Рабочая программа учебного предмета «История и культура родного края» АООП для обучения лиц с ОВЗ (умеренная, глубокая умственная отсталость)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Костомукшского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.С.Пушкина»
(МБОУ КГО «СОШ №2 им. А.С.Пушкина»)

«Согласовано»
на заседании МСШ
протокол №1
от 26.08.2024 г.
Руководитель МСШ

«Принято»
педагогическим советом
протокол №1
от 27.08. 2024 г.
Директор школы

«Утверждено»
приказ по школе №151
от 30.08.2024г.
Директор школы
Герасимчук Н.Н.

Хинконен Л.И

Герасимчук Н.Н.

Рабочая программа
учебного предмета «История и культура родного края»
адаптированной основной общеобразовательной программы
для обучения лиц
с ограниченными возможностями здоровья
(умеренная, глубокая умственная отсталость)

г. Костомукша, 2024 г

1

Программа «История и культура родного края».11 класс
I. Пояснительная записка.
Нормативно-правовая основа составления программы:
Рабочая программа учебного предмета «История и культура родного края» разработана на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Минобрнауки РФ №1599 от 19 декабря 2014г.
- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ КГО « СОШ
№2 имени А .С .Пушкина»
- Федеральный перечень учебников, рекомендованный Министерством образования
и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на текущий учебный год;
Рабочая программа «История и культура родного края» составлена на основе
программы:
- Примерная программа "Моя Карелия" (5 -9 класс), разработанная Лабораторией
национально-регионального компонента ГАОУ РК ИПКРО.
Рабочая программа ориентирована на использование учебников для
общеобразовательных школ:
1. Кутьков Н.П «Моя Карелия: Путешествие по родному краю» 5 класс. Петрозаводск:
Verso, 2010.
2. Гриппа С.П.,к.г.н,; ПотахинС.П. «Моя Карели». 6 класс. Петрозаводск, Фонд творческой
инициативы, 2011.
3. Кутьков Н.П и др. «Моя Карелия» 7 класс. Петрозаводск. Фонд творческой инициативы,
2012.
4. Агаркова Т.И. и др. «Моя Карелия» 8 класс. Петрозаводск. Фонд творческой
инициативы, 2013.
5. Григорьевская Н.Ю. Моя Карелия: Путешествие по родному краю: 5 класс: рабочая
тетрадь [к учебнику Н.П.Кутькова «Моя Карелия:Путешествие по родному краю»],
Петрозаводск: Фонд творческой инициативы, 2003.
В современном обществе растет интерес к историческому и культурному прошлому
истории своей Родины. Развитие регионального образования является одним из
источников обогащения обучающихся знаниями родного края, воспитания любви к нему и
формирования гражданской позиции и поведения. Оно помогает уяснить неразрывную
связь, единство истории поселка, республики с историей нашей страны, почувствовать
причастность к ней каждой семьи и стать достойным наследником лучших традиций
родного края.
Рабочая программа «История и культура родного края» в 11 классе продолжает
реализовывать запросы современного общества по формированию знаний об истории
родного края, ее роли в национальной истории, что подтверждает ее актуальность и
практическую значимость. Программа актуальна и своевременна еще тем, что содержание
курса отражает преемственность культурно-исторических традиций русского народа и
жизни отдельного народа от его семьи, родного города, края, до государства; способствует
воспитанию у подрастающего поколения чувства патриотизма, духовности и
гражданственности. В 11 классе, в связи с особенностями интеллекта обучающихся с у.о. и
сложностью усваиваемого материала, целесообразно дублировать программу 10 класса,
где обучающиеся закрепляют, расширяют знания по предмету, полученные в 10 классе.
Цель изучения предмета:
2

Формирование нравственного сознания обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) на основе осмысления исторического опыта своего
исторических и культурных достопримечательностях Республики Карелия
родного края,
с целью дальнейшей социализации.
Задачи:
Образовательные:
 Сформировать знания об истории Карелии, основных исторических событиях, известных личностях, особенностях быта, культуры, занятий населения в разные эпохи.
 Сформировать знания о современной Карелии.
Коррекционные:
 Развивать устную речь, умения строить несложный рассказ с помощью вопросов,
плана, опорных слов.
 Формировать у обучающихся навыки сравнения, обобщения, умения устанавливать
несложные причинно-следственные связи.
 Корректировать недостатки психофизического развития умственно отсталых
школьников, их познавательных возможностей и интересов.
 Корректировать познавательную деятельность учащихся на основе упражнений,
дидактических игр, проблемных и программированных заданий, экскурсий, через использование различной наглядности.
Воспитательные:
 Учить понимать отношение человека к родной природе, истории, эстетически воспринимать и любить свой край, уметь беречь и стремиться его охранять.
 Воспитывать у учащихся чувство патриотизма и восхищения мужеством жителей
Карелии в борьбе с врагами, уважение к труду народа, бережного отношения к природе и памятникам культуры.
 Воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность,
настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля,
умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
II. Общая характеристика предмета «История и культура родного края».
Предмет «История и культура родного края» в 11 классе является интегрированным
курсом после изучаемых с 5 по 10 классы предметов: «Природоведение», «Биология»,
«История» и «География», содержащих национально-региональный компонент. Материал
предмета достаточно объемный и сложный для понимания у.о. учащихся, поэтому
целесообразно продублировать его изучение в 11 классе. Все содержание программы
направлено на расширение и закрепление сформированных правильных представлений и
понятий о своей малой Родине, развитие чувства любви к родному краю и его жителям,
привитие уважения к труду, стремление сохранять, беречь материальные ценности,
принимать участие в коллективном труде, умение видеть взаимосвязь между людьми и
природой, которую они заселяют и осваивают. В течение учебного года изучаются
исторические события, происходившие на территории Карелии от времен
первобытнообщинного строя до событий современности, особенности природы,
хозяйства, культуры, занятий населения республики. Курс «История и культура родного
края» предполагает изучение территорий и селений, где проживают воспитанники, что
способствует развитию познавательной активности, заинтересованности учащихся,
расширению кругозора выпускников, что необходимо в дальнейшем для их социализации
в общество.
Содержание учебного материала и его структура способствуют реализации
преемственности в изучении родного края в начальном и старшем звене, неразрывно
связано с теми знаниями, которые обучающиеся приобрели ранее, создает возможность
3

для реализации содержания регионального компонента АООП образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Межпредметные связи.
При изучении курса «История и культура родного края» прослеживается
межпредметные связи со следующими предметами:

биология (флора и фауна региона, охрана природы, здоровья человека и др.);

география (влияние климатических особенностей региона на развитие и
функционирование организмов, работа с географической картой);

история (особенности развития региона в различные исторические промежутки
времени);

русский язык (правописание сложных слов и терминологии);

чтение (работа с литературой);

сельскохозяйственный труд (выращивание с/х животных и растений, знание их
биологических особенностей и т.д.) и др.
Основная форма организации учебного процесса – урок, экскурсия.
Формы учебной деятельности в рамках урока: Коллективная, групповая, индивидуальная.
Основные технологии обучения:

Коррекционно-развивающее.

Дифференцированное обучение.

Технология проблемного обучения (элементы).

Игровые технологии (элементы).

Информационно-коммуникационные технологии.

Здоровьесберегающие технологии (элементы).
Методы обучения:
Словесные методы: Беседа, рассказ, устный опрос, работа с дополнительной литературой
(беседа, выборочное чтение, пересказ статьи, выписывание различных сведений,
составление плана статьи, работа с рисунками, схемами и др.).
Наглядные методы: Демонстрация картин, иллюстраций, карт, коллекций, гербариев,
живых объектов и др. Наблюдения. Использование ИКТ, ММП.
Практические методы: Практическая работа. Экскурсия.
Усвоению учебного материала способствуют различные методы и приемы работы, а
также различные средства обучения, широкое использование ИКТ. Используются
наглядные пособия в виде карточек, таблиц, рисунков, схем, программированных заданий,
перфокарт, на каждом уроке используются ММП. Речевые опоры, алгоритмы, опросные
листы, проблемные задания, индивидуальные карточки с таблицами, рисунками, схемами
стимулируют развитие речи, словарного запаса, познавательной активности учащихся.
Фронтальная, групповая, индивидуальная работа используется в динамике, различные
приёмы подачи нового материала, закрепления полученных знаний, смена видов
деятельности способствует лучшей усвояемости учебного материала.
III. Место предмета «История и культура родного края»в учебном плане.
Предмет «История и культура родного края» входит в образовательную область
«Обществознание»Регионального (национального) компонента Учебного плана.
Рабочая программа реализуется в течение 1 года.
На изучение предмета отводится 2 часа
в неделю, 68 часов в год.
IV. Личностные и предметные результаты освоения программы.
1. Предметные результаты:
Учащиеся должны знать:
 символы Республики Карелия,
4

















географическое положение Республики Карелия,
административное деление Республики Карелия,
районные центры и города Республики Карелия,
большие озера и реки Республики Карелия,
исторические памятники Карелии, достопримечательности Карелии,
историю своего села,
особенности рельефа и климата Республики Карелия,
заселение Республики Карелия,
самые крупные монастыри, церкви,
карельский фольклор,
основные периоды истории Карелии;
военные конфликты, происходившие на территории Карелии и их ход;
занятия населения на разных этапах исторического развития;
названия народов, населяющих Карелию и места их проживания;
известных деятелей истории и культуры, живших в Карелии или посещавших ее
территорию.
Учащиеся должны уметь:
 пользоваться лентой времени, географической картой Карелии, исторической картой Карелии;
 находить информацию по предмету пользуясь учебником по истории, биологии и
географии;
 составлять рассказ по плану, схеме, иллюстрации.
 осознавать себя как гражданина Карелии и России.
2. Личностные результаты освоения программы включают овладение обучающимися
жизненными и социальными компетенциями, необходимыми для решения практикоориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах. В процессе обучения в зависимости от потенциальных познавательных возможностей у обучающегося могут быть сформированы:
1. Положительная мотивация к изучению истории, природы родного края.
2. Осознание социальной значимости учебной деятельности и её практической направленности.
3.Умения применять полученные знания на практике.
4. Положительные личные качества: патриотизм, трудолюбие, бережное отношение к природе и памятникам культуры, стремление к их охране, восхищение мужеством жителей
Карелии в борьбе с врагами, уважение к их труду и другие.
Система оценки планируемых результатов.
Требования к оценке планируемых предметных результатов по программе, а также
порядок, формы и периодичность текущего, промежуточного, годового и итогового
контроля обучающихся регламентируется «Положением о текущем контроле
успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся».
Виды контроля: Текущий контроль (на каждом уроке). Тематический контроль
(обобщающие уроки). Четвертной контроль (по текущему контролю и тематическому).
Годовая оценка.
Оценка знаний проводится в форме устного опроса, самостоятельных работ по индивидуальным карточкам, практических работ, программированных заданий, дидактических игр, тестирования, использование ИКТ. В коррекционной школе оценка играет роль
стимулирующего фактора, поэтому допустимо работу некоторых учеников оценивать более высоким баллом. Наряду с отметкой, применяется словесная оценка качества знаний и
компетенций обучающегося.
5

Основанием при выставлении четвертной отметки служат: текущие отметки и отметки за обобщающие уроки, всего на основании как минимум трех оценок. Обобщающие уроки проводятся с использованием комбинации методов: устный опрос, самостоятельные работы по индивидуальным карточкам, тестирование, программированные задания, дидактические игры, использование ИКТ.
Итоговая отметка за год выставляется как среднеарифметическое четвертных
отметок, в пользу учащегося.
V. Содержание учебного предмета.
Введение.
Введение обучающихся в проблематику учебного предмета. Определение его целей и
задач. Приглашение к путешествию по родному краю.
Географическое положение Карелии. Карелия на карте часовых поясов. Краткая
характеристика рельефа, элементов климата. Особенности сезонных изменений погоды.
Определение положения своей местности в тепловом поясе, климатическом поясе,
влияние Атлантического и Северного Ледовитого океанов на климат Карелии.
Экскурсия в поселок.
Карелия в древности.
Источники по истории Карелии Карелия в древности Начало заселения территории края.
Первые поселения людей в эпоху мезолита. Памятники эпохи мезолита. Оленеостровский
могильник. Неолит: керамика и петроглифы. Поселения эпохи раннего металла и
железного века.
Карельская земля и Великий Новгород в XI–XIV веках.
Саами. Карельская земля и Великий Новгород. XI–XIV веках. Карельская земля и ее
соседи. Хозяйственное освоение Карелии. Промысловая колонизация. Торговля.
Присоединение Карелии к Новгородской республике. Крещение веси и корелы. Погосты.
Крестьянское освоение края и зарождение новых этнических общностей. Организация
административного управления в крае. Обонежский ряд. Корельская земля. Корела.
Защита Карелии от внешней угрозы в XIIXIV вв. Отражение агрессии Швеции.в XII веке
Новая война со Швецией и Ореховецкий мирный договор. Противостояние Москве.
Карелия в составе России в XVI–XVII веках.
Социально-экономические, административные и военные преобразования в крае начале
XVI вв. Крестьяне и горожане. Реформы местного управления. Военная реформа.
Помещики и своеземцы. Карелия при Иване Грозном. Местное самоуправление.
Опричнина и первая шведская интервенция. Карелия в “Смутное время”. Вторая шведская
интервенция. Преодоление последствий интервенции. Наш край во второй половине XVII
века. Создание Олонецкого уезда. Пашенные солдаты. Соловецкое восстание 1668-1676 гг.
Культура и быт XIV–XVII веков. Устное народное творчество. «Калевала». Грамотность и
книжность.Архитектура. Иконопись.
Карелия в XVIII – первой половине XIX века.
Участие жителей края в Северной войне. Боевые действия на территории Карелии.
Оборона Олонца. «Осударева дорога». Петровские горные заводы и Олонецкая верфь.
Петрозаводская слобода. Деятельность олонецких заводов и рудников. Система
управления в Олонецкой губернии. Преобразование Петровской слободы в город
Петрозаводск. Державин Г.Р. – первый губернатор края. Экономическое развитие края во
второй половине XVIII века. Александровский пушечный завод. Тивдийские мраморные
ломки. Воицкий рудник. Шуньгская ярмарка. Положение крестьян в Карелии.
Государственные и приписные крестьяне. Кижское восстание. Наш край в первой
половине XIX века. Культура и быт. Просвещение. Библиотеки и печать. Театральная
жизнь. Народное зодчество. Преображенский собор в Кижах. Здравоохранение.
Марциальные воды. Изyчeниe края русскими учеными: Н.Я. Озерецковский.
Карелия во второй половине XIX – начале ХХ века.
6

Реформы 1860 – 70-х годов Социально-экономическое развитие края в пореформенный
период: сельское хозяйство, промышленность, торговля и транспорт. Революционное
движение в Карелии в 1905—1907 гг. Наш край в условиях думской монархии Культура во
второй половине XIX – начале XX века Народное образование. Создание и деятельность
учительской семинарии. Библиотеки. Печать. Театр. Изобразительное искусство. Народное
зодчество. Изучение Карелии. Народный фольклор:П..Н. Рыбников, И.А. Федосова.
Карелия в период революции 1917 г. Гражданской войны и интервенции.
Наш край в революции 1917 г. Утверждение советской власти в Карелии. Первые
мероприятия Советской власти и отношение к ним населения. Анохин Петр Федорович.
Иностранная интервенция и Гражданская война в крае. Столкновение интересов
различных государств на Севере России. Военные действия на территории края.
Карелия в 1920–1930- е годы.
Проблема национально- государственного самоопределения. Образование Карельской
Трудовой Коммуны. Возрождение хозяйства республики в условиях новой экономической
политики. Особенности индустриализации и коллективизации в Карелии. Проблема
трудовых ресурсов, социальное и правовое положение трудящихся. Роль ГУЛАГа, СЛОН,
строительство ББК. Общественно-политическая жизнь. Социально-демографические
изменения. Культурное развитие в 1920-1930-е годы. Языковая политика.
Карелия в годы Второй мировой и Великой Отечественной войн.
Советско-финляндская война 1939-1940 гг. Образование Карело-Финской ССР Боевые
действия на территории республики в 1941-1945гг. Карельский прифронтовой тыл
Оккупационный режим. Война в тылу противника. Особенности партизанского движения.
Освобождение Карелии Переход к мирной жизни.
Карелия в первое послевоенное десятилетие.
Последствия войны. Возрождение промышленности, транспорта, лесной отрасли и
сельского хозяйства. Послевоенная деревня Повседневная жизнь людей после войны
Карелия в 1950-е – 1980-е годы.
Перемены в политическом устройстве и хозяйственном управлении. Преобразование
Карело- Финской ССР в Карельскую Автономную ССР в составе РСФСР. Экономическая
реформа в промышленности и сельском хозяйстве в 60-е годы. Демографические и
социальные проблемы. Общественно-политическая жизнь в 60-е-80-е годы Республика в
условиях перестройки.
Карелия на современном этапе.
Переход к рыночным отношениям. Либерализация общественной жизни. Республика
Культура Карелии во второй половине ХХ в. 18ч.
Развитие образования и науки. Общеобразовательная школа.Высшее и среднее
профессиональное образование.Научные учреждения. Литература и искусство.
Архитектура. Музыка. Театр.
Повторение. Карелия в начале ХХI века.
Экономическое развитие. Общественно-политическая жизнь республики. Местные
органы власти. Культура и образование. Вклад жителей Карелии в историю и культуру
России.
VI. Тематическое планирование.
Виды деятельности: Просмотр презентации, пересказ по картинкам или слайдам презентации, беседа по слайдам. Работа с фрагментами текста: чтение текста, нахождение ответа
в тексте, ответа по рисункам, историческим картам. Работа с лентой времени, историческим картам. Просмотр видеофрагментов, видеороликов, их обсуждение. Работа с терминами и понятиями, словарная работа. Работа в тетради. Составление рассказа по плану, по
рисункам. Работа с опорными сигналами. Составление опорных конспектов в виде плана,
схемы. Дидактические игры, выполнение специальных коррекционных упражнений. Тесты, ребусы, викторины, кроссворды. Выполнение заданий на карточках. Индивидуальная
7

работа с раздаточным материалом дифференцированного характера. Заполнение сравнительно-обобщающей таблицы. Составление характеристик исторических личностей. Слушание и анализ выступлений своих товарищей.
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

Тема раздела

Часы
Введение
3
Карелия в древности
2
Карельская земля и Великий Новгород в XI–XIV веках.
5
Карелия в составе России в XVI–XVII веках.
5
Карелия в XVIII – первой половине XIX века.
4
Карелия во второй половине XIX – начале ХХ века.
5
Карелия в период революции 1917 г. Гражданской войны и
3
интервенции.
5
Карелия в 1920–1930- е годы.
6
Карелия в годы Второй мировой и Великой Отечественной войн.
3
Карелия в первое послевоенное десятилетие.
4
Карелия в 1950-е – 1980-е годы.
3
Карелия на современном этапе.
18
Культура Карелии.
2
Повторение. Карелия в начале ХХI века.
Итого: 68
Календарно-тематическое планирование (Приложение).

VII. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса:
1.Основная литература:
1.Учебник:
История Карелии: Учеб.для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений Республики Карелия /
Шумилов М.И. и др. Петрозаводск: Verso, 2008. – 384 стр.
2. Дополнительная литература:
1. Гриппа С.П.,к.г.н,; ПотахинС.П .Моя Карелия.Электронный учебник. Петрозаводск,
ГОУ КРИПКРО, 2007
2.Карелия: 10 шагов в новое тысячелетие.- Петрозаводск: АУ РК «Издательский Дом
«Карелия», 2012. – 256 с. с илл.
3.Республика Карелия: Информационно-справочное пособие для общеобразовательных
школ и учреждений начального и среднего профессионального образования (Под общей
редакцией Е.Г. Немковича, А. С. Кармазина). – Петрозаводск: Карелия, 1999. 197 с. с
илл.
4. Конституция Республики Карелия // http://www.gov.karelia.ru/Constitution/
2.Печатные пособия:
 Дидактический материал.
 Карты: полушарий; физическая карта мира; физическая карта России; физическая
карта Карелии; политическая карта мира.
 Наборы открыток.
3. Цифровые и электронные образовательные ресурсы:
 ММП по темам уроков.
 Видеофрагменты.
8

Интернет ресурсы:
 htth//www.karelia.ru/ - Региональный сервер «Карелия»
 htth//www.gov.karelia.ru/ - Официальный сервер органов государственной власти РК


htth//ptz.karelia.ru/ - «Петрозаводск – столица Карелии»



htth//www.karelia.ru/~kgkm/ - Карельский государственный краеведческий музей



htth//artmuseum.karelia.ru./ - Музей изобразительных искусств РК

htth//library.karelia.ru/ - Национальная библиотека
 http:\\school-collection.edu.ru
 Региональное хранилище ЦОР Республики Карелия в Интернете: sc.karelia.ru
 ЕДИНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ [Электронный ресурс]. — Режим доступа:. http://school-collection/edu/ru/.
 Заглавная страница ВИКИПЕДИЯ [Электронный ресурс]. — Режим
доступа:http://ru/wikipedia/org/wiki/.
 Mетодический портал учителя [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
http://www.metodsovet.su.
 ОТКРЫТЫЙ
КЛАСС[Электронный
ресурс].
—
Режим
доступа:http://www/openclass. ru/.
 Педсовет [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://pedsovet.su/load/344.
 Современный учительский портал [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
http://easyen.ru/.
 Сайт - преподавателя и для преподавателей, тех, кто учится сам и учит других
[Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://studyspace.ru/istochniki-materiala-popredmetam/biologiya-11.html.
 Электронный педагогический журнал помощник учителю "Большая перемена"
[Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.pomochnik-vsem.ru.


2.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
1. Средства ИКТ: компьютер, колонки, проектор, экран, интерактивная доска.
2. Литература:
- Л.И. Шитикова. Край в котором ты живешь. Рассказы по истории Карелии.
Петрозаводск: Карелия, 2008
- М.И. Шумилов. Карелия в прошлом и настоящем: пробное учебное пособие для
общеобразовательных учреждений Республики Карелия/Шумилов М.И. и др.
Петрозаводск:Verso, 2005
-Линевский А.М. Листы каменной книги. Петрозаводск, Карелия, 1990
-М.И. Шумилов, Т.И. Агаркова История Карелии 10-11. Учебник для 10-11 классов
общеобразовательных учреждений. Петрозаводск: Verso, 2008
- В.М. Пивоев. Культура Карелии. Пробное учебное пособие для
общеобразовательных учреждений Республики Карелия
- Д.З. Генделев. Петрозаводск. 300 лет истории. Документы и материалы.,
Петрозаводск., Карелия, 2001
Раздел «История»
•Кочкуркина С.И. Народы Карелии: история и культура. - Петрозаводск, 2004.
•Кочкуркина С.И. Сокровища древних вепсов. - Петрозаводск, 1990.
•Кочкуркина С.И., Спиридонов А.М., Джаксон Т.Н. Письменные известия о карелах. Петрозаводск, 1990.
•Мишин А.И. Путешествие в "Калевалу". - Петрозаводск, 1988.
9

•Олонец. Историко-краеведческие очерки в 2-х частях. - Петрозаводск, 1999.
•Чернякова И.А. О чем не рассказал ЭлиасЛеннрот. - Петрозаводск, 1998.
•Шаскольский И.П. Борьба Руси против шведской экспансии в Карелии.Конец XIII начало XIV вв. - Петрозаводск, 1987.
Раздел «Литература»
•Васильева Н. Б. Под созвездием Кассиопея: повести, рассказы. - Петрозаводск: Карелия,
2004.
•Вепсские народные сказки: сборник / Составители Н. Ф. Онегина и М. И. Зайцева. На
русском и вепсском языках. – Петрозаводск: Карелия, 1996.
•Калевала. Любое издание.
•ЛеннротЭлиас. Кантеле Вяйнямейнена (Перво - Калевала). – Петрозаводск: Verso, 2004.
•Мишин А.И. Путешествие в "Калевалу". - Петрозаводск, 1988.
•Киуру Э.С., Мишин А. И. Фольклорные истоки «Калевалы». – Петрозаводск, 2001.
•Лойтер С.М. «На поле-поляне, на море-океане» Хрестоматия по русскому фольклору
Карелии - Петрозаводск: Verso, 2008.
Раздел «Искусство»
•Пивоев В. М. Культура Карелии: Пробное учебное пособие для общеобразовательных
учреждений. – Петрозаводск:Verso, 2003.
Методические пособия (печатные)
-Практикум «Край, в котором мы живем».- Т.И. Агаркова, А.А. Кожанов - Петрозаводск:
Изд. ПетрГУ, 2004 г.
-Методика разработки учебного пособия по истории 2004 2004 Петрозаводск Печатная
Современные методы в современном преподавании: тезисы науч.-практ. конф., 23-24
марта 2004 г. – М., 2004. - С. 121-125
-Воспитание культуры исторической памяти у старших школьников на уроках истории
Печатная -Современные методы в современном преподавании: тезисы науч.-практ. конф.,
28-29марта 2006 г. – М., 2006. - С. 140-149.
-Шумилов М. И. «Карелия в прошлом и настоящем»- Петрозаводск, 2005г.

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».