Рабочая общеразвивающая программа внеурочной деятельности «Исключительный русский» научно - познавательной направленности для учащихся 10А класса

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Костомукшского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа № 2 имени А. С. Пушкина»
(МБОУ КГО «СОШ №2 им. А. С. Пушкина»)

«Согласовано»
на заседании МСШ
протокол №1
от 26.08.2024 г.
Руководитель МСШ

«Принято»
педагогическим
советом
протокол №1
от 27.08. 2024 г.
Директор школы

«Утверждено»
приказ по школе №154
от 30.08.2024г.
Директор школы
Герасимчук Н.Н.

Хинконен Л.И
Герасимчук Н.Н.

Рабочая общеразвивающая программа
внеурочной деятельности
«Исключительный русский»
научно - познавательной направленности
для учащихся 10А класса

Срок реализации 1 год

Составитель программы:
Кужлева Татьяна Александровна,
учитель русского языка и литературы.

г. Костомукша
2024г.

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена и может быть использована в качестве обобщающего
учебного курса по русскому языку для учащихся 10 классов при подготовке к ЕГЭ.
Программа предлагает расширение и углубление теоретического материала,
позволяющего формирование практических навыков выполнения тестовых заданий на
ЕГЭ. Знания, умения и навыки, которые учащиеся должны приобрести в процессе
изучения курса, помогут успешно сдать письменный экзамен, подготовиться к ЕГЭ.
Цели: освоение учащимися
норм русского литературного языка, подготовка
старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком
качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения
тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, а также пользования нормированной устной и
письменной речью в различных сферах дальнейшей жизни.
Задачи:
- совершенствование языковой грамотности учащихся, формирование умения
выполнять все виды языкового анализа;
- дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных
задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;
- обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов при
выполнении тестовых заданий;
- освоение стилистического многообразия и практического использования
художественно-выразительных средств русского языка;
Программа элективного курса рассчитана на 34 часа (1 раз в неделю) для 10А класса.
Формы изучения курса, которые могут быть использованы в процессе освоения,
обусловлены его практической направленностью: работа с нормативными документами, с
учебными пособиями по подготовке к ЕГЭ, с тестами и текстами, тренинг, практикум,
мини-исследования содержания и языковых средств конкретных текстов.
Последовательность освоения содержания предлагаемого курса обусловлена в основном
композиционной структурой тестовых и коммуникативных заданий экзаменационной
работы и логикой изложения учебного материала в примерной программе изучения
русского языка в основной и средней школе.
Проектная деятельность учащихся может быть представлена разработкой миниисследовательских работ (разработка и представление собственных алгоритмов
выполнения конкретного задания, комплекса заданий).
Программа предполагает совершенствование умений и навыков, сформированных
содержанием курса изучения русского языка в 5-10 классах, акцентируя внимание
прежде всего на развитии умений и навыков выполнения заданий повышенной и высокой
трудности.
Данный курс обеспечивает к концу его изучения овладение следующими умениями:
- умение оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка
(орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических);
- умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию,
морфологии и синтаксису в практике правописания;
- умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского
литературного языка;
- умение адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и
скрытую) письменного сообщения (текста, микротекста).

Требования к уровню подготовки обучающихся
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты:
 воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности,
знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского
общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
 формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
 формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
 формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
гражданской позиции, к истории,
 культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
 освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в
школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных
компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и
экономических особенностей;
 развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
 формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
 формирование основ экологической культуры на основе признания ценности
жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного
отношения к окружающей среде;
 осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
 развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты
 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
 умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;















умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать
свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать
выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной
речью; монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты
 понимание ключевых проблем изученных произведений русской литературы;
 понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительновыразительных языковых средств в создании художественных образов
литературных произведений.
 умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность
к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею,
нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев
сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
 определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительновыразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания изведения (элементы филологического анализа);
владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе
литературного произведения;
 приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры,
сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
 формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
 собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных
произведений;
 понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
 восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное
чтение и адекватное восприятие;
 умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с
использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на
вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные
монологические высказывания разного типа, вести диалог;





написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой,
проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие
работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;
эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического
вкуса;
Приемы, методы и формы работы:

• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями
целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
• сравнение, сопоставление, классификация;
• самостоятельное выполнение различных творческих работ;
• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом
виде;
• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста,
использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и
др.);
• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль,
выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица,
схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
• составление плана, тезисов, конспекта;
• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной
форме результатов своей деятельности;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных
источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы
данных;
• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и
оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и
возможностей.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Языковые нормы. Литературный язык. Нормированность речи. Типы норм
Словарь трудностей русского языка.
Орфоэпическая норма, основные правила орфоэпии. Акцентологическая норма
(нормы ударения).
Лексическая норма. Лексическое и грамматическое значения слова. Лексическое
многообразие лексики русского языка: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы;
общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления; заимствованная
лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом
уровне, их предупреждение.
Грамматические нормы (словообразовательная, морфологическая, синтаксическая
нормы).
Словообразовательная норма. Способы словообразования. Ошибочное
словообразование.
Предупреждение
ошибок
при
словообразовании
и
словообразовательном анализе.
Морфологические нормы. Правила и нормы образования форм слов разных частей
речи. Морфологический анализ слова. Грамматические и речевые ошибки на
морфологическом уровне, их предупреждение.
Синтаксические нормы. Словосочетание. Виды словосочетаний. Построение
словосочетаний. Лексическая сочетаемость слов в словосочетаниях.
Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Интонационная
норма. Нормы согласования. Нормы управления. Нормы примыкания. Правильное

использование деепричастного оборота. Синтаксическая синонимия.Типичные ошибки
при нарушении синтаксических норм, их предупреждение.
Нормы письменной речи: орфографические и пунктуационные нормы.
Орфографическая грамотность. Использование алгоритмов при освоении
орфографических правил. Трудные случаи русской орфографии: правописание –Н- и –ННв суффиксах различных частей речи; правописание корней. Правописание приставок;
правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени;
правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-); правописание НЕ и
НИ; слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов).
Пунктуационная грамотность. Использование алгоритмов при освоении
пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом
предложении. Сложное предложение с разными видами связи.
Текст: структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная
целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ
текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи
предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста.
Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.
Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки.
Предупреждение ошибок при определении типов речи.
Функциональные стили, их характеристика. Специфика отдельных стилей речи.
Предупреждение ошибок при определении стиля текста, его фрагмента.
Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики
и фразеологии. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры.
Обобщающее повторение.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ для 10А класса
№
занят.
1
2

форма
Тема занятия
занятия
Литературный язык. Языковые нормы. Типы лекция
норм.
Основные правила орфоэпии. Предупреждение работа
ошибок на орфоэпическом уровне.
тестами

3

Основные правила орфоэпии. Предупреждение работа
ошибок на орфоэпическом уровне.
тестами

4

Многообразие
лексики
русского
языка. практикум
Фразеология.
Речевые ошибки на лексическом уровне.
Выразительные средства лексики и фразеологии. практикум
Тропы (эпитет, метафора)
Тропы. Умение находить их в тексте.
работа
тестами

5
6

7

Стилистические фигуры, их роль в тексте.

8

Правила образования форм слов разных частей практикум
речи.
Грамматические и речевые ошибки на исслед.работа
морфологическом уровне.

9

работа
тестами

Кол-во
часов
1
с

1

с

1

1

1
с

1

с

1

1
1

Грамматические и речевые ошибки на самост.работа
морфологическом уровне.
Использование алгоритмов при написании –Н- и практикум
–НН- в суффиксах разных частей речи.
Правописание корней и приставок.
практикум

1

Правописание личных окончаний глаголов и
суф-фиксов причастий настоящего времени.
Правописание суффиксов различных частей
речи
(кроме –Н- и –НН-).
Предупреждение ошибок при написании НЕ и
НИ.

исслед.работа

1

тренинг

1

исслед.работа

1

самост.работа

1

тренинг

1

19

Слитное, дефисное и раздельное написание
омони-мичных слов и сочетаний слов.
Самостоятельная работа по проверке навыков
орфографической грамотности.
Синтаксические нормы. Словосочетание,
виды словосочетаний, их построение.
Предложение. Порядок слов в предложении.

практикум

1

20

Грамматическая основа предложения.

21

Простые и сложные предложения.
Односоставные
предложения.
Неполные
предложения.
Нормы согласования (согласование сказуемого
с подлежащим, согласование определений с
определяемым словом)
Нормы управления. Построение предложений с
однородными членами.
Нормы примыкания. Правильное использование
деепричастного оборота.
Синтаксическая синонимия.

10
11
12
13
14

15

16
17
18

22

23
24
25

работа
тестами

1
1

с

1

1
практикум

1

тренинг

1

практикум

1

практикум

1

самост. работа

1

26

Синтаксическая синонимия.

самост. работа

1

27

Знаки препинания в простом предложении.

работа
тестами

1

28

Знаки препинания в сложносочиненных и
союзных предложениях
Знаки препинания в сложносочиненных и
союзных предложениях
Знаки препинания в сложноподчиненных и
союзных предложениях
Знаки препинания в сложноподчиненных и
союзных предложениях
Итоговая работа

29
30
31
32

с

бес- практикум

1

бес- практикум

1

бес- практикум

1

бес- практикум

1

практикум

1

33
34

Анализ итоговой работы

практикум

1

Итоговая зачетная работа по тестам А1-А26, В1- практикум
В7 (с само- и взаимопроверкой по окончании
работы)
Литература для учителя
1. Методическое пособие, изд. «Дрофа», серия «ЕГЭ. Практикум».

1

2. Методическое пособие Подготовка к ЕГЭ. изд. «Дрофа»
3. Д.Э.Розенталь. Справочник по орфографии и пунктуации. Издание разных лет
4. Секреты хорошей речи. И.Б.Голуб, Д.Э.Розенталь. Издания разных лет.
Литература для учащихся
1. Исходные тексты, комментарии, упражнения и задания к ним.
3. Учебные пособия серии «ЕГЭ. 100 баллов» и др. изд. «Дрофа»
5. Учебные пособия серии «ЕГЭ. Тестовые задания». изд. «Дрофа»
Учебно – методическое обеспечение
1. Таблицы
2. Видеопрезентации
3. Наборы текстов для практикумов и самостоятельной работы
Информационные ресурсы
www.wikipedia.ru Универсальная энциклопедия «Википедия».
www.krugosvet.ru Универсальная энциклопедия «Кругосвет».
www.rubricon.ru Энциклопедия «Рубрикон».
www.slovari.ru
Электронные словари.
www.gramota.ru Справочно-информационный интернет портал «Русский язык».
http://www.gramma.ru Культура письменной речи
http://www.repetitor.org/ Система сайтов «Репетитор»
http://www.vedu.ru/ExpDic/ Толковый словарь русского языка.
http://mlis.ru/
Методология и практика русского языка и литературы
http://writerstob.narod.ru/ Биографии великих русских писателей и поэтов.
http://literus.net/
Сайт о русском языке и литературе.
http://philolog.pspu.ru/ Филолог.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».