РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Костомукшского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.С.Пушкина» (МБОУ КГО «СОШ №2 им. А.С.Пушкина») «Согласовано» на заседании МСШ протокол №1 от 26.08.2024 г. Руководитель МСШ «Принято» педагогическим советом протокол №1 от 27.08. 2024 г. Директор школы «Утверждено» приказ по школе №151 от 30.08.2024г. Директор школы Герасимчук Н.Н. Хинконен Л.И Герасимчук Н.Н. Рабочая программа учебного предмета «Физкультура» адаптированной основной общеобразовательной программы для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость) г. Костомукша, 2024 г ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА При составлении рабочей программы по физкультуре в 10-12 классах учтены и использованы следующие документы: Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 12.2012 года № 273 – ФЗ. Базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (1 вариант), утверждённый приказом Минобразования РФ от 10.04.2002 № 29/2065-П «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии». Программа по физкультуре для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. 5-9 классы. Авторы программы Аксёнова А. А., Антропов А. П., Бгажнокова И. М.; М. «Просвещение» 2017. СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ», утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 26 от 10. 07. 2015; Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2019/2020 учебный год, утвержденные приказом Минобрнауки России. Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Костомукшского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 2 имени А. С. Пушкина» Положение о рабочей программе. Цель изучения физической культуры на завершающем этапе получения образования обучающимися с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) состоит в подготовке их к самостоятельной жизни на основе повышения уровня психофизического развития и совершенствования индивидуальных двигательных возможностей, комплексной коррекции нарушений развития. Задачи: развитие и совершенствование основных физических качеств; обогащение двигательного опыта жизненно-важными двигательными навыками и умениями; овладение основами доступных видов спорта (лёгкой атлетикой, гимнастикой, лыжной подготовкой и др.); в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями обучающегося; коррекция недостатков познавательной сферы и психомоторного развития; развитие и совершенствование волевой сферы; 2 формирование социально приемлемых форм поведения, предупреждение проявлений деструктивного поведения (крик, агрессия, самоагрессия, стереотипия) в процессе уроков; создание целостного представления о влиянии занятий физической культурой на развитие человека, его физическое, духовное и нравственное здоровье, формирование здорового образа жизни; воспитание нравственных качеств и свойств личности. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗКУЛЬТУРА» Основы знаний. Требования к выполнению утренней гигиенической гимнастики. Причины нарушения осанки. Питание и двигательный режим школьника. Распорядок дня. Самостраховка и самоконтроль при выполнении физических упражнений. Помощь при травмах. Способы самостоятельного измерения частоты сердечных сокращений. Гимнастика. Строевые упражнения. Закрепление и выполнение ранее изученных команд: «смирно», «вольно», «расслабиться». Повороты кругом, налево, направо. Переход с шага на месте на ходьбу вперёд. Отработка строевого шага. Общеразвивающие и корригирующие упражнения без предметов: - упражнения на осанку Закрепление ранее изученных сочетаний упражнений с удержанием на голове груза (большой массы) с упражнениями в равновесии. - дыхательные упражнения Регулирование дыхания при выполнении упражнений циклического характера с максимальной нагрузкой (кросс, прыжки). - упражнения в расслаблении мышц Приёмы расслабления при выполнении упражнений циклического характера. Полное расслабление. - основные положения движения головы, конечностей, туловища Прыжки в полуприседе с продвижениемвперёд. Круговые движения туловища (и. п. рук – за голову, вверх). Выпады: вперёд с наклоном туловища назад, вперёд; вправо, влево с наклоном вперёд; вправо, влево с наклоном вперёд, в сторону, назад с наклоном вперёд. Общеразвивающие и корригирующие упражнения с предметами, на снарядах: - с гимнастическими палами Балансирование палки на ладони правой – левой рук. Удержание палки в вертикальном положении при выполнении 2-3 упражнений. - с набивными мячами 3 Перебрасывание набивного мяча вверх из-за головы, снизу и от груди партнёру. Выполнение 5-7 упражнений с набивными мячами. - упражнения на гимнастической скамейке Ходьба с различными положениями рук, с предметами. Ходьба навстречу друг другу, передача баскетбольного мяча. Упражнения на гимнастической стенке. Пружинистые приседания в положении выпада вперёд, опираясь ногой на рейку на уровне колена. Взмахи обеими ногами в сторону (вправо и влево) в висе на стенке (строгий контроль и учёт силовых данных). Простые и смешанные висы и упоры. Повторение пройденного. Вис на одной руке на время (правой, левой) с различными положениями ног. Простые комбинации на перекладине. Переноска груза и передача предметов. Передача мяча при выполнении эстафет. Уборка снарядов после занятий. Танцевальные упражнения. Закрепление изученных танцевальных шагов. Танец «Ламбада». Лазание и перелезание. Закрепление ранее изученных способов лазания по канату. Перелезание через препятствия различной высоты. Равновесие. Повторение всех видов равновесия (программа 8-9 классов). Зачётные комбинации (2-3)в статическом положении. Расхождение вдвоём при встрече с предметами в руках. Упражнения в сопротивлении. Опорный прыжок. Прыжки ранее изученными способами через козла, коня с поворотом на 90 градусов, 180 градусов в ширину (высота для мальчиков до 120 см, для девочек до 110 см). Кувырки боком с поворотом на 990 градусов через коня с ручками (высота для мальчиков 125 см, для девочек 115 см). Развитие координационных способностей, ориентировка в пространстве, быстрота реакций, дифференциация силовых, пространственных, временных параметров движений. Упражнения по овладению и совершенствованию в технике перемещений и во владении мячом, типа – бег с изменением направлений, скорости. Челночный бег с ведением и без ведения мяча. Упражнения на быстроту и точность реакций. Прыжки в заданном ритме. Игровые упражнения. Лёгкая атлетика. 4 Ходьба. Ходьба с чередованием бега. Спортивная ходьба (обучение). Пешие переходы до 4-5 км. Бег. Бег в гору и под гору. Бег в различном темпе. Бег 300 м. Эстафета (4 по 200 м). Бег на средние дистанции. Кросс: мальчики – 1200 м; девушки – до 1000 м. Совершенствование эстафетного бега. Прыжки. Прыжок в высоту способом «перекидной» (юноши) и «перешагивание», «перекат» - девушки. Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги» (10-12 беговых шагов). Метание. Закрепление всех видов метания (в цель и на дальность). Совершенствование техники метания, толкания. Лыжная подготовка. Способы смазки лыж. Совершенствование техники изученных ходов. Попеременный четырёхшажный ход. Переход с попеременного двухшажного хода к одновременным ходам. Преодоление выступа. Подъём «лесенкой». Прохождение на скорость отрезков: до 100 м (4-5 раз), 300-400 м для мальчиков (23 раза за урок), 200-300 м для девочек (2-3 раза за урок). Передвижение по среднепересечённой местности на отрезках до 3 км (для мальчиков), до 2 км (для девушек). Спортивные игры. Баскетбол. Роль судьи в соревнованиях. Практическое судейство. Понятие о зонной персональной защите. Ловля высоко летящего мяча в прыжке одной рукой с поддержкой другой. Передачамяча в прыжке. Броски мяча двумя руками от головы или одной рукой сверху в прыжке. Сочетание приёмов. Совместные действия трёх нападающих против двух защитников. Рывок – ловля я в движении – бросок. Ловля мяча в движении – остановка – бросок мяча в прыжке с близкого или среднего расстояния. 5 Двухсторонняя игра с выполнением всех правил. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Название раздела. Основы знаний. Гимнастика. Лёгкая атлетика. Лыжная подготовка. Спортивные игры. Баскетбол. 10 класс В рамках каждого урока. 20 24 16 8 11 класс В рамках каждого урока. 10 30 20 8 12 класс В рамках каждого урока. 10 30 20 8 ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ, НАВЫКАМ ВЫПУСКНИКА. Представление о физической культуре как части общей культуры современного общества. Осознание влияния физических упражнений на физическое развитие и развитие физических качеств человека. Понимание связи физической культуры с трудовой деятельностью. Знание правил профилактики травматизма, подготовки мест для занятий физической культурой. Выбор спортивной одежды и обуви в зависимости от погодных условий и времени года. Знание правил оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями. Использование занятий физической культурой, спортивных игр (под руководством учителя) для организации индивидуального отдыха, укрепления здоровья, повышения уровня физических качеств. Планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня. Составление комплексов физических упражнений (под руководством учителя), направленных на развитие основных физических качеств человека. Определение основных показателей состояния человека и его физического развития (длина и масса тела, частота сердечных сокращений). Представление о закаливании организма. Знание основных правил закаливания, правил безопасности и гигиенических требований. Выполнение общеразвивающих упражнений, воздействующих на развитие основных физических качеств человека (силы, ловкости, быстроты, гибкости и координации). Объяснение правил, техники выполнения двигательных действий, анализ и нахождение ошибок (с помощью учителя). Выполнение гимнастических комбинаций из числа хорошо усвоенных (под руководством учителя). 6 Выполнение легкоатлетических упражнений в беге, прыжках в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями. Выполнение основных технических действий и приёмов игры в баскетбол (под руководством учителя) в условиях учебной и игровой деятельности. Использование разметки спортивной площадки при выполнении физических упражнений. Правильная ориентировка в пространстве спортивного зала и на стадионе. Размещение спортивных снарядов при организации и проведении подвижных и спортивных игр. Правильное применение спортивного инвентаря, тренажёрных устройств на уроке физкультуры и во время самостоятельных занятий. Организация текущего и промежуточного контроля Критерии оценки по предмету «Физкультура» При оценивании успеваемости по физической культуре учитываются индивидуальные возможности обучающихся, согласно заключению врача: уровень физического и психического развития, двигательные возможности. Главными требованиями при оценивании умений и навыков является выполнение изучаемых упражнений, при этом учитывается: как ученик овладел основами двигательных навыков; как проявил себя при выполнении, старался ли достичь желаемого результата; как понимает и объясняет разучиваемое упражнение; как пользуется предлагаемой помощью и улучшается ли при этом качество выполнения; как относится к урокам; соблюдает ли дисциплину. Последние два требования не влияют на итоговую оценку, но учитель должен напоминать об этом обучающимся. Оценка «5» ставится, если учебный материал урока обучающийся усваивает и выполняет физические упражнения с незначительной организующей помощью учителя; темп деятельности сохраняется до конца урока на среднем уровне. Оценка «4» ставится, если учебный материал урока обучающийся усваивает частично, с помощью учителя, выполняет физические упражнения с незначительными ошибками и искажениями, но при этом наблюдается стремление к самостоятельности; темп деятельности средний, но к концу урока снижается. Оценка «3» ставится, если учебный материал урока обучающийся усваивает избирательно и частично, выполняет физические упражнения механически и только с помощью учителя, темп деятельности на низком уровне. Оценка «2» не выставляется. 7 8