Рабочая общеразвивающая программа внеурочной деятельности «Барабанщики Пушкинской школы» художественной направленности для обучающихся 10К класса

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Костомукшского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.С. Пушкина»
(МБОУ КГО «СОШ №2 им. А.С. Пушкина»)

«Согласовано»
на заседании МСШ
протокол №1
от 26.08.2024 г.
Руководитель МСШ

«Принято»
педагогическим
советом
протокол №1
от 27.08. 2024 г.
Директор школы

«Утверждено»
приказ по школе №154
от 30.08.2024г.
Директор школы
Герасимчук Н.Н.

Хинконен Л.И
Герасимчук Н.Н.

Рабочая общеразвивающая программа
внеурочной деятельности
«Барабанщики Пушкинской школы»
духовно- нравственной направленности
для обучающихся 10К класса
Срок реализации – 1 год обучения

Составитель программы:
Дробышевская Маргарита Геннадьевна,
педагог дополнительного образования

г. Костомукша,
2024 г.

1

Пояснительная записка
Рабочая общеразвивающая программа внеурочной деятельности «Барабанщики
Пушкинской школы» духовно-нравственной направленности (далее, Программа)
разработана для обучающихся 11К класса МБОУ КГО «СОШ №2 им.А.С. Пушкина».
Музыкальное воспитание включает в себя элементы обучения, дает знание о музыке,
развивает способности, формирует музыкальный вкус, побуждает к музыкально-творческой
деятельности, т.е. закладывает основы музыкальной культуры, формирует творчески
активную личность, способную сознательно участвовать в преумножении и распространении
музыкальной культуры общества. Развитие музыкального вкуса, эмоциональной
отзывчивости в детском возрасте создает фундамент музыкальной культуры человека, как
части его общей духовной культуры в будущем.
Программа направлена на организацию внеурочной деятельности школьников.
Предметом изучения программы является обучение детей ансамблевой игре на малых и
большом барабанах. Она сориентирована:
- на овладение умениями и навыками игры на ударных музыкальных инструментах (малые
маршевые барабаны, большой барабан);
- на формирование и развитие творческих и музыкальных способностей обучающихся;
- способствует воспитанию эстетического вкуса;
- развитию образного мышления, внимания и памяти;
- формированию и развитию навыков коллективного инструментального музицирования;
- содействует укреплению здоровья и общему физическому развитию обучающихся.
Отличительной особенностью Программы от программ по индивидуальному
обучению игре на ударных инструментах является привлечение большого количества детей к
миру музыки через коллективные занятия.
Педагогической целесообразностью данной Программы является привлечение
школьников к творчеству. Раскрытие их музыкальных, творческих способностей и
самостоятельного мышления. В процессе обучения игре на музыкальных ударных
инструментах:
 развиваются слух, улучшается память;
 через развитие координации рук ребенок приближается к четко ритмически
организованному окружающему его миру; развивая моторику рук, улучшается речь;
 с помощью музыкального ритма устанавливается равновесие в деятельности нервной
системы;
 ритмические задания помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес
детей к музыкальной деятельности вообще;
 тренируются различные виды внимания, точная и быстрая реакции, умение слушать,
активно воспринимать;
 выступления на концертах, как форма обобщения выученного, помогает
раскрепоститься ребенку, раскрыть свои способности и таланты;
 обучение в коллективе развивает социальные навыки и осознанное отношение к себе
и другим людям;
 с помощью музыкальных игр снимается психоэмоциональное напряжение в группе,
воспитываются навыки адекватного группового поведения.
Совместное исполнительство в ансамбле барабанщиков призвано развивать в
воспитанниках чувство коллективизма, сплоченности, ответственности за своих товарищей и
2

порученных перед коллективом задач. Барабанный ритм организует людей, настраивает
на слаженные действия, на слаженный шаг. Поэтому барабан можно назвать инструментом
– организатором, который задает один общий темп движения, подбадривает, организует.
Обучающиеся школы готовятся к знаменательным датам: День знаний, День уччителя,
День Защитника Отечества, День Победы, к празднику-ритуалу «Посвящение в кадеты»,а
также участвуют в разных конкурсах и проектах школы, города, Республики Карелии,
России.
Обучающиеся ансамбля барабанщиков участвуют в дефиле (танцевальные перестроения),
и в разных сюжетных своеобразных мини-спектаклях под музыку, в современных
танцевальных номерах с барабанами в ярких костюмах на праздниках школы и города. Такие
номера барабанщиков придают любому мероприятиям красочность, необычность и
зрелищность, что очень популярно в наше время. Поэтому в программу включены занятия,
где воспитанники учат танцевальные движения и получают базовые навыки хореографии.
Поэтому, новизна данной программы состоит в том, что она является интегрированной,
сочетающей в себе разные виды деятельности - игра на инструментах и движения с
элементами хореографии.
Цель данной программы – пробудить в детях любовь к творчеству, музыке, играм
через коллективное музицирование.
Задачи.
Задачи образовательные:
 научить исполнительским приемам игры на музыкальных инструментах (барабанах);
 научить коллективному творчеству;
 способствовать приобретению детьми системы опорных знаний и умений
музыкальной деятельности для последующего самостоятельного знакомства с
музыкой.
Задачи воспитательные:
 сформировать у детей коммуникативные навыки, чувство ответственности и
дисциплинированности;
 сформировать доброжелательную творческую атмосферу в детском музыкальном
коллективе;
 воспитать музыкальный и эстетический вкус, нравственные качества личности;
 сформировать устойчивый интерес к творчеству;
 привить серьезное отношение к своему труду;
 воспитать умение слушать.
Задачи развивающие:
 формировать интерес и любовь к музицированию;
 развивать музыкальные и творческие способности детей посредством участия в
детском оркестре;
 развивать и совершенствовать художественно-творческие способности, инициативу,
самостоятельность при составлении танцевальных композиций, вариантов
музыкальных игр и упражнений, инсценировки песен;
 подготовить учащихся к какой-либо самостоятельной музыкальной деятельности,
которая поможет им содержательно проводить досуг и проявлять общественную
активность.
3

Основными педагогическими принципами построения образовательного процесса
по образовательной программе являются системность, постепенность «от простого к
сложному», последовательность и повторность.
Методика организации учебно-воспитательного, творческого и образовательного
процессов строится с учётом психофизиологических особенностей и способностей
воспитанников.
Краткая характеристика обучающихся, возрастные особенности:
15 – 17 лет
Физические:
 Очень энергичны
 Завершается рост скелета
 Половая зрелость, сопровождаемая физическими и эмоциональными изменениями
 Проявления гормонального всплеска. Беспокойство о внешности. Особо доставляет
немалые огорчения подростку – появление угрей.
Интеллектуальные:
 Поиск себя, определение в выборе профессии
 Крайности в поведении и оценках: «я знаю все»
Эмоциональные:
 Проявление уверенности в себе
 Обладают самоконтролем
 Активнее проявляют себя в разнополой группе
Социальные:
 Рост социальной активности
 Физические навыки, ловкость и сила оказывают огромное влияние на статус среди
сверстников и на собственное мнение о себе
 Проблема достижения независимости от своей семьи
 Возникновение первой любви
Руководство поведением подростков этого возраста должно быть без излишнего
вмешательства и давления.
Вид Программы: адаптированная (модифицированная).
Уровень сложности: базовый.
Место Программы: в 11К классе -2 часа в неделю, 68 часов в год.
Количество человек в группе: 15-20 человек.
Формы организации обучающихся на занятии: групповая (ансамблевая) и по подгруппам.
Основные формы проведения занятий: очная, дистанционная (в случае временного
перехода школ на онлайн-образование).
Урок, репетиция, занятие с отработкой
танцевальных движений и перестроений в дефиле, генеральная репетиция, концертное
выступление. Вне аудитории может проводиться видео консультация по просьбе учащегося.
Типы занятий:
•
изучение нового материала;
•
закрепление знаний;
•
повторение, обобщение;
•
интегрированное занятие;
•
самостоятельное творчество.
Занятия включают в себя следующие виды деятельности:
•
упражнения на развитие техники игры на барабанах;
4

•
разучивание музыкального номера;
•
познавательная тема для расширения кругозора;
•
работа над техническими моментами уже исполняемых произведений;
•
музыкально-дидактические игры;
•
декламация;
•
работа под фонограмму;
•
танцевальные движения, маршировка, построения;
•
координационно-подвижные игры и упражнения;
•
воспитательная беседа.
Формы воспитательной работы: посещение и активное участие в мероприятиях школы,
города, посещение концертов, встречи с другими коллективами, праздники, городские
демонстрации.
Для последовательности реализации данной программы используются следующие
методы и приёмы обучения:
 объяснительный, информационный,
 сообщающий, иллюстративный
 исполнительский, поисковый, проблемный
 убеждения, упражнения, личный пример.
Алгоритм занятия:
 Упражнения в движении.
 Повторение и закрепление пройденного.
 Работа над новым музыкальным материалом.
 Работа над концертным номером.
 Подведение итогов занятия.
Продолжительность времени на каждый вид деятельности может меняться с учетом
физиологических (возрастных) возможностей воспитанников каждой группы, т.к.
имеющиеся малые барабаны достаточно тяжелые.
Планируемые (ожидаемые) результаты Программы
В результате реализации программы «Барабанщики Пушкинской школы», происходит
развитие творческих, музыкальных способностей воспитанников оркестра, творческого
мышления, эстетического вкуса. Участник ансамбля приобретает личный опыт сценического
выступления и участия в творческих делах коллектива. Выпускники ансамбля должны
владеть необходимыми для совместного творчества музыкальными знаниями, навыками,
играть на ударных инструментах, уметь анализировать и высказывать свои мысли по поводу
услышанного.
Предметные результаты:
 различать быстрый и медленный темп, ускорение и замедление, уметь это исполнять;
 различать громкое и тихое звучание. Использовать усиление и ослабление звучности
как выразительные приемы;
 имитировать ритмические мотивы, фразы (дроби);
 уметь свободно отрабатывать дроби с любой руки;
 использовать декламацию как основу для ритмических импровизаций. Уметь самим
придумать декламацию под тот или иной ритмический рисунок;
 исполнять ритмические дроби под «пульсацию» большого барабана или фонограммы
в любом заданном темпе;
5



работать и играть в музыкальном ансамбле, уметь слушать других, подстраиваться
под общее звучание ансамбля;
 двигаться в такт музыке, слаженно выполнять танцевальные движения по сюжету
номера-танца;
 ориентироваться в пространстве сцены, выполняя построения. Передвигаться, играя
на инструменте и держа осанку;
 уметь распределять пространство, работая в паре, группой, массой;
 владеть техникой танцевального шага;
 свободно владеть палочками, жонглировать ими в воздухе (для более продвинутых
воспитанников).
Метапредметные результаты:
 умение соблюдать нормы поведения в кабинете, на мероприятиях;
 умение успешно выполнять поставленные задачи
 умение слушать собеседника и вести диалог;
 умение делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы группы;
искать и выделять необходимую информацию.
 умение анализировать, обобщать и сравнивать, выявлять причинно-следственные
связи;
 проявлять познавательную инициативу.
Личностные результаты:
 активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах
толерантности, уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
 понимание значение игры в ансамбле;
 потребность в музыкальном развитии;
 сформированные устойчивые мотивы самосовершенствования;
 положительное отношение к обучению;
 выполнять различные социальные роли.
Содержание Программы
1.
Вводное занятие. Знакомство. Инструктаж по технике безопасности и правилам
поведения на занятиях. Определение музыкально­исполнительских способностей
обучающихся:
Теория: Основные понятия, назначение, цели и задачи предстоящего курса обучения.
Правила пожарной безопасности. Правила и порядок действий при возникновении
нештатной ситуации, при угрозе возникновения террористической угрозы. Правила
использования, хранения и сбережения ударных инструментов. Правила поведения в
учебном помещении. Правила поведения и при игре на барабане.
Практика: знакомство.
Коммуникативные игры. Выявление уровня подготовки и
одарённости детей путём прослушивания, физиологических особенностей, уровня
приспособляемости к инструментам.
2. Понятия теории музыки для игры на барабанах.
Теория: Дирижёр, тамбурмажор. Тамбуршток. Фонограмма. Соло, дуэт, трио, квартет,
ансамбль, оркестр. Сильные и слабые доли. Ритмический рисунок. Счет ритмических долей.
Пульс и ритм. Пауза. Фраза, предложение, период. Музыкальный квадрат.
Практика: Показ разнообразных приемов игры на барабане. Упражнения и игры на
закрепления основных понятий. Постановка рук. Правила свободного, естественного
положения корпуса при игре стоя, сидя и в движении. Постановка исполнительского
аппарата на большом барабане. Одиночные удары с изменением темпа. Упражнения и
6

использованием декламации. Развитие музыкального восприятия. Упражнения на развитие
мышц рук и четкости ударов при игре на ударных инструментах.
3. Развитие чувства ритма и слухового внимания. Отработка навыков игры на
инструменте. Развитие координации рук и техники игры.
Теория: Темп. Динамика, форте, пиано. Рудименты дробь, отскоки. Понятие
рудиментальная техника - «единички, двоечки, триоли». Поступательная динамика:
крещендо, диминуэндо. Субито. Синкопа. Двухголосие. Дирижерские жесты.
Практика: Отработка навыка правильно реагировать и понимать дирижерские жесты.
Упражнения одиночными ударами. Упражнения на «глухом барабане». Упражнения на
раскрепощение мышц. Отработка ритмических дробей с декламацией в проходке под
фонограмму, под большой барабан. Слуховой контроль за качеством исполнения. Способы
звукоизвлечения: апмлитуда и расположение удара на мембране в соответствии с динамикой.
Базовые рудиментальные упражнения. Игра двухголосием». Упражнения на ускорение
темпа. Навык ритмической четкости исполнения в ансамбле. Выработка навыка соединения
двух и более партий. Синхронность. Отработка трюков с палками: переброс, вращение,
подбрасывание. Удары другими концами палочек и колотушек. Удары по ободам барабана.
Удары по барабану «соседа». Приобретение навыков сольного исполнения в сопровождении
ансамбля.
4. Простые ритмические перестроения. Дефиле. Движения. Маршировка. Проходки.
Теория: Виды построения: «шеренга», «колонна». Дефиле.
Практика: Повороты. Походка. Типы походок. Демонстрация походок. Осанка. Походка и
настроение. Рекомендации к выработке правильной походки. Основная позиция в статике:
положение ног в 3-й позиции для девочек, ноги на ширине плеч – мальчики. Особенности
построений на сцене. Упражнения для рук, ног, тела, головы на развитие координации.
Отработка барабанных дробей двумя руками, с движением головы, поворотами корпуса и
т.д. Повороты и движения на месте с игрой и без игры. Музыкальная ритмика с элементами
хореографии. Синхронность. Движение в составе колонны. Управление ансамблем с
помощью тамбурштока.
5. Работа над репертуаром.
Теория: Поведение на сцене, вне сцены, на концертах. Значение и роль ансамбля в
патриотической и эмоциональной составляющей мероприятий. «Партии» в ансамбле.
Практика: Декламация барабанных дробей. Отработка дробей со счетом, под большой
барабан, под фонограмму. Игра отдельных партий. Постановочная работа. Сценические
движения. Отработка перестроений в номере. Отработка Работа по частям номера.
Танцевальные движения в «программных» номерах. Сборка номера в свободном
пространстве. Работа перед зеркалом. Отработка номера в пределах сцены. Движение в
образе. Синхронность. Шоу-трюки палочками в номере. Отработка частей номера с
преодолением ансамблевых сложностей. Многократное исполнение произведения целиком с
целью выработки стабильности.
6. Концертные выступления.
Теория: Правила поведения во время выступления, на концерте, на сцене и за кулисами.
Отношение к другим участникам концертов. Правила поведения на мероприятиях,
организованных на открытом воздухе. Правила входа и ухода с концертной площадки.
Психологическая подготовка исполнителей к публичному выступлению, методы
преодоления сценического волнения. Особенности выступлений на концертных площадках.
7

Акустические особенности концертных площадок. Быстрое и правильное реагирование на
внештатные ситуации во время выступлений. Творческий контакт со зрителями.
Практика: Организация работы при подготовке к концерту. Выход и ухода с концертной
площадки. Репетиции. Репетиции на открытом воздухе. Перестановка в номере в случае
отсутствия участника и репетиции с другой расстановкой. Предконцертная подготовка
каждого участника и коллектива в целом. Подготовка концертной формы, проверка и
содержание музыкальных инструментов, костюмов. Отработка быстрого и правильного
реагирования на внештатные ситуации. Выступления. Обсуждение выступлений после.
7.
Итоговое занятие:
Практика: Подготовка и выступление на родительском собрании, концерте в конце и
середине учебного года.
Методическое обеспечение Программы
Методика, положенная в основу Программы, представляет собой систему оригинальных
игр и творческих заданий, развивающих детскую личность в спектре инструментальноисполнительской, актерской, хореографической, практически-трудовой, исследовательской
видов деятельности.
Приемы: при игре на ударных инструментах палочками или щетками заняты пальцы и кисти
рук, локти и плечи. Всегда следует помнить, что палочки нужно держать крепко, но без
излишнего напряжения. Напряжение мышц во время игры допустимо лишь в той мере, в
какой это необходимо для того, чтобы удержать палочки. Нельзя также прижимать локти к
туловищу, так как это мешает регулировать деятельность всех мускулов рук верхняя
плоскость маленького барабана должна находиться на такой высоте, чтобы руки в локтевом
сгибе образовывали при игре прямой угол. Разминка рук имеет очень большое значение. Она
помогает избегать переутомления мышц. К разминке следует приступать за 5-10 минут до
начала игры: кисть руки поворачивать то вправо, то влево. Кисти руки то опускать, то
поднимать.
-) Игра служит не вспомогательным средством, но определяет сам характер учебного
процесса. Она содержится в каждом из моментов урока. Только в таком случае будет
происходить творческое освоение закономерностей музыки. В игре ребенок быстрее
развивает активное мышление — внимание, память, интеллект, фантазию. Игра способствует
мотивации и успешному обучению. Ребенок с удовольствием учится воплощать свои детские
фантазии в звуках и музыкальных образах — в импровизациях, сочинениях, музицировании.
-) Движение. Пластические и танцевальные импровизации. Исполнение любого движения
медленно, быстро, умеренно, постепенно ускоряя и замедляя. Двигательное метрирование —
это использование различных видов равномерного движения: звучащие жесты, а также
любые другие движения тела. Сильная доля и слабые исполняются неодинаково. Например,
удар одной палочкой, поворот головы, удар другой палочкой, притоп.
-) Декламация. Используя инструменты, ребятам создаются условия для творческого
проявления: предлагается озвучить стихотворение, дополнить и украсить его звучанием
своего инструмента. На начальном этапе, таким образом, дети вовлекаются в
звукокрасочную игру, а впоследствии — к импровизации. Здесь соблюдается триединство
«слышу – говорю - играю». Декламация всех текстов в различных темпах от очень
медленного, до очень быстрого.
8

-) Упражнения обеспечивают прочность обучения. Суть упражнения в преднамеренном
повторении одного и того же сложного действия. Упражнения на развитие чувства ритма.
Чтобы лучше ощутить ритмические отношения, детям необходимо «пропустить» их через
свое тело. Самый доступный, простой и занимательный для детей способ — это сыграть
ритмический рисунок на своем теле, используя звучащие жесты (хлопки, притопы ногами,
щелчки пальцами, и др.). Упражнения на развитие динамического слуха. В речевых
упражнениях: крик, шепот, громкая ритмизованная — тихая речь. Показ руками в воздухе
объемов, имитирующих степень громкости и переходы динамики. Упражнение игры на
малом барабане: чтобы произвести удар, надо поднять палочку в правой руке вверх, из этого
положения палочка падает вниз и ударяет по барабану. В то время, как правая палочка
устремляется вниз, левая палочка, оставив исходную позицию, поднимается вверх, Этому
упражнению следует уделить особое внимание. Упражнение нужно делать очень медленно и
отработать его до такой степени, чтобы движения стали механическими. Полное овладение
упражнением - предпосылка достижения хорошей техники.
-) Координационно-подвижные игры и упражнения. Ритмизованная речь с движениями.
Использование двигательных упражнений позволяет подготовить ребенка к спонтанному
двигательному выражению, учит его изображать звуки и настроения с помощью
элементарного движения (хлопки, щелчки, шлепки, притопы), при этом у детей
вырабатывается быстрота реакции, умение ждать, находить момент вступления. В
исполнении координационно-подвижных игр и упражнений не столько важна
согласованность метроритма текста с движениями.
Материально-техническое обеспечение:

идеальное светлое помещение, оборудованное зеркалами для занятий с достаточным
набором мебели для инструментов;

достаточное количество музыкально-ударных инструментов;

станок для отработки ритмических рисунков палочками;

чехлы для перевозки барабанов;

наличие концертных палочек;

компьютер с программами-редакторами для изменения музыкальных треков, большие
колонки, пульт;

концертная форма.
Информационное обеспечение:

функционирование официального сайта школы, программ, проектов, мероприятий;

информационное наполнение базы данных;

все доступные интернет - ресурсы, содержащие видео материалы, познавательную
информацию, обучающие материалы и т.д.
Формы проведения итогов реализации программы
Формами подведения итогов является участие в концертах, фестивалях, конкурсах,
городских мероприятиях.
Уровень сложности номера для концертных выступлений зависит:

от сроков до даты концерта, устанавливаемых организаторами мероприятий;
9





от тематики мероприятия и условий проведения их;
от возраста участников группы барабанщиков;
от уровня подготовки участников ансамбля.
Промежуточная аттестация учащихся младших классов проходит в середине учебного
года на итоговом занятии в форме зачета.
Критерии оценки уровня подготовки обучающихся
 Высокий уровень.
Обучающийся овладел на 100-80%
умениями и навыками,
предусмотренными
программой за конкретный период; хорошо знает и употребляет на практике музыкальные
термины; свободно владеет техническими приемами; хорошо умеет самостоятельно
преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального материала;
умеет исполнять соло в ансамбле на достаточном художественном уровне; проявляет ярко
выраженный интерес к творческой деятельности, к достижению наилучшего результата,
коммуникабелен, активен, склонен к самоанализу, генерирует идеи.
 Средний уровень.
У воспитанника объём технических навыков и приемов в освоении игры на ударных
инструментах составляет 70-50%; недостаточно хорошо знает и на практике путает
музыкальные термины; текущий процесс практической подготовки и тренировок
осуществляется с помощью и под постоянным контролем преподавателя; проявляет
индивидуальное творчество, однако допускает небольшие технические неточности.
 Низкий уровень.
Обучающийся слабо овладел умениями и навыками; не проявляет инициативу; испытывает
серьёзные затруднения при изучении ритмических рисунков; способен выполнять лишь
простейшие практические задания педагога.
Способы определения результативности программы

Развитость умений взаимодействовать друг с другом – через систематическое
наблюдение за работой детей при выполнении коллективных или групповых заданий в
процессе обучения, коллективного анализа выполнения этих заданий;

Отношения в коллективе отслеживаются путём наблюдения за поведением детей в
разных ситуациях, анализа атмосферы, царящей на занятиях, и настроения детей при
выполнении заданий;

Состояние контингента и посещаемость через
ведение журнала и анализ
систематичности посещаемости;

Заинтересованность в продолжении занятий – через анализ посещаемости и желание
участвовать в концертных мероприятиях.

Уровень освоения программы - через демонстрацию результатов творческой
деятельности детей внутри своей группы и на концертных площадках.
Список литературы
1.
Андреев М. Основные вопросы начального обучения игре на ударных инструментах
2.
Бахман Б., «Рудиментальная неделя»
3.
Беспятова Н.К. Программа педагога дополнительного образования: от разработки до
реализации - М: «Айрис — пресс», 2003 г.
4.
Бугаев Т., Веселые уроки музыки в школе и дома. — ООО «Издательство АСТ»,
Донецк. «Сталкер» 2002 г.
5.
Джефф Куин «Играем палочками», школа игры на маршевом барабан
10

6.
Егорова Т., В. Штейман. Хрестоматии педагогического репертуара для ксилофона и
малого барабана. Ритмические упражнения. М., 1970
7.
Зиневич В., Борин В. «Школа игры на ударных инструментах». Киев, 1986.
8.
Л. Коро. Юный барабанщик. Методическое пособие для начинающих.
9.
К. Купинский. Школа игры на ударных инструментах.
10.
Ловгунова В.А., Хрестоматия для малого барабана
11.
Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей. — Ярославль «Академия
развития» 1997 г.
12.
Оудфиод А., Бин Дж. — Семьдесят восемь развивающих музыкальных игр. — М:
Теревинф» 2000 г.
13.
Работа над педагогическим и исполнительским репертуаром в классе ударных
инструментов. Выпуск — Москва 1990г.
Тематическое планирование для учащихся в 11К классе (68 часов в год)
№

Тема

1.

Введение. Инструктаж. Определение музыкально­исполнительских
способностей обучающихся
Упражнения на координацию
Разнообразные приемы игры на барабане.
Разнообразные приемы игры на барабане.
Упражнения и использованием декламации
Декламация дробей номера.
Декламация дробей номера..
Декламация дробей номера..
Отработка дробей на барабане
Отработка дробей на барабане
Отработка дробей на барабане
Особенности построений на сцене. Повороты и движения на месте без игры .
Маршировка
Маршировка с барабаном.
Маршировка игрой на барабане.
Упражнения для рук, ног, тела, головы на развитие координации.
Упражнения для рук, ног, тела, головы на развитие координации.
Динамика. Поступательная динамика.
Динамика. Поступательная динамика. Декламирование дробей номера.
Перестроения в номере. Простые ритмические перестроения. Виды
построения: «шеренга», «колонна».
Перестроения в номере. Простые ритмические перестроения. Виды
построения: «шеренга», «колонна».
Отработка дробей сольно, дуэтом, ансамблем
Отработка дробей сольно, дуэтом, ансамблем
Репетиция перед зеркалом.
Репетиция перед зеркалом.
Работа над ритмической четкостью. Декламирование дробей номера
Работа над ритмической четкостью. Декламирование дробей номера
Исполнение номера малыми группами.
Исполнение номера малыми группами.
Отработка барабанных дробей номера, с движением головы, поворотами
корпуса и т.д.
Отработка барабанных дробей номера, с движением головы, поворотами
корпуса и т.д.
Вход и выход. Многократное исполнение номера с целью выработки

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.

11

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.

стабильности. Правила поведения во время выступления.
Вход и выход. Многократное исполнение номера с целью выработки
стабильности. Правила поведения во время выступления.
Концертное выступление. Анализ выступления
Концертное выступление. Анализ выступления
Двухголосие. Игра отдельных партий.
Двухголосие. Игра отдельных партий.
Отработка партий.
Отработка партий.
Соединения партий. Трюки с палочками.
Соединения партий. Трюки с палочками.
Отработка трюков с палками: подбрасывание.
Отработка трюков с палками: подбрасывание.
Сценические движения в новом номере. Отработка барабанных дробей
нового номера.
Сценические движения в новом номере. Отработка барабанных дробей
нового номера.
Барабанные дроби с ударами по ободу барабана и по барабану «соседа».
Барабанные дроби с декламацией нового номера.
Барабанные дроби с ударами по ободу барабана и по барабану «соседа».
Барабанные дроби с декламацией нового номера.
Дефиле в новом номере. Сборка номера. Отработка синхронности.
Дефиле в новом номере. Сборка номера. Отработка синхронности.
Соединение движений с барабанными дробями.
Соединение движений с барабанными дробями.
Отработка трюков с палками. Сборка всего номера.
Отработка трюков с палками. Сборка всего номера.
Элементы хореографии в новом номере. Работа над синхронностью.
Элементы хореографии в новом номере. Работа над синхронностью.
Синкопа. Упражнения. Соединение синкопированного ритма с маршем
Синкопа. Упражнения. Соединение синкопированного ритма с маршем
Отработка трюков с палками: вращение.
Отработка трюков с палками: вращение.
Движение в составе колонны. Движение под управлением тамбурштока
Движение в составе колонны. Движение под управлением тамбурштока
Дроби в составе колонны. Проходки сольно, дуэтом и т.д.
Дроби в составе колонны. Проходки сольно, дуэтом и т.д.
Репетиция на улице. Отработка навыка быстрого реагирования на
внештатные ситуации во время выступлений.
Репетиция на улице. Отработка навыка быстрого реагирования на
внештатные ситуации во время выступлений.
Значение и роль ансамбля в патриотической и эмоциональной составляющей
мероприятий. Репетиция на улице.
Выступление на параде.
Концертное выступление. Итоговое занятие.

12

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».