РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Костомукшского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.С.Пушкина» (МБОУ КГО «СОШ №2 им. А.С.Пушкина») «Согласовано» на заседании МСШ протокол №1 от 26.08.2024 г. Руководитель МСШ «Принято» педагогическим советом протокол №1 от 27.08. 2024 г. Директор школы «Утверждено» приказ по школе №151 от 30.08.2024г. Директор школы Герасимчук Н.Н. Хинконен Л.И Герасимчук Н.Н. Рабочая программа коррекционно-развивающей области «Логопедические занятия» адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственная отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант 1) 8 класс г. Костомукша 2024 год I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) далее АООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR). АООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых общеобразовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. «Логопедические занятия» относятся к коррекционно-развивающей области «Коррекционные занятия» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа коррекционных курсов «Логопедические занятия» в 8 классе рассчитана на 8,5 часов (34 учебные недели) и составляет 0,25 часа в неделю в форме индивидуальных занятий: 2 часа – на обследование (с 01сентября по 15 сентября – 1 час, с 25 мая по 30 мая - 1 час. 6,5 часа – коррекционные индивидуальные логопедические занятия. Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» в 8 классе определяет следующую цель и задачи: Цель коррекционного курса - предупреждение, профилактика, коррекция дисграфии и дислексии различной этиологии; обеспечение речевой практики в рамках изучаемых правил, по предмету «Русский язык». Задачи коррекционного курса: повышать уровень речевого и общего психического развития обучающихся; - осуществлять профилактику специфических и сопутствующих (графических, орфографических) ошибок; - закреплять практические навыки правильного использования языковых средств в речевой деятельности; - расширять и обогащать опыт коммуникации обучающихся в ближнем и дальнем окружении; - вырабатывать навыки правильного, сознательного чтения и аккуратного, разборчивого, грамотного письма; - обеспечивать условия для коррекции нарушений устной речи, профилактики и коррекции дислексии, дисграфии и дизорфографии. Программа построена организаций, на основе реализующих учебника для общеобразовательных адаптированные основные общеобразовательные программы, авторы: Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова. Русский язык. 8 класс. – М.: «Просвещение», 2023 г. Планируемые результаты освоения рабочей программы по учебному предмету «Логопедические занятия» в 8 классе Личностные результаты: принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем; развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; развитие желания вступать в устную коммуникацию для межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми в различных видах деятельности; умение выражать собственные мысли и чувства в простых по форме устных высказываниях в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; наличие мотивации к овладению устной речью. Уровни достижения предметных результатов по учебному предмету «Логопедические занятия» в 8 классе Минимальный уровень: производить звуко-буквенный анализ и синтез слов; дифференцировать звонкие и глухие согласные на слух и на письме; различать гласные и согласные в слове на слух; образовывать новые слова разными способами; правильно изменять существительные, прилагательные в роде, числеи падеже, глаголы в роде и числе; употреблять личные местоимения в нужной форме; грамматически правильно связывать слова в предложении; грамматически и интонационно правильно оформлять предложения в письменной и устной речи; интонационно оформлять высказывание; читать правильно, осознанно, целыми словами; писать под диктовку простой текст; активизировать усвоенную лексику через речевую практику. Достаточный уровень: быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль; подбирать синонимы, антонимы, многозначные слова, учитывать их лексическую сочетаемость; знать способы проверки написания согласных и безударных гласныхв корне слова; пользоваться различными способами словообразования и словоизменения; осмысленно воспринимать слова в речи, уметь уточнять их значение; различать и уметь употреблять различные части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимения); пользоваться различными частями речи при составлении предложения; анализировать речь (на уровне текста, предложения); конструировать предложения разных видов и использовать в речипредложения сложных синтаксических конструкций; работать с планом текста, озаглавливать текст, выделять его тему иглавную мысль; писать изложения и сочинения; читать правильно, осознанно, выразительно целыми используя логические ударения, читать «про себя»; владеть различными видами пересказа; писать под диктовку тексты (60-65 слов); активизировать усвоенную лексику через речевую практику. словами, Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью планируемых результатов освоениярабочей программы по учебному предмету «Логопедические занятия» в 8 классе Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах: 0 баллов - нет фиксируемой динамики; 1 балл - минимальная динамика; 2 балла - удовлетворительная динамика; 3 балла - значительная динамика. Критерии оценки предметных результатов В соответствии общеобразовательной с требованиями программе для ФГОС к обучающихся адаптированной с умственной основной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося. На логопедических занятиях система оценивания является безотметочной, в то же время учитель-логопед постоянно отслеживает и контролирует достижения обучающегося, используя иные способы фиксации и формализации оценки, которые способствуют созданию ситуации успешности обучения для каждого. Текущий контроль осуществляется на коррекционных занятиях в форме устного опроса (индивидуального, фронтального), письменных работ, тестирования. Итоговые работы могут состоять из списывания, диктанта. Учитель-логопед анализирует специфические ошибки и строит дальнейшую коррекционную работу с учетом частотности допускаемых обучающегося, карта результатов мониторинга. ошибок. Заполняется речевая карта Проводится мониторинг состояния устной и письменной речи: первичное (на начало года); итоговое (конец года). В основу организации процедуры логопедического мониторинга устной речи обучающихся положена методика Т. А. Фотековой. Для каждой серии всех методик разработаны собственные критерии оценки. Общим правилом при оценивании заданий всех серий является учет степени успешности выполнения с помощью градаций (оценок в баллах). Эти градации отражают четкость и правильность выполнения, характер и тяжесть допускаемых ошибок, вид и количество использованной помощи, что дает возможность получения более дифференцированного результата. Процентное выражение качества выполнения методики соотносится затем с одним из уровней успешности. Предлагается 4 уровня успешности: высокий – 100 - 80%; выше среднего – 79,9 -65%; средний – 64,9 - 45%; низкий – 44,9% и ниже. На основе полученных значений вычерчивается индивидуальный речевой профиль, отражающий как наиболее несформированные, так и наиболее сохранные компоненты речевой системы ребенка и позволяющий отследить динамику его речевого развития. II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Обучение на логопедических занятиях тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к усвоению речевых норм, учит использованию их в различных ситуациях. Рабочая программа с одной стороны, представляет собой платформу для успешного усвоения и правильного применения обучающимися грамматических правил, а с другой стороны - закрепление учебного материала. Программа предусматривает работу над восполнением пробелов в развитии психологических предпосылок к полноценному овладению чтением и письмом, нормализацию звуковой стороны речи и дальнейшее совершенствование лексикограмматических средств языка (уточнение и расширение словаря, свободное, активное и адекватное использование его в целях устного общения, развитие и совершенствование грамматического строя речи), на отработку навыков чтения и письма, формирование умений и навыков устного связного высказывания и в дальнейшем, на их основе, – предпосылок к развитию умений и навыков составления развёрнутых письменных текстов. Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение тем в каждом классе, на более высоком уровне, усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза, лексические темы. Обучение основано на принципе системно - деятельностного подхода с учетом междисциплинарного комплексного подхода, жизненными компетенциями, поэтапного формированияумственных действий. Логопедическая коррекция осуществляется при использовании различных методов: практические – упражнения, игры, моделирование, инсценировки; наглядные – наблюдения, работа с картинками, аудио- и видеоматериалами; словесные – беседа, рассказ, пояснение, объяснение, педагогическая оценка. Репродуктивные методы эффективны в развитии имитационной способности обучающихся, формирования навыков четкого произношения, при восприятии речевых образцов, особенно в контексте интересных для ребенка видов деятельности. Продуктивные методы используются при построении высказываний, различных видов рассказа, пересказа и выполнения творческих заданий. Количество часов, указанных в программе, примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и темпа усвоения программного материала обучающимися. В структуру занятия могут входить: упражнения для развития артикуляционной моторики; упражнения для развития общей координации движений и мелкоймоторики пальцев рук; дыхательная гимнастика; коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков; формирование фонематических процессов; работа со словами, звуко-слоговой анализ слов; работа над предложением, текстом; обогащение и активизация словарного запаса. Специфическим и очень важным структурным логопедических занятий является самоконтроль звукопроизношения. компонентом Содержание разделов № Название раздела п/п Количество Контрольные часов работы 2 1. Обследование устной и письменной речи 2 2. Звуки и буквы 1 3. Предложение. Текст 1 4. Состав слова 1 5. Слово 1 6. Связная устная речь 1 7. Связная письменная речь 1 8. Работа над выразительностью чтения 0,5 Итого: 8,5 2