РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Костомукшского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.С.Пушкина» (МБОУ КГО «СОШ №2 им. А.С.Пушкина») «Согласовано» на заседании МСШ протокол №1 от 26.08.2024 г. Руководитель МСШ «Принято» педагогическим советом протокол №1 от 27.08. 2024 г. Директор школы «Утверждено» приказ по школе №151 от 30.08.2024г. Директор школы Герасимчук Н.Н. Хинконен Л.И Герасимчук Н.Н. Рабочая программа учебного предмета «Социально-бытовая ориентировка» адаптированной основной общеобразовательной программы для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость) г. Костомукша, 2024 г ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА При составлении рабочей программы по социально-бытовой ориентировке в 10-11 классах учтены и использованы следующие документы: Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 12.2012 года № 273 – ФЗ. Базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (1 вариант), утверждённый приказом Минобразования РФ от 10.04.2002 № 29/2065-П «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии». Программно-методическое обеспечение для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях 8 вида. Под редакцией А. М. Щербаковой, Н. М. Платоновой. М. «ВЛАДОС» 2006. — 331 с. — (Коррекционная педагогика). Программа по СБО для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. 5-9 классы. Авторы программы Аксёнова А. А., Антропов А. П., Бгажнокова И. М.; М. «Просвещение» 2017. СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ», утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 26 от 10. 07. 2015; Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Костомукшского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 2 имени А. С. Пушкина» Положение о рабочей программе. Программа по социально-бытовой ориентировке в 10-11 классах составлена с учетом всех особенностей познавательной деятельности умственно отсталых учащихся и обеспечивает их подготовку к самостоятельной жизни, хозяйственно-бытовому труду. Направлена на формирование у них знаний и умений, способствующих социально-бытовой адаптации, на повышение общего уровня развития культуры поведения и отношений в семье. Соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, в 10-11 классах учащиеся продолжают изучение тем, включенных в программы для 5-9 классов. Программа построена по тому же принципу: опора на имеющиеся знания и умения и навыки, формирование на их базе новых, с расширением и углублением изученных ранее тем. Содержание программного материала обусловлено реалиями жизни, окружающими учащихся. В связи с этим учитель может исключить какие-то темы как неактуальные для данного региона и внести свои. Объем знаний, которыми необходимо вооружить учащихся, определен в учебной программе, но он может быть несколько расширен и углублен или уменьшен в зависимости от состава учащихся, условий обучения и социума, в котором они проживают. Изменения могут вноситься как в разделы программы, так и в отдельные темы. Цель изучения социально-бытовой ориентировки в 10-11 классах заключается в дальнейшем развитии и совершенствовании социальной (жизненной) компетенции; навыков самостоятельной, независимой жизни. Задачи: овладение учащимися некоторыми знаниями и жизненными компетенциями, необходимыми для успешной социализации в современном обществе; развитие и совершенствование навыков ведения домашнего хозяйства; воспитание положительного отношения к домашнему труду; развитие умений, связанных с решением бытовых экономических задач; 2 формирование социально-нормативного поведения в семье и обществе; формирование умений, необходимых для выбора профессии и дальнейшего трудоустройства; коррекция недостатков познавательной и эмоционально-волевой сфер; развитие коммуникативной функции речи. Содержание учебного предмета «Социально-бытовая ориентировка» 10 КЛАСС Личная гигиена и здоровье Охрана здоровья Личная гигиена и здоровье. Здоровый образ жизни – требование современного общества. Особенности личной гигиены в жизни подростка. Гигиенические правила для девушек. Гигиенические правила для юношей. Средства личной гигиены для девушек (виды, правила пользования). Правила и приёмы сохранения чистоты и здоровья тела. Особенности ухода за кожей головы, волосами. Пользование шампунем в соответствии с типом волос: жирные, сухие, нормальные. Средства борьбы с перхотью и выпадением волос. Охрана здоровья. Виды медицинских учреждений: поликлиника, амбулатория, больница, диспансер. Функции основных врачей-специалистов. Практические работы Мытьё тела и волос под присмотром взрослых. Подбор мыла, шампуня для мытья кожи и волос с учётом их состояния (жирные, сухие, нормальные). Одежда и обувь Одежда. Материалы, используемые для изготовления одежды (хлопок, шерсть, синтетика, лён, шёлк и др.). Преимущества и недостатки разных видов тканей. Уход за одеждой. Виды повседневного ухода за одеждой: стирка, глажение, чистка, починка. Правила ухода за изделиями, изготовленными из хлопчатобумажных и трикотажных тканей. Ручная и машинная стирка изделий из хлопчатобумажных и трикотажных тканей. Чтение условных обозначений на этикетках по стирке белья. Правила сушки изделий из хлопчатобумажных и трикотажных тканей. Чтение условных обозначений на этикетках по глажению белья. Правила и приёмы глажения изделий из хлопчатобумажных и трикотажных тканей. Сухое глажение и глажение с паром. Значение продления срока служения одежды. Виды штопки, наложение заплат. Выбор и покупка одежды. Выбор одежды при покупке в соответствии с назначением и необходимыми размерами. Подбор одежды в соответствии с индивидуальными особенностями. 3 Соотношение размеров одежды в стандартах разных стран. Обувь. Выбор и покупка обуви в соответствии с её назначением и размером. Соотношение размеров обуви в стандартах разных стран. Факторы, влияющие на выбор обуви: удобство (практичность) и эстетичность. Значение правильного выбора обуви для здоровья человека. Порядок приобретения обуви в магазине: выбор, примерка, оплата. Гарантийный срок службы обуви, хранение чека или его копии. Предприятия бытового обслуживания. Прачечная. Назначение. Виды услуг. Прейскурант. Правила пользования прачечной. Практические работы. Стирка мелких изделий из белой и цветной хлопчатобумажной ткани с помощью стиральной машины, соблюдение правила безопасности в работе. Стирка трикотажных изделий в ручную. Глажение изделий, изготовленных из хлопчатобумажных и трикотажных тканей. Экскурсия в прачечную, знакомство со стоимостью услуг; прейскурантом на определённые виды стирки. Выбор одежды при покупке в соответствии с назначением и необходимыми размерами. Подбор одежды в соответствии с индивидуальными особенностями. Питание Организация питания семьи. Организация правильного питания. Режим питания. Рацион питания. Магазины по продаже продуктов питания. Основные отделы в продуктовых магазинах. Универсамы и супермаркеты (магазины в сельской местности). Специализированные магазины. Виды товаров: фасованные, на вес, в разлив. Порядок приобретения товаров в продовольственном магазине (с помощью продавца и самообслуживание). Срок годности продуктов питания (условные обозначения на этикетках). Стоимость продуктов питания. Расчёт стоимости товаров на вес и разлив. Завтрак. Холодный завтрак. Составление меню для холодного завтрака. Молочные продукты для холодного завтрака. Простые и сложные бутерброды. Канапе. Приготовление бутербродов. Горячий завтрак. Составление меню для горячего завтрака. Каши. Виды круп. Хранение круп. Молочные каши: виды, составление рецептов, отбор необходимых продуктов. Приготовление молочных каш. Каши, приготовленные на воде. Каши быстрого приготовления. Блюда из яиц: яичница-глазунья, омлеты (простые и с добавками). Приготовление блюд из яиц. Напитки для завтрака. Составление меню для завтрака: отбор необходимых продуктов для приготовления завтрака; стоимость и расчёт продуктов для завтрака; посуда для завтрака; сервировка стола. Приготовление блюд для завтрака. Обед. 4 Овощные салаты: виды, первичная обработка овощей, способы приготовления. Составление рецептов овощных салатов и их приготовление. Салаты с рыбой и мясом: составление рецептов, отбор продуктов, приготовление. Заправки для салатов. Украшение салатов. Супы. Прозрачные супы. Приготовление бульона (мясного, рыбного). Заправки для супов. Составление рецептов и приготовление супов. Суп-пюре. Мясные блюда (виды, способы приготовления). Приготовление котлет из готового фарша. Жарка мяса. Рыбные блюда (виды, способы приготовления). Рыба отварная. Рыба жареная. Гарниры: овощные, из круп, макаронных изделий. Составление меню для обеда. Отбор необходимых продуктов для приготовления обеда. Стоимость и расчёт продуктов для обеда. Ужин. Холодный ужин: составление меню; отбор продуктов; стоимость и расчёт продуктов. Горячий ужин: составление меню; отбор продуктов; стоимость и расчёт продуктов. Использование механических и электробытовых приборов для экономии сил и времени при приготовлении пищи. Практические работы Знакомство с инструкцией устройства и правилами пользования механическими и электробытовыми приборами. Чтение рецептов и подбор продуктов. Приготовление простых и сложных бутербродов. Приготовление молочной каши и каши на воде. Приготовление омлета. Приготовление щей из свежей капусты. Приготовление котлет из готового фарша. Приготовление отварной рыбы. Приготовление гарнира. Соблюдение правил безопасности при работе с режущими инструментами, приспособлениями, электроприборами. Семья Семейный досуг. Досуг как источник получения новых знаний: экскурсии, прогулки, посещение музеев, театров и т. д. Досуг как средство укрепления здоровья: туристические походы, посещение спортивных секций и др. Досуг как развитие постоянного интереса к какому-либо виду деятельности (хобби): коллекционирование чего-либо, фотография и т. д. Отдых. Отдых и его разновидность. Необходимость разумной смены работы и отдыха. Отдых и бездеятельность. Летний отдых. Виды проведения летнего отдыха, его планирование. Бюджет отдыха. Подготовка к летнему отдыху: выбор места отдыха, определение маршрута, сбор необходимых вещей. Практические работы Упражнение в подсчёте бюджета предстоящего отдыха. 5 Упражнение в планировании летнего отдыха. Жилище Общее представление о доме. Правила пользования общей собственностью в многоквартирном доме. Правила проживания в собственном и многоквартирном доме. Компании, осуществляющие управление многоквартирными домами. Виды услуг, предоставляемых управляющими компаниями в многоквартирных домах. Виды коммунальных услуг, оказываемых в сельской местности. Планировка жилища. Виды и назначение жилых комнат и нежилых помещений. Кухня. Нагревательные приборы и правила техники безопасности их использования. Электробытовые приборы на кухне (холодильник, морозильная камера, мясорубка, овощерезка и др.): назначение, правила использования и ухода, техника безопасности. Кухонная утварь. Виды кухонной посуды в зависимости от функционального назначения. Материалы для изготовления различных видов кухонной утвари, их свойства. Правила ухода за кухонной посудой в зависимости о материала, из которого они изготовлены. Столовые приборы: назначение, правила ухода. Санитарные нормы и правила содержания и ухода за кухонной утварью. Национальные виды кухонной посуды. История возникновения и развития кухонной утвари. Кухонное бельё. Виды (полотенца, скатерти, салфетки, прихватки, фартуки, передники), материалы, назначение. Практическое и эстетическое назначение кухонного белья. Кухонная мебель. Виды кухонной мебели. Правила ухода и содержание. Уход за кухней. Сухая уборка: назначение, инвентарь, электробытовые приборы, средства бытовой химии. Влажная уборка: назначение, инвентарь, моющие и чистящие средства, электробытовые приборы для влажной уборки помещения. Правила техники безопасности использования электробытовых приборов. Правила техники безопасности использования чистящих и моющих средств. Практические работы Сухая и влажная уборка кухонного помещения. Транспорт Городской транспорт. Виды городского транспорта. Виды оплаты проезда на всех видах городского транспорта. Правила поведения в городском транспорте. Пригородный транспорт. Виды: автобусы пригородного сообщения, электрички. Примерная стоимость проезда до разных пунктов. 6 Формы приобретения билетов. Расписание. Практические работы Проезд на городском транспорте до разных пунктов. Упражнение в вызове такси. Средства связи Почта. Внутренняя и международная письменная корреспонденция (почтовые карточки, письма, бандероли). Категории почтовых отправлений: простые и регистрируемые (обыкновенные, заказные, с объявленной ценностью). Правила и стоимость отправления. Практические работы Экскурсия на почту. Заполнение бланков на отправку бандероли, посылки. Упаковка бандероли, посылки. Определение стоимости отправки простых и ценных посылок. Учреждения, организации и предприятия Образовательные учреждения. Дошкольные образовательные учреждения Учреждения дополнительного образования: виды, особенности работы, основные направления работы. Местные промышленные и сельскохозяйственные предприятия. Названия предприятия, вид деятельности, основные виды выпускаемой продукции, профессии рабочих и служащих. Практическая работа Экскурсия на промышленное предприятие для ознакомления с его деятельностью и основными профессиями. Посещение образовательных организаций дополнительного образования. ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМИ УМЕНИЯМ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10 КЛАСС Личная гигиена и здоровье Охрана здоровья Знать: правила личной гигиены девушки и юноши; виды средств личной гигиены; правила ухода за кожей тела; правила ухода за кожей головы и волосами. Уметь: определить тип кожи и волос; подбирать мыло и шампунь, средства от перхоти и выпадения волос; правильно ухаживать за кожей тела, кожей головы и волосами. Одежда и обувь Знать: особенности стирки изделий из цветной и белойхлопчатобумажной ткани; особенности стирки изделий из трикотажной ткани; правила пользования моющими средствами; устройство стиральной машины и правила пользования ею; санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при стирке одежды в ручную и с помощью стиральной машины; 7 санитарно-гигиенические требования, последовательность, особенности глажения одежды из хлопчатобумажных и трикотажных тканей, а также постельного белья, полотенец, скатертей; назначение прачечной, виды услуг, способы сдачи вещей в прачечную. Уметь: стирать хлопчатобумажные и трикотажные изделия в ручную и с помощью стиральной машины; гладить одежду и бельё; выбирать одежду при покупке в соответствии с назначением и необходимым размером; выбирать обувь при покупке в соответствии с её назначением и размером. Питание Знать: виды питания, их особенности; значение первых, вторых блюд; правила безопасности при использовании механических и электробытовых приборов при приготовлении пищи. Уметь: пользоваться механическими и электробытовыми приборами (электромясорубкой, тёркой, миксером); приготовить завтрак по рецепту из доступных по цене продуктов; приготовить обед по рецепту из доступных по цене продуктов; приготовить ужин по рецепту из доступных по цене продуктов; составить меню завтрака, обеда, ужина на день. Семья Знать: виды досуговой деятельности; разновидности отдыха; правила подготовки к летнему отдыху. Уметь: организовать досуговую деятельность; чередовать работу и отдых; рассчитать расходы на предстоящий отдых; организовать подготовку к летнему отдыху. Жилище Знать: правила пользования общей собственностью в многоквартирном доме; правила проживания в собственном и многоквартирном доме; компанию, осуществляющие управление многоквартирным домом; виды услуг, предоставляемых управляющими компаниями в многоквартирных домах; виды и назначения жилых комнат и нежилых помещений; назначение, правила использования и ухода кухонных электробытовых приборов; виды кухонной посуды; правила ухода за кухонной посудой; назначение столовых приборов и правила ухода за ними; санитарные нормы и правила содержания и ухода за кухонной утварью; виды и назначение кухонного белья; виды кухонной мебели; правила ухода и содержания кухонной мебелью. 8 Уметь: выполнять сухую и влажную уборку кухонного помещения; мыть зеркала и стёкла; ухаживать за полом в зависимости от покрытия, используя бытовые химические средства. Транспорт Знать: виды и функции городского транспорта; виды и функции пригородного транспорта; примерную стоимость проезда в зависимости от вида транспорта; Уметь: ориентироваться в расписании; приобретать билеты в городском транспорте; приобретать билеты в пригородных кассах; обращаться за справкой в справочное бюро вокзала или в центральную ж/д справочную по телефону; ознакомиться с правилами пользования городским и пригородным транспортом; выполнять правила безопасности во время поездки в транспорте. Средства связи Знать: перечень предметов, посылаемых бандеролью, в посылке; максимальный вес почтовых отправлений; виды и способы упаковок; виды почтовых отправлений. Уметь: заполнить бланк на отправку бандероли, посылки; составить опись посылаемых предметов; упаковать бандероль, посылку в твёрдой упаковке; определить стоимость почтовых отправлений. Учреждения, организации и учреждения Знать: местонахождение ближайшего промышленного предприятия; названия цехов, отделов, рабочих специальностей; виды выпускаемой продукции. Уметь: обращаться с вопросами по теме экскурсии к работникам предприятия. Содержание учебного предмета «Социально-бытовая ориентировка» 11 КЛАСС Личная гигиена и здоровье (4 часа) Охрана здоровья Личная гигиена и здоровье Средства по уходу за кожей лица для девушек и юношей. Значение косметики для девушек и юношей. Правила и приёмы ухода за кожей лица с использованием средств косметики: лосьон, кремы, пудра, природные средства. Значение здоровья для жизни и деятельности человека: здоровое и рациональное (сбалансированное) питание и его роль в укреплении здоровья; значение 9 физических упражнений в режиме дня; соблюдение личной гигиены юношей и девушек при занятиях физическими упражнениями). Средства и способы сбережения здоровья: воспитание воли, целеустремлённости, доброты, отзывчивости и других положительных качеств личности. Охрана здоровья. Виды страховой медицинской помощи: обязательная и дополнительная. Полис обязательного медицинского страхования. Медицинские услуги, оказываемые в рамках обязательного медицинского страхования. Перечень медицинских услуг, оказываемых в рамках дополнительного медицинского страхования. Практические работы Упражнение в протирании кожи лица. Упражнение в подборе лосьона. Упражнение в нанесении крема, пудры, с учётом состояния кожи. Упражнение в приготовлении и использовании масок из фруктов и овощей. Одежда и обувь (8 часов) Уход за одеждой. Особенности ухода за изделиями, изготовленными из шерстяных и синтетических тканей. Ручная и машинная стирка изделий из шерстяных и синтетических тканей. Правила сушки шерстяных и синтетических изделий. Правила и приёмы глажения шерстяных и синтетических изделий. История возникновения одежды. Одежда разных эпох. Изменения в одежде в разные исторические периоды. Национальная одежда. Уход за обувью. Правила ухода за обувью, изготовленной из кожи (натуральной и искусственной), нубука, замши, текстиля. Ремонт обуви в специализированных мастерских. Предприятия бытового обслуживания. Химчистка: знакомство с предприятием и правила пользования его услугами по приведению одежды в надлежащий вид. История появления обуви. Обувь в разные исторические времена. Национальная обувь. Практические работы Стирка изделий из шерстяных и синтетических тканей, соблюдая правила безопасности в использовании стирального порошка. Глажение изделий из шерстяных и синтетических тканей. Чистка обуви, изготовленной из кожи (натуральной и искусственной), нубука. Экскурсия в химчистку, знакомство с правилами приёма изделий и выдачи их, с прейскурантом на чистку определённого вида изделий. Питание (14 часов) Изделия из теста. Виды теста: дрожжевое, слоёное, песочное. Виды изделий из теста: пирожки, булочки, печенье. Составление и запись рецептов изделий из теста. Приготовление оладий и блинов, изделий из недрожжевого и дрожжевого теста. Приготовление печенья. 10 Домашние заготовки. Виды домашних заготовок: варка, сушка, соление, маринование. Глубокая заморозка овощей и фруктов. Консервирование продуктов. Меры предосторожности при употреблении консервированных продуктов. Правила первой помощи при отравлении. Варенье из ягод и фруктов. Рынки. Виды продовольственных рынков: крытые и закрытые, постоянно действующие и сезонные. Основное отличие рынка от магазина. Практические работы Чтение рецептов и самостоятельный подбор продуктов. Приготовление дрожжевого и бездрожжевого теста, выпечка оладий, блинов. Приготовление печенья. Приготовление варенья из ягод, фруктов. Нарезка зелени и фруктов для заморозки. Посещение рынка. Семья (5 часов) Экономика домашнего хозяйства. Бюджет семьи. Виды и источники дохода. Определение суммы доходов семьи на месяц. Основные статьи расходов. Планирование расходов на месяц по отдельным статьям. Планирование дорогостоящих покупок. Значение и способы экономии расходов. Назначение сбережений. Виды вкладов и банки. Практические работы Упражнение в планировании суммы доходов семьи на месяц. Упражнение в планировании расходов на месяц по отдельным статьям. Упражнение в планировании дорогостоящих покупок. Посещение банков. Жилище (10 часов) Ванная комната. Электробытовые приборы в ванной комнате: стиральные машины, фены для сушки волос. Виды стиральных машин в зависимости от загрузки белья (вертикальная и горизонтальная загрузка). Режимы стирки, температурные режимы. Условные обозначения на стиральных машинах. Характеристики разных видов стиральных машин. Магазины по продаже электробытовой техники (стиральных машин). Выбор стиральных машин в зависимости от конкретных условий (размера ванной комнаты, характеристика машины, цены). Правила пользования стиральными машинами. Стиральные средства для машин (порошки, отбеливатели, кондиционеры), условные обозначения на упаковках. Техника безопасности при использовании стиральных средств. 11 Влажная уборка ванной комнаты. Санузел. Влажная уборка санузла. Чистящие средства, используемые при уборке санузла. Техника безопасности при использовании чистящих средств. Практические работы Влажная уборка ванной комнаты. Влажная уборка санузла. Посещение магазина электробытовой техники. Транспорт (3 часа) Междугородний железнодорожный транспорт. Вокзалы: назначение, основные службы. Меры предосторожности по предотвращению чрезвычайных ситуаций на вокзале. Примерная стоимость проезда в вагонах разной комфортности. Формы приобретения билетов. Электронные билеты. Виды камеры хранения багажа. Порядок сдачи и получения багажа. Междугородный автотранспорт. Автовокзал. Его значение. Основные автобусные маршруты. Расписание движения автобусов. Порядок приобретения билетов. Стоимость проезда до пункта назначения Практические работы Экскурсия на железнодорожный вокзал. Выбрать пункт назначения. Выбрать вид поезда и тип вагона. Определить время и место отправления. Рассчитать стоимость проезда на поезде в направлениях «туда и обратно» с учётом типа вагона. Оценить свои возможности. Средства связи (2 часа) Телефонная связь. Беспроводные средства персональной связи (мобильные телефоны сотовой связи, спутниковая связь). Значение сотовой (мобильной) связи в жизни современного человека. Правила оплаты различных видов телефонной связи (проводной, беспроводной). Сотовые компании, тарифы. Культура разговора по телефону. Учреждения, организации и предприятия (5 часов) Исполнительные органы государственной власти города. Муниципальные власти (города, района). Структура, назначение. Отделы внутренних дел. Отделения пенсионного фонда. Налоговая инспекция. Паспортно-визовая служба. Центры социальной защиты населения. Практические работы 12 Экскурсии в местные исполнительные органы государственной власти и организации для знакомства с отделами и их возможностями оказания помощи. ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ ОБУЧАЮЩИХСЯ 11 КЛАСС Личная гигиена и здоровье Охрана здоровья Знать: правила ухода за кожей лица; приёмы нанесения косметических средств на лицо, шею. Уметь: правильно ухаживать за кожей лица, шеи, рук, ног; использовать подручные средства дополнительно к кремам и лосьонам; в меру пользоваться косметикой. Одежда и обувь Знать: правила стирки и сушки одежды из шерстяных и синтетических тканей; правила и последовательность глажения изделий из шерстяных и синтетических тканей; правила ухода за обувью, изготовленной из кожи (натуральной и искусственной), нубука, замши, текстиля; виды предприятий по химической чистке одежды, их назначение; виды оказываемых ими услуг; правила подготовки вещей к сдачи в чистку. Уметь: стирать и сушить изделия из шерстяных и синтетических тканей; гладить блузки, рубашки, платья; чистить обувь, изготовленную из кожи (натуральной и искусственной), нубука. Питание Знать: виды теста; способы приготовления изделий из теста; способы заготовки продуктов впрок из овощей, фруктов, ягод, зелени. Уметь: приготовить тесто (дрожжевое и недрожжевое); приготовить оладьи, блины; нашинковать морковь, петрушку, сельдерей, укроп; заготовить ягоды без тепловой обработки; приготовить варенье. Семья Знать: виды и источники доходов; основные статьи расходов; значение и способы экономии расходов; назначение сбережений; виды вкладов. Уметь: определить сумму доходов семьи на месяц; планировать расходы семьи на месяц по отдельным статьям; планировать приобретение дорогостоящих покупок. 13 Жилище Знать: правила и периодичность уборки санузла, ванной комнаты; моющие средства, используемые при уборке ванной комнаты, санузла; санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при уборке ванной комнаты и санузла. Уметь: мыть кафельные стены, чистить раковины; пользоваться печатными инструкциями к моющим средствам, используемым при уборке санузла, ванной комнаты. Транспорт Знать: функции междугороднего железнодорожного транспорта; тип пассажирского вагона; примерную стоимость билета в зависимости от типа вагона и дальности расстояния; виды справочных служб; виды камер хранения; сроки хранения багажа; сроки и место возврата приобретённого билета; функции междугороднего автотранспорта; основные автобусные маршруты; правила безопасной поездки на междугородних поездах и автобусах. Уметь: ориентироваться в расписании; определять стоимость проезда; приобретать билеты в ж\д кассе и кассе автовокзала; обращаться за справкой; выполнять правила безопасности при поездке на междугородних поездах и автобусах; Средства связи Знать: виды телефонной связи; правила пользования ими; правила оплаты различных видов телефонной связи (проводной и беспроводной); сотовые компании, тарифы; правила культурного краткого разговора. Уметь: кратко объяснять причину звонка по телефону срочного вызова; культурно разговаривать по телефону. Учреждения, организации, предприятия. Знать: куда и к кому обращаться в случае необходимой помощи; адрес местного исполнительного органа государственной власти; структуру, назначение исполнительного органа государственной власти; адрес отдела внутренних дел, пенсионного фонда, налоговой инспекции, паспортно-визовой службы, центра социальной защиты населения, народного образования. Уметь: 14 обращаться с вопросами и просьбами к работникам учреждений, организаций, предприятий. Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся Отметка «5» ставится, если учащийся полностью усвоил учебный материал, может изложить его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Отметка «4» ставится, если учащийся в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки в его изложении, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно отвечает на дополнительные вопросы. Отметка «3» ставится, если учащийся не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительные ошибки в его изложении своими словами, затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами, слабо отвечает на дополнительные примеры. Нормы оценки тестирования. 1 группа Оценка «5» ставится, если все ответы правильные и работа выполнена самостоятельно. Оценка «4» ставится, если допущена 1 - 2 ошибки. Оценка «3» ставится, если допущены более 2 ошибок. Не справился с заданием, если допущены более 3 ошибок. Приложение. Календарно-тематическое «Социально-бытовая ориентировка». планирование по коррекционному курсу 15