РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Костомукшского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.С. Пушкина» (МБОУ КГО «СОШ №2 им. А.С. Пушкина») «Согласовано» на заседании МСШ протокол №1 от 26.08.2024 г. Руководитель МСШ «Принято» педагогическим советом протокол №1 от 27.08. 2024 г. Директор школы «Утверждено» приказ по школе №154 от 30.08.2024г. Директор школы Герасимчук Н.Н. Хинконен Л.И Герасимчук Н.Н. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театр «Родники» художественной направленности для учащихся 8-11 классов Срок реализации – 4 года Составитель: Иванова Ирина Михайловна, руководитель театра «Родники», педагог дополнительного образования г. Костомукша 1 2024г. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театр «Родники» художественной направленности (далее, Программа) рассчитана на 612 часов в год, занятия проходят по 3 часа 6 раз в неделю, включая субботу. Важная роль в духовном становлении личности принадлежит театральному искусству, которое, удовлетворяя эстетические потребности личности, обладает способностью формировать ее сознание, расширять жизненный опыт и обогащать чувственноэмоциональную сферу. «Значение произведений искусств заключается в том, что позволяют «пережить кусочек жизни» через осознание и переживание определенного мировоззрения, чем «создают определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (Б. В. Теплов). Совершенствование «аппарата переживания» (К. Станиславский) и «аппарата осмысления» через развитие театральных способностей, творческого мышления и творческой активности на основе классической театральной культуры способствует духовному, социальному и профессиональному становлению личности воспитанника. Актуальность Программы определяется необходимостью успешной социализации воспитанника в современном обществе, его жизненным и профессиональным самоопределением, продуктивным освоением социальных ролей в широком диапазоне и творческой реализацией. Программа объединяет в себе различные аспекты театрально творческой деятельности, необходимые как для профессионального становления, так и для практического применения в жизни. Новизна Программы В рамках модернизации российского образования (в частности, дополнительного) изменены концептуальные подходы и методологические установки к образовательному процессу по причине ограниченности, схоластики и неэффективности: • смещены акценты с освоения фундаментальных знаний по предмету на социализацию и профессионализацию личности средствами современных знаний и технологий по направлению деятельности; • изменены подходы к структуре и содержанию образовательного процесса с учетом интеграции общего и дополнительного образования; • модифицировано содержание программы в контексте профессионального непрерывного образования; • усовершенствована структура образовательного процесса за счет внедрения комплекса интегрированных учебных дисциплин: актёрское мастерство, сценическая речь, сценическое движение, грим; • изменены подходы к реализации долгосрочной программы (поэтапно с учетом возрастных особенностей); • внедрены инновационные технологии и эффективные методические разработки адаптивная технология системы обучения А. С. Границкой, педагогики сотрудничества В. А. Караковского, диалог культур М. Бахтина - В. Библера и методики создания коллектива А. С. Макаренко, коллективной творческой деятельности (КТД) И.П. Иванова. 2 Педагогическая целесообразность программы Реализация программы позволяет включить в механизм воспитания каждого члена коллектива и достичь комфортных условий для творческой самореализации. Комплексная, профессионально-ориентированная программа в контексте заданной цели, интегрирует усилия профессиональной и социальной педагогики. Она предоставляет возможность, помимо получения базовых знаний, эффективно готовить воспитанников к освоению накопленного человечеством социально-культурного опыта, безболезненной адаптации в окружающей среде, позитивному самоопределению. Обучение подростков отличается практической и гуманитарной направленностью. В основу данной программы положены следующие педагогические принципы: - принцип гуманизации; - принцип природосообразности и культуросообразности; - принцип самоценности личности; -принцип увлекательности; -принцип креативности. Личностно-ориентированный,интегративный и культурологический подходы к образованию позволяют реализовать концепцию настоящей программы в полном объеме и добиться стабильных позитивных результатов. Комплексно-целевой подход к образовательному процессу, предполагающий: - дифференцированный подбор основных средств обучения и воспитания; - демократический стиль общения и творческое сотрудничество педагога и учащегося; - достижение заданных результатов на разных уровнях позволит интенсифицировать получение качественных результатов юных актёров. Цель занятий: развитие творчески активной личности воспитанника средствами театральной деятельности, способной содействовать их жизненному и профессиональному самоопределению. Задачи занятий: -обучение основам театрального искусства; -воспитание социально-активной личности, обладающей навыками межличностного общения и сотрудничества; -воспитание познавательного интереса, расширение горизонтов познания; -воспитание культуры общения в коллективе, внимательного и ответственного отношения к работе; -воспитание зрительской культуры; -развитие личностных и творческих способностей воспитанника; -развитие коммуникативных и организаторских способностей воспитанника; -развитие продуктивной индивидуальной и коллективной деятельности. Формы: театральные игры, упражнения, тренинги, импровизация, этюды, спектакли и др. Программа основана на следующем научном положении: театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение 3 социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции. Таким образом, работа над этюдами не менее важна, чем сам спектакль. Цели Программы: популяризация отечественной классической и современной литературы; развитие творческих способностей учащихся; воспитание высокой нравственности, патриотизма и культуры у подростков и юношества. Задачи Программы: • развивать и совершенствовать творческие способности детей средствами театрального искусства; • развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя игровые, песенные, танцевальные импровизации; • совершенствовать память, внимание, наблюдательность, мышление, воображение, быстроту реакции, инициативность и выдержку, восприятие детей, умение согласовывать свои действия с партнерами; воспитывать доброжелательность, контактность в отношениях со сверстниками; учить оценивать действия других детей и сравнивать со своими действиями; • развивать умение по-разному выполнять одни и те же действия в разных обстоятельствах, ситуациях; • развивать умение владеть своим телом. Совершенствовать двигательные способности, гибкость, выносливость, ритмические способности и координацию движений; • воспитывать уважение к труду взрослых и детей, бережное отношение к декорациям, реквизиту, костюмам; • закреплять правильное произношение звуков, отрабатывать дикцию, работать над интонационной выразительностью речи; • совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. Воспитывать культуру речевого общения. Поддерживать инициативу детей в пересказывании содержания литературного текста, сохраняя выразительные средства, характерные для данного произведения; • воспитывать гуманные чувства. Формировать представления о честности, справедливости, доброте. Воспитывать отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости. Развивать способность анализировать свои поступки, поступки сверстников, героев художественной литературы. Формировать взаимоотношения сотрудничества и взаимопомощи. Основные направления работы с детьми Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром. Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата. 4 Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя). Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля. Постановочная работа. Ожидаемые результаты и способы их проверки В результате освоения комплекса дисциплин, входящих в данную программу, у воспитанников формируются определенные актерские исполнительские знания, умения и навыки, способствующие самореализации творческой личности воспитанников. Методы определения результативности образовательного процесса: Портфолио (ведёт каждый обучающийся в течение всего периода); карта самооценки обучающимся и оценки педагогом компетенций обучающегося (заполняется в конце учебного года); Результатом творческой деятельности должна стать постановка не менее 2-х спектаклей за учебный год. Способы оценки знаний и результатов деятельности обучающихся: В дополнительном образовании оценка качества образовательной деятельности имеет свои особенности. Она выставляется обучающемуся не только за определённый уровень знаний по конкретному предмету, но и учитывает затраченные на это усилия, приобретённые им социальные компетенции, сформированные личностные качества, развитые творческие способности. «Карта самооценки обучающимся и оценки педагогом компетентности обучающегося» - методика, рекомендуемая для обучающихся 12-17 лет. Процедура проведения: Данную карту предлагается заполнить обучающемуся в соответствии с инструкцией. Затем данную карту заполняет педагог в качестве эксперта. Оценка проставляется педагогом в пустых клеточках. Обработка результатов: Самооценка обучающегося и оценка педагога суммируются, и вычисляется среднеарифметическое значение по каждой характеристике. По итогам педагог пишет аналитическую справку. Карты самооценки обучающегося и оценки педагога № Показатели (оцениваемые параметры) п/п 1 Освоил теоретический материал по темам и разделам (могу ответить на вопросы педагога) 2 Знаю специальные театральные термины, используемые на занятиях Оценки 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 5 Научился использовать полученные на занятиях знания в 1 творческой деятельности Умею выполнить практические задания (упражнения, 1 этюды и т.д.) под руководством педагога Научился самостоятельно выполнять творческие задания 1 2 3 4 5 2 3 4 5 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 9 Умею формулировать и воплощать свои творческие замыслы Могу научить других тому, чему научился сам на занятиях Научился сотрудничать с ребятами в решении поставленных задач Научился получать информацию из разных источников 1 2 3 4 5 10 Мои достижения в результате занятий 1 2 3 4 5 3 4 5 6 7 8 Структура вопросов: Пункты 1, 2, 9 – опыт освоения теоретической информации. Пункты 3, 4 – опыт практической деятельности. Пункты 5, 6 – опыт творчества. Пункты 7, 8 – опыт коммуникации. В процессе творческой деятельности у участников театральной студии должны быть сформированы: Познавательные УУД самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную умение самостоятельно осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников умение самостоятельно действовать в предлагаемых обстоятельствах Коммуникативные УУД умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли и чувства в соответствии с задачами и условиями коммуникации владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка формирование вербальных и невербальных способов коммуникации на сцене умение интегрироваться в творческую группу и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со всеми участниками творческого процесса Регулятивные УУД удерживать цель деятельности до получения ее результата анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности оценивать результаты деятельности Личностные УУД проявлять понимание и уважение к авторскому произведению как ценности культуры 6 анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства литературных героев, свои собственные, а также партнёров по сцене проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, взаимопомощь. Литература Горбачев И.А. Театральные сезоны в школе. – М., 2003. Гиппиус С. Актерский тренинг. Гимнастика чувств. – Санкт-Петербург, 2009. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.И. Театрализованные игры в школе. – М., 2001. Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции. – М., 2003. Станиславский К.С. Работа актёра над собой в творческом процессе воплощения. – Спб.: Азбука-Артикус, 2017. Станиславский К.С. Работа актёра над собой в творческом процессе переживания. – Спб.: Азбука-Артикус, 2017. Чехов М.А. О технике актёра. – Москва, АСТ, 2018. Игры, конкурсы, развлечения. – Волгоград, 2001. Тематическое планирование на 2024-2025 учебный год Тематическое планирование на 2024-2025 гг. составляется из расчёта 18 часов в неделю. Проект «Фронтовыми дорогами Карелии», посвященный 80-летию освобождения Карелии от фашистских захватчиков № п/п Тема Кол-во часов 1 Вводное занятие 1 2 Ввод новых артистов в спектакль «Тася» 6 3 Тренинг по сценической речи 1 4 Съемки видеороликов для проекта ГТРК 10 «Вести – Карелия» «История нашей победы» 5 Репетиции спектакля «Тася» 36 6 Показы спектакля «Тася» школьникам 63 города, горожанам, жителям Муезерского и Калевальского районов. Всего: 117 часов Спектакль «Мертвые души» № п/п 1 2 3 4 5 6 7 Тема Выбор и обсуждение произведения Распределение ролей Чтение произведения по ролям Обсуждение методов сценической реализации замысла Сценическая речь Сценическое движение Подбор и обсуждение музыкального сопровождения Кол-во часов 3 3 6 3 3 3 3 7 8 9 10 11 12 13 14 15 спектакля Репетиция явлений 1-3 3 Репетиция явлений 4-5 3 Репетиция индивидуального характера. Отработка 6 актерских умений. Репетиция хореографических зарисовок 6 Сводная репетиция 3 Показ спектакля учащимся школы. 3 Показы спектакля школьникам города. 12 Итоговая рефлексия. Чаепитие. 3 Всего: 63 часов Спектакль «Калевала криминальная» по пьесе Ирины Рынкевич и Ирины Ивановой № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 20 19 20 Тема Кол-во часов Чтение произведения по ролям 3 Сценическая речь 6 Сценическое движение 6 Репетиция сцен 1-3 12 Работа над мизансценами 24 Репетиция сцен 4-9 30 Репетиции индивидуального характера 6 Репетиция сцен10-14 42 Репетиции индивидуального характера 6 Сводная репетиция 18 Сценическая речь. Отработка особенностей речи и 6 бытового поведения народов Карелии Отработка сценической пластики 6 Обсуждение декораций, их расположения на сцене и 3 смены Генеральные репетиции всего спектакля 3 Премьерный показ спектакля 3 Выступление для учащихся школы 6 Рефлексия 3 Выступление для городской общественности 3 Поездки в деревни Вокнаволок и Ледмозеро с 36 выступлением Участие в мероприятиях, посвященных Дням 24 карельской культуры в Республике. 69 Поездка в пос. Калевала, Юшкозеро в рамках празднования Дней карельской культуры. Всего: 315 ч. 8 Спектакль «Миг до бессмертия» по пьесе И. Ивановой Спектакль готовится к Дню Победы. Постановка посвящена партизанам отряда «Красный онежец» и основана на исследовательской работе школьников и руководителя театра. Будет показан всем школьникам, педагогам школы и города, городской общественности. № п/п Тема Кол-во часов 1 Выбор и обсуждение произведения 3 2 Распределение ролей 3 3 Чтение произведения по ролям 3 4 Обсуждение методов сценической реализации замысла 3 5 Сценическая речь 3 5 Сценическое движение 3 6 Подбор и обсуждение музыкального сопровождения 6 спектакля 7 Репетиция явлений 1-3 3 8 Репетиция явлений 4-9 3 9 Репетиция индивидуального характера. Отработка 6 актерских умений. 10 Репетиция музыкальных сюжетов 3 11 Сводная репетиция 6 12 Репетиция. 6 13 Обсуждение и отработка сложных сюжетов 3 14 Репетиция массовых сцен в начале спектакля и финале 3 15 Изготовление декораций 6 16 Обсуждение сценических костюмов 3 17 Изготовление костюмов 3 18 Генеральные репетиции всего спектакля 3 19 Премьерный показ спектакля 3 20 Рефлексия 3 21 Выступление для учащихся школ города 3 22 Рефлексия 3 23 Выступление для городской общественности 3 26 Работа с реквизитом 3 27 Поездки в деревню Вокнаволок с выступлением 12 28 Поездка в Ледмозеро 12 29 Итоговая рефлексия. Чаепитие. 3 Всего: 117 часов Итого: 612 ч. 9