РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Костомукшского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.С.Пушкина» (МБОУ КГО «СОШ №2 им. А.С.Пушкина») «Согласовано» на заседании МСШ протокол №1 от 26.08.2024 г. Руководитель МСШ «Принято» педагогическим советом протокол №1 от 27.08. 2024 г. Директор школы «Утверждено» приказ по школе №151 от 30.08.2024г. Директор школы Герасимчук Н.Н. Хинконен Л.И Герасимчук Н.Н. Рабочая программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 «Биология» 8 класс г. Костомукша 2024 г. I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Биология» составлена на основе адаптированной обучающихся с основной умственной общеобразовательной отсталостью программы (интеллектуальными нарушениями), далее АООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR). АООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Учебный предмет «Биология» относится к предметной области «Естествознание»» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Биология» в 8 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 17 часов в год (0,5 часа в неделю). Адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Биология». Цель учебного предмета - знакомство с разнообразием животного мира, воспитание у обучающихся чувства любви к природе и ответственности за ее сохранность. Задачи обучения: − формирование элементарных научных представлений о компонентах живой природы: строении и жизни животных; − формирование умений и навыков практического применения биологических знаний: ухода за домашними животными, использование полученных знаний для решения бытовых и экологических проблем; 2 − формирование навыков правильного поведения в природе, способствовать экологическому, эстетическому, физическому, санитарногигиеническому воспитанию, усвоению правил здорового образа жизни; − развитие познавательной деятельности, обучение умению анализировать, сравнивать природные объекты и явления, подводить к обобщающим понятиям, понимать причинно-следственные зависимости, расширять лексический запас, развивать связную речь и другие психические функции; Рабочая программа по учебному предмету «Биология» в 8 классе определяет следующие задачи: − формирование элементарных научных представлений о поведении, образе жизни и особенностях внешнего вида изучаемых животных; − установление взаимосвязи между средой обитания и внешним видом животных; − формирование умений называть признаки сходства и различия между группами животных, узнавать и различать по внешнему виду в окружающем мире, фотографиях, рисунках; − формирование умений описывать особенности внешнего вида разных групп животных; − формирование умений применения практических знаний: уход за животными; − формирование навыков правильного поведения в природе; − использование правил здорового образа жизни, поведения в природе в окружающей природе; − формирование умений анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. 3 II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Обучение биологии в 8 классе носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию биологических знаний в различных ситуациях. Распределение учебного материала позволяет обеспечить постепенный переход от теоретического изучения предмета к практикотеоретическому, с обязательным учётом значимости усваиваемых знаний и умений формирования жизненных компетенций. Программа по «Биологии» в 8 классе включает 9 разделов. Раздел «Ведение» направлен на знакомство с многообразием животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни. В разделе «Животные» большое внимание уделяется установлению причинно-следственных зависимостей между средой обитания и особенностями жизни животных, демонстрации единства формы и функции, взаимосвязи между живой и неживой природой, формированию практических умений (уход за животными, соблюдение санитарногигиенических правил). При изучении раздела «Черви» обучающиеся знакомятся с внешним видом дождевого червя, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. В разделе «Насекомые» обучающиеся знакомятся с внешним строением, образом жизни, питанием, дыханием способом передвижения, размножением насекомых. Раздел «Рыбы» направлен на знакомство с общими признаками рыб, средой обитания, с представителями речных и морских рыб. 4 В разделе «Земноводные» обучающиеся знакомятся с общими признаками земноводных, средой обитания. Изучая раздел «Пресмыкающиеся», обучающиеся знакомятся с общими признаками пресмыкающихся (передвижение – ползание по суше). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств, размножение. Раздел «Птицы» направлен на знакомство с общей характеристикой птиц: средой обитания, особенности внешнего и внутреннего строения, размножение. В разделе «Млекопитающие» обучающиеся знакомятся с общими признаками, разнообразием, строением, образом жизни млекопитающих. Раздел «Сельскохозяйственные млекопитающие» направлен на знакомство с общими признаками, разнообразием, строение и образом жизни сельскохозяйственных млекопитающих. Программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий – все это даст возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию учащихся: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь. Содержание разделов № Название раздела, темы п/п Количеств о Контрольные работы часов 1 Введение 1 2 Беспозвоночные животные 5 3 Позвоночные животные 11 1 5 Итого: 17 1 6 III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные: воспитание бережного отношения к истории и культуре других народов, природным и культурным достопримечательностям страны: способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем; осознание необходимости охраны природы, сохранения многообразия мира животных; владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия при выполнении работ по уходу за животными; использование доступных информационных технологий для коммуникации; воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств, умение видеть красоту, гармонию окружающей природы; овладение социально- бытовыми навыками, правилами личной и общественной гигиены, используемыми в повседневной жизни; сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении: умение ухаживать за домашними питомцами; сформированность готовности к самостоятельной жизни, знание правил ухода за животными на ферме и дома; сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Предметные: Минимальный уровень: − иметь представление об объектах и явлениях неживой и живой природы; − знать особенности внешнего вида изученных животных, узнавание и различение изученных объектов в окружающем мире, моделях, 7 фотографиях, рисунках; − знать общие признаки изученных групп животных, правила поведения в природе, техники безопасности, здорового образа жизни в объеме программы; − выполнять совместно с учителем практические работы, предусмотренные программой; − применять полученные знания и сформированные умения в бытовых ситуациях (уход за растениями). Достаточный уровень: − иметь представление об объектах неживой и живой природы; − знать основные взаимосвязи между природными компонентами, природой и человеком; − устанавливать взаимосвязи между средой обитания и внешним видом объекта (единство формы и функции); − знать признаки сходства и различия между группами животных; − выполнять классификации на основе выделения общих признаков; − узнавать изученные природные объекты по внешнему виду (натуральные объекты, муляжи, слайды, рисунки, схемы); − знать правила здорового образа жизни и безопасного поведения, использовать их для объяснения новых ситуаций; − выполнять практические работы самостоятельно или предварительной (ориентировочной) помощи учителя − владеть сформированными знаниями и умениями в учебных, учебнобытовых и учебно-трудовых ситуациях. 8 Система оценки достижений Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах: 0 баллов - нет фиксируемой динамики; 1 балл - минимальная динамика; 2 балла - удовлетворительная динамика; 3 балла - значительная динамика. Оценка предметных результатов осуществляется по итогам индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных, текущих, промежуточных, итоговых) и тестовых заданий. предметных результатов учитывается уровень При оценке самостоятельности обучающегося и особенности его развития. Критерии оценки предметных результатов за устный ответ: Оценка «5» ставится в случае, если обучающийся: показывает знания, понимание, глубину усвоения всего программного материала; умеет выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации; не допускает ошибок и недочетов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдает культуру письменной и устной речи, правила оформления письменных работ. Оценка «4» ставится в случае, если обучающийся: показывает знания всего изученного программного материала; 9 умеет выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике; допускает незначительные (негрубые) ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, соблюдает основные правила культуры письменной и устной речи, правила оформления письменных работ. Оценка «3» ставится в случае, если обучающийся: показывает знания и усвоение изученного программного материала на уровне минимальных требований; умеет работать на уровне воспроизведения, испытывает затруднения при ответах на видоизмененные вопросы; допускает грубые или несколько негрубых ошибок при воспроизведении изученного материала, незначительно не соблюдает основные правила культуры письменной и устной речи, правила оформления письменных работ. Оценка «2» не ставится. Критерии оценивания практических работ (лабораторных работ) обучающихся по биологии Оценка «5» ставится если: правильно по заданию учителя проведено наблюдение; полно раскрыто содержание материала в объеме программы; четко и правильно даны определения; вывод самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания. Оценка «4» ставится если: наблюдение проведено самостоятельно; частично раскрыто основное содержание материала; 10 в основном правильно даны определения, но допущены нарушения последовательности изложения; вывод неполный. Оценка «3» ставится если: наблюдение проведено с помощью учителя; усвоено основное содержание материала; определения понятий нечеткие; допущены ошибки и неточности в выводе. наблюдение проведено с помощью учителя; усвоено основное содержание материала; определения понятий нечеткие; допущены ошибки и неточности в выводе. Оценка «2» не ставится. Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ. Оценка «5» ставится если: − обучающийся выполнил работу без ошибок и недочетов; − допустил не более одного недочета. Оценка «4» ставится если: обучающийся выполнил работу полностью, но допустил в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета; обучающийся выполнил работу полностью, но допустил в ней не более двух недочетов. Оценка «3» ставится, если: обучающийся правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил не более двух грубых ошибок; обучающийся правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета; 11 обучающийся правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил не более двух-трех негрубых ошибок. Оценка «2» не ставится. 12 13