навыками познавательной рефлексии.
Предметные:
 сформированность представлений о роли языка в жизни человека, общества, государства;
 способность свободно общаться в различных формах и на разные темы;
 свободное использование словарного запаса;
 сформированность понятий о нормах современного русского литературного языка;
 владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
 владение знаниями о языковой норме, о нормах речевого поведения в различных сферах и
ситуациях общения;
 владение умением анализировать единицы различных языковых уровней.
 овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической
компетенции девятиклассников;


 научиться писать сжатое изложение грамотно, используя соответствующие приёмы компрессии
текста;
 научиться писать сочинения разных типов, умело приводя аргументы;
 владеть формами обработки информации исходного текста;
 работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать
формулировку задания и вникать в её смысл;
 четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
 самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;
 уметь работать с бланками экзаменационной работы;
 сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.
Методы, формы работы, используемые технологии.
Методы:
1) объяснительно-иллюстративный;
2) репродуктивный;
3) проблемное изложение изучаемого материала;
4) частично-поисковый или эвристический;
5) исследовательский.
Используемые технологии:
1) развивающее обучение;
2) проблемное;
3) развитие критического мышления через чтение и письмо;
4) здоровьесберегающие.
2. Содержание учебного предмета, курса.
Русский язык — язык русского народа, он служит ему средством общения во всех сферах жизни,
хранения и передачи информации, связи поколений русских людей. Русский язык отличается
богатством словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает огромными
возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием.
Программа курса рассчитана на расширение представлений обучающихся о русском языке. Занятия
позволяют учащимся наблюдать над лексической стороной слова, что дает возможность увидеть, как
живет слово в тексте. Занятия направлены на обогащение словаря и развитие речи учащихся. Все
занятия факультатива строятся на основе занимательности, что способствует заинтересованности
ребят в получении новых знаний. Программа составлена с целью дальнейшего совершенствования
образовательного процесса, повышения результативности обучения детей, обеспечения
вариативности образовательного процесса, сохранения единого образовательного пространства, а
также выполнения гигиенических требований к условиям обучения школьников и сохранения их
здоровья.
Программа внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы
организации, объем внеурочной деятельности на уровне основного общего образования с учетом
интересов учащихся и возможностей организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Программа рассчитана на 34 недели - 34 часа (1 час в неделю).
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (конспектирование лекций учителя,
повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и
практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую,
лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и
пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).
 Содержание внеурочной деятельности нацеливает на систематизацию некоторых встречающих
затруднения у учащихся правил орфографии и пунктуации. Также уделяется внимание
правильности и культуре русской речи, речевым и грамматическим ошибкам, редактированию
творческих работ.



Важнейшим направлением в обучении являются систематизация и обобщение знаний в области
правописания. Для этого необходимо применять наиболее эффективные приёмы, которые
помогают реализовать указанное направление. Прежде всего, это работа с обобщающими
схемами и таблицами по орфографии и пунктуации, работа с разнообразными
лингвистическими словарями и орфографический анализ словообразовательных моделей,
который развивает способность видеть затруднения. Также затрагивается проблема культуры
устной и письменной речи: правильность и уместность выбора языковых средств, правильность
речи (произносительные нормы, языковые нормы и языковые ошибки).

Первая часть работы ОГЭ в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту
публицистического или научного стиля. Сжатое изложение – это форма обработки информации
исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими
из которых являются следующие:
 умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
 умение адекватно воспринимать авторский замысел;
 умение вычленять главное в информации;
 умение сокращать текст разными способами;
 умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
 умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи
содержания.
Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученика необходимо научить понимать, что
любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – то
содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел. Следовательно, нужно
научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему,
идею, видел авторскую позицию. Учащийся должен также тренироваться в определении микротем,
являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.
Вторая часть экзаменационной работы включает задания с выбором ответа и задания с кратким
открытым ответом. Задания второй части проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми
содержания исходного текста, выявляют уровень постижения школьниками его культурноценностных категорий.
Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, проверяемые ими,
составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.
Третья часть работы ОГЭ содержит три альтернативных творческих задания (13.1, 13.2, 13.3), из
которых ученик должен выбрать только одно. Задания проверяют коммуникативную компетенцию
школьников, в частности умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи
рассуждение. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения
творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это обще учебное умение необходимо
школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности. Умение
отстать свои позиции уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в
доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания вообще. Подлинная
рациональность, включающая способность аргументации доказательности своей позиции, вовсе не
противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и
заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.

Тематическое планирование с указанием количества часов
9 класс
№
1

2

Тема

Внеурочное занятие (содержание темы)

Речевая культура – часть
общечеловеческой
культуры. Культура
языка. Культура речи.
Язык и речь.

Лекция учителя: «Значимость речевой культуры для
духовной жизни общества». Практическая часть:
«Структура экзаменационной работы по русскому
языку в формате ОГЭ и критерии ее оценивания».
Лекция учителя: «Соотношение понятий “язык” и
“речь” в современном языкознании». Практическая
часть: «Задание 1. Сжатое изложение.
Сжатое изложение как средство переработки
информации Приемы сжатия текста. Отработка
приема “исключение”. Овладение приемом
исключения неглавной информации из текста».
Лекция учителя: «Развитие языковой нормы как
системы правил».
«Становление и развитие древнерусского языка,
этапы его существования». Практическая часть:
«Задание 1. Сжатое изложение. Приемы сжатия
текста. Отработка приема “упрощение”. Овладение
приемом упрощения текста».
Лекция учителя: «Зарождение нормы в языке».
«Изменчивость нормы».
Практическая часть: «Задание 1. Сжатое изложение.
Приемы сжатия текста. Отработка приема
“обобщение”. Овладение приемом обобщения».
Лекция учителя: «Норма - одна из составляющих
национальной культуры». Практическая часть:
«Задание 1. Выбор приемов сжатия. Овладение
умением осуществлять выбор приемов сжатия».
Лекция учителя: «Императивные (обязательные) и
диспозитивные (вариантные) нормы».
Практическая часть: «Задание 1. Написание сжатого
изложения по незнакомым текстам».
Лекция учителя: «Первый закон экономии языковых
средств». «Второй закон языковых средств – закон
аналогии или унификации (уподобления)».
Практическая часть: «Задание 15.1,15.2,15.3.
Критерии оценки заданий. Структура сочинения».
Лекция учителя: «Соблюдение языковой нормы –
основное условие хорошей речи». Практические
упражнения «Поразмышляем вместе».
Задание 15.1,15.2,15.3
Учимся формулировать тезис.
Лекция учителя: «Понятие речи. Общая
характеристика. Особенности».
Практическая часть: «Задание 15.1,15.2,15.3.
Учимся аргументировать».
Семинар на тему: «Правильность, чистота,
богатство, содержательность, точность, логичность,
выразительность, уместность - основные качества
хорошей речи».

3

Языковая норма как
историческая категория.

4

Понятие нормы в
современной
лингвистике.

5

Формирование норм
литературного языка.
Признаки нормы.

6

Понятие вариантов
норм. Написание
сжатого изложения.

7

Эволюция языковых
норм. Сочинение как
жанр различных стилей
речи

8

Типология норм.
Ошибки грамматические
и речевые.

9

Качества хорошей речи.

1011

Основные качества
хорошей речи. Общая
характеристика.

Кол-во часов
1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

12

Правильность как
основа хорошей речи.

13

Содержательность
хорошей речи.

14

Выразительность и
гибкость хорошей речи
Уместность и
доступность хорошей
речи.
Точность речи.

15

16

Техника речи. Понятие
техники речи в
современной
лингвистике.

17

Орфоэпические нормы.
Тексты разных стилей.

18

Лексика. Лексические
нормы.

19

Акцентологические
нормы.

Практическая часть: «Задание 15.1,15.2,15.3
Учимся писать вывод сочинения на
лингвистическую тему (15.2)».
Лекция учителя: «Виды правильности речи.
Окказиональность «как особая правильность» в
художественном тексте».
Практическая часть: «Отработка навыка написания
сочинения на лингвистическую тему (15.2)».
Викторина: «Богатство речи и способы проявления
языкового богатства. Синонимы, метафора,
метонимия, синекдоха как лексические средства
богатства речи». Практическая часть: «Синонимы.
Задание 6».
Отработка навыка написания сочинения на
понимание фразы (15.3)
Практическая работа: «Поразмышляем вместе».
Отработка навыка написания сочинения
«комментарий к определению» (15.3)
Лабораторная работа: «Фактические ошибки
Речевые и грамматические ошибки. Поиск и
исправление недочетов».
Тестирование в формате ОГЭ (изложение,
сочинение)
Практикум: «Дыхание как основа звучащей речи.
Виды дыхания. Этапы тренировки фонационного
дыхания. Голос. Его основные качества. Система
работы над голосом. Дикция как обязательный
компонент техники речи. Система работы над
дикцией. Интонация. Основные компоненты
интонации. Система работы над интонационномелодической структурой высказывания».
Лекция учителя: «Становление орфоэпической
нормы. Особенности формирования
произносительной литературной нормы. Орфоэпия
как совокупность правил произношения. Основные
фонетические законы гласных и согласных
современного русского литературного языка.
Источники отклонений от литературной нормы.
Степени нормативности системы литературного
произношения».
Практическая часть: «Понимание текста. Отработка
Задания 2».
Лекция учителя: «Лексика как системная
организация языка. Лексические нормы как правила
употребления слов в языке. Нарушения лексических
норм».
Практическая часть: «Средства выразительности
речи. Отработка Задания 3»
Лекция учителя: «Понятие ударения. Особенности
его проявления в русском языке. Языковые
требования к постановке ударения в русских словах
в зависимости от частеречной принадлежности.

1

1

1

1

1

1

1

1

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29
30

31

Акцентологический минимум».
Практическая часть: «Поразмышляем вместе».
Словообразовательные
Лекция учителя: «Словообразовательная система
нормы.
русского языка. Словообразовательная норма как
Орфография
система правил построения слов в языке. Понятие
окказиональной нормы в словообразовании».
Практическая часть: «Правописание приставок.
Отработка задания Задания 4»
Морфологические
Практикум: «Правила согласования, образования и
нормы и их
употребления форм рода. Числа и падежа.
особенности.
Правописание суффиксов. Отработка Задания 5»
Лекция учителя: «Морфологический минимум».
Практическая часть: «Правописание Н – НН в
различных частях речи».
Синтаксис и пунктуация. Проектная работа – презентация «Словосочетание.
Синтаксические нормы
Виды подчинительной связи (согласование,
и их особенности.
управление, примыкание)».
Практикум: «Нарушения норм согласования и
управления. Отработка Задания 7»
Речевые ошибки при
Семинар: «Грамматическая основа предложения.
употреблении
Нарушения порядка следования слов, употребления
синтаксических средств однородных членов в простом предложении,
языка.
причастных и деепричастных оборотов, частей
сложносочиненного и сложноподчиненного
предложения, смешение прямой и косвенной речи».
Практическая часть: «Отработка Задания 8,11».
Употребление
Проект – презентация «Обособленные члены
обособленных
предложения.
определений и
Отработка Задания 9»
обстоятельств в речи.
Употребление вводных
Игра-разминка.
слов, обращений и
Практикум: «Знаки препинания в простом
междометий в речи.
осложненном предложении.
Задание 10».
Употребление знаков
Семинар: «Знаки препинания в сложносочиненном
препинания в
предложении, сложноподчиненном предложении».
сложносочиненных,
Практическая часть: «Отработка Задания 12».
сложноподчиненных
предложениях.
Многокомпонентные
Лекция учителя: «Сложные предложения с
синтаксические
различными видами связи»
конструкции и знаки
Практическая часть: «Отработка Задания 13».
препинания в них.
Употребление знаков
Синтаксическая викторина «Побудь управленцем!»
препинания в
Практикум: «Сложные бессоюзные предложения.
бессоюзных сложных
Отработка Задания 14»
предложениях.
Синтаксический
Игра «Ты эксперт».
минимум.
Практикум: «Выполнение тестовых заданий».
Функциональные стили. Лекция учителя «Функциональные стили».
Стилистические нормы. Практикум: «Выполнение тестовых заданий».
Функциональносмысловые типы речи.

Проект-презентация по теме «Типы речи в нашей
языковой практике».

1

0.5
0.5
1

1

1

1

1

1

1

1
1

1

Практикум: «Выполнение заданий «Поразмышляем
вместе».
3233

Правописные
(орфографические и
пунктуационные)
нормы.
Итоговый турнир

34

Лекция учителя: «Орфографическая и
пунктуационная грамотность как неотъемлемая
часть речевой культуры. Орфография как раздел
лингвистики. Основные принципы русской
орфографии. Правила русской орфографии.
Пунктуация как система постановки знаков
препинания. Интонационно-мелодические законы
русской речи. Правила русской пунктуации».
Олимпиада «Блиц - турнир по русскому языку»

Итого: 34 недели

2

1

34 часа

Календарно-тематическое планирование
№

Тема

Колво
часов

Планируемые результаты
Личностные

Метапредметные

Предметные

Коммуникативные:
пользоваться разными
видами чтения,
слушать и слышать
друг друга, с
точностью и полнотой
выражать свои мысли
в соответствии с
задачами и условиями
коммуникации.
Регулятивные:
самостоятельно
выделять и
формулировать
познавательную цель,
искать, выделять и
преобразовывать
необходимую
информацию.
Познавательные:
объяснять языковые
явления, процессы,
связи и отношения,
выявляемые в ходе
исследования
структуры,
содержания и
значения слова,
предложения, текста.
Коммуникативные:
управлять поведением
партнеров (контроль,
коррекция, оценка
действия партнера,

Научиться
формулировать
высказывания на
лингвистическую тему и
составлять рассуждения.
Проводить
стилистический анализ
текста.

1

Речевая
культура – часть
общечеловеческой
культуры. Культура
языка. Культура
речи.

1

Формирование
сознания того, что
русский язык –
важнейший
показатель
культуры
человека.
Развивать любовь
и уважение к
Отечеству, его
языку как
выразителю
национального
самосознания
народа.

2
3

Язык и речь.
Языковая норма как
историческая
категория.
Понятие нормы в

1
1

Формирование
устойчивой
мотивации к
изучению и
закреплению

4

1

Научиться определять
типологическое строение
текста, авторскую
интонацию, используя
приемы сжатия текста,

современной
лингвистике.

5

6
7

Формирование
норм литературного
языка
Понятие вариантов
норм.
Эволюция
языковых норм.
Сочинение как
жанр различных
стилей речи.

нового.

умения убеждать).
Регулятивные:
проектировать
маршрут преодоления
затруднений в
обучении через
включение в новые
виды деятельности и
формы
сотрудничества.
Познавательные:
объяснять языковые
явления, процессы,
связи и отношения,
выявляемые в ходе
компрессии текста.

уметь производить его
компрессию. Соблюдать
основные языковые
номы.

Овладение
языковыми
нормами,
лингвистической
компетенцией
оценивания
параметров
сочинения.

Коммуникативные:
формировать навыки
учебного
сотрудничества в ходе
индивидуальной и
групповой работы.
Регулятивные:
проектировать
маршрут преодоления
затруднений в
обучении через
включение в новые
виды деятельности и
формы
сотрудничества.
Познавательные:
объяснять языковые
явления, процессы,
связи и отношения,
выявляемые в ходе
применения создания
оригинального текста.

Понимать процесс
эволюции языковых
норм. Применить
приемы написания
сочинения данного типа.

1

1
1

Типология норм.
Ошибки
грамматические и
речевые.
Качества хорошей
речи.
Основные качества
хорошей речи.

1

Правильность как
основа хорошей
речи.
Содержательность
хорошей речи.
Выразительность и
гибкость,
уместность и
доступность
хорошей речи.

1

15

Точность речи.

1

Формирование
устойчивой
мотивации к
закреплению
изученного в новых
условиях.

16

Техника чтения.

0.5

Овладение
лингвистической
компетенцией
распознавания
фактических
ошибок
Овладение
лингвистической
компетенцией

8

9

1011
12

13
14

1
2

1
1

0.5

Формирование
устойчивой
мотивации к
самостоятельной и
коллективной
аналитической
деятельности,
овладение
лингвистической
компетенцией
находить и
формулировать
главный тезис,
подбирать
аргументы.

Коммуникативные:
пользоваться разными
видами чтения,
слушать и слышать
друг друга, с
точностью и полнотой
выражать свои мысли
в соответствии с
задачами и условиями
коммуникации.
Регулятивные:
самостоятельно
выделять и
формулировать
познавательную цель,
искать, выделять и
преобразовывать
необходимую
информацию.
Познавательные:
объяснять языковые
явления, процессы,
связи и отношения,
выявляемые в ходе
исследования
структуры,
содержания и значения
текста.
Коммуникативные:
управлять своим
поведением (контроль,
самокоррекция, оценка
своих действий).
Регулятивные:
проектировать
маршрут преодоления
затруднений в
обучении.
Познавательные:
объяснять языковые
явления, процессы,
связи и отношения,
выявляемые в ходе
проектирования
индивидуального
маршрута восполнения
проблемных зон.

Проводить все виды
анализа текста, овладеть
теоретическими и
практическими навыками
написания сочинения в
жанре эссе.

Коммуникативные:
пользоваться разными
видами чтения,
слушать и слышать
друг друга, с
точностью и полнотой
выражать свои мысли
в соответствии с
задачами и условиями

Формирование
устойчивой мотивации к
самостоятельной и
коллективной
аналитической
деятельности

Правильно применять
полученные
орфографические,
пунктуационные,
лексические,
морфологические,
орфоэпические,
грамматические нормы.

распознавания
речевых и
грамматических
ошибок

Орфоэпические
нормы. Тексты
разных стилей.
Лексика.
Лексические
нормы.

1

19

Акцентологические
нормы.

1

20

Словообразователь
ные нормы.
Орфография.
Морфологические
нормы и их
особенности.

1

17

18

21

1

1
1

Осознавать роль
языка в
формировании
мышления,
расширять объем
употребления
грамматических
средств выражения
мыслей и чувств,
чувствовать
эстетическую
ценность родного
языка, потребность
сохранять его
красоту и богатство
Овладение
лингвистической
компетенцией
выявления
синонимии как
языкового явления

Формирование
устойчивой
мотивации к
закреплению
изученного в новых
условиях.
Формирование
устойчивой
мотивации к
изучению и
закреплению

коммуникации.
Регулятивные:
самостоятельно
выделять и
формулировать
познавательную цель,
искать, выделять и
преобразовывать
необходимую
информацию.
Познавательные:
объяснять языковые
явления, процессы,
связи и отношения,
выявляемые в ходе
исследования
структуры текста
Коммуникативные:
пользоваться разными
видами чтения и
аудирования,
использовать разные
механизмы речи
(прогнозирования,
эквивалентных замен,
компрессии).
Регулятивные:
самостоятельно
выделять и
формулировать
познавательную цель,
искать, выделять и
преобразовывать
необходимую
информацию.
Познавательная:
объяснять языковые
явления, процессы,
связи и отношения,
выявляемые в ходе
исследования
структуры,
содержания и значения
текста.
Коммуникативные:
управлять своим
поведением (контроль,
самокоррекция, оценка
своих действий).
Регулятивные:
проектировать
маршрут преодоления
затруднений в
обучении.
Познавательные:

Формирование
устойчивой мотивации к
творческой деятельности
по алгоритму,
индивидуальному плану

Овладение
орфографическими
нормами языка

нового.

22

Синтаксис и
пунктуация.
Синтаксические
нормы и их
особенности.

1

Формирование
устойчивой
мотивации к
самостоятельной и
коллективной
аналитической
деятельности.

23

Речевые ошибки
при употреблении
синтаксических
средств языка.

1

24

Употребление
обособленных
определений и
обстоятельств в
речи.

1

Формирование
устойчивой
мотивации к
закреплению
изученного в новых
условиях.
Формирование
устойчивой
мотивации к
самостоятельной и
коллективной
аналитической
деятельности.

объяснять языковые
явления, процессы,
связи и отношения,
выявляемые в ходе
проектирования
индивидуального
маршрута восполнения
проблемных зон.
Коммуникативные:
с точностью и
полнотой выражать
свои мысли в
соответствии с
задачами и условиями
коммуникации,
корректировать
интонацию в
соответствии с
коммуникативной
целью высказывания.
Регулятивные:
самостоятельно
выделять и
формулировать
познавательную цель,
искать, выделять и
преобразовывать
необходимую
информацию,
составлять таблицы.
Познавательные:
объяснять языковые
явления, процессы,
связи и отношения,
выявляемые в ходе
исследования
структуры
предложений с
различными видами
союзной и бессоюзной
связи.
Коммуникативные:
управлять своим
поведением (контроль,
самокоррекция, оценка
своих действий).
Регулятивные:
проектировать
маршрут преодоления
затруднений в
обучении.
Познавательные:
объяснять языковые
явления, процессы,

Правильно употреблять
знаки препинания в
зависимости от
различных значений и
соответствующей
интонации между
частями сложного
предложения.
Составлять схемы,
моделировать
предложения по
заданным схемам,
проводить
синтаксический анализ
разных типов
предложений. Находить
сложные предложения в
художественных текстах;
употреблять в речи
подобные предложения.

25

Употребление
вводных слов,
обращений и
междометий.

1

26

Употребление
знаков препинания
в
сложносочиненных
и
сложноподчиненны
х предложениях.
Многокомпонентны
е синтаксические
конструкции и
знаки препинания в
них.

1

1

Овладение
лингвистической
компетенцией
постановки знаков
препинания в МСК.
Формирование
устойчивой
мотивации к
изучению и
закреплению
нового.

Употребление
знаков препинания
в бессоюзных
сложных
предложениях.
Синтаксический
минимум
Функциональные
стили.
Стилистические
нормы.

1

Овладение
лингвистической
компетенцией
постановки знаков
препинания в БСП.
Формирование
устойчивой
мотивации к
закреплению
изученного в новых
условиях.

27

28

29
30

31

3233

34

1
1

Функционально1
смысловые типы
речи.
Правописные
2
(орфографические и
пунктуационные)
нормы.

Итоговый турнир

1

Овладение
лингвистической
компетенцией
распознавания
вставных и вводных
конструкций
Овладение
лингвистической
компетенцией
постановки знаков
препинания в ССП
и СПП.

связи и отношения,
выявляемые в ходе
проектирования
индивидуального
маршрута восполнения
проблемных зон.

Коммуникативные:
управлять своим
поведением (контроль,
самокоррекция, оценка
своих действий).
Регулятивные:
проектировать
маршрут преодоления
затруднений в
обучении.
Познавательные:
объяснять языковые
явления, процессы,
связи и отношения,
выявляемые в ходе
проектирования
индивидуального
маршрута восполнения
проблемных зон.

Овладение
орфоэпическими,
орфографическими,
лексическими,
морфологическими,
синтаксическими
грамматическими
языковыми нормами

Итого: 34 часов в год

Учебно-методическое и информационно-техническое обеспечение
1. ОГЭ 2017. Русский язык. 9 класс. Основной государственный экзамен. Типовые тестовые
задания / И.П. Васильевых. Ю.Н. Гостева.- М.: Издательство «Экзамен», 2018.
2. ОГЭ. Русский язык. Работа с текстом при подготовке к экзамену. 9 класс / Т.М. Пахнова. М-.: Издательство «Экзамен», 2018.
3. Русский язык. Тематический контроль: рабочая тетрадь: 9 класс / под ред. И.П. Цыбулько.
«Национальное образование», 2017. - ФГОС. Новый образовательный стандарт.
4. Русский язык. 200 экзаменационных сочинений на отлично. / Г.Т. Егораева. – М.:
издательство «Экзамен». 2017.-222, (1т.2т.). Серия «Реальные экзаменационные темы
сочинений».
Электронные образовательные ресурсы.


gia.edu.ru/ - Официальный портал Государственной итоговой аттестации, содержит общую
информацию о ГИА, экзаменационные материалы, нормативные документы.
 reshuoge.ru - образовательный портал для подготовки к ГИА по 14 предметам!
Онлайн тесты и подробное пояснение к задачам и вопросам
 ege.yandex.ru — официальный проект Яндекс. ЕГЭ. Здесь опубликованы пробные
варианты тестов с ответами, пояснениями и возможностью решения онлайн. Тесты
предназначены для подготовки к ЕГЭ и ГИА-2018: они помогут получить
представление о содержании и формулировках заданий, оценить свои знания и
уровень подготовки, научиться решать отдельные типы вопросов. Все задания
разработаны специально для Яндекса группой экспертов и соответствуют
требованиям Министерства образования и науки Российской Федерации.
 4ege.ru - ЕГЭ портал, всё последнее к ЕГЭ и ОГЭ. Вся информация о ЕГЭ и ОГЭ
2018.
 examen.ru/ — Все о ГИА и ЕГЭ. Онлайн тестирование.
 school.edu.ru - Российский общеобразовательный портал: основная и средняя школа
 alleng.ru/ - сайт, на котором есть литература для подготовки к урокам и экзаменам в
электронном виде и многое другое


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».