РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Костомукшского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.С.Пушкина» (МБОУ КГО «СОШ №2 им. А.С.Пушкина») «Согласовано» на заседании МСШ протокол №1 от 26.08.2024 г. Руководитель МСШ «Принято» педагогическим советом протокол №1 от 27.08. 2024 г. Директор школы «Утверждено» приказ по школе №151 от 30.08.2024г. Директор школы Герасимчук Н.Н. Хинконен Л.И Герасимчук Н.Н. Рабочая программа учебного предмета «Литература» адаптированной основной общеобразовательной программы для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость) г. Костомукша, 2024 г ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА При составлении рабочей программы по литературе в 10-12 классах учтены и использованы следующие документы: Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ). Федеральный закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (о специальном образовании)» от 2 июня 1999 года. Принят Государственной Думой 2 июня 1999 года. Базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (1 вариант), утверждённый приказом Минобразования РФ от 10.04.2002 № 29/2065-П «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии». СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ», утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 26 от 10. 07. 2015. Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на текущий год. Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Костомукшского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 2 имени А. С. Пушкина». Учебный план МБОУ КГО «СОШ № 2 им. А. С. Пушкина» для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость) (вариант1) на 20192020 учебный год; Положение о рабочей программе. Литература в 10-12 классах имеет целью подготовку умственно отсталых детей к самостоятельной жизни на основе усвоения социально ориентированных общеобразовательных предметов. Подчиняясь общей цели образования умственно отсталых учащихся юношеского возраста, такой предмет имеет и свою собственную цель: развитие умения осмысленного чтения литературных, публицистических и технических текстов доступного им содержания и уровня сложности. Задачи: закрепить навыки правильного, осознанного, выразительного и беглого чтения; научить понимать содержание, заключённое в художественных образах; корректировать недостатки развития познавательной деятельности и эмоционально-личностной сферы; совершенствовать навыки связной устной речи; формировать потребности в чтении; обеспечивать эстетическое и нравственное воспитание в процессе чтения художественной литературы. Ознакомление учащихся с программными литературными произведениями является одним из факторов социально-бытовой ориентированности, залогом более успешной интеграции в общество. Представления о литературных произведениях и их авторах, полученные учащимися на уроках, помогут им в дальнейшем при воспитании собственных детей, в установлении соответствия между событиями своей личной жизни и теми событиями, которые являются предметом литературного или публицистического 2 изложения. Известно, что умственно отсталые учащиеся затрудняются в выявлении смысловых связей, установлении причинно-следственных зависимостей. Это касается даже несложных текстов. С еще большими проблемами старшеклассники сталкиваются, читая неадаптированные литературные произведения. Исходя из такого положения, можно рекомендовать учителю на первом этапе знакомства с произведением кратко пересказать (прочитать, если это небольшой объем текста) его содержание или целиком, или до того фрагмента, с которого начинается чтение самими учащимися, с тем, чтобы прочитанные в дальнейшем эпизоды понимались ими исходя из общего смыслового контекста. Помогая организовать обсуждение содержания прочитанного текста, характеристик образов, учителю следует привлекать личный опыт старшеклассников, использовать средства наглядности (иллюстрации, фотографии, фрагменты кино- и видеоматериалов), обращаться к приему драматизации. Юноши и девушки, знакомясь с доступными их осмыслению литературными текстами, которые вызывают у них непосредственный эмоциональный интерес и соотносятся с их личными опытом, получают основу для перехода к важнейшему этапу читательской деятельности — самостоятельному чтению. Большое внимание на уроках уделяется развитию устной речи. Этому процессу должно способствовать: обогащение пассивного и активного словаря учащихся в процессе работы над литературным произведением; умение объяснить значение некоторых слов и выражений с помощью толкового или фразеологического словаря; участие в чтении драматических произведений по ролям, вырабатывающие у учащихся правильные эмоциональные интонации в устной речи; участие в обсуждении произведения, которые совершенствует умение ведения диалога учащимися (не перебивать собеседника, продумывать свой ответ и строить его в зависимости от сказанного собеседником); заучивание стихотворных произведений, прозаических отрывков; использование приема «обмен информацией» на уроках внеклассного чтения в виде пересказа самостоятельно прочитанных газетных заметок, журнальных статей и др. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» Содержание программы учитывает необходимость следования принципу практической направленности обучения, что побуждает использовать в обучении произведения, содержащие описание жизненных ситуаций, интересных для 16-18 летних девушек и юношей. С этой целью используются как фрагменты классических произведений отечественной и зарубежной литературы, так и статьи из журналов, газет. Важно помнить, что умственно отсталые учащиеся значительно успешнее воспринимают тот материал, который вызывает у них эмоциональный отклик, побуждает к переживаниям за того или иного героя. Учеников привлекает динамика событий, резкие повороты сюжета. Чтобы поддерживать интерес учащихся к произведению, учителю следует оказывать им помощь. Указанный в программе список авторов и произведений не является исчерпывающим. Учитель может дополнять и уточнять содержание программы, исходя из особенностей состава класса; учитывать региональный и национальный компонент, сохраняя при этом основные принципы коррекционно-развивающего обучения. Количество часов, отводимое на изучение произведения того или иного писателя, учитель определяет самостоятельно. Составляя календарное планирование по литературе в 11 и 12 классах, целесообразно обратиться к творчеству зарубежных авторов, писателей — фантастов, мастеров детективного жанра. Кроме того, как уже упоминалось, необходимо 3 использовать публикации, соответствующие интересам учащихся, в газетах, еженедельниках, журналах. 10 КЛАСС ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА Устное народное творчество (2 часа) Сказки, былины, песни, пословицы, поговорки как отражение культурных и этических ценностей народа. Другие виды искусства. Живопись В. М. Васнецова на темы былин и русских сказок. Музыка Н. А. Римского-Корсакова к опере «Снегурочка». Русская литература 19 века (6 часов) Биографические справки и творчество И. А. Крылова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. Н. Островского, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, Н. А. Некрасова, А. П. Чехова, Л. Н. Толстого, А. Н. Куприна и др. Другие виды искусства. Романсы русских композиторов на стихи русских поэтов. Пейзажная живопись русских художников: И. И. Левитана, И. И. Шишкина, В. Д. Поленова, К. А. Коровина, К. Ф. Юона, И. Э. Грабаря. Русская литература 20 века (10 часов) Биографические справки и творчество А. М. Горького, С. А. Есенина, В. В. Маяковского, А. А. Платонова, К. М. Симонова, А. А. Суркова, К. Г. Паустовского, А. Т. Твардовского, М. М. Зощенко, А. А. Ахматовой и др. Другие виды искусств. Песни на стихи военных лет. Произведения живописи на военную тематику Ю. Н. Непринцева, С. В. Герасимова, А. А. Дейнеки, А. А. Пластова. Иллюстрации О. Г. Верейского к поэме «Василий Тёркин». Современные писатели (8 часов) Биографические справки и творчество Е. Л. Шварца, Р. И. Рождественского, Ф. А. Абрамова, В. Г. Распутина, К. Л. Ваншенкина, Л. А. Татьяничевой, В. И. Белова, В. С. Высоцкого, Ф. А. Искандера и др. Другие виды искусства. Музыка на стихи современных поэтов. Зарубежная литература (8 часов) Биографические справки и творчество Х.-К. Андерсена, Ж. Верна, М. Твена и др. (с доступной тематикой). Теория литературы Гипербола (преувеличение) – без называния термина. Рифма в стихотворении. Приём образного сравнения и определения, использование переносного значения слов и выражений в описании явлений, событий, характеристики героя. Пьеса как вид драматического искусства. Отличительные признаки пьес: герои (действующие лица), диалоги, структурные части (действия). Автобиографические произведения. Воспоминания (мемуары). НАВЫКИ ЧТЕНИЯ Дальнейшее совершенствование навыков правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения в соответствии с нормами литературного произношения. Осознанное чтение текста про себя с предварительными заданиями учителя. Выразительное чтение прозаического или поэтического произведения после предварительного разбора текста. РАБОТА С ТЕКСТОМ Самостоятельное определение темы произведения. Выявление (с помощью учителя) основной мысли произведения. Соотнесение заглавия с темой и основной мыслью произведения (случаи соответствия и несоответствия). 4 Совершенствование умения устанавливать смысловые связи между событиями (в пределах одной части) и между частями произведения. Работа над образом героя литературного произведения, составление характеристики действующих лиц на основе выявления и осмысления поступков героев, мотивов их поведения, чувств и мыслей. Нахождение в тексте слов и выражений, которые использует автор при характеристики героев; выявление отношения автора к персонажу (самостоятельное и с помощью учителя); выражение собственного отношения к герою и его поступкам. Подбор отрывков из произведения для аргументации и подтверждения определённых черт героев. Самостоятельное деление текста на законченные по смыслу части и озаглавливание частей в разной речевой форме (вопросительные, повествовательные, назывные предложения). Составление пересказов: выборочного, краткого, творческого, с опорой на план. Формирование умения аргументировать свой ответ на поставленный вопрос, используя текст, а также умения задавать вопросы по содержанию текста. Нахождение в тексте незнакомых слов, объяснения их значения. Объяснение значения фразеологических оборотов (с помощью учителя). Различение прямого и переносного значения слов и выражений. Выделение в тексте описаний и рассуждений. Нахождение в стихотворных строках созвучных слов – рифм (самостоятельно или с помощью учителя). Подбор слова, близкого по звучанию из ряда данных. Выявление (с помощью учителя) основных жанровых признаков произведения и их понимание. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ 10 КЛАСС 1 уровень: читать вслух правильно, бегло, выразительно; осознанно читать про себя доступные по содержанию тексты; самостоятельно выявлять тему произведения: выявлять идею (основную мысль) произведения (самостоятельно или с помощью учителя); составлять элементарную характеристику героя с использованием слов и выражений автора; самостоятельно делить на части несложный по структуре и содержанию текст, формулировать заголовки; пересказывать текст по плану; находить в тексте незнакомые слова и выражения, объяснять их значение с помощью учителя; заучить наизусть 11 стихотворений и 2 прозаических отрывка; читать произведения отечественных и зарубежных авторов, отрывки из которых изучались на уроках. 2 уровень: читать вслух правильно и бегло; читать про себя доступные по содержанию тексты; принимать участие в коллективном обсуждении и анализе прочитанных произведений; называть главных и второстепенных действующих лиц, находить в тексте отрывки с описанием внешности героя, высказывать собственное отношение к герою и его поступкам; пересказывать по плану отдельные части произведения; объяснять значение некоторых слов и выражений с помощью учителя; 5 заучивать наизусть небольшие по объёму стихотворения. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» 11 КЛАСС ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА Устное народное творчество (2 часа) Сказки, былины, баллады, песни, пословицы, поговорки – богатство отражения мира в произведениях устного народного творчества. Другие виды искусства. Живопись И. Е. Репина и М. А. Врубеля на темы русских былин. Отрывки из оперы Н. И. Римского-Корсакова «Садко». Русская литература 19 века (6 часов) Биографические справки и творчество А, С. Пушкина, М. Ю, Лермонтова, Н. В. Гоголя, А. Н. Островского, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. П. Чехова, Л. Н. Толстого, А. И. Куприна и др. Другие виды искусства. Любовная лирика в русских романсах. Русская литература 20 века (10 часов) Биографические справки и творчество И. А. Бунина, А. М. Горького, С. А. Есенина, В. В. Маяковского, А. А. Платонова, М. М. Пришвина, К. Г. Паустовского, А. Т. Твардовского, М. А. Шолохова, М. М. Зощенко, М. И. Цветаевой, М. М. Булгакова, А. А. Ахматовой и др. Другие виды искусства. Песни и романсы на стихи русских поэтов. Современные писатели (8 часов) Биографические справки и творчество Е. Л. Шварца, Р. И. Рождественского, В. П. Астафьева, Ф. А. Абрамова, В. Г. Распутина, Б. Л. Васильева, К. Л. Ваншенкина, Л. А. Татьяничевой, В. И. Белова, В. С. Высоцкого, Ф. А. Искандера и др. Другие виды искусства. Песни на стихи современных поэтов. Музыка к кинофильмам и спектаклям по произведениям современных писателей. Зарубежная литература (8 часов) Биографические справки и произведения Ф. Купера, Дж. Лондона, Р. Брэдбери и др. Теория литература Сюжет произведения. Герой (персонаж) произведения. Роль пейзажа и интерьера в рассказе. Ритм в стихотворении. Эпитет, метафора, олицетворение, фразеологический (устойчивый) оборот в художественном произведении – без называния терминов. НАВЫКИ ЧТЕНИЯ Беглое, осмысленное и выразительное чтение вслух с соблюдением норм литературного произношения. Сознательное чтение текста про себя. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению предварительно проанализированного текста или отрывка из него. Умение правильно пользоваться средствами устной выразительной речи: тон, темп речи, сила голоса, логические ударения, интонация. РАБОТА С ТЕКСТОМ Совершенствование умения устанавливать различные (по типу) смысловые связи между частями текста. Выявление авторского замысла (самостоятельно или с помощью учителя). Формулирование идеи произведения. 6 Работа над образом литературного героя и составление характеристики героев на основе анализа и сопоставления поступков и мотивов поведения. Выявление авторского отношения к героям. Определение собственного отношения к героям с обязательной аргументацией. Выявление особенностей речи действующих лиц (с помощью учителя). Развитие умения формулировать эмоционально-оценочные суждения при характеристике героев (с помощью учителя). Самостоятельное деление текста на законченные по смыслу части и озаглавливание частей в разной речевой форме. Составление с помощью учителя цитатного плана. Составление разных видов пересказов (сжатого, творческого, с элементами рассуждения) с опорой на план. Формирование умения отбирать в произведении материал, необходимый для составления рассказа на заданную тему. Составление рассказов по предложенной теме на материале нескольких произведений. Нахождение в стихотворных текстах с помощью учителя повторяющихся элементов (на доступном материале). Формирование умения определять эмоциональный характер тестов (с помощью учителя). Самостоятельное нахождение в тексте незнакомых слов и объяснение их значения. Различение оттенков значений слов, использование оценочных слов в самостоятельной речи. Нахождение в произведении и осмысление значения слов, ярко изображающих события, героев, окружающую природу (фразеологизмы, эпитеты, сравнения, олицетворения). ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ 11 КЛАСС 1 уровень: правильно, бегло и осознанно читать вслух и про себя; определять основную мысль (идею) произведения (с помощью учителя); самостоятельно делить на части несложный по структуре и содержанию текст; формулировать заголовки пунктов плана в различной речевой форме (с помощью учителя); составлять различные виды пересказа по плану с использованием образных выражений; выразительно читать прозаические и поэтические произведения после предварительной подготовки; знать наизусть 3 прозаических отрывка и 12 стихотворений; самостоятельно читать произведения художественной литературы с последующим их обсуждением. 2 уровень: совершенствовать все качества полноценного чтения вслух; осознанно читать про себя доступные по содержанию тексты; самостоятельно определять тему произведения; отвечать на вопросы по содержанию произведения своими словами и используя слова автора; высказывать отношение к герою произведения; делить на части несложные тексты (с помощью учителя) и пересказывать их по плану; находить в тексте незнакомые слова и выражения, объяснять их значение с помощью учителя; заучивать стихотворения (или отрывки из них) наизусть; самостоятельно читать небольшие по объёму и несложные по содержанию произведения, выполнять посильные задания. 7 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» 12 КЛАСС ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА Устное народное творчество (2 часа) Мифы, легенды и сказки народов мира как отражение культурных и этических ценностей народов. Другие виды искусства. Народная и авторская живопись и музыка. Предметы народных промыслов. Русская литература 19 века (6 часов) Биографические справки и творчество А, С. Пушкина, М. Ю, Лермонтова, Н. В. Гоголя, А. Н. Островского, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. П. Чехова, Л. Н. Толстого, А. И. Куприна и др. Другие виды искусства. Отрывки из опер русских композиторов, романсы на стихи русских поэтов. Портретная живопись русских художников. Русская литература 20 века (10 часов) Биографические справки и творчество И. А. Бунина, А. М. Горького, С. А. Есенина, В. В. Маяковского, А. А. Платонова, М. М. Пришвина, К. Г. Паустовского, А. Т. Твардовского, М. А. Шолохова, М. М. Зощенко, М. И. Цветаевой, М. М. Булгакова, А. А. Ахматовой и др. Другие виды искусства. Песни о любви на стихи М. И. Цветаевой и А. А. Ахматовой. Современные писатели (8 часов) Биографические справки и творчество Е. Л. Шварца, Р. И. Рождественского, В. П. Астафьева, Ф. А. Абрамова, В. Г. Распутина, Б. Л. Васильева, К. Л. Ваншенкина, Л. А. Татьяничевой, В. И. Белова, В. С. Высоцкого, Ф. А. Искандера и др. Другие виды искусства. Песни о любви на стихи В. С. Высоцкого. Зарубежная литература (8 часов) Биографические справки и произведения Ф. Купера, Дж. Лондона, Р. Брэдбери и др. Теория литература Проза как вид художественных произведений. Признаки прозаических произведений: сюжет, герой. Поэзия как вид художественных произведений. Признаки поэтических произведений: рифма, ритм. Драма как вид художественных произведений. Основные признаки пьесы: диалоги героев, пояснения автора, структурные части. НАВЫКИ ЧТЕНИЯ Беглое, осмысленное и выразительное чтение вслух с соблюдением норм литературного произношения. Сознательное чтение текста про себя. Работа над выразительным чтением с соответствующими установками к чтению (определение настроения, соотнесение читаемого с изменением эмоций, логические ударения, интонация, повышение или понижение голоса, постановка пауз, тон, тембр, темп). Освоение разных видов чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее). РАБОТА С ТЕКСТОМ Совершенствование умения устанавливать различные (по типу) смысловые связи между частями текста. 8 Выявление авторского замысла (самостоятельно или с помощью учителя). Формулирование идеи произведения. Работа над образом литературного героя и составление характеристики героев на основе анализа и сопоставления поступков и мотивов поведения. Выявление авторского отношения к героям. Определение собственного отношения к героям с обязательной аргументацией. Выявление особенностей речи действующих лиц (с помощью учителя). Развитие умения формулировать эмоционально-оценочные суждения при характеристике героев (с помощью учителя). Самостоятельное деление текста на законченные по смыслу части и озаглавливание частей в разной речевой форме. Составление с помощью учителя цитатного плана. Составление разных видов пересказов (сжатого, творческого, с элементами рассуждения) с опорой на план. Формирование умения отбирать в произведении материал, необходимый для составления рассказа на заданную тему. Составление рассказов по предложенной теме на материале нескольких произведений. Нахождение в стихотворных текстах с помощью учителя повторяющихся элементов (на доступном материале). Формирование умения определять эмоциональный характер тестов (с помощью учителя). Самостоятельное нахождение в тексте незнакомых слов и объяснение их значения. Различение оттенков значений слов, использование оценочных слов в самостоятельной речи. Нахождение в произведении и осмысление значения слов, ярко изображающих события, героев, окружающую природу (фразеологизмы, эпитеты, сравнения, олицетворения). Формирование умения (самостоятельно или с помощью учителя) определять, к какому виду произведений (проза, поэзия, драма) относится изучаемое произведение. Формирование умения воссоздавать поэтические образы произведения (описание предмета, природы, места действия, героя, его эмоциональное состояние) на основе анализа словесной ткани произведения. Формирование умения сопоставлять произведения разных видов искусств (словесного, музыкального, изобразительного) по теме, п настроению и главной мысли. Составление отзыва на книгу, аннотацию. Составление высказывания-рассуждения с опорой на иллюстрацию, алгоритм. Воспитание культуры общения с собеседником: умения внимательно слушать, поддерживать диалог по вопросам и репликам, строить речевое общение с собеседником на основе доброжелательности и уважения. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ 12 КЛАСС 1 уровень: правильное, беглое и осознанное чтение доступных художественных и научнопознавательных текстов вслух и молча; использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); овладение элементарными приёмами анализа художественных, научнопознавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; осознанное восприятие и оценка содержания и специфики различных текстов; участие в их обсуждении; 9 целенаправленное и осознанное восприятие произведений живописи и музыки, близких по тематике художественным текстам; активное участие в диалоге, построенном на основе прочитанного и разобранного текста; умение оценивать изложенные в произведении факты и явления с аргументацией своей точки зрения; самостоятельно делить на части несложный по структуре и содержанию текст; самостоятельный выбор (или с помощью взрослого) интересующей литературы» самостоятельное чтение выбранной обучающимся художественной и научнохудожественной литературы с последующим её обсуждением; самостоятельное пользование справочными источниками для получения дополнительной информации; самостоятельное составление краткого отзыва на прочитанное произведение; заучивание наизусть 12 стихотворений и 3 отрывков из прозаических произведений. 2 уровень: правильное и осознанное чтение текста вслух, в темпе, обеспечивающем его понимание; осознанное чтение молча доступных по содержанию текстов; участие в обсуждении прослушанного (прочитанного) текста (ответы на вопросы, высказывание собственного мнения, выслушивание мнений одноклассников с соблюдением правил речевого этикета и правил работы в группе), опираясь на содержание текста или личный опыт; установление смысловых отношений между поступками героев, событиями (с помощью учителя); самостоятельное определение темы произведения; определение основной мысли произведения (с помощь учителя); редактирование заголовков пунктов плана в соответствии с темой и основной мысли произведения (части текста); деление на части несложных по структуре и содержанию текстов (с помощью учителя) на основе готового плана после предварительного анализа; ответы на вопросы по содержанию произведения своими словами и с использованием слов автора; определение собственного отношения к героям (герою) произведения и их поступкам (с помощью учителя); пересказ текста по частям на основе коллективно составленного плана и после предварительного анализа; нахождение в тексте непонятных слов и выражений, объяснение их значения и смысла с опорой на контекст; заучивание наизусть 1 (небольшого по объёму) прозаического отрывка и 10 стихотворений; выбор интересующей литературы (с помощью взрослого); самостоятельное чтение небольших по объёму и несложных по содержанию художественных произведений и научно-популярных текстов, выполнение посильных заданий. Критерии оценок по учебному предмету «Литература» Критериями оценки являются: полнота знаний, уровень сознательности их усвоения, умение их применять, сформированность речемыслительных операций и способов умственной деятельности, прилежание, отношение к учёбе. При выставлении оценки учитывается: овладение речевой деятельностью; 10 полноценное восприятие и понимание устной и письменной речи; умения и навыки грамотного чтения; умения и навыки владения самостоятельным пересказом; умения и навыки составления плана пересказа. Оценка устных ответов При выставлении оценки учитывается: успешность овладения техникой чтения; правильность работы с текстом; умение практически применять свои знания; последовательность изложения и речевое оформление ответа. Оценка «5» ставится, если: ученик правильно, бегло и осознанно читает вслух и про себя; может самостоятельно работать с текстом, пересказывать изучаемые тексты, составлять элементарную характеристику героев; сформулировать правильный ответ; заучивать стихотворные тексты. Оценка «4» ставится, если: ученик читает, в основном, правильно, бегло; допускает одну-две ошибки при чтении; допускает неточности при работе с текстом, при пересказе текста; характеризует героев текста с помощью учителя; не всегда чётко формулирует свои ответы; читает наизусть недостаточно выразительно. Оценка «3» ставится, если: ученик читает недостаточно бегло; работа с текстом выполняет только с помощью учителя; затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, характеризовать их, допускает искажение основного смысла произведения; обнаруживает при чтении наизусть усвоение текста; нуждается в помощи со стороны учителя. Оценка «2» ставится, если: ученик затрудняется в правильном, беглом чтении; не может формулировать ответы; работа с текстом не удаётся даже при помощи учителя; не называет главных действующих лиц произведения; не пересказывает тексты; не заучивает наизусть стихотворные тексты. 11 Приложение 1 Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Литература» Класс – 10 Количество часов в неделю – 1 Количество часов в год - 34 №п\п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Название раздела. Тема урока Устное народное творчество (2 часа) Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни. Живопись В. М. Васнецова на темы былин и русских сказок. Русская литература 19 века (6 часов) Крылов И. А. «Листы и корни». Пушкин А. С. «Узник». Лермонтов М. Ю. «Листок». Фет А.А. «Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Учись у них – у дуба, у берёзы…». Чехов А.П. «Толстый и тонкий». Пейзажная живопись русских художников: В Д. Поленова, К. А. Коровина. Русская литература 20 века (10 часов) Куприн А.И. «Чудесный доктор». Куприн А.И. «Чудесный доктор». Симонов К. М. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…». Закруткин В.А. «Матерь человеческая» (фрагмент из повести). Воробьёв К. «Немец в валенках». Воробьёв К. «Немец в валенках». Астафьев В.П. «Конь с розовой гривой». Астафьев В.П. «Конь с розовой гривой». Р. р. Описание картины Ю. М. Непринцева «Отдых после боя». Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века. Современные писатели (8 часов) Биографическая справка и творчество В. С. Высоцкого. Высоцкий В. С. Стихи о войне. Биографическая справка и творчество Андрея Дементьева. Поэзия Андрея Дементьева. Биографическая справка и творчество Булата Окуджавы. Песни на стихи Булата Окуджавы. Биографическая справка и творчество Андрея Вознесенского. Поэзия Андрея Вознесенского. Зарубежная литература (8 часов) Р. Киплинг «Кошка, гулявшая сама по себе» (сказка). Р. Киплинг «Кошка, гулявшая сама по себе» (сказка). В. Скотт «Айвенго» (глава 9). А. Дюма «Три мушкетёра» (глава 5). Дж. Ф. Купер «Последний из могикан» (фрагмент из романа). Марк Твен «Приключения Тома Сойера и Гекльбери Финна». Марк Твен «Приключения Тома Сойера и Гекльбери Финна». Марк Твен «Приключения Тома Сойера и Гекльбери Финна». Дата 02.09 09.09 16.09 23.09 30.09 07.10 14.10 21.10 11.11 18.11 25.11 02.12 09.12 16.12 23.12 13.01 20.01 27.01 03.02 10.02 17.02 26.02 02.03 11.03 16.03 18.03 11.04 13.04 18.04 20.04 25.04 27.04 16.05 18.05 12