РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Костомукшского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.С.Пушкина»
(МБОУ КГО «СОШ №2 им. А.С.Пушкина»)
«Согласовано»
на заседании МСШ
протокол №1
от 26.08.2024 г.
Руководитель МСШ
«Принято»
педагогическим
советом
протокол №1
от 27.08. 2024 г.
Директор школы
«Утверждено»
приказ по школе №151
от 30.08.2024г.
Директор школы
Герасимчук Н.Н.
Хинконен Л.И
Герасимчук Н.Н.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Чтение (литературное чтение)»
8 класс
вариант 1
(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)
Костомукша
2024 г.
I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение (Литературное
чтение)»
составлена
на
основе
адаптированной
основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями),
далее АООП УО (вариант 1),
утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г
номер 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
АООП УО вариант 1 адресована обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации
особых
образовательных
потребностей,
а
также
индивидуальных
особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Чтение (Литературное чтение)» относится к
предметной области «Язык и речевая практика» и является обязательной
частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному
предмету «Чтение (Литературное чтение)» в 8 классе рассчитана на 34
учебные недели и составляет 34 часа в год (1 час в неделю).
Адаптированная
основная
общеобразовательная
программа
определяет цель и задачи учебного предмета «Чтение (Литературное
чтение)».
Цель обучения - развитие коммуникативно-речевых навыков и
коррекция недостатков мыслительной деятельности.
Задачи обучения:
совершенствование навыка
полноценного чтения как основы
понимания художественного и научно-познавательных текстов;
развитие навыков речевого обращения на материале доступных для
понимания художественных и научно-познавательных текстов;
развитие положительных качеств и свойств личности
2
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение (Литературное
чтение)» в 8 классе определяет следующие задачи:
формирование четырёх качеств техники чтения: правильность,
осознанность, выразительность, беглость;
знакомство (через содержание читаемого материала) с новыми
представлениями и понятиями;
совершенствование умения отвечать на вопросы учителя своими
словами и словами автора;
совершенствование умения определять основную мысль и тему
художественного произведения;
развитие умения делить на части текст, формулировать заголовок
пунктов плана;
формирование
умения
выбирать
интересующую
литературу,
самостоятельно читать художественную литературу;
совершенствование умения заучивать наизусть стихотворения и
прозаические отрывки;
развитие и коррекция памяти и логического мышления.
Планируемые результаты освоения рабочей программы
по учебному предмету «Чтение» в 8 классе
Личностные результаты:
осознание себя как гражданина России; формирование чувства
гордости за свою Родину; сформированность адекватных представлений о
собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками
в разных социальных ситуациях;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в
нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
3
владение
навыками
коммуникации
и
принятыми
нормами
социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и
невербальными
коммуникативными
компетенциями,
использование
доступных информационных технологий для коммуникации;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на
мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие
этических
чувств,
проявление
доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление
сопереживания к чувствам других людей;
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
Уровни достижения предметных результатов
по учебному предмету «Чтение» в 8 классе
Минимальный уровень:
читать текст вслух правильно, выразительно, осознанно, в темпе,
обеспечивающем его понимание;
читать осознанно, молча доступные по содержанию тексты;
участвовать в обсуждении прослушанного и (или) прочитанного
текста
(ответы
на
вопросы,
высказывание
собственного
мнения,
выслушивание мнений обучающихся с соблюдением правил речевого
этикета и правил работы в группе), опираясь на содержание текста или
личный опыт;
устанавливать смысловые отношения между поступками героев,
событиями (с помощью педагогического работника);
определять тему произведения самостоятельно;
4
определять
основную
мысль
произведения
(с
помощью
педагогического работника);
учить стихотворения наизусть (объём текста с учётом особенностей
обучающихся);
отвечать на вопросы по содержанию произведения своими словами
и с использованием слов автора;
определять собственное отношение к героям (герою) произведения и
их поступкам (с помощью педагогического работника);
пересказывать текст по частям на основе коллективно составленного
плана и после предварительного анализа;
находить в тексте непонятные слова и выражения, объясняя их
значение и смысл с опорой на контекст;
выбирать интересующую литературу (с помощью взрослого);
самостоятельно читать небольшие по объёму и несложные по содержанию
художественные произведения и научно-популярные тексты, выполнять
посильные задания.
Достаточный уровень:
читать правильно, бегло, выразительно, осознанно доступные
художественные и научно-познавательные тексты вслух и молча;
использовать
разные
виды
чтения
(изучающее
(смысловое),
выборочное, поисковое);
овладеть элементарными приёмами анализа художественных, научнопознавательных и учебных текстов с использованием элементарных
литературоведческих понятий;
осознанно воспринимать и оценивать содержания и специфики
различных текстов, участвовать в их обсуждении;
целенаправленно и осознанно воспринимать произведения живописи
и музыки, близкие по тематике художественным текстам;
5
активно участвовать в диалоге, построенном на основе прочитанного
и разобранного текста;
уметь оценивать изложенные в произведении факты и явления с
аргументацией своей точки зрения;
делить самостоятельно на части несложный по структуре и
содержанию текст;
выбирать
самостоятельно
(или
с
помощью
педагогического
работника) интересующую литературу;
самостоятельно
пользоваться
справочными
источниками
для
получения дополнительной информации;
заучивать наизусть стихотворения и отрывки из прозаических
произведений.
Система оценки достижения обучающимися
с умственной отсталостью планируемых результатов освоения
рабочей программы по учебному предмету «Чтение» в 8 классе
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
0 баллов - нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.
Критерии оценки предметных результатов
В 8 классе текущий контроль по предмету «Чтение (литературное
чтение)» осуществляется в форме устных ответов индивидуально или
фронтально.
При оценке устных ответов принимается во внимание:
6
чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко,
выборочно);
выразительное чтение наизусть или с листа на материале изучаемых
программных произведений;
умение ориентироваться в тексте;
знание литературных произведений.
Оценка «5» ставится обучающемуся, если он:
читает
целыми
исправленными
словами
ошибками;
правильно,
читает
с
1–2
выразительно,
самостоятельно
с
соблюдением
синтаксических и смысловых пауз, логических ударений;
отвечает на вопросы и передаёт содержание прочитанного полно,
правильно, последовательно;
твёрдо
знает
наизусть
текст
стихотворения
и
читает
его
выразительно.
Оценка «4» ставится обучающемуся, если он:
читает целыми словами, некоторые трудные слова – по слогам;
допускает 1–2 ошибки при чтении, соблюдение смысловых пауз,
логических ударений, допускает неточности в ответах на вопросы и при
пересказе
содержания,
но
исправляет
их
самостоятельно
или
с
незначительной помощью учителя;
допускает при чтении наизусть 1–2 самостоятельно исправляемые
ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно.
Оценка «3» ставится обучающемуся, если он:
читает, в основном, целыми словами, трудные слова – по слогам;
допускает 3–4 ошибки при чтении, соблюдении смысловых и
синтаксических пауз, логических ударений;
7
отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с
помощью учителя; обнаруживает при чтении наизусть нетвёрдое усвоение
текста.
Оценка «2» не ставится.
Критерии отметки пересказа текста
Оценка
«5»
-
пересказывает
содержание
прочитанного
самостоятельно, последовательно, не упуская главного, правильно отвечает
на вопрос.
Оценка «4» - допускает 1-2 ошибки, неточности, сам их исправляет.
Оценка «3» - пересказывает при помощи наводящих вопросов
учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного,
допускает речевые ошибки.
Оценка «2» - не ставится.
Критерии чтения стихотворения наизусть
Оценка «5» - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно
читает.
Оценка «4» - знает наизусть, но допускает при чтении перестановку
слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Оценка «3» - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое
усвоение текста.
Оценка «2» - не ставится.
В 8 классе текущий контроль по предмету «Чтение (литературное
чтение)» осуществляется в форме устных ответов индивидуально или
фронтально.
При оценке устных ответов принимается во внимание:
чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко,
выборочно);
выразительное чтение наизусть или с листа на материале изучаемых
программных произведений;
8
умение ориентироваться в тексте;
знание литературных произведений.
Оценка «5» ставится обучающемуся, если он:
читает целыми словами правильно, с 1 – 2 самостоятельно
исправленными
ошибками;
читает
выразительно,
с
соблюдением
синтаксических и смысловых пауз, логических ударений;
отвечает на вопросы и передаёт содержание прочитанного полно,
правильно, последовательно;
твёрдо
знает
наизусть
текст
стихотворения
и
читает
его
выразительно.
Оценка «4» ставится обучающемуся, если он:
читает целыми словами, некоторые трудные слова – по слогам;
допускает 1 – 2 ошибки при чтении, соблюдение смысловых пауз,
логических ударений, допускает неточности в ответах на вопросы и при
пересказе
содержания,
но
исправляет
их
самостоятельно
или
с
незначительной помощью учителя;
допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно исправляемые
ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно.
Оценка «3» ставится обучающемуся, если он:
читает, в основном, целыми словами, трудные слова – по слогам;
допускает 3-4 ошибки при чтении, соблюдении смысловых и
синтаксических пауз, логических ударений;
отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с
помощью учителя; обнаруживает при чтении наизусть нетвёрдое усвоение
текста.
Оценка «2» не ставится.
Критерии отметки пересказа текста
9
Оценка
«5»
-
пересказывает
содержание
прочитанного
самостоятельно, последовательно, не упуская главного, правильно отвечает
на вопрос.
Оценка «4» - допускает 1-2 ошибки, неточности, сам их исправляет.
Оценка «3» - пересказывает при помощи наводящих вопросов
учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного,
допускает речевые ошибки.
Оценка «2» - не ставится.
Критерии чтения стихотворения наизусть
Оценка «5» - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно
читает.
Оценка «4» - знает наизусть, но допускает при чтении перестановку
слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Оценка «3» - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое
усвоение текста.
Оценка «2» - не ставится.
10
II.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Обучение чтению в 8 классе носит коррекционную, практическую и
коммуникативную направленность. Программа в 8 классе направлена
на разностороннее
умственному
развитиеличности обучающихся, способствует их
развитию, обеспечивает гражданское,
нравственное,
эстетическое воспитание и тесно связана с другими учебными
предметами. Задания ориентируют старшеклассников на анализ
художественного произведения, на обсуждение текстов, на творческую
работу, на самостоятельную работу с текстами, развивающими речевые
и коммуникативные возможности обучающихся. Для литературного
чтения в 8 классе свойственно постепенное усложнение характера
вопросов и заданий, преемственность этих заданий.
В процессе обучения чтению в 8 классе реализуются основные
дидактические
принципы:
принцип
воспитывающего
обучения,
принцип сознательности и активности обучения, наглядности в
обучении, доступности и прочности сообщаемых знаний, научности
материала и систематичности его изложения, а также принципов
дифференцированного и индивидуального подходов.
Содержание разделов
№
Название раздела, темы
1
Устное народное творчество
2
Произведения русских писателей XIX
Кол-во
Контрольные
часов
работы
2
15
1 (тест)
9
1 (тест)
8
1 (тест)
века
3
Произведения русских писателей 1-й
половины XX века
4
Произведения русских писателей 2-й
половины XX века
Итого:
34
3
11