Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Костомукшского городского округа "Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.С. Пушкина" МБОУ КГО «СОШ №2 им.А.С.Пушкина» «Согласовано» на заседании МСШ протокол №1 от 26.08.2024 г. Руководитель МСШ «Принято» педагогическим советом протокол №1 от 27.08. 2024 г. Директор школы «Утверждено» приказ по школе №151 от 30.08.2024г. Директор школы Герасимчук Н.Н. Хинконен Л.И Герасимчук Н.Н. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Ритмика» адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития г. Костомукша 2024 г. Пояснительная записка. В системе внеурочной деятельности проводится коррекционно-развивающая работа, предусматривающая организацию и проведение занятий, способствующих социально- личностному развитию обучающихся с ОВЗ, коррекции недостатков в психическом и физическом развитии и освоению ими содержания образования. Преподавание ритмики важно. В связи с тем, что у детей с ограниченными возможностями здоровья часто наблюдается нарушение двигательных функций. Ритмика оказывает положительное влияние на психофизиологические процессы, познавательную, эмоционально-волевую сферы ребенка, обеспечивает коррекцию психомоторики детей данной категории. Принимая во внимание, что Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 г. № 3081-р, к приоритетным направлениям развития сферы физической культуры и спорта отнесено обеспечение дальнейшего совершенствования учебного предмета «Физическая культура». При реализации учебного плана, где количество часов на физическую культуру составляет 2 часа, третий час реализуется за счет часов внеурочной деятельности в рамках занятий «Ритмика». Адаптированная рабочая программа по ритмике для 5-9 классов составлена под редакцией Воронковой В.В. Рабочая программа коррекционно – развивающих занятий внеурочной деятельности «Ритмика» составлена на основе: 1. Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», 2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер – 64101) 3. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1025 "Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (Зарегистрирован 21.03.2023 № 72653) Федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 04.10.2010 г № 986, зарегистрирован в Минюсте России 03.02.2011 г., регистрационный номер 19682). 4. Санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" (постановление Главного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. № 2). Цель программы обучения: необходимость осуществления коррекции недостатков психического и физического развития детей средствами музыкальноритмической деятельности. Содержанием работы на уроках ритмически является музыкально-ритмическая деятельность детей. Они учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, танцевать. Задачи программы обучения: формирование временных, пространственных представлений,исправление: недостатков физического развития; развитие познавательной деятельности и общегоразвития учащихся; воспитание положительных качеств личности: настойчивость, самостоятельность, любознательность, дисциплинированность, дружелюбие, коллективизм. Адресат программы: дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и дети – инвалиды. Программа по ритмике состоит из 5 разделов: УПРАЖНЕНИЯ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ Правильное исходное положение. Ходьба и бег: с высоким подниманием колен, с отбрасыванием прямой ноги вперед и оттягиванием носка. Перестроение в круг из шеренги, цепочки. Ориентировка в направлении движений вперед, назад, направо, налево, в круг, из круга. Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы. РИТМИКО-ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ · Общеразвивающие упражнения. Наклоны, выпрямление и повороты головы, круговые движения плечами («паровозики»). Движения рук в разных направлениях без предметов и с предметами (флажки, погремушки, ленты). Наклоны и повороты туловища вправо, влево (класть и поднимать предметы перед собой и сбоку). Приседания с опорой и без опоры, с предметами (обруч, палка, флажки, мяч). Сгибание и разгибание ноги в подъеме, отведение стопы наружу и приведение ее внутрь, круговые движения стопой, выставление ноги на носок вперед и в стороны, вставание на полупальцы. Упражнения на выработку осанки. Упражнения на координацию движений. Перекрестное поднимание и опускание рук (правая рука вверху, левая внизу). Одновременные движения правой руки вверх, левой — в сторону; правой руки — вперед, левой — вверх. Выставление левой ноги вперед, правой руки — перед собой; правой ноги — в сторону, левой руки — в сторону и т. д. Изучение позиций рук: смена позиций рук отдельно каждой и обеими одновременно; провожать движение руки головой, взглядом. Отстукивание, прохлопывание, протопывание простых ритмических рисунков. Упражнение на расслабление мышц. Подняв руки в стороны и слегка наклонившись вперед, по сигналу учителя или акценту в музыке уронить руки вниз; быстрым, непрерывным движением предплечья свободно потрясти кистями (имитация отряхивания воды с пальцев); подняв плечи как можно выше, дать им свободно опуститься в нормальное положение. Свободное круговое движение рук. Перенесение тяжести тела с пяток на носки и обратно, с одной ноги на другую (маятник). УПРАЖНЕНИЯ С МУЗЫКАЛЬНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ Движения кистей рук в разных направлениях. Поочередное и одновременное сжимание в кулак и разжимание пальцев рук с изменением темпа музыки. Противопоставление первого пальца остальным на каждый акцент в музыке. Отведение и приведение пальцев одной руки и обеих. Выделение пальцев рук. Упражнения для пальцев рук на детском пианино. Исполнение восходящей и нисходящей гаммы в пределах пяти нот одной октавы правой и левой рукой отдельно в среднем темпе. Отстукивание простых ритмических рисунков на барабане двумя палочками одновременно и каждой отдельно под счет учителя с проговариванием стихов, попевок и без них. ИГРЫ ПОД МУЗЫКУ Выполнение ритмичных движений в соответствии с различным характером музыки, динамикой (громко, тихо), регистрами (высокий, низкий). Изменение направления и формы ходьбы, бега, поскоков, танцевальных движений в соответствии с изменениями в музыке (легкий, танцевальный бег сменяется стремительным, спортивным; легкое, игривое подпрыгивание — тяжелым, комичным и т. д.). Выполнение имитационных упражнений и игр, построенных на конкретных подражательных образах, хорошо знакомых детям (повадки зверей, птиц, движение транспорта, деятельность человека), в соответствии с определенным эмоциональным и динамическим характером музыки. Передача притопами, хлопками и другими движениями резких акцентов в музыке. Музыкальные игры с предметами. Игры с пением или речевым сопровождением. ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Знакомство с танцевальными движениями. Бодрый, спокойный, топающий шаг. Бег легкий, на полупальцах. Подпрыгивание на двух ногах. Прямой галоп. Маховые движения рук. Элементы русской пляски: простой хороводный шаг, шаг на всей ступне, подбоченившись двумя руками (для девочек — движение с платочком); притопы одной ногой и поочередно, выставление ноги с носка на пятку. Движения парами: бег, ходьба, кружение на месте. Хороводы в кругу, пляски с притопами, кружением, хлопками. Данная программа рассчитана на 136 часа ( 5 кл. – 34 часа, 6 кл._ 34 часа,7кл -34 часа, 8 - 34 часа, 9-34 часа), количество учебных недель – 34. На каждом уроке осуществляется работа по всем четырем разделам программы. В начале и конце каждого урока должны выполняться упражнения на снятие напряжения, расслабление, успокоение. В зависимости от целей и задач конкретного урока учитель может отводить на каждый раздел различное количество времени (по собственному усмотрению) Результаты освоения учебного предмета. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ Минимальный уровень Учащиеся должны уметь: готовиться к занятиям, входить в зал организованно под музыку, занимать правильноеисходное положение; ходить свободным естественным шагом; ходить и бегать по кругу; ритмично выполнять несложные движения руками и ногами; выполнять игровые и плясовые движения после показа учителя; начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки. Достаточный уровень Учащиеся должны уметь: готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить свое место в строю и входить в зал организованно под музыку, приветствовать учителя, занимать правильное исходное положение (стоять прямо, не опускать голову, без лишнего напряжения в коленях и плечах, не сутулиться), равняться в шеренге, в колонне; ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях, не мешая друг другу; ходить и бегать по кругу с сохранением правильных дистанций, не сужая круг и не сходя с его линии; ритмично выполнять несложные движения руками и ногами; соотносить темп движений с темпом музыкального произведения; выполнять игровые и плясовые движения; выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя; начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки. Программа обеспечивает достижение выпускниками следующих личностных, метапредметных ипредметных результатов. Личностные результаты: Ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию исамообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; Развитие двигательной активности; Формирование способности к эмоциональному восприятию учебного материала; осознавать роль танца в жизни ; Развитие танцевальных навыковМетапредметные Познавательные определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя навыки контроля и самооценкипроцесса и результата деятельности; умение ставить и формулировать проблемы; навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числетворческого характера; Регулятивные использование речи для регуляции своего действия; адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей поисправлению допущенных ошибок; умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; Коммуникативные В процессе обучения дети учатся: работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных; обращаться за помощью; предлагать помощь и сотрудничество;слушать собеседника; договариваться и приходить к общему решению; формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. №п/п Календарно – тематическое планирование 5 классе (34 часа) Тема 1 2 Построение. Правильное исходное положение Специальные ритмические упражнения. Ритмическая ходьба на счёт 1, на счёт 2, 3. 3 Упражнения на связь движений с музыкой. Постепенное изменение темпа при ходьбе и беге 4 Упражнения ритмической гимнастики 5 Упражнения ритмической гимнастики 6 Подготовительные упражнения к танцам. 7 Подвижные музыкально-ритмические и речевые игры. 8 Упражнения ритмической гимнастики 9 10 Теоретические сведения. Что такое музыкальная речь. Специальные ритмические упражнения. Ходьба с проговариванием слов и с хлопками 11 Упражнения ритмической гимнастики. 12 Упражнения ритмической гимнастики. 13 Подготовительные упражнения к танцам. 14 15 16 17 Элементы танцев. «Наездники» (прямой галоп). Танцы. Круговой галоп. Подвижные музыкально-ритмические и речевые игры. Подвижные музыкально-ритмические и речевые игры. Два Мороза. 18 Подвижные музыкально-ритмические и речевые игры. 19 Упражнения ритмической гимнастики 1.Короткой скакалкой. 2.Гимнастической палкой 20 Упражнения ритмической гимнастики 1.Короткой скакалкой. 2.Гимнастической палкой. 21 Теоретические сведения. Понятие о фразе и предложении в музыке. 22 23 Упражнение на связь движений с музыкой. Смена направления движения с началом каждой музыкальной фразы. Упражнения ритмической гимнастики. 24 Элементы танцев. 1.Хороводный шаг.2.Шаг польки. 25 26 Танцы. «Травушка-муравушка». «Полька». Подвижные, музыкально-ритмические и речевые игры 27 28 Теоретические сведения. Что такое ритмический рисунок. Специальные ритмические упражнения. Ритмическая ходьба с движениями рук в соответствии с различными заданиями. 29 Упражнения ритмической гимнастики. 30 31 Упражнения ритмической гимнастики. Без предметов. Подготовительные упражнения к танцам. Вставание на полупальцы. 32 Подготовительные упражнения к танцам Повторные три притопа. 33 34 Танцы. «Полька». Подвижные музыкально-ритмические и речевые игры. Календарно – тематическое планирование 6 классе (34 часа) №п/п Тема 1 Игры под музыку. Передача в движении ритмического рисунка 2 Упражнения ритмической гимнастики 3 Специальные ритмические упражнения. Изменение положения рук (на пояс, за спину, вниз) с различными интервалами (через 2,4,6,8 счётов) 4 5 6 7 8 9 Танцы. Упражнения ритмической гимнастики Подготовительные упражнения к танцам. Подвижные музыкально-ритмические и речевые игры. Упражнения ритмической гимнастики Теоретические сведения. Что такое музыкальная речь. Специальные ритмические упражнения. Ходьба с проговариванием слов и с хлопками Упражнения ритмической гимнастики с короткой скакалкой. Упражнения ритмической гимнастики с.гимнастической палкой. Подготовительные упражнения к танцам. Элементы танцев. «Наездники» (прямой галоп). Танцы. Круговой галоп. Выполнение ритмичных движений в соответствии сразличным характером музыки, динамики. Танцевальные упражнения. Элементы народных танцев. Подвижные музыкально-ритмические и речевые игры. Упражнения ритмической гимнастики Упражнения ритмической гимнастики 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 Знакомство с танцевальными движениями. Бодрый,спокойный, топающий шаг. Упражнение на связь движений с музыкой. Смена направления движения с началом каждой музыкальнойфразы. Упражнения ритмической гимнастики без предметов и с мячом Элементы танцев. Танцы. Подвижные, музыкально-ритмические и речевые игры. Теоретические сведения. Что такое ритмический рисунок. Специальные ритмические упражнения. Ритмическая ходьба с движениями рук в соответствии с различными 28 29 30 31 32 33 34 заданиями. Упражнения ритмической гимнастики. Упражнение на регуляцию мышечного тонуса рук «Вчера», музыка П.Маккартни). Подготовительные упражнения к танцам. Подготовительные упражнения к танцам Повторные три притопа. Танцы. Танцевальные упражнения. Шаг кадрили Подвижные музыкально-ритмические и речевые игры. Календарно – тематическое планирование 7 класс (34 часа) №п/п Тема 1 Дыхательные и релаксирующие упражнения. Релаксация «Звенящий ручей» 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 Игры («Холодно-горячо) Упражнения с мячом Музыкально-ритмические движения «Великаны и гномы» Марш по периметру зала Игра «Ищи игрушку» Танцевальные упражнения. Подружились. Музыка Т.Вилькорейской. Игра «Поехали – поехали» (повторение). Релаксирующие упражнения Танцевальные упражнения. Элементы народных танцев. Игра «Секретное задание». Игры под музыку. Передача в движении ритмического рисунка Ритмические упражнения с мячом. Упражнения на расслабление мышц Ритмические упражнения с гимнастической палкой Релаксирующие упражнения. Танцевальные упражнения. Элементы народных танцев. Инсценировка песни. Отработка маршевого шага. Упражнения на координацию движений. Имитационные упражнения и игры построенные наподражательных образах. Подвижная, музыкально-ритмическая и речевая игра. Подвижная, музыкально-ритмическая и речевая игра. «Мяч в воздухе» Подвижная, музыкально-ритмическая и речевая игра. «Отбивай мяч». Игра «Догадайся! Что это?» Подготовительные упражнения к танцам Повторные три притопа. Подготовительные упражнения к танцам. Вставание на полу пальцы. Музыкально-ритмические движения «Великаны и гномы» Упражнения ритмической гимнастики. Гимнастической палкой. Специальные ритмические упражнения. Ритмическая ходьба с движениями рук 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 в соответствии с различными заданиями Теоретические сведения. Что такое ритмический рисунок Подвижная музыкально-ритмическая и речевая игра. «Мяч в воздухе» Подвижная музыкально-ритмическая и речевая игра. «Отбивай мяч». Танцы. Круговой галоп. Календарно – тематическое планирование 8 класс (34 часа) №п/п Тема 15 16 17 Дыхательные и релаксирующие упражнения Игры («Холодно-горячо) Марш по периметру зала Музыкально-ритмические движения «Великаны и гномы» Марш по периметру зала Игра «Ищи игрушку» Ритмико-гимнастические упражнения Игра «Я знаю пять названий». Теоретические сведения. Что такое ритмический рисунок. Подвижные игры с мячом.. Игра «Секретное задание». Перестроение в круг из шеренги в цепочки. Ритмические упражнения с мячом. Разучивание элементов русского хоровода: мелкий шаг на носочках, движения руками во время ходьбы Ритмические упражнения с гимнастической палкой Релаксирующие упражнения. Подвижная, музыкально-ритмическая и речевая игра. «Мяч в воздухе» 18 Инсценировка песни. 19 20 21 Игры на внимание:Будь внимателен! Игра «Кошки-мышки» Специальные ритмические упражнения. Ритмическая ходьба с движениями рук в соответствии с различнымизаданиями. 22 Подвижная, музыкально-ритмическая и речевая игра. «Пустое место». 23 24 Подвижная, музыкально-ритмическая и речевая игра. «Мяч в воздухе» «Ритмическое эхо» 25 Игра «Догадайся! Что это?» 26 Подготовительные упражнения к танцам Повторные три притопа. 27 Подготовительные упражнения к танцам. Вставание на полу пальцы. 28 Музыкально-ритмические движения «Великаны и гномы» 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 29 Упражнения ритмической гимнастики с гимнастической палкой. 30 31 Специальные ритмические упражнения. Ритмическая ходьба с движениями рук в соответствии с различными заданиями Теоретические сведения. Что такое ритмический рисунок 32 33 Ритмическая гимнастика Подвижная музыкально-ритмическая и речевая игра. «Отбивай мяч». 34 Маршировка и пение. Календарно – тематическое планирование 9 класс (34 часа) №п/п Тема 18 Дыхательные и релаксирующие упражнения Игры («Холодно-горячо) Марш по периметру зала Музыкально-ритмические движения «Великаны и гномы» Марш по периметру зала Игра «Ищи игрушку» Ритмико-гимнастические упражнения Игра «Я знаю пять названий». Теоретические сведения. Что такое ритмический рисунок. Подвижные игры с мячом.. Игра «Секретное задание». Перестроение в круг из шеренги в цепочки. Ритмические упражнения с мячом. Разучивание элементов русского хоровода: мелкий шаг на носочках, движения руками во время ходьбы Ритмические упражнения с гимнастической палкой Релаксирующие упражнения. Подвижная, музыкально-ритмическая и речевая игра. «Мяч в воздухе» Инсценировка песни. 19 Игры на внимание:Будь внимателен! 20 Игра «Кошки-мышки» 21 22 23 Специальные ритмические упражнения. Ритмическая ходьба с движениями рук в соответствии с различными заданиями. Подвижная, музыкально-ритмическая и речевая игра. Подвижная, музыкально-ритмическая и речевая игра. «Мяч в воздухе» 24 «Ритмическое эхо» 25 26 Игра «Догадайся! Что это?» Подготовительные упражнения к танцам Повторные три притопа. 27 Подготовительные упражнения к танцам. Вставание на полу пальцы. 28 Музыкально-ритмические движения «Великаны и гномы» 29 Упражнения ритмической гимнастики. Гимнастической палкой. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 31 Специальные ритмические упражнения. Ритмическая ходьба с движениями рук в соответствии с различными заданиями Теоретические сведения. Что такое ритмический рисунок 32 Ритмическая гимнастика 33 Подвижная музыкально-ритмическая и речевая игра. «Отбивай мяч». 34 Маршировка и пение. 30 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение Программно-методические материалы: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой. Материально-техническое обеспечение: технические средства обучения (магнитофон, компьютер, мультимедийная установка); музыкально-дидактические пособия (аудио и видеозаписи, звучащие игрушки, музыкальнодидактические игры), детские музыкальные инструменты: флейта, трещотки, колокольчик, треугольник, барабан, бубен, маракасы, кастаньеты, металлофоны ксилофоны; свистульки, деревянные ложки; дидактическое оборудование: обручи, мячи, флажки, скакалки, ленты; дождики, шары, обручи. Методическая литература: 1. Власенко О. П. Музыкально-эстетическое воспитание школьников в коррекционных классах. - Волгоград: Учитель, 2007.-111с. 2. Е.А. Медведева «Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика» Москва .,2002 г. Уроки ритмики в коррекционной школе 1 -4 класс Волгоград «Учитель» 2006 г. 3. Ж.Е. Фирилева, Е.Г.Сайкина «Танцевально - игровая гимнастика для детей. Учебнометодическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений. - СПб.; «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2000 4. Зарецкая Н.В., Роот З. Я. Танцы в детском саду.- М.: Айрис-пресс, 2003.-112с. 5. Коррекционная ритмика – под ред. М. А. Касицына, И. Г. Бородина – Москва, 2007г. Музыкальная ритмика – под ред. Т. А. Затямина, Л. В. СтрепетоваМ.: «Глобус», 2009г. 6. Т. А. Затямина, Л. В. Стрепетова Музыкальная ритмика: учебно-методическое пособие. - М.: Издательство «Глобус», 2009 Дополнительная литература для учителя и учащихся: 1. Буренина А. И. Ритмическая мозаика.-СПб.; ЛОИРО, 2000. – 220 с. 2. Ерохина О. В. Школа танцев для детей. – Ростов н/Д; Феникс, 2003.-224с. 3. Михайлова М. А., Воронина Н. В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. Ярославль: Академия развития: 2000.-112 с. 4. Михайлова М. А., Горбина Е. В. Поём, играем, танцуем дома и в саду.- Ярославль: «Академия развития», 1998.-240с. 5. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду.М. : Издательство « Школьная Пресса», 2000. 6. Чурилова Э. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.- 160 с.