РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Костомукшского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.С.Пушкина» (МБОУ КГО «СОШ №2 им. А.С.Пушкина») «Согласовано» на заседании МСШ протокол №1 от 26.08.2024 г. Руководитель МСШ «Принято» педагогическим советом протокол №1 от 27.08. 2024 г. Директор школы «Утверждено» приказ по школе №151 от 30.08.2024г. Директор школы Герасимчук Н.Н. Хинконен Л.И Герасимчук Н.Н. Рабочая программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 «Математика» 8 класс г. Костомукша 2024 г. I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее АООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR). АООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Учебный предмет «Математика» относится к предметной области «Математика» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Математика» в 8 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю). Адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Математика». Цель обучения – максимальное общее развитие обучающихся, коррекция недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого обучающегося на разных этапах обучения. Задачи обучения: формирование и развитие математических знаний и умений, необходимых для решения практических задач в учебной и трудовой деятельности, используемых в повседневной жизни; коррекция недостатков познавательной деятельности и повышение уровня общего развития; воспитание положительных качеств и свойств личности. Рабочая программа по учебному предмету «Математика» в 8 классе определяет следующие задачи: совершенствование устных и письменных вычислительных навыков в пределах 1000 000; формирование умения производить арифметические действия с целыми и дробными числами; формирование умения преобразовывать числа, полученные при измерении и производить с ними дальнейшие арифметические действия; формирование умения производить действия с числами, полученными при измерении площади; формирование умения простые арифметические задачи на нахождение числа по одной его доле, выраженной обыкновенной или десятичной дробью; простые арифметические задачи на нахождение среднего арифметического двух и более чисел; составные задачи на пропорциональное деление, «на части», способом принятия общего количества за единицу; формирование умения находить площадь круга, длину окружности, выделять сектор и сегмент; формирование понятия градус (обозначение 1◦), знакомство с транспортиром; формирование представления о диаграммах (линейные, столбчатые, круговые); воспитание интереса к математике и стремление использовать знания в повседневной жизни. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ II. Обучение математике в 8 классе носит практическую направленность и тесно связано обучающихся с к другими овладению учебными предметами, жизнью, профессионально-трудовыми готовит знаниями и навыками, учит использованию математических знаний в различных ситуациях. Распределение учебного материала осуществляется концентрически, что позволяет обеспечить постепенный переход от исключительно практического изучения математики к практико- теоретическому изучению, с обязательным учётом значимости усваиваемых знаний и умений формирования жизненных компетенций. В процессе изучения математики у обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальной недостаточности) развивается элементарное математическое мышление, формируются и корригируются такие его формы, как сравнение, анализ, синтез, развиваются способности к обобщению и конкретизации, создаются условия для коррекции памяти, внимания и других психических функций. Основными организационными формами работы на уроке математики являются: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная работа, работа в парах. При проведении уроков математики предполагается использование следующих методов: словесные (рассказ или изложение знаний, беседа, работа по учебнику или другим печатным материалам); наглядные (наблюдение, демонстрация предметов или их изображений); предметно - практические (измерение, вычерчивание геометрических фигур, моделирование, нахождение значений числовых выражений); - частично - поисковые (эвристическая беседа, олимпиада, практические работы); исследовательские (проблемное изложение); система специальных коррекционно – развивающих приемов; методы убеждения (словесное разъяснение, убеждение, требование); методы организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, поручение); методы стимулирования поведения (похвала, поощрение, взаимооценка). Широкое применение находит проблемное изложение знаний, при котором является создание проблемной ситуации, исследование, поиск правильного ответа. В учебном процессе чаще всего предполагается использование комбинации указанных методов. Комплексное их использование позволяет более полно решать задачи каждого урока. Содержание разделов № п/п Название раздела Количество часов Количество контрольных работ 1 ч. 1. Нумерация чисел в пределах Сложение и вычитание целых десятичных дробей 1000000. чисел и 7 ч. 2. Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей, в том числе чисел, полученных при измерении 8 ч. 3. Обыкновенные дроби. Сложение и вычитание обыкновенных дробей Десятичные дроби и числа, полученные при измерении Арифметические действия с целыми и дробными числами и числами, полученными при измерении площади, выраженными десятичными дробями 12 ч. 1 ч. 10 ч. 1 ч. 16 ч. 1 ч. 6. Геометрический материал 12ч. 7. Повторение 3ч. 4. 5. Итого: 68 ч. 4 ч. III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные: сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств; принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально – значимых мотивов учебной деятельности; формирование к способности осмыслению картины мира, её временно – пространственной организации. Предметные: Минимальный уровень: уметь считать в пределах 100 000 присчитыванием разрядных единиц (1 000, 10 000) устно и с записью чисел (с помощью учителя); счет 137 в пределах 1 000 присчитыванием равных числовых групп по 2, 20, 200, 5, 25, 250; выполнять сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число чисел (небольших), полученных при измерении двумя мерами стоимости, длины, массы письменно; выполнять сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число, на 10, 100, 1 000 десятичных дробей; знать способы проверки умножения и деления чисел в пределах 100 000 на однозначное число, круглые десятки, выполненных приемами письменных вычислений, и уметь их выполнять с целью определения правильности вычислений; знать единицы измерения (мер) площади, уметь их записать и читать; уметь вычислять площадь прямоугольника (квадрата) (с помощью учителя). Достаточный уровень: считать в пределах 1 000 000 присчитыванием, отсчитыванием разрядных единиц и равных числовых групп; выполнять сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное число многозначных чисел в пределах 1 000 000 (полученных при счете и при измерении величин), обыкновенных и десятичных дробей; выполнять умножение и деление десятичных дробей на 10, 100, 1 000; находить число по одной его доле, выраженной обыкновенной или десятичной дробью; уметь находить среднее арифметическое чисел; выполнять решение простых арифметических задач на пропорциональное деление; знать величину 1°; размеров прямого, острого, тупого, развернутого, полного углов; суммы смежных углов, углов треугольника; уметь строить и измерять углы с помощью транспортира; уметь строить треугольники по заданным длинам сторон и величине углов; знать единицы измерения (мер) площади, их соотношений; уметь вычислять площадь прямоугольника (квадрата); знать формулу вычисления длины окружности, площади круга; уметь вычислять длину окружности и площадь круга по заданной длине радиуса; уметь построить точку, отрезок, треугольник, четырехугольник, окружность, симметричные относительно оси, центра симметрии. Система оценки достижений Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах: 0 баллов - нет фиксируемой динамики; 1 балл - минимальная динамика; 2 балла - удовлетворительная динамика; 3 балла - значительная динамика. Оценка предметных индивидуального и результатов фронтального осуществляется опроса обучающихся, по итогам выполнения самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных, текущих, промежуточных и итоговых) и тестовых заданий. предметных результатов учитывается уровень При оценке самостоятельности обучающегося и особенности его развития. Критерии оценки предметных результатов: Оценка «5» ставится за верное выполнение задания. При этой оценке допускаются 1 – 2 недочёта. Оценка «5» ставится, если обучающийся: дает правильные, осознанные ответы на все поставленные вопросы, может подтвердить правильность ответа предметно-практическими действиями, знает и умеет применять правила, умеет самостоятельно оперировать изученными математическими представлениями; умеет самостоятельно, с минимальной помощью учителя, правильно решить задачу, объяснить ход решения; умеет производить и объяснять устные и письменные вычисления; правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур пот отношению друг к другу на плоскости и в пространстве; правильно выполняет работы по измерению и черчению с помощью измерительного и чертежного инструментов, умеет объяснить последовательность работы. Оценка «4» ставится, если обучающийся допускает 2 -3 ошибки и не более 2 недочёта. Оценка «4» ставится, если обучающийся: при ответе допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ; при вычислениях, в отдельных случаях, нуждается в дополнительных промежуточных записях, назывании промежуточных результатов вслух, опоре на образы реальных предметов; при решении задач нуждается в дополнительных вопросах учителя, помогающих анализу предложенной задачи, уточнению вопросов задачи, объяснению выбора действий; с незначительной помощью учителя правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости, в пространстве по отношению друг к другу; выполняет работы по измерению и черчению с недостаточной точностью. Оценка «3» ставится, если обучающийся допустил 4-5 ошибок и несколько мелких. Также оценку «удовлетворительно» может получить обучающийся, совершивший несколько грубых ошибок, но при повторных попытках улучшивший результат. Оценка «3» ставится обучающемуся, если он: при незначительной помощи учителя или учащихся класса дает правильные ответы на поставленные вопросы, формулирует правила, может их применять; производит вычисления с опорой на различные виды счетного материала, но с соблюдением алгоритмов действий; понимает и записывает после обсуждения решение задачи под руководством учителя; узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости и в пространстве со значительной помощью учителя или обучающихся, или с использованием записей и чертежей в тетрадях, в учебниках, на таблицах, с помощью вопросов учителя; правильно выполняет измерение и черчение после предварительного обсуждения последовательности работы, демонстрации её выполнения. Оценка «2» - не ставится.