Рабочая программа учебного предмета «Химия» АООП ООО обучающихся с РАС (вариант 8.2)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Костомукшского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.С.Пушкина»
(МБОУ КГО «СОШ №2 им. А.С.Пушкина»)

«Согласовано»
на заседании МСШ
протокол №1
от 26.08.2024 г.
Руководитель МСШ

«Принято»
педагогическим
советом
протокол №1
от 27.08. 2024 г.
Директор школы

«Утверждено»
приказ по школе №151
от 30.08.2024г.
Директор школы
Герасимчук Н.Н.

Хинконен Л.И
Герасимчук Н.Н.

Рабочая программа
учебного предмета «Химия»
адаптированной основной общеобразовательной программы
основного общего образования обучающихся
с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.2)

г. Костомукша
2024г.

Рабочая программа по учебному предмету «Химия»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по химии для обучающихся с расстройствами аутистического
спектра (далее – РАС) на уровне основного общего образования составлена в соответствии с
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования
(Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер 64101) (далее – ФГОС ООО),
Примерной адаптированной основной образовательной программой основного общего
образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (далее – ПАООП ООО
РАС), Примерной рабочей программы учебного предмета «Химия» (базовый уровень),
программой воспитания обучающихся при получении основного общего образования, с
учетом распределенных по классам проверяемых требований к результатам освоения
основной образовательной программы основного общего образования и элементов
содержания, представленных в Универсальном кодификаторе по химии, Концепции
преподавания учебного предмета «Химия», в образовательных организациях РФ,
реализующих основные общеобразовательные программы.
Общая характеристика учебного предмета «Химия»
Вклад учебного предмета «Химия» в достижение целей основного общего
образования обусловлен во многом значением химической науки в познании законов
природы, в развитии производительных сил общества и создании новой базы материальной
культуры.
Химия как элемент системы естественных наук распространила своё влияние на все
области человеческого существования, задала новое видение мира, стала неотъемлемым
компонентом мировой культуры, необходимым условием жизни общества: знание химии
служит основой для формирования мировоззрения человека, его представлений о материальном
единстве мира; важную роль играют формируемые химией представления о
взаимопревращениях энергии и об эволюции веществ в природе; современная химия
направлена на решение глобальных проблем устойчивого развития человечества – сырьевой,
энергетической, пищевой и экологической безопасности, проблем здравоохранения.
В условиях возрастающего значения химии в жизни общества существенно
повысилась роль химического образования. В плане социализации оно является одним из
условий формирования интеллекта личности и гармоничного её развития.
Современному человеку химические знания необходимы для приобретения
общекультурного уровня, позволяющего уверенно трудиться в социуме и ответственно
участвовать в многообразной жизни общества, для осознания важности разумного
отношения к своему здоровью и здоровью других, к окружающей природной среде, для
грамотного поведения при использовании различных материалов и химических веществ в
повседневной жизни.
Химическое образование в основной школе является базовым по отношению к
системе общего химического образования. Поэтому на соответствующем ему уровне оно
реализует присущие общему химическому образованию ключевые ценности, которые
отражают государственные, общественные и индивидуальные потребности. Этим
определяется сущность общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся
средствами учебного предмета «Химия».
Изучение предмета: 1) способствует реализации возможностей для саморазвития и
формирования культуры личности, её общей и функциональной грамотности; 2) вносит
вклад в формирование мышления и творческих способностей
подростков, навыков их

самостоятельной учебной деятельности, экспериментальных и исследовательских умений,
необходимых как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности; 3)
знакомит со спецификой научного мышления, закладывает основы целостного взгляда на
единство природы и человека, является ответственным этапом в формировании
естественно­научной грамотности подростков; 4) способствует формированию ценностного
отношения к естественно­научным знаниям, к природе, к человеку, вносит свой вклад в
экологическое образование школьников.
Названные направления в обучении химии обеспечиваются спецификой содержания
предмета, который является педагогически адаптированным отражением базовой науки
химии на определённом этапе её развития.
Курс химии основной школы ориентирован на освоение обучающимися основ
неорганической химии и некоторых понятий и сведений об отдельных объектах
органической химии.
Структура содержания предмета сформирована на основе системного подхода к его
изучению. Содержание складывается из системы понятий о химическом элементе и веществе и
системы понятий о химической реакции. Обе эти системы структурно организованы по
принципу последовательного развития знаний на основе теоретических представлений разного
уровня: атомно­молекулярного учения как основы всего естествознания, уровня
Периодического закона Д. И. Менделеева как основного закона химии, учения о строении
атома и химической связи, представлений об электролитической диссоциации веществ в
растворах. Теоретические знания рассматриваются на основе эмпирически полученных и
осмысленных фактов, развиваются последовательно от одного уровня к другому, выполняя
функции объяснения и прогнозирования свойств, строения и возможностей практического
применения и получения изучаемых веществ.
Такая организация содержания курса способствует представлению химической
составляющей научной картины мира в логике её системной природы. Тем самым
обеспечивается возможность формирования у обучающихся ценностного отношения к
научному знанию и методам познания в науке. Важно также заметить, что освоение
содержания курса происходит с привлечением знаний из ранее изученных курсов:
«Окружающий мир», «Биология. 5–7 классы» и «Физика. 7 класс».
Важным аспектом изучения предмета «Химия» для обучающихся с РАС является
развитие их жизненных компетенций. Знания и умения, формируемые у обучающихся при
изучении химии, во многом основаны на наблюдении и за химическими процессами,
наблюдаемыми в реальной жизни, а также имеют не только теоретическую, но и
практическую направленность, реализуемую в урочной и внеурочной деятельности через
выполнение лабораторных исследований, опытов, экспериментальных исследований и др.
Все это позволяют использовать и расширять индивидуальный опыт обучающегося с РАС и
опираться на практическое применение полученных знаний и умений в жизни.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ХИМИЯ»
К направлению первостепенной значимости при реализации образовательных
функций предмета «Химия» традиционно относят формирование знаний основ химической
науки как области современного естествознания, практической деятельности человека и как
одного из компонентов мировой культуры. Задача предмета состоит в формировании
системы химических знаний – важнейших фактов, понятий, законов и теоретических
положений, доступных обобщений мировоззренческого характера, языка науки, знаний о
научных методах изучения веществ и химических реакций, а также в формировании и
развитии умений и способов деятельности, связанных с планированием, наблюдением и
проведением химического эксперимента, соблюдением правил безопасного обращения с
веществами в повседневной жизни.

Наряду с этим цели изучения предмета в программе уточнены и скорректированы с
учётом новых приоритетов в системе основного общего образования. Сегодня в образовании
особо значимой признаётся направленность обучения на развитие и саморазвитие личности,
формирование её интеллекта и общей культуры. Обучение умению учиться и продолжать
своё образование самостоятельно становится одной из важнейших функций учебных
предметов.
В связи с этим при изучении предмета в основной школе доминирующее значение
приобрели такие цели, как:
–
формирование интеллектуально развитой личности, готовой
к
самообразованию, сотрудничеству, самостоятельному принятию решений, способной
адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни;
–
направленность обучения на систематическое приобщение учащихся к
самостоятельной познавательной деятельности, научным методам познания, формирующим
мотивацию и развитие способностей к химии;
–
обеспечение условий, способствующих приобретению обучающимися опыта
разнообразной деятельности, познания и самопознания, ключевых навыков (ключевых
компетенций), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности;
–
формирование умений объяснять и оценивать явления окружающего мира на
основании знаний и опыта, полученных при изучении химии;
–
формирование у обучающихся гуманистических отношений, понимания
ценности химических знаний для выработки экологически целесообразного поведения в
быту и трудовой деятельности в целях сохранения своего здоровья и окружающей
природной среды;
–
развитие мотивации к обучению, способностей к самоконтролю и
самовоспитанию на основе усвоения общечеловеческих ценностей, готовности к
осознанному выбору профиля и направленности дальнейшего обучения.
Особенности преподавания предмета «Химия» обучающимся с РАС
Обучающиеся с РАС, как правило, могут демонстрировать успешность в изучении
теоретических основ химии: понятное визуальное представление периодического закона
Д.И. Менделеева, строения атома, четкая графическая запись протекания химических
реакций создает предпосылки для многих обучающихся с РАС почувствовать свою высокую
компетентность в этой области. Теоретическая химия может стать областью их сверхценных
интересов. Однако, в связи с возможной моторной неловкостью и другими специфическими
особенностями, обучающиеся с РАС могут испытывать значительные затруднения в
проведении химических экспериментов, практических и лабораторных работ. Они могут
знать нормы и правила безопасной работы в химической лаборатории, но не уметь их
реализовать на практике.
Важным аспектом изучения предмета «Химия» для обучающихся с РАС является
развитие их жизненных компетенций. Знания и умения, формируемые у обучающихся при
изучении химии, во многом должны быть связаны с химическими превращениями веществ,
наблюдаемыми в реальной жизни, должны иметь не только теоретическую, но и
практическую направленность, реализуемую в урочной и внеурочной деятельности через
выполнение лабораторных исследований, опытов, и др. Все это позволяют использовать
расширять индивидуальный опыт обучающегося с РАС и опираться на практическое
применение полученных знаний и умений в жизни.
При изучении учебного материала по предмету необходимо учитывать, что
обучающиеся с РАС могут испытывать специфические трудности в освоении учебного
материала. Вследствие трудностей выделения главного или существенного в тексте, а также

трудностей в понимании предметной терминологии, у обучающихся с РАС возможно
возникновение сложностей с изучением теоретического материала. Также недостаточное
понимание терминологии может быть препятствием для правильного решения задач, при
том, что само решение задач по освоенному алгоритму, обычно не вызывает трудностей у
обучающихся.
Вместе с тем некоторые теоретические разделы данного предмета могут находиться в
зоне специфических интересов обучающегося с РАС, в изучении их обучающийся с РАС
может значительно опережать темп изучения данных разделов другими обучающимися
класса. Следует максимально это учитывать при организации проектной деятельности по
предмету, включая обучающегося с РАС в проектные команды, а также, поручать
выполнение индивидуальных проектов по тематике его специфических интересов, создавая
условия повышения его социального статуса в глазах сверстников
Для достижения планируемых результатов необходимо:
- адаптировать методы представления нового материала, способы текущего контроля
и репрезентации полученных знаний;
- целесообразно задействовать возможности дополнительной визуальной поддержки
изучаемого материала (иллюстрации, учебные фильмы, виртуальные опыты, личные
справочные материалы, представленные в схемах, таблицах и т.п.);
- учитывать неравномерность освоения обучающимся с РАС различных тематических
областей по данному предмету, необходимо стремиться в создании для обучающегося с РАС
ситуации успеха как в урочной, так и внеурочной деятельности по данному предмету;
- максимально использовать различные системы тестирования, IT-технологии,
презентации, научно-популярные фильмы, схемы, и другие средства визуализации при
обучении и оценке достижений обучающегося с РАС в данной области;
- при недостаточной сформированности графо-моторных навыков предусмотреть
возможность выполнения значительных по объему письменных заданий на компьютере,
выполнение лабораторных работ может быть заменено компьютерным экспериментом;
- сокращать объем письменных заданий при сохранении уровня сложности;
- сокращать выполнение значительных по объему письменных заданий, выполнять, по
возможности, работы на компьютере, а также существенно снижать уровень сложности
работы с тематическими рисунками и схемами.
Рекомендуется активно использовать проектную работу обучающихся с РАС в зоне
их специальных интересов для повышения мотивации к обучению химии в целом и
повышению социальной значимости обучающегося с РАС среди одноклассников.
Особенности структурирования материала.
Примерная АООП по предмету «Химия» предоставляет распределение материала по
годам обучения. При этом в рабочей программе возможны изменения и дополнения в
содержании, последовательности изучения тем, количестве часов, использовании
организационных форм обучения и т.п. Обоснованность данных изменений определяется
индивидуальными психофизическими особенностями конкретных обучающихся с РАС,
степенью усвоения ими учебных тем. Возможно введение в рабочую программу резервного
времени для дополнительного изучения тем, представляющих особую сложность.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ХИМИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В системе общего образования «Химия» признана обязательным учебным предметом,
который входит в состав предметной области «Естественно­научные предметы».
Учебным планом на её изучение отведено по 1 ч в неделю в 8-10 классах
соответственно.

Для каждого класса предусмотрено резервное учебное время, которое может быть
использовано участниками образовательного процесса в целях формирования вариативной
составляющей содержания конкретной рабочей программы. При этом обязательная
(инвариантная) часть содержания предмета, установленная примерной рабочей программой, и
время, отводимое на её изучение, должны быть сохранены полностью.
В структуре примерной рабочей программы наряду с пояснительной запиской
выделены следующие разделы:
- планируемые результаты освоения учебного предмета «Химия» – личностные,
метапредметные, предметные;
- содержание учебного предмета «Химия» по годам обучения;
- примерное тематическое планирование, в котором детализировано содержание
каждой конкретной темы, указаны количество часов, отводимых на её изучение, и основные
виды учебной деятельности ученика, формируемые при изучении темы, приведён перечень
демонстраций, выполняемых учителем, и перечень рекомендуемых лабораторных опытов и
практических работ, выполняемых учащимися.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ХИМИЯ»
8 класс
Первоначальные химические понятия
Предмет химии. Роль химии в жизни человека. Тела и вещества. Физические свойства
веществ. Агрегатное состояние веществ. Понятие о методах познания в химии. Химия в
системе наук. Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей.
Атомы и молекулы. Химические элементы. Символы химических элементов. Простые
и сложные вещества. Атомно­молекулярное учение.
Химическая формула. Валентность атомов химических элементов. Закон постоянства
состава веществ. Относительная атомная масса. Относительная молекулярная масса.
Массовая доля химического элемента в соединении.
Физические и химические явления. Химическая реакция и её признаки. Закон
сохранения массы веществ. Химические уравнения. Классификация химических реакций
(соединения, разложения, замещения, обмена).
Химический эксперимент: знакомство с химической посудой, с правилами работы в
лаборатории и приёмами обращения с лабораторным оборудованием; изучение и описание
физических свойств образцов неорганических веществ; наблюдение физических (плавление
воска, таяние льда, растирание сахара в ступке, кипение и конденсация воды) и химических
(горение свечи, прокаливание медной проволоки, взаимодействие мела с кислотой) явлений,
наблюдение и описание признаков протекания химических реакций (разложение сахара,
взаимодействие серной кислоты с хлоридом бария, разложение гидроксида меди(II) при
нагревании, взаимодействие железа с раствором соли меди(II)); изучение способов
разделения смесей (с помощью магнита, фильтрование, выпаривание, дистилляция,
хроматография), проведение очистки поваренной соли; наблюдение и описание результатов
проведения опыта, иллюстрирующего закон сохранения массы; создание моделей молекул
(шаростержневых).
Важнейшие представители неорганических веществ
Воздух – смесь газов. Состав воздуха. Кислород – элемент и простое вещество.
Нахождение кислорода в природе, физические и химические свойства (реакции горения).
Оксиды. Применение кислорода. Способы получения кислорода в
лаборатории и
промышленности. Круговорот кислорода в природе. Озон – аллотропная модификация
кислорода.

Тепловой эффект химической реакции, термохимические уравнения, экзои
эндотермические реакции. Топливо: уголь и метан. Загрязнение воздуха, усиление
парникового эффекта, разрушение озонового слоя.
Водород – элемент и простое вещество. Нахождение водорода в природе, физические и
химические свойства, применение, способы получения. Кислоты и соли.
Количество вещества. Моль. Молярная масса. Закон Авогадро. Молярный объём газов.
Расчёты по химическим уравнениям.
Физические свойства воды. Вода как растворитель. Растворы. Насыщенные и
ненасыщенные растворы. Растворимость веществ в воде1. Массовая доля вещества в
растворе. Химические свойства воды. Основания. Роль растворов в природе и в жизни
человека. Круговорот воды в природе. Загрязнение природных вод. Охрана и очистка
природных вод.
Классификация неорганических соединений. Оксиды. Классификация оксидов:
солеобразующие (основные, кислотные, амфотерные) и несолеобразующие. Номенклатура
оксидов (международная и тривиальная). Физические и химические свойства оксидов.
Получение оксидов.
Основания. Классификация оснований: щёлочи и нерастворимые основания.
Номенклатура оснований (международная и тривиальная). Физические и химические
свойства оснований. Получение оснований.
Кислоты. Классификация кислот. Номенклатура кислот (международная и
тривиальная). Физические и химические свойства кислот. Ряд активности металлов Н. Н.
Бекетова. Получение кислот.
Соли. Номенклатура солей (международная и тривиальная). Физические и химические
свойства солей. Получение солей.
Генетическая связь между классами неорганических соединений.
Химический эксперимент: качественное определение содержания кислорода в
воздухе; получение, собирание, распознавание и изучение свойств кислорода; наблюдение
взаимодействия веществ с кислородом и условия возникновения и прекращения горения
(пожара); ознакомление с образцами оксидов и описание их свойств; получение, собирание,
распознавание и изучение свойств водорода (горение); взаимодействие водорода с оксидом
меди(II) (возможно использование видеоматериалов); наблюдение образцов веществ
количеством 1 моль; исследование особенностей растворения веществ с различной
растворимостью; приготовление растворов с определённой массовой долей растворённого
вещества; взаимодействие воды с металлами (натрием и кальцием) (возможно использование
видеоматериалов); определение растворов кислот и щелочей с помощью индикаторов;
исследование образцов неорганических веществ различных классов; наблюдение изменения
окраски индикаторов
в растворах кислот и щелочей; изучение взаимодействия оксида
меди(II) с раствором серной кислоты, кислот с металлами, реакций нейтрализации;
получение нерастворимых оснований, вытеснение одного металла другим из раствора соли;
решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических
соединений».
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И.
Менделеева. Строение атомов.
Химическая связь. Окислительно-восстановительные реакции
Первые попытки классификации химических элементов. Понятие о группах сходных
элементов (щелочные и щелочноземельные металлы, галогены, инертные газы). Элементы,
которые образуют амфотерные оксиды и гидроксиды.
1

Курсивом обозначен учебный материал, который изучается, но не выносится на промежуточную и итоговую
аттестацию.

Периодический закон. Периодическая система химических элементов Д. И.
Менделеева. Короткопериодная и длиннопериодная формы Периодической системы
химических элементов
Д. И. Менделеева. Периоды и группы. Физический смысл
порядкового номера, номеров периода и группы элемента.
Строение атомов. Состав атомных ядер. Изотопы. Электроны. Строение электронных
оболочек атомов первых 20 химических элементов Периодической системы Д. И.
Менделеева. Характеристика химического элемента по его положению в Периодической
системе Д. И. Менделеева.
Закономерности изменения радиуса атомов химических элементов, металлических и
неметаллических свойств по группам и периодам. Значение Периодического закона и
Периодической системы химических элементов для развития науки и практики. Д. И.
Менделеев – учёный и гражданин.
Химическая
связь.
Ковалентная
(полярная
и
неполярная)
связь.
Электроотрицательность химических элементов. Ионная связь.
Степень окисления. Окислительно­восстановительные реакции. Процессы окисления
и восстановления. Окислители и восстановители.
Химический эксперимент: изучение образцов веществ металлов и неметаллов;
взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей; проведение опытов,
иллюстрирующих примеры окислительно­восстановительных реакций (горение, реакции
разложения, соединения).
Межпредметные связи
Реализация межпредметных
связей
при
изучении
химии в 8 классе
осуществляется через использование как общих естественно­научных понятий, так и
понятий, являющихся системными для отдельных предметов естественно­научного цикла.
Общие естественно­научные понятия: научный факт, гипотеза, теория, закон, анализ,
синтез, классификация, периодичность, наблюдение, эксперимент, моделирование,
измерение, модель, явление.
Физика: материя, атом, электрон, протон, нейтрон, ион, нуклид, изотопы,
радиоактивность, молекула, электрический заряд, вещество, тело, объём, агрегатное состояние
вещества, газ, физические величины, единицы измерения, космос, планеты, звёзды, Солнце.
Биология: фотосинтез, дыхание, биосфера.
География: атмосфера, гидросфера, минералы, горные породы, полезные ископаемые,
топливо, водные ресурсы.
9 класс
Вещество и химическая реакция
Периодический закон. Периодическая система химических элементов Д. И.
Менделеева. Строение атомов. Закономерности в изменении свойств химических элементов
первых трёх периодов, калия, кальция и их соединений в соответствии с положением
элементов в Периодической системе и строением их атомов.
Строение вещества: виды химической связи. Типы кристаллических решёток,
зависимость свойств вещества от типа кристаллической решётки и вида химической связи.
Классификация и номенклатура неорганических веществ (международная и
тривиальная). Химические свойства веществ, относящихся к различным классам
неорганических соединений, генетическая связь неорганических веществ.
Классификация химических реакций по различным признакам (по числу и составу
участвующих в реакции веществ, по тепловому эффекту, по изменению степеней окисления
химических элементов, по обратимости, по участию катализатора). Экзои эндотермические
реакции, термохимические уравнения.

Понятие о скорости химической реакции. Понятие об обратимых и необратимых
химических реакциях. Понятие о гомогенных и гетерогенных реакциях. Понятие о
химическом равновесии. Факторы, влияющие на скорость химической реакции и положение
химического равновесия.
Окислительно­восстановительные
реакции,
электронный
баланс
окислительно­восстановительной
реакции.
Составление
уравнений
окислительно­восстановительных реакций с использованием метода электронного баланса.
Теория электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Катионы,
анионы. Механизм диссоциации веществ с различными видами химической связи. Степень
диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
Реакции ионного обмена. Условия протекания реакций ионного обмена, полные и
сокращённые ионные уравнения реакций. Свойства кислот, оснований и солей в свете
представлений об электролитической диссоциации. Качественные реакции на ионы. Понятие
о гидролизе солей.
Химический эксперимент: ознакомление с моделями кристаллических решёток
неорганических веществ – металлов и неметаллов (графита и алмаза), сложных веществ
(хлорида натрия); исследование зависимости скорости химической реакции от воздействия
различных факторов; исследование электропроводности растворов веществ, процесса
диссоциации кислот, щелочей и солей (возможно использование видеоматериалов);
проведение опытов, иллюстрирующих признаки протекания реакций ионного обмена
(образование осадка, выделение газа, образование воды); опытов, иллюстрирующих
примеры окислительно­восстановительных реакций (горение, реакции разложения,
соединения); распознавание неорганических веществ с помощью качественных реакций на
ионы; решение экспериментальных задач.
Неметаллы и их соединения
Общая характеристика галогенов. Особенности строения атомов, характерные степени
окисления. Строение и физические свойства простых веществ – галогенов. Химические
свойства на примере хлора (взаимодействие с металлами, неметаллами, щелочами).
Хлороводород. Соляная кислота, химические свойства, получение, применение. Действие
хлора и хлороводорода на организм человека. Важнейшие хлориды и их нахождение
в
природе.
Общая характеристика элементов VIА­группы. Особенности строения атомов,
характерные степени окисления.
Строение и физические свойства простых веществ – кислорода и серы. Аллотропные
модификации кислорода и серы. Химические свойства серы. Сероводород, строение,
физические и химические свойства. Оксиды серы как представители кислотных оксидов.
Серная кислота, физические и химические свойства (общие как представителя класса кислот
и специфические). Химические реакции, лежащие в основе промышленного способа
получения серной кислоты. Применение. Соли серной кислоты, качественная реакция на
сульфат­ион. Нахождение серы и её соединений в природе. Химическое загрязнение
окружающей среды соединениями серы (кислотные дожди, загрязнение воздуха и водоёмов),
способы его предотвращения.
Общая характеристика элементов VА­группы. Особенности строения атомов,
характерные степени окисления.
Азот, распространение в природе, физические и химические свойства. Круговорот
азота в природе. Аммиак, его физические и химические свойства, получение и применение.
Соли аммония, их физические и химические свойства, применение. Качественная реакция на
ионы аммония. Азотная кислота, её получение, физические и химические свойства (общие
как представителя класса кислот и специфические). Использование нитратов и солей

аммония в качестве минеральных удобрений. Химическое загрязнение окружающей среды
соединениями азота (кислотные дожди, загрязнение воздуха, почвы и водоёмов).
Фосфор, аллотропные модификации фосфора, физические и химические свойства.
Оксид фосфора(V) и фосфорная кислота, физические и химические свойства, получение.
Использование фосфатов в качестве минеральных удобрений.
Общая характеристика элементов IVА­группы. Особенности строения атомов,
характерные степени окисления.
Углерод, аллотропные модификации, распространение в природе, физические и
химические свойства. Адсорбция. Круговорот углерода в природе. Оксиды углерода, их
физические и химические свойства, действие на живые организмы, получение
и
применение. Экологические проблемы, связанные с
оксидом углерода(IV); гипотеза
глобального потепления климата; парниковый эффект. Угольная кислота и её соли, их
физические и химические свойства, получение и применение. Качественная реакция на
карбонат­ионы. Использование карбонатов в быту, медицине, промышленности и сельском
хозяйстве.
Первоначальные понятия об органических веществах как о соединениях углерода
(метан, этан, этилен, ацетилен, этанол, глицерин, уксусная кислота). Их состав и химическое
строение. Понятие о биологически важных веществах: жирах, белках, углеводах – и их роли
в жизни человека. Материальное единство органических и неорганических соединений.
Кремний, его физические и химические свойства, получение и применение.
Соединения кремния в природе. Общие представления об оксиде кремния(IV) и кремниевой
кислоте. Силикаты, их использование в быту, медицине, промышленности. Важнейшие
строительные материалы: керамика, стекло, цемент, бетон, железобетон. Проблемы
безопасного использования строительных материалов в повседневной жизни.
Химический эксперимент: изучение образцов неорганических веществ, свойств
соляной кислоты; проведение качественных реакций на хлорид­ионы и наблюдение
признаков их протекания; опыты, отражающие физические и химические свойства галогенов
и их соединений (возможно использование видеоматериалов); ознакомление с образцами
хлоридов (галогенидов); ознакомление с образцами серы и её соединениями (возможно
использование видеоматериалов); наблюдение процесса обугливания сахара под действием
концентрированной серной кислоты; изучение химических свойств разбавленной серной
кислоты, проведение качественной реакции на сульфат­ион и наблюдение признака её
протекания; ознакомление с физическими свойствами азота, фосфора и их соединений
(возможно использование видеоматериалов), образцами азотных и фосфорных удобрений;
получение, собирание, распознавание и изучение свойств аммиака; проведение качественных
реакций на ион аммония и фосфат­ион и изучение признаков их протекания, взаимодействие
концентрированной азотной кислоты с медью (возможно использование видеоматериалов);
изучение моделей кристаллических решёток алмаза, графита, фуллерена; ознакомление с
процессом адсорбции растворённых веществ активированным углём и устройством
противогаза; получение, собирание, распознавание и изучение свойств углекислого газа;
проведение качественных реакций на карбонат и силикат­ионы и изучение признаков их
протекания; ознакомление с продукцией силикатной промышленности; решение
экспериментальных задач по теме «Важнейшие неметаллы и их соединения».
Металлы и их соединения
Общая характеристика химических элементов – металлов на основании их положения
в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева и строения атомов.
Строение металлов. Металлическая связь и металлическая кристаллическая решётка.
Электрохимический ряд напряжений металлов. Физические и химические свойства металлов.
Общие способы получения металлов. Понятие о коррозии металлов, основные способы

защиты их от коррозии. Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза) и их применение в быту
и промышленности.
Щелочные металлы: положение в Периодической системе химических элементов Д.
И. Менделеева; строение их атомов; нахождение в природе. Физические и химические
свойства (на примере натрия и калия). Оксиды и гидроксиды натрия и калия. Применение
щелочных металлов и их соединений.
Щелочноземельные металлы магний и кальций: положение в Периодической системе
химических элементов Д. И. Менделеева; строение их атомов; нахождение в природе.
Физические и химические свойства магния и кальция. Важнейшие соединения кальция
(оксид, гидроксид, соли). Жёсткость воды и способы её устранения.
Алюминий: положение в Периодической системе химических элементов Д. И.
Менделеева; строение атома; нахождение в природе. Физические и химические свойства
алюминия. Амфотерные свойства оксида и гидроксида алюминия.
Железо: положение в Периодической системе химических элементов Д. И.
Менделеева; строение атома; нахождение в природе. Физические и химические свойства
железа. Оксиды, гидроксиды и соли железа (II) и железа (III), их состав, свойства и
получение.
Химический эксперимент: ознакомление с образцами металлов и сплавов, их
физическими свойствами; изучение результатов коррозии металлов (возможно
использование видеоматериалов), особенностей взаимодействия оксида кальция и натрия с
водой (возможно использование видеоматериалов); исследование свойств жёсткой воды;
процесса горения железа в кислороде (возможно использование видеоматериалов);
признаков протекания качественных реакций на ионы (магния, кальция, алюминия, цинка,
железа (II) и железа (III), меди (II)); наблюдение и описание процессов окрашивания пламени
ионами натрия, калия и кальция (возможно использование видеоматериалов); исследование
амфотерных свойств гидроксида алюминия и гидроксида цинка; решение экспериментальных
задач по теме «Важнейшие металлы и их соединения».
Химия и окружающая среда
Новые материалы и технологии. Вещества и материалы в повседневной жизни человека.
Химия и здоровье. Безопасное использование веществ и химических реакций в быту. Первая
помощь при химических ожогах и отравлениях. Основы экологической грамотности.
Химическое загрязнение окружающей среды (предельная допустимая концентрация веществ –
ПДК). Роль химии в решении экологических проблем.
Природные источники углеводородов (уголь, природный газ, нефть), продукты их
переработки, их роль в быту и промышленности.
Химический эксперимент: изучение образцов материалов (стекло, сплавы металлов,
полимерные материалы).
Межпредметные связи
Реализация межпредметных связей при изучении химии в 9 классе осуществляется
через использование как общих естественно­научных понятий, так и понятий, являющихся
системными для отдельных предметов естественно­научного цикла.
Общие естественно­научные понятия: научный факт, гипотеза, закон, теория, анализ,
синтез, классификация, периодичность, наблюдение, эксперимент, моделирование,
измерение, модель, явление, парниковый эффект, технология, материалы. Физика: материя,
атом, электрон, протон, нейтрон, ион, нуклид, изотопы, радиоактивность, молекула,
электрический заряд, проводники, полупроводники, диэлектрики, фотоэлемент, вещество,
тело, объём, агрегатное состояние вещества, газ, раствор, растворимость, кристаллическая
решётка, сплавы, физические величины, единицы измерения, космическое пространство,
планеты, звёзды, Солнце.

Биология: фотосинтез, дыхание, биосфера, экосистема, минеральные удобрения,
микроэлементы, макроэлементы, питательные вещества.
География: атмосфера, гидросфера, минералы, горные породы, полезные ископаемые,
топливо, водные ресурсы.
Тематическое планирование в 10-ом классе разрабатывается на основе программы
9-го класса, с выделением и систематизацией сложных и особо значимых для дальнейшего
обучения тем за весь период обучения на уровне основного общего образования.
Тематическое планирование в 10 классе по предмету «Химия» разрабатывается по
концентрическому способу построения программы, дополняя, углубляя содержание
изученных ранее разделов. Также, уделяя особое внимание повторению, индивидуальным
образовательным потребностям обучающихся с РАС, развитию коммуникативных навыков и
функциональной грамотности, универсальных учебных действий, жизненных компетенций,
применению химии в жизни.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ХИМИЯ»
НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Изучение химии в основной школе направлено на достижение обучающимися
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
Личностные результаты
В силу особенностей когнитивного, личностного развития обучающихся с РАС,
достижение лчностных результатов не всегда возможно в полном объеме на этапе основного
обучения в школе, поэтому рекомендуется оценивать индивидуальную динамику
продвижения обучающегося в данной области.
При оценивании личностных результатов необходимо обеспечить индивидуализацию
этапности освоения образовательных результатов в связи с неравномерностью и
особенностями развития ребенка с РАС.
Личностные результаты освоения программы основного общего образования
достигаются в ходе обучения химии в единстве учебной и воспитательной деятельности
Организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными
и
духовно­нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами
поведения и способствуют процессам самопознания, саморазвития и социализации
обучающихся.
Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:
Патриотического воспитания
1) ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному
наследию, понимания значения химической науки в жизни современного общества,
способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях
мировой и отечественной химии, заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира
и общества;
Гражданского воспитания
2) представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений в
коллективе,
коммуникативной
компетентности
в
общественно
полезной,
учебно­исследовательской, творческой и других видах деятельности; готовности к
разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач,
выполнении химических экспериментов, создании учебных проектов, стремления к
взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовности
оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых
норм с учётом осознания последствий поступков;
Ценности научного познания

3) мировоззренческих представлений о веществе и химической
реакции,
соответствующих современному уровню разви­тия науки и составляющих основу для
понимания сущности научной картины мира; представлений об основных закономерностях
развития природы, взаимосвязях человека с природной средой, о роли химии в познании
этих закономерностей;
4) познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по химии,
необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений;
5) познавательной, информационной и читательской культуры, в том числе навыков
самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными
техническими средствами информационных технологий;
6) интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к
самообразованию, проектной и исследовательской деятельности, к осознанному выбору
направленности и уровня обучения в дальнейшем;
Формирования культуры здоровья
7) осознания ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью,
установки на здоровый образ жизни, осознания последствий и неприятия вредных привычек
(употребления алкоголя, наркотиков, курения), необходимости соблюдения правил
безопасности при обращении с химическими веществами в быту и реальной жизни;
Трудового воспитания
8) интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, уважение
к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе на основе применения предметных
знаний по химии, осознанного выбора индивидуальной траектории продолжения образования
с учётом личностных интересов и способности к химии, общественных интересов и
потребностей; успешной профессиональной деятельности и развития необходимых умений;
готовность адаптироваться в профессиональной среде;
Экологического воспитания
9) экологически целесообразного отношения к природе как источнику жизни на
Земле, основе её существования, понимания ценности здорового и безопасного образа жизни,
ответственного отношения к собственному физическому и психическому здоровью,
осознания ценности соблюдения правил безопасного поведения при работе с веществами, а
также в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей;
10) способности применять знания, получаемые при изучении химии, для решения
задач, связанных с окружающей природной средой, повышения уровня экологической
культуры, осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения
посредством методов химии;
11) экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной,
коммуникативной и социальной практике.
Метапредметные результаты
В составе метапредметных результатов выделяют значимые для формирования
мировоззрения общенаучные понятия (закон, теория, принцип, гипотеза, факт, система,
процесс, эксперимент и др.), которые используются в естественно­научных учебных
предметах и позволяют на основе знаний из этих предметов формировать представление о
целостной научной картине мира, и универсальные учебные действия (познавательные,
коммуникативные, регулятивные), которые обеспечивают формирование готовности к
самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности.
Метапредметные результаты освоения образовательной программы по химии
отражают овладение универсальными познавательными действиями, в том числе:
Базовыми логическими действиями

1) умением использовать приёмы логического мышления при освоении знаний:
раскрывать смысл химических понятий (выделять их характерные признаки, устанавливать
взаимосвязь с другими понятиями), использовать понятия для объяснения отдельных фактов
и явлений; выбирать основания и критерии для классификации химических веществ и
химических реакций; устанавливать причинно­следственные связи между объектами
изучения; строить логические рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по аналогии);
делать выводы и заключения;
2) умением применять в процессе познания понятия (предметные и метапредметные),
символические (знаковые) модели, используемые в химии, преобразовывать широко
применяемые в химии модельные представления – химический знак (символ элемента),
химическая
формула
и
уравнение
химической
реакции
–
при
решении
учебно­познавательных задач; с учётом этих модельных представлений выявлять и
характеризовать существенные признаки изучаемых объектов – химических веществ и
химических реакций; выявлять общие закономерности, причинно­следственные связи и
противоречия в изучаемых процессах и явлениях; предлагать критерии для выявления этих
закономерностей и противоречий; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи
(сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом
самостоятельно выделенных критериев);
Базовыми исследовательскими действиями
3) умением использовать поставленные вопросы в качестве инструмента познания, а
также в качестве основы для формирования гипотезы по проверке правильности
высказываемых суждений;
4) приобретение опыта по планированию, организации и проведению ученических
экспериментов: умение наблюдать за ходом процесса, самостоятельно прогнозировать его
результат, формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого опыта,
исследования, составлять отчёт о проделанной работе;
Работой с информацией
5) умением выбирать, анализировать и интерпретировать информацию различных
видов и форм представления, получаемую из разных источников (научно­популярная
литература химического содержания, справочные пособия, ресурсы Интернета); критически
оценивать противоречивую и недостоверную информацию;
6) умением применять различные методы и запросы при поиске и отборе информации и
соответствующих данных, необходимых для выполнения учебных и познавательных задач
определённого
типа;
приобретение
опыта
в
области
использования
информационно­коммуникативных
технологий,
овладение
культурой
активного
использования различных поисковых систем; самостоятельно выбирать оптимальную форму
представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами,
диаграммами, другими формами графики и их комбинациями;
7) умением использовать и анализировать в процессе учебной и исследовательской
деятельности информацию о влиянии промышленности, сельского хозяйства и транспорта на
состояние окружающей природной среды;
Универсальными коммуникативными действиями
Нарушение общения является базовым нарушением при расстройствах
аутистического спектра, поэтому достижение данных результатов может быть затруднено
для обучающихся с РАС. При оценивании овладения УУД в области «Общение» следует
оценивать индивидуальные результаты и динамику формирования данных УУД у
обучающихся.

8) умением задавать вопросы (в ходе диалога и/или дискуссии) по существу
обсуждаемой темы, формулировать свои предложения относительно выполнения
предложенной задачи;
9) приобретение опыта презентации результатов выполнения химического
эксперимента (лабораторного опыта, лабораторной работы по исследованию свойств
веществ, учебного проекта);
10) заинтересованность в совместной со сверстниками познавательной и
исследовательской деятельности при решении возникающих проблем на основе учёта общих
интересов и согласования позиций (обсуждения, обмен мнениями, «мозговые штурмы»,
координация совместных действий, определение критериев по оценке качества выполненной
работы и др.);
Универсальными регулятивными действиями
У обучающихся с РАС зачастую задерживается фактическое вступление в
подростковый возраст, что прежде всего выражается в трудностях формирования
рефлексивной деятельности и в задержке овладения учебными действиями самостоятельной
постановки учебных целей, действий контроля и оценивания собственной деятельности,
развитии инициативы в организации учебного сотрудничества.
11) умением самостоятельно определять цели деятельности, планировать,
осуществлять, контролировать и при необходимости корректировать свою деятельность,
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач,
самостоятельно составлять или корректировать предложенный алгоритм действий при
выполнении заданий с учётом получения новых знаний об изучаемых объектах – веществах и
реакциях; оценивать соответствие полученного результата заявленной цели;
12) умением использовать и анализировать контексты, предлагаемые в условии заданий.
Предметные результаты
Достижение предметных результатов обучающимися с РАС на этапе обучения в
основной школе определяется индивидуальными особенностями, связанными как с
особенностями познавательной деятельности и неравномерностью развития психических
функций, так и социальным опытом аутичных школьников. Поэтому достижение
предметных результатов конкретным учащимся может не всегда совпадать с временными
границами, распределенными по годам обучения.
В составе предметных результатов по освоению обязательного содержания,
установленного данной примерной рабочей программой, выделяют: освоенные
обучающимися научные знания, умения и способы действий, специфические для предметной
области «Химия», виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации,
преобразованию и применению в различных учебных и новых ситуациях.
Предметные результаты представлены по годам обучения и отражают
сформированность у обучающихся следующих умений:
8 класс
1) раскрывать смысл основных химических понятий: атом, молекула, химический
элемент, простое вещество, сложное вещество, смесь (однородная и неоднородная),
валентность, относительная атомная и молекулярная масса, количество вещества, моль,
молярная масса, массовая доля химического элемента в соединении, молярный объём, оксид,
кислота, основание, соль, электроотрицательность, степень окисления, химическая реакция,
классификация реакций: реакции соединения, реакции разложения, реакции замещения,
реакции обмена, экзои эндотермические реакции; тепловой эффект реакции; ядро атома,
электронный слой атома, атомная орбиталь, радиус атома, химическая связь, полярная и
неполярная ковалентная связь, ионная связь, ион, катион, анион, раствор, массовая доля
вещества (процентная концентрация) в растворе;

2) иллюстрировать взаимосвязь основных химических понятий (см. п. 1) и применять
эти понятия при описании веществ и их превращений;
3) использовать химическую символику для составления формул веществ и
уравнений химических реакций;
4) определять валентность атомов элементов в бинарных соединениях; степень
окисления элементов в бинарных соединениях; принадлежность веществ к определённому
классу соединений по формулам; вид химической связи (ковалентная и ионная) в
неорганических соединениях;
5) раскрывать смысл Периодического закона Д. И. Менделеева: демонстрировать
понимание периодической зависимости свойств химических элементов от их положения в
Периодической системе; законов сохранения массы веществ, постоянства состава,
атомно­молекулярного учения, закона Авогадро; описывать и характеризовать табличную
форму Периодической системы химических элементов: различать понятия «главная
подгруппа (А­группа)» и «побочная подгруппа (Б­группа)», малые и большие периоды;
соотносить обозначения, которые имеются в таблице «Периодическая система химических
элементов Д. И. Менделеева» с числовыми характеристиками строения атомов химических
элементов (состав и заряд ядра, общее число электронов и распределение их по электронным
слоям);
6) классифицировать химические элементы; неорганические вещества; химические
реакции (по числу и составу участвующих в реакции веществ, по тепловому эффекту);
7) характеризовать (описывать) общие химические свойства веществ различных
классов, подтверждая описание примерами молекулярных уравнений соответствующих
химических реакций;
8) прогнозировать свойства веществ в зависимости от их качественного состава;
возможности протекания химических превращений в различных условиях;
9) вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ; массовую
долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе;
проводить расчёты по уравнению химической реакции;
10) применять основные операции мыслительной деятельности – анализ и синтез,
сравнение, обобщение, систематизацию, классификацию, выявление причинно­следственных
связей – для изучения свойств веществ и химических реакций; естественно­научные методы
познания – наблюдение, измерение, моделирование, эксперимент (реальный и мысленный);
11) следовать правилам пользования химической посудой и лабораторным
оборудованием, а также правилам обращения с веществами в соответствии с
инструкциями по выполнению лабораторных химических опытов по получению и
собиранию газообразных веществ (водорода и кислорода), приготовлению растворов с
определённой массовой долей растворённого вещества; планировать и проводить
химические эксперименты по распознаванию растворов щелочей и кислот с помощью
индикаторов (лакмус, фенолфталеин, метилоранж и др.).
9 класс
1) раскрывать смысл основных химических понятий: химический элемент, атом,
молекула, ион, катион, анион, простое вещество, сложное вещество, валентность,
электроотрицательность, степень окисления, химическая реакция, химическая связь,
тепловой эффект реакции, моль, молярный объём, раствор; электролиты, неэлектролиты,
электролитическая диссоциация, реакции ионного обмена, катализатор, химическое
равновесие, обратимые и необратимые реакции, окислительно­восстановительные реакции,
окислитель, восстановитель, окисление и восстановление, аллотропия, амфотерность,
химическая связь (ковалентная, ионная, металлическая), кристаллическая решётка, коррозия

металлов, сплавы; скорость химической реакции, предельно допустимая концентрация (ПДК)
вещества;
2) иллюстрировать взаимосвязь основных химических понятий (см. п. 1) и применять
эти понятия при описании веществ и их превращений;
3) использовать химическую символику для составления формул веществ и
уравнений химических реакций;
4) определять валентность и степень окисления химических элементов в соединениях
различного состава; принадлежность веществ к определённому классу соединений по
формулам; вид химической связи (ковалентная, ионная, металлическая) в неорганических
соединениях; заряд иона по химической формуле; характер среды в водных растворах
неорганических соединений, тип кристаллической решётки конкретного вещества;
5) раскрывать смысл Периодического закона Д. И. Менделеева и демонстрировать
его понимание: описывать и характеризовать табличную форму Периодической системы
химических элементов: различать понятия «главная подгруппа (А­группа)» и «побочная
подгруппа (Б­группа)», малые и большие периоды; соотносить обозначения, которые
имеются в периодической таблице, с числовыми характеристиками строе ния атомов
химических элементов (состав и заряд ядра, общее число электронов и распределение их по
электронным слоям); объяснять общие закономерности в изменении свойств элементов и их
соединений в пределах малых периодов и главных подгрупп с учётом строения их атомов;
6) классифицировать химические элементы; неорганические вещества; химические
реакции (по числу и составу участвующих в реакции веществ, по тепловому эффекту, по
изменению степеней окисления химических элементов);
7) характеризовать (описывать) общие и специфические химические свойства
простых и сложных веществ, подтверждая описание примерами молекулярных и ионных
уравнений соответствующих химических реакций;
8) составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей и солей;
полные и сокращённые уравнения реакций ионного обмена; уравнения реакций,
подтверждающих существование генетической связи между веществами различных классов;
9) раскрывать сущность окислительно­восстановительных реакций посредством
составления электронного баланса этих реакций;
10) прогнозировать свойства веществ в зависимости от их строения; возможности
протекания химических превращений в различных условиях;
11) вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ; массовую
долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе;
проводить расчёты по уравнению химической реакции;
12) следовать правилам пользования химической посудой и лабораторным
оборудованием, а также правилам обращения с веществами в соответствии с
инструкциями по выполнению лабораторных химических опытов по получению и
собиранию газообразных веществ (аммиака и углекислого газа);
13) проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ:
распознавать опытным путём хлоридбромид­, иодид­, карбонат­, фосфат­, силикат­, сульфат­,
гидроксид­ионы, катионы аммония и ионы изученных металлов, присутствующие в водных
растворах неорганических веществ;
14) применять основные операции мыслительной деятельности – анализ и синтез,
сравнение, обобщение, систематизацию, выявление причинно­следственных связей – для
изучения свойств веществ и химических реакций; естественно­научные методы познания –
наблюдение, измерение, моделирование, эксперимент (реальный и мысленный).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
№
п/
п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов
Всег
о

Контрольны
е работы

Раздел 1. Первоначальные химические понятия
Химия — важная
область
естествознания и
практической
деятельности
человека
1.1
3
0

Практически
е работы

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Виртуальная лаборатория

https://content.edsoo.ru/lab/subject/
4/ Уроки химии на РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/29/
1

Электронный банк заданий для оценки
функциональной грамотности

https://fg.resh.edu.ru/
https://fipi.ru/otkrytyy-bankzadaniy-dlya-otsenkiyestestvennonauchnoy-gramotnosti
Вещества и
химические
реакции

1.2

Виртуальная лаборатория

https://content.edsoo.ru/lab/subject/
4/ Уроки химии на РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/29/
8

1

2

Электронный банк заданий для оценки
функциональной грамотности

https://fg.resh.edu.ru/
https://fipi.ru/otkrytyy-bankzadaniy-dlya-otsenkiyestestvennonauchnoy-gramotnosti

Деятельность
учителя с
учетом
программы
воспитания
Устанавливать
доверительные
отношения
между учителем
и
обучающимися,
способствующих
позитивному
восприятию
обучающимися
требований и
просьб учителя.
Побуждать
обучающихся
соблюдать на
уроке
общепринятые
нормы
поведения,
правила
общения со
старшими

Итого по разделу

9

Раздел 2. Важнейшие представители неорганических веществ
Виртуальная лаборатория

2.1

Воздух. Кислород.
Понятие об
оксидах

https://content.edsoo.ru/lab/subject/
4/ Уроки химии на РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/29/
3

0

0

https://fg.resh.edu.ru/
https://fipi.ru/otkrytyy-bankzadaniy-dlya-otsenkiyestestvennonauchnoy-gramotnosti

Водород.Понятие
о кислотах и
солях
2.2

Электронный банк заданий для оценки
функциональной грамотности

Виртуальная лаборатория

https://content.edsoo.ru/lab/subject/
4/ Уроки химии на РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/29/
4

0

1

Электронный банк заданий для оценки
функциональной грамотности

https://fg.resh.edu.ru/
https://fipi.ru/otkrytyy-bankzadaniy-dlya-otsenki-

(учителями) и
сверстниками
(обучающимися)
.
Поддерживать в
детском
коллективе
деловую,
дружелюбную
атмосферу.
Строить
воспитательную
деятельность с
учетом
культурных
различий детей,
половозрастных
и
индивидуальных
особенностей.
Привлекать
внимание
обучающихся к
ценностному
аспекту
изучаемых на
уроке явлений,
понятий,
приемов.
Анализировать
реальное

yestestvennonauchnoy-gramotnosti
Вода. Растворы.
Понятие об
основаниях

2.3

Виртуальная лаборатория

https://content.edsoo.ru/lab/subject/
4/ Уроки химии на РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/29/
3

1

1

Электронный банк заданий для оценки
функциональной грамотности

https://fg.resh.edu.ru/
https://fipi.ru/otkrytyy-bankzadaniy-dlya-otsenkiyestestvennonauchnoy-gramotnosti
Основные классы
неорганических
соединений

Виртуальная лаборатория

https://content.edsoo.ru/lab/subject/
4/ Уроки химии на РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/29/
Электронный банк заданий для оценки
функциональной грамотности

2.4

Итого по разделу

5

1

1

https://fg.resh.edu.ru/
https://fipi.ru/otkrytyy-bankzadaniy-dlya-otsenkiyestestvennonauchnoy-gramotnosti
Я сдам ВПР https://chem8vpr.sdamgia.ru/

15

Раздел 3. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
Строение атомов. Химическая связь. Окислительно-восстановительные реакции
3.1
Периодический
3
0
0
Виртуальная лаборатория

состояние дел в
учебном классе/
группе.
Побуждать
обучающихся
соблюдать на
уроке принципы
учебной
дисциплины и
самоорганизаци
и.
Организовывать
экскурсии,
походы,
экспедиции и
т.п.
Защищать
достоинство и
интересы
обучающихся,
помогать детям,
оказавшимся в
конфликтной
ситуации и/или
неблагоприятны
х условиях.

закон и
Периодическая
система
химических
элементов Д. И.
Менделеева.
Строение атома

https://content.edsoo.ru/lab/subject/
4/ Уроки химии на РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/29/

Химическая связь.
Окислительновосстановительны
е реакции

Виртуальная лаборатория

3.2

Электронный банк заданий для оценки
функциональной грамотности

https://fg.resh.edu.ru/
https://fipi.ru/otkrytyy-bankzadaniy-dlya-otsenkiyestestvennonauchnoy-gramotnosti
https://content.edsoo.ru/lab/subject/
4/ Уроки химии на РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/29/
4

1

0

Электронный банк заданий для оценки
функциональной грамотности

https://fg.resh.edu.ru/
https://fipi.ru/otkrytyy-bankzadaniy-dlya-otsenkiyestestvennonauchnoy-gramotnosti
Виртуальная лаборатория

https://content.edsoo.ru/lab/subject/
4/ Уроки химии на РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/29/
Итого по разделу

7

Электронный банк заданий для оценки
функциональной грамотности

https://fg.resh.edu.ru/
https://fipi.ru/otkrytyy-bankzadaniy-dlya-otsenki-

yestestvennonauchnoy-gramotnosti
Обобщение и
систематизация знаний

Виртуальная лаборатория

https://content.edsoo.ru/lab/subject/
4/ Уроки химии на РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/29/
3

0

0

Электронный банк заданий для оценки
функциональной грамотности

https://fg.resh.edu.ru/
https://fipi.ru/otkrytyy-bankzadaniy-dlya-otsenkiyestestvennonauchnoy-gramotnosti
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

4

6

9 КЛАСС – 10 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов
и тем программы

Количество часов
Контроль
Всего
ные
работы

Практич
еские
работы

Раздел 1. Вещество и химические реакции
Повторение и углубление
знаний основных разделов
курса 8 класса

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Виртуальная лаборатория

https://content.edsoo.ru/lab
/subject/4/ Уроки химии на
РЭШ

https://resh.edu.ru/subject/
29/ Электронный банк
1.1

5

1

0

заданий для оценки
функциональной
грамотности

https://fg.resh.edu.ru/
https://fipi.ru/otkrytyybank-zadaniy-dlyaotsenkiyestestvennonauchnoygramotnosti
Основные закономерности
химических реакций
1.2

Виртуальная лаборатория

4

0

0

https://content.edsoo.ru/lab
/subject/4/ Уроки химии на
РЭШ

https://resh.edu.ru/subject/
29/ Электронный банк

Деятельность учителя
с учетом программы
воспитания

Устанавливать
доверительные
отношения между
учителем и
обучающимися,
способствующих
позитивному
восприятию
обучающимися
требований и просьб
учителя.
Побуждать
обучающихся соблюдать
на уроке общепринятые
нормы поведения,
правила общения со
старшими (учителями) и
сверстниками
(обучающимися).
Поддерживать в детском
коллективе деловую,
дружелюбную
атмосферу.

заданий для оценки
функциональной
грамотности

https://fg.resh.edu.ru/
https://fipi.ru/otkrytyybank-zadaniy-dlyaotsenkiyestestvennonauchnoygramotnosti
Электролитическая
диссоциация. Химические
реакции в растворах

Виртуальная лаборатория

https://content.edsoo.ru/lab
/subject/4/ Уроки химии на
РЭШ

https://resh.edu.ru/subject/
29/ Электронный банк
1.3

8

1

1

заданий для оценки
функциональной
грамотности

https://fg.resh.edu.ru/
https://fipi.ru/otkrytyybank-zadaniy-dlyaotsenkiyestestvennonauchnoygramotnosti
Итого по разделу
Раздел 2. Неметаллы и их соединения
Общая характеристика
2.1
химических элементов

17

4

0

1

Виртуальная лаборатория

Строить воспитательную
деятельность с учетом
культурных различий
детей, половозрастных и
индивидуальных
особенностей.
Привлекать внимание
обучающихся к
ценностному аспекту
изучаемых на уроке
явлений, понятий,
приемов.
Анализировать реальное
состояние дел в учебном
классе/ группе.
Побуждать
обучающихся соблюдать
на уроке принципы
учебной дисциплины и
самоорганизации.
Организовывать
экскурсии, походы,
экспедиции и т.п.
Защищать достоинство и
интересы обучающихся,
помогать детям,
оказавшимся в
конфликтной ситуации
и/или неблагоприятных
условиях.

VIIА-группы. Галогены

https://content.edsoo.ru/lab
/subject/4/ Уроки химии на
РЭШ

https://resh.edu.ru/subject/
29/ Электронный банк
заданий для оценки
функциональной
грамотности

https://fg.resh.edu.ru/
https://fipi.ru/otkrytyybank-zadaniy-dlyaotsenkiyestestvennonauchnoygramotnosti
Общая характеристика
химических элементов
VIА-группы. Сера и её
соединения

Виртуальная лаборатория

https://content.edsoo.ru/lab
/subject/4/ Уроки химии на
РЭШ

https://resh.edu.ru/subject/
29/ Электронный банк
2.2

6

0

0

заданий для оценки
функциональной
грамотности

https://fg.resh.edu.ru/
https://fipi.ru/otkrytyybank-zadaniy-dlyaotsenkiyestestvennonauchnoy-

gramotnosti
Общая характеристика
химических элементов
VА-группы. Азот, фосфор
и их соединения

Виртуальная лаборатория

https://content.edsoo.ru/lab
/subject/4/ Уроки химии на
РЭШ

https://resh.edu.ru/subject/
29/ Электронный банк
2.3

7

0

1

заданий для оценки
функциональной
грамотности

https://fg.resh.edu.ru/
https://fipi.ru/otkrytyybank-zadaniy-dlyaotsenkiyestestvennonauchnoygramotnosti
Общая характеристика
химических элементов
IVА-группы. Углерод и
кремний и их соединения

2.4

Виртуальная лаборатория

https://content.edsoo.ru/lab
/subject/4/ Уроки химии на
РЭШ

8

1

2

https://resh.edu.ru/subject/
29/ Электронный банк
заданий для оценки
функциональной
грамотности

https://fg.resh.edu.ru/
https://fipi.ru/otkrytyybank-zadaniy-dlya-

otsenkiyestestvennonauchnoygramotnosti
Итого по разделу

25

Раздел 3. Металлы и их соединения
Общие свойства металлов

Виртуальная лаборатория

https://content.edsoo.ru/lab
/subject/4/ Уроки химии на
РЭШ
3.1

4

0

0

https://resh.edu.ru/subject/
29/ Открытый банк заданий
ОГЭ

https://fipi.ru/oge/otkrytyy
-bank-zadaniy-oge
Важнейшие металлы и их
соединения

Виртуальная лаборатория

https://content.edsoo.ru/lab
/subject/4/ Уроки химии на
РЭШ

3.2

16

1

2

https://resh.edu.ru/subject/
29/ Открытый банк заданий
ОГЭ

https://fipi.ru/oge/otkrytyy
-bank-zadaniy-oge
Итого по разделу
Раздел 4. Химия и окружающая среда
Вещества и материалы в
4.1
жизни человека

20

3

0

0

Виртуальная лаборатория

https://content.edsoo.ru/lab
/subject/4/ Уроки химии на
РЭШ

https://resh.edu.ru/subject/
29/ Открытый банк заданий
ОГЭ

https://fipi.ru/oge/otkrytyy
-bank-zadaniy-oge
Итого по разделу

3

Обобщение и систематизация
знаний

Виртуальная лаборатория

https://content.edsoo.ru/lab
/subject/4/ Уроки химии на
РЭШ
3

0

0

https://resh.edu.ru/subject/
29/ Открытый банк заданий
ОГЭ

https://fipi.ru/oge/otkrytyy
-bank-zadaniy-oge
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

68

4

7

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
№
п/п

Тема урока

Количество часов
Контрольные
Всего
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

1

2

3

4

Предмет химии. Роль химии в
жизни человека. Тела и
вещества
Практическая работа № 1
«Правила работы в
лаборатории и приёмы
обращения с лабораторным
оборудованием»
Чистые вещества и смеси.
Способы разделения смесей.
Практическая работа № 2
«Разделение смесей (на
примере очистки поваренной
соли)»
Атомы и молекулы.
Химические элементы. Знаки
(символы) химических
элементов

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/ff0d210c

1

1

1

1

1

5

Простые и сложные вещества

1

6

Закон постоянства состава
веществ. Химическая
формула. Валентность атомов
химических элементов.
Относительная атомная и
молекулярная масса

1

7

Массовая доля химического
элемента в соединении

1

8

Количество вещества. Моль.
Молярная масса

1

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/ff0d23dc

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/ff0d26ca

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/ff0d2a6c
Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/ff0d2a6c
Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/ff0d2eae
Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/ff0d350c
Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/ff0d5230

9

10

11

12

13

14

15

16

Физические и химические
явления. Химическая реакция.
Признаки и условия
протекания химических
реакций
Закон сохранения массы
веществ. Химические
уравнения
Вычисления количества,
массы вещества по
уравнениям химических
реакций
Классификация химических
реакций (соединения,
разложения, замещения,
обмена)
Контрольная работа №1 по
теме «Вещества и химические
реакции»
Воздух — смесь газов. Состав
воздуха. Кислород — элемент
и простое вещество. Озон
Тепловой эффект химической
реакции, понятие о
термохимическом уравнении,
экзо- и эндотермических
реакциях
Практическая работа № 3 по
теме «Получение и собирание
кислорода, изучение его
свойств»

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/ff0d3a16
Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/ff0d3b88
Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/ff0d5708
Библиотека ЦОК

1

1

https://m.edsoo.ru/ff0d3f34
Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/ff0d4290
Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/ff0d448e
Библиотека ЦОК

1

1

https://m.edsoo.ru/ff0d4790

1

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/ff0d4ae2

17

Водород — элемент и простое
вещество. Нахождение в
природе

1

18

Понятие о кислотах и солях

1

19

20

Практическая работа № 4 по
теме «Получение и собирание
водорода, изучение его
свойств»
Вычисления объёма,
количества вещества газа по
его известному количеству
вещества или объёму

1

22

Состав оснований. Понятие об
индикаторах

1

24

25

26

Практическая работа № 6.
Решение экспериментальных

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/ff0d50d2
1

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/ff0d587a
Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/ff0d59e2

1

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/ff0d5eba
Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/ff0d6342
Библиотека ЦОК

1

1

https://m.edsoo.ru/ff0d4f42

https://m.edsoo.ru/ff0d55a0

1

1

Библиотека ЦОК

Библиотека ЦОК

1

Физические и химические
свойства воды

23

https://m.edsoo.ru/ff0d4dd0

1

21

Практическая работа № 5 по
теме «Приготовление
растворов с определённой
массовой долей растворённого
вещества»
Контрольная работа №2 по
теме «Кислород. Водород.
Вода»
Оксиды, основания, кислоты,
соли: состав, классификация,
номенклатура

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/ff0d664e
1

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/00ad9b7c

27

28

задач по теме «Основные
классы неорганических
соединений»
Контрольная работа №3 по
теме "Основные классы
неорганических соединений"
Периодический закон и
Периодическая система
химических элементов Д. И.
Менделеева

1

https://m.edsoo.ru/00ad9e1a
Библиотека ЦОК

1

29

Строение атомов.

1

30

Химическая связь

1

31

Контрольная работа №4 по
теме «Строение атома.
Химическая связь»

1

32

Обобщение и систематизация
знаний

1

33

Обобщение и систематизация
знаний

1

34

Обобщение и систематизация
знаний

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Библиотека ЦОК

1

34

https://m.edsoo.ru/00ada52c
Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/00ada342
Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/00adac34
Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/00adb486
Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/00adb33c
Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/00ad9cb2
Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/ff0d61c6
4

6

9 КЛАСС
№ п/п

1

2

Тема урока

Периодический закон.
Периодическая система
химических элементов Д. И.
Менделеева
Закономерности в изменении
свойств химических элементов
первых трёх периодов

Количество часов
Контрольные
Всего
работы

1

4

Виды химической связи и типы
кристаллических решёток

1

5

6

7

8

Контрольная работа №1 по теме
«Повторение и углубление
знаний основных разделов курса
8 класса»
Классификация химических
реакций по различным
признакам
Понятие о скорости химической
реакции. Понятие о гомогенных
и гетерогенных реакциях
Понятие о химическом
равновесии. Факторы, влияющие
на скорость химической реакции
и положение химического

1

1

1

1

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

https://m.edsoo.ru/00adb59e
Библиотека ЦОК

1

Классификация и номенклатура
неорганических веществ

Дата
изучения

Библиотека ЦОК

1

3

Практические
работы

https://m.edsoo.ru/00adb6b6
Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/00adb7e2
Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/00adbac6
1

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/00adbcb0
Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/00adbe9a
Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/00adc28c

равновесия
9

Окислительновосстановительные реакции

1

10

Теория электролитической
диссоциации. Сильные и слабые
электролиты

1

11

Ионные уравнения реакций

1

12

13

Химические свойства кислот и
оснований в свете представлений
об электролитической
диссоциации
Химические свойства солей в
свете представлений об
электролитической диссоциации

1

15

Обобщение и систематизация
знаний

1

17

18

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/00adcd68
Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/00add448
Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/00add5d8
Библиотека ЦОК

1

Понятие о гидролизе солей

16

https://m.edsoo.ru/00adcade

1

14

Практическая работа № 1.
«Решение экспериментальных
задач»
Контрольная работа №2 по теме
«Электролитическая
диссоциация. Химические
реакции в растворах»
Общая характеристика
галогенов. Химические свойства
на примере хлора

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/00add8b2
Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/00add9d4
Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/00addd12

1

1

1

1

1

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/00addbfa
Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/00addec0
Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/00addfe2

19

20

21

22

23

24

25

26

Хлороводород. Соляная кислота,
химические свойства, получение,
применение
Практическая работа № 2 по теме
«Получение соляной кислоты,
изучение её свойств»
Вычисления по уравнениям
химических реакций, если один
из реагентов дан в избытке
Общая характеристика элементов
VIА-группы
Аллотропные модификации
серы. Нахождение серы и её
соединений в природе.
Химические свойства серы
Сероводород, строение,
физические и химические
свойства
Оксиды серы. Серная кислота,
физические и химические
свойства, применение
Химические реакции, лежащие в
основе промышленного способа
получения серной кислоты.
Химическое загрязнение
окружающей среды
соединениями серы

Библиотека ЦОК

1

1

1

1

1

1

1

1

27

Вычисление массовой доли
выхода продукта реакции

1

28

Общая характеристика элементов

1

https://m.edsoo.ru/00ade104
1

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/00ade348
Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/00ade488
Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/00ade64a
Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/00ade64a
Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/00ade802
Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/00adea28

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/00adec8a
Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/00adec8a
Библиотека ЦОК

29

30

31

32

33

34

VА-группы. Азот,
распространение в природе,
физические и химические
свойства
Аммиак, его физические и
химические свойства, получение
и применение
Практическая работа № 3 по теме
«Получение аммиака, изучение
его свойств»
Азотная кислота, её физические
и химические свойства
Использование нитратов и солей
аммония в качестве минеральных
удобрений. Химическое
загрязнение окружающей среды
соединениями азота
Фосфор. Оксид фосфора (V) и
фосфорная кислота, физические
и химические свойства,
получение
Использование фосфатов в
качестве минеральных
удобрений. Загрязнение
природной среды фосфатами

https://m.edsoo.ru/00adeea6

Библиотека ЦОК

1

1

https://m.edsoo.ru/00adf004
Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/00adf180
Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/00adf306
Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/00adf518

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/00adf68a
Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/00adfc20

10 КЛАСС
№ п/п

Тема урока

Всего

Количество часов
Контрольные Практические
работы
работы

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Углерод, распространение в
природе, физические и
химические свойства
Оксиды углерода, их физические
и химические свойства.
Экологические проблемы,
связанные с оксидом углерода
(IV)
Угольная кислота и её соли
Практическая работа № 4 по теме
"Получение углекислого газа.
Качественная реакция на
карбонат-ион"
Первоначальные понятия об
органических веществах как о
соединениях углерода
Кремний и его соединения
Практическая работа № 5.
Решение экспериментальных
задач по теме «Важнейшие
неметаллы и их соединения»
Контрольная работа №3 по теме
«Важнейшие неметаллы и их
соединения»
Общая характеристика
химических элементов —
металлов. Металлическая связь и

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/00adfd9c
Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/00adfebe
Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/00ae006c

1

1

https://m.edsoo.ru/00ae054e
Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/00ae080a

1

1

https://m.edsoo.ru/00ae027e
Библиотека ЦОК

1

1

Библиотека ЦОК

1

1

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/00ae0bf2
Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/00ae0e18
Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/00ae103e

10

11

металлическая кристаллическая
решётка. Физические свойства
металлов
Химические свойства металлов.
Электрохимический ряд
напряжений металлов
Общие способы получения
металлов. Сплавы. Вычисления
по уравнениям химических
реакций, если один из реагентов
содержит примеси

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/00ae1156
Библиотека ЦОК

1

12

Понятие о коррозии металлов

1

13

Щелочные металлы

1

14

Оксиды и гидроксиды натрия и
калия

1

15

Щелочноземельные металлы –
кальций и магний

1

16

Важнейшие соединения кальция

1

17

Обобщение и систематизация
знаний

1

18

Жёсткость воды и способы её
устранения

1

19

Практическая работа № 6 по теме
"Жёсткость воды и методы её
устранения"

1

20

Алюминий

1

https://m.edsoo.ru/00ae1156
Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/00ae1278
Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/00ae14b2
Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/00ae14b2
Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/00ae15e8
Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/00ae15e8

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/00ae1886
1

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/00ae1ae8
Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/00ae1c64
21

Амфотерные свойства оксида и
гидроксида

1

22

Железо

1

23

Оксиды, гидроксиды и соли
железа (II) и железа (III)

1

24

25

26

27
28

Обобщение и систематизация
знаний
Практическая работа № 7.
Решение экспериментальных
задач по теме «Важнейшие
металлы и их соединения»
Вычисления по уравнениям
химических реакций, если один
из реагентов дан в избытке или
содержит примеси. Вычисления
массовой доли выхода продукта
реакции
Обобщение и систематизация
знаний
Контрольная работа №4 по теме
«Важнейшие металлы и их
соединения»

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/00ae1c64
Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/00ae1d86
Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/00ae35e6

1

1

1

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/00ae3de8

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/00ae1750

1
1

29

Вещества и материалы в
повседневной жизни человека

1

30

Химическое загрязнение
окружающей среды

1

31

Роль химии в решении

1

1
Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/00ae3f50
Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/00ae4270
Библиотека ЦОК Химия. 10

класс. Базовый уровень.
Проверочные и
контрольные работы/
Габриелян О. С., Лысова
Г. Г. М: Просвещение

экологических проблем

32

Обобщение и систематизация
знаний

1

33

Обобщение и систематизация
знаний

1

34

Обобщение и систематизация
знаний

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

68

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/00ae0d0a
Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/00adb33c
Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/00ad9cb2
4

7

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Химия, 8 класс/ Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А., Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»
• Химия, 9 класс/ Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А.,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Зыкова Е.В. Сборник задач и упражнений по химии. 8-9 классы: учебное
пособие. М.: БИНОМ
Химия. Сборник задач и упражнений. 8 класс: учеб. пособие для
общеобразоват. организаций/ О.С. Габриелян, И.В. Тригубчак. М.:
Просвещение.
Свердлова Н.Д. Сборник задач, упражнений и тестов по химии: 8-9 классы: к
учебникам О.С. Габриеляна, И.Г. Остроумова, С.А. Сладкова. М.:
Издательство "Экзамен"
Гончарук О.Ю. Дидактические материалы по химии: 8 класс. ФГОС. М.:
Издательство "Экзамен"Рябов М.А. Тесты по химии: 8 класс: к учебнику О.С.
Габриеляна, И.Г. Остроумова. М.: Издательство "Экзамен"
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Тренажер «Облако знаний» https://www.imumk.ru/offer/9022
Виртуальная лаборатория https://content.edsoo.ru/lab/subject/4/
Уроки химии на РЭШ https://resh.edu.ru/subject/29/
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности https://fg.resh.edu.ru/
https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
Открытый банк заданий ОГЭ https://fipi.ru/oge/otkrytyy-bank-zadaniy-oge
Элементы большой науки elementy.ru

Цифровой сервис «Домашние задания https:/ https://media.prosv.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».