Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Ритмика» АООП ООО обучающихся с ЗПР

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Костомукшского городского округа
"Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.С. Пушкина"
МБОУ КГО «СОШ №2 им.А.С.Пушкина»

«Согласовано»
на заседании МСШ
протокол №1
от 26.08.2024 г.
Руководитель МСШ

«Принято»
педагогическим
советом
протокол №1
от 27.08. 2024 г.
Директор школы

«Утверждено»
приказ по школе №151
от 30.08.2024г.
Директор школы
Герасимчук Н.Н.

Хинконен Л.И
Герасимчук Н.Н.

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности «Ритмика»
адаптированной основной общеобразовательной программы
основного общего образования обучающихся
с задержкой психического развития

г. Костомукша
2024 г.

Пояснительная записка.
В системе внеурочной деятельности проводится коррекционно-развивающая
работа, предусматривающая организацию и проведение занятий, способствующих
социально- личностному развитию обучающихся с ОВЗ, коррекции недостатков в
психическом и физическом развитии и освоению ими содержания образования.
Преподавание ритмики важно. В связи с тем, что у детей с ограниченными
возможностями здоровья часто наблюдается нарушение двигательных функций.
Ритмика оказывает положительное влияние на психофизиологические процессы,
познавательную, эмоционально-волевую сферы ребенка, обеспечивает коррекцию
психомоторики детей данной категории.
Принимая во внимание, что Стратегией развития физической культуры и спорта в
Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства
Российской Федерации от 24 ноября 2020 г. № 3081-р, к приоритетным направлениям развития
сферы физической культуры и спорта отнесено обеспечение дальнейшего совершенствования
учебного предмета «Физическая культура». При реализации учебного плана, где количество
часов на физическую культуру составляет 2 часа, третий час реализуется за счет часов
внеурочной деятельности в рамках занятий «Ритмика».

Адаптированная рабочая программа по ритмике для 5-9 классов составлена под
редакцией Воронковой В.В.
Рабочая программа коррекционно – развивающих занятий внеурочной
деятельности
«Ритмика» составлена на основе:
1. Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»,
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер – 64101)
3. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 №
1025 "Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы
основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья" (Зарегистрирован 21.03.2023 № 72653) Федеральных требований к
образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса
и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от
04.10.2010 г № 986, зарегистрирован в Минюсте России 03.02.2011 г., регистрационный
номер 19682).
4. Санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы
и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания" (постановление Главного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. № 2).
Цель программы обучения: необходимость осуществления коррекции
недостатков психического и физического развития детей средствами музыкальноритмической деятельности. Содержанием работы на уроках ритмически является
музыкально-ритмическая деятельность детей. Они учатся слушать музыку, выполнять
под музыку разнообразные движения, танцевать.
Задачи программы обучения: формирование временных, пространственных
представлений,исправление:
 недостатков физического развития; развитие познавательной деятельности и
общегоразвития учащихся;
 воспитание положительных качеств личности: настойчивость,
 самостоятельность,
любознательность,
дисциплинированность,
дружелюбие,
коллективизм.
Адресат программы: дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и

дети – инвалиды.
Программа по ритмике состоит из 5 разделов:
УПРАЖНЕНИЯ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ
Правильное исходное положение. Ходьба и бег: с высоким подниманием колен, с
отбрасыванием прямой ноги вперед и оттягиванием носка. Перестроение в круг из
шеренги, цепочки. Ориентировка в направлении движений вперед, назад, направо,
налево, в круг, из круга. Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы.
РИТМИКО-ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
· Общеразвивающие упражнения. Наклоны, выпрямление и повороты головы,
круговые движения плечами («паровозики»). Движения рук в разных направлениях без
предметов и с предметами (флажки, погремушки, ленты). Наклоны и повороты
туловища вправо, влево (класть и поднимать предметы перед собой и сбоку).
Приседания с опорой и без опоры, с предметами (обруч, палка, флажки, мяч). Сгибание
и разгибание ноги в подъеме, отведение стопы наружу и приведение ее внутрь,
круговые движения стопой, выставление ноги на носок вперед и в стороны, вставание
на полупальцы. Упражнения на выработку осанки.
Упражнения на координацию движений. Перекрестное поднимание и
опускание рук (правая рука вверху, левая внизу). Одновременные движения правой
руки вверх, левой — в сторону; правой руки — вперед, левой — вверх. Выставление
левой ноги вперед, правой руки — перед собой; правой ноги — в сторону, левой руки
— в сторону и т. д. Изучение позиций рук: смена позиций рук отдельно каждой и
обеими одновременно; провожать движение руки головой, взглядом. Отстукивание,
прохлопывание, протопывание простых ритмических рисунков.
Упражнение на расслабление мышц. Подняв руки в стороны и слегка
наклонившись вперед, по сигналу учителя или акценту в музыке уронить руки вниз;
быстрым, непрерывным движением предплечья свободно потрясти кистями (имитация
отряхивания воды с пальцев); подняв плечи как можно выше, дать им свободно
опуститься в нормальное положение. Свободное круговое движение рук. Перенесение
тяжести тела с пяток на носки и обратно, с одной ноги на другую (маятник).
УПРАЖНЕНИЯ С МУЗЫКАЛЬНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ
Движения кистей рук в разных направлениях. Поочередное и одновременное
сжимание в кулак и разжимание пальцев рук с изменением темпа музыки.
Противопоставление первого пальца остальным на каждый акцент в музыке. Отведение
и приведение пальцев одной руки и обеих. Выделение пальцев рук. Упражнения для
пальцев рук на детском пианино. Исполнение восходящей и нисходящей гаммы в
пределах пяти нот одной октавы правой и левой рукой отдельно в среднем темпе.
Отстукивание простых ритмических рисунков на барабане двумя палочками
одновременно и каждой отдельно под счет учителя с проговариванием стихов, попевок
и без них.
ИГРЫ ПОД МУЗЫКУ
Выполнение ритмичных движений в соответствии с различным характером
музыки, динамикой (громко, тихо), регистрами (высокий, низкий). Изменение

направления и формы ходьбы, бега, поскоков, танцевальных движений в соответствии
с изменениями в музыке (легкий, танцевальный бег сменяется стремительным,
спортивным; легкое, игривое подпрыгивание — тяжелым, комичным и т. д.).
Выполнение имитационных упражнений и игр, построенных на конкретных
подражательных образах, хорошо знакомых детям (повадки зверей, птиц, движение
транспорта, деятельность человека), в соответствии с определенным эмоциональным
и динамическим характером музыки.
Передача притопами, хлопками и другими движениями резких акцентов в
музыке. Музыкальные игры с предметами. Игры с пением или речевым
сопровождением.
ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Знакомство с танцевальными движениями. Бодрый, спокойный, топающий шаг.
Бег легкий, на полупальцах. Подпрыгивание на двух ногах. Прямой галоп. Маховые
движения рук. Элементы русской пляски: простой хороводный шаг, шаг на всей ступне,
подбоченившись двумя руками (для девочек — движение с платочком); притопы одной
ногой и поочередно, выставление ноги с носка на пятку. Движения парами: бег, ходьба,
кружение на месте. Хороводы в кругу, пляски с притопами, кружением, хлопками.
Данная программа рассчитана на 136 часа ( 5 кл. – 34 часа, 6 кл._ 34 часа,7кл -34
часа, 8 - 34 часа, 9-34 часа), количество учебных недель – 34. На каждом уроке
осуществляется работа по всем четырем разделам программы. В начале и конце
каждого урока должны выполняться упражнения на снятие напряжения, расслабление,
успокоение. В зависимости от целей и задач конкретного урока учитель может отводить
на каждый раздел различное количество времени (по собственному усмотрению)
Результаты освоения учебного предмета.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ
Минимальный уровень
Учащиеся должны уметь:

готовиться к занятиям, входить в зал организованно под музыку,
занимать правильноеисходное положение;

ходить свободным естественным шагом;

ходить и бегать по кругу;

ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;

выполнять игровые и плясовые движения после показа учителя;

начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки.
Достаточный уровень
Учащиеся должны уметь:

готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить свое
место в строю и входить в зал организованно под музыку, приветствовать учителя,
занимать правильное исходное положение (стоять прямо, не опускать голову, без
лишнего напряжения в коленях и плечах, не сутулиться), равняться в шеренге, в
колонне;

ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных
направлениях, не мешая друг другу;

ходить и бегать по кругу с сохранением правильных дистанций, не сужая

круг и не сходя с его линии;

ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;

соотносить темп движений с темпом музыкального произведения;

выполнять игровые и плясовые движения;

выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя;

начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки.
Программа обеспечивает достижение выпускниками следующих личностных,
метапредметных ипредметных результатов.
Личностные результаты:
Ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к
саморазвитию исамообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
Развитие двигательной активности;
Формирование способности к эмоциональному восприятию учебного материала;
осознавать роль танца в жизни ;
Развитие танцевальных навыковМетапредметные Познавательные
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя навыки
контроля и самооценкипроцесса и результата деятельности;
умение ставить и формулировать проблемы;
навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме,
в том числетворческого характера;
Регулятивные
использование речи для регуляции своего действия;
адекватное
восприятие
предложений учителей, товарищей, родителей и других
людей поисправлению допущенных ошибок;
умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
Коммуникативные
В процессе обучения дети учатся:
работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
обращаться за помощью;
предлагать помощь и сотрудничество;слушать собеседника;
договариваться и приходить к общему решению; формулировать собственное
мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

№п/п

Календарно – тематическое планирование 5 классе (34 часа)
Тема

1
2

Построение. Правильное исходное положение
Специальные ритмические упражнения. Ритмическая ходьба на счёт 1, на счёт 2, 3.

3

Упражнения на связь движений с музыкой. Постепенное изменение темпа при ходьбе и
беге

4

Упражнения ритмической гимнастики

5

Упражнения ритмической гимнастики

6

Подготовительные упражнения к танцам.

7

Подвижные музыкально-ритмические и речевые игры.

8

Упражнения ритмической гимнастики

9
10

Теоретические сведения. Что такое музыкальная речь.
Специальные ритмические упражнения. Ходьба с проговариванием слов и с хлопками

11

Упражнения ритмической гимнастики.

12

Упражнения ритмической гимнастики.

13

Подготовительные упражнения к танцам.

14
15
16
17

Элементы танцев. «Наездники» (прямой галоп).
Танцы. Круговой галоп.
Подвижные музыкально-ритмические и речевые игры.
Подвижные музыкально-ритмические и речевые игры. Два Мороза.

18

Подвижные музыкально-ритмические и речевые игры.

19

Упражнения ритмической гимнастики 1.Короткой скакалкой. 2.Гимнастической палкой

20

Упражнения ритмической гимнастики 1.Короткой скакалкой. 2.Гимнастической палкой.

21

Теоретические сведения. Понятие о фразе и предложении в музыке.

22
23

Упражнение на связь движений с музыкой. Смена направления движения с началом
каждой музыкальной фразы.
Упражнения ритмической гимнастики.

24

Элементы танцев. 1.Хороводный шаг.2.Шаг польки.

25
26

Танцы. «Травушка-муравушка». «Полька».
Подвижные, музыкально-ритмические и речевые игры

27
28

Теоретические сведения. Что такое ритмический рисунок.
Специальные ритмические упражнения. Ритмическая ходьба с движениями рук в
соответствии с различными заданиями.

29

Упражнения ритмической гимнастики.

30
31

Упражнения ритмической гимнастики. Без предметов.
Подготовительные упражнения к танцам. Вставание на полупальцы.

32

Подготовительные упражнения к танцам Повторные три притопа.

33
34

Танцы. «Полька».
Подвижные музыкально-ритмические и речевые игры.

Календарно – тематическое планирование 6 классе (34 часа)
№п/п
Тема

1

Игры под музыку. Передача в движении ритмического рисунка

2

Упражнения ритмической гимнастики

3

Специальные ритмические упражнения. Изменение положения рук (на пояс, за
спину, вниз) с различными интервалами (через 2,4,6,8 счётов)

4
5
6
7
8
9

Танцы.
Упражнения ритмической гимнастики
Подготовительные упражнения к танцам.
Подвижные музыкально-ритмические и речевые игры.
Упражнения ритмической гимнастики
Теоретические сведения. Что такое музыкальная речь.
Специальные ритмические упражнения. Ходьба с проговариванием слов и с
хлопками
Упражнения ритмической гимнастики с короткой скакалкой.
Упражнения ритмической гимнастики с.гимнастической палкой.
Подготовительные упражнения к танцам.
Элементы танцев. «Наездники» (прямой галоп).
Танцы. Круговой галоп.
Выполнение ритмичных движений в соответствии сразличным характером
музыки, динамики.
Танцевальные упражнения. Элементы народных танцев.
Подвижные музыкально-ритмические и речевые игры.
Упражнения ритмической гимнастики
Упражнения ритмической гимнастики

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27

Знакомство с танцевальными движениями. Бодрый,спокойный, топающий шаг.
Упражнение на связь движений с музыкой. Смена
направления движения с началом каждой музыкальнойфразы.
Упражнения ритмической гимнастики без предметов и с мячом
Элементы танцев.
Танцы.
Подвижные, музыкально-ритмические и речевые игры.
Теоретические сведения. Что такое ритмический рисунок.
Специальные ритмические упражнения. Ритмическая ходьба с движениями рук
в соответствии с различными

28
29
30
31
32
33
34

заданиями.
Упражнения ритмической гимнастики.
Упражнение на регуляцию мышечного тонуса рук «Вчера», музыка П.Маккартни).
Подготовительные упражнения к танцам.
Подготовительные упражнения к танцам Повторные три притопа.
Танцы.
Танцевальные упражнения. Шаг кадрили
Подвижные музыкально-ритмические и речевые игры.

Календарно – тематическое планирование 7 класс (34 часа)
№п/п
Тема
1

Дыхательные и релаксирующие упражнения. Релаксация «Звенящий ручей»

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23

Игры («Холодно-горячо)
Упражнения с мячом
Музыкально-ритмические движения «Великаны и гномы»
Марш по периметру зала
Игра «Ищи игрушку»
Танцевальные упражнения. Подружились. Музыка Т.Вилькорейской.
Игра «Поехали – поехали» (повторение).
Релаксирующие упражнения
Танцевальные упражнения. Элементы народных танцев.
Игра «Секретное задание».
Игры под музыку. Передача в движении ритмического рисунка
Ритмические упражнения с мячом.
Упражнения на расслабление мышц
Ритмические упражнения с гимнастической палкой
Релаксирующие упражнения.
Танцевальные упражнения. Элементы народных танцев.
Инсценировка песни.
Отработка маршевого шага.
Упражнения на координацию движений.
Имитационные упражнения и игры построенные наподражательных образах.
Подвижная, музыкально-ритмическая и речевая игра.
Подвижная, музыкально-ритмическая и речевая игра. «Мяч
в воздухе»
Подвижная, музыкально-ритмическая и речевая игра.
«Отбивай мяч».
Игра «Догадайся! Что это?»
Подготовительные упражнения к танцам Повторные три притопа.
Подготовительные упражнения к танцам. Вставание на
полу пальцы.
Музыкально-ритмические движения «Великаны и гномы»
Упражнения ритмической гимнастики. Гимнастической
палкой.
Специальные ритмические упражнения. Ритмическая ходьба с движениями рук

24
25
26
27
28
29
30

31
32
33
34

в соответствии с различными
заданиями
Теоретические сведения. Что такое ритмический рисунок
Подвижная музыкально-ритмическая и речевая игра. «Мяч
в воздухе»
Подвижная музыкально-ритмическая и речевая игра.
«Отбивай мяч».
Танцы. Круговой галоп.

Календарно – тематическое планирование 8 класс (34 часа)
№п/п
Тема

15
16
17

Дыхательные и релаксирующие упражнения
Игры («Холодно-горячо)
Марш по периметру зала
Музыкально-ритмические движения «Великаны и гномы»
Марш по периметру зала
Игра «Ищи игрушку»
Ритмико-гимнастические упражнения
Игра «Я знаю пять названий».
Теоретические сведения. Что такое ритмический рисунок.
Подвижные игры с мячом..
Игра «Секретное задание».
Перестроение в круг из шеренги в цепочки.
Ритмические упражнения с мячом.
Разучивание элементов русского хоровода: мелкий шаг на
носочках, движения руками во время ходьбы
Ритмические упражнения с гимнастической палкой
Релаксирующие упражнения.
Подвижная, музыкально-ритмическая и речевая игра. «Мяч в воздухе»

18

Инсценировка песни.

19
20
21

Игры на внимание:Будь внимателен!
Игра «Кошки-мышки»
Специальные ритмические упражнения. Ритмическая ходьба с движениями рук в
соответствии с различнымизаданиями.

22

Подвижная, музыкально-ритмическая и речевая игра. «Пустое место».

23
24

Подвижная, музыкально-ритмическая и речевая игра. «Мяч в воздухе»
«Ритмическое эхо»

25

Игра «Догадайся! Что это?»

26

Подготовительные упражнения к танцам Повторные три притопа.

27

Подготовительные упражнения к танцам. Вставание на полу пальцы.

28

Музыкально-ритмические движения «Великаны и гномы»

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

29

Упражнения ритмической гимнастики с гимнастической палкой.

30
31

Специальные ритмические упражнения. Ритмическая ходьба с движениями рук
в соответствии с различными заданиями
Теоретические сведения. Что такое ритмический рисунок

32
33

Ритмическая гимнастика
Подвижная музыкально-ритмическая и речевая игра. «Отбивай мяч».

34

Маршировка и пение.

Календарно – тематическое планирование 9 класс (34 часа)
№п/п Тема

18

Дыхательные и релаксирующие упражнения
Игры («Холодно-горячо)
Марш по периметру зала
Музыкально-ритмические движения «Великаны и гномы»
Марш по периметру зала
Игра «Ищи игрушку»
Ритмико-гимнастические упражнения
Игра «Я знаю пять названий».
Теоретические сведения. Что такое ритмический рисунок.
Подвижные игры с мячом..
Игра «Секретное задание».
Перестроение в круг из шеренги в цепочки.
Ритмические упражнения с мячом.
Разучивание элементов русского хоровода: мелкий шаг на
носочках, движения руками во время ходьбы
Ритмические упражнения с гимнастической палкой
Релаксирующие упражнения.
Подвижная, музыкально-ритмическая и речевая игра. «Мяч
в воздухе»
Инсценировка песни.

19

Игры на внимание:Будь внимателен!

20

Игра «Кошки-мышки»

21
22
23

Специальные ритмические упражнения. Ритмическая
ходьба с движениями рук в соответствии с различными заданиями.
Подвижная, музыкально-ритмическая и речевая игра.
Подвижная, музыкально-ритмическая и речевая игра. «Мяч в воздухе»

24

«Ритмическое эхо»

25
26

Игра «Догадайся! Что это?»
Подготовительные упражнения к танцам Повторные три притопа.

27

Подготовительные упражнения к танцам. Вставание на полу пальцы.

28

Музыкально-ритмические движения «Великаны и гномы»

29

Упражнения ритмической гимнастики. Гимнастической палкой.

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

31

Специальные ритмические упражнения. Ритмическая ходьба с движениями рук в
соответствии с различными заданиями
Теоретические сведения. Что такое ритмический рисунок

32

Ритмическая гимнастика

33

Подвижная музыкально-ритмическая и речевая игра. «Отбивай мяч».

34

Маршировка и пение.

30

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Программно-методические материалы:
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.
В. Воронковой.
Материально-техническое обеспечение:
 технические средства обучения (магнитофон, компьютер, мультимедийная установка);
 музыкально-дидактические пособия (аудио и видеозаписи, звучащие игрушки, музыкальнодидактические игры),
 детские музыкальные инструменты: флейта, трещотки, колокольчик, треугольник, барабан,
бубен, маракасы, кастаньеты, металлофоны ксилофоны; свистульки, деревянные ложки;
 дидактическое оборудование: обручи, мячи, флажки, скакалки, ленты; дождики, шары,
обручи.
Методическая литература:
1. Власенко О. П. Музыкально-эстетическое воспитание школьников в коррекционных
классах. - Волгоград: Учитель, 2007.-111с.
2. Е.А. Медведева «Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и
коррекционная ритмика» Москва .,2002 г. Уроки ритмики в коррекционной школе 1 -4
класс Волгоград «Учитель» 2006 г.
3. Ж.Е. Фирилева, Е.Г.Сайкина «Танцевально - игровая гимнастика для детей. Учебнометодическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений. - СПб.;
«ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2000
4. Зарецкая Н.В., Роот З. Я. Танцы в детском саду.- М.: Айрис-пресс, 2003.-112с.
5. Коррекционная ритмика – под ред. М. А. Касицына, И. Г. Бородина – Москва, 2007г.
Музыкальная ритмика – под ред. Т. А. Затямина, Л. В. СтрепетоваМ.: «Глобус», 2009г.
6. Т. А. Затямина, Л. В. Стрепетова Музыкальная ритмика: учебно-методическое пособие.
- М.: Издательство «Глобус», 2009
Дополнительная литература для учителя и учащихся:
1. Буренина А. И. Ритмическая мозаика.-СПб.; ЛОИРО, 2000. – 220 с.
2. Ерохина О. В. Школа танцев для детей. – Ростов н/Д; Феникс, 2003.-224с.
3. Михайлова М. А., Воронина Н. В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. Ярославль: Академия развития: 2000.-112 с.
4. Михайлова М. А., Горбина Е. В. Поём, играем, танцуем дома и в саду.- Ярославль:
«Академия развития», 1998.-240с.
5. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду.М. : Издательство « Школьная Пресса», 2000.
6. Чурилова Э. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и
младших школьников: Программа и репертуар.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,
2001.- 160 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».