РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Костомукшского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.С.Пушкина»
(МБОУ КГО «СОШ №2 им. А.С.Пушкина»)
«Согласовано»
на заседании МСШ
протокол №1
от 26.08.2024 г.
Руководитель МСШ
«Принято»
педагогическим
советом
протокол №1
от 27.08. 2024 г.
Директор школы
«Утверждено»
приказ по школе №151
от 30.08.2024г.
Директор школы
Герасимчук Н.Н.
Хинконен Л.И
Герасимчук Н.Н.
Рабочая программа общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 1
«История Отечества»
8 класс
г. Костомукша
2024 г.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «История Отечества»
составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), далее АООП УО (вариант 1), утвержденной приказом
Министерства
просвещения
России
от
24.11.2022г.
№
1026
(https://clck.ru/33NMkR).
АООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их
особых
образовательных
потребностей,
а
также
индивидуальных
особенностей и возможностей.
Учебный предмет «История Отечества» относится к образовательной
области «Человек и общество» и является обязательной частью учебного
плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному
предмету «История Отечества» в 8 классе рассчитана на 34 учебные недели
и составляет 17 часов в год (0,5 часа в неделю).
Адаптированная основная общеобразовательная программа определяет
цели и задачи учебного предмета «История Отечества».
Цели обучения:
формирование нравственного сознания развивающейся личности
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
способных к определению своих ценностных приоритетов на основе
осмысления исторического опыта своей страны;
развитие умения применять исторические знания в учебной и
социальной деятельности; развитие нарушенных при умственной отсталости
высших психических функций.
Задачи обучения:
овладение обучающимися знаниями о выдающихся событиях и
деятелях отечественной истории;
формирование у обучающихся представлений о жизни, быте, труде
людей в разные исторические эпохи;
формирование представлений о развитии российской культуры, ее
выдающихся достижениях, памятниках;
формирование представлений о постоянном развитии общества, связи
прошлого и настоящего;
усвоение обучающимися терминов и понятий, знание которых
необходимо для понимания хода развития истории;
формирование интереса к истории как части общечеловеческой
культуры, средству познания мира и самопознания;
формирование у обучающихся умений применять исторические знания
для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с
другими людьми в современном поликультурном, полиэтническом и
многоконфессиональном обществе;
воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему
Отечеству;
воспитание гражданственности и толерантности;
коррекция и развитие познавательных психических процессов.
Рабочая программа по учебному предмету «История Отечества» в
8 классе определяет следующие задачи:
овладение представлениями об историческом пути России с конца XVII
по XX век;
формирование у обучающихся представлений о жизни, быте, труде
людей в данное время;
знакомство
обучающихся
с
историческими
личностями, важнейшими датами и событиями данного периода истории
России;
усвоение
доступных
для
обучающихся
исторических
понимание некоторых закономерностей общественного развития;
понятий,
выработка умений и навыков самостоятельной работы с историческим
материалом;
воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему
Отечеству.
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
В 8 классе продолжается системное изучение истории Отечества.
Происходит
преобразование
первичных
представлений
и
понятий,
полученных в 7 классе. Программа «История Отечества» для 8 класса
хронологически охватывает период с конца XVII по XX век.
В программе основным принципом является принцип коррекционной
направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у
обучающихся специфических нарушений.
Реализация программы учебного предмета «История Отечества»
предусматривает проведение традиционных уроков, нетрадиционных уроков
и обобщающих уроков. Основными организационными формами работы на
уроках
истории
являются:
индивидуальная
работа,
предполагается
использование
фронтальная,
работа
в
парах.
групповая,
При
методических
коллективная,
проведении
средств
и
уроков
приёмов,
необходимых для формирования осознанного усвоения учебного материала.
Работа с учебником: комментированное чтение учебника или
дополнительного материала; чтение вслух отрывков, отдельных абзацев,
устные ответы на вопросы, нахождение ответов в тексте учебника на
вопросы учителя. Работа с учебником проводится в сочетании с наглядными
методами обучения (иллюстрации, макеты, схемы, таблицы, видеосюжеты).
Работа с наглядно-дидактическими материалами: используются
иллюстрации в учебнике, репродукции, опорные схемы, таблицы, маркерные
рисунки на доске, макеты, что способствует развитию воображения, умению
элементарно анализировать изучаемые события, формировать вопросы,
составлять
развёрнутые
ответы,
используя
зрительную
опору,
воспроизводить изученный материал.
Работа
с
исторической
картой:
деятельностного подхода и позволяет
пространственные представления.
является
одной
из
форм
формировать у обучающихся
Словарная
работа:
рассматривается
как
обязательный
вид
деятельности на каждом уроке, где обучающиеся знакомятся с новыми
терминами и понятиями, учатся их объяснять, выделять, находить в тексте
учебника, употреблять новые слова в ответе. За счёт многократного,
вариативного повторения новых терминов формируется активный и
пассивный исторический словарь обучающихся.
Для развития критического мышления на уроках истории эффективным
приёмом является применение кластеров. Обучающиеся наблюдают,
сравнивают, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.
Кластеры помогают структурировать полученные знания и лучше запомнить
изученный материал.
Проектная
деятельность: обеспечивает
активную
учебно-
познавательную деятельность обучающихся; развитие исследовательских и
творческих способностей. Способствует воспитанию информационной
культуры обучающихся; развитие познавательных интересов, умений в
работе с компьютером, самоконтроля; формирование умения излагать свою
точку зрения.
Содержание разделов
№
Название раздела
Количество
часов
1
8
3
Контрольные
работы
1.
2.
3.
Россия в конце XVII века
Россия в XVIII веке
Россия в первой половине XIX века
4.
3
5.
Россия во второй половине XIX - начале XX
века
Россия в 1917 году
6.
Итоговый урок. Тест
1
1
17
1
Итого
1
III.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
развитие устойчивой мотивации, интереса к изучению истории
Отечества с использованием разнообразных урочных и внеурочных форм
организации деятельности обучающихся;
формирование нравственного сознания обучающихся на основе
приобщения
к
источникам
отечественной
культуры,
этноистории,
этнокультуры региона.
умение изучать и систематизировать информацию из различных
исторических и современных источников, раскрывая ее социальную
принадлежность и познавательную ценность;
осмысление
социально-нравственного
опыта
предшествующих
поколений, способность к определению своей позиции и ответственному
поведению в современном обществе;
формирование чувства уважения к национальным святыням и
символам;
знание государственных праздников, Дней воинской славы России;
знание основ развития и становления России как государства, её
границ, знание особенностей культуры своей страны и своего региона,
географического положения, достижений страны в области литературы,
искусства, науки;
формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий.
Предметные:
Минимальный уровень:
знать некоторые даты важнейших событий истории России (по
выбору);
уметь пользоваться «Лентой времени»;
устанавливать
по
датам
последовательность
и
длительность
исторических событий с помощью учителя;
знать некоторые имена великих исторических деятелей (царей,
политиков, полководцев, ученых, деятелей культуры);
устанавливать причинно-следственные связи с помощью учителя;
описывать объекты, события, исторические героев с опорой на
наглядность, по наводящим вопросам учителя;
находить, показывать на исторической карте территории, границы,
основные изучаемые объекты, события под контролем учителя;
находить в словаре или в учебнике значение исторических терминов;
узнавать
и
называть,
изученные
объекты
на
иллюстрациях,
фотографиях;
выполнять несложные задания под контролем учителя;
адекватно оценивать свою работу;
осуществлять поиск информации в доступном источнике.
Достаточный уровень:
- определять хронологические рамки ключевых процессов,
знать основные исторические даты истории России;
соотносить дату с событием и личностью;
знать некоторые основные исторические факты, события, явления,
процессы; их причины, участников, результаты и значение;
уметь составлять рассказы об исторических событиях, формулировать
выводы;
знать места совершения основных исторических событий;
знать имена известных исторических деятелей (князей, царей,
политиков, полководцев, ученых, деятелей культуры);
составлять исторические портреты с опорой на иллюстративный,
текстовый материал;
понимать «легенду» исторической карты, «читать» историческую карту
с опорой на ее «легенду»;
объяснять значение основных терминов, понятий;
соотносить
год
с
веком,
устанавливать
последовательность
и
длительности исторических событий;
сравнивать, разбирать, обобщать исторические факты;
осуществлять поиск информации в доступных источниках;
раскрывать причинно-следственные связи
между историческими
событиями и явлениями;
участвовать в беседе по содержанию, изученных тем;
выполнять доступные задания без текущего контроля учителя.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения, обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
− 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
− 1 балл - минимальная динамика;
− 2 балла - удовлетворительная динамика;
− 3 балла - значительная динамика.
Критерии оценки предметных результатов
Оценка
предметных
индивидуального
и
результатов
фронтального
осуществляется
опроса
обучающихся,
по
итогам
выполнения
самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных,
текущих, промежуточных и итоговых) и тестовых заданий. При оценке
предметных
результатов
учитывается
уровень
самостоятельности
обучающегося и особенности его развития.
Оценка «5» ставится, если обучающийся:
понимает материал; владеет пересказом по предложенному плану;
устанавливает хронологию событий;
самостоятельно формулирует ответы на вопросы;
допускает единичные ошибки и сам исправляет
правильно устанавливает причинно-следственные связи;
умеет выражать свои суждения о действиях, поступках участников
исторических событий.
Оценка «4» ставится, если обучающийся:
воссоздавать в речи изучаемое событие и объяснять его причины;
самостоятельно формулирует ответы; частично владеет пересказом по
предложенному плану;
допускает ошибки в подтверждении ответов примерами и исправляет
их с помощью учителя (1-2 ошибки);
преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в
отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно.
Оценка «3» ставится, если обучающийся:
частично понимает материал;
излагает материал недостаточно полно и последовательно;
допускает ошибки в подтверждении ответов примерами и исправляет
их с помощью учителя (3-4 ошибки);
затрудняется самостоятельно ответить на вопросы;
нуждается в постоянной помощи учителя;
смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией,
выполняет
действие только по прямому указанию учителя, при необходимости
требуется оказание помощи.
Оценка «2» - не ставится.