Рабочая общеразвивающая программа внеурочной деятельности «Лаборатория исследований» научной направленности для учащихся 11К класса

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Костомукшского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.С. Пушкина»
(МБОУ КГО «СОШ №2 им. А.С. Пушкина»)

«Согласовано»
на заседании МСШ
протокол №1
от 26.08.2024 г.
Руководитель МСШ

«Принято»
педагогическим
советом
протокол №1
от 27.08. 2024 г.
Директор школы

«Утверждено»
приказ по школе №154
от 30.08.2024г.
Директор школы
Герасимчук Н.Н.

Хинконен Л.И
Герасимчук Н.Н.

Рабочая общеразвивающая программа
внеурочной деятельности
«Лаборатория исследований»
научной направленности
для учащихся 11К класса
Срок реализации – 1 год

Составитель программы:
Лиукконен Наталья Владимировна,
учитель биологии.

г. Костомукша
2024г.

I.

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности научно-познавательной направленности по
биологии «Лаборатория исследований» (далее, курс) разработана для учащихся 11-х
классов, является дополнением и продолжением курса биологии для детей с особыми
образовательными потребностями, тех, у кого интерес к предмету выходит за рамки
учебной деятельности. В связи с этим занятия курса по этой программе помогут решить
следующие задачи:
 укрепить положительную мотивацию учёбы в школе;
 расширить знания об окружающем мире;
 дополнить курс биологии 11 класса;
 научить грамотно и безопасно обращаться с веществами.
Программа содержит знания, которые вызывают у учащихся познавательный интерес и
представляют ценность при подготовке к сдаче ЕГЭ по биологии, а также для обучения в
вузах. В этом заключается ее мотивирующий потенциал. Знания, полученные при обучении по
программе внеурочной деятельности, способствуют формированию социально активной
личности.
Особенности содержания программы и виды деятельности учащихся в ходе овладения
знаниями и умениями, предусмотренными программой, дают возможность для использования
различных методов и форм обучения (индивидуальных, групповых, наглядных, словесных:
теоретические исследования, самостоятельные эвристические пробы).
Содержание программы распределено во времени с учетом его достаточности для
качественного изучения материала и получения запланированных результатов.
Цель курса:
-расширение кругозора по основным вопросам биологии; развитие исследовательских умений.
Задачи:
-расширить кругозор учащихся по отдельным вопросам физиологии и анатомии живых
объектов;
-показать зависимость живых организмов от разнообразных экологических факторов;
- продолжить развитие способности учащихся к мыслительным операциями –
анализу, синтезу, сравнению, обобщению, классификации, а также их производным –
творчеству и абстрагированию;
-продолжить обучение школьников способам самостоятельной организации учебной
деятельности – мотивации, планированию, самоконтролю, рефлексии при выполнении
исследовательских и проектных работ;
-продолжить обучение учащихся работе с различными источниками информации,
включая электронные образовательные ресурсы.
Планируемые результаты:
• Формирование личных качеств обучающихся,
• Формирование положительной атмосферы внутри классного коллектива,
• Формирование у учащихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость
химического знания для каждого человека независимо от его профессиональной
деятельности.
• Формирование у учащихся целостного представления о мире и роли химии в создании
современной естественно-научной картины мира; умения объяснять объекты и процессы
окружающей действительности: природной, социальной, культурной, технической среды,
используя для этого химические знания.

•

Приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и
самопознания; ключевых навыков, имеющих универсальное значение для различных
видов деятельности: решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки
информации, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной
жизни.

Система оценки достижений обучающихся:
• успешное выполнение тестовых, самостоятельных, творческих работ; участие в различных
конкурсах, олимпиадах, соревнованиях,
• активность в проектах во внеурочной деятельности.
II. Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Данный курс направлен на удовлетворение познавательных интересов учащихся. Курс
позволит учащимся расширить свои знания в химии на уровне, не требующем специальной
подготовки по предмету. Ученики приобретут практические умения и навыки, необходимые в
жизни не только химику, но и каждому человеку. Предлагаемый курс включает материал об
использовании химических веществ в быту, в повседневной жизни человека.
Содержание курса знакомит учащихся с миром бытовой химии, с характеристикой
веществ, окружающих нас в быту, правилами безопасного обращения с веществами бытовой
химии. Кроме того данный курс внеурочной деятельности предусматривает экологическую
направленность химического образования, предусматривает ознакомление учащихся с
химическими аспектами современной экологии и экологических проблем.
Химические знания необходимы каждому человеку, они определяют рациональное
поведение человека в окружающей среде, повседневной жизни, где с каждым годом возрастает
роль бережного отношения человека к своему здоровью, здоровью окружающих, природе.
Данный курс развивает интерес к химии, аналитические способности учащихся, расширяет их
кругозор, формирует научное мировоззрение.
Практическая направленность тем делает данный курс очень актуальным, позволяет
расширить и углубить практическое применение полученных учащимися теоретических знаний
по химии. Курс ориентирован на развитие любознательности и интереса к химии, на
совершенствование умений учащихся обращаться с веществами, встречающимися в быту.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Химия и жизнь» предназначена для
учащихся 11 классов основной школы и рассчитана на 34 в год (1 час в неделю).
Основными формами организации учебно-познавательной деятельности учащихся являются:
• практическая работа,
• экспериментальные опыты,
• игра,
• решение нестандартных задач;
• участие в химических олимпиадах, конкурсах, конференциях
• самостоятельная работа,
• работа в парах, в группах,
• творческие практические работы.
Методы обучения:
• практические работы,
• словесный (урок-рассуждение),
• игровой (ролевые игры),
• частично поисковый, исследовательский,
• объяснительно-иллюстративный.

Межпредметные
информатикой.

связи

курса

тесно

связаны

с

предметами

естественного

цикла

III. Описание места курса внеурочной деятельности
Курс «Химия и жизнь» реализует научно-познавательное направление внеурочной
деятельности. Программа внеурочной деятельности реализуется в количестве 34 часов (один
академический час в неделю).
IV. Описание ценностных ориентиров содержания курса
Внеурочная деятельность по химии имеет большое образовательное и воспитательное
значение. Владение химическим языком, знаниями, понимание химических процессов и
явлений позволяет формировать правильное отношение к явлениям и процессам, происходящим
в природе. Поэтому так важно сформировать интерес к внеурочной деятельности у
обучающихся, который станет основой для выявления и развития химических способностей
учащихся, способности к самообразованию.
Успешное решение практических задач оказывает влияние на эмоционально-волевую
сферу личности учащихся, развивает их волю и настойчивость, умение преодолевать трудности,
испытывать удовлетворение от результатов интеллектуального труда.
Данный курс способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, памяти,
воли, аккуратности, умения быстро считать, применять свои знания на практике, приобретать
навыки нестандартного мышления.
На занятиях внеурочной деятельности «Химия и жизнь» обучающиеся дополнят свои
знания по химии, повысят свой уровень теоретической и экспериментальной подготовки. Занятия
призваны пробудить у учащихся интерес к химической науки, стимулировать дальнейшее
изучение химии. Химические знания, сформированные на внеурочных занятиях, помогут
обучающимся в подготовке к экзамену по химии и в дальнейшем осознанно выбрать направление
профильного обучения.
V. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
В результате внеурочной деятельности у выпускников средней школы будут сформированы
личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия
как основа учебного сотрудничества и умения учиться в общении.
Личностные УУД:
Обучающийся научится:
• положительное отношение к исследовательской деятельности;
• интерес к новому содержанию и новым способам познания;
• ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том
числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов
требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых,
товарищей, родителей;
• способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской
деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
• внутренней позиции на уровне понимания необходимости исследовательской
деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении
социального способа оценки деятельности;
• выраженной познавательной мотивации;
• устойчивого интереса к новым способам познания.
Познавательные УУД:

Обучающийся научится:
•
•
•
•
•
•
•

•
•
•
•
•
•
•

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

проводить исследования объектов живой природы;
объяснять общебиологические особенности;
распознавать методы изучения объектов живой природы;
работать с лабораторным оборудованием и приемами работы с ним;
объяснять физиологические процессы, протекающие в живых объектах;
объяснять анатомическое строение живых объектов;
осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с
использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном
пространстве, в т. ч. контролируемом пространстве Интернет;
использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и
представления их результатов;
высказываться в устной и письменной формах;
ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
анализировать объекты, выделять главное;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте;
видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить
наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы,
аргументировать (защищать) свои идеи.
Обучающийся получит возможность научиться:
работать с готовыми микропрепаратами и изготовлять микропрепараты;
ставить физиологический эксперимент;
работать с оптическими приборами и лабораторным оборудованием;
подбирать объект для эксперимента в соответствии с поставленными задачами;
четко и лаконично формулировать цели и выводы эксперимента;
при оформлении работ соблюдать наглядность, научность и эстетичность;
проводить экологический мониторинг; оформлять экологические паспорта; объяснять
некоторые аспекты ЗОЖ.
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской
задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
допускать существование различных точек зрения;
учитывать разные мнения, стремиться к координации;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
использовать речь для регуляции своего действия;
контролировать действия партнера;
владеть монологической и диалогической формами речи.
находить информацию и выявлять главное
составлять план исследования и выделять главное в презентации Обучающийся
получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

•

аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при
выработке общего решения в совместной деятельности;
• с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру
необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и
взаимодействии;
• осуществлять взаимный
контроль
и
оказывать
партнерам в
сотрудничестве необходимую взаимопомощь
• устанавливать связь окружающей среды с объектами живой природы Регулятивные
УУД:
Обучающийся научится:
• принимать и сохранять учебную задачу;
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
• планировать свои действия;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
• адекватно воспринимать оценку учителя;
• вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
• проявлять познавательную инициативу;
• самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом
материале;
• преобразовывать практическую задачу в познавательную; самостоятельно находить
варианты решения познавательной задачи.
Метапредметные результаты:
Обучающийся научится:
•

объяснять биологические процессы и явления, используя различные способы
представления информации;

•
•
•
•
•

устанавливать причинно-следственные связи;
проводить анализ, синтез;
формулировать выводы;
решать качественные и количественные биологические задачи;
использовать теоретические знания в практической деятельности и повседневной
жизни;

•

проводить самостоятельный поиск (в том числе с использованием информационных
технологий) биологической информации.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:

•
•
•

•

выделять существенные признаки биологических объектов;
соблюдать меры профилактики заболеваний, вызываемых паразитами;
объяснять роль биологии и экологии в практической деятельности людей; места и роли
человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции животных (на
примере сопоставления отдельных групп); роль различных животных в жизни
человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
сравнивать биологические объекты и процессы, умение делать выводы и
умозаключения на основе сравнения;

•

овладеть методами биологической науки: наблюдать и описывать биологические
объекты и процессы; осуществлять постановку биологических экспериментов и
объяснять их результаты.
Обучающийся получит возможность научиться:

•
•

основным правилам поведения в природе;
анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе, влияния
факторов риска на здоровье человека;

•
•
•

соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами
(препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы) ;
умениям оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы;
соблюдением мер профилактики заболеваний, передаваемых различными группами
организмов;

•

оказанием первой помощи при укусах опасных и ядовитых животных •соблюдения
правил поведения в окружающей среде;

•
•
•

выделять общие принципы экологии;
формулировать положения глобальных экологических проблем;
сохранять положительное состояние организма.
VI. Содержание курса внеурочной деятельности

Тема 1 Биология и области исследования.
Введение. Биология и области исследований, возможности применения результатов
исследования. Самые интересные научные открытия в биологии. Описание задач и общей
структуры исследовательской деятельности. Работа с книгой, научной литературой.
Использование
образовательных ресурсов сети Интернет. Основные доступные методы исследования
Практические работы:
Использование образовательных ресурсов сети Интернет.
Правила оформление наблюдений.
Тема 2.Исследования из жизни растений.
Правила работы с микроскопом и биологическим оборудованием. Техника
безопасности.
Особенности исследования по изучению жизни растений. Подготовительные работы по
учебным опытам с растениями.
Строение и химический состав клетки растений. Органы растений и их клеточное
строение. Клеточная мембрана и ее функции. Основные вещества растительной клетки.
Приготовление микропрепарата и рассмотрение растительной клетки в микроскоп.
Опыты по поступлению веществ в растительную клетку.
История открытия и изучения клеточного строения растений. Основные свойства
цитоплазмы. Движение цитоплазмы в клетке. Органоиды клетки. Включения и запасные
вещества в клетке. Кристаллические включения в клетке. Значение запасных веществ в
клетке.
Фотосинтез. История открытия процесса фотосинтеза. Лист как орган фотосинтеза.
Хлоропласты и хлорофилл. Космическая роль зеленого растения. Механизм и химизм
процесса фотосинтеза. Влияние окружающих условий на фотосинтез. Влияние температуры
на фотосинтез. Влияние углекислого газа на фотосинтез

Водный режим растений. Роль воды в жизни растений. Поглощение воды корнями
растений. Пути передвижения воды по растению. Корневое давление, транспирация,
гуттация. Изучение физиологических особенностей растений разных мест обитания.
Строение корня. Строение конуса нарастания корня пшеницы. Роль отдельных
минеральных элементов в растении. Изучение поглощения воды корнем и ее передвижение в
стебель (корневое давление).
Дыхание. Значение дыхания в жизни растений. Физиологические и биохимические
основы дыхания. Клеточное строение листа. Поглощение кислорода при дыхании листьев,
стебля и корня.
Рост и движение растений. Общие понятия о росте растений. Фазы роста. Внутренние
условия роста растений. Конус нарастания стебля. Рост побега. Раздражимость растений.
Движение растений. Листовая мозаика. Фототропизм, геотропизм. Настии и нутации.
Ростовые движения растений под влиянием света — тропизмы.
Приспособленность растений к среде обитания. Периодические явления в жизни
растений. Листопад. Период покоя. Зимостойкость и холодостойкость растений.
Морозоустойчивость растений. Изучение приспособленности растений в нашей местности.
Развитие и размножение растений. Индивидуальное развитие растений. Факторы,
определяющие развитие растений. Размножение растений. Особенности строения органов
размножения растений. Пыльца. Гетеростилия (разностолбчатость). Приспособления к
опылению у растений. Вегетативное размножение растений. Прививка. Жизнь растения как
целого организма.
Лабораторный практикум:
1. Техника безопасности. Приготовление микропрепарата растительной клетки.
2.

Опыты по поступлению веществ в растительную клетку.

3.

Влияние температуры на фотосинтез. Построение температурной кривой.

Влияние углекислого газа на фотосинтез.
4.
5.

Водный режим растений: испарение воды листьями при разных внешних условиях.
Изучение степени загрязнения воздуха по листьям. Исследовательские и
проектные работы:

1.Влияние факторов внешней среды на рост и развитие растений.
2.Влияние температурных условий и углекислого газа на процесс фотосинтеза.
3.Оределение степени загрязнения воздуха по листьям растений. 4.Сезонные
изменения в жизни растений нашей местности.
Тема 3. Исследования из жизни животных
Основные методы исследования за жизнью животных.
Беспозвоночные
животные.
Простейшие
и
кишечнополостные.
Процессы
жизнедеятельности простейших. Раздражимость. Питание. Выделение. Движение простейших
и кишечнополостных.
Строение тела животных. Особенности строения и функции кожи и ее производных.
Морфологические и физиологические особенности кожных желез. Связь между
физиологической деятельностью организма животного и его строением. Плоские и
кольчатые черви. Движение червей. Раздражимость. Питание. Роль дождевых червей в
перемешивании почвы. Пиявки: особенности строения, питания, движения. Значение
пиявок.
Пищеварение. Сущность процесса пищеварения у беспозвоночных и позвоночных
животных. Эволюция системы органов пищеварения. Пищеварение в ротовой полости и
желудке. Пищеварение в желудке жвачных животных. Пищеварение в кишечнике.
Питательные вещества. Качественные реакции. Ферментативный характер реакций
расщепления питательных веществ.

Дыхание. Физиология дыхания. Зависимость дыхания анамний от условий внешней
среды. Особенности дыхания птиц и ныряющих животных. Обмен веществ и энергии.
Питание. Обмен веществ — основная функция жизни. Обмен белков. Обмен углеводов и
жиров. Обмен минеральных веществ и воды. Витамины. Внешние признаки авитаминоза.
Обмен энергии в организме. Влияние температуры на активность животных и окраску тела.
Терморегуляция. Приспособленность холоднокровных и теплокровных животных к
изменениям температуры.
Внутренняя секреция. Железы внешней, внутренней и смешанной секреции.
Внутренняя секреция у высших животных. Гормоны и их влияние на организм. Лактация.
Образование и выделение молока.
Нервная система и органы чувств. Раздражимость и проводимость. Развитие нервной
системы и врожденное поведение животных. Условные и безусловные рефлексы. Эволюция
высшей нервной деятельности (ВНД) у позвоночных животных. Анализаторы. Поведение
животных. Выработка условных рефлексов на действие различных раздражителей у разных
групп организмов.
Лабораторный практикум:
1. Реакция простейших на различные раздражители (соль, уксусная кислота, свет).
2. Реакция дождевого червя на действие различных раздражителей.
3. Микроскопическое строение животной клетки
4. Действие желудочного сока на белок и крахмал. Цветные реакции на белок.
5.Влияние
температуры
на
активность
земноводных.
Исследовательские и проектные работы:
1.Модификационная изменчивость животных.
2. Простейшие как показатель чистоты водоемов.
3. Экологические последствия и их влияние на животных. 4.
Роль медицинских пиявок в жизни человека.
Тема 4. Человек как объект исследования в биологии
Особенности экспериментальной работы с человеком. Черты сходства и различия с
другими группами животных. Подготовка оборудования для опытов.
Регуляция функций организма. Организм как целое. Нейрогуморальная регуляция
функций организма. Гуморальная регуляция функций организма. Нервная регуляция
функций организма. Функциональные системы. Безусловные рефлексы человека.
Внутренняя среда организма. Постоянство внутренней среды организма. Гомеостаз.
Кровь. Клинический анализ крови человека. Защитные свойства крови. Свертывание крови.
Иммунитет. Тканевая несовместимость. Группы крови. Определение групп крови.
Переливание крови.
Строение и функции органов кровообращения. Морфология и физиология сердца.
Операции на сердце. Реанимация. Приемы реанимационных действий. Проводящая система
сердца. Электрические явления в сердце. Автоматия сердца. Регуляция сердечной
деятельности. Пульс. Движение крови по сосудам. Функциональные пробы.
Дыхание. Воздушная среда. Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения.
Регуляция дыхания.
Пищеварение. Питательные вещества и пищевые продукты. Методы изучения
функций пищеварительных желез. Переваривание и всасывание пищи. Регуляция
пищеварения. Поддержание постоянства питательных веществ в крови. Центры голода и
насыщения.
ВНД и психология. Происхождение и некоторые особенности психики. Отражение в
живой и неживой природе. Ощущение и восприятие. Иллюзии, представления памяти,
наблюдения. Определение объема памяти, объема внимания. Память, мышление, речь. Виды
памяти. Законы памяти. Правила запоминания. Изучение логического мышления, влияние

позы на результат деятельности. Эмоции. Темперамент. Характер. Определение типов
темперамента. Эмоции и мимика лица. Лабораторный практикум:
1. Определение частоты сердечных сокращений в зависимости от физической нагрузки.
2. Приемы реанимационных действий.
3. Микроскопическое строение тканей
4. Нарушение свойств белков при действии на них алкоголя.
5. Действие антибиотиков на фермент слюны.
Исследовательские и проектные работы:
1.Влияние физических нагрузок на развитие мышечной системы
2. История открытия клетки
3. Вредные привычки и их влияние на здоровье человека
4. Способы улучшения памяти
Тема 5. Общебиологические исследования
Генетика как наука. Основные методы изучения генетики. Модельный объект генетики
— плодовая мушка дрозофила. Содержание дрозофил на питательных средах.
Анализ наследования признаков в F1 при моногибридном и дигибридном скрещивании.
Приспособленность организмов и ее относительность.
Влияние экологических факторов на организмы. Экологический мониторинг.
Определение содержания в воде загрязняющих веществ.
Экологические характеристики вида (экологическая ниша).
Лабораторный практикум:
1. Анализ наследования признаков в F1 при моногибридном и дигибридном
скрещивании (на примере мушки дрозофилы).
2. Опыты по изучению приспособленности организмов к условиям существования:
превращение наземных форм растений в водную форму и наоборот (традесканция, водокрас,
гигрофила).
3. Составление экологической характеристики вида, паспортизация комнатных
растений.
Исследовательские и проектные работы:
1 Научные открытия в генетике.
2. Влияние экологических факторов на организмы.
VII. Тематическое планирование

Тема раздела
№
п/п
1 Биология и области исследования.
2 Исследования из жизни растений.
3
4
5

Исследования из жизни животных
Человек как объект исследования в биологии
Общебиологические исследования
ИТОГО

VIII. Описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса
Для учителя:

Кол-во
часов
2
7
8
9
8
34

1.Агафонова И. Б., Сивоглазов В. И. Биология животных. — М.: Дрофа, 2009. —
(Элективные курсы.)
2.Агафонова И. Б., Сивоглазов В. И. Биология растений, грибов, лишайников. — М.: Дрофа,
2007. — (Элективные курсы.)
3.Бинас А. В., Маш Р. Д. и др. Биологический эксперимент в школе: кн. для учителя. — М.:
Просвещение, 1990.
4.Васильева Е. М., Горбунова Т. В. Физиология растений. — Красноярск: Издательство
Красноярского университета, 1989.
5.Каменский А. А. Организм человека: просто о сложном. — М.: Дрофа, 2007.
6.Мансурова С. Е., Кокуева Г. Н. Следим за окружающей средой нашего города. 9—11 кл.:
школьный практикум. — М.: Владос, 2003.
7.Марина А. В. Конспекты уроков для учителя биологии: уроки ботаники. 6 кл. — М.:
Владос, 2003.
8.Пугал Н. А. Использование натуральных объектов при обучении биологии. — М.: Владос,
2003.
9.Пугал Н. А., Козлова Т. А. Лабораторные и практические занятия по биологии. 6, 7, 8 кл. —
М.: Владос, 2003.
10.Хрипкова А. Г., Колесов Д. В. и др. Физиология человека. — М.: Просвещение, 1982.
11.Эксперименты и наблюдения на уроках биологии: методическое пособие / В. С. Анохина
и др. — Минск: Беларусскаяэнцыклапедыя, 1998.
12.Яковлева А. В. Лабораторные и практические занятия по биологии. 9 кл. — М.: Владос,
2003
Материально – техническое обеспечение:
Информационно – коммуникационные средства
Электронные библиотеки
Электронные базы данных
Технические средства
Компьютер мультимедийный
Мультимедийный проектор
Экран проекционный
Учебно – практическое и учебно – лабораторное оборудование
Приборы, приспособления
Лупа ручная
Микроскоп школьный ув.300-500
Термометр наружный
Реактивы и материалы
Комплект реактивов
Муляжи
Плодовые тела шляпочных грибов
Натуральные объекты
Гербарии, иллюстрирующие морфологические, систематические признаки растений
Влажные препараты
Внутреннее строение позвоночных животных
Строение глаза млекопитающего
Микропрепараты
Микропрепараты по разделу «Животные»
Интернет-ресурсы:
1. Журнал «Исследовательская деятельность школьников» [Электронный ресурс]:
http://www.irsh.redu/ru;http://www.researcher/ru

2. Банк передового преподавательского опыта – биология.
http://wwwwindows1251.edu.yar.ru/russian/pedbank/sorJich/bio
3. Бесплатные обучающие программы по биологии. http://www.history.ru/freebi.htm
4. ВикипедиЯ. Свободная энциклопедия. http://ru.wikipedia.org/wiki
5. Единая
коллекция цифровых
образовательных
ресурсов.
http://schoolcollection.edu.ru/
6. Информация по экспериментам в областях: биохимия, биофизика, физиология,
генная инженерия. http://rpg.da.ru/
7. Министерство образования РФ. http://www.mmistry.ru/
8. Научные новости биологии. www.bio.nature.ru/
9. Новости науки и биотехнологии. http://molbiol.edu.ru/
10. Проект «Вся Биология». http://sbio.info/
11. Сайт еженедельника
«Биология» издательского
дома «Первое
сентября» http://www.1september.ru/ru/bio.htm
12. Сайт Центра экологического обучения и информации. http://www.ceti.ur.ru/
13. Способ создания виртуальной модели биологического объекта. http://biology.id.ru/
14. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». http://www.
km.ru/education
15. Федеральный
центр информационно-образовательных
ресурсов
(ФЦИОР). http://fcior.edu.ru/
16. «Эйдос», центр дистанционного образования. www.eidos.ru/
IX. Тематическое планирование
№п/п

Тема

Кол-во
часов

Тема 1. Биология и области исследования. (2 часа)
1. Биология и области исследований
2. ПР "Поиск информации в сети Интернет и правила оформление наблюдений"
Тема 2. Исследования из жизни растений (7 часа)

1
1

3.

ЛР "Приготовление микропрепарата растительной клетки."

1

4.

ЛР " Опыты по поступлению веществ в растительную клетку"

1

5.
6.
7.
8.

Проект " Сезонные изменения в жизни растений нашей местности"
Проект " Определение степени загрязнения воздуха по листьям растений."
ЛР " Влияние температуры на фотосинтез."

1
1
1
1

ЛР " Водный режим растений"
9. Модификационная изменчивость растений
Тема 3. Исследования из жизни животных. (8 час)
10.
11.
12.
13.
14.

ЛР " Микроскопическое строение клеток"
ЛР " Реакция простейших на различные раздражители"
ЛР " Реакция дождевого червя на действие различных раздражителей"
ЛР " Действие желудочного сока на белок и крахмал"
ЛР " Цветные реакции на белок"

15. Модификационная изменчивость животных
16. Простейшие как показатель чистоты водоемов
17. Экологические последствия и их влияние на животных.
Тема 4. Человек как объект исследования в биологии (9 часов)

1

1
1
1
1
1
1
1
1

18. Проект " История открытия клетки"

1

19. ЛР " Микроскопическое строение тканей"

1

20. ЛР " Определение частоты сердечных сокращений в зависимости от физической нагрузки"

1

21. Влияние физических нагрузок на развитие мышечной системы

1

22. ЛР " Приемы реанимационных действий."

1

23. Проект "Вредные привычки и их влияние на здоровье человека"

1

24. ЛР "Нарушение свойств белков при действии на них алкоголя"

1

25. ЛР " Действие антибиотиков на фермент слюны"
26. Проект " Способы улучшения памяти."
Тема 5. Общебиологические исследования (8 часов)
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.

Проект " Научные открытия в генетике".
ЛР "Анализ наследования признаков в F1 при моногибридном скрещивании"
ЛР "Анализ наследования признаков в F1 при дигибридном скрещивании"
Опыты по изучению приспособленности организмов к условиям существования
Проект " Влияние экологических факторов на организмы."
Проект " Зависимость видового разнообразия от экологических условий"
ЛР " Составление экологической характеристики вида, паспортизация комнатных
растений.

34. Итоговое занятие





1
1

1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».