Адаптированная рабочая программа ООО обучающихся с УО (вариант 1) «Чтение (литературное чтение)»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Костомукшского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.С.Пушкина»
(МБОУ КГО «СОШ №2 им. А.С.Пушкина»)

«Согласовано»
на заседании МСШ
протокол №1
от 26.08.2024 г.
Руководитель МСШ

«Принято»
педагогическим
советом
протокол №1
от 27.08. 2024 г.
Директор школы

«Утверждено»
приказ по школе №151
от 30.08.2024г.
Директор школы
Герасимчук Н.Н.

Хинконен Л.И
Герасимчук Н.Н.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Чтение (литературное чтение)»
8 класс
вариант 1
(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)

Костомукша
2024 г.

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Чтение (Литературное
чтение)»

составлена

на

основе

адаптированной

основной

общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями),

далее АООП УО (вариант 1),

утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г
номер 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
АООП УО вариант 1 адресована обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации
особых

образовательных

потребностей,

а

также

индивидуальных

особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Чтение (Литературное чтение)» относится к
предметной области «Язык и речевая практика» и является обязательной
частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному
предмету «Чтение (Литературное чтение)» в 8 классе рассчитана на 34
учебные недели и составляет 34 часа в год (1 час в неделю).
Адаптированная

основная

общеобразовательная

программа

определяет цель и задачи учебного предмета «Чтение (Литературное
чтение)».
Цель обучения - развитие коммуникативно-речевых навыков и
коррекция недостатков мыслительной деятельности.
Задачи обучения:
 совершенствование навыка

полноценного чтения как основы

понимания художественного и научно-познавательных текстов;
 развитие навыков речевого обращения на материале доступных для
понимания художественных и научно-познавательных текстов;
 развитие положительных качеств и свойств личности

2

Рабочая программа по учебному предмету «Чтение (Литературное
чтение)» в 8 классе определяет следующие задачи:
 формирование четырёх качеств техники чтения: правильность,
осознанность, выразительность, беглость;
 знакомство (через содержание читаемого материала) с новыми
представлениями и понятиями;
 совершенствование умения отвечать на вопросы учителя своими
словами и словами автора;
 совершенствование умения определять основную мысль и тему
художественного произведения;
 развитие умения делить на части текст, формулировать заголовок
пунктов плана;
 формирование

умения

выбирать

интересующую

литературу,

самостоятельно читать художественную литературу;
 совершенствование умения заучивать наизусть стихотворения и
прозаические отрывки;
 развитие и коррекция памяти и логического мышления.
Планируемые результаты освоения рабочей программы
по учебному предмету «Чтение» в 8 классе
Личностные результаты:
 осознание себя как гражданина России; формирование чувства
гордости за свою Родину; сформированность адекватных представлений о
собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
 формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками
в разных социальных ситуациях;
 способность к осмыслению социального окружения, своего места в
нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

3

 владение

навыками

коммуникации

и

принятыми

нормами

социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и
невербальными

коммуникативными

компетенциями,

использование

доступных информационных технологий для коммуникации;
 формирование целостного, социально ориентированного взгляда на
мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
 воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
 развитие

этических

чувств,

проявление

доброжелательности,

эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление
сопереживания к чувствам других людей;
 сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
Уровни достижения предметных результатов
по учебному предмету «Чтение» в 8 классе
Минимальный уровень:
 читать текст вслух правильно, выразительно, осознанно, в темпе,
обеспечивающем его понимание;
 читать осознанно, молча доступные по содержанию тексты;
 участвовать в обсуждении прослушанного и (или) прочитанного
текста

(ответы

на

вопросы,

высказывание

собственного

мнения,

выслушивание мнений обучающихся с соблюдением правил речевого
этикета и правил работы в группе), опираясь на содержание текста или
личный опыт;
 устанавливать смысловые отношения между поступками героев,
событиями (с помощью педагогического работника);
 определять тему произведения самостоятельно;

4

 определять

основную

мысль

произведения

(с

помощью

педагогического работника);
 учить стихотворения наизусть (объём текста с учётом особенностей
обучающихся);
 отвечать на вопросы по содержанию произведения своими словами
и с использованием слов автора;
 определять собственное отношение к героям (герою) произведения и
их поступкам (с помощью педагогического работника);
 пересказывать текст по частям на основе коллективно составленного
плана и после предварительного анализа;
 находить в тексте непонятные слова и выражения, объясняя их
значение и смысл с опорой на контекст;
 выбирать интересующую литературу (с помощью взрослого);
самостоятельно читать небольшие по объёму и несложные по содержанию
художественные произведения и научно-популярные тексты, выполнять
посильные задания.
Достаточный уровень:
 читать правильно, бегло, выразительно, осознанно доступные
художественные и научно-познавательные тексты вслух и молча;
 использовать

разные

виды

чтения

(изучающее

(смысловое),

выборочное, поисковое);
 овладеть элементарными приёмами анализа художественных, научнопознавательных и учебных текстов с использованием элементарных
литературоведческих понятий;
 осознанно воспринимать и оценивать содержания и специфики
различных текстов, участвовать в их обсуждении;
 целенаправленно и осознанно воспринимать произведения живописи
и музыки, близкие по тематике художественным текстам;

5

 активно участвовать в диалоге, построенном на основе прочитанного
и разобранного текста;
 уметь оценивать изложенные в произведении факты и явления с
аргументацией своей точки зрения;
 делить самостоятельно на части несложный по структуре и
содержанию текст;
 выбирать

самостоятельно

(или

с

помощью

педагогического

работника) интересующую литературу;
 самостоятельно

пользоваться

справочными

источниками

для

получения дополнительной информации;
 заучивать наизусть стихотворения и отрывки из прозаических
произведений.
Система оценки достижения обучающимися
с умственной отсталостью планируемых результатов освоения
рабочей программы по учебному предмету «Чтение» в 8 классе
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
 1 балл - минимальная динамика;
 2 балла - удовлетворительная динамика;
 3 балла - значительная динамика.
Критерии оценки предметных результатов
В 8 классе текущий контроль по предмету «Чтение (литературное
чтение)» осуществляется в форме устных ответов индивидуально или
фронтально.
При оценке устных ответов принимается во внимание:

6

 чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко,
выборочно);
 выразительное чтение наизусть или с листа на материале изучаемых
программных произведений;
 умение ориентироваться в тексте;
 знание литературных произведений.
Оценка «5» ставится обучающемуся, если он:
 читает

целыми

исправленными

словами

ошибками;

правильно,

читает

с

1–2

выразительно,

самостоятельно
с

соблюдением

синтаксических и смысловых пауз, логических ударений;
 отвечает на вопросы и передаёт содержание прочитанного полно,
правильно, последовательно;
 твёрдо

знает

наизусть

текст

стихотворения

и

читает

его

выразительно.
Оценка «4» ставится обучающемуся, если он:
 читает целыми словами, некоторые трудные слова – по слогам;
 допускает 1–2 ошибки при чтении, соблюдение смысловых пауз,
логических ударений, допускает неточности в ответах на вопросы и при
пересказе

содержания,

но

исправляет

их

самостоятельно

или

с

незначительной помощью учителя;
 допускает при чтении наизусть 1–2 самостоятельно исправляемые
ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно.
Оценка «3» ставится обучающемуся, если он:
 читает, в основном, целыми словами, трудные слова – по слогам;
 допускает 3–4 ошибки при чтении, соблюдении смысловых и
синтаксических пауз, логических ударений;

7

 отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с
помощью учителя; обнаруживает при чтении наизусть нетвёрдое усвоение
текста.
Оценка «2» не ставится.
Критерии отметки пересказа текста
Оценка

«5»

-

пересказывает

содержание

прочитанного

самостоятельно, последовательно, не упуская главного, правильно отвечает
на вопрос.
Оценка «4» - допускает 1-2 ошибки, неточности, сам их исправляет.
Оценка «3» - пересказывает при помощи наводящих вопросов
учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного,
допускает речевые ошибки.
Оценка «2» - не ставится.
Критерии чтения стихотворения наизусть
Оценка «5» - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно
читает.
Оценка «4» - знает наизусть, но допускает при чтении перестановку
слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Оценка «3» - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое
усвоение текста.
Оценка «2» - не ставится.
В 8 классе текущий контроль по предмету «Чтение (литературное
чтение)» осуществляется в форме устных ответов индивидуально или
фронтально.
При оценке устных ответов принимается во внимание:
 чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко,
выборочно);
 выразительное чтение наизусть или с листа на материале изучаемых
программных произведений;
8

 умение ориентироваться в тексте;
 знание литературных произведений.
Оценка «5» ставится обучающемуся, если он:
 читает целыми словами правильно, с 1 – 2 самостоятельно
исправленными

ошибками;

читает

выразительно,

с

соблюдением

синтаксических и смысловых пауз, логических ударений;
 отвечает на вопросы и передаёт содержание прочитанного полно,
правильно, последовательно;
 твёрдо

знает

наизусть

текст

стихотворения

и

читает

его

выразительно.
Оценка «4» ставится обучающемуся, если он:
 читает целыми словами, некоторые трудные слова – по слогам;
 допускает 1 – 2 ошибки при чтении, соблюдение смысловых пауз,
логических ударений, допускает неточности в ответах на вопросы и при
пересказе

содержания,

но

исправляет

их

самостоятельно

или

с

незначительной помощью учителя;
 допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно исправляемые
ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно.
Оценка «3» ставится обучающемуся, если он:
 читает, в основном, целыми словами, трудные слова – по слогам;
 допускает 3-4 ошибки при чтении, соблюдении смысловых и
синтаксических пауз, логических ударений;
 отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с
помощью учителя; обнаруживает при чтении наизусть нетвёрдое усвоение
текста.
Оценка «2» не ставится.
Критерии отметки пересказа текста

9

Оценка

«5»

-

пересказывает

содержание

прочитанного

самостоятельно, последовательно, не упуская главного, правильно отвечает
на вопрос.
Оценка «4» - допускает 1-2 ошибки, неточности, сам их исправляет.
Оценка «3» - пересказывает при помощи наводящих вопросов
учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного,
допускает речевые ошибки.
Оценка «2» - не ставится.
Критерии чтения стихотворения наизусть
Оценка «5» - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно
читает.
Оценка «4» - знает наизусть, но допускает при чтении перестановку
слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Оценка «3» - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое
усвоение текста.
Оценка «2» - не ставится.

10

II.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Обучение чтению в 8 классе носит коррекционную, практическую и
коммуникативную направленность. Программа в 8 классе направлена
на разностороннее
умственному

развитиеличности обучающихся, способствует их

развитию, обеспечивает гражданское,

нравственное,

эстетическое воспитание и тесно связана с другими учебными
предметами. Задания ориентируют старшеклассников на анализ
художественного произведения, на обсуждение текстов, на творческую
работу, на самостоятельную работу с текстами, развивающими речевые
и коммуникативные возможности обучающихся. Для литературного
чтения в 8 классе свойственно постепенное усложнение характера
вопросов и заданий, преемственность этих заданий.
В процессе обучения чтению в 8 классе реализуются основные
дидактические

принципы:

принцип

воспитывающего

обучения,

принцип сознательности и активности обучения, наглядности в
обучении, доступности и прочности сообщаемых знаний, научности
материала и систематичности его изложения, а также принципов
дифференцированного и индивидуального подходов.
Содержание разделов
№

Название раздела, темы

1

Устное народное творчество

2

Произведения русских писателей XIX

Кол-во

Контрольные

часов

работы

2
15

1 (тест)

9

1 (тест)

8

1 (тест)

века
3

Произведения русских писателей 1-й
половины XX века

4

Произведения русских писателей 2-й
половины XX века
Итого:

34

3

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».