РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Костомукшского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.С.Пушкина» (МБОУ КГО «СОШ №2 им. А.С.Пушкина») «Согласовано» на заседании МСШ протокол №1 от 26.08.2024 г. Руководитель МСШ «Принято» педагогическим советом протокол №1 от 27.08. 2024 г. Директор школы «Утверждено» приказ по школе №151 от 30.08.2024г. Директор школы Герасимчук Н.Н. Хинконен Л.И Герасимчук Н.Н. Рабочая программа учебного предмета «Этика и психология семейной жизни» адаптированной основной общеобразовательной программы для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость) г. Костомукша, 2024 г ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА При составлении рабочей программы по учебному предмету «Этика и психология семейной жизни» в 10-12 классах учтены и использованы следующие документы: Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 12.2012 года № 273 – ФЗ. Базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (1 вариант), утверждённый приказом Минобразования РФ от 10.04.2002 № 29/2065-П «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии». Программно-методическое обеспечение для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях 8 вида. Под редакцией А. М. Щербаковой, Н. М. Платоновой. М. «ВЛАДОС» 2006. — 331 с. — (Коррекционная педагогика). СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ», утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 26 от 10. 07. 2015; Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Костомукшского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 2 имени А. С. Пушкина» Положение о рабочей программе. Целью данной программы является формирование представлений о семье, ее значении в жизни человека. Помимо этого работа по данной программе должна быть направлена на выработку у учащихся таких качеств как: умение понимать состояние и проблемы другого человека, умение быть терпеливым, прощать мелкие недостатки людей, умение устанавливать доброжелательные отношения с близкими людьми, что должно благоприятно влиять на их будущую семейную жизнь, а именно способствовать созданию крепкой и прочной семьи. В процессе работы по данной программе предстоит решить следующие задачи: формировать представления о семье, ее роли в жизни человека; формировать представления о различных социальных ролях людей в семье: мать, жена, муж и т.д.; обучать правильным способам взаимодействия между людьми, живущими в одной семье; формировать представления о личностных качествах людей, необходимых для создания крепкой семьи, учитывать эти знания при выборе спутника жизни; сообщить необходимые знания о роли родителей в воспитании детей, их ответственности за их здоровье и воспитание; формировать представления о способах взаимодействия с ближайшими родственниками семьи. При выборе методов работы по программе следует иметь в виду, что наряду с использованием традиционных методов обучения таких как: рассказ учителя, беседа по теме и т.д., необходимо применять различные методы и приемы работы, направленные на 2 активизацию учащихся в процессе работы, а именно: элементы проблемных методов обучения, драматизации, решение различных «этических задач». Под этической задачей мы понимаем какую-либо жизненную ситуацию (она может быть законченной или нет, тогда дети должны представить, как в дальнейшем поступят герои ситуации), заданную педагогом для совместного обсуждения поведения героев данной ситуации. На каждом занятии необходимо активное включение подростков в работу. В процессе занятия учащиеся учатся рассуждать о поступках других людей и своих собственных поступках, учатся находить мотивы того или иного своего поступка и поведения окружающих, опираясь на собственный жизненный опыт и знания, полученные на занятиях, находить нужное нравственное решение в сложной жизненной ситуации. В процессе занятий подростки учатся участвовать в обсуждении той или иной проблемы, учатся высказывать свою точку зрения, доказывать и отстаивать свою позицию. Они могут изменить ее, учитывая убедительные аргументы других участников обсуждения, научившись внимательно слушать всех участников дискуссии. Программа рассчитана на три года обучения, занятия проводятся один раз в неделю. Учитель по своему усмотрению может изменить предложенное количество часов, отведенное для изучения той или иной темы. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 10 КЛАСС Семья (10 ч.) Что такое семья? Значение семьи в жизни человека. 1 ч. Духовные, дружеские, материальные связи в семье (общность взглядов, привычек, традиции семьи, семейные праздники). Влияние семьи на формирование личности ребенка. 2 ч. Родственники и родственные отношения. 3 ч. Правила поведения в семье, с родственниками. 3 ч. Обобщение знаний по теме. 1 ч. Создание семьи (24 ч.) Представления людей о семейном счастье. Чего ожидают молодые люди, создавая семью (образ будущей семьи, опыт родительской семьи, его принятие или отторжение). 2 ч. Причины создания семьи. Нравственная, материальная и физиологическая готовность человека к созданию семьи. 3 ч. Выбор спутника жизни. Качества человека, необходимые в семейной жизни. Требования, которые мы предъявляем к предполагаемому партнеру и их реальное воплощение. 2 ч. Нравственные качества и жизненные умения, важные для девушки, вступающей в брак. 3 ч. Нравственные качества и жизненные умения, важные для юноши, вступающего в брак. 3 ч. Влюбленность и любовь, нравственность и сексуальность. Этические правила, важные во взаимоотношениях юноши и девушки. 4 ч. Принятие решения о вступлении в брак (предложение, взаимное согласие). Главные мотивы, необходимые для принятия этого решения. Что является основой 3 будущего благополучия семьи (любовь, уважение, дружеские чувства, влечение, наличие необходимых средств к существованию семьи и т.д.)? 3 ч. Как сообщить родителям о своем решении? Как следует вести себя в ситуации знакомства с родителями (юноши, девушки)? Почему родители могут быть против вашего брака? 3 ч. Урок обобщения знаний по теме. 1 ч. Требования к знаниям и умениям учащихся: учащиеся должны овладеть понятием «семья», понимать ее значение в жизни человека; учащиеся должны знать основные родственные связи в семье, уметь различать близких и дальних родственников; учащиеся должны знать основные этические правила взаимоотношений между юношей и девушкой, понимать важность такого шага как создание собственной семьи; учащиеся должны понимать и уметь объяснять какие условия необходимы для вступления в брак. 11 КЛАСС Взаимоотношения в молодой семье (10 ч.) Первые шаги в жизни молодой семьи: привыкание к особенностям характера партнера, уважение, терпимость. 1 ч. Изменения, происходящие в жизни юноши: освоение новой социальной роли «муж» (формирование чувства ответственности за жену, забота о ней, защита, обеспечение материальных условий существования семьи, участие в домашних заботах и т.д.). 4 ч. Изменения, происходящие в жизни девушки: освоение новой социальной роли «жена» (забота о муже, внимание и доброжелательность, ведение домашнего хозяйства, участие в материальном обеспечении семьи и т.д.). 4 ч. Обобщение знаний по теме. 1 ч. Быт и экономика молодой семьи (13 ч.) Понятие «экономика семьи». Доходы семьи, расходы семьи. Потребности семьи: естественные (питание, одежда, отдых и развлечения) и ложные (вещизм). 4 ч. Понятие «быт семьи». Организация домашнего хозяйства, режим семьи, отдых и развлечения в семье. 4 ч. Атмосфера семьи. Нравственные правила взаимоотношений в семье: доброта в отношениях, взаимопонимание, помощь отношения с родителями, друзьями. 4 ч. Обобщение знаний по теме. 1 ч. Конфликты в семье (11 ч.) Понятие «семейный конфликт». Причины конфликтов в семье: отношения между супругами строятся на неверной нравственной основе (обиды, подозрения, грубость, отсутствие внимания и заботы, помощи), неготовность супругов к выполнению своей новой социальной роли, разница во взглядах, привычках и нежелание изменяться, вмешательство и негативное влияние родителей, неприятие родственников или друзей супруга и т.д. 4 ч. Предотвращение конфликтов, нравственные способы их разрешения. 3 ч. Распад семьи, причины. Нравственное поведение в ситуации развода. Знакомство с основными положениями закона о семье, способах осуществления развода, раздела имущества, обязанностей родителей по отношению к детям. 3 ч. 4 Урок обобщения знаний по теме. 1 ч. Требования к знаниям и умениям учащихся: учащиеся должны знать основные обязанности членов семьи, объяснить их значение в семейной жизни; учащиеся должны усвоить понятия «экономика и быт семьи», знать основные статьи доходов и расходов семьи, уметь приблизительно рассчитать бюджет семьи на один месяц; учащиеся должны знать основные нравственные правила поведения людей в ситуациях конфликта или распада семьи, знать основы семейного законодательства, уметь объяснить свои претензии к партнеру, не унижая его достоинства. 12 КЛАСС Ребенок в семье (20 ч. +7 ч. Ф.З.) Что нужно знать молодым родителям, ожидающим ребенка: правильный образ жизни будущих родителей, отказ от вредных привычек, создание благоприятных условий для матери, необходимая забота о ее здоровье. Климат семьи: добрые отношения между родителями, подготовка их к будущим обязанностям. 3 ч. (Ф.З. 1 ч.) Значение родителей для ребенка (ответственность родителей за жизнь и здоровье ребенка, тепло, поддержка, ощущение защищенности и т.д.). 2 ч. (Ф.З. 1 ч.) Что такое материнство? Роль матери, ее обязанности по отношению к ребенку. 3 ч. (Ф.З. 1 ч.) Что такое отцовство? Роль отца, его обязанности по отношению к ребенку. 3 ч. (Ф.З. 1 ч.) Особенности воспитания ребенка в различные периоды его жизни: младенец, дошкольник, школьник, подросток. 8 ч. (Ф.З. 1 ч.) Урок обобщения знаний по теме. 1 ч. (Ф.З. 2 ч.) Конфликты с родителями (14 ч. +10 ч. Ф.З.) Необходимость формирования у родителей общих взглядов на процесс воспитания ребенка. 1 ч. (Ф.З. 1 ч.) Стиль отношений родителей к детям (авторитарный, дружеский, попустительский) и его влияние на последующие взаимоотношения родителей и детей. 2 ч. (Ф.З. 1 ч.) Причины конфликтов между родителями и детьми — непонимание родителями особенностей развития ребенка в разные периоды жизни: ■ проблемы с детьми в дошкольном возрасте. 2 ч; (Ф.З. 1 ч.) ■ проблемы взаимоотношений с детьми школьного возраста. 2 часа; (Ф.З. 1 ч.) ■ особенности подросткового возраста. 2 ч. (Ф.З. 1 ч.) Предупреждение и преодоление конфликтов в семье между родителями и детьми. 2 ч. (Ф.З. 1 ч.) Проблемы взаимоотношений с детьми в случае развода родителей. Права (и обязанности) родителей на общение со своими детьми. 2 ч. (Ф.З. 1 ч.) Обобщение знаний по теме. 1 ч. (Ф.З. 3 ч.) Требования к знаниям и умениям учащихся: учащиеся должны знать об ответственности родителей за жизнь и здоровье своего ребенка, понимать свою обязанность в воспитании их; учащиеся должны понимать особенности развития детей и основные проблемы воспитания ребенка; учащиеся должны уметь определять основные обязанности родителей по отношению к своим детям. 5 Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся Отметка «5» ставится, если учащийся полностью усвоил учебный материал, может изложить его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Отметка «4» ставится, если учащийся в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки в его изложении, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно отвечает на дополнительные вопросы. Отметка «3» ставится, если учащийся не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительные ошибки в его изложении своими словами, затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами, слабо отвечает на дополнительные примеры. Нормы оценки тестирования Оценка «5» ставится, если все ответы правильные и работа выполнена самостоятельно. Оценка «4» ставится, если допущена 1 - 2 ошибки. Оценка «3» ставится, если допущены более 2 ошибок. Приложение 1 Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Этика и психология» 6 Класс – 10 Количество часов в неделю – 1 Количество часов в год – 34 № п\п Тема урока Семья (10 часов) 1 Что такое семья? Значение семьи в жизни человека. 2 Духовные, дружеские, материальные связи в семье (общность взглядов, привычек, традиции семьи, семейные праздники). 3 Влияние семьи на формирование личности ребенка. 4 Родственники и родственные отношения. 5 Родственники и родственные отношения. 6 Родственники и родственные отношения. 7 Правила поведения в семье, с родственниками. 8 Правила поведения в семье, с родственниками. 9 Правила поведения в семье, с родственниками. 10 Обобщение знаний по теме. Создание семьи (24 часа) 11 Представления людей о семейном счастье. 12 Чего ожидают молодые люди, создавая семью (образ будущей семьи, опыт родительской семьи, его принятие или отторжение). 13 Причины создания семьи. 14 Нравственная, материальная и физиологическая готовность человека к созданию семьи. 15 Нравственная, материальная и физиологическая готовность человека к созданию семьи. 16 Выбор спутника жизни. Качества человека, необходимые в семейной жизни. 17 Требования, которые мы предъявляем к предполагаемому партнеру и их реальное воплощение. 18 Нравственные качества и жизненные умения, важные для девушки, вступающей в брак. 19 Нравственные качества и жизненные умения, важные для девушки, вступающей в брак. 20 Нравственные качества и жизненные умения, важные для девушки, вступающей в брак. 21 Нравственные качества и жизненные умения, важные для юноши, вступающего в брак. 22 Нравственные качества и жизненные умения, важные для юноши, вступающего в брак. 23 Нравственные качества и жизненные умения, важные для юноши, вступающего в брак. 24 Влюбленность и любовь, нравственность и сексуальность. 25 Этические правила, важные во взаимоотношениях юноши и девушки. 26 Этические правила, важные во взаимоотношениях юноши и девушки. 27 Этические правила, важные во взаимоотношениях юноши и девушки. 28 Принятие решения о вступлении в брак (предложение, взаимное Дата 04.09 11.09 18.09 25.09 02.10 09.10 16.10 23.10 06.11 13.11 20.11 27.11 04.12 11.12 18.12 25.12 15.01 22.01 29.01 05.02 12.02 19.02 26.02 04.03 11.03 18.03 08.04 11.04 7 33 согласие). Главные мотивы, необходимые для принятия этого решения. Что является основой будущего благополучия семьи (любовь, уважение, дружеские чувства, влечение, наличие необходимых средств к существованию семьи и т.д.)? Что является основой будущего благополучия семьи (любовь, уважение, дружеские чувства, влечение, наличие необходимых средств к существованию семьи и т.д.)? Как сообщить родителям о своем решении вступить в брак? Как следует вести себя в ситуации знакомства с родителями (юноши, девушки)? Почему родители могут быть против вашего брака? 34 Урок обобщения знаний по теме. 29 30 31 32 15.04 22.04 29.04 13.05 16.05 20.05 8