Рабочая программа факультативного занятия «Домоводство» АООП для обучения лиц с ОВЗ (умеренная, глубокая умственная отсталость)

1
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Костомукшского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.С.Пушкина»
(МБОУ КГО «СОШ №2 им. А.С.Пушкина»)

«Согласовано»
на заседании МСШ
протокол №1
от 26.08.2024 г.
Руководитель МСШ

«Принято»
педагогическим
советом
протокол №1
от 27.08. 2024 г.
Директор школы

«Утверждено»
приказ по школе №151
от 30.08.2024г.
Директор школы
Герасимчук Н.Н.

Хинконен Л.И
Герасимчук Н.Н.

Рабочая программа
факультативного занятия «Домоводство»
адаптированной основной общеобразовательной программы
для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья
(умственная отсталость)

г. Костомукша, 2024 г

2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
При составлении рабочей программы по факультативному занятию «Домоводство» в 1012 классах учтены и использованы следующие документы:
 Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 12.2012 года №
273 – ФЗ.
 Базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида (1 вариант), утверждённый приказом Минобразования РФ от
10.04.2002 № 29/2065-П «Об утверждении учебных планов специальных
(коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с
отклонениями в развитии».
 Программно-методическое обеспечение для 10-12 классов с углубленной трудовой
подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях 8 вида.
Под редакцией А. М. Щербаковой, Н. М. Платоновой. М. «ВЛАДОС» 2006. — 331 с.
— (Коррекционная педагогика).
 СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным
программам для обучающихся с ОВЗ», утверждены постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ № 26 от 10. 07. 2015;
 Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Костомукшского
городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 2 имени А. С. Пушкина»
 Положение о рабочей программе.
Цель: формирование у учащихся знаний о самостоятельной жизни, их
практическое обучение жизненно необходимым бытовым умениям и навыкам.
Задачи:
 овладение учащимися некоторыми знаниями и жизненными компетенциями,
необходимыми для успешной социализации в современном обществе;
 развитие и совершенствование навыков ведения домашнего хозяйства;
 воспитание положительного отношения к домашнему труду;
 развитие умений, связанных с решением бытовых экономических задач;
 формирование социально-нормативного поведения в семье и обществе;
 формирование умений, необходимых для выбора профессии и дальнейшего
трудоустройства;
 коррекция недостатков познавательной и эмоционально-волевой сфер;
 развитие коммуникативной функции речи.

СОДЕРЖАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВНОГО ЗАНЯТИЯ «ДОМОВОДСТВО»
10 КЛАСС
НАСЕКОМЫЕ И ГРЫЗУНЫ В ДОМЕ – ИСТОЧНИК ОПАСНЫХ
ЗАБОЛЕВАНИЙ.
Мыши, крысы: внешний вид, образ жизни. Профилактика и борьба с грызунами в доме.
Тараканы, домашние муравьи. Профилактика, средства для избавления.
Кровососущие насекомые: клопы, вши, комары. Профилактика, средства для

3
избавления.
Кто съел шубу, шапки, свитера? (Моль.)
Химические средства борьбы с насекомыми и грызунами. Распознавание этих средств
на этикетках упаковок.
Правила безопасного обращения с ядохимикатами, аэрозолями, препаратами
профилактических средств.
Предупреждение отравлений ядохимикатами.
Медицинская помощь при отравлениях.
ЖИВОТНЫЕ В ГОРОДСКОЙ КВАРТИРЕ.
Для чего человеку нужны животные в доме.
Виды и породы собак.
Здоровье собаки.
Уход за собакой.
История кошек.
Виды кошек.
Чем болеют кошки.
Уход за кошкой в доме.
Декоративные птицы: их виды, содержание и уход.
Аквариум.
Террариум.
Профилактика здоровья людей, содержащих домашних животных.
РАСТЕНИЯ В ДОМЕ.
Растения в доме, их назначение: оздоровление, эстетика быта.
Виды комнатных растений.
Экзотические растения.
Цветущие растения, их особенности.
Уход за декоративными растениями: подкормка, температурный, световой режим.
Посуда, её виды для комнатных растений.
Интерьер комнаты с растениями.
11 КЛАСС
ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ СЕМЬИ
Молоко.
Способы сохранения молока.
Кипячение молока.
Хлеб в доме.
История хлеба.
Хлеб в сознании человека как ценность и мерило труда.
Русский хлеб, его разновидности.
Хранение хлеба.
Блюда из хлеба на завтрак, обед, ужин.
Соль. Сахар. Пряности.
Соль, её польза и вред. Использование соли.
Сахар, его польза и вред. Использование сахара.
Виды пряностей и приправ.
ПРАЗДНИК В ДОМЕ.
Когда случаются праздники?
Гостеприимство как форма нравственного поведения людей.
Подготовка дома (квартиры) к приёму гостей (уборка, гигиена помещений).
Дизайн праздничного дома.

4
Этикетные правила приёма гостей (внешний вид, речь, приём подарков, поздравлений,
общение с гостями, проводы, прощание с гостями).
ПРАЗДНИЧНАЯ КУЛИНАРИЯ.
Продукты для праздника, их расчётная стоимость.
Меню для праздничного стола на 6 персон.
Праздничная кулинария.
Сервирование праздничного стола (скатерти и салфетки, однородная посуда и столовые
приборы).
Украшения на столе (свечи, цветы).
12 КЛАСС
ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ В СЕМЬЕ
Виды питания.




Диетическое питание.
Питание детей ясельного возраста.

Праздничный стол.




Украшение салатов и холодных блюд из овощей и фруктов.
Этикет праздничного застолья.

Блюда национальной кухни.
ОДЕЖДА И ОБУВЬ
Уход за одеждой.







Уход за верхней одеждой из водоотталкивающей ткани, кожи, мехового велюра
(дублёнки), меха (искусственного и натурального).
Обновление одежды (замена мелких деталей).
Виды пятновыводителей.
Средства и правила выведения мелких пятен на одежде из разных видов тканей в
домашних условиях.
Строжайшее соблюдение техники безопасности при использовании средств для
выведения пятен.

Стиль одежды.










Определение собственного размера одежды.
Профессии людей, создающих одежду: художники-дизайнеры (модельеры),
раскройщики, портные.
«Высокая» мода и мода для всех.
Современные направления моды
Журналы мод.
Составление комплектов из одежды (элементарные правила дизайна одежды).
Аксессуары (декор) одежды: шарфы, платки, ремни и т. д.
Правила подбора обуви к одежде.
ЖИЛИЩЕ

Мебель в жилых помещениях.





Виды мебели в зависимости от её назначения.
Размещение мебели в помещении с учётом от конкретных условий: размера и
особых характеристик жилого помещения (освещённости, формы и т. д.).
Составление элементарных дизайн-проектов жилых комнат.

5
Магазины по продаже различных видов мебели.



Выбор мебели с учётом конкретных условий (размера помещения, внешнего
оформления, соотношения цены и качества).

Интерьер.





Качества интерьера: функциональность, гигиеничность, эстетичность.
Рациональная расстановка мебели в помещении в зависимости от
функционального назначения комнаты, площади, наличия мебели.
Композиция интерьера: расположение и соотношение составных частей
интерьера (мебели, светильников, бытового оборудования, функциональных
зон).

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ
10 класс
1 уровень
Знать особенности бытовых насекомых, грызунов
Уметь:



применять безопасные способы профилактики и борьбы с насекомыми и
грызунами;
ухаживать за домашними животными с учётом санитарно-гигиенических
требований.

2 уровень
Знать о вреде бытовых насекомых и грызунов, о безопасном способе борьбы с ними.
Уметь:



ухаживать за домашними животными с учётом санитарно-гигиенических
требований;
ухаживать за комнатными растениями.

11 класс
1 уровень
Знать:








способы сохранения молока;
разновидности хлеба;
способы хранения хлеба;
пользу и вред соли и сахара;
разновидности пряностей;
основные правила этикета гостеприимства;
порядок приготовления нескольких праздничных блюд;

Уметь:

6





кипятить молоко;
формулировать в устной и письменной форме приглашения, слова благодарности;
составлять и рассчитывать праздничное меню;
правильно сервировать стол.

2 уровень
Знать:





способы сохранения молока;
способы хранения хлеба;
основные правила приёма гостей и общения с ними;
правила сервировки стола.

Уметь: приготовить 2-3 простых блюда.
12 класс
1 уровень:






знание способов хранения и переработки продуктов питания;
составление ежедневного и праздничного меню из предложенных продуктов
питания;
составление сметы расходов на продукты питания в соответствии с меню;
самостоятельное приготовление известных блюд (холодных и горячих закусок,
первых и вторых блюд);
выбор необходимого товара из ряда предложенных в соответствии с его
потребительскими характеристиками;

2 уровень:







различение отдельных видов продуктов, относящихся к разным группам по их
основным характеристикам;
самостоятельное приготовление несложных блюд (бутербродов, салатов, вторых
блюд);
соблюдение санитарно-гигиенических требований к процессу приготовления пищи
и требований техники безопасности при приготовлении пищи;
выполнение (под руководством учителя) мелкого ремонта и обновления одежды;
самостоятельное совершение покупок товаров повседневного спроса и знание
способов определения правильности отпуска товаров;
соблюдение морально-этических норм и правил современного общества.

7

Приложение
Календарно-тематическое планирование факультативного курса «Домоводство»
Класс – 10
Количество часов в неделю -0,5
Количество часов в год – 17
№ п\п Название раздела. Тема занятия.
Насекомые и грызуны в доме – источник опасных заболеваний.
(7 часов)
1
Мыши и крысы: внешний вид, образ жизни.
2
Химические средства борьбы с грызунами. Правила безопасного
обращения
с ядохимикатами, аэрозолями, препаратами
профилактических средств.
3
Тараканы, домашние муравьи: внешний вид, образ жизни.
4
Химические средства борьбы с насекомыми. Правила безопасного
обращения с ядохимикатами, аэрозолями, препаратами
профилактических средств.

Дата.

13.09
27.09

11.10
25.10

8
5
6

7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Кровососущие насекомые (клопы, вши, комары): внешний вид,
образ жизни.
Химические средства борьбы с насекомыми. Правила безопасного
обращения с ядохимикатами, аэрозолями, препаратами
профилактических средств
Предупреждение отравлений ядохимикатами. Медицинская
помощь при отравлениях.
Итоговое занятие.
Животные в городской квартире. (5 часов)
Для чего человеку нужны животные в доме.
Собаки.
Кошки.
Декоративные птицы.
Аквариум. Террариум.
Растения в доме. (4 часа)
Растения в доме.
Уход за декоративными растениями.
Интерьер комнаты с растениями.
Советы цветоводу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».