РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Костомукшского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 2 имени А. С. Пушкина» (МБОУ КГО «СОШ №2 им. А. С. Пушкина») «Согласовано» на заседании МСШ протокол №1 от 26.08.2024 г. Руководитель МСШ «Принято» педагогическим советом протокол №1 от 27.08. 2024 г. Директор школы «Утверждено» приказ по школе №154 от 30.08.2024г. Директор школы Герасимчук Н.Н. Хинконен Л.И Герасимчук Н.Н. Рабочая общеразвивающая программа внеурочной деятельности «Исключительный русский» научно - познавательной направленности для учащихся 10А класса Срок реализации 1 год Составитель программы: Кужлева Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы. г. Костомукша 2024г. Пояснительная записка Рабочая программа составлена и может быть использована в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 10 классов при подготовке к ЕГЭ. Программа предлагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющего формирование практических навыков выполнения тестовых заданий на ЕГЭ. Знания, умения и навыки, которые учащиеся должны приобрести в процессе изучения курса, помогут успешно сдать письменный экзамен, подготовиться к ЕГЭ. Цели: освоение учащимися норм русского литературного языка, подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, а также пользования нормированной устной и письменной речью в различных сферах дальнейшей жизни. Задачи: - совершенствование языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа; - дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки; - обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов при выполнении тестовых заданий; - освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка; Программа элективного курса рассчитана на 34 часа (1 раз в неделю) для 10А класса. Формы изучения курса, которые могут быть использованы в процессе освоения, обусловлены его практической направленностью: работа с нормативными документами, с учебными пособиями по подготовке к ЕГЭ, с тестами и текстами, тренинг, практикум, мини-исследования содержания и языковых средств конкретных текстов. Последовательность освоения содержания предлагаемого курса обусловлена в основном композиционной структурой тестовых и коммуникативных заданий экзаменационной работы и логикой изложения учебного материала в примерной программе изучения русского языка в основной и средней школе. Проектная деятельность учащихся может быть представлена разработкой миниисследовательских работ (разработка и представление собственных алгоритмов выполнения конкретного задания, комплекса заданий). Программа предполагает совершенствование умений и навыков, сформированных содержанием курса изучения русского языка в 5-10 классах, акцентируя внимание прежде всего на развитии умений и навыков выполнения заданий повышенной и высокой трудности. Данный курс обеспечивает к концу его изучения овладение следующими умениями: - умение оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка (орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических); - умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания; - умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка; - умение адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения (текста, микротекста). Требования к уровню подготовки обучающихся ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. Предметные результаты понимание ключевых проблем изученных произведений русской литературы; понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительновыразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений. умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев сопоставлять героев одного или нескольких произведений; определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительновыразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания изведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов; формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка; собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений; понимание авторской позиции и своё отношение к ней; восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог; написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы; понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса; Приемы, методы и формы работы: • поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей; • сравнение, сопоставление, классификация; • самостоятельное выполнение различных творческих работ; • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде; • осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей; • составление плана, тезисов, конспекта; • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности; • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных; • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Языковые нормы. Литературный язык. Нормированность речи. Типы норм Словарь трудностей русского языка. Орфоэпическая норма, основные правила орфоэпии. Акцентологическая норма (нормы ударения). Лексическая норма. Лексическое и грамматическое значения слова. Лексическое многообразие лексики русского языка: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение. Грамматические нормы (словообразовательная, морфологическая, синтаксическая нормы). Словообразовательная норма. Способы словообразования. Ошибочное словообразование. Предупреждение ошибок при словообразовании и словообразовательном анализе. Морфологические нормы. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Морфологический анализ слова. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение. Синтаксические нормы. Словосочетание. Виды словосочетаний. Построение словосочетаний. Лексическая сочетаемость слов в словосочетаниях. Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Интонационная норма. Нормы согласования. Нормы управления. Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Синтаксическая синонимия.Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение. Нормы письменной речи: орфографические и пунктуационные нормы. Орфографическая грамотность. Использование алгоритмов при освоении орфографических правил. Трудные случаи русской орфографии: правописание –Н- и –ННв суффиксах различных частей речи; правописание корней. Правописание приставок; правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени; правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-); правописание НЕ и НИ; слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов). Пунктуационная грамотность. Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении. Сложное предложение с разными видами связи. Текст: структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров. Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи. Функциональные стили, их характеристика. Специфика отдельных стилей речи. Предупреждение ошибок при определении стиля текста, его фрагмента. Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры. Обобщающее повторение. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ для 10А класса № занят. 1 2 форма Тема занятия занятия Литературный язык. Языковые нормы. Типы лекция норм. Основные правила орфоэпии. Предупреждение работа ошибок на орфоэпическом уровне. тестами 3 Основные правила орфоэпии. Предупреждение работа ошибок на орфоэпическом уровне. тестами 4 Многообразие лексики русского языка. практикум Фразеология. Речевые ошибки на лексическом уровне. Выразительные средства лексики и фразеологии. практикум Тропы (эпитет, метафора) Тропы. Умение находить их в тексте. работа тестами 5 6 7 Стилистические фигуры, их роль в тексте. 8 Правила образования форм слов разных частей практикум речи. Грамматические и речевые ошибки на исслед.работа морфологическом уровне. 9 работа тестами Кол-во часов 1 с 1 с 1 1 1 с 1 с 1 1 1 Грамматические и речевые ошибки на самост.работа морфологическом уровне. Использование алгоритмов при написании –Н- и практикум –НН- в суффиксах разных частей речи. Правописание корней и приставок. практикум 1 Правописание личных окончаний глаголов и суф-фиксов причастий настоящего времени. Правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н- и –НН-). Предупреждение ошибок при написании НЕ и НИ. исслед.работа 1 тренинг 1 исслед.работа 1 самост.работа 1 тренинг 1 19 Слитное, дефисное и раздельное написание омони-мичных слов и сочетаний слов. Самостоятельная работа по проверке навыков орфографической грамотности. Синтаксические нормы. Словосочетание, виды словосочетаний, их построение. Предложение. Порядок слов в предложении. практикум 1 20 Грамматическая основа предложения. 21 Простые и сложные предложения. Односоставные предложения. Неполные предложения. Нормы согласования (согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом) Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Синтаксическая синонимия. 10 11 12 13 14 15 16 17 18 22 23 24 25 работа тестами 1 1 с 1 1 практикум 1 тренинг 1 практикум 1 практикум 1 самост. работа 1 26 Синтаксическая синонимия. самост. работа 1 27 Знаки препинания в простом предложении. работа тестами 1 28 Знаки препинания в сложносочиненных и союзных предложениях Знаки препинания в сложносочиненных и союзных предложениях Знаки препинания в сложноподчиненных и союзных предложениях Знаки препинания в сложноподчиненных и союзных предложениях Итоговая работа 29 30 31 32 с бес- практикум 1 бес- практикум 1 бес- практикум 1 бес- практикум 1 практикум 1 33 34 Анализ итоговой работы практикум 1 Итоговая зачетная работа по тестам А1-А26, В1- практикум В7 (с само- и взаимопроверкой по окончании работы) Литература для учителя 1. Методическое пособие, изд. «Дрофа», серия «ЕГЭ. Практикум». 1 2. Методическое пособие Подготовка к ЕГЭ. изд. «Дрофа» 3. Д.Э.Розенталь. Справочник по орфографии и пунктуации. Издание разных лет 4. Секреты хорошей речи. И.Б.Голуб, Д.Э.Розенталь. Издания разных лет. Литература для учащихся 1. Исходные тексты, комментарии, упражнения и задания к ним. 3. Учебные пособия серии «ЕГЭ. 100 баллов» и др. изд. «Дрофа» 5. Учебные пособия серии «ЕГЭ. Тестовые задания». изд. «Дрофа» Учебно – методическое обеспечение 1. Таблицы 2. Видеопрезентации 3. Наборы текстов для практикумов и самостоятельной работы Информационные ресурсы www.wikipedia.ru Универсальная энциклопедия «Википедия». www.krugosvet.ru Универсальная энциклопедия «Кругосвет». www.rubricon.ru Энциклопедия «Рубрикон». www.slovari.ru Электронные словари. www.gramota.ru Справочно-информационный интернет портал «Русский язык». http://www.gramma.ru Культура письменной речи http://www.repetitor.org/ Система сайтов «Репетитор» http://www.vedu.ru/ExpDic/ Толковый словарь русского языка. http://mlis.ru/ Методология и практика русского языка и литературы http://writerstob.narod.ru/ Биографии великих русских писателей и поэтов. http://literus.net/ Сайт о русском языке и литературе. http://philolog.pspu.ru/ Филолог.