Рабочая общеразвивающая программа внеурочной деятельности «Исключительный русский» научно - познавательной направленности для 11 К класса

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Костомукшского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа № 2 имени А. С. Пушкина»
(МБОУ КГО «СОШ №2 им. А. С. Пушкина»)

«Согласовано»
на заседании МСШ
протокол №1
от 26.08.2024 г.
Руководитель МСШ

«Принято»
педагогическим
советом
протокол №1
от 27.08. 2024 г.
Директор школы

«Утверждено»
приказ по школе №154
от 30.08.2024г.
Директор школы
Герасимчук Н.Н.

Хинконен Л.И
Герасимчук Н.Н.

Рабочая общеразвивающая программа
внеурочной деятельности
«Исключительный русский»
научно - познавательной направленности
для учащихся 11 К класса

Срок реализации 1 год

Составитель программы:
Лунева Юлия Александровна,
учитель русского языка и литературы.

г. Костомукша
2024г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Внеурочный курс по русскому языку «Исключительный русский» научнопознавательной направленности предназначен для учащихся 11К класса и рассчитан на
34 часа в год (1 раз в неделю).
Данный курс учитывает специфику заданий из КИМ-ов и носит итоговый характер,
поскольку внеурочный курс обобщает, закрепляет важнейшие умения, которые должны
быть сформированы у выпускников средней школы, он может быть использован в
качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 11 класса любого
профиля при подготовке к единому государственному экзамену (далее – ЕГЭ).
Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших
классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает
расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование
практических навыков выполнения тестовых заданий на ЕГЭ. Вместе с тем курс даёт
выпускникам средней школы целостное представление о богатстве русского языка,
помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную
речь.
Актуальность выбора данного предмета обусловлена тем, что новая форма
итоговой аттестации – единый государственный экзамен – требует своей технологии
выполнения заданий, а значит – своей методики подготовки. Работа с тестами требует
постоянного, активного, дифференцированного тренинга.
Цель курса – совершенствование приобретенных учащимися знаний,
формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие
навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание
самостоятельности в работе, подготовка старшеклассников к выполнению заданий
экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование
устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на
ЕГЭ, а также использование в повседневной практике нормативной устной и письменной
речи.
Задачи курса:

изучение нормативных и методических документов по организации и
проведению ЕГЭ по русскому языку;

овладение основными нормами литературного языка;

создание прочной базы языковой грамотности учащихся,
формирование умения выполнять все виды языкового анализа;

дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и
коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;

обучение старшеклассников осознанному выбору правильных
ответов тестовых заданий;

освоение
стилистического
многообразия
и
практического
использования художественно-выразительных средств русского языка;

обучение анализу текста, его интерпретации;

совершенствование лингвистической компетенции выпускников при
выполнении части С экзаменационной работы;

развитие речевой культуры.
Программа рассчитана на 1 год обучения: 34 часа (1 час в неделю)
Формы изучения курса: групповая и индивидуальная; работа с нормативными
документами, с учебными пособиями по подготовке к ЕГЭ, с тестами и текстами, тренинг,
практикум, ответы на поставленные вопросы как результат самостоятельного осмысления
и решения лингвистических и коммуникативных задач, решение тестов по типу ЕГЭ на
заданное время, мини-исследования содержания и языковых средств конкретных текстов,
написание сочинений в соответствии с требованиями ЕГЭ, анализ образцов ученических

сочинений, тренировочно-диагностические работы, репетиционный ЕГЭ, использование
различных каналов поиска информации.
Требования к уровню подготовки обучающихся
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание
истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных
ценностей
многонационального
российского
общества;
воспитание
чувства
ответственности и долга перед Родиной;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений,
с учётом устойчивых познавательных интересов;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории,

культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

формирование основ экологической культуры на основе признания ценности
жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде;

осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;

смысловое чтение;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической
контекстной речью;

формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий.


Предметные результаты

понимание ключевых проблем изученных произведений русской литературы;

понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительновыразительных языковых средств в создании художественных образов литературных
произведений.

умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность
к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею,
нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев
сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительновыразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного
содержания изведения (элементы филологического анализа); владение элементарной
литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры,
сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных
произведений;

понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное
чтение и адекватное восприятие;

умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с
использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы
по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические
высказывания разного типа, вести диалог;

написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой,
проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы;
рефераты на литературные и общекультурные темы;

понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;
эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса.
Приемы, методы и формы работы:


• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями
целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
• сравнение, сопоставление, классификация;
• самостоятельное выполнение различных творческих работ;
• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом
виде;
• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста,
использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и
др.);
• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль,
выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица,
схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
• составление плана, тезисов, конспекта;
• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной
форме результатов своей деятельности;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных
источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы
данных;
• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и
оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и
возможностей.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Орфографические нормы (4 ч.) Принципы русской орфографии. Правописание
корней. Безударные гласные корня. Правописание приставок. Гласные и, ы после
приставок. Правописание падежных окончаний. Правописание личных окончаний и
суффиксов глаголов и глагольных форм. Правописание суффиксов. Слитные, раздельные
и дефисные написания. Н – нн в различных частях речи. Слитное и раздельное
написание не с различными частями речи. Правописание служебных слов.
Пунктуационные нормы (4 ч.)
Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи
пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с
однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки
препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными
с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном
предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном
предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами
связи.
Текст (7 ч.)
Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность
текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста.
Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений
в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная
обработка письменных текстов различных стилей и жанров.
Функционально-смысловые типы речи. (5 ч.)

Функционально-смысловые
типы
речи,
их
отличительные
признаки.
Предупреждение ошибок при определении типов речи.
Функциональные стили речи (6 ч.)
Функциональные стили, их характеристика. Признаки стилей речи
Предупреждение ошибок при определении стиля текста..
Изобразительно-выразительные средства языка. (4 ч.)
Речь. Языковые средства выразительности. Тропы, их характеристика.
Стилистические фигуры.
Коммуникативная компетенция (4 ч.)
Информационная обработка текста. Употребление языковых средств.
Жанровое многообразие сочинений. Структура письменной экзаменационной
работы.
Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем.
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.
Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте.
Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила
использования аргументов. Источники аргументации.
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.
Логические ошибки, их характеристика и предупреждение.
Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы,
их предупреждение.
Точность
и
выразительность
речи.
Соблюдение
орфографических,
пунктуационных, языковых, речевых, этических, фактологических норм.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
№
Тематика курса
кол-во часов
п/п
1

Орфографические нормы

7

2

Пунктуационные нормы

4

3

Текст

3

4

Функционально-смысловые типы речи

5

5

Функциональные стили речи

6

6

Изобразительно-выразительные средства языка

3

7

Коммуникативная компетенция.

5

Всего в 11 классе

34

Методическое обеспечение программы.
Программа составлена таким образом, чтобы большую часть знаний, навыков и
умений воспитанник получал в результате практической деятельности. Практические
занятия - анализ текстов, работа со схемами, составление плана, конспектирование, работа
с дополнительными источниками, поиск и отбор материала, подготовка докладов и
сообщений, написание сочинений, очерков, будут способствовать формированию
устойчивого интереса к изучению родного языка,
Техническую
оснащённость
курса
обеспечивают
телевизор,
магнитофон,
мультимедийный проектор, компьютер, видеозаписи.
Учебно-методическое обеспечение: таблицы, комплекты карточек, тексты и тесты.
Литература для учителя
1. Методическое пособие, изд. «Дрофа», серия «ЕГЭ. Практикум».
2. Методическое пособие Подготовка к ЕГЭ. изд. «Дрофа»

3. Д.Э.Розенталь. Справочник по орфографии и пунктуации. Издание разных лет
4. Секреты хорошей речи. И.Б.Голуб, Д.Э.Розенталь. Издания разных лет.
Литература для учащихся
1. Исходные тексты, комментарии, упражнения и задания к ним.
3. Учебные пособия серии «ЕГЭ. 100 баллов» и др. изд. «Дрофа»
5. Учебные пособия серии «ЕГЭ. Тестовые задания». изд. «Дрофа»
Учебно – методическое обеспечение
1.
Таблицы
2.
Видеопрезентации
3.
Наборы текстов для практикумов и самостоятельной работы
Информационные ресурсы
www.wikipedia.ru Универсальная энциклопедия «Википедия».
www.krugosvet.ru Универсальная энциклопедия «Кругосвет».
www.rubricon.ru Энциклопедия «Рубрикон».
www.slovari.ru
Электронные словари.
www.gramota.ru
Справочно-информационный интернет портал «Русский язык».
http://www.gramma.ru Культура письменной речи
http://www.repetitor.org/ Система сайтов «Репетитор»
http://www.vedu.ru/ExpDic/ Толковый словарь русского языка.
http://mlis.ru/
Методология и практика русского языка и литературы
http://writerstob.narod.ru/ Биографии великих русских писателей и поэтов.
http://literus.net/
Сайт о русском языке и литературе.
http://philolog.pspu.ru/ Филолог.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п
Тема занятия
Кол-во
часов
I

Орфографические нормы

Форма
занятия

7

1.

Принципы русской орфографии. Трудные случаи
русской орфографии: правописание корней и
приставок.

1

лекция

2.

Правописание корней. Безударные гласные корня.

1

работа с тестами

3.

Гласные и, ы после приставок.

1

работа с тестами

4.

Правописание падежных окончаний. Правописание
личных окончаний и суффиксов глаголов
и глагольных форм.

1

практикум

5.

–Н- и –НН- в суффиксах различных частей
речи; правописание суффиксов различных
частей речи (кроме –Н-/-НН-);

1

практикум

6.

Слитное и раздельное написание не с
различными частями речи.
Правописание служебных слов.

1

практикум

47

Слитное, дефисное и раздельное
омонимичных слов и сочетаний слов.

II

Пунктуационные нормы

написание

1

практикум

4

5.

Использование алгоритмов при
освоении пунктуационных норм. Трудные
случаи пунктуации.

1

исслед.работа

6.

Пунктуация в простом предложении:
знаки препинания в предложениях с
однородными членами, при обособленных членах;

1

самост.работа

7.

Знаки препинания в предложениях со словами
и конструкциями, грамматически не связанными
с членами предложения.

1

практикум

8.

Пунктуация в сложных предложениях:
Сложное предложение с разными видами связи.

1

практикум

4

исслед.работа

III

Текст

12.

Структура, языковое оформление. Смысловая и
композиционная целостность текста.

1

тренинг

13.

Последовательность предложений в тексте.
Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые
отношения между частями микротекста.

1

работа с тестами

14.

Средства связи предложений в тексте.

1

исслед.работа

15.

Основная
и
дополнительная
информация
микротекста.
Информационная
обработка
письменных текстов различных стилей и жанров.

1

самост.работа

IV

Функционально-смысловые типы речи.

16.

Функционально-смысловые
отличительные признаки.

17.

Повествование.

1

18.

Описание.

1

работа с тестами

19.

Рассуждение.

1

работа с тестами

20.

Предупреждение ошибок при определении типов
речи.

1

работа с тестами

V

типы

речи,

5
их

Функциональные стили речи

1

исслед.работа
тренинг

6

21.

Функциональные стили речи, их основные
особенности: назначение каждого из стилей, сфера
использования. Типы речи.

1

исслед.работа

22.

Разговорный стиль речи. Его особенности.

1

работа с тестами

23.

Официально-деловой стиль речи. Его основные
признаки, назначение, сфера использования,
своеобразие лексики, синтаксиса и построения
текста.

1

работа с тестами

24.

Публицистический
стиль,
его
особенности.
Средства эмоциональной выразительности. Жанры
публицистического стиля.

1

работа с тестами

25.

Научный стиль, его особенности.

1

работа с тестами

26.

Художественный стиль речи. Предупреждение
ошибок при определении стиля текста.

1

работа с тестами

VI

Изобразительно-выразительные средства языка

3

27.

Речь. Изобразительно-выразительные средства
языка. Выразительные средства лексики и
фразеологии.

1

28.

Тропы, их характеристика. Умение находить их в
тексте.

1

29.

Стилистические фигуры, их роль в тексте.

1

VII

Коммуникативная компетенция

5

30.

Коммуникативный
уровень
выполнения
экзаменационной
работы.
Требования
к
письменной
работе
выпускника
(критерии
содержания, композиция, речевое оформление,
грамотность)

1

исслед.работа

31.

Исходные тексты, их жанровое многообразие.
Структура письменной экзаменационной работы.
Формулировка проблем исходного текста. Виды
проблем. Комментарий к сформулированной
проблеме исходного текста. Авторская позиция.
Отражение авторской позиции в тексте.

1

работа с тестами

32.

Аргументация собственного мнения по проблеме.
Формы аргументации. Правила использования
аргументов. Источники аргументации. Смысловая
цельность, речевая связность и последовательность
изложения. Логические ошибки, их характеристика
и предупреждение.

1

работа с тестами

33.

Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном
членении письменной работы, их предупреждение.
Точность и выразительность речи. Соблюдение
орфографических, пунктуационных, языковых,
речевых, этических, фактологических норм.

1

работа с тестами

34

Требования к точности и выразительности речи
экзаменационной работы. Речевые ошибки и

1

м

практику

недочёты. Фактические и фоновые
Психологическая подготовка к ЕГЭ.

ошибки.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».