РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Костомукшского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.С.Пушкина» (МБОУ КГО «СОШ №2 им. А.С.Пушкина») «Согласовано» на заседании МСШ протокол №1 от 26.08.2024 г. Руководитель МСШ «Принято» педагогическим советом протокол №1 от 27.08. 2024 г. Директор школы «Утверждено» приказ по школе №151 от 30.08.2024г. Директор школы Герасимчук Н.Н. Хинконен Л.И Герасимчук Н.Н. Рабочая программа учебного предмета «Профессионально-трудовое обучение» адаптированной основной общеобразовательной программы для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость) г. Костомукша, 2024 г 1. Пояснительная записка Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами: Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ). Базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (1 вариант), утверждённый приказом Минобразования РФ от 10.04.2002 № 29/2065-П «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии». Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно– эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации 3 марта 2011 года, регистрационный №1993. Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на текущий год. Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Костомукшского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 2 имени А. С. Пушкина». Учебный план МБОУ КГО «СОШ № 2 им. А. С. Пушкина» для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость) (вариант1) на текущий учебный год; Положение о рабочей программе. Программа составлена на основе следующих программно-методических материалов: Уборщик служебных помещений (Платонова Н.М.). Программно-методическое обеспечение для 10–12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя / под ред. А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. — 331с. Рабочий подворья. Программа трудового обучения и воспитания для учащихся с проблемами в развитии /под редакции Селезнёвой Н.П. - Издательство Красноярск, 1999. - 166 с. Подготовка младшего обслуживающего персонала (С.Л.Мирский). Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5–9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой.—М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011.—Сб.2. - 304с. Программа ориентирована на образование обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и основывается на той теоретической и практической учебной базе, которую учащиеся получили в процессе трудового обучения и воспитания в 5-9 классах коррекционной школы, и является обобщающим практическим этапом для выпускников, выходящих в самостоятельную жизнь. Цель реализации программы: Подготовка обучающихся к самостоятельному выполнению необходимых видов работ по уборке служебных помещений согласно должностной инструкции с целью их дальнейшей социальной адаптации на рабочем месте. Задачи: 1. Развитие у учащихся способности ориентироваться в разных видах служебных помещений; планировать последовательность действий при уборке. 2. Выработка самостоятельных трудовых умений и навыков, необходимых для выполнения функций уборщика служебных помещений. 3. Формирование необходимых коммуникативных навыков. 4. Формирование у обучающихся положительного отношения к трудовой деятельности, становление и закрепление социальных мотивов трудовой деятельности 5. Формирование устойчивой целенаправленности, дисциплинированности и ответственного отношения к выполнению своих обязанностей на рабочем месте. 6. Формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, настойчивость, самостоятельность. 2. Общая характеристика учебного предмета Данная программа «Уборщик служебных помещений» является одним из профилей трудового обучения, направленный на практическую подготовку выпускников к трудоустройству по данному профилю, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации и самореализации, на повышение уровня общего развития учащихся. Программа составлена с учётом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличение объёма сведений. Он также способствует усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию коммуникативных действий и функций речи. В ходе реализации программы решается задача воспитания личностных качеств: трудолюбия, настойчивости, аккуратности, терпения, самостоятельности. Ведётся работа над формированием организационных умений в труде: вовремя приходить на работу; работать определённое время на своём рабочем месте; готовить к работе инвентарь и убирать его по окончании работы; знать и выполнять правила внутреннего распорядка. При отборе конкретного содержания обучения принципиально важное значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности. Характерными особенностями учебного предмета являются: -практико-ориентированная направленность содержания обучения; -применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технологических задач; -применение полученного опыта практической деятельности для выполнения трудовых обязанностей. Рабочая программа «Производственное обучение. (Уборщик служебных помещений») имеет следующие разделы: «Вводное занятие: Введение в профессию», «Содержание трудовой деятельности уборщицы», «Требования охраны труда перед началом работы, во время работы, по окончании работ», «Санитарно – гигиенические требования», «Уборка помещений. Виды служебных помещений», «Уход за стенами, потолком», «Уход за полами», «Уход за мебелью», «Уборка санузла», «Уборка лестниц», «Пылесос». «ВТО различных изделий», «Мытьё посуды», «Уборка предприятий общественного питания», «Уборка больничных палат», «Машинка автомат. Устройство, правила пользования», «Уход за поверхностями и переплётами оконных рам», «Уход за окнами». Программа реализуется через следующие методы и приёмы обучения: разнообразные по форме практические упражнения и задания, наглядные опоры, демонстрация учебных пособий и образцов, технологические карты, практические работы. В тематическом планировании курса предусматриваются: уроки изучения нового материала, комбинированные, обобщающие уроки, практические работы, экскурсии. Основные содержательные линии выстроены с учетом возрастных и психофизических особенности развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать совершенствовать у детей с ограниченными возможностями здоровья необходимые им навыки для самостоятельной жизни и в трудовой деятельности. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработки навыков общения с людьми и т.д. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения и практические работы. Содержание учебного предмета соответствует основным задачам образования в 10—12 классах (углубленная трудовая подготовка, углубленная социально-бытовая ориентировка в обществе). Межпредметные связи: «Уборщик служебных помещений» – русский язык /закрепление навыков письма при выполнении письменных работ/; «Уборщик служебных помещений» - СБО /различные виды уборки квартиры, уход за мебелью, полами и т.п./; «Уборщик служебных помещений» – математика /расчет количества моющих средств и т.д./ 3. Описание места учебного предмета в учебном плане В учебном плане предмет «Производственное обучение. (Уборщик служебных помещений)» относится к образовательной области «Профессионально-трудовое обучение», в таблице представлено количество часов, отведенных на данный предмет в 10-12 классах: Класс 10 класс 11 класс 12 класс Количество часов в неделю 4 часа 4 часа 4 часа Количество часов в год Всего 136 часов 136 часов 136 часов 408 ч 4. Планируемые результаты освоения учебного предмета 1. Обучающиеся должны знать: - Функциональные обязанности уборщика служебных помещений. - Охрану труда в начале, во время работы и по окончании работ. - Правила санитарии, гигиены и техники безопасности в убираемых помещениях. - Устройство стиральной машинки - автомат. - Правила подготовки белья к стирке. - Правила утюжки белья. - Устройство пылесоса, правила эксплуатации, технику безопасности при работе с пылесосом. - Виды покрытий полов. Моющие средства для ухода за различными видами полов. Последовательность действий при уходе за полами. - Правила ухода за посудой. - Технология обработки поверхностей стен, перил, ступеней при уборке лестниц. - Технологию обработки поверхностей оконных стёкол, оконных рам. 2. Обучающиеся должны уметь: - Правильно пользоваться стиральной машинкой. - Правильно пользоваться утюгом. Соблюдать технику безопасности. - Правильно постирать одежду. - Отутюжить одежду. - Выполнять уборку служебных помещений административных зданий, коридоров, лестниц. - Мыть оконные рамы, стекло. - Чистить урны и промывать их дезинфицирующими растворами. - Собирать и производить эвакуацию мусора в установленные места. -Соблюдать правила санитарии, гигиены и техники безопасности в убираемых помещениях. - Пользоваться чистящими и моющими средствами по назначению. Готовить рабочие и дезинфицирующие растворы. - Пользоваться спецодеждой, убирать её после работы и ухаживать за ней. - Подбирать инвентарь и другие приспособления, применяемые при уборке помещений. Соблюдать правила ухода за рабочим инвентарём и хранение в установленном месте. - Пользоваться пылесосом и ухаживать за ним. Система оценки планируемых результатов Освоение программного материала и оценка планируемых результатов реализуется через текущий, промежуточный и годовой контроль. Текущий контроль проводится на каждом уроке через анализ и оценку теоретических знаний и практических умений обучающихся. Оценочная деятельность теоретических знаний состоит из индивидуального письменного и устного опроса с использованием: тестов, кроссвордов, буквенных и цифровых заданий (карточек-заданий), перфокарт. Оценка практических работ осуществляется через наблюдение за активностью и уровнем самостоятельности обучающегося, оценку и самооценку качества выполненного задания. Контрольно-измерительный материал создается учителем в соответствии с психофизическими особенностями учащихся 10 - 12 классов. В конце каждого триместра и года проводится контрольная работа по изученному материалу в виде теста и практической работы. Промежуточный контроль предполагает выполнение следующих контрольных практических заданий: по окончании 10 класса – «Уход за одеждой и обувью»; по окончании 11 класса – «Мытье полов»; по окончании 12 класса – «Генеральная уборка помещения школы (учебный кабинет)». 5. Основное содержание учебного предмета 10-12 класс Программа составлена с учетом возрастных и психофизиологических особенностей обучающихся и рассчитана на 3 года обучения. Содержание программы предусматривает три этапа обучения, тесно связанных между собой. В каждом классе тематические разделы повторяются, но содержание тем уроков, отраженных в календарно-тематическом планировании, располагается по принципу усложнения, увеличения объема и повышения доли самостоятельности обучающихся. Учитель ежегодно составляет календарно-тематическое планирование по предмету в соответствии с психофизическими особенностями и индивидуальными возможностями ребенка. Педагог может изменять (перераспределять) в учебно-тематическом плане количество часов, отведенных на изучение разделов. Перед изучением каждого раздела необходимо ознакомиться с имеющимся у обучающихся багажом знаний, особенностями их опроса или демонстрации на практике имеющихся у них знаний, умений, навыков, что позволит осуществлять контроль и поможет спланировать занятия. Это позволяет использовать имеющийся опыт обучающихся как основу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся умений и навыков, формирование новых. Достижение самостоятельности идет поэтапно. Вначале обучающиеся выполняют задания по показу, когда учитель демонстрирует весь процесс работы, сопровождая его объяснениями. При выполнение сложных заданий демонстрируется и объясняются отдельные операции трудового процесса. Затем происходят обсуждение в группе, где ученики повторяют объяснения и намечают план работы. Учитель оказывает при этом необходимую помощь советом или действием. После усвоения таких заданий переходят ко второму этапу – ориентировке в заданиях, когда учитель демонстрирует наиболее сложные трудовые операции, действия и приемы. Также в группе происходит обсуждение, повторение и планирование работы. На третьем этапе задания выполняются только с подробным объяснением учителя и его контролем, или помощью в виде советов, или действий при затруднении. Это позволяет в дальнейшем избежать характерной для лиц с нарушениями интеллекта несамостоятельности в труде. При этом уделяется внимание не только наиболее жизненно важному, но и менее значимому материалу для наиболее эффективного закрепления знаний, умений, навыков. Приёмы повторения материала используются на протяжении всего обучения по данной программе. Это позволит надежно закрепить в памяти обучающихся знания и умения и приведет к формированию устойчивых навыков, что также послужит основой для большей самостоятельности в труде. На первом году обучения обучающиеся изучают уборочное оборудование и инвентарь, а также химические средства профессиональной уборки. На втором году обучения осваивают организацию профессионального ухода за недвижимостью. Третий год обучения является завершающим, обучающиеся продолжают осваивать организацию профессионального ухода за недвижимостью и организацию и технологию профессиональной уборки, а также приступают к изучению экономики и охраны труда. Обязательным при обучении труду является изучение и соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при работе на всех рабочих местах, при проведении практических работ. Раздел Понятие «профессия». Содержание трудовой деятельности уборщицы. Охрана труда Краткое содержание темы Беседа о труде и его значение в жизни общества. Беседа о профессии родителей учащихся. Вводное занятие в 10 классе: «Введение в профессию». План и цели проведения ознакомительной трудовой подготовки в 10-м классе. Ознакомление с функциональными обязанностями уборщика служебных помещений. Профессия «Уборщик служебных помещений». Профессионально важные качества. Деловое общение. Начало, поддержание и завершение разговора. Правила поведения в разных социальных ситуациях. Должностные обязанности уборщика служебных помещений. Права. Ответственность. Компоненты спецодежды. Уход за рабочей одеждой уборщика Правила техники безопасности и охрана труда. Требования охраны труда перед началом работы, во время работы, по окончании работы, в аварийных ситуациях. Исправность инвентаря и инструментов, осмотр помещений, бережное отношение к своему здоровью. Правила соблюдения установленных инструкций и памяток по применению моющих и чистящих средств. Мера безопасности при использовании инвентаря и его хранение после окончания работ. Итоговая контрольная работа «Содержание трудовой деятельности уборщицы, Практические работы Экскурсия по школе. Ознакомление должностной уборщика с инструкцией Речевые ситуации «Устройство на работу», «В кабинете у начальника» Сухая уборка класса. Влажная протирка пола, протирка пыли. Протирка подоконников и радиаторов. Приготовление моющих средств. Сухая и влажная протирка пола. Сухая уборка плиточного пола с использованием моющих средств. Уборка помещений. Виды служебных помещений Уход за стенами, потолком охрана труда». Виды служебных помещений. Элементы помещений, технические конструкции. Санитарно-гигиенические требования к состоянию служебных помещений. Влажная и сухая уборка служебного помещения. Узнавание элементов и технических конструкции в помещениях школы. Виды покрытия поверхности стен. Виды Удаление пыли со стен. покрытия поверхностей потолка. Мытьё стен. Уборка Средства и правила ухода за стенами, служебных помещений. потолком. Правила личной безопасности и гигиены. Уход за полами Виды покрытий полов. Моющие и Определение видов полов и чистящие средства для ухода за их покрытий, выбор моющих различными видами полов. Правила средств. Подготовка (последовательность действий) ухода за инвентаря к работе. Мытьё полами. Сухая и влажная обработка полов с различными видами полов (приёмы работы с различным покрытий (плитка, линолеум, инвентарём и приспособлениями). досчатый крашеный пол). Гигиенические требования, Приёмы мытья пола предъявляемые к различным видам шваброй. Обработка полов. Ежедневная уборка полов с инвентаря после работы и различными покрытиями. Личная укладывание в специально гигиена при работе по уборке полов. оборудованные места для хранения. Выполнение процедур личной гигиены после уборки полов. Уход за Виды и назначение мебели. Виды Уход за различной мебелью. мебелью. покрытия поверхности мебели. Средства Уход за мебелью. Выбор и правила ухода за мебелью в средства для ухода за зависимости от материала покрытия. мебелью в зависимости от материала покрытия. Уход за мебелью. Уборка Назначение санузла. Моющие и Уборка за сантехникой. санузла. чистящие средства. Спецодежда, Чистка и мытье кафеля, средства защиты. Способы ухода за раковин. Чистка и мытье кафелем, раковинами, унитазами. унитазов. Выбор моющих и Назначение раковин, мойки. Чистящие и чистящих средств в моющие средства. Культура рабочего зависимости от типа человека. ТБ. поверхности моечной ванны, мытьё моечной ванны. Машинка Машинка автомат. Устройство ( верхняя Уборка класса: выполнение автомат. крышка, дверца, панель управления, сухой и влажной уборки ( Устройство. передняя панель, крышка фильтра). удаление пыли, подметание Правила Правила использования. Закладывание в пола, мытьё пола). Стирка использования. барабан машины белья в соответствии с мелких вещей. Отмеривание программой стирки. Установка и засыпание стирального программы стирки, выбор режимов порошка. Назначение и стирки. Отмеривание и засыпание определение нужного стирального порошка. Назначение и порошка для стирки. Мытьё определение нужного порошка для и чистка санузла. Выбор стирки. Соблюдение ТБ во время моющих средств в машинной стирки. Использование зависимости от вида белья. Влажно – тепловая обработка изделий из ткани Уборка лестниц Пылесос Мытьё посуды Уборка предприятий общественного питания Уборка больничных палат Уход за поверхностями и переплётами оконных рам моющих средств ( стиральные порошки, марки) и ТБ. Машинка полуавтомат. Устройство. Правила пользования. Подготовка белья к стирке. Электроутюг: История. Виды, различие по устройству. Неисправности и меры по их предотвращению. Режимы влажно – тепловой обработки в соответствии с видом ткани. Правила утюжки белья. Правила безопасности при утюжке белья. Конструкция лестниц (марши, пролёты, ступени, перила). Особенности загрязнения лестниц. Чистящие и моющие средства для уборки лестниц. Инвентарь и оборудование. Технология обработки поверхности стен, перил, ступеней. Спецодежда. Техника безопасности при работе на лестнице. История возникновения пылесоса. Назначение и устройство пылесоса. Правила эксплуатации пылесоса и ухода за ним. Правила безопасности при работе с пылесосом. Удаление пыли. Стирка белья в стиральной машинке - автомат. Просмотр видео « История, устройство электроутюга» Утюжка разных видов ткани. Утюжка мелких вещей. Определение элементов конструкции лестницы. Сухая и влажная уборка лестничных маршей; мытьё стен, перил, ступеней. Удаление пыли с различных поверхностей. Удаление пыли пылесосом. Сухая и влажная уборка помещений. Уборка служебных помещений. Оборудование и приспособление для Отработка рабочих приемов мытья посуды (мойки, тазы, щётки, ерши, при мытье посуды. Сухая губки, салфетки). Санитарноуборка столовой. Удаление гигиенические требования к ним. Уход и пыли с различных хранение приспособлений для мытья поверхностей столовой. посуды. Культура рабочего человека. Спецодежда. Чистящие, моющие, обезжиривающие и дезинфицирующие средства для посуды. Правила техники безопасности при работе с моющими средствами. Санитарные требования к помещениям Экскурсия в столовую. предприятий общественного питания. Обработка мебели, пола Правила уборки помещений, сбора, столового зала. хранения и удаления отбросов. Требования к качеству уборки Экскурсия в медицинский больничных палат. Последовательность кабинет. Приготовление уборки. Моющие и дезинфицирующие моющих и средства. ТБ. дезинфицирующих средств. Уборка радиаторов отопления и подоконников. Мытье больничных палат. Виды и степень загрязнения оконных Определение степени рам. Инвентарь и приспособления загрязнения. Выбор моющих используемые при уходе за поверхностью средств и инвентаря для оконных рам, переплётов. Выбор уборки. Мытье оконных соответствующих чистящих и моющих переплетов, уборка после средств. Техника безопасности при мытье работы. Уход за оконными стёклами оконных поверхностей, рам. Свойства стекла и стеклянных поверхностей. Моющие и чистящие средства, необходимые для протирки и мытья стёкол. Инвентарь, применяемый при протирке и мытье стёкол. Последовательность операций при работе. Специфические рабочие приёмы при протирке и мытье стёкол. Культура рабочего человека (уборка за собой возможных загрязнений прилегающих площадей по окончании работы). Правила техники безопасности при работе по протирке и мытье стёкол. Хранение инвентаря и приспособлений. Выбор необходимых моющих и чистящих средств. Подбор необходимого инвентаря и приспособлений. Отработка рабочих приёмов при мытье и протирке оконных стёкол. Выполнение работ по мытью и протирке окон от начала до конца согласно технологическому циклу. Уборка прилегающих площадей по окончании работы. Реализация практической части рабочей программы. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний на уроках значительное внимание отводится экскурсиям и практическим работам по всем разделам. 6. Учебно-тематическое планирование 10 класс (4 ч. в неделю, 136 часов в год) № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Название раздела Вводное занятие: Введение в профессию Содержание трудовой деятельности уборщика Требования охраны труда перед началом работы Требования охраны труда во время работы Требования охраны труда по окончании работ Санитарно–гигиенические требования Уборка помещений. Виды служебных помещений Уход за стенами, потолком Уход за полами Уход за мебелью Уборка санузла Уборка лестниц Пылесос Влажно – тепловая обработка изделий из ткани Мытьё посуды Уборка предприятий общественного питания Уборка больничных палат» Машинка автомат. Устройство. Правила использования Уход за поверхностями и переплётами оконных рам Уход за оконными стёклами» ИТОГО: Кол-во часов 2 2 4 4 6 6 6 6 14 6 8 12 8 6 6 4 4 16 4 12 136 часов 7. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса Материально – техническая база соответствует нормативным требованиям и позволяет осуществлять учебный процесс на высоком педагогическом уровне. 1. Бытовая комната с оборудованием и приспособлениями для уборки служебных помещений. 2. Школьные помещения (учебные кабинеты; лестницы; вестибюль; актовый зал) Оборудование Сода Мыло Моющие средства Пылесос простой Тряпки Вёдра Швабры Щётки Губки Салфетки для уборки Машинка автомат Утюг Аптечка Перевязочный материал Полотенца для рук Халаты Резиновые перчатки Наглядно-дидактический и раздаточный материал по темам Раздаточный материал: -карточки с программированными и тестовыми заданиями -карточки с правилами, алгоритмами, полезными советами, - карточки по ТБ - дидактические игры Электронный материал – презентации Коллекция: виды покрытий полов. Учебно-методическое обеспечение Учебников по курсу «Уборщик служебных помещений» для 10 - 12 классов нет. Список литературы для учителя с целью подготовки к проведению учебных занятий по программе «Уборщик служебных помещений» Программа трудового обучения. Под редакцией А.М.Щербаковой. Москва «Издательство НЦ ЭНАС», 2002. Программа трудового обучения и воспитания для учащихся с проблемами в развитии «Рабочий подворья» /под редакции Селезнёвой Н.П.Издательство Красноярск, 1999. Программы специальных (коррекционных образовательных учреждений 8 вида/ под редакцией В.В.Воронковой, сборник2, Москва.: Владос, 2011. Программно-методическое обеспечение для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях 8 вида : пособие для учителя / под ред. А.М.Щербаковой, Н.М. Платоновой.-М.: Владос, 2006. Гладкая В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида. Москва. «Издательство НЦ ЭНАС», 2003 г.с.190 Зарянова В.А., Хаминова И.Ф. Подготовка младшего обслуживающего персонала:Учебник для 8 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида по курсу «Технология» /В.А.Зарянова, И.А. Хаминова, под ред. Е.Ю. Головинской. – Самара: Современные образовательные технологии,2011. -144 с. – (Профессионально-трудовое обучение). Зарянова В.А., Хаминова И.Ф. Подготовка младшего обслуживающего персонала: Учебник для 9 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида по курсу «Технология» /В.А.Зарянова, И.А. Хаминова, под ред. Е.Ю. Головинской. – Самара: Современные образовательные технологии, 2012. -112 с. – (Профессионально-трудовое обучение). «Новая модель обучения специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида» Под редакцией А.М.Щербаковой Москва «Издательство НЦ ЭНАС», 2001 г. Сторобина Е.М. Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью. Издательство «НЦ ЭНАС», 2003г.с.150 1«Социально – бытовая ориентировка» Контрольно-измерительные материалы. 5-9 кл.: контрольно измерительные материалы: вариативные тестовые задания /автор составитель С.А.Дерябина.- Волгоград: Учитель, 2013. – 98с. Девяткова Т.А. Социально-бытовая ориентировка. в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VII вида: пособие для учителя / Т.А. Девяткова, Л.Л.Кочеткова, А.Г. Петрикова, Н.М.Платонова,А.М. Щербакова; под ред. А.М. Щербаковой. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 304 с. :ил. – (Коррекционная педагогика). Львова С.А. Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной(коррекционной) общеобразовательной школе VII вида.5 – 9 классы: пособие для учителя/С.А.Львова. - М.: Гуманитар. изд. центр Владос,2005.-136с. : ил. – (Коррекционная педагогика).