Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Костомукшского городского округа
"Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.С. Пушкина"
МБОУ КГО «СОШ №2 им.А.С.Пушкина»
«Согласовано»
на заседании МСШ
протокол №1
от 26.08.2024 г.
Руководитель МСШ
«Принято»
педагогическим
советом
протокол №1
от 27.08. 2024 г.
Директор школы
«Утверждено»
приказ по школе №151
от 30.08.2024г.
Директор школы
Герасимчук Н.Н.
Хинконен Л.И
Герасимчук Н.Н.
Рабочая программа общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 1
«География»
8 класс
г. Костомукша
2024 г.
I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «География» составлена
на основе адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями), далее АООП УО (вариант 1), утвержденной приказом
Министерства
просвещения
России
от
24.11.2022г.
№
1026
(https://clck.ru/33NMkR).
АООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом
реализации
их
особых
образовательных
потребностей,
а
также
индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «География» относится к предметной области
«Естествознание» и является обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному
предмету «География» в 8 классе рассчитана на 34 учебные недели и
составляет 17 часов в год (0,5 часа в неделю).
АООП УО (вариант 1) определяет цель и задачи учебного предмета
«География».
Цель обучения - сформировать у обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умение использовать
географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения,
оценки
разнообразных
природных,
социально-экономических
и
экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей
среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически
сообразного поведения в окружающей среде.
Задачи обучения:
формирование представлений о географии и ее роли в понимании
природных и социально-экономических процессов и их взаимосвязей;
2
формирование представлений об особенностях природы, жизни,
культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах
России, разных материков и отдельных стран;
формирование
умения
выделять,
описывать
и
объяснять
существенные признаки географических объектов и явлений;
формирование умений и навыков использования географических
знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов,
адаптации
к
условиям
территории
проживания,
соблюдения
мер
безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф;
овладение основами катастрофической грамотности и использование
элементарных
практических
умений
и
приемов
использования
географической карты для получения географической информации;
формирование умения вести наблюдения за объектами, процессами и
явлениями
географической
среды,
их
изменениями
в
результате
природных и антропогенных воздействий.
АООП по учебному предмету «География» в 8 классе определяет
следующие задачи:
формирование у обучающихся представлений о мировом океане;
познакомить
природой,
бытом,
обучающихся
населением,
культурой
с
особенностями
людей,
географическим
положением,
хозяйственной
деятельности,
отдельными
государствами
различных
континентов;
дать элементарные научные и систематические сведения о единстве
природы, её разнообразии протекающих в ней процессов;
показать особенности взаимодействия человека и природы;
помочь усвоить правила поведения в природе;
содействовать патриотическому, эстетическому, экологическому
воспитанию;
3
учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления,
понимать причинно-следственные зависимости;
содействовать
развитию
абстрактного
мышления,
развивать
воображение, связную речь, расширять лексический запас
дать общий обзор природных условий материка, на котором мы
живём.
4
II.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Содержание учебного предмета «География» позволяет формировать
у обучающихся широкий спектр видов учебной деятельности, таких, как
умение
классифицировать,
наблюдать,
делать
выводы,
объяснять,
доказывать, давать определения понятиям.
Обучающиеся получают знания о географическом положении
каждого материка, его природе, а также знакомятся с экономическим
развитием государств, культурой, бытом народов указанных материков.
Кроме того, в данном курсе изучается и континент Антарктида, при
изучении
которого
обучающиеся
узнают
об
открытиях
великих
мореплавателей и полярников.
К концу 8 класса обучающиеся начинают более подробно изучать
физическую географию материка, на котором мы живем. Здесь даются
общие представления о географическом положении, очертаниях берегов,
рельефе, климате, водных ресурсах, растительном, животном мире и
населении Евразии.
Содержание разделов
№
Название раздела
Количество
часов
1.
Введение
1
2.
Материки и океаны
1
3.
Африка
2
4.
Австралия
2
5.
Антарктида
2
6.
Северная Америка
2
7.
Южная Америка
2
Контрольные работы
5
8.
Евразия
Итого
5
1
17
1
6
III.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на
мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов культур
и религий;
сформированность уважительного отношения к истории и культуре
других народов;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
совершенствование
умения
договариваться
о
распределении
функций и ролей в совместной деятельности со сверстниками, адекватно
оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
формирование экологической культуры, понимание необходимости
охраны редких видов растений и животных;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление
социально значимых мотивов учебной деятельности;
сформированность
адекватных
представлений
о
собственных
возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
владение
навыками
коммуникации
и
принятыми
нормами
социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и
невербальными
коммуникативными
компетенциями,
использование
доступных информационных технологий для коммуникации.
Предметные:
Минимальный уровень:
называть океаны земного шара, их значение;
показывать на географической карте океаны земного шара;
знать названия материков земного шара;
7
показывать на географической карте материки земного шара
знать, на каком материке расположена Россия
Достаточный уровень:
давать краткую характеристику географического положения океанов
и их хозяйственное значение; географического положения, очертания
берегов и природных условий и населения материков;
находить на карте изученные географические объекты
определять на карте полушарий географическое положение и
очертания берегов каждого материка;
давать элементарное описание природных условий всех материков,
опираясь на карту и картины;
находить
в
периодической
печати
сведения
об
изученных
государствах.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
0 баллов - нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.
Оценка «5» ставится, если обучающийся:
ориентируется на карте, находит и показывает географические
объекты самостоятельно;
понимает смысл вопроса и отвечает на вопросы полными
распространенными предложениями;
соблюдается связность слов в предложении. Приводит примеры,
подтверждающие высказанное суждение;
классифицирует объекты на группы по существенным признакам;
8
дает
последовательное
описание
объекта,
раскрывающее
его
существенные признаки и свойства;
правильно устанавливает причинно-следственные связи.
Оценка «4» ставится, если обучающийся:
ориентируется на карте, но имеются неточности при нахождении и
показе объекта;
дает полные ответы на вопросы, но нарушена связность слов в
построении предложении;
не полно выделяет существенные признаки объекта, нарушена
последовательность в описании объекта, явления.
Оценка «3» ставится, если обучающийся:
испытывает затруднения в правильном показе изученных объектов
на карте;
дает неточный или неполный ответ на поставленный вопрос,
материал
излагает
недостаточно
полно
и
последовательно,
нуждается в помощи учителя;
испытывает трудности при классификации объектов на группы;
самостоятельно
не
может
обобщить
полученные
знания
и
установить причинно-следственные связи.
Оценка «2» - не ставится.
9
10