Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Костомукшского городского округа "Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.С. Пушкина" МБОУ КГО «СОШ №2 им.А.С.Пушкина» «Согласовано» на заседании МСШ протокол №1 от 26.08.2024 г. Руководитель МСШ «Принято» педагогическим советом протокол №1 от 27.08. 2024 г. Директор школы «Утверждено» приказ по школе №151 от 30.08.2024г. Директор школы Герасимчук Н.Н. Хинконен Л.И Герасимчук Н.Н. Рабочая программа Коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия: Психокоррекционные занятия (дефектологические)» адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития г. Костомукша 2024 г. Пояснительная записка Курс занятий по развитию познавательной деятельности с обучающими 5-9 классов, имеющими трудности в обучении, в том числе с ОВЗ (ЗПР)» составлена на основе: Учебно – тематическое планирование разработано на основании методического пособия: - Программа коррекционной работы в школе : Психолого – педагогическое обеспечение образовательного процесса. Нейропсихологическая диагностика, профилактика и коррекция в школе / А.В.Семенович. – М. : Дрофа, 2015. Программа коррекционной работы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования направлена на создание системы комплексной помощи детям, имеющим трудности в освоении основной образовательной программы начального общего образования, основной образовательной программы 5-9 классов, коррекцию недостатков в психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию. Программа коррекционной работы направлена также на разрешение таких проблем, возникающих в процессе образования школьников, как несоответствие уровня психического развития ребенка возрастной норме, низкий уровень готовности к систематическому обучению, низкая познавательная и учебная мотивация, негативные тенденции личностного развития, эмоциональные нарушения поведения; дезадаптация в школе; неуспеваемость и другие. Цель: индивидуальная коррекция познавательной сферы детей, направленная подготовка к усвоению ими учебного материала; создание благоприятных условий для развития личности каждого ребенка и достижения планируемых результатов основной образовательной, адаптированной образовательной программ всеми обучающимися, в том числе детьми с ЗПР, посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Задачи программы: 1. Диагностика, формирование, развитие, совершенствование и коррекция познавательных процессов у детей (восприятия, внимания, памяти, мышления, моторной деятельности). 2. Стимулирование интереса к учебной и игровой деятельности. 3. Формирование позитивной мотивации к учебной деятельности. Программа коррекционной работы предусматривает индивидуальные, групповые формы занятий с педагогом - психологом. Основные задачи и содержание образования на каждом уровне формируются исходя из психологических характеристик учащегося данного возраста Основное общее образование (5-9 классы): o достижение выпускниками 5-9 классов уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе как по математическому и естественнонаучному, так и по социально-культурному направлениям; o формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности; o приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания; o повышение мотивации обучения через активизацию познавательной деятельности; организация целенаправленной познавательной деятельности учащихся, направленной на дальнейшее развитие личности учащегося, его индивидуальных возможностей и интересов, способности к социальному определению; o сохранение и укрепление здоровья детей, формирование основ здорового образа жизни. Описание места коррекционного курса в учебном плане Рабочая программа «Коррекционно-развивающие занятия (психокоррекционные) групповые», является частью коррекционно-развивающей области. В соответствии с учебным планом коррекционный курс «Коррекционно-развивающие занятия (психокоррекционные) - групповые» реализуется с 5-9 класс по 1 часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет в 9 классе 33 часа, в 5-8 34 часа. 1. Содержание коррекционного курса Содержание программы разрабатывалось на основе принципов: гуманистической направленности (отношение педагога к детям и подросткам как к ответственным субъектам собственного развития; стратегия взаимодействия, основанная на субъект - субъектных отношениях); природосообразности (воспитание детей сообразно их полу, возрасту, ограниченным возможностям здоровья; формирование ответственности за развитие самих себя, за последствия своих действий и поведения); культуросообразности (воспитание основывается на общечеловеческих ценностях); эффективности социального взаимодействия (расширение сфер общения; формирование социально-бытовых умений и навыков); сотрудничества с родителями. Данная коррекционно – развивающая программа составлена для детей, имеющих трудности в усвоении школьных дисциплин, связанных: o с проблемами здоровья обучающихся (дети с ОВЗ); o с недостаточным развитием психических процессов личности школьника (памяти, внимания, логического мышления); o с низкой мотивацией обучения; Все занятия ориентированы на следующие направления: 1. Комплексное исследование фонда знаний, умений, навыков, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, речи, наблюдение за динамикой психического развития в условиях коррекционной работы, выстраивание психолого-педагогического прогноза для каждого следующего занятия; 2. Развитие познавательной активности, обеспечение устойчивой положительной мотивации в различных видах деятельности. Формирование знаний, умений и навыков с учетом возрастных и индивидуально-типологических возможностей. 3. Психологическая работа, направленная на обеспечение полноценного психического развития ребенка, предполагает решение следующих задач: Формирование психологического базиса для развития высших психических функций: o обеспечение полноценного физического развития, оздоровление организма; o коррекция недостатков в двигательной сфере; o развитие общей и мелкой моторики; o формирование чувства ритма; o создание условий для полноценного межличностного взаимодействия через систему специальных игровых упражнений. Целенаправленное формирование высших психических функций: o развитие сенсорно - перцептивной деятельности и формирование эталонных представлений; o формирование мыслительной деятельности во взаимосвязи с развитием речи; o развитие умственных способностей через овладение действиями замещения и наглядное моделирование в различных видах деятельности; o развитие творческих способностей. 1. Формирование ведущих видов деятельности, их мотивационных, ориентировочнооперационных и регуляционных компонентов: o целенаправленное формирование учебной деятельности: умение программировать, контролировать, регулировать и оценивать результаты при выполнении заданий; o всестороннее развитие предметно-практической деятельности. 1. Коррекция недостатков в эмоционально-волевой сфере: o формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения; o преодоление негативных качеств формирующего характера, предупреждение и устранение аффективных, негативистских проявлений, отклонений в поведении. 1. Преодоление недостатков в речевом развитии: o целенаправленное формирование функций речи; o особое внимание следует уделить развитию словесной регуляции действий у детей с задержанным психическим развитием, формированию и развитию связной речи; o создание условий для овладения ребенком всеми компонентами языковой системы; o одной из важнейших задач является формирование навыков письма и чтения. 1. Формирование коммуникативной деятельности: o обеспечение эмоциональных и «деловых» контактов со взрослыми и сверстниками; o формирование механизмов психологической адаптации в коллективе сверстников, формирование полноценных межличностных связей. Тематическое планирование № Название темы, Планируемые результаты по каждой теме п/п количество часов. (характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий предметных, личностных, метапредметных)) Основное содержание по темам 5 класс 1 Входная диагностика познавательных процессов (4 часа). Исследование восприятия пространства, времени, цвета, формы. Исследование устойчивости внимания. Исследование зрительной, слуховой, логической памяти. Исследование словесно – логического, наглядно – действенного мышления. 2 Коррекция, развитие и диагно стика познавательных процес сов (17 часов). Восприятие пространства. Формирование пространственных представлений. Развитие восприятия времени. Развитие восприятия формы и цвета, величины и веса. Развитие устойчивости, концентрации, переключения внимания. Развитие зрительной и слуховой памяти, словесно-логического мышления. Развивать умения классифицировать. 3 Диагностика моторной деятел Исследование развития движений пальцев и рук, ьности (2 часа). пластичности. Оценка способности отображать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. 4 Коррекция, развитие и диагно стика моторной деятельности (7 часов). Расслабление с фиксацией на дыхание. Дыхательная гимнастика. Расслабление по контрасту. Развитие тонких тактильных ощущений. 5 Заключительная диагностика (4 часа). Диагностика памяти, внимания и мышления. Анализ диагностических материалов, самооценка. Всего 34 часа 6 класс 1 Входная диагностика познавательных процессов (9 часов ). Исследование зрительного и слухового восприятия. Оценка восприятия пространства и времени. Исследование внимания, мышления и памяти. Диагностика учебно – логических умений: анализ, синтез, сравнение, обобщение. 2 Коррекция, развитие и диагно стика Коррекция и развитие внимания, памяти и мышления. познавательных процессов (20 часов). 3 Заключительная диагностика (5 часов). Диагностика памяти, внимания и мышления. Анализ диагностических материалов, самооценка. Всего 34 часа 7 класс 1 Входная диагностика познавательных процессов (9 часов ). Исследование зрительного и слухового восприятия. Оценка восприятия пространства и времени. Исследование внимания, мышления и памяти. Диагностика учебно – логических умений: анализ, синтез, сравнение, обобщение. 2 Коррекция, развитие и диагно стика Коррекция и развитие внимания, памяти и мышления. Коррекция и развитие восприятия пространства и целостного представления мира. познавательных процессов (20 часов). 3 Заключительная диагностика (5 часов). Диагностика памяти, внимания и мышления. Анализ диагностических материалов, самооценка. Всего 34 часа 8 класс 1 Входная диагностика познавательных процессов (9 часов ). Исследование зрительного и слухового восприятия. Оценка восприятия пространства и времени. Исследование внимания, мышления и памяти. Диагностика учебно – логических умений: анализ, синтез, сравнение, обобщение. 2 Коррекция, развитие и диагно стика Коррекция и развитие внимания, памяти и мышления. Коррекция и развитие восприятия пространства и целостного представления мира. познавательных процессов (20 часов). 3 Заключительная диагностика Диагностика памяти, внимания и мышления. Анализ (5 часов). диагностических материалов, самооценка. Всего 34 часа 9 класс 1 Входная диагностика познавательных процессов (9 часов ). Исследование зрительного и слухового восприятия. Оценка восприятия пространства и времени. Исследование внимания, мышления и памяти. Диагностика учебно – логических умений: анализ, синтез, сравнение, обобщение. 2 Коррекция, развитие и диагно стика Коррекция и развитие внимания, памяти и мышления. Коррекция и развитие восприятия пространства и целостного представления мира. познавательных процессов (20 часов). 3 Заключительная диагностика (5 часа). Диагностика памяти, внимания и мышления. Анализ диагностических материалов, самооценка. Всего 34 часа Планируемые результаты. Личностные результаты: 1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 3. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; 4. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 5. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 6. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; 7. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; 8. осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; Метапредметные результаты: 1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; 5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 7. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; 8. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Результаты освоения коррекционно – развивающего курса: 1) умение делать обобщения и умозаключения самостоятельно; 2) умение классифицировать предметы по их существенным признакам самостоятельно; 3) умение устранять логические ошибки; 4) умение хранить в памяти и использовать полученные инструкции. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса Методическая литература o Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников. – М.: «Академия», 2000. o Диагностика и коррекция психического развития школьника./ Под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько. Минск: изд-во «Научная книга», 1997. – с. 67-70. o Додонов Б.И. Методика исследования эмоциональной направленности личности. – М.: ТЦ «Сфера», 1996. – 204 с. o Дробинская А.О. Школьные трудности «нестандартных» детей. – М.: Школа- Пресс, 1999. – с. 81-88. o Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция. М.: Просвещение, 1992. – 95 с. o Программа коррекционной работы в школе Психолого – педагогическое сопровождение образовательного процесса. Нейропсихологическая диагностика, профилактика и коррекция в школе / А.В.Семенович. – М : Дрофа, 2015. o Психолого – педагогическое сопровождение детей с отклоняющимся поведением: психологическая диагностика, игровые технологии / авт.- сост. И.Н.Хоменко. – Волгоград: Учитель, 2009. Календарно –тематическое планирование №п/п Дата План Тема урока Примечание Факт 5 класс 1 Исследование восприятия пространства, времени, цвета, формы. (Упр. «Поиск по признакам», «Назови такой же») 2 Исследование устойчивости внимания. (Методика «Знаковый тест») 3 Исследование зрительной, слуховой, логической памяти. (Методика «Запомни слова», «Запомни числа»). 4 Исследование словесно – логического, наглядно – действенного мышления. (Методика «Четвертый лишний», «Найди лишнее слово»). 5-6 Восприятие пространства. Формирование пространственных представлений. (Упр. «Развиваем глазомер», «Измеряем на глазок», «Что за картинка», «Определи размер на ощупь»). 7 Развитие восприятия времени. (Упр. «Кто старше?», «Назови месяц дальше», заучивание скороговорок). 8 Развитие восприятия формы и цвета, величины и веса. (Упр. «Какой цвет пропал?», «Построй башню», методики «Вес предмета», «Кто больше весит?») 9 Диагностика развития восприятия. 10 Развитие устойчивости внимания. (Упр. «Найди 5 отличий», «Исключение лишнего») 11 Развитие умения распределять внимание. (Упр. «Корректурная проба», «Графический диктант») 12 Развитие концентрации и устойчивости внимания. (Упр. «В магазине зеркал», «Исключение лишнего», «Найди отличие») 13 Развитие произвольного внимания. (упр. «Лото», «Найди двух одинаковых животных», «Воспроизведение геометрических фигур»). 14 Диагностика развития внимания. 15 Развитие зрительной памяти. (Упр. «Чей это дом?», «Ярмарка автомобилей», «Разрезанная картинка») 16 Развитие слуховой памяти. (Упр. «Маленький рассказ», «Стихи и образы», «Назови идею», «Учимся запоминать надолго») 17 Диагностика развития памяти. 18-20 Развитие словесно – логического мышления: Развитие умения узнавать предметы по заданным признакам; Формирование способности выделять существенные признаки предметов; Развитие умений классифицировать; Развитие умений выбирать основание для классификации. 21 Диагностика развития мышления. 22 Исследование развития движений пальцев и рук, пластичности. 23 Оценка способности отображать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. (Упр. «Радость», «Печаль») 24 Расслабление с фиксацией на дыхание. Дыхательная гимнастика. 25 Расслабление по контрасту с напряжением. (Упр. «Расслабление и напряжение») 26 Развитие пластичности и выразительности движений пальцев рук. 27 (Методика «Теневой театр», «Составь и вырежи»). 28 Развитие тонких тактильных ощущений. (Упр. «Кусочки ткани», «Узнай предмет на ощупь»). 29 Отображение эмоциональных состояний с помощью мимики, жестов, прикосновений, движений тела. (Упр. «Радость», «Печаль», гимнастика для глаз.) 30 Диагностика моторной деятельности. 31 Диагностика восприятия, внимания 32 Диагностика памяти. 33 Диагностика мышления. 34 Анализ диагностических материалов, самооценка. 6 класс 1 Исследование зрительного и слухового восприятия (Методика «Узнавание недорисованных, зашумленных, неправильно нарисованных предметов», уровень сложности 2) 2 Оценка восприятия пространства и времени (Методики «Далеко - близко», «Слева – справа», уровень сложности 2) 3 Исследование концентрации, устойчивости, объема и переключения внимания. (Корректурная проба Бурдона, уровень сложности 2) 4 Исследование переключения, распределения внимания. (Методики «Красно – черная таблица», «Найди ошибки», уровень сложности 2) 5 Оценка зрительной и слуховой памяти. (Методика «Узнавание фигур», 6 «Запомни фигуры», «Заучивание 10 слов Лурия», уровень сложности 2) 7 Диагностика смысловой памяти. (Воспроизведение рассказа, методика «Изучение уровня развития краткосрочной смысловой памяти») 8 Диагностика наглядно – действенного, наглядно – образного мышления. (Методики «Разрезные картинки», «Цветные матрицы», «Почини коврик», уровень сложности 9 Исследование словесно – логического мышления, обобщения, абстрагирования. (Методики «Простые аналогии», «Исключение лишнего», «четвертый лишний», уровень сложности 2 ). 10 Диагностика учебно – логических умений: анализ, синтез, сравнение, обобщение. (Методики «Сравнение и различие понятий», «Классификация предметов»). 11-12 Коррекция и развитие восприятия пространства. (Программа по коррекции пространственной ориентации). 13 Коррекция и развитие способности к целостному восприятию формы предметов. (Методика «Дорисуй предмет», «Сложи рисунки из фигур») 14 Коррекция и развитие восприятия времени. (Игры «Времена года», «Быстро - долго», «Кто старше?») 15 4. Диагностика развития восприятия. 16-17 Коррекция и развитие концентрации и устойчивости внимания. Методики «Корректурная проба (буквенный вариант)»; «Перепутанные линии», «Счет по 1, 3, 10, 20») 18 Коррекция и развитие концентрации слухового внимания. (Методики «Запомни слово», «Решение задач устно», игры «Что лишнее?», «Опиши предмет») 19 Коррекция и развитие переключения внимания. (Игры «Хлопни - встань», «Не пропусти профессию», методики «Внимание», «Красно–черная таблица»; «Красно – черные пары», «Устный счет», «два дела одновременно»). 20 Коррекция и развитие распределения внимания (Методика «Знаковый тест», «Грамматический анализ текста», «Найди и подчеркни») 21 Диагностика развития внимания. 22-23 Развитие способности к воссозданию мыслительных образов. 24-25 Коррекция и развитие словесно – логической памяти. 26 Коррекция и развитие зрительной памяти, объема кратковременной зрительной памяти. (Методики «Фигуры»,«Осознаниесловесного материала», игры «Бусы», «Расставь точки»). 27 Коррекция и развитие слуховой памяти, объема кратковременной слуховой памяти. (Методика «Запоминаниечисел»,«Осознание словесного материала», игры «Слушай внимательно», «Запоминание слов»). 28 Коррекция и развитие наглядно – образного мышления. (Методики «Лабиринт, «На что это похоже?», «Продолжи узор», «Платочек», «Составь фигуру»). 29 Коррекция и развитие наглядно – действенного мышления. (Методики «Составь фигуру», «сложи фигуры», «Пройди через лабиринт», «Воспроизведи рисунок», игра «Муха») 30 Коррекция и развитие словесно – логического мышления. (Методики «Систематизация», «Раздели на группы», «Подбери слова», «Найди общее слово», «Задачи на сравнение») 31 Диагностика восприятия, внимания 32 Диагностика памяти. 33 Диагностика мышления. 34 Анализ диагностических материалов, самооценка. 7 класс 1 Исследование зрительного и слухового восприятия (Методика «Узнавание недорисованных, зашумленных, неправильно нарисованных предметов», уровень сложности 2) 2 Оценка восприятия пространства и времени (Методики «Далеко - близко», «Слева – справа», уровень сложности 2) 3 Исследование концентрации, устойчивости, объема и переключения внимания. (Корректурная проба Бурдона, уровень сложности 2) 4 Исследование переключения, распределения внимания. (Методики «Красно – черная таблица», «Найди ошибки», уровень сложности 2) 5 Оценка зрительной и слуховой памяти. (Методика «Узнавание фигур», 6 «Запомни фигуры», «Заучивание 10 слов Лурия», уровень сложности 2) 7 Диагностика смысловой памяти. (Воспроизведение рассказа, методика «Изучение уровня развития краткосрочной смысловой памяти») 8 Диагностика наглядно – действенного, наглядно – образного мышления. (Методики «Разрезные картинки», «Цветные матрицы», «Почини коврик», уровень сложности 9 Исследование словесно – логического мышления, обобщения, абстрагирования. (Методики «Простые аналогии», «Исключение лишнего», «четвертый лишний», уровень сложности 2 ). 10 Диагностика учебно – логических умений: анализ, синтез, сравнение, обобщение. (Методики «Сравнение и различие понятий», «Классификация предметов»). 11-12 Коррекция и развитие восприятия пространства. (Программа по коррекции пространственной ориентации). 13 Коррекция и развитие способности к целостному восприятию формы предметов. (Методика «Дорисуй предмет», «Сложи рисунки из фигур») 14 Коррекция и развитие восприятия времени. (Игры «Времена года», «Быстро - долго», «Кто старше?») 15 4. Диагностика развития восприятия. 16-17 Коррекция и развитие концентрации и устойчивости внимания. Методики «Корректурная проба (буквенный вариант)»; «Перепутанные линии», «Счет по 1, 3, 10, 20») 18 Коррекция и развитие концентрации слухового внимания. (Методики «Запомни слово», «Решение задач устно», игры «Что лишнее?», «Опиши предмет») 19 Коррекция и развитие переключения внимания. (Игры «Хлопни - встань», «Не пропусти профессию», методики «Внимание», «Красно–черная таблица»; «Красно – черные пары» 1-14, 15-1, «Устный счет», «два дела одновременно»). 20 Коррекция и развитие распределения внимания (Методика «Знаковый тест», «Грамматический анализ текста», «Найди и подчеркни») 21 Диагностика развития внимания. 22-23 Развитие способности к воссозданию мыслительных образов. 24-25 Коррекция и развитие словесно – логической памяти. 26 Коррекция и развитие зрительной памяти, объема кратковременной зрительной памяти. (Методики «Фигуры», «Осознание словесного материала», игры «Бусы», «Расставь точки»). 27 Коррекция и развитие слуховой памяти, объема кратковременной слуховой памяти. (Методика «Запоминание чисел», «Осознание словесного материала», игры «Слушай внимательно», «Запоминание слов»). 28 Коррекция и развитие наглядно – образного мышления. (Методики «Лабиринт, «На что это похоже?», «Продолжи узор», «Платочек», «Составь фигуру»). 29 Коррекция и развитие наглядно – действенного мышления. (Методики «Составь фигуру», «сложи фигуры», «Пройди через лабиринт», «Воспроизведи рисунок», игра «Муха») 30 Коррекция и развитие словесно – логического мышления. (Методики «Систематизация», «Раздели на группы», «Подбери слова», «Найди общее слово», «Задачи на сравнение») 31 Диагностика восприятия, внимания 32 Диагностика памяти. 33 Диагностика мышления. 34 Анализ диагностических материалов, самооценка. 8 класс 1 Исследование зрительного и слухового восприятия (Методика «Узнавание недорисованных, зашумленных, неправильно нарисованных предметов», уровень сложности 3) 2 Оценка восприятия пространства и времени (Методики «Далеко - близко», «Слева – справа», уровень сложности 3) 3 Исследование концентрации, устойчивости, объема и переключения внимания. (Корректурная проба Бурдона, уровень сложности 3) 4 Исследование переключения, распределения внимания. (Методики «Красно – черная таблица», «Найди ошибки», уровень сложности 3) 5 Оценка зрительной и слуховой памяти. (Методика «Узнавание фигур», 6 «Запомни фигуры», «Заучивание 10 слов Лурия», уровень сложности 3) 7 Диагностика смысловой памяти. (Воспроизведение рассказа, методика «Изучение уровня развития краткосрочной смысловой памяти») 8 Диагностика наглядно – действенного, наглядно – образного мышления. (Методики «Разрезные картинки», «Цветные матрицы», «Почини коврик», уровень сложности 9 Исследование словесно – логического мышления, обобщения, абстрагирования. (Методики «Простые аналогии», «Исключение лишнего», «четвертый лишний», уровень сложности 3 ). 10 Диагностика учебно – логических умений: анализ, синтез, сравнение, обобщение. (Методики «Сравнение и различие понятий», «Классификация предметов»). 11-12 Коррекция и развитие восприятия пространства. (Программа по коррекции пространственной ориентации). 13 Коррекция и развитие способности к целостному восприятию формы предметов. (Методика «Дорисуй предмет», «Сложи рисунки из фигур») 14 Коррекция и развитие восприятия времени. (Игры «Времена года», «Быстро - долго», «Кто старше?») 15 4. Диагностика развития восприятия. 16-17 Коррекция и развитие концентрации и устойчивости внимания. Методики «Корректурная проба (буквенный вариант)»; «Перепутанные линии», «Счет по 25,30,50») 18 Коррекция и развитие концентрации слухового внимания. (Методики «Запомни слово», «Решение задач устно», игры «Что лишнее?», «Опиши предмет») 19 Коррекция и развитие переключения внимания. (Игры «Хлопни - встань», «Не пропусти профессию», методики «Внимание», «Красно–черная таблица»; «Красно – черные пары» 1-24, «Устный счет», «два дела одновременно»). 20 Коррекция и развитие распределения внимания (Методика «Знаковый тест», «Грамматический анализ текста», «Найди и подчеркни») 21 Диагностика развития внимания. 22-23 Развитие способности к воссозданию мыслительных образов. 24-25 Коррекция и развитие словесно – логической памяти. 26 Коррекция и развитие зрительной памяти, объема кратковременной зрительной памяти. (Методики «Фигуры»,«Осознаниесловесного материала», игры «Бусы», «Расставь точки»). 27 Коррекция и развитие слуховой памяти, объема кратковременной слуховой памяти. (Методика «Запоминаниечисел»,«Осознание словесного материала», игры «Слушай внимательно», «Запоминание слов»). 28 Коррекция и развитие наглядно – образного мышления. (Методики «Лабиринт, «На что это похоже?», «Продолжи узор», «Платочек», «Составь фигуру»). 29 Коррекция и развитие наглядно – действенного мышления. (Методики «Составь фигуру», «сложи фигуры», «Пройди через лабиринт», «Воспроизведи рисунок», игра «Муха») 30 Коррекция и развитие словесно – логического мышления. (Методики «Систематизация», «Раздели на группы», «Подбери слова», «Найди общее слово», «Задачи на сравнение») 31 Диагностика восприятия, внимания 32 Диагностика памяти. 33 Диагностика мышления. 34 Анализ диагностических материалов, самооценка. 9 класс 1 Исследование зрительного и слухового восприятия (Методика «Узнавание недорисованных, зашумленных, неправильно нарисованных предметов», уровень сложности 3) 2 Оценка восприятия пространства и времени (Методики «Далеко - близко», «Слева – справа», уровень сложности 3) 3 Исследование концентрации, устойчивости, объема и переключения внимания. (Корректурная проба Бурдона, уровень сложности 3) 4 Исследование переключения, распределения внимания. (Методики «Красно – черная таблица», «Найди ошибки», уровень сложности 3) 5 Оценка зрительной и слуховой памяти. (Методика «Узнавание фигур», 6 «Запомни фигуры», «Заучивание 10 слов Лурия», уровень сложности 3) 7 Диагностика смысловой памяти. (Воспроизведение рассказа, методика «Изучение уровня развития краткосрочной смысловой памяти») 8 Диагностика наглядно – действенного, наглядно – образного мышления. (Методики «Разрезные картинки», «Цветные матрицы», «Почини коврик», уровень сложности 9 Исследование словесно – логического мышления, обобщения, абстрагирования. (Методики «Простые аналогии», «Исключение лишнего», «четвертый лишний», уровень сложности 3 ). 10 Диагностика учебно – логических умений: анализ, синтез, сравнение, обобщение. (Методики «Сравнение и различие понятий», «Классификация предметов»). 11-12 Коррекция и развитие восприятия пространства. (Программа по коррекции пространственной ориентации). 13 Коррекция и развитие способности к целостному восприятию формы предметов. (Методика «Дорисуй предмет», «Сложи рисунки из фигур») 14 Коррекция и развитие восприятия времени. (Игры «Времена года», «Быстро - долго», «Кто старше?») 15 4. Диагностика развития восприятия. 16-17 Коррекция и развитие концентрации и устойчивости внимания. Методики «Корректурная проба (буквенный вариант)»; «Перепутанные линии», «Счет по 25,30,50») 18 Коррекция и развитие концентрации слухового внимания. (Методики «Запомни слово», «Решение задач устно», игры «Что лишнее?», «Опиши предмет») 19 Коррекция и развитие переключения внимания. (Игры «Хлопни - встань», «Не пропусти профессию», методики «Внимание», «Красно–черная таблица»; «Красно – черные пары» 1-24, «Устный счет», «два дела одновременно»). 20 Коррекция и развитие распределения внимания (Методика «Знаковый тест», «Грамматический анализ текста», «Найди и подчеркни») 21 Диагностика развития внимания. 22-23 Развитие способности к воссозданию мыслительных образов. 24-25 Коррекция и развитие словесно – логической памяти. 26 Коррекция и развитие зрительной памяти, объема кратковременной зрительной памяти. (Методики «Фигуры»,«Осознаниесловесного материала», игры «Бусы», «Расставь точки»). 27 Коррекция и развитие слуховой памяти, объема кратковременной слуховой памяти. (Методика «Запоминаниечисел»,«Осознание словесного материала», игры «Слушай внимательно», «Запоминание слов»). 28 Коррекция и развитие наглядно – образного мышления. (Методики «Лабиринт, «На что это похоже?», «Продолжи узор», «Платочек», «Составь фигуру»). 29 Коррекция и развитие наглядно – действенного мышления. (Методики «Составь фигуру», «сложи фигуры», «Пройди через лабиринт», «Воспроизведи рисунок», игра «Муха») 30 Коррекция и развитие словесно – логического мышления. (Методики «Систематизация», «Раздели на группы», «Подбери слова», «Найди общее слово», «Задачи на сравнение») 31 Диагностика восприятия, внимания 32 Диагностика памяти. 33 Диагностика мышления. 34 Анализ диагностических материалов, самооценка.