РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Костомукшского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.С.Пушкина» (МБОУ КГО «СОШ №2 им. А.С.Пушкина») «Согласовано» на заседании МСШ протокол №1 от 26.08.2024 г. Руководитель МСШ «Принято» педагогическим советом протокол №1 от 27.08. 2024 г. Директор школы «Утверждено» приказ по школе №151 от 30.08.2024г. Директор школы Герасимчук Н.Н. Хинконен Л.И Герасимчук Н.Н. Рабочая программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 «История Отечества» 8 класс г. Костомукша 2024 г. I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «История Отечества» составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее АООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR). АООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Учебный предмет «История Отечества» относится к образовательной области «Человек и общество» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «История Отечества» в 8 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 17 часов в год (0,5 часа в неделю). Адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цели и задачи учебного предмета «История Отечества». Цели обучения: формирование нравственного сознания развивающейся личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), способных к определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны; развитие умения применять исторические знания в учебной и социальной деятельности; развитие нарушенных при умственной отсталости высших психических функций. Задачи обучения: овладение обучающимися знаниями о выдающихся событиях и деятелях отечественной истории; формирование у обучающихся представлений о жизни, быте, труде людей в разные исторические эпохи; формирование представлений о развитии российской культуры, ее выдающихся достижениях, памятниках; формирование представлений о постоянном развитии общества, связи прошлого и настоящего; усвоение обучающимися терминов и понятий, знание которых необходимо для понимания хода развития истории; формирование интереса к истории как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания; формирование у обучающихся умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе; воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству; воспитание гражданственности и толерантности; коррекция и развитие познавательных психических процессов. Рабочая программа по учебному предмету «История Отечества» в 8 классе определяет следующие задачи: овладение представлениями об историческом пути России с конца XVII по XX век; формирование у обучающихся представлений о жизни, быте, труде людей в данное время; знакомство обучающихся с историческими личностями, важнейшими датами и событиями данного периода истории России; усвоение доступных для обучающихся исторических понимание некоторых закономерностей общественного развития; понятий, выработка умений и навыков самостоятельной работы с историческим материалом; воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству. II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ В 8 классе продолжается системное изучение истории Отечества. Происходит преобразование первичных представлений и понятий, полученных в 7 классе. Программа «История Отечества» для 8 класса хронологически охватывает период с конца XVII по XX век. В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у обучающихся специфических нарушений. Реализация программы учебного предмета «История Отечества» предусматривает проведение традиционных уроков, нетрадиционных уроков и обобщающих уроков. Основными организационными формами работы на уроках истории являются: индивидуальная работа, предполагается использование фронтальная, работа в парах. групповая, При методических коллективная, проведении средств и уроков приёмов, необходимых для формирования осознанного усвоения учебного материала. Работа с учебником: комментированное чтение учебника или дополнительного материала; чтение вслух отрывков, отдельных абзацев, устные ответы на вопросы, нахождение ответов в тексте учебника на вопросы учителя. Работа с учебником проводится в сочетании с наглядными методами обучения (иллюстрации, макеты, схемы, таблицы, видеосюжеты). Работа с наглядно-дидактическими материалами: используются иллюстрации в учебнике, репродукции, опорные схемы, таблицы, маркерные рисунки на доске, макеты, что способствует развитию воображения, умению элементарно анализировать изучаемые события, формировать вопросы, составлять развёрнутые ответы, используя зрительную опору, воспроизводить изученный материал. Работа с исторической картой: деятельностного подхода и позволяет пространственные представления. является одной из форм формировать у обучающихся Словарная работа: рассматривается как обязательный вид деятельности на каждом уроке, где обучающиеся знакомятся с новыми терминами и понятиями, учатся их объяснять, выделять, находить в тексте учебника, употреблять новые слова в ответе. За счёт многократного, вариативного повторения новых терминов формируется активный и пассивный исторический словарь обучающихся. Для развития критического мышления на уроках истории эффективным приёмом является применение кластеров. Обучающиеся наблюдают, сравнивают, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Кластеры помогают структурировать полученные знания и лучше запомнить изученный материал. Проектная деятельность: обеспечивает активную учебно- познавательную деятельность обучающихся; развитие исследовательских и творческих способностей. Способствует воспитанию информационной культуры обучающихся; развитие познавательных интересов, умений в работе с компьютером, самоконтроля; формирование умения излагать свою точку зрения. Содержание разделов № Название раздела Количество часов 1 8 3 Контрольные работы 1. 2. 3. Россия в конце XVII века Россия в XVIII веке Россия в первой половине XIX века 4. 3 5. Россия во второй половине XIX - начале XX века Россия в 1917 году 6. Итоговый урок. Тест 1 1 17 1 Итого 1 III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные: развитие устойчивой мотивации, интереса к изучению истории Отечества с использованием разнообразных урочных и внеурочных форм организации деятельности обучающихся; формирование нравственного сознания обучающихся на основе приобщения к источникам отечественной культуры, этноистории, этнокультуры региона. умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; формирование чувства уважения к национальным святыням и символам; знание государственных праздников, Дней воинской славы России; знание основ развития и становления России как государства, её границ, знание особенностей культуры своей страны и своего региона, географического положения, достижений страны в области литературы, искусства, науки; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. Предметные: Минимальный уровень: знать некоторые даты важнейших событий истории России (по выбору); уметь пользоваться «Лентой времени»; устанавливать по датам последовательность и длительность исторических событий с помощью учителя; знать некоторые имена великих исторических деятелей (царей, политиков, полководцев, ученых, деятелей культуры); устанавливать причинно-следственные связи с помощью учителя; описывать объекты, события, исторические героев с опорой на наглядность, по наводящим вопросам учителя; находить, показывать на исторической карте территории, границы, основные изучаемые объекты, события под контролем учителя; находить в словаре или в учебнике значение исторических терминов; узнавать и называть, изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях; выполнять несложные задания под контролем учителя; адекватно оценивать свою работу; осуществлять поиск информации в доступном источнике. Достаточный уровень: - определять хронологические рамки ключевых процессов, знать основные исторические даты истории России; соотносить дату с событием и личностью; знать некоторые основные исторические факты, события, явления, процессы; их причины, участников, результаты и значение; уметь составлять рассказы об исторических событиях, формулировать выводы; знать места совершения основных исторических событий; знать имена известных исторических деятелей (князей, царей, политиков, полководцев, ученых, деятелей культуры); составлять исторические портреты с опорой на иллюстративный, текстовый материал; понимать «легенду» исторической карты, «читать» историческую карту с опорой на ее «легенду»; объяснять значение основных терминов, понятий; соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительности исторических событий; сравнивать, разбирать, обобщать исторические факты; осуществлять поиск информации в доступных источниках; раскрывать причинно-следственные связи между историческими событиями и явлениями; участвовать в беседе по содержанию, изученных тем; выполнять доступные задания без текущего контроля учителя. Система оценки достижений Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения, обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах: − 0 баллов - нет фиксируемой динамики; − 1 балл - минимальная динамика; − 2 балла - удовлетворительная динамика; − 3 балла - значительная динамика. Критерии оценки предметных результатов Оценка предметных индивидуального и результатов фронтального осуществляется опроса обучающихся, по итогам выполнения самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных, текущих, промежуточных и итоговых) и тестовых заданий. При оценке предметных результатов учитывается уровень самостоятельности обучающегося и особенности его развития. Оценка «5» ставится, если обучающийся: понимает материал; владеет пересказом по предложенному плану; устанавливает хронологию событий; самостоятельно формулирует ответы на вопросы; допускает единичные ошибки и сам исправляет правильно устанавливает причинно-следственные связи; умеет выражать свои суждения о действиях, поступках участников исторических событий. Оценка «4» ставится, если обучающийся: воссоздавать в речи изучаемое событие и объяснять его причины; самостоятельно формулирует ответы; частично владеет пересказом по предложенному плану; допускает ошибки в подтверждении ответов примерами и исправляет их с помощью учителя (1-2 ошибки); преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно. Оценка «3» ставится, если обучающийся: частично понимает материал; излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ошибки в подтверждении ответов примерами и исправляет их с помощью учителя (3-4 ошибки); затрудняется самостоятельно ответить на вопросы; нуждается в постоянной помощи учителя; смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи. Оценка «2» - не ставится.