Рабочая программа учебного предмета «Физкультура» АООП для обучения лиц с ОВЗ (умственная отсталость)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Костомукшского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.С.Пушкина»
(МБОУ КГО «СОШ №2 им. А.С.Пушкина»)

«Согласовано»
на заседании МСШ
протокол №1
от 26.08.2024 г.
Руководитель МСШ

«Принято»
педагогическим
советом
протокол №1
от 27.08. 2024 г.
Директор школы

«Утверждено»
приказ по школе №151
от 30.08.2024г.
Директор школы
Герасимчук Н.Н.

Хинконен Л.И
Герасимчук Н.Н.

Рабочая программа
учебного предмета «Физкультура»
адаптированной основной общеобразовательной программы
для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья
(умственная отсталость)

г. Костомукша, 2024 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
При составлении рабочей программы по физкультуре в 10-12 классах учтены и
использованы следующие документы:












Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 12.2012 года №
273 – ФЗ.
Базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида (1 вариант), утверждённый приказом Минобразования РФ от
10.04.2002 № 29/2065-П «Об утверждении учебных планов специальных
(коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с
отклонениями в развитии».
Программа по физкультуре для специальных (коррекционных) образовательных
учреждений 8 вида. 5-9 классы. Авторы программы Аксёнова А. А., Антропов А. П.,
Бгажнокова И. М.; М. «Просвещение» 2017.
СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным
программам для обучающихся с ОВЗ», утверждены постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ № 26 от 10. 07. 2015;
Федеральный
перечень
учебников,
рекомендованных
(допущенных)
к
использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях,
реализующих образовательные программы общего образования и имеющих
государственную аккредитацию на 2019/2020 учебный год, утвержденные приказом
Минобрнауки России.
Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Костомукшского
городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 2 имени А. С. Пушкина»
Положение о рабочей программе.

Цель изучения физической культуры на завершающем этапе получения образования
обучающимися с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
состоит в подготовке их к самостоятельной жизни на основе повышения уровня
психофизического развития и совершенствования индивидуальных двигательных
возможностей, комплексной коррекции нарушений развития.
Задачи:
 развитие и совершенствование основных физических качеств;
 обогащение двигательного опыта жизненно-важными двигательными навыками и
умениями;
 овладение основами доступных видов спорта (лёгкой атлетикой, гимнастикой,
лыжной подготовкой и др.); в соответствии с возрастными и психофизическими
особенностями обучающегося;
 коррекция недостатков познавательной сферы и психомоторного развития;
 развитие и совершенствование волевой сферы;

2







формирование социально приемлемых форм поведения, предупреждение
проявлений деструктивного поведения (крик, агрессия, самоагрессия, стереотипия)
в процессе уроков;
создание целостного представления о влиянии занятий физической культурой на
развитие человека, его физическое, духовное и нравственное здоровье,
формирование здорового образа жизни;
воспитание нравственных качеств и свойств личности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗКУЛЬТУРА»

Основы знаний.








Требования к выполнению утренней гигиенической гимнастики.
Причины нарушения осанки.
Питание и двигательный режим школьника.
Распорядок дня.
Самостраховка и самоконтроль при выполнении физических упражнений.
Помощь при травмах.
Способы самостоятельного измерения частоты сердечных сокращений.

Гимнастика.
Строевые упражнения.
 Закрепление и выполнение ранее изученных команд: «смирно», «вольно»,
«расслабиться».
 Повороты кругом, налево, направо.
 Переход с шага на месте на ходьбу вперёд.
 Отработка строевого шага.
Общеразвивающие и корригирующие упражнения без предметов:
- упражнения на осанку
 Закрепление ранее изученных сочетаний упражнений с удержанием на голове груза
(большой массы) с упражнениями в равновесии.
- дыхательные упражнения
 Регулирование дыхания при выполнении упражнений циклического характера с
максимальной нагрузкой (кросс, прыжки).
- упражнения в расслаблении мышц
 Приёмы расслабления при выполнении упражнений циклического характера.
 Полное расслабление.
- основные положения движения головы, конечностей, туловища
 Прыжки в полуприседе с продвижениемвперёд.
 Круговые движения туловища (и. п. рук – за голову, вверх).
 Выпады: вперёд с наклоном туловища назад, вперёд; вправо, влево с наклоном
вперёд; вправо, влево с наклоном вперёд, в сторону, назад с наклоном вперёд.
Общеразвивающие и корригирующие упражнения с предметами, на снарядах:
- с гимнастическими палами
 Балансирование палки на ладони правой – левой рук.
 Удержание палки в вертикальном положении при выполнении 2-3 упражнений.
- с набивными мячами
3

 Перебрасывание набивного мяча вверх из-за головы, снизу и от груди партнёру.
 Выполнение 5-7 упражнений с набивными мячами.
- упражнения на гимнастической скамейке
 Ходьба с различными положениями рук, с предметами.
 Ходьба навстречу друг другу, передача баскетбольного мяча.
Упражнения на гимнастической стенке.
 Пружинистые приседания в положении выпада вперёд, опираясь ногой на рейку на
уровне колена.
 Взмахи обеими ногами в сторону (вправо и влево) в висе на стенке (строгий
контроль и учёт силовых данных).
Простые и смешанные висы и упоры.
 Повторение пройденного.
 Вис на одной руке на время (правой, левой) с различными положениями ног.
 Простые комбинации на перекладине.
Переноска груза и передача предметов.
 Передача мяча при выполнении эстафет.
 Уборка снарядов после занятий.
Танцевальные упражнения.
 Закрепление изученных танцевальных шагов.
 Танец «Ламбада».
Лазание и перелезание.
 Закрепление ранее изученных способов лазания по канату.
 Перелезание через препятствия различной высоты.
Равновесие.
 Повторение всех видов равновесия (программа 8-9 классов).
 Зачётные комбинации (2-3)в статическом положении.
 Расхождение вдвоём при встрече с предметами в руках.
 Упражнения в сопротивлении.
Опорный прыжок.
 Прыжки ранее изученными способами через козла, коня с поворотом на 90
градусов, 180 градусов в ширину (высота для мальчиков до 120 см, для девочек до
110 см).
 Кувырки боком с поворотом на 990 градусов через коня с ручками (высота для
мальчиков 125 см, для девочек 115 см).
Развитие координационных способностей, ориентировка в пространстве, быстрота
реакций, дифференциация силовых, пространственных, временных параметров
движений.
 Упражнения по овладению и совершенствованию в технике перемещений и во
владении мячом, типа – бег с изменением направлений, скорости.
 Челночный бег с ведением и без ведения мяча.
 Упражнения на быстроту и точность реакций.
 Прыжки в заданном ритме.
 Игровые упражнения.
Лёгкая атлетика.
4

Ходьба.
 Ходьба с чередованием бега.
 Спортивная ходьба (обучение).
 Пешие переходы до 4-5 км.
Бег.
 Бег в гору и под гору.
 Бег в различном темпе.
 Бег 300 м.
 Эстафета (4 по 200 м).
 Бег на средние дистанции.
 Кросс: мальчики – 1200 м; девушки – до 1000 м.
 Совершенствование эстафетного бега.
Прыжки.
 Прыжок в высоту способом «перекидной» (юноши) и «перешагивание», «перекат»
- девушки.
 Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги» (10-12 беговых шагов).
Метание.
 Закрепление всех видов метания (в цель и на дальность).
 Совершенствование техники метания, толкания.

Лыжная подготовка.









Способы смазки лыж.
Совершенствование техники изученных ходов.
Попеременный четырёхшажный ход.
Переход с попеременного двухшажного хода к одновременным ходам.
Преодоление выступа.
Подъём «лесенкой».
Прохождение на скорость отрезков: до 100 м (4-5 раз), 300-400 м для мальчиков (23 раза за урок), 200-300 м для девочек (2-3 раза за урок).
Передвижение по среднепересечённой местности на отрезках до 3 км (для
мальчиков), до 2 км (для девушек).

Спортивные игры.
Баскетбол.
 Роль судьи в соревнованиях.
 Практическое судейство.
 Понятие о зонной персональной защите.
 Ловля высоко летящего мяча в прыжке одной рукой с поддержкой другой.
 Передачамяча в прыжке.
 Броски мяча двумя руками от головы или одной рукой сверху в прыжке.
 Сочетание приёмов.
 Совместные действия трёх нападающих против двух защитников.
 Рывок – ловля я в движении – бросок.
 Ловля мяча в движении – остановка – бросок мяча в прыжке с близкого или
среднего расстояния.

5



Двухсторонняя игра с выполнением всех правил.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Название раздела.
Основы знаний.
Гимнастика.
Лёгкая атлетика.
Лыжная подготовка.
Спортивные игры. Баскетбол.



















10 класс
В рамках
каждого урока.
20
24
16
8

11 класс
В рамках
каждого урока.
10
30
20
8

12 класс
В рамках
каждого урока.
10
30
20
8

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ, НАВЫКАМ
ВЫПУСКНИКА.
Представление о физической культуре как части общей культуры современного
общества.
Осознание влияния физических упражнений на физическое развитие и развитие
физических качеств человека.
Понимание связи физической культуры с трудовой деятельностью.
Знание правил профилактики травматизма, подготовки мест для занятий
физической культурой.
Выбор спортивной одежды и обуви в зависимости от погодных условий и времени
года.
Знание правил оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах во время
самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Использование занятий физической культурой, спортивных игр (под руководством
учителя) для организации индивидуального отдыха, укрепления здоровья,
повышения уровня физических качеств.
Планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня.
Составление комплексов физических упражнений (под руководством учителя),
направленных на развитие основных физических качеств человека.
Определение основных показателей состояния человека и его физического
развития (длина и масса тела, частота сердечных сокращений).
Представление о закаливании организма.
Знание основных правил закаливания, правил безопасности и гигиенических
требований.
Выполнение общеразвивающих упражнений, воздействующих на развитие
основных физических качеств человека (силы, ловкости, быстроты, гибкости и
координации).
Объяснение правил, техники выполнения двигательных действий, анализ и
нахождение ошибок (с помощью учителя).
Выполнение гимнастических комбинаций из числа хорошо усвоенных (под
руководством учителя).

6








Выполнение легкоатлетических упражнений в беге, прыжках в соответствии с
возрастными и психофизическими особенностями.
Выполнение основных технических действий и приёмов игры в баскетбол (под
руководством учителя) в условиях учебной и игровой деятельности.
Использование разметки спортивной площадки при выполнении физических
упражнений.
Правильная ориентировка в пространстве спортивного зала и на стадионе.
Размещение спортивных снарядов при организации и проведении подвижных и
спортивных игр.
Правильное применение спортивного инвентаря, тренажёрных устройств на уроке
физкультуры и во время самостоятельных занятий.

Организация текущего и промежуточного контроля
Критерии оценки по предмету «Физкультура»
При оценивании успеваемости по физической культуре учитываются индивидуальные
возможности обучающихся, согласно заключению врача: уровень физического и
психического развития, двигательные возможности.
Главными требованиями при оценивании умений и навыков является выполнение
изучаемых упражнений, при этом учитывается:
 как ученик овладел основами двигательных навыков;
 как проявил себя при выполнении, старался ли достичь желаемого результата;
 как понимает и объясняет разучиваемое упражнение;
 как пользуется предлагаемой помощью и улучшается ли при этом качество
выполнения;
 как относится к урокам;
 соблюдает ли дисциплину.
Последние два требования не влияют на итоговую оценку, но учитель должен
напоминать об этом обучающимся.
Оценка «5» ставится, если учебный материал урока обучающийся усваивает и выполняет
физические упражнения с незначительной организующей помощью учителя; темп
деятельности сохраняется до конца урока на среднем уровне.
Оценка «4» ставится, если учебный материал урока обучающийся усваивает частично, с
помощью учителя, выполняет физические упражнения с незначительными ошибками и
искажениями, но при этом наблюдается стремление к самостоятельности; темп
деятельности средний, но к концу урока снижается.
Оценка «3» ставится, если учебный материал урока обучающийся усваивает
избирательно и частично, выполняет физические упражнения механически и только с
помощью учителя, темп деятельности на низком уровне.
Оценка «2» не выставляется.

7

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».