1 РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Костомукшского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.С.Пушкина» (МБОУ КГО «СОШ №2 им. А.С.Пушкина») «Согласовано» на заседании МСШ протокол №1 от 26.08.2024 г. Руководитель МСШ «Принято» педагогическим советом протокол №1 от 27.08. 2024 г. Директор школы «Утверждено» приказ по школе №151 от 30.08.2024г. Директор школы Герасимчук Н.Н. Хинконен Л.И Герасимчук Н.Н. Рабочая программа факультативного занятия «Домоводство» адаптированной основной общеобразовательной программы для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость) г. Костомукша, 2024 г 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА При составлении рабочей программы по факультативному занятию «Домоводство» в 1012 классах учтены и использованы следующие документы: Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 12.2012 года № 273 – ФЗ. Базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (1 вариант), утверждённый приказом Минобразования РФ от 10.04.2002 № 29/2065-П «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии». Программно-методическое обеспечение для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях 8 вида. Под редакцией А. М. Щербаковой, Н. М. Платоновой. М. «ВЛАДОС» 2006. — 331 с. — (Коррекционная педагогика). СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ», утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 26 от 10. 07. 2015; Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Костомукшского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 2 имени А. С. Пушкина» Положение о рабочей программе. Цель: формирование у учащихся знаний о самостоятельной жизни, их практическое обучение жизненно необходимым бытовым умениям и навыкам. Задачи: овладение учащимися некоторыми знаниями и жизненными компетенциями, необходимыми для успешной социализации в современном обществе; развитие и совершенствование навыков ведения домашнего хозяйства; воспитание положительного отношения к домашнему труду; развитие умений, связанных с решением бытовых экономических задач; формирование социально-нормативного поведения в семье и обществе; формирование умений, необходимых для выбора профессии и дальнейшего трудоустройства; коррекция недостатков познавательной и эмоционально-волевой сфер; развитие коммуникативной функции речи. СОДЕРЖАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВНОГО ЗАНЯТИЯ «ДОМОВОДСТВО» 10 КЛАСС НАСЕКОМЫЕ И ГРЫЗУНЫ В ДОМЕ – ИСТОЧНИК ОПАСНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ. Мыши, крысы: внешний вид, образ жизни. Профилактика и борьба с грызунами в доме. Тараканы, домашние муравьи. Профилактика, средства для избавления. Кровососущие насекомые: клопы, вши, комары. Профилактика, средства для 3 избавления. Кто съел шубу, шапки, свитера? (Моль.) Химические средства борьбы с насекомыми и грызунами. Распознавание этих средств на этикетках упаковок. Правила безопасного обращения с ядохимикатами, аэрозолями, препаратами профилактических средств. Предупреждение отравлений ядохимикатами. Медицинская помощь при отравлениях. ЖИВОТНЫЕ В ГОРОДСКОЙ КВАРТИРЕ. Для чего человеку нужны животные в доме. Виды и породы собак. Здоровье собаки. Уход за собакой. История кошек. Виды кошек. Чем болеют кошки. Уход за кошкой в доме. Декоративные птицы: их виды, содержание и уход. Аквариум. Террариум. Профилактика здоровья людей, содержащих домашних животных. РАСТЕНИЯ В ДОМЕ. Растения в доме, их назначение: оздоровление, эстетика быта. Виды комнатных растений. Экзотические растения. Цветущие растения, их особенности. Уход за декоративными растениями: подкормка, температурный, световой режим. Посуда, её виды для комнатных растений. Интерьер комнаты с растениями. 11 КЛАСС ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ СЕМЬИ Молоко. Способы сохранения молока. Кипячение молока. Хлеб в доме. История хлеба. Хлеб в сознании человека как ценность и мерило труда. Русский хлеб, его разновидности. Хранение хлеба. Блюда из хлеба на завтрак, обед, ужин. Соль. Сахар. Пряности. Соль, её польза и вред. Использование соли. Сахар, его польза и вред. Использование сахара. Виды пряностей и приправ. ПРАЗДНИК В ДОМЕ. Когда случаются праздники? Гостеприимство как форма нравственного поведения людей. Подготовка дома (квартиры) к приёму гостей (уборка, гигиена помещений). Дизайн праздничного дома. 4 Этикетные правила приёма гостей (внешний вид, речь, приём подарков, поздравлений, общение с гостями, проводы, прощание с гостями). ПРАЗДНИЧНАЯ КУЛИНАРИЯ. Продукты для праздника, их расчётная стоимость. Меню для праздничного стола на 6 персон. Праздничная кулинария. Сервирование праздничного стола (скатерти и салфетки, однородная посуда и столовые приборы). Украшения на столе (свечи, цветы). 12 КЛАСС ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ В СЕМЬЕ Виды питания. Диетическое питание. Питание детей ясельного возраста. Праздничный стол. Украшение салатов и холодных блюд из овощей и фруктов. Этикет праздничного застолья. Блюда национальной кухни. ОДЕЖДА И ОБУВЬ Уход за одеждой. Уход за верхней одеждой из водоотталкивающей ткани, кожи, мехового велюра (дублёнки), меха (искусственного и натурального). Обновление одежды (замена мелких деталей). Виды пятновыводителей. Средства и правила выведения мелких пятен на одежде из разных видов тканей в домашних условиях. Строжайшее соблюдение техники безопасности при использовании средств для выведения пятен. Стиль одежды. Определение собственного размера одежды. Профессии людей, создающих одежду: художники-дизайнеры (модельеры), раскройщики, портные. «Высокая» мода и мода для всех. Современные направления моды Журналы мод. Составление комплектов из одежды (элементарные правила дизайна одежды). Аксессуары (декор) одежды: шарфы, платки, ремни и т. д. Правила подбора обуви к одежде. ЖИЛИЩЕ Мебель в жилых помещениях. Виды мебели в зависимости от её назначения. Размещение мебели в помещении с учётом от конкретных условий: размера и особых характеристик жилого помещения (освещённости, формы и т. д.). Составление элементарных дизайн-проектов жилых комнат. 5 Магазины по продаже различных видов мебели. Выбор мебели с учётом конкретных условий (размера помещения, внешнего оформления, соотношения цены и качества). Интерьер. Качества интерьера: функциональность, гигиеничность, эстетичность. Рациональная расстановка мебели в помещении в зависимости от функционального назначения комнаты, площади, наличия мебели. Композиция интерьера: расположение и соотношение составных частей интерьера (мебели, светильников, бытового оборудования, функциональных зон). ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ 10 класс 1 уровень Знать особенности бытовых насекомых, грызунов Уметь: применять безопасные способы профилактики и борьбы с насекомыми и грызунами; ухаживать за домашними животными с учётом санитарно-гигиенических требований. 2 уровень Знать о вреде бытовых насекомых и грызунов, о безопасном способе борьбы с ними. Уметь: ухаживать за домашними животными с учётом санитарно-гигиенических требований; ухаживать за комнатными растениями. 11 класс 1 уровень Знать: способы сохранения молока; разновидности хлеба; способы хранения хлеба; пользу и вред соли и сахара; разновидности пряностей; основные правила этикета гостеприимства; порядок приготовления нескольких праздничных блюд; Уметь: 6 кипятить молоко; формулировать в устной и письменной форме приглашения, слова благодарности; составлять и рассчитывать праздничное меню; правильно сервировать стол. 2 уровень Знать: способы сохранения молока; способы хранения хлеба; основные правила приёма гостей и общения с ними; правила сервировки стола. Уметь: приготовить 2-3 простых блюда. 12 класс 1 уровень: знание способов хранения и переработки продуктов питания; составление ежедневного и праздничного меню из предложенных продуктов питания; составление сметы расходов на продукты питания в соответствии с меню; самостоятельное приготовление известных блюд (холодных и горячих закусок, первых и вторых блюд); выбор необходимого товара из ряда предложенных в соответствии с его потребительскими характеристиками; 2 уровень: различение отдельных видов продуктов, относящихся к разным группам по их основным характеристикам; самостоятельное приготовление несложных блюд (бутербродов, салатов, вторых блюд); соблюдение санитарно-гигиенических требований к процессу приготовления пищи и требований техники безопасности при приготовлении пищи; выполнение (под руководством учителя) мелкого ремонта и обновления одежды; самостоятельное совершение покупок товаров повседневного спроса и знание способов определения правильности отпуска товаров; соблюдение морально-этических норм и правил современного общества. 7 Приложение Календарно-тематическое планирование факультативного курса «Домоводство» Класс – 10 Количество часов в неделю -0,5 Количество часов в год – 17 № п\п Название раздела. Тема занятия. Насекомые и грызуны в доме – источник опасных заболеваний. (7 часов) 1 Мыши и крысы: внешний вид, образ жизни. 2 Химические средства борьбы с грызунами. Правила безопасного обращения с ядохимикатами, аэрозолями, препаратами профилактических средств. 3 Тараканы, домашние муравьи: внешний вид, образ жизни. 4 Химические средства борьбы с насекомыми. Правила безопасного обращения с ядохимикатами, аэрозолями, препаратами профилактических средств. Дата. 13.09 27.09 11.10 25.10 8 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Кровососущие насекомые (клопы, вши, комары): внешний вид, образ жизни. Химические средства борьбы с насекомыми. Правила безопасного обращения с ядохимикатами, аэрозолями, препаратами профилактических средств Предупреждение отравлений ядохимикатами. Медицинская помощь при отравлениях. Итоговое занятие. Животные в городской квартире. (5 часов) Для чего человеку нужны животные в доме. Собаки. Кошки. Декоративные птицы. Аквариум. Террариум. Растения в доме. (4 часа) Растения в доме. Уход за декоративными растениями. Интерьер комнаты с растениями. Советы цветоводу.