РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Костомукшского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.С.Пушкина» (МБОУ КГО «СОШ №2 им. А.С.Пушкина») «Согласовано» на заседании МСШ протокол №1 от 26.08.2024 г. Руководитель МСШ «Принято» педагогическим советом протокол №1 от 27.08. 2024 г. Директор школы «Утверждено» приказ по школе №151 от 30.08.2024г. Директор школы Герасимчук Н.Н. Хинконен Л.И Герасимчук Н.Н. Рабочая программа учебного предмета «Информатика» адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.2) г. Костомукша 2024г. Рабочая программа по учебному предмету «Информатика» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по информатике для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (далее – РАС) на уровне основного общего образования подготовлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер 64101) (далее – ФГОС ООО), Примерной адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития (далее – ПАООП ООО РАС), Примерной рабочей программы основного общего образования по предмету «Информатика», программы воспитания, с учетом распределенных по классам проверяемых требований к результатам освоения Адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития. Общая характеристика учебного предмета «Информатика» Рабочая программа даёт представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся с РАС средствами учебного предмета «Информатика» на базовом уровне; устанавливает обязательное предметное содержание, предусматривает его структурирование по разделам и темам курса, определяет распределение его по классам (годам изучения); даёт примерное распределение учебных часов по тематическим разделам курса и рекомендуемую (примерную) последовательность их изучения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся. Рабочая программа определяет количественные и качественные характеристики учебного материала для каждого года изучения, в том числе для содержательного наполнения разного вида контроля (промежуточной аттестации обучающихся, всероссийских проверочных работ, государственной итоговой аттестации). Программа является основой для составления тематического планирования курса учителем. Учебный предмет «Информатика» в основном общем образовании отражает: сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности протекания и возможности автоматизации информационных процессов в различных системах; основные области применения информатики, прежде всего информационные технологии, управление и социальную сферу; междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности. Овладение обучающимися навыками программирования и знакомство с миром технологий и способами их применения в современном мире особенно актуально для обучающихся с РАС, так как в силу объективных ограничений, им сложно найти профессиональную деятельность, исходя из их интересов и склонностей, и в соответствии с их психофизическими данными. При этом компьютерные технологии могут оказаться зоной специальных интересов, в таком случае изучение различных модулей курса информатики может быть включено в систему профориентационной работы для обучающихся с РАС в образовательной организации. Цели и задачи изучения учебного предмета «Информатика» Целями изучения информатики на уровне основного общего образования являются: формирование основ мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки информатики, достижениям научно-технического прогресса и общественной практики, за счёт развития представлений об информации как о важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов, информационных ресурсов и информационных технологий в условиях цифровой трансформации многих сфер жизни современного общества; обеспечение условий, способствующих развитию алгоритмического мышления как необходимого условия профессиональной деятельности в современном информационном обществе, предполагающего способность обучающегося разбивать сложные задачи на более простые подзадачи; сравнивать новые задачи с задачами, решёнными ранее; определять шаги для достижения результата и т. д.; формирование и развитие компетенций, обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, в том числе знаний, умений и навыков работы с информацией, программирования, коммуникации в современных цифровых средах в условиях обеспечения информационной безопасности личности обучающегося; воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к продолжению образования в области информационных технологий и созидательной деятельности с применением средств информационных технологий. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА» Учебный предмет «Информатика» в основном общем образовании отражает: – сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности протекания и возможности автоматизации информационных процессов в различных систе мах; – основные области применения информатики, прежде всего информационные технологии, управление и социальную сферу; – междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности. Современная школьная информатика оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения школьника, его жизненную позицию, закладывает основы понимания принципов функционирования и использования информационных технологий как необходимого инструмента практически любой деятельности и одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Многие предметные знания и способы деятельности, освоенные обучающимися при изучении информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов обучения. Основные задачи учебного предмета «Информатика» –сформировать у обучающихся: – понимание принципов устройства и функционирования объектов цифрового окружения, представления об истории и тенденциях развития информатики периода цифровой трансформации современного общества; – знания, умения и навыки грамотной постановки задач, возникающих в практической деятельности, для их решения с помощью информационных технологий; умения и навыки формализованного описания поставленных задач; – базовые знания об информационном моделировании, в том числе о математическом моделировании; – знание основных алгоритмических структур и умение применять эти знания для построения алгоритмов решения задач по их математическим моделям; – умения и навыки составления простых программ по построенному алгоритму на одном из языков программирования высокого уровня; – умения и навыки эффективного использования основных типов прикладных программ (приложений) общего назначения и информационных систем для решения с их помощью практических задач; владение базовыми нормами информационной этики и права, основами информационной безопасности; – умение грамотно интерпретировать результаты решения практических задач с помощью информационных технологий, применять полученные результаты в практической деятельности. Цели и задачи изучения информатики на уровне основного общего образования определяют структуру основного содержания учебного предмета в виде следующих четырёх тематических разделов: 1) цифровая грамотность; 2) теоретические основы информатики; 3) алгоритмы и программирование; 4) информационные технологии. Особенности преподавания предмета «Информатика» обучающимся с РАС Для обучающихся с РАС информатика часто оказывается областью специальных интересов и при этом может быть областью наибольшей школьной успешности. Необходимо создавать условия для максимально углубленного изучения разных областей информатики и программирования, так как именно с этой областью знаний у обучающихся с РАС может быть связана их дальнейшая профессиональная реализация. Для этих обучающихся на уроках информатики необходимо создавать условия повышения их социального статуса в глазах сверстников, наделения их ролью «экспертов». Обучение информатике обучающихся с РАС может быть организовано не только на базовом, но и на углубленном уровне. При обучении обучающихся с РАС работе в информационном пространстве, при освоении ими информационно-коммуникационных технологий, необходимо учитывать их социальную наивность; особое внимание нужно уделить проблемам безопасности в сети Интернет, выработке критического отношения к получаемой информации, а также правовым аспектам поведения в сети, недопустимости взлома чужих программ, обязательности соблюдения в сети этических норм. Особенности структурирования программного материала. С учетом возможной дальнейшей профессионализации и при наличии возможностей, в образовательной организации обучающиеся с РАС могут начать изучение информатики с 5 класса. В этом случае им рекомендуется использовать представленную ниже модульную структуру предметных результатов освоения учебного предмета «Информатика», отдавая предпочтение в 5–6 классах частичному освоению модулей «Информационные технологии» и «Алгоритмы и программирование». При отсутствии такой возможности предмет «Информатика» может изучаться с 7 класса. При этом будет необходимо укрупнять дидактические единицы, сохраняя практическую направленность в преподавании предмета для обучающегося с РАС. Примерная программа предоставляет автору рабочей программы свободу в распределении материала по годам обучения и четвертям (триместрам). Программа построена как своего рода «конструктор», из общих блоков которого можно собирать собственную «конструкцию». В рамках общего курса можно варьировать объем и глубину отдельных изучаемых тем в зависимости от специальных интересов конкретного обучающегося с РАС. При наличии в ОО технических возможностей рекомендуется включить в курс предметной области «Информатика» совместное с предметной областью «Технология» изучение следующих модулей: «Робототехника», «3D-моделирование, прототипирование и макетирование», «Компьютерная графика, черчение», «Автоматизированные системы», так как это тоже может оказаться зоной успеха для обучающегося с РАС. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В системе общего образования «Информатика» признана обязательным учебным предметом, входящим в состав предметной области «Математика и информатика». ФГОС ООО предусмотрены требования к освоению предметных результатов по информатике на базовом и углублённом уровнях, имеющих общее содержательное ядро и согласованных между собой. Это позволяет реализовывать углублённое изучение информатики как в рамках отдельных классов, так и в рамках индивидуальных образовательных траекторий, в том числе используя сетевое взаимодействие организаций и дистанционные технологии. По завершении реализации про грамм углублённого уровня учащиеся смогут детальнее освоить материал базового уровня, овладеть расширенным кругом понятий и методов, решать задачи более высокого уровня сложности. Учебным планом на изучение информатики на базовом уровне отведено по 1 часу в неделю в 7-10 классах соответственно. Для каждого класса предусмотрено резервное учебное время, которое может быть использовано участниками образовательного процесса в целях формирования вариативной составляющей содержания конкретной рабочей программы. При этом обязательная (инвариантная) часть содержания предмета, установленная примерной рабочей программой, и время, отводимое на её изучение, должны быть сохранены полностью. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА» 7 класс Цифровая грамотность Компьютер – универсальное устройство обработки данных Компьютер – универсальное вычислительное устройство, работающее по программе. Типы компьютеров: персональные компьютеры, встроенные компьютеры, суперкомпьютеры. Мобильные устройства. Основные компоненты компьютера и их назначение. Процессор. Оперативная и долговременная память. Устройства ввода и вывода. Сенсорный ввод, датчики мобильных устройств, средства биометрической аутентификации. История развития компьютеров и программного обеспечения. Поколения компьютеров. Современные тенденции развития компьютеров. Суперкомпьютеры. Параллельные вычисления. Персональный компьютер. Процессор и его характеристики (тактовая частота, разрядность). Оперативная память. Долговременная память. Устройства ввода и вывода. Объём хранимых данных (оперативная память компьютера, жёсткий и твердотельный диск, постоянная память смартфона) и скорость доступа для различных видов носителей. Техника безопасности и правила работы на компьютере. Программы и данные. Программное обеспечение компьютера. Прикладное программное обеспечение. Системное программное обеспечение. Системы программирования. Правовая охрана программ и данных. Бесплатные и условно-бесплатные программы. Свободное программное обеспечение. Файлы и папки (каталоги). Принципы построения файловых систем. Полное имя файла (папки). Путь к файлу (папке). Работа с файлами и каталогами средствами операционной системы: создание, копирование, перемещение, переименование и удаление файлов и папок (каталогов). Типы файлов. Свойства файлов. Характерные размеры файлов различных типов (страница текста, электронная книга, фотография, запись песни, видеоклип, полнометражный фильм). Архивация данных. Использование программ-архиваторов. Файловый менеджер. Поиск файлов средствами операционной системы. Компьютерные вирусы и другие вредоносные программы. Программы для защиты от вирусов. Компьютерные сети. Объединение компьютеров в сеть. Сеть Интернет. Вебстраница, веб-сайт. Структура адресов веб-ресурсов. Браузер. Поисковые системы. Поиск информации по ключевым словам и по изображению. Верифицированность информации, полученной из Интернета. Современные сервисы интернет-коммуникаций. Сетевой этикет, базовые нормы информационной этики и права при работе в сети Интернет. Стратегии безопасного поведения в Интернете. Теоретические основы информатики Информация и информационные процессы Информация – одно из основных понятий современной науки. Информация как сведения, предназначенные для восприятия человеком, и информация как данные, которые могут быть обработаны автоматизированной системой. Дискретность данных. Возможность описания непрерывных объектов и процессов с помощью дискретных данных. Информационные процессы – процессы, связанные с хранением, преобразованием и передачей данных. Представление информации Символ. Алфавит. Мощность алфавита. Разнообразие языков и алфавитов. Естественные и формальные языки. Алфавит текстов на русском языке. Двоичный алфавит. Количество всевозможных слов (кодовых комбинаций) фиксированной длины в двоичном алфавите. Преобразование любого алфавита к двоичному. Количество различных слов фиксированной длины в алфавите определённой мощности. Кодирование символов одного алфавита с помощью кодовых слов в другом алфавите; кодовая таблица, декодирование. Двоичный код. Представление данных в компьютере как текстов в двоичном алфавите. Информационный объём данных. Бит – минимальная единица количества информации – двоичный разряд. Единицы измерения информационного объёма данных. Бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт. Скорость передачи данных. Единицы скорости передачи данных. Кодирование текстов. Равномерный код. Неравномерный код. Кодировка ASCII. Восьмибитные кодировки. Понятие о кодировках UNICODE. Декодирование сообщений с использованием равномерного и неравномерного кода. Информационный объём текста. Искажение информации при передаче. Общее представление о цифровом представлении аудиовизуальных и других непрерывных данных. Кодирование цвета. Цветовые модели. Модель RGB. Глубина кодирования. Палитра. Растровое и векторное представление изображений. Пиксель. Оценка информационного объёма графических данных для растрового изображения. Кодирование звука. Разрядность и частота записи. Количество каналов записи. Оценка количественных параметров, связанных с представлением и хранением звуковых файлов. Информационные технологии. Текстовые документы Текстовые документы и их структурные элементы (страница, абзац, строка, слово, символ). Текстовый процессор – инструмент создания, редактирования и форматирования текстов. Правила набора текста. Редактирование текста. Свойства символов. Шрифт. Типы шрифтов (рубленые, с засечками, моноширинные). Полужирное и курсивное начертание. Свойства абзацев: границы, абзацный отступ, интервал, выравнивание. Параметры страницы. Стилевое форматирование. Структурирование информации с помощью списков и таблиц. Многоуровневые списки. Добавление таблиц в текстовые документы. Вставка изображений в текстовые документы. Обтекание изображений текстом. Включение в текстовый документ диаграмм, формул, нумерации страниц, колонтитулов, ссылок и др. Проверка правописания. Расстановка переносов. Голосовой ввод текста. Оптическое распознавание текста. Компьютерный перевод. Использование сервисов сети Интернет для обработки текста. Компьютерная графика Знакомство с графическими редакторами. Растровые рисунки. Использование графических примитивов. Операции редактирования графических объектов, в том числе цифровых фотографий: изменение размера, обрезка, поворот, отражение, работа с областями (выделение, копирование, заливка цветом), коррекция цвета, яркости и контрастности. Векторная графика. Создание векторных рисунков встроенными средствами текстового процессора или других программ (приложений). Добавление векторных рисунков в документы. Мультимедийные презентации Подготовка мультимедийных презентаций. Слайд. Добавление на слайд текста и изображений. Работа с несколькими слайдами. Добавление на слайд аудиовизуальных данных. Анимация. Гиперссылки. 8 класс Теоретические основы информатики Системы счисления Непозиционные и позиционные системы счисления. Алфавит. Основание. Развёрнутая форма записи числа. Перевод в десятичную систему чисел, записанных в других системах счисления. Римская система счисления. Двоичная система счисления. Перевод целых чисел в пределах от 0 до 1024 в двоичную систему счисления. Восьмеричная система счисления. Перевод чисел из восьмеричной системы в двоичную и десятичную системы и обратно. Шестнадцатеричная система счисления. Перевод чисел из шестнадцатеричной системы в двоичную, восьмеричную и десятичную системы и обратно. Арифметические операции в двоичной системе счисления. Элементы математической логики. Логические высказывания. Логические значения высказываний. Элементарные и составные высказывания. Логические операции: «и» (конъюнкция, логическое умножение), «или» (дизъюнкция, логическое сложение), «не» (логическое отрицание). Приоритет логических операций. Определение истинности составного высказывания, если известны значения истинности входящих в него элементарных высказываний. Логические выражения. Правила записи логических выражений. Построение таблиц истинности логических выражений. Логические элементы. Знакомство с логическими основа ми компьютера. Алгоритмы и программирование Исполнители и алгоритмы. Алгоритмические конструкции Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов. Алгоритм как план управления исполнителем. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритма (словесный, в виде блок-схемы, программа). Алгоритмические конструкции. Конструкция «следование». Линейный алгоритм. Ограниченность линейных алгоритмов: невозможность предусмотреть зависимость последовательности выполняемых действий от исходных данных. Конструкция «ветвление»: полная и неполная формы. Выполнение и невыполнение условия (истинность и ложность высказывания). Простые и составные условия. Конструкция «повторения»: циклы с заданным числом повторений, с условием выполнения, с переменной цикла. Разработка для формального исполнителя алгоритма, приводящего к требуемому результату при конкретных исходных данных. Разработка несложных алгоритмов с использованием циклов и ветвлений для управления формальными исполнителями, такими как Робот, Черепашка, Чертёжник. Выполнение алгоритмов вручную и на компьютере. Синтаксические и логические ошибки. Отказы. Язык программирования Язык программирования (Python, C++, Паскаль, Java, C#, Школьный Алгоритмический Язык). Система программирования: редактор текста программ, транслятор, отладчик. Переменная: тип, имя, значение. Целые, вещественные и символьные переменные. Оператор присваивания. Арифметические выражения и порядок их вычисления. Операции с целыми числами: целочисленное деление, остаток от деления. Ветвления. Составные условия (запись логических выражений на изучаемом языке программирования). Нахождение минимума и максимума из двух, трёх и четырёх чисел. Решение квадратного уравнения, имеющего вещественные корни. Диалоговая отладка программ: пошаговое выполнение, просмотр значений величин, отладочный вывод, выбор точки останова. Цикл с условием. Алгоритм Евклида для нахождения наибольшего общего делителя двух натуральных чисел. Разбиение записи натурального числа в позиционной системе с основанием, меньшим или равным 10, на отдельные цифры. Цикл с переменной. Алгоритмы проверки делимости одного целого числа на другое, проверки натурального числа на простоту. Обработка символьных данных. Символьные (строковые) переменные. Посимвольная обработка строк. Подсчёт частоты появления символа в строке. Встроенные функции для обработки строк. Анализ алгоритмов Определение возможных результатов работы алгоритма при данном множестве входных данных; определение возможных входных данных, приводящих к данному результату. 9 класс Цифровая грамотность Глобальная сеть Интернет и стратегии безопасного поведения в ней Глобальная сеть Интернет. IP-адреса узлов. Сетевое хранение данных. Методы индивидуального и коллективного размещения новой информации в сети Интернет. Большие данные (интернет-данные, в частности, данные социальных сетей). Понятие об информационной безопасности. Угрозы информационной безопасности при работе в глобальной сети и методы противодействия им. Правила безопасной аутентификации. Защита личной информации в сети Интернет. Безопас ные стратегии поведения в сети Интернет. Предупреждение вовлечения в деструктивные и криминальные формы сете вой активности (кибербуллинг, фишинг и др.). Работа в информационном пространстве Виды деятельности в сети Интернет. Интернет-сервисы: коммуникационные сервисы (почтовая служба, видеоконференц-связь и т. п.); справочные службы (карты, расписания и т. п.), поисковые службы, службы обновления программного обеспечения и др. Сервисы государственных услуг. Облачные хранилища данных. Средства совместной разработки документов (онлайн-офисы). Программное обеспечение как веб-сервис: онлайновые текстовые и графические редакторы, среды разработки программ. Теоретические основы информатики Моделирование как метод познания Модель. Задачи, решаемые с помощью моделирования. Классификации моделей. Материальные (натурные) и информационные модели. Непрерывные и дискретные модели. Имитационные модели. Игровые модели. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования. Табличные модели. Таблица как представление отношения. Базы данных. Отбор в таблице строк, удовлетворяющих заданному условию. Граф. Вершина, ребро, путь. Ориентированные и неориентированные графы. Длина (вес) ребра. Весовая матрица графа. Длина пути между вершинами графа. Поиск оптималь ного пути в графе. Начальная вершина (источник) и конеч ная вершина (сток) в ориентированном графе. Вычисление количества путей в направленном ациклическом графе. Дерево. Корень, вершина (узел), лист, ребро (дуга) дерева. Высота дерева. Поддерево. Примеры использования деревьев. Перебор вариантов с помощью дерева. Понятие математической модели. Задачи, решаемые с помощью математического (компьютерного) моделирования. Отличие математической модели от натурной модели и от словесного (литературного) описания объекта. Этапы компьютерного моделирования: постановка задачи, построение математической модели, программная реализация, тестирование, проведение компьютерного эксперимента, анализ его результатов, уточнение модели. Алгоритмы и программирование Разработка алгоритмов и программ Разбиение задачи на подзадачи. Составление алгоритмов и программ с использованием ветвлений, циклов и вспомогательных алгоритмов для управления исполнителем Робот или другими исполнителями, такими как Черепашка, Чертёжник и др. Табличные величины (массивы). Одномерные массивы. Составление и отладка программ, реализующих типовые алгоритмы обработки одномерных числовых массивов, на одном из языков программирования (Python, C++, Паскаль, Java, C#, Школьный Алгоритмический Язык): заполнение числового массива случайными числами, в соответствии с формулой или путём ввода чисел; нахождение суммы элементов массива; линейный поиск заданного значения в массиве; подсчёт элементов массива, удовлетворяющих заданному условию; нахождение минимального (максимального) элемента массива. Сортировка массива. Обработка потока данных: вычисление количества, суммы, среднего арифметического, минимального и максимального значения элементов последовательности, удовлетворяющих заданному условию. Управление Управление. Сигнал. Обратная связь. Получение сигналов от цифровых датчиков (касания, расстояния, света, звука и др.). Примеры использования принципа обратной связи в системах управления техническими устройствами с помощью датчиков, в том числе в робототехнике. Примеры роботизированных систем (система управления движением в транспортной системе, сварочная линия автозавода, автоматизированное управление отопления дома, автономная система управления транспортным средством и т. п.). Информационные технологии Электронные таблицы Понятие об электронных таблицах. Типы данных в ячейках электронной таблицы. Редактирование и форматирова ние таблиц. Встроенные функции для поиска максимума, минимума, суммы и среднего арифметического. Сортировка данных в выделенном диапазоне. Построение диаграмм (гистограмма, круговая диаграмма, точечная диаграмма). Выбор типа диаграммы. Преобразование формул при копировании. Относительная, абсолютная и смешанная адресация. Условные вычисления в электронных таблицах. Суммирование и подсчёт значений, отвечающих заданному условию. Обработка больших наборов данных. Численное моделирование в электронных таблицах. Информационные технологии в современном обществе Роль информационных технологий в развитии экономики мира, страны, региона. Открытые образовательные ресурсы. Профессии, связанные с информатикой и информационными технологиями: вебдизайнер, программист, разработчик мобильных приложений, тестировщик, архитектор программного обеспечения, специалист по анализу данных, системный администратор. «Информатика» Тематическое планирование в 10-ом классе разрабатывается на основе программы 9-го класса, с выделением и систематизацией сложных и особо значимых для дальнейшего обучения тем за весь период обучения на уровне основного общего образования на основе модульного построения программы, дополняя, углубляя содержание изученных ранее разделов (модулей), с учетом индивидуальных образовательных потребностей обучающихся с РАС. Также, уделяя особое внимание повторению, развитию коммуникативных навыков и функциональной грамотности обучающихся, универсальных учебных действий, практикам информационной переработки текста, формированию пользовательской культуры. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ» Изучение информатики в основной школе направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В силу особенностей когнитивного, личностного развития обучающихся с РАС достижение личностных результатов не всегда возможно в полном объеме на этапе основного обучения в школе, поэтому рекомендуется оценивать индивидуальную динамику продвижения обучающегося в данной области. При оценивании личностных результатов необходимо обеспечить индивидуализацию этапности освоения образовательных результатов в связи с неравномерностью и особенностями развития ребенка с РАС. Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания, развития и социализации обучающихся средствами предмета. Патриотическое воспитание: – ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному наследию; понимание значения информатики как науки в жизни современного общества; владение достоверной информацией о передовых мировых и отечественных достижениях в области информатики и информационных технологий; заинтересованность в научных знаниях о цифровой трансформации современного общества. Духовно-нравственное воспитание: – ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в сети Интернет. Гражданское воспитание: – представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, создании учебных проектов; стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовность оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков. Ценности научного познания: – сформированность мировоззренческих представлений об информации, информационных процессах и информационных технологиях, соответствующих современному уровню развития науки и общественной практики и составляющих базовую основу для понимания сущности научной картины мира; – интерес к обучению и познанию; любознательность; готовность и способность к самообразованию, осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем; – овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия; – сформированность информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, разнообразными средствами информационных технологий, а также умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; Формирование культуры здоровья: – осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью; установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и соблюдения требований безопасной эксплуатации средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Трудовое воспитание: – интерес к практическому изучению профессий и труда в сферах профессиональной деятельности, связанных с информатикой, программированием и информационными технологиями, основанными на достижениях науки информатики и научно-технического прогресса; – осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей. Экологическое воспитание: – осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, в том числе с учётом возможностей ИКТ. Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной среды: – освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, в том числе существующих в виртуальном пространстве. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты освоения образовательной программы по информатике отражают овладение универсальными учебными действиями – познавательными, коммуникативными, регулятивными. Универсальные познавательные действия Базовые логические действия: – - умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы; – - умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; – - самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). Базовые исследовательские действия: – формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; – оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования; – прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах. Работа с информацией: – выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; – применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; – выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; – самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; – оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; – эффективно запоминать и систематизировать информацию. Универсальные коммуникативные действия Нарушение общения является базовым нарушением при расстройствах аутистического спектра, поэтому достижение данных результатов может быть затруднено для обучающихся с РАС. При оценивании овладения УУД в области «Общение» следует оценивать индивидуальные результаты и динамику формирования данных УУД у обучающихся. Общение: – сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; – публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); – самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов. Совместная деятельность (сотрудничество): – понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, в том числе при создании информационного продукта; – принимать цель совместной информационной деятельности по сбору, обработке, передаче, формализации информации; коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; – выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом, достигая качественного результата по своему направлению и координируя свои действия с другими членами команды; – оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; – сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой. Универсальные регулятивные действия У обучающихся с РАС зачастую задерживается фактическое вступление в подростковый возраст, что прежде всего выражается в трудностях формирования рефлексивной деятельности и в задержке овладения учебными действиями самостоятельной постановки учебных целей, действий контроля и оценивания собственной деятельности, развитии инициативы в организации учебного сотрудничества. Самоорганизация: – выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие решения; – ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное принятие решений, принятие реше ний в группе); – самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; – составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте; – делать выбор в условиях противоречивой информации и брать ответственность за решение. Самоконтроль (рефлексия): – владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; – давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения; – учитывать контекст и предвидеть трудности, которые мо гут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; – объяснять причины достижения (недостижения) результатов информационной деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; – вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; – оценивать соответствие результата цели и условиям. Эмоциональный интеллект: – ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого. Принятие себя и других: – осознавать невозможность контролировать всё вокруг даже в условиях открытого доступа к любым объёмам информации. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Достижение предметных результатов обучающимися с РАС на этапе обучения в основной школе определяется индивидуальными особенностями, связанными как с особенностями познавательной деятельности и неравномерностью развития психических функций, так и социальным опытом аутичных школьников. Поэтому достижение предметных результатов конкретным учащимся может не всегда совпадать с временными границами содержания обучения, распределенного по годам обучения. 7 класс Предметные результаты освоения обязательного предметного содержания, установленного данной примерной рабочей программой, отражают сформированность у обучающихся умений: – пояснять на примерах смысл понятий «информация», «информационный процесс», «обработка информации», «хранение информации», «передача информации»; – кодировать и декодировать сообщения по заданным правилам, демонстрировать понимание основных принципов кодирования информации различной природы (текстовой, графической, аудио); – сравнивать длины сообщений, записанных в различных алфавитах, оперировать единицами измерения информационного объёма и скорости передачи данных; – оценивать и сравнивать размеры текстовых, графических, звуковых файлов и видеофайлов; – приводить примеры современных устройств хранения и передачи информации, сравнивать их количественные характеристики; – выделять основные этапы в истории и понимать тенденции развития компьютеров и программного обеспечения; – получать и использовать информацию о характеристиках персонального компьютера и его основных элементах (процессор, оперативная память, долговременная память, устройства ввода-вывода); – соотносить характеристики компьютера с задачами, решаемыми с его помощью; – - ориентироваться в иерархической структуре файловой системы (записывать полное имя файла (каталога), путь к файлу (каталогу) по имеющемуся описанию файловой структуры некоторого информационного носителя); – работать с файловой системой персонального компьютера с использованием графического интерфейса, а именно: создавать, копировать, перемещать, переименовывать, удалять и архивировать файлы и каталоги; использовать антивирусную программу; – представлять результаты своей деятельности в виде структурированных иллюстрированных документов, мультимедийных презентаций; – искать информацию в сети Интернет (в том числе по ключевым словам, по изображению), критически относиться к найденной информации, осознавая опасность для личности и общества распространения вредоносной информации, в том числе экстремистского и террористического характера; – понимать структуру адресов веб-ресурсов; – использовать современные сервисы интернет-коммуникаций; – соблюдать требования безопасной эксплуатации технических средств ИКТ; соблюдать сетевой этикет, базовые нормы информационной этики и права при работе с приложениями на любых устройствах и в сети Интернет, выбирать безопасные стратегии поведения в сети; – иметь представление о влиянии использования средств ИКТ на здоровье пользователя и уметь применять методы профилактики. 8 класс Предметные результаты освоения обязательного предметного содержания, установленного данной примерной рабочей программой, отражают сформированность у обучающихся умений: – пояснять на примерах различия между позиционными и непозиционными системами счисления; – записывать и сравнивать целые числа от 0 до 1024 в различных позиционных системах счисления (с основаниями 2, 8, 16); выполнять арифметические операции над ними; – раскрывать смысл понятий «высказывание», «логическая операция», «логическое выражение»; – записывать логические выражения с использованием дизъюнкции, конъюнкции и отрицания, определять истинность логических выражений, если известны значения истинности входящих в него переменных, строить таблицы истинности для логических выражений; – раскрывать смысл понятий «исполнитель», «алгоритм», «программа», понимая разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике; – описывать алгоритм решения задачи различными способами, в том числе в виде блок-схемы; – составлять, выполнять вручную и на компьютере несложные алгоритмы с использованием ветвлений и циклов для управления исполнителями, такими как Робот, Черепашка, Чертёжник; – использовать константы и переменные различных типов (числовых, логических, символьных), а также содержащие их выражения; использовать оператор присваивания; – использовать при разработке программ логические значения, операции и выражения с ними; – анализировать предложенные алгоритмы, в том числе определять, какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений; – создавать и отлаживать программы на одном из языков программирования (Python, C++, Паскаль, Java, C#, Школьный Алгоритмический Язык), реализующие несложные алгоритмы обработки числовых данных с использованием циклов и ветвлений, в том числе реализующие проверку делимости одного целого числа на другое, проверку натурального числа на простоту, выделения цифр из натурального числа. 9 класс Предметные результаты освоения обязательного предметного содержания, установленного данной примерной рабочей программой, отражают сформированность у обучающихся умений: – разбивать задачи на подзадачи; составлять, выполнять вручную и на компьютере несложные алгоритмы с использованием ветвлений, циклов и вспомогательных алгоритмов для управления исполнителями, такими как Робот, Черепашка, Чертёжник; – составлять и отлаживать программы, реализующие типовые алгоритмы обработки числовых последовательностей или одномерных числовых массивов (поиск максимумов, минимумов, суммы или количества элементов с заданными свойствами) на одном из языков программирования (Python, C++, Паскаль, Java, C#, Школьный Алгоритмический Язык); – раскрывать смысл понятий «модель», «моделирование», определять виды моделей; оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования; – использовать графы и деревья для моделирования систем сетевой и иерархической структуры; находить кратчайший путь в графе; – выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей (таблицы, схемы, графики, диаграммы) с использованием соответствующих программных средств обработки данных; – использовать электронные таблицы для обработки, анализа и визуализации числовых данных, в том числе с выделением диапазона таблицы и упорядочиванием (сортировкой) его элементов; – создавать и применять в электронных таблицах формулы для расчётов с использованием встроенных арифметических функций (суммирование и подсчёт значений, отвечающих заданному условию, среднее арифметическое, поиск максимального и минимального значения), абсолютной, относительной, смешанной адресации; – использовать электронные таблицы для численного моделирования в простых задачах из разных предметных областей; – использовать современные интернет-сервисы (в том числе коммуникационные сервисы, облачные хранилища данных, онлайн-программы (текстовые и графические редакторы, среды разработки)) в учебной и повседневной деятельности; – приводить примеры использования геоинформационных сервисов, сервисов государственных услуг, образовательных сервисов сети Интернет в учебной и повседневной деятельности; – использовать различные средства защиты от вредоносного программного обеспечения, защищать персональную информацию от несанкционированного доступа и его последствий (разглашения, подмены, утраты данных) с учётом основных технологических и социально-психологических аспектов использования сети Интернет (сетевая анонимность, цифровой след, аутентичность субъектов и ресурсов, опасность вредоносного кода); – распознавать попытки и предупреждать вовлечение себя и окружающих в деструктивные и криминальные формы сетевой активности (в том числе кибербуллинг, фишинг). ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы Раздел 1. Цифровая грамотность Глобальная сеть Интернет и 1.1 безопасное поведения в ней Работа в информационном 1.2 пространстве Количество часов Всего Конт-е Пр-е работы работы ЭОР 3 0 0 3 0 0 1 0 1 0 0 0 1 0 Библиотека ЦОК 0 0 https://m.edsoo.ru/7f41a7d0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a7d0 Итого по разделу 6 Раздел 2. Теоретические основы информатики 2.1 Моделирование как метод познания 8 Итого по разделу 8 Раздел 3. Алгоритмы и программирование Разработка алгоритмов и 3.1 6 программ 3.2 Управление 2 Итого по разделу 8 Раздел 4. Информационные технологии 4.1 Электронные таблицы 10 Информационные технологии 4.2 1 в современном обществе Итого по разделу 11 Резервное время 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a7d0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a7d0 Деятельность учителя с учетом программы воспитания Устанавливать доверительные отношения между учителем и обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб учителя. Побуждать обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися). Поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу. Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей. Привлекать внимание обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, понятий, приемов. Анализировать реальное состояние дел в учебном классе/ группе. Побуждать обучающихся соблюдать на уроке принципы учебной дисциплины и самоорганизации. Организовывать экскурсии, походы, экспедиции и т.п. Защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 3 0 10 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы Раздел 1. Цифровая грамотность Глобальная сеть Интернет и 1.1 безопасное поведения в ней Работа в информационном 1.2 пространстве Количество часов Всего Конт-е Пр-е работы работы ЭОР 3 0 0 3 0 0 1 0 1 0 0 0 1 0 Библиотека ЦОК 0 0 https://m.edsoo.ru/7f41a7d0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a7d0 Итого по разделу 6 Раздел 2. Теоретические основы информатики 2.1 Моделирование как метод познания 8 Итого по разделу 8 Раздел 3. Алгоритмы и программирование Разработка алгоритмов и 3.1 6 программ 3.2 Управление 2 Итого по разделу 8 Раздел 4. Информационные технологии 4.1 Электронные таблицы 10 Информационные технологии 4.2 1 в современном обществе Итого по разделу 11 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a7d0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41a7d0 Деятельность учителя с учетом программы воспитания Устанавливать доверительные отношения между учителем и обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб учителя. Побуждать обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися). Поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу. Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей. Привлекать внимание обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, понятий, приемов. Анализировать реальное состояние дел в учебном классе/ группе. Побуждать обучающихся соблюдать на уроке принципы учебной дисциплины и самоорганизации. Организовывать экскурсии, походы, экспедиции и т.п. Резервное время 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях. 3 0 9 КЛАСС № п/п Тема урока Количество часов Контрольные Всего работы Практические работы 1 Глобальная сеть Интернет. IPадреса узлов. Большие данные 1 0 0 2 Информационная безопасность 1 0 0 3 Учет понятия об информационной безопасности при создании комплексных информационных объектов в виде веб-страниц 1 0 0 4 Виды деятельности в сети Интернет 1 0 0 1 0 0 1 0 0 5 6 Облачные технологии. Использование онлайн-офиса для разработки документов Обобщение и систематизация знаний по темам «Глобальная сеть Интернет и стратегии безопасного поведения в ней», «Работа в информационном пространстве» 7 Модели и моделирование. Классификации моделей 1 0 0 8 Табличные модели 1 0 0 Дата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17b578 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17b690 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17b7bc Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17b8e8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17ba1e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17bb36 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17be06 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17c04a 9 10 11 Разработка однотабличной базы данных. Составление запросов к базе данных Граф. Весовая матрица графа. Длина пути между вершинами графа. Вычисление количества путей в направленном ациклическом графе Дерево. Перебор вариантов с помощью дерева 1 0 0 1 0 0 1 0 0 12 Математическое моделирование 1 0 0 13 Этапы компьютерного моделирования 1 0 0 1 1 0 1 0 0 14 15 Обобщение и систематизация знаний. Контрольная работа по теме «Моделирование как метод познания» Разбиение задачи на подзадачи. Составление алгоритмов и программ с использованием ветвлений, циклов и вспомогательных алгоритмов 16 Одномерные массивы 1 0 0 17 Типовые алгоритмы обработки массивов 1 0 0 18 Сортировка массива 1 0 0 19 Обработка потока данных 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17c392 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17c4aa Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17c9c8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17cb12 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17cc3e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17cd60 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17d01c 20 Обобщение и систематизация знаний. Контрольная работа по теме «Разработка алгоритмов и программ» 1 1 0 21 Управление. Сигнал. Обратная связь 1 0 0 22 Роботизированные системы 1 0 0 23 Электронные таблицы. Типы данных в ячейках электронной таблицы 1 0 0 24 Редактирование и форматирование таблиц 1 0 0 25 Встроенные функции для поиска максимума, минимума, суммы и среднего арифметического 1 0 0 26 Сортировка и фильтрация данных в выделенном диапазоне 1 0 0 27 Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах 1 0 0 28 Относительная, абсолютная и смешанная адресация 1 0 0 29 Условные вычисления в электронных таблицах 1 0 0 30 Обработка больших наборов данных 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17d1ca Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17d4d6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17d602 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17d710 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17d832 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17d990 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17db70 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17e08e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17e2b4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17e6ba Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17e87c 31 Численное моделирование в электронных таблицах 1 0 0 32 Контрольная работа по теме «Электронные таблицы». 1 0 0 1 0 0 1 0 0 34 2 0 Роль информационных технологий в развитии 33 экономики мира, страны, региона Резервный урок. Обобщение и 34 систематизация. Итоговое повторение ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17eaca Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17ec3c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17ed54 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17ee6c 10 КЛАСС № п/п Тема урока Количество часов Контрольные Всего работы Практические работы 1 Глобальная сеть Интернет. IPадреса узлов. Большие данные 1 0 0 2 Информационная безопасность 1 0 0 3 Учет понятия об информационной безопасности при создании комплексных информационных объектов в виде веб-страниц 1 0 0 Дата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17b578 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17b690 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17b7bc 4 5 6 Виды деятельности в сети Интернет Облачные технологии. Использование онлайн-офиса для разработки документов Обобщение и систематизация знаний по темам «Глобальная сеть Интернет и стратегии безопасного поведения в ней», «Работа в информационном пространстве» 1 0 0 1 0 0 1 0 0 7 Модели и моделирование. Классификации моделей 1 0 0 8 Табличные модели 1 0 0 1 0 0 1 0 0 1 0 0 9 10 11 Разработка однотабличной базы данных. Составление запросов к базе данных Граф. Весовая матрица графа. Длина пути между вершинами графа. Вычисление количества путей в направленном ациклическом графе Дерево. Перебор вариантов с помощью дерева 12 Математическое моделирование 1 0 0 13 Этапы компьютерного моделирования 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17b8e8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17ba1e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17bb36 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17be06 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17c04a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17c392 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17c4aa 14 15 Обобщение и систематизация знаний. Контрольная работа по теме «Моделирование как метод познания» Разбиение задачи на подзадачи. Составление алгоритмов и программ с использованием ветвлений, циклов и вспомогательных алгоритмов 1 1 0 1 0 0 16 Одномерные массивы 1 0 0 17 Типовые алгоритмы обработки массивов 1 0 0 18 Сортировка массива 1 0 0 19 Обработка потока данных 1 0 0 20 Обобщение и систематизация знаний. Контрольная работа по теме «Разработка алгоритмов и программ» 1 1 0 21 Управление. Сигнал. Обратная связь 1 0 0 22 Роботизированные системы 1 0 0 23 Электронные таблицы. Типы данных в ячейках электронной таблицы 1 0 0 24 Редактирование и форматирование таблиц 1 0 0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17c9c8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17cb12 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17cc3e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17cd60 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17d01c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17d1ca Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17d4d6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17d602 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17d710 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17d832 25 Встроенные функции для поиска максимума, минимума, суммы и среднего арифметического 1 0 0 26 Сортировка и фильтрация данных в выделенном диапазоне 1 0 0 27 Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах 1 0 0 28 Относительная, абсолютная и смешанная адресация 1 0 0 29 Условные вычисления в электронных таблицах 1 0 0 30 Обработка больших наборов данных 1 0 0 31 Численное моделирование в электронных таблицах 1 0 0 32 Контрольная работа по теме «Электронные таблицы». 1 0 0 1 0 0 1 0 0 34 2 0 Роль информационных технологий в развитии 33 экономики мира, страны, региона Резервный урок. Обобщение и 34 систематизация. Итоговое повторение ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17d990 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17db70 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17e08e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17e2b4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17e6ba Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17e87c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17eaca Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17ec3c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17ed54 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17ee6c