Адаптированная рабочая программа ООО обучающихся с УО (вариант 1) «Труд (технология)»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Костомукшского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.С.Пушкина»
(МБОУ КГО «СОШ №2 им. А.С.Пушкина»)

«Согласовано»
на заседании МСШ
протокол №1
от 26.08.2024 г.
Руководитель МСШ

«Принято»
педагогическим
советом
протокол №1
от 27.08. 2024 г.
Директор школы

«Утверждено»
приказ по школе №151
от 30.08.2024г.
Директор школы
Герасимчук Н.Н.

Хинконен Л.И
Герасимчук Н.Н.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТРУД (ТЕХНОЛОГИЯ)
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С
УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
(ВАРИАНТ 1)

г. Костомукша
2024 г.

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Труд
(технология)» (предметная область «Технология») включает пояснительную
записку,

содержание

обучения,

планируемые

результаты

освоения

программы учебного предмета, примерное тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения учебного
предмета, место в структуре учебного плана.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по учебному предмету «Труд (технология)» составлена на
основе

адаптированной

обучающихся

с

основной

умственной

общеобразовательной
отсталостью

программы

(интеллектуальными

нарушениями)1 (вариант 1), и ориентирована на целевые приоритеты,
сформулированные в рабочей программе воспитания, входящей в состав
АООП УО.
АООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их
особых

образовательных

потребностей,

а

также

индивидуальных

особенностей и возможностей.
Реализация АООП УО (вариант 1) обеспечивает обучающимся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) уровень общего
образования,

которое

требованиям

к

по

итоговым

итоговым

достижениям

достижениям

не

нормативно

соответствует
развивающихся

сверстников на всех этапах и к моменту завершения школьного обучения.
При реализации АООП УО (вариант 1) образовательный процесс
ориентирован на социальную адаптацию, нравственное развитие и на
достижение планируемых результатов освоения содержания учебных
предметов и предметов (курсов) коррекционно-развивающей области.
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
утверждена приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. №
1026 (далее – ФАООП УО).
1

Программа по учебному предмету «Труд (технология)» раскрывает
содержание и уровень основных знаний и умений обучающихся по
технологии ручной и машинной обработки производственных материалов с
учётом требований к результатам освоения адаптированной основной
общеобразовательной программы. Рабочая программа разработана с учётом
актуальных целей и задач обучения и воспитания, развития обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и условий,
необходимых для достижения личностных и предметных результатов при
освоении учебного предмета.
Изучение учебного предмета в 5-9 классах способствует получению
обучающимися

первоначальной

профильной

трудовой

подготовки,

предусматривающей формирование в процессе учебы и общественно
полезной работы трудовых умений и навыков, развитие мотивов, знаний и
умений правильного выбора профиля и профессии с учетом личных
интересов, склонностей, физических возможностей и состояния здоровья.
Адаптированная основная общеобразовательная программа определяет
цель и задачи учебного предмета «Труд (технология)».
Основная цель изучения предмета заключается во всестороннем
развитии

личности

(интеллектуальными

обучающихся
нарушениями)

с

умственной

старшего

возраста

отсталостью
в

процессе

формирования их трудовой культуры.
В соответствии с требованиями ФГОС обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) в обобщенном
виде задачи реализации содержания учебного предмета включают:
формирование трудовых умений, необходимых в разных жизненных
сферах;
формирование умения адекватно применять доступные технологии и
освоенные трудовые навыки для полноценной коммуникации, социального и
трудового взаимодействия;

приобретение навыков самостоятельной работы и работы в коллективе,
воспитание чувства товарищества, сотрудничества и взаимопомощи.
Основные направления работы связаны с решением задач предмета:
развитие социально ценных качеств личности (потребности в труде,
трудолюбия, уважения к людям труда, общественной активности);
обучение обязательному общественно полезному, производительному
труду;
подготовка обучающихся к выполнению необходимых и доступных
видов труда дома, в семье и по месту жительства;
расширение знаний о материальной культуре как продукте творческой
предметно-преобразующей деятельности человека;
расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурноисторических традициях в мире вещей;
расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях
использования;
ознакомление

с ролью

человека-труженика

и

его местом на

современном производстве;
ознакомление с массовыми рабочими профессиями, формирование
устойчивых интересов к определенным видам труда, побуждение к
сознательному выбору профессии и получение первоначальной профильной
трудовой подготовки;
формирование

представлений

о

производстве,

структуре

производственного процесса, деятельности производственного предприятия,
содержании и условиях труда по массовым профессиям, с которыми связаны
профили трудового обучения в образовательной организации;
ознакомление с условиями и содержанием обучения по различным
профилям и испытание своих сил в процессе практических работ по одному
из выбранных профилей в условиях школьных учебно-производственных
мастерских в соответствии с физическими возможностями и состоянием
здоровья обучающихся;

формирование
технологических,
знаний,

трудовых

навыков

конструкторских

необходимых

для

и

и

умений,

первоначальных

участия

в

технических,
экономических

общественно

полезном,

производительном труде;
формирование знаний о научной организации труда и рабочего места,
планировании трудовой деятельности;
совершенствование практических умений и навыков использования
различных материалов в предметно-преобразующей деятельности;
формирование информационной грамотности, умения работать с
различными источниками информации;
формирование коммуникативной культуры, развитие активности,
целенаправленности, инициативности.
Коррекционные задачи направлены на:
коррекцию

и

развитие

познавательных

психических

процессов

(восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);
коррекцию и развитие умственной деятельности (анализ, синтез,
сравнение, классификация, обобщение);
коррекцию

и

развитие

сенсомоторных

процессов

в

процессе

формирование практических умений;
развитие

регулятивной

функции

деятельности

(включающей

целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов
деятельности в соответствии с поставленной целью).
Согласно федеральной рабочей программе воспитания, к базовым
ценностям российского общества относятся семья, труд, отечество, природа,
мир, знания, культура, здоровье, человек. При реализации рабочей
программы по предмету «Труд (технология)» приоритет воспитательных
задач состоит в формировании и развитии жизненной компетенции
обучающихся с умственной отсталостью, всестороннего развитии личности с
целью социализации, интеграции в общество.
В связи с этим определены воспитательные задачи:

выявление и поддержка детских инициатив и самостоятельности;
организация ранней профориентационной работы с обучающимися,
расширение знаний о современных профессиях;
развитие

здоровьесберегающей

предметно-пространственной

и

коммуникативной среды образовательной организации и реализация ее
воспитательных возможностей;
организация

работы

с

семьями

обучающихся,

их

родителями

(законными представителями), направленной на совместное решение
проблем личностного развития обучающихся, их будущего самоопределения;
воспитание у обучающихся положительного отношения к труду как к
важнейшей жизненной ценности, как основному способу достижения
жизненного благополучия человека;
воспитание трудолюбия и уважения к людям труда, к культурным
традициям;
воспитание

социальной

ценности

трудового

задания,

умения

согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный
этап работы;
воспитание нравственных, морально-волевых качеств (настойчивости,
ответственности), навыков культурного поведения.
Реализация АООП в части трудового обучения осуществляется исходя
из региональных условий, ориентированных на потребность в рабочих
кадрах, и с учетом индивидуальных особенностей психофизического
развития, здоровья, возможностей, интересов обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и их родителей (законных
представителей) на основе выбора профиля труда. Освоение профиля труда
включает в себя подготовку обучающегося к индивидуальной трудовой
деятельности.

Совершенствование

трудовых

умений

по

выбранному

профилю труда осуществляется в процессе трудовой практики, определение
ее

содержания

образовательной

и

организация

организацией

с

осуществляется
учетом

самостоятельно

региональных

условий

и

потребности в рабочих кадрах, а также в соответствии с требованиями
санитарных нормам и правил.
Обучение труду носит практическую направленность и тесно связано с
другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к овладению
профессионально-трудовыми знаниями и навыками. Распределение учебного
материала осуществляется концентрически, что позволяет обеспечить
постепенный

переход

от

исключительно

практического

изучения

профильного труда к практико-теоретическому изучению, с обязательным
учётом значимости усваиваемых знаний и умений формирования жизненных
компетенций.
Программа по учебному предмету «Труд (технология)» включает
теоретические и практические занятия по выбранному трудовому профилю.
При составлении программы учтены принципы повторяемости пройденного
материала и постепенного ввода нового.
Обучающиеся выполняют установочные и тренировочные упражнения,
а

также

учебно-производственные

и

рабочие

упражнения,

которые

представлены в виде определенных заданий. Учебно-производственные
упражнения являются совокупностью взаимосвязанных трудовых операций,
при завершении которых получается конечный результат в виде изделия,
имеющего общественно полезное значение. Эти упражнения, называемые
обычно практическими работами, обязательно включают элементы нового
(новая конструкция изделия, новая технология, новые материалы и т.д.).
В трудовом обучении широко применяется инструктаж, который
представляет собой не столько отдельный метод, сколько совокупность
методов, словесных и наглядных, сочетание объяснения, наглядного показа
способов действия, демонстрации таблиц, схем и т. д.
Преподавание профильного труда базируется на знаниях, получаемых
обучающимися на уроках математики, естествознания, истории и других
предметов. Данная программа предусматривает обязательное обсуждение

характеристик изделия, продумывание плана предстоящей работы, оценку
сделанного. Большое внимание уделяется технике безопасности.
На

уроках

труда

используются

современные

цифровые

образовательные ресурсы, которые служат средством развития трудовых
навыков обучающихся. Они включаются в проектную и исследовательскую
деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как
умение ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперимент, объяснять,
защищать свои идеи, давать определения понятий, точно выражать свои
мысли, работать в паре, в группе.
Применение современных информационных технологий при изучении
трудового профиля позволяет индивидуализировать и дифференцировать
процесс обучения, визуализировать учебную информацию; моделировать и
имитировать изучаемые процессы или явления; повысить мотивацию
обучения (например, применяя изобразительные средства программы или
вовлекая в игровую ситуацию); формировать культуру познавательной
деятельности.
В Программе по учебному предмету «Труд (технология)» в 5-9 классах
для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)

определен

примерный

перечень

профилей

трудовой

подготовки: «Столярное дело», «Слесарное дело», «Переплетно-картонажное
дело», «Швейное дело», «Сельскохозяйственный труд», «Подготовка
младшего обслуживающего персонала», «Цветоводство и декоративное
садоводство», «Художественный труд». Также в содержание программы
включены первоначальные сведения об элементах организации уроков
трудового профильного обучения.
Перечень тем рабочей программы по выбранному профилю не является
строго обязательным. Темы формулируются, исходя из материальнотехнической базы школы и уровня подготовленности обучающихся. Время
на изучение тем не регламентируется.

Профиль «Подготовка младшего обслуживающего персонала»
В процессе изучения данного профиля обучающиеся осваивают
программу подготовки по выполнению обязанностей уборщиков служебных
и производственных помещений, пищеблоков, мойщиков посуды, дворников,
рабочих прачечной, санитаров в больницах и поликлиниках, которая
нацелена на формирование умений и навыков практической работы в рамках
группы «неквалифицированные рабочие». Основными направлениями по
подготовке младшего обслуживающего персонала служат развитие у
обучающихся

способности

к

осознанной

трудовой

деятельности,

формирование необходимого объёма профессиональных знаний и обще
трудовых умений, связанных с усвоением правил личной гигиены, уборки
жилых и служебных помещений, овощехранилищ, железнодорожных
вагонов, пришкольной территории и др.; знакомство с особенностями ухода
за больными. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность
систематизировано формировать и совершенствовать у воспитанников
необходимые

навыки

самообслуживания,

выполнения

элементарной

домашней работы не только для себя, но и для других членов семьи,
воспитываются потребности в труде в целом.

Место учебного предмета «Труд (технология)» в учебном плане.
Учебный предмет «Труд (технология)» относится к предметной
области «Технология» и является обязательной частью учебного плана. В
соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету
«Ручной труд» в 5 - 9 классах рассчитана на 34 учебные недели в год и
составляет: в 5 классе — 204 часа (6 часов в неделю), в 6 классе – 204 часа (6

часов в неделю), в 7 классе – 238 часов (7 часов в неделю), в 8 классе – 68
часов (2 часа в неделю), в 9 классе – 238 часов (7 часов в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Структуру программы составляют обязательные содержательные
линии (материалы, инструменты, технологии производства, этика и эстетика
труда и др.), вне зависимости от выбора общеобразовательной организацией
того или иного профиля обучения.
5 КЛАСС
Материалы, используемые в трудовой деятельности (дерево, металл,
ткань, бумага, продукты и прочие). Перечень основных материалов,
используемых

в

трудовой

деятельности,

их

основные

свойства.

Происхождение материалов (природные, производимые промышленностью и
прочие).
Знакомство

с

инструментами

и

приспособлениями:

рабочие

инструменты (игла, ножницы, столярный угольник, ножовка, шило, лобзик,
молоток и др.), устройства (электровыжигатель, утюг и др.), станки (швейная
машина, сверлильный станок, слесарные тиски, бытовая кухонная техника и
проч.). Подготовка к работе инструментов и оборудования, простейшая
наладка оборудования, хранение инструментов.
Технологии

изготовления

предмета

труда:

основные

профессиональные операции и действия (разметка, соединение деталей,
обработка срезов, строгание, пиление, долбление, склеивание, отделка,
выполнение машинных строчек и швов, пришивание пуговиц, приготовление
в микроволновой печи и пр.), работа по технологическим картам (знакомство
с техническим рисунком изделия, составление плана, умение соблюдать
порядок выполнение операций, следовать инструкции).

Технологии

изготовления

стандартных

изделий-предметов

профильного труда под руководством педагогического работника (полочка,
шкатулка, разделочная доска, полотенце, наволочка, сумка, приготовление
горячих напитков, яиц и др.). Применение элементарных специальных
знаний в процессе изготовления изделия.
Этика и эстетика труда: правила использования инструментов и
материалов, запреты и ограничения. Первичный инструктаж по технике
безопасности (правила поведения при проведении работ). Подготовка
рабочей формы. Требования к организации рабочего места. Правила
профессионального поведения.
6 КЛАСС
Материалы, их основные свойства. Происхождение материалов
(дерево, ткань, проволока, продукты и прочие). Условия хранения.
Инструменты и оборудование: рабочие инструменты (игла, ножницы,
рубанок, рейсмус, нож, молоток и др.), станки (швейная машина, столярный
станок, слесарные тиски, бытовая кухонная техника и проч.). Подготовка к
работе инструментов и оборудования, простейшая наладка оборудования,
хранение инструментов.
Технологии

изготовления

предмета

труда:

основные

профессиональные операции и действия (разметка, соединение деталей,
обработка срезов, строгание, пиление, долбление, склеивание, выполнение
машинных швов, приготовление в микроволновой печи и пр.), работа по
технологическим картам (умение соблюдать порядок выполнение операций,
следовать инструкции, читать простейшие чертежи).
Изготовление стандартных изделий-предметов профильного труда под
руководством педагогического работника (подставка под горячее, пенал,
косынка, фартук, ночная сорочка, приготовление горячих напитков,
бутербродов и др.)

Этика и эстетика труда: правила использования инструментов и
материалов, запреты и ограничения. Инструкции по технике безопасности
(правила поведения при проведении работ). Требования к организации
рабочего места. Правила профессионального поведения.
7 КЛАСС
Материалы, их основные свойства, происхождение (дерево, ткань,
металл, продукты, химические средства ухода и прочие). Условия хранения.
Инструменты и оборудование: рабочие инструменты (игла, ножницы,
ножовка, рашпиль, плоскогубцы, зубило, отвертка, кухонный инвентарь и
др.), приспособления (дрель, электровыжигатель, миксер и др.), станки
(швейная машина, сверлильный станок, слесарные тиски, бытовая кухонная
техника и проч.). Подготовка к работе инструментов и оборудования,
простейшая наладка оборудования, хранение инструментов.
Технологии

изготовления

предмета

труда:

основные

профессиональные операции и действия (разметка по чертежу, соединение
деталей, обработка деталей, сверление, рубка, геометрическая резьба,
строгание, пиление, долбление, склеивание, выполнение машинных швов,
приготовление на кухонной плите и пр.), работа по технологическим картам
(умение соблюдать порядок выполнение операций, следовать инструкции,
читать чертежи).
Изготовление стандартных изделий-предметов профильного труда под
руководством педагогического работника (ручка для ножовки, дверца для
тумбочки, юбка, приготовление каш, макарон, компота и др.)
Этика и эстетика труда: правила использования инструментов и
материалов, запреты и ограничения. Инструкции по технике безопасности
(правила поведения при проведении работ). Требования к организации
рабочего места. Правила профессионального поведения.

8 КЛАСС
Материалы, их основные свойства, происхождение (дерево, ткань,
металл, продукты, химические средства ухода и прочие). Подбор материала
для изделия, рациональное использование материалов. Условия хранения.
Инструменты и оборудование: рабочие инструменты (игла, ножницы,
ножовка, рашпиль, плоскогубцы, зубило, отвертка, поварской молоток и др.),
электроприборы (дрель, электровыжигатель, мясорубка и др.), станки
(швейная машина, сверлильный станок, слесарные тиски, бытовая кухонная
техника и проч.). Подготовка к работе инструментов и оборудования,
простейшая наладка оборудования, хранение инструментов.
Технологии

изготовления

предмета

труда:

основные

профессиональные операции и действия (разметка по чертежу, соединение
деталей, обработка деталей, сверление, рубка, геометрическая резьба,
строгание, пиление, долбление, склеивание, выполнение машинных швов,
обработка продуктов, приготовление на кухонной плите и пр.), работа по
технологическим картам (умение соблюдать порядок выполнение операций,
следовать инструкции, читать чертежи). Анализ объекта труда, снятие мерок,
построение чертежа, изготовление основы, составление плана работы.
Изготовление стандартных изделий-предметов профильного труда под
руководством педагогического работника (изготовление фурнитуры, ремонт
предметов мебели, пошив халата, блузки, сарафана, приготовление рыбы,
блинов, киселей и др.).
Представления о профессии. Правила техники безопасности (причины
травматизма,

противопожарная

безопасность

в

мастерской,

электробезопасность оборудования). Организация рабочего места. Анализ
выполненной работы. Исправление недочетов. Правила работы при
коллективной организации работы.

9 КЛАСС
Материалы, их основные свойства, происхождение (дерево, ткань,
металл,

продукты,

химические

средства

ухода,

теплоизоляционные

материалы, гидроизоляционные материалы и прочие). Подбор материала для
конкретного изделия. Правила экономного расходования материалов.
Условия хранения.
Инструменты и оборудование: рабочие инструменты (игла, ножницы,
ножовка, рашпиль, плоскогубцы, зубило, отвертка, поварской молоток и др.),
электроприборы (электропила, электрорубанок, мясорубка и др.), станки
(швейная машина, сверлильный станок, слесарные тиски, бытовая кухонная
техника и проч.). Подготовка к работе инструментов и оборудования,
простейшая наладка оборудования, хранение инструментов.
Технологии

изготовления

предмета

труда:

основные

профессиональные операции и действия (разметка по чертежу, соединение
деталей, обработка деталей, сверление, рубка, геометрическая резьба,
строгание, пиление, долбление, склеивание, выполнение машинных швов,
обработка продуктов, приготовление на кухонной плите и пр.), работа по
технологическим картам (умение соблюдать порядок выполнение операций,
следовать инструкции, читать чертежи). Анализ объекта труда, снятие мерок,
построение чертежа, изготовление основы, составление плана работы.
Изготовление стандартных изделий-предметов профильного труда под
руководством педагогического работника (изготовление строительных
инструментов, мебели, паркета, строительный ремонт, пошив юбки, платья,
приготовление мяса, бульонов, десертов и др.).
Представления о профессии. Основы трудового законодательства.
Правила техники безопасности (причины травматизма, противопожарная
безопасность

в

мастерской,

электробезопасность

оборудования).

Организация рабочего места. Анализ выполненной работы. Требования к
качеству выполняемых операций. Исправление недочетов. Правила работы
при коллективной организации работы.

Содержание

обучения

по

профилю

«Подготовка

младшего

обслуживающего персонала»
8 – 9 класс
Вводное занятие
Инструктаж по технике безопасности
Работа на пришкольном участке
Теоретические сведения. Ознакомление с функциональными обязанностями
дворника. Породы деревьев и кустарников. Обрезка сухих веток секатором.
Вскапывание приствольного круга лопатой.
Очистка и правила хранения инвентаря. Спец одежда при уборке в осенний
период. Правила обрезания кроны. Укладка листьев на зиму. Инвентарь и
спецодежда для уборки территории.
Практические работы. Выдергивание сорняков. Перекопка почвы под
декоративными кустарниками. Обрезание сухих, поломанных веток
секатором. Сбор и переноска мусора. Укладка листьев под деревья и
кустарники на зиму. Уход за инвентарем и спецодеждой после работы.
Стирка белья и влажно-тепловая обработка
Теоретические сведения. Устройство бытовой стиральной машины. Виды
моющих средств и условия их применения. Электроутюг, его устройство и
регулировка. Правила глажения белья. Сортировка белья для стирки.
Промывка машины после стирки.
Практические работы. Стирка спецодежды. Халатов и косынок. Уход за
стиральной машиной. Утюжка изделий.
Подкрахмаливание и антиэлектростатическая обработка ткани
Теоретические сведения. Свойства накрахмаленного изделия из ткани.
Подкрахмаливание жесткое и мягкое, средства. Приготовление
подкрахмаливающего средства.
Практические работы. Подкрахмаливание, отжим, сушка, утюжка.
Уборка школьных помещений
Теоретические сведения. Различные виды покрытий полов. Инвентарь,
приспособления для ухода за полами. Моющие средства по уходу за полами.
Правила техники безопасности с моющими средствами. Выбор моющих
средств по инструкции. Мытье полов с различным покрытием.
Практические работы. Мытье полов с различным покрытием
Уборка санитарных узлов
Теоретические сведения. Санитарно-техническое оборудование. Материалы
для изготовления сантехники, назначение санузла. Моющие и чистящие
средства для ухода за сантехникой. Хозинвентарь и приспособления для
чистки санприборов. Чистка и мойка приборов, полов санузлов. Ликвидация
засоров ванн и умывальников с помощью вантуза. Подготовка к хранению
спецодежды и орудий труда после работы.
Практические работы. Протирка пола шваброй.
Уход за комнатными растениями

Теоретические сведения. Виды комнатных растений. Уход за комнатными
растениями. Размножение комнатных растений. Пересадка и полив
комнатных растений. Приспособления для опрыскивания и обрезания. Полив
и мытье комнатных растений. Приготовление почвенной смеси. Обрезка и
сбор сухих листьев. Размножение растений. Подкормка растений цветочным
удобрением.
Практические работы. Полив и мытье комнатных растений. Обрезка и сбор
сухих листьев. Подкормка растений цветочным удобрением. Подкормка
растений цветочным удобрением. Мытье горшков и поддонов. Уход за
инвентарем
Уборка территории в зимний период
Теоретические сведения. Обязанности дворника в зимнее время.
Особенности уборки в зимнее время. Правила техники безопасности при
уборке территории. Уход за тротуарами, дорожками, пожарными колодцами.
Уборка улиц, площадок в зимний период. Инструменты и хозинвентарь.
Спецодежда при уборке в зимний период. Уборка школьного двора.
Практические работы. Очистка крыльца от снега. Скалывание и очистка льда.
Уборка тротуара школьного двора. Расчистка дорожек от снега и посыпание
льда песком. Уход за инвентарем и спецодеждой после работы
Уборка служебных помещений
Теоретические сведения. Функциональные обязанности уборщика
служебных помещений. Требования санитарии и гигиены к состоянию
служебных помещений. Моющие и чистящие средства, их значение. Правила
техники безопасности при работе с моющими и чистящими средствами.
Спецодежда и инвентарь. Проветривание помещений. Удаление пыли с
жесткой мебели и подоконников.
Практические работы. Выбор моющих средств по инструкции. Подбор
спецодежды и уход за руками. Приготовление моющих растворов. Мытье
подоконников, пола. Чистка ковровых изделий пылесосом.
Культура поведения
Теоретические сведения. Значение культуры общения людей. Правила
поведения в общественных местах и на рабочем месте. Субординация- что
это такое, для чего она нужна. Правила поведения обслуживающего
персонала с окружающими. Нормы и формы обращения к различным
возрастным группам. Поговорим о вежливости. Час общения посвященный
профессиональному самоопределению.
Практические работы. Обращение к работодателю. Звонок работодателю.
Тест «Умеете ли вы контролировать себя».
Вызов пожарной команды, полиции, «скорой» и аварийных служб
Теоретические сведения. Определения необходимости вызова пожарных
машин и полиции. Определения необходимости вызова «скорой» помощи и
аварийных служб. Вызов «01», «02», «03», «04».
Практические работы. Вызов служб
Медицинские учреждения и оказание первой помощи

Теоретические сведения. Медицинские учреждения. Профессия санитар.
Работа младшего медперсонала в поликлинике. Значение личной гигиены для
медицинского персонала. Требования к внешнему виду работника
медицинского учреждения. Спецодежда: гигиеническое значение, правила
выдачи и сроки носки. Инвентарь. ТБ. Обязанности санитара. Правила ухода
за больным. Оказание первой помощи при порезе. Оказание первой помощи
при пищевом отравлении. Оказание первой помощи при солнечном ударе.
Оказание первой помощи при обморожении. Оказание первой помощи при
высокой температуре.
Практические работы. Экскурсия в школьный медкабинет. Оказание первой
помощи при порезе, солнечном ударе, обморожении, пищевом отравлении,
температуре.
Уборка территории прилегающей к школе в весенне - летнее время.
Теоретические сведения. Особенности уборки в весенне–летний период.
Правила безопасной работы.
Технологический цикл работ по уборке школьного двора. Работы по
благоустройству школьной территории.
Практические работы. Работы по благоустройству школьной территории.
Хозяйственные работы на территории школы. Подготовка почвы к посадке.
Посадка овощных культур на участке «Морковь». Посадка овощных культур
на участке «Свекла».

№ п/п
1
2
3
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

Тематическое планирование
8 класс
Название раздела
Вводное занятие. Инструктаж по технике
безопасности
Работа на пришкольном участке
Стирка белья и влажно-тепловая обработка
Подкрахмаливание и
антиэлектростатическая обработка ткани
Уборка школьных помещений
Уборка санитарных узлов
Уход за комнатными растениями
Уборка территории в зимний период
Уборка служебных помещений
Культура поведения
Вызов пожарной команды, полиции, «скорой»
и аварийных служб
Медицинские учреждения и оказание первой
помощи
Уборка территории прилегающей к школе в
весенне- летнее время.

Количество
часов
1
4
6
6
8
8
5
6
6
5
2
4
7

Всего: 68 часов
Тематическое планирование
9 класс
Название раздела

№ п/п
1
2
3
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

Вводное занятие. Инструктаж по технике
безопасности
Работа на пришкольном участке
Стирка белья и влажно-тепловая обработка
Подкрахмаливание и
антиэлектростатическая обработка ткани
Уборка школьных помещений
Уборка санитарных узлов
Уход за комнатными растениями
Уборка территории в зимний период
Уборка служебных помещений
Культура поведения
Вызов пожарной команды, полиции, «скорой»
и аварийных служб
Медицинские учреждения и оказание первой
помощи
Уборка территории прилегающей к школе в
весенне- летнее время.

Количество
часов
1
4
6
6
8
8
5
6
7
5
2
4
6
Всего: 68 часов

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
начальные

представления

о

собственных

возможностях;

о

необходимости жизнеобеспечения;
проявление уважения к труду, людям труда, результатам труда (своего
и других людей);
ориентация на трудовую деятельность, получение профессии;
наличие мотивации к творческому труду; ориентировки на результат;
умение ориентироваться в мире современных профессий;

установка на безопасный образ жизни, бережное отношение к
материальным и духовным ценностям;
способность
пространственной

к

осмыслению

организации;

картины

своего

мира,

места

в

ее

временно-

нем,

принятие

соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
восприятие эстетических качеств предметов труда; умение создавать
эстетически значимые изделия из различных материалов;
проявление этических чувств, доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, сопереживания к чувствам
других людей;
готовность к самостоятельной жизни.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ2
К концу обучения в 5 классе:
Минимальный уровень:
знать правила техники безопасности;
понимать

значимость

организации

школьного

рабочего

места,

обеспечивающего внутреннюю дисциплину;
знать названия некоторых материалов изделий, которые из них
изготавливаются и применяются в быту;
иметь

представления

об

основных

свойствах

используемых

материалов;
знать правила хранения материалов и санитарно-гигиенических
требований при работе с производственными материалами;
уметь отобрать (с помощью учителя) материалы и инструменты,
необходимые для работы;

2

Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии
решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из
составляющих при оценке итоговых достижений.

иметь представления о принципах действия, общем устройстве
оборудования (инструмента, станка) и его основных частей;
читать (с помощью учителя) технологическую карту, используемую в
процессе изготовления изделия;
заботливо и бережно относиться к общественному достоянию;
уметь выразить отношение к результатам собственной и чужой
творческой деятельности («нравится» / «не нравится»);
выполнять доступные трудовые операции (действия) по изучаемому
профилю;
соблюдать в процессе выполнения трудовых заданий порядок и
аккуратность.
Достаточный уровень:
знать правила техники безопасности и соблюдать их;
понимать

значимость

организации

школьного

рабочего

места,

обеспечивающего внутреннюю дисциплину и чёткое умение организовывать
своё рабочее место;
производить с помощью педагогического работника отбор материала и
инструментов, необходимых для работы;
знать и выполнять элементарные, доступные приемы ручных операций
(действий) в зависимости от свойств материалов и поставленных целей;
осуществлять

с

помощью

педагогического

работника

текущий

самоконтроль выполняемых практических действий и корректировку хода
практической работы;
соблюдать правила подготовки инструмента (оборудования) к работе;
знать основные механизмы инструмента (оборудования);
понимать общественную значимость своего труда, своих достижений в
области трудовой деятельности.
К концу обучения в 6 классе:
Минимальный уровень:
знать правила техники безопасности;

понимать

значимость

организации

школьного

рабочего

места,

обеспечивающего внутреннюю дисциплину;
знать названия некоторых материалов изделий, которые из них
изготавливаются и применяются в быту;
иметь

представления

об

основных

свойствах

используемых

материалов;
знать правила хранения материалов и санитарно-гигиенических
требований при работе с производственными материалами;
уметь отобрать (с помощью педагогического работника) материалы и
инструменты, необходимые для работы;
иметь представления о принципах действия, общем устройстве
оборудования (инструмента, станка) и его основных частей;
владеть

базовыми

распространенных

умениями,

производственных

лежащими

в

основе

технологических

наиболее

процессов

в

соответствии с изучаемым профилем;
читать (с помощью педагогического работника) технологическую
карту, используемую в процессе изготовления изделия и работать по ней,
следуя инструкции, выполнять технологическую последовательность при
изготовлении предмета труда;
заботливо и бережно относиться к общественному достоянию;
уметь выразить свое отношение к результатам собственной и чужой
творческой деятельности («нравится» / «не нравится»);
соблюдать в процессе выполнения трудовых заданий порядок и
аккуратность.
Достаточный уровень:
знать правила техники безопасности и соблюдать их;
понимать значимость организации школьного рабочего места,
обеспечивающего внутреннюю дисциплину и чёткое умение организовывать
своё рабочее место;

производить (с незначительной помощью педагогического работника)
отбор материала и инструментов, необходимых для работы, в соответствии с
физическими,

декоративно-художественными

и

конструктивными

свойствами в зависимости от задач предметно-практической деятельности;
экономно расходовать материалы;
планировать (с помощью педагогического работника) предстоящую
практическую работу;
знать элементарные и доступные технологические приемы трудовых
действий по профилю в зависимости от свойств материалов и поставленных
целей (например, обработать срез, соединить, склеить детали и т.д.);
осуществлять (с помощью педагогического работника) текущий
самоконтроль выполняемых практических действий и корректировку хода
практической работы;
соблюдать правила подготовки оборудования (инструмента, станка) к
работе;
знать основные механизмы оборудования (инструмента, станка);
знать приемы выполнения ручных и машинных работ;
понимать общественную значимость своего труда, своих достижений в
области трудовой деятельности.
К концу обучения в 7 классе:
Минимальный уровень:
знать правила техники безопасности;
понимать

значимость

организации

школьного

рабочего

места,

обеспечивающего внутреннюю дисциплину;
знать названия основных материалов изделий, которые из них
изготавливаются и применяются в быту;
иметь

представления

об

основных

свойствах

используемых

материалов;
знать правила хранения материалов и санитарно-гигиенических
требования при работе с производственными материалами;

уметь

отобрать

(с

незначительной

помощью

педагогического

работника) материалы и инструменты, необходимые для работы;
иметь общие представления о принципах действия, общем устройстве
оборудования (инструмента, станка) и его основных частей;
владеть

базовыми

распространенных

умениями,

производственных

лежащими

в

основе

технологических

наиболее

процессов

в

соответствии с изучаемым профилем;
читать (с помощью педагогического работника) технологическую
карту, используемую в процессе изготовления изделия и работать по ней,
следуя инструкции, выполнять технологическую последовательность при
изготовлении предмета труда;
заботливо и бережно относиться к общественному достоянию;
уметь выразить свое отношение к результатам собственной и чужой
творческой деятельности («нравится» / «не нравится»);
соблюдать в процессе выполнения трудовых заданий порядок и
аккуратность.
Достаточный уровень:
знать правила техники безопасности и соблюдать их;
понимать

значимость

организации

школьного

рабочего

места,

обеспечивающего внутреннюю дисциплину и чёткое умение организовывать
своё рабочее место;
производить

самостоятельно

отбор

материала

и

инструментов,

необходимых для работы, в соответствии с физическими, декоративнохудожественными и конструктивными свойствами в зависимости от задач
предметно-практической деятельности;
экономно расходовать материалы;
планировать

(с частичной помощью педагогического работника)

предстоящую практическую работу;

знать элементарные и доступные технологические приемы трудовых
действий по профилю в зависимости от свойств материалов и поставленных
целей (например, сверление, пиление, строгание, пришивание и т.д.);
осуществлять (с незначительной помощью педагогического работника)
текущий

самоконтроль

выполняемых

практических

действий

и

корректировку хода практической работы;
соблюдать правила подготовки оборудования (инструмента, станка) к
работе;
знать основные механизмы оборудования (инструмента, станка);
знать приемы выполнения ручных и машинных работ;
понимать общественную значимость своего труда, своих достижений в
области трудовой деятельности.
К концу обучения в 8 классе:
Минимальный уровень:
знать правила техники безопасности;
иметь

представления

об

основных

свойствах

используемых

материалов;
уметь

отобрать

самостоятельно

материалы

и

инструменты,

необходимые для работы;
иметь представления о принципах действия, общем устройстве
оборудования (инструмента, станка) и его основных частей;
владеть

базовыми

умениями,

лежащими

в

основе

наиболее

распространенных производственных технологических процессов (шитье,
деревообработка, приготовление пищи);
читать самостоятельно технологическую карту, используемую в
процессе изготовления изделия;
соблюдать в процессе выполнения трудовых заданий порядок и
аккуратность.
Достаточный уровень:

знать правила техники безопасности и соблюдать их;
экономно расходовать материалы;
планировать

предстоящую практическую работу в соответствии с

технологической картой;
знать оптимальные и доступные технологические приемы трудовых
операций в зависимости от свойств материалов и поставленных целей;
осуществлять

текущий

самоконтроль

выполняемых

практических

действий и корректировку хода практической работы;
соблюдать правила подготовки оборудования (инструмента, станка)к
работе;
знать основные механизмы оборудования (инструмента, станка);
знать основные механизмы оборудования (инструмента, станка);
знать приемы выполнения ручных и машинных работ;
понимать общественную значимость своего труда, своих достижений в
области трудовой деятельности.
К концу обучения в 9 классе:
Минимальный уровень:
понимать

значимость

организации

школьного

рабочего

места,

обеспечивающего внутреннюю дисциплину;
знать названия, свойства, происхождение некоторых материалов,
изделий, которые из них изготавливаются и применяются в быту, игре, учебе,
отдыхе;
знать

правила

хранения

материалов,

санитарно-гигиенических

требований при работе с производственными материалами;
уметь

отобрать

самостоятельно

материалы

и

инструменты,

необходимые для работы;
иметь представления о принципах действия, общем устройстве
оборудования (инструмента, станка) и его основных частей (швейная
машина, кухонная плита, токарный станок);

знать правила безопасной работы с инструментами и оборудованием,
санитарно-гигиенических требования при выполнении работы;
владеть

базовыми

умениями,

лежащими

в

основе

наиболее

распространенных производственных технологических процессов (шитье,
сверление и др.);
уметь читать технологическую карту, используемую в процессе
изготовления изделия, выполнять трудовые операции по инструкции;
иметь представления о разных видах профильного труда;
уметь заботливо и бережно относиться к общественному достоянию и
родной природе;
выражать отношение к результатам собственной и чужой творческой
деятельности ("нравится" и (или) "не нравится");
осознавать необходимость

соблюдения

в

процессе выполнения

трудовых заданий порядка и аккуратности;
проявлять

заинтересованное

отношение

к

деятельности

других

обучающихся и результатам их работы;
выполнять общественные поручения по уборке мастерской после
уроков трудового обучения.
Достаточный уровень:
уметь определять возможности различных материалов, осуществлять
их целенаправленный выбор в соответствии с физическими, декоративнохудожественными и конструктивными свойствами используемого материала
(изделия) в зависимости от задач предметно-практической деятельности;
уметь экономно расходовать материалы;
уметь планировать предстоящую практическую работу;
знать оптимальные и доступные технологические приемы трудовых
операций в зависимости от свойств материалов и поставленных целей;
уметь

осуществлять

текущий

самоконтроль

выполняемых

практических действий и корректировку хода практической работы;

уметь анализировать результаты своего и чужого труда, выслушивать
предложения и мнения других обучающихся, адекватно реагировать на них,
исправлять собственные ошибки;
выражать отношение к результатам собственной и чужой творческой
деятельности ("нравится" и (или) "не нравится");
комментировать

и

давать

оценку

в

доброжелательной

достижениям других обучающихся, высказывать свои
пожелания; понимать

общественную значимость

форме

предложения

и

своего труда, своих

достижений в области трудовой деятельности.
БАЗОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Личностные учебные действия:
гордиться успехами и достижениями как собственными, так и своих
других обучающихся;
уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их
деятельности;
активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
бережно относиться к культурно-историческому наследию родного
края и страны.
Коммуникативные учебные действия:
вступать и поддерживать коммуникацию в ситуациях коллективного
взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых);
слушать собеседника,
вступать в диалог и поддерживать его,
использовать разные виды делового письма для решения жизненно
значимых задач;
использовать доступные источники и средства получения информации
для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
принимать цели и задачи решения практических задач;

осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
осознанно действовать на основе разных видов инструкций;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
проявлять готовность к осуществлению самоконтроля в процессе
выполнения трудового задания;
адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать
в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ,
синтез,

обобщение,

классификацию,

установление

аналогий,

закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном
вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с
индивидуальными возможностями;
использовать в процессе деятельности некоторые межпредметные
знания,

отражающие

несложные,

доступные

существенные

связи

и

отношения между объектами и процессами.
ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ
Программа составлена на основе тематических разделов и допускает
вариативный подход к очередности изучения содержания с учетом
сохранения общего количества учебных часов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».