Рабочая программа учебного предмета «Психологический практикум» АООП для обучения лиц с ОВЗ (умеренная, глубокая умственная отсталость)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Костомукшского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.С.Пушкина»
(МБОУ КГО «СОШ №2 им. А.С.Пушкина»)

«Согласовано»
на заседании МСШ
протокол №1
от 26.08.2024 г.
Руководитель МСШ

«Принято»
педагогическим советом
протокол №1
от 27.08. 2024 г.
Директор школы

«Утверждено»
приказ по школе №151
от 30.08.2024г.
Директор школы
Герасимчук Н.Н.

Хинконен Л.И

Герасимчук Н.Н.

Рабочая программа
учебного предмета «Психологический практикум»
адаптированной основной общеобразовательной программы
для обучения лиц
с ограниченными возможностями здоровья
(умеренная, глубокая умственная отсталость)

г. Костомукша, 2024 г

1

Программа «Психологический практикум 11 класс»
1.Пояснительная записка
Рабочая программа «Психологический практикум» составлена на основе следующих
нормативно-правовых документов:
- Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом
Минобрнауки РФ №1599 от 19 декабря 2014г.
- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ КГО «№2 им.
А,С,Пушкина»
Данная программа основана на программах:
Обучение жизненно важным навыкам в школе. "Психологический практикум" (автор - И.М.
Бгажнокова), (Майорова В.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М./ Под редакцией Н.П. Майоровой.
– Спб,: Издательство «Образование
Целью реализации программы является создание условий для успешной социальной
адаптации обучающихся через овладение доступными приемами психологической
саморегуляции, приобретение навыков эффективной коммуникации
Задачи:
 Формирование у обучающихся самосознания, представлений о себе как человеке.
 Расширение репертуара осознания себя как личности и способов самовыражения.


Умение понимать собственные чувства, действия, правильно их оценивать и
соотносить с поведением окружающих людей.



Коррекция когнитивных и эмоциональных процессов, развитие приёмов
саморегуляции в системе "Я - окружающая среда".
2. Общая характеристика учебного предмета.

Радикальные изменения, происходящие в последние годы в общей системе школьного
образования, их демократичность и гуманистическая направленность в полной мере
затрагивает и школу для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями). Учитывая, что главной задачей коррекционной школы является
формирование личности ребёнка с интеллектуальным нарушением, в учебный план был
включён курс "Психологический практикум" для учащихся 7-10 классов. Это обязательный
курс, хотя он и не оценивается привычной школьной отметкой.
Психологический
практикум является логическим продолжением другого коррекционного курса "Развитие
психомоторики и сенсорных процессов " для учащихся 0 - 4 кл. Он не подменяет другие
виды работы школьного психолога. Особое место "Психологический практикум" занимает в
школе - интернате, где воспитываются дети - сироты или дети, оставшиеся без попечения
родителей.
Воспитательная работа в учреждении направлена на формирование коммуникативных
навыков у учащихся, но возможности её ограничены. Именно поэтому возникла потребность
в сообщении специальных знаний, формировании и развитии умений и навыков,
необходимых для успешной реализации процесса общения. Их воспитанники могут
получить, изучая курс "Психологический практикум".
2

Подростковый возраст - последний период пребывания детей, лишённых
родительского попечительства, в учреждении интернатного типа. В дальнейшем они
вступают в самостоятельную жизнь. Воспитанники часто не готовы к лишению привычных
опеки и образа жизни, поэтому вопросы личностной и социальной зрелости выпускников
детского дома имеют первостепенное значение.
В подростковом возрасте особенности психического развития воспитанников детского
дома проявляются, в первую очередь, в системе их взаимоотношений с окружающими
людьми. Уже к 10 - 11 годам у подростков устанавливается отношение к взрослым и
сверстникам, основанное на практической полезности, формируется "способность не
углубляться в привязанности", поверхностность чувств, моральное иждивенчество
(привычка жить по указке), осложнения в становлении самосознания.
Для всех воспитанников детских домов характерны искажения в общении со
взрослыми. С одной стороны, у детей обострена потребность во внимании и
доброжелательности взрослого, в человеческом тепле, ласке, положительных эмоциональных
контактах. С другой -неудовлетворённость этой потребности: малое количество обращений
взрослого к ребёнку. В этих контактах взрослого с ребёнком, как правило, в меньшей степени
проявляется их эмоциональная заинтересованность, стремление к установлению близких
личностных связей. В основном они направлены на регламентацию поведения.
Именно поэтому "Психологический практикум" направлен на социализацию
личности подростка, его реабилитацию средствами образования с целью профилактики,
преодоления отклонения в аномальном развитии, а также расширении границ образования за
счёт социально - ориентированных программ, доступных для усвоения школьнику с
умственной отсталостью.
Таким образом, основная задача психолога сводится к формированию у подростка не
исполнительской деятельности, а сотрудничества, социального окружения. Достичь этой
цели возможно за счёт активного включения учащихся в психологические упражнения, игры,
беседы и т. д. При организации занятий следует избегать формы урока, оценок, принятых при
обучении образовательным предметам. Взаимодействуя с детьми, психолог должен
накапливать информацию, перепроверять её в других (модифицированных) условиях, чтобы
иметь объективные данные для того или иного заключения, необходимого ему для
индивидуальной работы, а также консультирования членов семьи и педагогов.
Программа является примерной, психолог вправе дополнять темы, увеличивать или
уменьшать количество часов на те или иные разделы в зависимости от запросов и проблем
обучающихся.
Психологический практикум не является предметной дисциплиной, ведущим методом ее
реализации является создание коммуникативной среды с атмосферой доверия, открытости,
доброжелательности между педагогом и обучающимися так, чтобы каждое общение с
психологом являлось уроком для жизни.
При организации практикума делается установка на житейский опыт учащихся, на
знания из таких предметных областей как этика, история, биология, домоводство и др. Опора
на имеющиеся знания позволяют преодолевать трудности в понимании учащимися сложных
психологических явлений.
Психологический практикум не является предметной дисциплиной, поэтому особенно
важно создавать в общении с учащимися атмосферу доверия, открытости,
доброжелательности, так, чтобы каждое общение с психологом являлось уроком для жизни.
Методы работы: арттерапевтические методы, моделирование ситуаций, дискуссии, гештальттерапевтические методы, беседы, сказкотерапия.

3. Место предмета в учебном плане.
Предмет «Психологический практикум» в 11 классе относится к школьному компоненту
учебного плана образовательной области «коррекционные технологии». Проводится в

3

объеме 2 часа в неделю, 68 часов в год. Занятия с обучающимися класса проводятся по
подгруппам 2 раза в неделю, продолжительностью 1 урок.
4. Результаты освоения предмета.
Предметные:
К завершению реализации программы «Психологический практикум» обучающиеся в
зависимости от познавательных возможностей, должны овладеть следующими знаниями:
 о психических процессах: восприятии, внимании, памяти, мышлении;
 о пользе развития данных психологических процессов;
 об эмоциональных состояниях человека;
 о настроении человека и управлении им;
 о правилах общения между людьми;
 о волевых качествах человека;
 о способах проявления индивидуальных качеств характера человека;
 о мире профессий и способах выбора профессии;
 о самооценке и уровне притязаний;
 о сходствах и различиях между людьми, о способах понимания, принятия других
людей;
 о способах поведения в социальных ситуациях разного типа;
Уметь:
 анализировать особенности своего характера;
 характеризовать другого человека, его поступки;
 анализировать отношение других людей к самому себе;
 уметь организовывать поведение в социальных ситуациях разного типа;
 уметь выявлять причины, управлять своим настроением;
 уметь регулировать свое поведение и поступки;
 уметь выбирать свою будущую профессию.
Личностные:
 Уметь использовать психологические знания для решения коммуникативных и
познавательных задач.

принимать социальные роли обучающегося, иметь положительную
мотивацию к учебной деятельности и сформированный личностный смысл учения;

иметь сформированные положительные качества:
самостоятельность и
личная ответственность за свои поступки, на основе представлений о нравственных
нормах, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание
и сопереживание чувствам других людей;

владеть навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, уметь не создавать конфликты и находить выходы из спорных
ситуаций.
Система оценки планируемых результатов.
В конце каждой четверти проводится коммуникативная игра, соответствующая содержанию
программы. Результативность реализации программы отслеживается с помощью методик
психологической диагностики личностных особенностей, уровня тревожности,
агрессивности, конфликтности, коммуникативных умений, психологического комфорта,
социальной адаптации. В конце учебного года педагог-психолог анализирует результаты
диагностики обучающихся, итоги реализации программы.
5. Содержание учебного предмета
Раздел «Жизненные ценности»
Обсуждаемые проблемы
4

- Самооценка. Условия самоактуализации.
- Вечные вопросы жизни.
- Счастье. Формирование позиции счастливого человека.
- Каждый сам себе кузнец. Физическое и психическое здоровье.
- Здоровый образ жизни.
- Семейные ценности.
-Качественный досуг.
- Эскиз будущей жизни.
Выводы:
- Человек сам влияет на свою жизнь.
-Наше здоровье – в наших руках.
-Мы в ответе за своё будущее.
Понятия: самооценка, уровни самооценки, критерии здорового образа жизни, жизненная
ситуация.
Раздел "Познай себя "
Обсуждаемые проблемы:
- Человек снимает личину.
- Как мы себя ценим.
- Что такое самоценность.
- Личностью не рождаются, а становятся.
- Личность - это настоящее в человеке, а личина?
- Зависит ли характер от темперамента?
- Как мы себя ценим.
Упражнение, тренинги на развитие навыков самооценки, навыков управления поведением, на
формирование положительных личностных качеств, на выявление, осознание и преодоление
отрицательных.
Выводы:
- Индивидуальность - это личность в её своеобразии.
- Основная потребность человека - стремление к самовыражению.
- Личность обладает внутренним контролем.
- Темперамент влияет на формирование характера и поведение человека.
Понятия: личность, индивидуальность, личина, самооценка и
самоценность, индивидуальность, характер и темперамент, положительные и отрицательные
качества характера, управление поведением.
Раздел "Как мы познаём мир"
Обсуждаемые проблемы:
-Прогресс человечества – в чем его плюсы.
- Можно ли научиться вырабатывать свое мнение и обосновывать его.
- Социальные роли ребенка, подростка, взрослого, мужчины, женщины.
- Мотивация достижения.
- Человек и профессия.
- Рынок труда.
- От самоопределения к самореализации.
- Тренинг позитивного мышления.
- Упражнения, задания, тренинги на выявление профессионального самоопределения.
Выводы:
- Вырабатывай своё мнение и обосновывай его.
- Дорога к достижению успеха зависит от мотивации человека.
- Человек вынужден в процессе жизни выполнять (играть) различные социальные роли.
- К человеку каждой профессии предъявляются определённые требования.
Понятия: мотивация, склонности, интересы, возможности, профессия и специальность,
профессиональные предпочтения.

5

Раздел "Я среди людей "
Обсуждаемые проблемы:
- Межличностные отношения - основа жизнедеятельности человека.
- Причины ссор и конфликтов.
- Среди законов. Права и обязанности.
-К своей социальной зрелости.
- Тренинги, упражнения на выявление межличностных отношений, их психологии, проблем
и достоинств, на развитие навыков позитивных межличностных отношений. Тренинг: сдаю
экзамены.
Выводы:
- В дружбе, в любви и просто в отношениях с людьми нужно следовать правилу: "Поступай
по отношению к другому так, как ты хотел бы, ч тобы он поступал по отношению к тебе".
- Позитивность межличностных отношений зависит от личностных качеств человека.
- Человек может научиться строить позитивные межличностные отношения и преодолевать
негативные.
Понятия: мимика, взгляд и поза, мужчина, женщина, друг и товарищ, достоинства,
недостатки, вражда, ненависть, любовь и симпатия, влюбленность, конфликт, права и
обязанности.
Раздел "Обобщение" (делится на занятия по обобщению тем).
Повторение изученных разделов. Тренинги, упражнения на закрепление, навыков
конструктивного общения, саморегулирования, самопознания, самоопределения.
6.Тематическое планирование
Тема
Раздел «Жизненные
ценности».
Раздел «Познай себя».

Раздел «Как мы познаём
мир».
Раздел «Я среди людей»

Виды деятельности
Упражнения и тренинги на развитие навыков
самооценки. Просмотр обучающих
видеофильмов. Обобщение. Тестирование по
пройденным темам.
Упражнения и тренинги на формирования
положительных личностных качеств. Просмотр
обучающих видеофильмов. Обобщение.
Тестирование по пройденным темам.
Упражнения и задания на развитие навыков
работы с информацией. Просмотр обучающих
видеофильмов. Обобщение. Тестирование по
пройденным темам.
Тренинги и упражнения на выявление
межличностных отношений. Просмотр
обучающих видеофильмов. Обобщение.
Тестирование по пройденным темам.
Итого

18 ч

14 ч

20 ч

16 ч

68 ч

7. Календарно-тематическое планирование на учебный год (Приложение)
№

Тема
Раздел «Жизненные ценности».

6

Кол-во
час
18 ч

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Самооценка. Условия самоактуализации.
Вечные вопросы жизни.
Счастье. Формирование позиции счастливого человека.
Каждый сам себе кузнец. Физическое и психическое здоровье.
Здоровый образ жизни.
Семейные ценности.
Качественный досуг.
Эскиз будущей жизни.
Обобщающий урок. Тест по пройденным темам.
Раздел «Познай себя».
Психология личности. Понятие.
Личностью не рождаются, а становятся.
Психология личности.
Характер. Черты характера.
Зависит ли характер от темперамента.
Как мы себя ценим.

2ч
2ч
2ч
2ч
2ч
2ч
2ч
2ч
2ч
14 ч
2ч
2ч
2ч
2ч
2ч
2ч

Обобщающий урок. Тест по пройденным темам.
Раздел «Как мы познаём мир».
Прогресс человечества – в чем его плюсы.
Можно ли научиться вырабатывать свое мнение и обосновывать его.

2ч
20 ч
2ч
2ч

Социальные роли ребенка, подростка, взрослого, мужчины,
женщины.
Мотивация достижения.
Человек и профессия.
Рынок труда. Деловая игра.
От самоопределения к самореализации.
Тренинг позитивного мышления.
Упражнения, задания, тренинги на выявление профессионального
самоопределения.
Обобщающий урок. Тест по пройденным темам.
Раздел «Я среди людей»
Межличностные отношения - основа жизнедеятельности человека.
Причины ссор и конфликтов.
Среди законов. Права и обязанности.
Проблемы и как их решать.
К своей социальной зрелости.
Тренинг: сдаю экзамены.
Выбор профессии - моё будущее.
Обобщающий урок. Тест по пройденным темам.
ИТОГО

2ч

8. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
предмета
Методические пособия:
Экватор. Обучение навыкам саморегуляции: Метод. пособие/ Сост.
Ледина В. Ю., Зубова Н. А. – СПб., 2004;
7

2ч
2ч
2ч
2ч
2ч
2ч
2ч
16 ч
2ч
2ч
2ч
2ч
2ч
2ч
2ч
2ч
68 ч

«Сталкер» - профилактика вовлечения в аддиктивные формы
поведения детей и подростков. Метод.пособие/ Н. А. Зубова, С. М.
Тихомиров – научно-производственная фирма «Амалтея», СПб, 2003;
Волна. Обучение диафрагмальному дыханию: Метод. пособие/ Сост.
Ледина В. Ю., Зубова Н. А. – СПб., 2003;
Учебно-методическое пособие для работы с детьми старшего
школьного возраста/ Лузик Н. Н., Портнова А. А., Федорова Н. А.. – научнопроизводственная фирма «Амалтея», СПб, 2006;
Классные часы с психологом. 1-4 классы/авт.-сост.:Ю. В. Груздева, Н.
А. Богачева. - М.: Издательство «Глобус», 2009;
Гуманистическое общение./Н. А. Рыбакова. - Псков, 1997;
Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и
педагогов./Куров В. Н. - Ярославль: Академия развития, 1997;
Я учусь учиться. Психологический курс развивающих занятий для
младших школьников. - М.: АРКТИ, 2004;
Классный час с психологом: сказкотерапия для школьников:
методическое пособие. - 3-е изд. - М.: Глобус, 2008;
Психологическая профилактика и коррекционно-развивающие
занятия (из опыта работы)/ авт.-сост. Е. Д. Шваб. - Волгоград: Учитель, 2007;
Психокоррекционная работа со старшеклассниками: тренинги/ авт.сост. О. Н. Рудякова. - Волгоград: Учитель, 2008;
Групповые занятия и тренинги со старшеклассниками: развитие
внимания, воображения, логического мышления/ авт. О. А. Вершинина.Волгоград: Учитель, 2008;
Практический психолог в школе: лекции, консультирование,
тренинги/ Н. Самоукина. - М.: ИНТОР, 1997;
Психологические сказки о лидерстве для младших школьников/ И.
Вачков.- М.: Чистые пруды, 2009;
Развитие личности подростка: программа практических занятий.
Методическое пособие. - СПб.: Издательство «Речь», 2005;
Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. - СПб.: ООО
Издательство «Речь», 2001;
Я - подросток. Встречи с самим собой. Программа уроков психологии
(8 класс). - СПб.: Издательство «Речь», 2003;
Я - подросток. Мир эмоций. Программа уроков психологии (7 класс).
- СПб.: Издательство «Речь», 2003;
Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное
пособие. - М.: ВЛАДОС, 1996;
Психология. Разработка занятий. 7 класс. Сост. Мухаметова Р. М. Волгоград: ИТД «Корифей», 2066;
Психогимнастические упражнения для школьников: разминки,
энергизаторы, активаторы/авт.-сост. М. А. Павлова.- Волгоград: Учитель,
2009;
«Игры, в которые играют...». Психологический практикум - г. Дубна.
Издательский центр «Феникс», 1996;
«Свет мой,
зеркальце скажи ...»: Методические разработки
социально-психологических тренингов. - М.: Новая школа, 1996;
Тренинг разрешения конфликтов (для начальной школы). Как нам
договориться?
Практическое
руководство
по
ненасильственному
разрешению конфликтов/Пер. с нем. Р. В. Эйвадиса.- СПб.: «Светлячок»;
«Речь», 2011;
Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб.пособие

8

для студ. сред. пед. учеб. заведений/ И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е. Е.
Данилова, Т. В. Вохмянина; Под ред. И. В. Дубровиной. - 2-е изд., стереотип.
- М.: Издательский центр «Академия», 1999;
Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для
студентов пед. ин.-тов по спец. № 2122 «Дефектология».- 3-е изд., перераб. и
доп. - М.:Просвещение, 1986;
Социальная адаптация учащихся. 5-9 классы: программы,
планирование, тематические занятия /авт.-сот. С. А. Родионова, Т. А.
Корепанова. - Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л. П., 2014;
Энциклопедия психологических тестов для детей.- Издательство
«Арнадия», 1997
Технические средства обучения:
Телевизор
Компьютер
Экранно-звуковые пособия (видеофильмы, аудиозаписи):
Аудиозаписи:
«Релаксация»
Видеофильмы:
DVD«Релаксация с музыкой и природой»
Плакаты:
Наркотики: формирование зависимости.
Почему начинают употреблять наркотики.
Воздействие наркотиков на организм.
Влияние наркотиков на личность.
Отказ от наркотиков.
Алкоголь: о чем молчит реклама.
Курение: шесть причин не курить.
СПИД: что поможет избежать заражения.
Вкус к жизни.
Стресс.

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».