РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Костомукшского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.С.Пушкина»
(МБОУ КГО «СОШ №2 им. А.С.Пушкина»)
«Согласовано»
на заседании МСШ
протокол №1
от 26.08.2024 г.
Руководитель МСШ
«Принято»
педагогическим
советом
протокол №1
от 27.08. 2024 г.
Директор школы
«Утверждено»
приказ по школе №151
от 30.08.2024г.
Директор школы
Герасимчук Н.Н.
Хинконен Л.И
Герасимчук Н.Н.
Рабочая программа общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 1
«Математика»
8 класс
г. Костомукша
2024 г.
I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена на
основе
адаптированной
основной
общеобразовательной
программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
далее АООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства
просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
АООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их
особых
образовательных
потребностей,
а
также
индивидуальных
особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Математика» относится к предметной области
«Математика» и является обязательной частью учебного плана.
В
соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету
«Математика» в 8 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68
часов в год (2 часа в неделю).
Адаптированная основная общеобразовательная программа определяет
цель и задачи учебного предмета «Математика».
Цель обучения – максимальное общее развитие обучающихся,
коррекция недостатков их познавательной деятельности и личностных
качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого обучающегося на
разных этапах обучения.
Задачи обучения:
формирование
и
развитие
математических
знаний
и
умений,
необходимых для решения практических задач в учебной и трудовой
деятельности, используемых в повседневной жизни;
коррекция недостатков познавательной деятельности и повышение
уровня общего развития;
воспитание положительных качеств и свойств личности.
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» в 8
классе определяет следующие задачи:
совершенствование устных и письменных вычислительных навыков в
пределах 1000 000;
формирование умения производить арифметические действия с
целыми и дробными числами;
формирование умения преобразовывать числа, полученные при
измерении и производить с ними дальнейшие арифметические действия;
формирование умения производить действия с числами, полученными
при измерении площади;
формирование умения простые арифметические задачи на нахождение
числа по одной его доле, выраженной обыкновенной или десятичной дробью;
простые арифметические задачи на нахождение среднего арифметического
двух и более чисел; составные задачи на пропорциональное деление, «на
части», способом принятия общего количества за единицу;
формирование умения находить площадь круга, длину окружности,
выделять сектор и сегмент;
формирование понятия градус (обозначение 1◦), знакомство с
транспортиром;
формирование представления о диаграммах (линейные, столбчатые,
круговые);
воспитание интереса к математике и стремление использовать знания в
повседневной жизни.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
II.
Обучение математике в 8 классе носит практическую направленность и
тесно
связано
обучающихся
с
к
другими
овладению
учебными
предметами,
жизнью,
профессионально-трудовыми
готовит
знаниями
и
навыками, учит использованию математических знаний в различных
ситуациях.
Распределение
учебного
материала
осуществляется
концентрически, что позволяет обеспечить постепенный переход от
исключительно
практического
изучения
математики
к
практико-
теоретическому изучению, с обязательным учётом значимости усваиваемых
знаний и умений формирования жизненных компетенций.
В процессе изучения математики у обучающихся с легкой степенью
умственной отсталости (интеллектуальной недостаточности) развивается
элементарное математическое мышление, формируются и корригируются
такие его формы, как сравнение, анализ, синтез, развиваются способности к
обобщению и конкретизации, создаются условия для коррекции памяти,
внимания и других психических функций.
Основными организационными формами работы на уроке математики
являются: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная работа,
работа в парах.
При проведении уроков математики предполагается использование
следующих методов:
словесные (рассказ или изложение знаний, беседа, работа по учебнику
или другим печатным материалам);
наглядные
(наблюдение,
демонстрация
предметов
или
их
изображений);
предметно - практические (измерение, вычерчивание геометрических
фигур,
моделирование,
нахождение
значений
числовых
выражений);
- частично - поисковые (эвристическая беседа, олимпиада, практические
работы);
исследовательские (проблемное изложение);
система специальных коррекционно – развивающих приемов;
методы убеждения (словесное разъяснение, убеждение, требование);
методы организации деятельности (приучение, упражнение, показ,
подражание, поручение);
методы
стимулирования
поведения
(похвала,
поощрение,
взаимооценка).
Широкое применение находит проблемное изложение знаний, при
котором является создание проблемной ситуации, исследование, поиск
правильного ответа.
В учебном процессе чаще всего предполагается использование
комбинации указанных методов. Комплексное их использование позволяет
более полно решать задачи каждого урока.
Содержание разделов
№ п/п
Название раздела
Количество
часов
Количество
контрольных
работ
1 ч.
1.
Нумерация чисел в пределах
Сложение и вычитание целых
десятичных дробей
1000000.
чисел и
7 ч.
2.
Умножение и деление целых чисел и
десятичных дробей, в том числе чисел,
полученных при измерении
8 ч.
3.
Обыкновенные дроби. Сложение
и
вычитание обыкновенных дробей
Десятичные дроби и числа, полученные при
измерении
Арифметические действия с целыми и
дробными числами и числами, полученными
при измерении площади, выраженными
десятичными дробями
12 ч.
1 ч.
10 ч.
1 ч.
16 ч.
1 ч.
6.
Геометрический материал
12ч.
7.
Повторение
3ч.
4.
5.
Итого:
68 ч.
4 ч.
III.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
сформированность
адекватных
представлений
о
собственных
возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление
социально – значимых мотивов учебной деятельности;
формирование к способности осмыслению картины мира, её временно
– пространственной организации.
Предметные:
Минимальный уровень:
уметь считать в пределах 100 000 присчитыванием разрядных единиц
(1 000, 10 000) устно и с записью чисел (с помощью учителя); счет 137 в
пределах 1 000 присчитыванием равных числовых групп по 2, 20, 200, 5, 25,
250;
выполнять сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное
число чисел (небольших), полученных при измерении двумя мерами
стоимости, длины, массы письменно;
выполнять сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное
число, на 10, 100, 1 000 десятичных дробей;
знать способы проверки умножения и деления чисел в пределах 100
000 на однозначное число, круглые десятки, выполненных приемами
письменных вычислений, и уметь их выполнять с целью определения
правильности вычислений;
знать единицы измерения (мер) площади, уметь их записать и читать;
уметь вычислять площадь прямоугольника (квадрата) (с помощью
учителя).
Достаточный уровень:
считать в пределах 1 000 000 присчитыванием, отсчитыванием
разрядных единиц и равных числовых групп;
выполнять сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное,
двузначное число многозначных чисел в пределах 1 000 000 (полученных при
счете и при измерении величин), обыкновенных и десятичных дробей;
выполнять умножение и деление десятичных дробей на 10, 100, 1 000;
находить число по одной его доле, выраженной обыкновенной или
десятичной дробью;
уметь находить среднее арифметическое чисел;
выполнять
решение
простых
арифметических
задач
на
пропорциональное деление;
знать величину 1°; размеров прямого, острого, тупого, развернутого,
полного углов; суммы смежных углов, углов треугольника;
уметь строить и измерять углы с помощью транспортира;
уметь строить треугольники по заданным длинам сторон и величине
углов;
знать единицы измерения (мер) площади, их соотношений;
уметь вычислять площадь прямоугольника (квадрата);
знать формулу вычисления длины окружности, площади круга; уметь
вычислять длину окружности и площадь круга по заданной длине радиуса;
уметь построить точку, отрезок, треугольник, четырехугольник,
окружность, симметричные относительно оси, центра симметрии.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
0 баллов - нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.
Оценка
предметных
индивидуального
и
результатов
фронтального
осуществляется
опроса
обучающихся,
по
итогам
выполнения
самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных,
текущих, промежуточных и итоговых) и тестовых заданий.
предметных
результатов
учитывается
уровень
При оценке
самостоятельности
обучающегося и особенности его развития.
Критерии оценки предметных результатов:
Оценка «5» ставится за верное выполнение задания. При этой оценке
допускаются 1 – 2 недочёта.
Оценка «5» ставится, если обучающийся:
дает правильные, осознанные ответы на все поставленные вопросы,
может
подтвердить
правильность
ответа
предметно-практическими
действиями, знает и умеет применять правила, умеет самостоятельно
оперировать изученными математическими представлениями;
умеет самостоятельно, с минимальной помощью учителя, правильно
решить задачу, объяснить ход решения;
умеет производить и объяснять устные и письменные вычисления;
правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы,
положение фигур пот отношению друг к другу на плоскости и в
пространстве;
правильно выполняет работы по измерению и черчению с помощью
измерительного
и
чертежного
инструментов,
умеет
объяснить
последовательность работы.
Оценка «4» ставится, если обучающийся допускает 2 -3 ошибки и не
более 2 недочёта.
Оценка «4» ставится, если обучающийся:
при ответе допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в
дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ;
при вычислениях, в отдельных случаях, нуждается в дополнительных
промежуточных записях, назывании промежуточных результатов вслух,
опоре на образы реальных предметов;
при решении задач нуждается в дополнительных вопросах учителя,
помогающих анализу предложенной задачи, уточнению вопросов задачи,
объяснению выбора действий;
с незначительной помощью учителя правильно узнает и называет
геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости, в
пространстве по отношению друг к другу;
выполняет работы по измерению и черчению с недостаточной
точностью.
Оценка «3» ставится, если обучающийся допустил 4-5 ошибок и
несколько мелких. Также оценку «удовлетворительно» может получить
обучающийся, совершивший несколько грубых ошибок, но при повторных
попытках улучшивший результат.
Оценка «3» ставится обучающемуся, если он:
при незначительной помощи учителя или учащихся класса дает
правильные ответы на поставленные вопросы, формулирует правила, может
их применять;
производит вычисления с опорой на различные виды счетного
материала, но с соблюдением алгоритмов действий;
понимает и записывает после обсуждения решение задачи под
руководством учителя;
узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение
фигур на плоскости и в пространстве со значительной помощью учителя или
обучающихся, или с использованием записей и чертежей в тетрадях, в
учебниках, на таблицах, с помощью вопросов учителя;
правильно выполняет измерение и черчение после предварительного
обсуждения последовательности работы, демонстрации её выполнения.
Оценка «2» - не ставится.