Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театр «Родники» художественной направленности для учащихся 8-11 классов

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Костомукшского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.С. Пушкина»
(МБОУ КГО «СОШ №2 им. А.С. Пушкина»)

«Согласовано»
на заседании МСШ
протокол №1
от 26.08.2024 г.
Руководитель МСШ

«Принято»
педагогическим
советом
протокол №1
от 27.08. 2024 г.
Директор школы

«Утверждено»
приказ по школе №154
от 30.08.2024г.
Директор школы
Герасимчук Н.Н.

Хинконен Л.И
Герасимчук Н.Н.

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Театр «Родники»
художественной направленности
для учащихся 8-11 классов
Срок реализации – 4 года

Составитель: Иванова Ирина Михайловна,
руководитель театра «Родники»,
педагог дополнительного образования

г. Костомукша
1

2024г.
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театр
«Родники» художественной направленности (далее, Программа) рассчитана на 612 часов в
год, занятия проходят по 3 часа 6 раз в неделю, включая субботу.
Важная роль в духовном становлении личности принадлежит театральному искусству,
которое, удовлетворяя эстетические потребности личности, обладает способностью
формировать ее сознание, расширять жизненный опыт и обогащать чувственноэмоциональную сферу. «Значение произведений искусств заключается в том, что
позволяют «пережить кусочек жизни» через осознание и переживание определенного
мировоззрения, чем «создают определенные отношения и моральные оценки, имеющие
несравненно большую силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые»
(Б.
В.
Теплов).
Совершенствование «аппарата переживания» (К. Станиславский) и «аппарата
осмысления» через развитие театральных способностей, творческого мышления и
творческой активности на основе классической театральной культуры способствует
духовному, социальному и профессиональному становлению личности воспитанника.
Актуальность Программы определяется необходимостью успешной социализации
воспитанника в современном обществе, его жизненным и профессиональным
самоопределением, продуктивным освоением социальных ролей в широком диапазоне и
творческой реализацией. Программа объединяет в себе различные аспекты театрально творческой деятельности, необходимые как для профессионального становления, так и
для практического применения в жизни.
Новизна Программы
В рамках модернизации российского образования (в частности, дополнительного)
изменены концептуальные подходы и методологические установки к образовательному
процессу по причине ограниченности, схоластики и неэффективности:
• смещены акценты с освоения фундаментальных знаний по предмету на социализацию
и профессионализацию личности средствами современных знаний и технологий по
направлению деятельности;
•
изменены подходы к структуре и содержанию образовательного процесса с учетом
интеграции общего и дополнительного образования;
•
модифицировано содержание программы в контексте профессионального
непрерывного образования;
• усовершенствована структура образовательного процесса за счет внедрения комплекса
интегрированных учебных дисциплин: актёрское мастерство, сценическая речь,
сценическое движение, грим;
•
изменены подходы к реализации долгосрочной программы (поэтапно с учетом
возрастных особенностей);
•
внедрены инновационные технологии и эффективные методические разработки
адаптивная технология системы обучения А. С. Границкой, педагогики сотрудничества В.
А. Караковского, диалог культур М. Бахтина - В. Библера и методики создания
коллектива А. С. Макаренко, коллективной творческой деятельности (КТД) И.П. Иванова.
2

Педагогическая целесообразность программы
Реализация программы позволяет включить в механизм воспитания каждого члена
коллектива и достичь комфортных условий для творческой самореализации.
Комплексная, профессионально-ориентированная программа в контексте заданной цели,
интегрирует усилия профессиональной и социальной педагогики. Она предоставляет
возможность, помимо получения базовых знаний, эффективно готовить воспитанников к
освоению накопленного человечеством социально-культурного опыта, безболезненной
адаптации в окружающей среде, позитивному самоопределению. Обучение подростков
отличается практической и гуманитарной направленностью.
В основу данной программы положены следующие педагогические принципы:
- принцип гуманизации;
- принцип природосообразности и культуросообразности;
- принцип самоценности личности;
-принцип увлекательности;
-принцип креативности.
Личностно-ориентированный,интегративный и культурологический подходы к
образованию позволяют реализовать концепцию настоящей программы в полном объеме
и добиться стабильных позитивных результатов.
Комплексно-целевой подход к образовательному процессу, предполагающий:
- дифференцированный подбор основных средств обучения и воспитания;
- демократический стиль общения и творческое сотрудничество педагога и учащегося;
- достижение заданных результатов на разных уровнях позволит интенсифицировать
получение качественных результатов юных актёров.
Цель занятий: развитие творчески активной личности воспитанника средствами
театральной
деятельности,
способной
содействовать
их
жизненному
и
профессиональному самоопределению.
Задачи занятий:
-обучение основам театрального искусства;
-воспитание социально-активной личности, обладающей навыками межличностного
общения и сотрудничества;
-воспитание познавательного интереса, расширение горизонтов познания;
-воспитание культуры общения в коллективе, внимательного и ответственного
отношения к работе;
-воспитание зрительской культуры;
-развитие личностных и творческих способностей воспитанника;
-развитие коммуникативных и организаторских способностей воспитанника;
-развитие продуктивной индивидуальной и коллективной деятельности.
Формы: театральные игры, упражнения, тренинги, импровизация, этюды, спектакли и
др.
Программа основана на следующем научном положении: театральная деятельность
как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной.
Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс
творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в
процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается
символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение
3

социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции.
Таким образом, работа над этюдами не менее важна, чем сам спектакль.
Цели Программы:

популяризация отечественной классической и современной литературы;

развитие творческих способностей учащихся;

воспитание высокой нравственности, патриотизма и культуры у подростков и
юношества.
Задачи Программы:
•
развивать и совершенствовать творческие способности детей средствами
театрального искусства;
•
развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа,
используя игровые, песенные, танцевальные импровизации;
•
совершенствовать память, внимание, наблюдательность, мышление, воображение,
быстроту реакции, инициативность и выдержку, восприятие детей, умение согласовывать
свои действия с партнерами; воспитывать доброжелательность, контактность в
отношениях со сверстниками; учить оценивать действия других детей и сравнивать со
своими действиями;
•
развивать умение по-разному выполнять одни и те же действия в разных
обстоятельствах, ситуациях;
•
развивать умение владеть своим телом. Совершенствовать двигательные
способности, гибкость, выносливость, ритмические способности и координацию
движений;
•
воспитывать уважение к труду взрослых и детей, бережное отношение к
декорациям, реквизиту, костюмам;
•
закреплять правильное произношение звуков, отрабатывать дикцию, работать над
интонационной выразительностью речи;
•
совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. Воспитывать
культуру речевого общения. Поддерживать инициативу детей в пересказывании
содержания литературного текста, сохраняя выразительные средства, характерные для
данного произведения;
•
воспитывать гуманные чувства. Формировать представления о честности,
справедливости, доброте. Воспитывать отрицательное отношение к жестокости, хитрости,
трусости. Развивать способность анализировать свои поступки, поступки сверстников,
героев художественной литературы. Формировать взаимоотношения сотрудничества и
взаимопомощи.
Основные направления работы с детьми
 Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление,
самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
 Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные
пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных
психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении;
обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.
 Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие
дыхания и свободы речевого аппарата.
4







Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями,
профессиональной терминологией театрального искусства (особенности
театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского
мастерства; культура зрителя).
Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя
знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению
спектакля.
Постановочная работа.
Ожидаемые результаты и способы их проверки

В результате освоения комплекса дисциплин, входящих в данную программу, у
воспитанников формируются определенные актерские исполнительские знания, умения и
навыки, способствующие самореализации творческой личности воспитанников.
Методы определения результативности образовательного процесса:
 Портфолио (ведёт каждый обучающийся в течение всего периода);
 карта самооценки обучающимся и оценки педагогом компетенций обучающегося
(заполняется в конце учебного года);
 Результатом творческой деятельности должна стать постановка не менее 2-х
спектаклей за учебный год.
Способы оценки знаний и результатов деятельности обучающихся:
В дополнительном образовании оценка качества образовательной деятельности
имеет свои особенности. Она выставляется обучающемуся не только за определённый
уровень знаний по конкретному предмету, но и учитывает затраченные на это усилия,
приобретённые им социальные компетенции, сформированные личностные качества,
развитые творческие способности.
«Карта самооценки обучающимся и оценки педагогом компетентности
обучающегося» - методика, рекомендуемая для обучающихся 12-17 лет.
Процедура проведения:
Данную карту предлагается заполнить обучающемуся в соответствии с
инструкцией. Затем данную карту заполняет педагог в качестве эксперта. Оценка
проставляется педагогом в пустых клеточках.
Обработка результатов:
Самооценка обучающегося и оценка педагога суммируются, и вычисляется
среднеарифметическое значение по каждой характеристике. По итогам педагог пишет
аналитическую справку.
Карты самооценки обучающегося и оценки педагога
№
Показатели (оцениваемые параметры)
п/п
1
Освоил теоретический материал по темам и разделам
(могу ответить на вопросы педагога)
2
Знаю специальные театральные термины, используемые
на занятиях

Оценки
1

2

3

4

5

1

2

3

4

5
5

Научился использовать полученные на занятиях знания в 1
творческой деятельности
Умею выполнить практические задания (упражнения,
1
этюды и т.д.) под руководством педагога
Научился самостоятельно выполнять творческие задания 1

2

3

4

5

2

3

4

5

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

9

Умею формулировать и воплощать свои творческие
замыслы
Могу научить других тому, чему научился сам на
занятиях
Научился сотрудничать с ребятами в решении
поставленных задач
Научился получать информацию из разных источников

1

2

3

4

5

10

Мои достижения в результате занятий

1

2

3

4

5

3
4
5
6
7
8

Структура вопросов:
Пункты 1, 2, 9 – опыт освоения теоретической информации.
Пункты 3, 4 – опыт практической деятельности.
Пункты 5, 6 – опыт творчества.
Пункты 7, 8 – опыт коммуникации.
В процессе творческой деятельности у участников театральной студии должны быть
сформированы:













Познавательные УУД
самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную
умение самостоятельно осуществлять информационный поиск, сбор и выделение
существенной информации из различных информационных источников
умение самостоятельно действовать в предлагаемых обстоятельствах
Коммуникативные УУД
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли и чувства в
соответствии с задачами и условиями коммуникации
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с
грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
формирование вербальных и невербальных способов коммуникации на сцене
умение интегрироваться в творческую группу и строить продуктивное взаимодействие и
сотрудничество со всеми участниками творческого процесса
Регулятивные УУД
удерживать цель деятельности до получения ее результата
анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной)
деятельности
оценивать результаты деятельности
Личностные УУД
проявлять понимание и уважение к авторскому произведению как ценности культуры
6




анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства литературных
героев, свои собственные, а также партнёров по сцене
проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность,
взаимопомощь.
Литература
 Горбачев И.А. Театральные сезоны в школе. – М., 2003.
 Гиппиус С. Актерский тренинг. Гимнастика чувств. – Санкт-Петербург, 2009.
 Колчеев Ю.В., Колчеева Н.И. Театрализованные игры в школе. – М., 2001.
 Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции. – М.,
2003.
 Станиславский К.С. Работа актёра над собой в творческом процессе воплощения. –
Спб.: Азбука-Артикус, 2017.
 Станиславский К.С. Работа актёра над собой в творческом процессе переживания.
– Спб.: Азбука-Артикус, 2017.
 Чехов М.А. О технике актёра. – Москва, АСТ, 2018.
 Игры, конкурсы, развлечения. – Волгоград, 2001.

Тематическое планирование на 2024-2025 учебный год
Тематическое планирование на 2024-2025 гг. составляется из расчёта 18 часов в неделю.
Проект «Фронтовыми дорогами Карелии», посвященный 80-летию освобождения
Карелии от фашистских захватчиков
№ п/п
Тема
Кол-во часов
1
Вводное занятие
1
2
Ввод новых артистов в спектакль «Тася»
6
3
Тренинг по сценической речи
1
4
Съемки видеороликов для проекта ГТРК
10
«Вести – Карелия» «История нашей победы»
5
Репетиции спектакля «Тася»
36
6
Показы спектакля «Тася» школьникам
63
города, горожанам, жителям Муезерского и
Калевальского районов.
Всего: 117 часов

Спектакль «Мертвые души»
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7

Тема
Выбор и обсуждение произведения
Распределение ролей
Чтение произведения по ролям
Обсуждение методов сценической реализации замысла
Сценическая речь
Сценическое движение
Подбор и обсуждение музыкального сопровождения

Кол-во часов
3
3
6
3
3
3
3
7

8
9
10
11
12
13
14
15

спектакля
Репетиция явлений 1-3
3
Репетиция явлений 4-5
3
Репетиция индивидуального характера. Отработка 6
актерских умений.
Репетиция хореографических зарисовок
6
Сводная репетиция
3
Показ спектакля учащимся школы.
3
Показы спектакля школьникам города.
12
Итоговая рефлексия. Чаепитие.
3
Всего: 63 часов

Спектакль «Калевала криминальная» по пьесе Ирины Рынкевич и Ирины
Ивановой
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
20
19
20

Тема
Кол-во часов
Чтение произведения по ролям
3
Сценическая речь
6
Сценическое движение
6
Репетиция сцен 1-3
12
Работа над мизансценами
24
Репетиция сцен 4-9
30
Репетиции индивидуального характера
6
Репетиция сцен10-14
42
Репетиции индивидуального характера
6
Сводная репетиция
18
Сценическая речь. Отработка особенностей речи и
6
бытового поведения народов Карелии
Отработка сценической пластики
6
Обсуждение декораций, их расположения на сцене и
3
смены
Генеральные репетиции всего спектакля
3
Премьерный показ спектакля
3
Выступление для учащихся школы
6
Рефлексия
3
Выступление для городской общественности
3
Поездки в деревни Вокнаволок и Ледмозеро с
36
выступлением
Участие в мероприятиях, посвященных Дням
24
карельской культуры в Республике.
69
Поездка в пос. Калевала, Юшкозеро в рамках
празднования Дней карельской культуры.
Всего: 315 ч.

8

Спектакль «Миг до бессмертия» по пьесе И. Ивановой
Спектакль готовится к Дню Победы. Постановка посвящена партизанам отряда «Красный
онежец» и основана на исследовательской работе школьников и руководителя театра.
Будет показан всем школьникам, педагогам школы и города, городской общественности.
№ п/п
Тема
Кол-во часов
1
Выбор и обсуждение произведения
3
2
Распределение ролей
3
3
Чтение произведения по ролям
3
4
Обсуждение методов сценической реализации замысла 3
5
Сценическая речь
3
5
Сценическое движение
3
6
Подбор и обсуждение музыкального сопровождения 6
спектакля
7
Репетиция явлений 1-3
3
8
Репетиция явлений 4-9
3
9
Репетиция индивидуального характера. Отработка 6
актерских умений.
10
Репетиция музыкальных сюжетов
3
11
Сводная репетиция
6
12
Репетиция.
6
13
Обсуждение и отработка сложных сюжетов
3
14
Репетиция массовых сцен в начале спектакля и финале 3
15
Изготовление декораций
6
16
Обсуждение сценических костюмов
3
17
Изготовление костюмов
3
18
Генеральные репетиции всего спектакля
3
19
Премьерный показ спектакля
3
20
Рефлексия
3
21
Выступление для учащихся школ города
3
22
Рефлексия
3
23
Выступление для городской общественности
3
26
Работа с реквизитом
3
27
Поездки в деревню Вокнаволок с выступлением
12
28
Поездка в Ледмозеро
12
29
Итоговая рефлексия. Чаепитие.
3
Всего: 117 часов

Итого: 612 ч.

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».