Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» АООП для обучения лиц с ОВЗ (умственная отсталость)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Костомукшского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.С.Пушкина»
(МБОУ КГО «СОШ №2 им. А.С.Пушкина»)

«Согласовано»
на заседании МСШ
протокол №1
от 26.08.2024 г.
Руководитель МСШ

«Принято»
педагогическим
советом
протокол №1
от 27.08. 2024 г.
Директор школы

«Утверждено»
приказ по школе №151
от 30.08.2024г.
Директор школы
Герасимчук Н.Н.

Хинконен Л.И
Герасимчук Н.Н.

Рабочая программа
учебного предмета «Обществознание»
адаптированной основной общеобразовательной программы
для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья
(умственная отсталость)

г. Костомукша, 2024 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
При составлении рабочей программы по обществознанию в 10-12 классах учтены и
использованы следующие документы:










Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 12.2012 года №
273 – ФЗ.
Базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида (1 вариант), утверждённый приказом Минобразования РФ от
10.04.2002 № 29/2065-П «Об утверждении учебных планов специальных
(коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с
отклонениями в развитии».
Программно-методическое обеспечение для 10-12 классов с углубленной трудовой
подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях 8 вида.
Под редакцией А. М. Щербаковой, Н. М. Платоновой. М. «ВЛАДОС» 2006. — 331 с.
— (Коррекционная педагогика).
СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным
программам для обучающихся с ОВЗ», утверждены постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ № 26 от 10. 07. 2015.
Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Костомукшского
городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 2 имени А. С. Пушкина».
Положение о рабочей программе.

Учебный курс «Обществознания» обучающиеся начали изучать в 8-9 классах, в
которых преобладающее внимание уделялось формированию у умственно отсталых
учащихся морально-этических и политико-правовых знаний. Содержание курса в 8-9
классах носит пропедевтический характер и призвано способствовать возможно большей
самореализации личностного потенциала у детей с нарушениями интеллекта.
В 10-12 классах курс «Обществознания» направлен на расширение правовых
знаний у учащихся, формирование у них умений пользоваться своими правами, на
профилактику противоправных нарушений.
Курс рассчитан на 102 ч (34 ч – в 10 классе, 34 ч – в 11 классе, 34 ч – в 12 классе),
из которых не менее половины должно быть отведено на практическое закрепление
программного материала через ролевые игры, выполнение практических занятий по
составлению диалогов, памяток, заявлений и т.п. Уроки-экскурсии и уроки-встречи
помогут умственно отсталым учащимся познакомиться с реальной действительностью,
использовать на практике знания по правовым вопросам, полученные на уроках.
Основные цели:
 создание условий для социальной адаптации учащихся с интеллектуальным
недоразвитием путем повышения их правовой и этической грамотности как основы
интеграции в современное общество;
 формирование нравственного и правового сознания развивающейся личности
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
 формирование умения реализовывать правовые знания в процессе правомерного
социально-активного поведения.
Основные задачи:
 знакомство с Основным Законом государства - Конституцией Российской Федерации;
 формирование ведущих понятий предмета: мораль, право, государство, гражданин,
2

закон, правопорядок и др.;
формирование основ правовой культуры учащихся: уважения к законам, законности и
правопорядку; убежденности в необходимости соблюдать законы, желания и умения
соблюдать требования закона;
формирование навыков сознательного законопослушного поведения в обществе;
формирование чувства ответственности за свое поведение в обществе;
формирование представлений о мерах ответственности за совершенное
правонарушение;
формирование нравственных понятий «добро», «порядочность», «справедливость» и
др.;
формирование представлений о единстве прав и обязанностей гражданина России;
воспитание познавательного интереса к предмету;
воспитание гражданственности, патриотизма, толерантности;
коррекция и развитие познавательных психических процессов.











СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
10 класс

№
п\п

Содержание учебного предмета

Колво
часов
1

1

Введение.
Предмет обществоведение, его цели и
задачи.

2-3

Элементы теории государства и права.
Понятие о государстве, его основные
признаки, задачи и функции. Признаки
правового государства.

2

4-7

Основы конституционного права в
России.
Конституция РФ — основной закон
государства. Дата принятия действующей
конституции.
Основные принципы конституции:
демократизм, законность, гуманизм,
равноправие граждан.
Федеративное устройство РФ, субъекты
РФ.
Права и свободы человека и гражданина в
РФ. Гражданство.
Классификация прав и свобод гражданина.
Гражданские (личные) права и свободы.
Социально-экономические права и

4

Методические рекомендации
для учителя
Учащимся дается понятие о
предмете, его значимости в
подготовке учащихся к
самостоятельной жизни.
Учитель знакомит учащихся
с функциями государства:
внутренними
(регулятивными,
экономическими,
социальными,
охранительными), внешними
(международное
сотрудничество, оборона
государства).
Учащиеся в доступной для
них форме знакомятся с
отдельными главами и
статьями конституции.
Им дается понятие личности
и гражданина.
Понятия: органы
государства, глава
государства, символы
государства.
Президент РФ, федеральное
собрание, правительство и их
компетенция. Экскурсии в
органы местного
самоуправления, судебные,
3

8-9

1011

свободы. Политические права и свободы.
Обязанности гражданина РФ,
конституционные гарантии реализации
прав и свобод граждан.
Призыв на военную службу.
Система органов власти в РФ. Органы
местного самоуправления, их
компетенция, сфера деятельности.
Правосудие в РФ. Органы правосудия,
суды в РФ. Органы прокуратуры.
Правоохранительные органы (милиция).
Система этих органов, их задачи и
функции.
Демократические выборы. Избирательные
права граждан.
Правовые основы образования в РФ.
Основные положения закона РФ «Об
образовании».
Устав образовательного учреждения, его
особенности. Праваи обязанности
учащегося образовательного учреждения.
Дополнительные гарантии права на
образование для выпускников
интернатных учреждений.
Основы гражданского права.
Возникновение гражданских прав и
обязанностей.
Осуществление и защита гражданских
прав.
Понятие правоспособности.
Имя гражданина.
Место жительства.
Жилищное право.
Понятие дееспособности.
Отличие правоспособности и
дееспособности.
Признание гражданина недееспособным
или ограниченно дееспособным.

правоохранительные органы.
Проведение ролевой игры «я
избиратель».

2

Учитель знакомит учащихся
в доступной для них форме с
нормативным документом.
Предлагается практическая
работа по записи в тетрадь
прави обязанностей ученика
в данном образовательном
учреждении.

2

При изучении темы
«дееспособность»
необходимо более подробно
остановиться на изучении
статей гражданского кодекса
о дееспособности
малолетних,
несовершеннолетних в
возрасте от 14 до 18 лет,
эмансипации. Для
закрепления полученных
знаний учащимся
предлагаются практические
работы по решению
ситуационных задач,
связанных с возникающим
правом несовершеннолетних
(распоряжение заработком,
лишение права
распоряжаться заработком,
совершение сделок, вклады в
банки и кредитные
организации и т.д.).
При ознакомлении со ст. 47
Гк «О регистрации актов
гражданского состояния»
необходимо отметить, что
только перечисленные в

1213

Регистрация актов гражданского
состояния, цели.
Органы, которые производят
государственную регистрацию актов
гражданского состояния.
Государственная регистрация рождения:
основание, место, порядок регистрации.

2

1415

Государственная регистрация
заключения брака: основание, место,
порядок заключения брака.

2

4

16

Государственная регистрация
расторжения брака: основание, место,
порядок.

1

17

Государственная регистрация
усыновления (удочерения): основание,
место, порядок.
Государственная регистрация
установления отцовства: место, основание,
порядок.
Государственная регистрация перемены
имени: основание место, порядок.

1

18

19

2023

2426

2730

Государственная регистрация смерти:
основание, место, порядок.
Внесениеисправлений и изменений в
записи актов гражданского состояния:
основания, место, порядок.
Право собственности и его защита.
Пользования жилыми помещениями
понятие и содержание права
собственности. Права и обязанности
собственника.
Частная собственность.
Общая и совместная собственность.
Собственность на жилое помещение.
Квартира как объект права собственности.
Права членов семьи собственников на
жилое помещение.
Способы защиты права собственности.
Правила пользования жилыми
помещениями.
Обеспечение сохранности жилищного
фонда.
Своевременная оплата коммунальных
платежей.
Льготы по оплате.
Переустройство и перепланировка жилого
помещения.
Содержание животных в жилых
помещениях.
Проживание в квартирах коммунального
заселения. Санкции за нарушение правил.

Наследственное право.
Основные понятия: наследование,
наследство, наследодатель, наследники,

1

1

4

3

4

статье акты подлежат
государственной
регистрации и являются
основными
документамигражданина при
решении многих вопросов
правового характера.
Например, доказательство
родства, взыскание
алиментов, возникновение
права на наследство,
получение пособий ипенсий
по потере кормильца и т.п.
Чтение и копирование
свидетельств.
Запись в тетрадь перечня
свидетельств при
доказательстве родства.
Например, при изменении
фамилии после вступления в
брак необходимодоказать
родство с тетей.
Необходимые документы:
свидетельство орождении
тети и одного из родителей
(ее родного брата или родной
сестры), свое свидетельство
о рождении, свидетельство о
браке.
При изучении данной темы
учащиеся должны
ознакомиться с вещными
правами лиц, не являющихся
собственниками ст. 216 Гк, а
именно в частиправа
пожизненного наследуемого
владения земельным
участком, правом
постоянного (бессрочного)
пользования земельным
участком.
В интернатных учреждениях
целесообразно проводить
занятия по данной теме с
опорой на конкретные
данные по каждому ученику.
Решение практических задач
на выделение долей общей
собственности.
Данная тема является важной
для понимания умственно
отсталыми детьми как
5

недостойные наследники, место и время
открытия наследства.
Виды наследования: по закону и по
завещанию.
Принятие наследства и отказ от
наследства.
Свидетельство о праве на наследство.

3134

4
Основы административного права.
Понятие административного
правонарушения (проступка).
Виды административных правонарушений:
умышленное и по неосторожности.
Административная ответственность
несовершеннолетних.
Понятие административного взыскания.
Цели взысканий.
Виды административных взысканий.
Делопроизводство при административных
правонарушениях. Порядок составления
протоколов.
Права и обязанности правонарушителя.
Смягчающие и отягощающие
обстоятельства.
Порядок рассмотрения дел об
административных нарушениях. Комиссия
по делам несовершеннолетних виды
административных постановлений.
Порядок и сроки обжалования и
опротестования постановления по делу об
административном нарушении.

гарантия их прав, особенно
детей, оставшихся без
попечения родителей и
сирот.
Необходимо особо
остановиться на понимании
ст.1154 и ст. 1155 Гк «О
сроке принятия наследства и
принятии наследства по
истечении установленного
срока», так как в практике
именно эти статьи чаще
всего нарушаются
наследниками (не
реализуются).
При сообщении учащимся
возраста, с которого
наступает административная
ответственность, следует
отметить, что имеются
правонарушения, за которые
ответственность наступает
на общих основаниях.
Это: мелкое хищение чужого
имущества, мелкое
хулиганство, нарушение
правил общежития,
нарушение правил
дорожного движения,
управление транспортным
средством в пьяном виде или
без права на управление, за
злостное неповиновение
сотруднику милиции и т.д.
При внесении записей в
тетрадь учащиеся
перечисляют виды
административных
взысканий: предупреждение,
штраф, изъятие,
конфискация, лишение
специального права,
исправительные работы,
административный арест.
Желательно, чтобы учащиеся
имели возможность получать
данные сведения из
первоисточника.
При проведении
практических занятий
учащимся предлагаются
бланки протоколов об
6

административных
правонарушениях с просьбой
прочитать уже заполненные
или заполнить протокол
трафарет самим.
При этом необходимо
сообщить учащимся, что они
имеют право на
представителя защиты со
стороны родителей, опекуна
или попечителя, или
адвоката.
Предлагая ролевую игру,
учитель обращает внимание
на важность соблюдения
правил культуры речи.
Можно предложить
несколько вариантов одного
и того же сюжета, где
взыскания будут различными
благодаря умело
проведенному диалогу.
11 класс
№
п\п
1

Содержание учебного предмета
Основы уголовного права.
Задачи уголовного кодекса РФ.
Отличие правонарушения от
преступления.
Принципы законности, равенства
граждан перед законом, вины,
справедливости и гуманизма.
Классификация преступлений.
Понятие уголовной ответственности.
Лица, подлежащие уголовной
ответственности.
Состав преступления и его виды.
Порядок привлечения к уголовной
ответственности.
Вменяемость и невменяемость.
Смягчающие и отягчающие вину
обстоятельства.
Соучастие в преступлении.
Наказание, его виды и цели.
Уголовная ответственность
несовершеннолетних.
Краткая характеристика преступлений
против жизни и здоровья, против
половой неприкосновенности, против

Колво
часов
12

Методические рекомендации для
учителя
Задачами уголовного права
являются:
Охрана прав и свобод гражданина,
Собственности, общественного
порядка и общественной
безопасности,
Окружающей среды,
конституционного
Строя РФ от преступных
посягательств,
Обеспечение мира и безопасности
Людей, а также предупреждение
преступлений.
В целях лучшего понимания
отличий
Правонарушения и преступления
учащимся следует сделать записи в
тетрадях о их признаках и
предложить ряд
Сюжетов на определение их
отношения
К той или иной группе. Например:
1.Оля Г. получила от двух знакомых
Крупную сумму денег на покупку
7

собственности, против здоровья
населения и общественной
нравственности.
Права подозреваемого, обвиняемого,
осужденного.
Конституционные права на знакомство
с материалами дела, защиту адвоката,
законного представителя.

Основы трудового права.
Цели и задачи трудового
законодательства в РФ.
Основные принципы правового
регулирования трудовых отношений.
Запрещение дискриминации и
принудительного труда.
Закон о занятости населения.
Статус безработного. Специально
созданные рабочие места.
Квотирование рабочих мест в Москве.
Дополнительные гарантии по
трудоустройству для инвалидов,
несовершеннолетних, выпускников
интернатных учреждений.

10

для них дорогостоящих вещей и
скрылась.
2.Подростки в возрасте 14 лет
баловались с огнем и подожгли
дверь в подъезде.
3.Олег А. управлял мотоциклом,
выпив несколько кружек пива.
4.Лена Р. получила квартиру, но в
течение одного года в ней не
регистрировалась.
5.Вася М. в пьяном виде ударил
соседку по квартире, угрожал
физической расправой, размахивал
ножом.
6.В городе Н. подростки
организовали группу, которая
нападала на прохожих и отбирала у
них личные вещи.
Ответ:
Преступления — 1
(мошенничество), 5 (хулиганство), 6
(разбой),
проступки (правонарушения) — 2
(повреждение имущества), 3
(управление мотоциклом в
нетрезвом состоянии),
4 (нарушение правил регистрации
по месту жительства).
Особое внимание необходимо
уделить знакомству с понятиями
«вменяемость», «невменяемость»,
«ограниченная» (уменьшенная)
вменяемость». Кроме того,
учащимся необходимо разъяснить
их права как лицам, имеющим
ограничения жизнедеятельности в
плане понимания информации.
Трудовое право регулирует
трудовые правоотношения
работников на предприятиях, в
учреждениях, организациях и иных
формах использования наемного
труда.
Целями трудового законодательства
являются установление
государственных гарантий
трудовых прав и свобод граждан,
создание благоприятных условий
труда, защита прав и интересов
работников и работодателей.
Для умственно отсталого
выпускника поиск рабочего места в
8

условиях сложившегося рынка
труда является не простым делом.
Он не выдерживает конкуренции со
своими сверстниками,
окончившими среднюю школу.
Цели и задачи данного курса не
только вооружить умственно
отсталого ученика знаниями по
основам трудового
законодательства, но и
сформировать потребность в труде,
уверенность в своих силах.
На уроках необходимо отводить
больше времени на практическую
работу со справочным материалом,
проведение ролевых игр и разбор
различных ситуаций. Например:
запись в тетрадь: какие трудовые
права имеет работник?
Ответ: каждый работник имеет
право:
 на вознаграждение за труд не
ниже установленного
законом минимального
размера оплаты труда;
 на условия труда,
отвечающие требованиям
гигиены и безопасности;
 на отдых (еженедельные
выходные, праздничные дни,
ежегодный оплачиваемый
отпуск);
 на объединение в
профсоюзы;
 на социальное обеспечение
по возрасту и при
нетрудоспособности;
 на судебную защиту своих
прав.
После записи в тетрадь учащимся
предлагаются задачи, в которых
будет допущено какое-либо
нарушение трудовых прав.
При изучении темы о
гарантияхнесовершеннолетним
можно предложить следующие
задачи: семнадцатилетний Н. и
двадцатилетний Л. приняты на
работу с испытательным сроком. По
истечении месяца их уволили как не
выдержавших испытательный срок.
Правомерны ли действия
9

администрации?
Ответ: несовершеннолетнего Н.
уволили неправомерно, а
двадцатилетнего Л.—
правомерно.Юра 17 лет попросил,
чтобы ему предоставили отпуск в
летнее время. Администрация
предприятия отказала ему в этом.
Права ли администрация?
Ответ: администрация не права, так
как работникам моложе 18 лет
ежегодный оплачиваемый отпуск
может предоставляться по их
просьбе в любое время года.
3

12
Трудовые отношения, стороны
трудовых отношений.
Трудовой договор(контракт). Понятие,
виды и формы трудового договора.
Содержание и порядок заключения и
расторжения трудового договора.
Трудовая книжка.
Документы для оформления на работу.
Работодатель и работник.
Права и обязанности сторон.
Социальные гарантии.
Рабочее время и время отдыха. Виды
рабочего времени: полный,
сокращенный, неполный,
ненормированный рабочий день.
Сверхурочные работы.
Понятие времени отдыха: перерыв,
выходные и праздничные дни,
ежегодны отпуск, отпуск без
сохранения содержания.
Оплата труда.
Дополнительные гарантии
несовершеннолетним, инвалидам.
Листок нетрудоспособности.
Пенсионное обеспечение.
Дисциплина труда. Внутренний
трудовой распорядок.
Понятие дисциплинарного поступка.
Виды дисциплинарныхвзысканий и
порядок их применения.
Материальная ответственность.
Порядок возмещения материального
вреда.
Меры правового воздействия,
применяемые за хищения по месту
работы.
Защита трудовых прав работниками
профессиональных союзов.
10

12 класс
№
п\п
1

Содержание учебного предмета
Основы семейного права.
Субъекты семейных правоотношений:
супруги, родители, дети, усыновители,
усыновленные, опекуны, попечители.
Порядок и условия заключения брака.
Брачный контракт.
Обязанности граждан, вступивших в
брак.
Порядок расторжения брака супругов с
детьми и без таковых.
Права и обязанности супругов.
Совместная и частная собственность
супругов.
Права и обязанности родителей.
Равенство прав родителей.
Права несовершеннолетних родителей.
Права и обязанности родителей по
воспитанию детей.
Права и обязанности родителей по
осуществлению и защите прав детей.
Лишение родительских прав и
восстановление в правах.
Отобрание ребенка при
непосредственной угрозе жизни ребенка
или его здоровью.
Установление происхождения детей.
Права несовершеннолетних детей и
инвалидов с детства.
Право ребенка на общение со своими
родителями и другими родственниками.
Право на общение с ребенком бабушки,
дедушки, братьев и сестер.
Право ребенка на имя, отчество и
фамилию.
Право ребенка на защиту.
Имущественные права ребенка.
Усыновление и удочерение детей.
Опека и попечительство.
Права и обязанности опекуна.Права
детей, находящихся под опекой
(попечительством).
Права детей, оставшихся без попечения
родителей и находящихся в
воспитательных учреждениях.
Обязанности родителей по содержанию
несовершеннолетних детей. Алиментные
обязательства членов семьи.

Методические рекомендации для
учителя
Семейное право регулирует личные и
Имущественные отношения между
Гражданами, возникающие из брака,
Рождения детей и принятия детей на
Воспитание.
Знакомство с семейным правом
направлено не только на усвоение
возникающих семейных
правоотношений, но на формирование
разумного и требовательного подхода
к решению вопроса о создании семьи и
рождению ребенка.
Умственно отсталые выпускники,
особенно из числа оставшихся без
попечения родителей, испытывают
большие затруднения при
установлении семейных отношений.
При разъяснении статей данного
законодательства учитель должен
использовать знания учеников,
полученные при изучении
гражданского, жилищного кодексов.
Следует учитывать, что часть детей
имеет какую-то собственность (жилье,
земельные участки и т.п.) и задача
учителя предлагать для обсуждения
задачи, приближенные к реальным.
Например:
Выпускница Ирина П. имеет в личной
собственности квартиру. Будет ли
являться собственником ее квартиры
будущий муж, которого она
зарегистрирует на свою жилплощадь?
Занятия по предлагаемой тематике
должны проходить в виде бесед,
диспутов, ролевых игр. Учащиеся
должны научиться пользоваться
первоисточником, знать названия и
порядок обращения в различные
организации, осуществляющие защиту
прав семьи и несовершеннолетних
детей.
Целесообразно проведение экскурсий в
органы ЗАГСа, опеки и
попечительства, нотариальную
контору, суд. Работе по составлению
различных видов заявлений с
11

Размер алиментов на детей.
Право на алименты нетрудоспособных
совершеннолетних детей.
Участие родителей в дополнительных
расходах.
Обобщающие уроки.

трафаретными текстами, в
произвольной форме, по заполнению
бланков и т.п. должно быть отведено
достаточное количество времени.
Учащимся можно предложить
просмотр фильмов на семейную,
любовную тематику с последующим
обсуждением (фильмы должны быть
простыми по сюжету,
высоконравственными). Не исключен
просмотр телепередач в интернатных
учреждениях с их комментарием и
последующим диспутом.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ ВЫПУСКНИКА
1 уровень:









знание некоторых понятий (мораль, право, государство, Конституция, гражданин);
представление о правонарушениях и видах правовой ответственности;
представление о законодательной, исполнительной и судебной власти РФ;
знание основных прав и обязанностей гражданина РФ;
знание основных изученных терминов и их определения;
написание заявлений, расписок, просьб, ходатайств;
оформление стандартных бланков;
знание названий и назначения правовых организаций, в которые следует
обращаться для решения практических жизненных задач;
 поиск информации в разных источниках.
2 уровень:











знание названия страны, в которой мы живём;
знание названий государственных символов России;
представление о том, что поведение человека в обществе регулируют
определённые правила (нормы) и законы;
знание названия основного закона страны, по которому мы живём;
знание основных прав и обязанностей гражданина РФ;
написание некоторых деловых бумаг (с помощью педагога), заполнение
стандартных бланков.
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся
Отметка «5» ставится, если учащийся полностью усвоил учебный материал, может
изложить его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными
примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы
учителя.
Отметка «4» ставится, если учащийся в основном усвоил учебный материал,
12







допускает незначительные ошибки в его изложении, подтверждает ответ
конкретными примерами, правильно отвечает на дополнительные вопросы.
Отметка «3» ставится, если учащийся не усвоил существенную часть учебного
материала, допускает значительные ошибки в его изложении своими словами,
затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами, слабо отвечает на
дополнительные примеры.
Нормы оценки тестирования
Оценка «5» ставится, если все ответы правильные и работа выполнена
самостоятельно.
Оценка «4» ставится, если допущена 1 - 2 ошибки.
Оценка «3» ставится, если допущены более 2 ошибок.

Приложение 1
Календарно-тематическое планирование учебного предмета
«Обществознание»
13

Класс – 10
Количество часов в неделю – 1
Количество часов в год – 34
№ п\п

1
2

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23

24
25
26
27

28
29

Тема урока

Введение.
Предмет обществоведение, его цели и задачи.
Элементы теории государства и права.
Понятие о государстве, его основные признаки, задачи и
функции.
Элементы теории государства и права. Признаки правового
государства.
Основы конституционного права в России.
Конституция РФ — основной закон государства.
Основы конституционного права в России. Права и свободы
человека и гражданина в РФ.
Основы конституционного права в России. Обязанности
гражданина РФ.
Основы конституционного права в России. Система органов
власти в РФ.
Правовые основы образования в РФ.
Правовые основы образования в РФ.
Основы гражданского права.
Основы гражданского права.
Регистрация актов гражданского состояния, цели.
Регистрация актов гражданского состояния, цели.
Государственная регистрация заключения брака.
Государственная регистрация заключения брака.
Государственная регистрация расторжения брака.
Государственная регистрация усыновления (удочерения).
Государственная регистрация перемены имени.
Государственная регистрация смерти.
Право собственности и его защита. Пользование жилым
помещением. Права и обязанности собственника.
Право собственности и его защита. Права и обязанности
собственника. Частная собственность.
Право собственности и его защита.
Общая и совместная собственность.
Право собственности и его защита. Собственность на жилое
помещение.
Квартира как объект права собственности.
Права членов семьи собственников на жилое помещение.
Права членов семьи собственников на жилое помещение.
Права членов семьи собственников на жилое помещение.
Наследственное право.
Основные понятия: наследование, наследство, наследодатель,
наследники, недостойные наследники, место и время открытия
наследства.
Наследственное право. Виды наследования: по закону и по
завещанию.
Наследственное право. Принятие наследства и отказ от

Дата

02.09
09.09

16.09
23.09
30.09
07.10
14.10
21.10
11.11
18.11
25.11
02.12
09.12
16.12
23.12
13.01
20.01
27.01
03.02
10.02
17.02
27.02
02.03

12.03
16.03
20.03
11.04

13.04
18.04
14

30
31
32
33
34

наследства.
Наследственное право. Свидетельство о праве на наследство.
Основы административного права.
Основы административного права.
Основы административного права.
Основы административного права.

20.04
25.04
27.04
16.05
18.05

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».