РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Костомукшского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.С.Пушкина» (МБОУ КГО «СОШ №2 им. А.С.Пушкина») «Согласовано» на заседании МСШ протокол №1 от 26.08.2024 г. Руководитель МСШ «Принято» педагогическим советом протокол №1 от 27.08. 2024 г. Директор школы «Утверждено» приказ по школе №151 от 30.08.2024г. Директор школы Герасимчук Н.Н. Хинконен Л.И Герасимчук Н.Н. Рабочая программа учебного предмета «История и культура родного края» адаптированной основной общеобразовательной программы для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (умеренная, глубокая умственная отсталость) г. Костомукша, 2024 г 1 Программа «История и культура родного края».11 класс I. Пояснительная записка. Нормативно-правовая основа составления программы: Рабочая программа учебного предмета «История и культура родного края» разработана на основе следующих нормативных документов: - Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Минобрнауки РФ №1599 от 19 декабря 2014г. - Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ КГО « СОШ №2 имени А .С .Пушкина» - Федеральный перечень учебников, рекомендованный Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на текущий учебный год; Рабочая программа «История и культура родного края» составлена на основе программы: - Примерная программа "Моя Карелия" (5 -9 класс), разработанная Лабораторией национально-регионального компонента ГАОУ РК ИПКРО. Рабочая программа ориентирована на использование учебников для общеобразовательных школ: 1. Кутьков Н.П «Моя Карелия: Путешествие по родному краю» 5 класс. Петрозаводск: Verso, 2010. 2. Гриппа С.П.,к.г.н,; ПотахинС.П. «Моя Карели». 6 класс. Петрозаводск, Фонд творческой инициативы, 2011. 3. Кутьков Н.П и др. «Моя Карелия» 7 класс. Петрозаводск. Фонд творческой инициативы, 2012. 4. Агаркова Т.И. и др. «Моя Карелия» 8 класс. Петрозаводск. Фонд творческой инициативы, 2013. 5. Григорьевская Н.Ю. Моя Карелия: Путешествие по родному краю: 5 класс: рабочая тетрадь [к учебнику Н.П.Кутькова «Моя Карелия:Путешествие по родному краю»], Петрозаводск: Фонд творческой инициативы, 2003. В современном обществе растет интерес к историческому и культурному прошлому истории своей Родины. Развитие регионального образования является одним из источников обогащения обучающихся знаниями родного края, воспитания любви к нему и формирования гражданской позиции и поведения. Оно помогает уяснить неразрывную связь, единство истории поселка, республики с историей нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и стать достойным наследником лучших традиций родного края. Рабочая программа «История и культура родного края» в 11 классе продолжает реализовывать запросы современного общества по формированию знаний об истории родного края, ее роли в национальной истории, что подтверждает ее актуальность и практическую значимость. Программа актуальна и своевременна еще тем, что содержание курса отражает преемственность культурно-исторических традиций русского народа и жизни отдельного народа от его семьи, родного города, края, до государства; способствует воспитанию у подрастающего поколения чувства патриотизма, духовности и гражданственности. В 11 классе, в связи с особенностями интеллекта обучающихся с у.о. и сложностью усваиваемого материала, целесообразно дублировать программу 10 класса, где обучающиеся закрепляют, расширяют знания по предмету, полученные в 10 классе. Цель изучения предмета: 2 Формирование нравственного сознания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе осмысления исторического опыта своего исторических и культурных достопримечательностях Республики Карелия родного края, с целью дальнейшей социализации. Задачи: Образовательные: Сформировать знания об истории Карелии, основных исторических событиях, известных личностях, особенностях быта, культуры, занятий населения в разные эпохи. Сформировать знания о современной Карелии. Коррекционные: Развивать устную речь, умения строить несложный рассказ с помощью вопросов, плана, опорных слов. Формировать у обучающихся навыки сравнения, обобщения, умения устанавливать несложные причинно-следственные связи. Корректировать недостатки психофизического развития умственно отсталых школьников, их познавательных возможностей и интересов. Корректировать познавательную деятельность учащихся на основе упражнений, дидактических игр, проблемных и программированных заданий, экскурсий, через использование различной наглядности. Воспитательные: Учить понимать отношение человека к родной природе, истории, эстетически воспринимать и любить свой край, уметь беречь и стремиться его охранять. Воспитывать у учащихся чувство патриотизма и восхищения мужеством жителей Карелии в борьбе с врагами, уважение к труду народа, бережного отношения к природе и памятникам культуры. Воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения. II. Общая характеристика предмета «История и культура родного края». Предмет «История и культура родного края» в 11 классе является интегрированным курсом после изучаемых с 5 по 10 классы предметов: «Природоведение», «Биология», «История» и «География», содержащих национально-региональный компонент. Материал предмета достаточно объемный и сложный для понимания у.о. учащихся, поэтому целесообразно продублировать его изучение в 11 классе. Все содержание программы направлено на расширение и закрепление сформированных правильных представлений и понятий о своей малой Родине, развитие чувства любви к родному краю и его жителям, привитие уважения к труду, стремление сохранять, беречь материальные ценности, принимать участие в коллективном труде, умение видеть взаимосвязь между людьми и природой, которую они заселяют и осваивают. В течение учебного года изучаются исторические события, происходившие на территории Карелии от времен первобытнообщинного строя до событий современности, особенности природы, хозяйства, культуры, занятий населения республики. Курс «История и культура родного края» предполагает изучение территорий и селений, где проживают воспитанники, что способствует развитию познавательной активности, заинтересованности учащихся, расширению кругозора выпускников, что необходимо в дальнейшем для их социализации в общество. Содержание учебного материала и его структура способствуют реализации преемственности в изучении родного края в начальном и старшем звене, неразрывно связано с теми знаниями, которые обучающиеся приобрели ранее, создает возможность 3 для реализации содержания регионального компонента АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Межпредметные связи. При изучении курса «История и культура родного края» прослеживается межпредметные связи со следующими предметами: биология (флора и фауна региона, охрана природы, здоровья человека и др.); география (влияние климатических особенностей региона на развитие и функционирование организмов, работа с географической картой); история (особенности развития региона в различные исторические промежутки времени); русский язык (правописание сложных слов и терминологии); чтение (работа с литературой); сельскохозяйственный труд (выращивание с/х животных и растений, знание их биологических особенностей и т.д.) и др. Основная форма организации учебного процесса – урок, экскурсия. Формы учебной деятельности в рамках урока: Коллективная, групповая, индивидуальная. Основные технологии обучения: Коррекционно-развивающее. Дифференцированное обучение. Технология проблемного обучения (элементы). Игровые технологии (элементы). Информационно-коммуникационные технологии. Здоровьесберегающие технологии (элементы). Методы обучения: Словесные методы: Беседа, рассказ, устный опрос, работа с дополнительной литературой (беседа, выборочное чтение, пересказ статьи, выписывание различных сведений, составление плана статьи, работа с рисунками, схемами и др.). Наглядные методы: Демонстрация картин, иллюстраций, карт, коллекций, гербариев, живых объектов и др. Наблюдения. Использование ИКТ, ММП. Практические методы: Практическая работа. Экскурсия. Усвоению учебного материала способствуют различные методы и приемы работы, а также различные средства обучения, широкое использование ИКТ. Используются наглядные пособия в виде карточек, таблиц, рисунков, схем, программированных заданий, перфокарт, на каждом уроке используются ММП. Речевые опоры, алгоритмы, опросные листы, проблемные задания, индивидуальные карточки с таблицами, рисунками, схемами стимулируют развитие речи, словарного запаса, познавательной активности учащихся. Фронтальная, групповая, индивидуальная работа используется в динамике, различные приёмы подачи нового материала, закрепления полученных знаний, смена видов деятельности способствует лучшей усвояемости учебного материала. III. Место предмета «История и культура родного края»в учебном плане. Предмет «История и культура родного края» входит в образовательную область «Обществознание»Регионального (национального) компонента Учебного плана. Рабочая программа реализуется в течение 1 года. На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год. IV. Личностные и предметные результаты освоения программы. 1. Предметные результаты: Учащиеся должны знать: символы Республики Карелия, 4 географическое положение Республики Карелия, административное деление Республики Карелия, районные центры и города Республики Карелия, большие озера и реки Республики Карелия, исторические памятники Карелии, достопримечательности Карелии, историю своего села, особенности рельефа и климата Республики Карелия, заселение Республики Карелия, самые крупные монастыри, церкви, карельский фольклор, основные периоды истории Карелии; военные конфликты, происходившие на территории Карелии и их ход; занятия населения на разных этапах исторического развития; названия народов, населяющих Карелию и места их проживания; известных деятелей истории и культуры, живших в Карелии или посещавших ее территорию. Учащиеся должны уметь: пользоваться лентой времени, географической картой Карелии, исторической картой Карелии; находить информацию по предмету пользуясь учебником по истории, биологии и географии; составлять рассказ по плану, схеме, иллюстрации. осознавать себя как гражданина Карелии и России. 2. Личностные результаты освоения программы включают овладение обучающимися жизненными и социальными компетенциями, необходимыми для решения практикоориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах. В процессе обучения в зависимости от потенциальных познавательных возможностей у обучающегося могут быть сформированы: 1. Положительная мотивация к изучению истории, природы родного края. 2. Осознание социальной значимости учебной деятельности и её практической направленности. 3.Умения применять полученные знания на практике. 4. Положительные личные качества: патриотизм, трудолюбие, бережное отношение к природе и памятникам культуры, стремление к их охране, восхищение мужеством жителей Карелии в борьбе с врагами, уважение к их труду и другие. Система оценки планируемых результатов. Требования к оценке планируемых предметных результатов по программе, а также порядок, формы и периодичность текущего, промежуточного, годового и итогового контроля обучающихся регламентируется «Положением о текущем контроле успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся». Виды контроля: Текущий контроль (на каждом уроке). Тематический контроль (обобщающие уроки). Четвертной контроль (по текущему контролю и тематическому). Годовая оценка. Оценка знаний проводится в форме устного опроса, самостоятельных работ по индивидуальным карточкам, практических работ, программированных заданий, дидактических игр, тестирования, использование ИКТ. В коррекционной школе оценка играет роль стимулирующего фактора, поэтому допустимо работу некоторых учеников оценивать более высоким баллом. Наряду с отметкой, применяется словесная оценка качества знаний и компетенций обучающегося. 5 Основанием при выставлении четвертной отметки служат: текущие отметки и отметки за обобщающие уроки, всего на основании как минимум трех оценок. Обобщающие уроки проводятся с использованием комбинации методов: устный опрос, самостоятельные работы по индивидуальным карточкам, тестирование, программированные задания, дидактические игры, использование ИКТ. Итоговая отметка за год выставляется как среднеарифметическое четвертных отметок, в пользу учащегося. V. Содержание учебного предмета. Введение. Введение обучающихся в проблематику учебного предмета. Определение его целей и задач. Приглашение к путешествию по родному краю. Географическое положение Карелии. Карелия на карте часовых поясов. Краткая характеристика рельефа, элементов климата. Особенности сезонных изменений погоды. Определение положения своей местности в тепловом поясе, климатическом поясе, влияние Атлантического и Северного Ледовитого океанов на климат Карелии. Экскурсия в поселок. Карелия в древности. Источники по истории Карелии Карелия в древности Начало заселения территории края. Первые поселения людей в эпоху мезолита. Памятники эпохи мезолита. Оленеостровский могильник. Неолит: керамика и петроглифы. Поселения эпохи раннего металла и железного века. Карельская земля и Великий Новгород в XI–XIV веках. Саами. Карельская земля и Великий Новгород. XI–XIV веках. Карельская земля и ее соседи. Хозяйственное освоение Карелии. Промысловая колонизация. Торговля. Присоединение Карелии к Новгородской республике. Крещение веси и корелы. Погосты. Крестьянское освоение края и зарождение новых этнических общностей. Организация административного управления в крае. Обонежский ряд. Корельская земля. Корела. Защита Карелии от внешней угрозы в XIIXIV вв. Отражение агрессии Швеции.в XII веке Новая война со Швецией и Ореховецкий мирный договор. Противостояние Москве. Карелия в составе России в XVI–XVII веках. Социально-экономические, административные и военные преобразования в крае начале XVI вв. Крестьяне и горожане. Реформы местного управления. Военная реформа. Помещики и своеземцы. Карелия при Иване Грозном. Местное самоуправление. Опричнина и первая шведская интервенция. Карелия в “Смутное время”. Вторая шведская интервенция. Преодоление последствий интервенции. Наш край во второй половине XVII века. Создание Олонецкого уезда. Пашенные солдаты. Соловецкое восстание 1668-1676 гг. Культура и быт XIV–XVII веков. Устное народное творчество. «Калевала». Грамотность и книжность.Архитектура. Иконопись. Карелия в XVIII – первой половине XIX века. Участие жителей края в Северной войне. Боевые действия на территории Карелии. Оборона Олонца. «Осударева дорога». Петровские горные заводы и Олонецкая верфь. Петрозаводская слобода. Деятельность олонецких заводов и рудников. Система управления в Олонецкой губернии. Преобразование Петровской слободы в город Петрозаводск. Державин Г.Р. – первый губернатор края. Экономическое развитие края во второй половине XVIII века. Александровский пушечный завод. Тивдийские мраморные ломки. Воицкий рудник. Шуньгская ярмарка. Положение крестьян в Карелии. Государственные и приписные крестьяне. Кижское восстание. Наш край в первой половине XIX века. Культура и быт. Просвещение. Библиотеки и печать. Театральная жизнь. Народное зодчество. Преображенский собор в Кижах. Здравоохранение. Марциальные воды. Изyчeниe края русскими учеными: Н.Я. Озерецковский. Карелия во второй половине XIX – начале ХХ века. 6 Реформы 1860 – 70-х годов Социально-экономическое развитие края в пореформенный период: сельское хозяйство, промышленность, торговля и транспорт. Революционное движение в Карелии в 1905—1907 гг. Наш край в условиях думской монархии Культура во второй половине XIX – начале XX века Народное образование. Создание и деятельность учительской семинарии. Библиотеки. Печать. Театр. Изобразительное искусство. Народное зодчество. Изучение Карелии. Народный фольклор:П..Н. Рыбников, И.А. Федосова. Карелия в период революции 1917 г. Гражданской войны и интервенции. Наш край в революции 1917 г. Утверждение советской власти в Карелии. Первые мероприятия Советской власти и отношение к ним населения. Анохин Петр Федорович. Иностранная интервенция и Гражданская война в крае. Столкновение интересов различных государств на Севере России. Военные действия на территории края. Карелия в 1920–1930- е годы. Проблема национально- государственного самоопределения. Образование Карельской Трудовой Коммуны. Возрождение хозяйства республики в условиях новой экономической политики. Особенности индустриализации и коллективизации в Карелии. Проблема трудовых ресурсов, социальное и правовое положение трудящихся. Роль ГУЛАГа, СЛОН, строительство ББК. Общественно-политическая жизнь. Социально-демографические изменения. Культурное развитие в 1920-1930-е годы. Языковая политика. Карелия в годы Второй мировой и Великой Отечественной войн. Советско-финляндская война 1939-1940 гг. Образование Карело-Финской ССР Боевые действия на территории республики в 1941-1945гг. Карельский прифронтовой тыл Оккупационный режим. Война в тылу противника. Особенности партизанского движения. Освобождение Карелии Переход к мирной жизни. Карелия в первое послевоенное десятилетие. Последствия войны. Возрождение промышленности, транспорта, лесной отрасли и сельского хозяйства. Послевоенная деревня Повседневная жизнь людей после войны Карелия в 1950-е – 1980-е годы. Перемены в политическом устройстве и хозяйственном управлении. Преобразование Карело- Финской ССР в Карельскую Автономную ССР в составе РСФСР. Экономическая реформа в промышленности и сельском хозяйстве в 60-е годы. Демографические и социальные проблемы. Общественно-политическая жизнь в 60-е-80-е годы Республика в условиях перестройки. Карелия на современном этапе. Переход к рыночным отношениям. Либерализация общественной жизни. Республика Культура Карелии во второй половине ХХ в. 18ч. Развитие образования и науки. Общеобразовательная школа.Высшее и среднее профессиональное образование.Научные учреждения. Литература и искусство. Архитектура. Музыка. Театр. Повторение. Карелия в начале ХХI века. Экономическое развитие. Общественно-политическая жизнь республики. Местные органы власти. Культура и образование. Вклад жителей Карелии в историю и культуру России. VI. Тематическое планирование. Виды деятельности: Просмотр презентации, пересказ по картинкам или слайдам презентации, беседа по слайдам. Работа с фрагментами текста: чтение текста, нахождение ответа в тексте, ответа по рисункам, историческим картам. Работа с лентой времени, историческим картам. Просмотр видеофрагментов, видеороликов, их обсуждение. Работа с терминами и понятиями, словарная работа. Работа в тетради. Составление рассказа по плану, по рисункам. Работа с опорными сигналами. Составление опорных конспектов в виде плана, схемы. Дидактические игры, выполнение специальных коррекционных упражнений. Тесты, ребусы, викторины, кроссворды. Выполнение заданий на карточках. Индивидуальная 7 работа с раздаточным материалом дифференцированного характера. Заполнение сравнительно-обобщающей таблицы. Составление характеристик исторических личностей. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Тема раздела Часы Введение 3 Карелия в древности 2 Карельская земля и Великий Новгород в XI–XIV веках. 5 Карелия в составе России в XVI–XVII веках. 5 Карелия в XVIII – первой половине XIX века. 4 Карелия во второй половине XIX – начале ХХ века. 5 Карелия в период революции 1917 г. Гражданской войны и 3 интервенции. 5 Карелия в 1920–1930- е годы. 6 Карелия в годы Второй мировой и Великой Отечественной войн. 3 Карелия в первое послевоенное десятилетие. 4 Карелия в 1950-е – 1980-е годы. 3 Карелия на современном этапе. 18 Культура Карелии. 2 Повторение. Карелия в начале ХХI века. Итого: 68 Календарно-тематическое планирование (Приложение). VII. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса: 1.Основная литература: 1.Учебник: История Карелии: Учеб.для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений Республики Карелия / Шумилов М.И. и др. Петрозаводск: Verso, 2008. – 384 стр. 2. Дополнительная литература: 1. Гриппа С.П.,к.г.н,; ПотахинС.П .Моя Карелия.Электронный учебник. Петрозаводск, ГОУ КРИПКРО, 2007 2.Карелия: 10 шагов в новое тысячелетие.- Петрозаводск: АУ РК «Издательский Дом «Карелия», 2012. – 256 с. с илл. 3.Республика Карелия: Информационно-справочное пособие для общеобразовательных школ и учреждений начального и среднего профессионального образования (Под общей редакцией Е.Г. Немковича, А. С. Кармазина). – Петрозаводск: Карелия, 1999. 197 с. с илл. 4. Конституция Республики Карелия // http://www.gov.karelia.ru/Constitution/ 2.Печатные пособия: Дидактический материал. Карты: полушарий; физическая карта мира; физическая карта России; физическая карта Карелии; политическая карта мира. Наборы открыток. 3. Цифровые и электронные образовательные ресурсы: ММП по темам уроков. Видеофрагменты. 8 Интернет ресурсы: htth//www.karelia.ru/ - Региональный сервер «Карелия» htth//www.gov.karelia.ru/ - Официальный сервер органов государственной власти РК htth//ptz.karelia.ru/ - «Петрозаводск – столица Карелии» htth//www.karelia.ru/~kgkm/ - Карельский государственный краеведческий музей htth//artmuseum.karelia.ru./ - Музей изобразительных искусств РК htth//library.karelia.ru/ - Национальная библиотека http:\\school-collection.edu.ru Региональное хранилище ЦОР Республики Карелия в Интернете: sc.karelia.ru ЕДИНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ [Электронный ресурс]. — Режим доступа:. http://school-collection/edu/ru/. Заглавная страница ВИКИПЕДИЯ [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://ru/wikipedia/org/wiki/. Mетодический портал учителя [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.metodsovet.su. ОТКРЫТЫЙ КЛАСС[Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://www/openclass. ru/. Педсовет [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://pedsovet.su/load/344. Современный учительский портал [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://easyen.ru/. Сайт - преподавателя и для преподавателей, тех, кто учится сам и учит других [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://studyspace.ru/istochniki-materiala-popredmetam/biologiya-11.html. Электронный педагогический журнал помощник учителю "Большая перемена" [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.pomochnik-vsem.ru. 2.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса: 1. Средства ИКТ: компьютер, колонки, проектор, экран, интерактивная доска. 2. Литература: - Л.И. Шитикова. Край в котором ты живешь. Рассказы по истории Карелии. Петрозаводск: Карелия, 2008 - М.И. Шумилов. Карелия в прошлом и настоящем: пробное учебное пособие для общеобразовательных учреждений Республики Карелия/Шумилов М.И. и др. Петрозаводск:Verso, 2005 -Линевский А.М. Листы каменной книги. Петрозаводск, Карелия, 1990 -М.И. Шумилов, Т.И. Агаркова История Карелии 10-11. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Петрозаводск: Verso, 2008 - В.М. Пивоев. Культура Карелии. Пробное учебное пособие для общеобразовательных учреждений Республики Карелия - Д.З. Генделев. Петрозаводск. 300 лет истории. Документы и материалы., Петрозаводск., Карелия, 2001 Раздел «История» •Кочкуркина С.И. Народы Карелии: история и культура. - Петрозаводск, 2004. •Кочкуркина С.И. Сокровища древних вепсов. - Петрозаводск, 1990. •Кочкуркина С.И., Спиридонов А.М., Джаксон Т.Н. Письменные известия о карелах. Петрозаводск, 1990. •Мишин А.И. Путешествие в "Калевалу". - Петрозаводск, 1988. 9 •Олонец. Историко-краеведческие очерки в 2-х частях. - Петрозаводск, 1999. •Чернякова И.А. О чем не рассказал ЭлиасЛеннрот. - Петрозаводск, 1998. •Шаскольский И.П. Борьба Руси против шведской экспансии в Карелии.Конец XIII начало XIV вв. - Петрозаводск, 1987. Раздел «Литература» •Васильева Н. Б. Под созвездием Кассиопея: повести, рассказы. - Петрозаводск: Карелия, 2004. •Вепсские народные сказки: сборник / Составители Н. Ф. Онегина и М. И. Зайцева. На русском и вепсском языках. – Петрозаводск: Карелия, 1996. •Калевала. Любое издание. •ЛеннротЭлиас. Кантеле Вяйнямейнена (Перво - Калевала). – Петрозаводск: Verso, 2004. •Мишин А.И. Путешествие в "Калевалу". - Петрозаводск, 1988. •Киуру Э.С., Мишин А. И. Фольклорные истоки «Калевалы». – Петрозаводск, 2001. •Лойтер С.М. «На поле-поляне, на море-океане» Хрестоматия по русскому фольклору Карелии - Петрозаводск: Verso, 2008. Раздел «Искусство» •Пивоев В. М. Культура Карелии: Пробное учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – Петрозаводск:Verso, 2003. Методические пособия (печатные) -Практикум «Край, в котором мы живем».- Т.И. Агаркова, А.А. Кожанов - Петрозаводск: Изд. ПетрГУ, 2004 г. -Методика разработки учебного пособия по истории 2004 2004 Петрозаводск Печатная Современные методы в современном преподавании: тезисы науч.-практ. конф., 23-24 марта 2004 г. – М., 2004. - С. 121-125 -Воспитание культуры исторической памяти у старших школьников на уроках истории Печатная -Современные методы в современном преподавании: тезисы науч.-практ. конф., 28-29марта 2006 г. – М., 2006. - С. 140-149. -Шумилов М. И. «Карелия в прошлом и настоящем»- Петрозаводск, 2005г. 10