Рабочая общеразвивающая программа внеурочной деятельности «Край, в котором я живу» туристско-краеведческой направленности для учащихся 4-х классов

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Костомукшского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.С.Пушкина»
(МБОУ КГО «СОШ №2 им. А.С.Пушкина»)

«Согласовано»
на заседании МСШ
протокол №1
от 26.08.2024 г.
Руководитель МСШ

«Принято»
педагогическим
советом
протокол №1
от 27.08. 2024 г.
Директор школы

«Утверждено»
приказ по школе №154
от 30.08.2024г.
Директор школы
Герасимчук Н.Н.

Хинконен Л.И
Герасимчук Н.Н.

Рабочая общеразвивающая программа
внеурочной деятельности
«Край, в котором я живу»
туристско-краеведческой направленности
для учащихся 4-х классов

Составители:
В.Г. Кочик,
учитель начальных классов 4А класса;
Е.В.Ивахно,
учитель начальных классов 4Б класса;
Н.С.Жлдановская,
учитель начальных классов 4К класса;
В.И.Сидорина,
учитель начальных классов 4В класса.

г. Костомукша
2024 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Специфика общеразвивающей внеурочной программы «Край, в котором я живу»
носит интегрированный характер, выраженный в соединении знаний о природе, истории,
культуре родного края и дающий возможность через организацию познавательной и
исследовательской
деятельности младших школьников
получить целостное
представление об исторических, географических, культурологических, экономических
особенностях Карелии и их взаимосвязи. Программа разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования,
Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
планируемых результатов начального общего образования.
Программа составлена на основе авторской программы зав. лабораторией национальнорегионального компонента ГОУ «ИПКРО» Григорьевской Н.Ю., Парамоновой О.М.,
методиста отдела дошкольного и начального образования ГОУ «ИПКРО» Хазовой Л В
по учебнику Шитиковой Л.И., Кутькова Н.П. «Карелия. Край, в котором я живу».
Цель: развитие и воспитание гуманной, социально активной личности, относящейся
уважительно и бережно к богатству природы Карелии, её жителям, традициям, обычаям,
истории и культуре края.
Задачи:
- воспитывать чувства патриотизма и любви к родному краю, выражающееся в
проявлении интереса к природе, культуре, истории, народам и желании участвовать в
его делах и событиях;
- воздействовать на формирование эмоционально-волевых, нравственных качеств личности ребенка, толерантного отношения к людям разных национальностей,
вероисповеданий, способствовать формированию чувств гордости и ответственности за
сохранение и приумножение исторического и культурного наследия края;
- способствовать формированию
экологической культуры, элементарных правил
нравственного поведения в мире природы и людей, норм поведения в природной и
социальной среде;
- развивать умения наблюдать, сравнивать, характеризовать, анализировать объекты
окружающего мира, выделять особенности объектов родного края, создать условия для
практической ориентации обучающихся в окружающем их микромире.
Общая характеристика
В основе построения внеурочной развивающей программы «Край, в котором я живу»
лежит принцип, который даёт возможность интегрировать содержание основных разделов
программы с учебными предметами
«Окружающий мир», «Литературное чтение»,
«Музыкальное искусство», «Изобразительное искусство», «Технология» и
обеспечивает
усвоение наиболее актуальных для младших школьников знаний о жителях, природе,
истории, культуре Карелии и формирования их нравственных качеств. Актуализация
знаний обучающихся, обращение их к пережитому опыту, формирование внимательного
отношения к ближайшему окружению соответствует важнейшему принципу обучения и
воспитания - принципу природосообразности.

Для успешной реализации основных целей программы следует значительную часть
учебного времени использовать для учебных прогулок, посещения краеведческих и
художественных музеев, исследовательской и проектной деятельности. Необходимо
разнообразить формы проведения учебных занятий: очные и заочные путешествия по
краю, экскурсии на природу, по местам трудовой и боевой славы Карелии, на выставки
народного творчества, уроки-исследования, встречи с интересными людьми. Такие формы
работы позволят обеспечить накопление чувственного, эмоционального опыта ребёнка.
Общение с природой, знакомство с позитивным социальным опытом при активизации
эмоционально-чувственной сферы является базой для активизации знаний о природе,
обществе и культуре родного края, воспитания патриотических чувств, способствует
становлению и развитию гражданской позиции младших школьников. Практикоориентированная направленность учебного предмета
предполагает активизацию
познавательной
деятельности через организацию исследовательской и проектной
деятельности обучающихся. Особое внимание следует уделить знакомству с различными
способами исследования (наблюдение, изучение литературных исторических источников,
использование Интернет-ресурсов).
Рабочая общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности
направленности «Край, в котором я живу» изучается в 4-х классах в рамках учебного
времени части формируемой участниками образовательного процесса. На изучение
отводится 1 час в неделю. Программа рассчитана на 34 часа в год.
По своему статусу внеурочная общеразвивающая программа «Край, в котором я
живу» является пропедевтическим по отношению к учебным предметам регионального
содержания, изучаемым в основной школе. Содержание для начальной школы
конструируется с учетом возрастных, познавательных возможностей и интересов
обучающихся. Содержание программы «Край, в котором я живу» (начальное общее
образование) и «Моя Карелия» (основное общее образование) структурируется на основе
концентрического принципа, что позволяет, заложив в начальном образовании основы, в
дальнейшем сформировать завершенную систему представлений о родном крае на каждом
этапе обучения, обеспечить преемственность в изучении курсов.
В программе указано распределение часов по разделам. Количество учебных часов,
отводимых на практическую деятельность, проведение экскурсий, определяется в
соответствии с содержанием программы с учётом условий развивающей образовательной
среды образовательного учреждения.
Используемые технологии, методы и формы работы
Формы: общеклассные, групповые, парные, индивидуальные.
Методы: объяснительно-иллюстративные, словесные методы, репродуктивные
методы, практические методы, наглядные методы, метод самостоятельной работы,
игровые методы, методы контроля и самоконтроля, проективная методика, проблемное
изложение ситуации, с использованием интерактивных средств.
Методы и приемы деятельности: наблюдение; проведение опытов, измерений;
упражнения, эксперимент, мониторинг окружающей среды, исследование, поиск,
сравнение, обобщение, анализ, формирование приемов работы с картами, картосхемами,
учебным рисунком.

Технологии: развивающее обучение, компьютерные технологии, проектная
деятельность, технология уровневой дифференциации, технология опорных сигнальных
листов, здоровьесберегающие технологии, технология интегрированного обучения.
Ценностные
ориентиры
содержания
программы «Край, в котором я живу»:

внеурочной

общеразвивающей



нравственный выбор, ответственное отношение человека к самому себе и родным
людям, к историческому и культурному наследию своего народа;



активная преобразующая деятельность учащегося, направленная на позитивные
изменения в окружающем его мире. Труд и творчество как отличительные черты
духовно и нравственно развитой личности;
семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог
преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к
поколению и жизнеспособности российского общества;
ценности православной культуры и межконфессиональный диалог как основа
духовно-нравственной консолидации российского общества.





Планируемые результаты изучения
В ходе реализации программы предполагается ориентация на достижение личностных и
метапредметных результатов.
Личностные результаты освоения программы «Край, в котором я живу» отражают:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, за свою семью;
- осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на свой род в его
историческом и культурном ракурсе;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов,
населяющих Карелию;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и
формирование личностного смысла изучения малой родины;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах поведения в обществе;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей, навыков сотрудничества со взрослыми и
сверстниками в социальных ситуациях, связанных с исследовательской деятельностью;
- умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Метапредметными результатами изучения программы «Край, в котором я живу» являются:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи исследовательской
деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в ходе
исследовательской деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями её

реализации; определять наиболее эффективные способы исследования для достижения результата;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания
родового дерева, герба семьи, плана своего населённого пункта (улицы, района);
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных
технологий для решения исследовательских задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными,
познавательными, исследовательскими задачами, в том числе умение вводить текст с
помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и
анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео-,
фото- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности,
этики и этикета;
- осознанное построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- аргументация своей точки зрения и оценка событий.
Предметные результаты освоения программы «Край, в котором я живу» отражают:
 раздел «Природа Карелии»:
- формирование представлений об особенностях природы Карелии (полезных
ископаемых, водоемов, природных сообществ), ее экологических проблемах,
особенностях хозяйственной деятельности человека в Карелии;
- формирование уважительного отношения к природе родного края, ее богатствам;
- развитие навыков распознавания природных объектов, важнейших полезных
ископаемых края и основных сельскохозяйственных растений и животных Карелии;
 раздел «Общество»:
- овладение первоначальными представлениями об истории своего родного города,
населенного пункта, Карелии и понимание роли (изученных) событий в истории
России, в мировой истории;
- формирование уважительного отношения к истории, культуре, традициям своей
семьи, своего родного края, её современной жизни;
- воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, памятники
культуры, основные достопримечательности родного края;
- формирование умений характеризовать особенности родного края (столицы,
своего района, населенного пункта), его достопримечательностей,
отличать
государственную символику Карелии, находить на карте Республику Карелия, основные
города Карелии (родной город, столицу);

- овладение навыками поиска дополнительной информации о Карелии и умения
описывать (изученные) события из ее истории и современной жизни.
 раздел «Культура Карелии»:
- овладение первоначальными представлениями о фольклоре малых жанров Карелии,
народных музыкальных традициях родного края, о народном музыкальном инструменте
– кантеле, о произведениях известных детских карельских писателей и поэтов,
художников, о основных центрах культуры республики: музеях, театрах, библиотеках ;
- формирование уважительного отношения к культуре Карелии, ее традициям,
памятникам архитектуры и произведениям искусства.
Содержание программы
4 класс (34 часов)
Введение
Общество
Наша Республика на карте Родины.
День Республики Карелия. Традиционные и современные праздники Карелии.
Петрозаводск – столица Республики Карелия: герб города, расположение на карте.
Достопримечательности. Города – побратимы Петрозаводска. Города современной
Карелии: названия, расположение на карте, крупные предприятия, историко-культурные
достопримечательности
( по выбору учителя).
Из истории края: Крепость Корела. Петр Первый в Карелии. Карелия в 18 веке. Дружина
Олонецких стрелков. Г.Р.Державин – первый олонецкий губернатор. Знаменитые поморы.
Культура Карелии
Устное народное творчество: пословицы и поговорки, загадки: их значение и место в
народной жизни.
Детские писатели и поэты Карелии (по выбору ): И. Востряков, А. Валентик, В. Линькова,
Ю.Никонова, Е.Харламова, Л.Шапиро,Т. Шапиро и др.
Знакомство с творчеством известных карельских художников, работающих в жанрах
пейзажа, портрета, в области книжной графики, скульптуры:
В. Попов, В. Поленов, Т. Юфа, Н.Брюханов, Г.Стронк, Б.Поморцев, В.Чекмасов,
Л.Давидян, Л.Ланкинен(2-3 по выбору).
Учреждения образования и культуры: музеи, театры, библиотеки, выставочные залы.
Экскурсии в краеведческие музеи, театры, учреждения науки и культуры.
Природа Карелии
Своеобразные черты поверхности Карелии. Изменение поверхности края в результате
деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте
карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Охрана природы в
Карелии. Заповедные территории. Разнообразие видов растений и животных, внесенных в
Красную книгу Карелии. Правила безопасного поведения в лесу и возле водоема.

Практические работы: знакомство с картой Карелии; знакомство с многообразием
культурных растений и домашних животных Карелии.
Экскурсии: в природу, краеведческий музей
Творческие работы: Сбор коллекции полезных ископаемых, рисунки на тему «Сохраним
природу нашего края»
Тематическое планирование
4 класс
№

Название

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

(раздела, темы)

Деятельность учителя с
учетом программы
воспитания

Всего
1

Введение.

3

Карелия. Карелия
– наш общий дом.

https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/
kraivkotoromjazhivu

https://www.edurk.ru/metodkabinet/sor-krai
2

История про
нашу историю

8

https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/
kraivkotoromjazhivu

https://www.edurk.ru/metodkabinet/sor-krai
3

На экскурсию в
музей

7

https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/
kraivkotoromjazhivu

https://www.edurk.ru/metodkabinet/sor-krai
4

Что написано
пером…

5

https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/
kraivkotoromjazhivu

https://www.edurk.ru/metodkabinet/sor-krai
5

Искусство
нашего края

6

https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/
kraivkotoromjazhivu

https://www.edurk.ru/metodkabinet/sor-krai

Устанавливать
доверительные отношения
между учителем и
обучающимися,
способствующих
позитивному восприятию
обучающимися требований
и просьб учителя.
Побуждать обучающихся
соблюдать на уроке
общепринятые нормы
поведения, правила
общения со старшими
(учителями) и
сверстниками
(обучающимися).
Поддерживать в детском
коллективе деловую,
дружелюбную атмосферу.
Строить воспитательную
деятельность с учетом
культурных различий
детей, половозрастных и
индивидуальных
особенностей.
Привлекать внимание
обучающихся к
ценностному аспекту
изучаемых на уроке
явлений, понятий, приемов.
Анализировать реальное
состояние дел в учебном
классе/ группе.
Побуждать обучающихся
соблюдать на уроке
принципы учебной

6

Мир вокруг нас

5

https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/
kraivkotoromjazhivu

дисциплины и
самоорганизации.

https://www.edurk.ru/metodkabinet/sor-krai

Защищать достоинство и
интересы обучающихся,
помогать детям,
оказавшимся в
конфликтной ситуации
и/или неблагоприятных
условиях.

Организовывать экскурсии,
походы, экспедиции и т.п.

Предметные результаты:
учащиеся должны знать/понимать
- название родного края и его столицы, своего района и населенного пункта;
- слова и мелодию Гимна Карелии;
- особенности природы Карелии: формы земной поверхности, полезные ископаемые,
водоемы, природные сообщества;
- особенности хозяйственной деятельности людей, живущих на территории края;
- природные богатства края и их использование человеком;
- государственную символику Карелии;
- наиболее важные события исторической, общественной, спортивной и культурной
жизни Карелии;
- основные достопримечательности края, своего района;
- охраняемые природные территории края, Красную книгу Карелии;
- особенности культуры и быта народов, населяющих территорию Карелию, памятники
архитектуры родного города, села;
- фамилии и имена выдающихся деятелей Карелии;
- экологическая ситуация в Карелии;
учащиеся должны уметь:
- определять местоположение Карелии на карте России, находить и показывать родной
город (населенный пункт), столицу Республики Карелия;
- распознавать природные объекты;
- устанавливать взаимосвязи между организмами природных сообществ;
- распознавать основные сельскохозяйственные растения и животных Карелии;
- отображать в творческих работах особенности родного края;
- описывать наиболее яркие (изученные) события из истории своего родного города,
Петрозаводска и Карелии.
- приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки) и детских
писателей Карелии;
- узнавать произведения традиционного народного искусства Карелии в многообразии
народных промыслов России.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о
Карелии;
-самостоятельного выбора и чтения книг детских писателей и поэтов Карелии;

- участия в детских творческих коллективах и самостоятельной творческой деятельности.
Учебно - методическое обеспечение
Работа по реализации данной программы обеспечивается УМК:
Агаркова, Т. И. Карелия. Край, в котором я живу : учебник для 4-го класса
общеобразовательных учреждений Республики Карелия / Т. И. Агаркова, Н. П. Кутьков,
О. М. Парамонова. - Издание 2-е, исправленное и дополненное. - Петрозаводск : Фонд
творческой инициативы. - 143 с.
Парамонова, О.М. Карелия. Край, в котором я живу: рабочая тетрадь, 4 класс/
Парамонова О.М, Сухвалова О.В./ – Петрозаводск : Фонд творческой инициативы.
Список дополнительной литературы
1.
Бабакова Т. А., Момотова А. П. Младшим школьникам о природе Карелии: Книга
для чтения. – Петрозаводск : Карелия, 1988.
2.
Востряков, И. Д. Приключения неопытных туристов. – Петрозаводск : ООО
«Издательство «Острова», 2008.
3.
Где цветок, там медок. Сост., статья С.М. Лойтер. – Петрозаводск : КГПИ, 1993.
4.
Дивный остров Кижи: [науч.-попул. изд. для юношества]\ [сост.: Д.Н. Москин др.;
текст: В.А. Гущина, Б.А. Гущин; авт. проекта кн.: Д.Н. Москин, Ю.В. Шлейкин]. –
Петрозаводск : ПетроПресс, 2005.
5.
Земля – наш дом: школьникам о геологии Карелии/ Гарри Лак.- Петрозаводск :
Версо, 2005.
6.
Калевала. Карело-финский эпос. Пересказала для детей Любарская «Карелия». –
Петрозаводск.
7.
Карельские пословицы, поговорки. Петрозаводск, 1969. (на карел. и рус. яз.)
8.
Керт Г.М., Мамонтова Н.Н. Загадки карельской топонимики. Петрозаводск. – 1982.
9.
Кутьков, Н.П.Путешествие Тимы по родной Карелии: наш озерный край. –
Петрозаводск : BAREA, 2011.
10.
Красная книга Карелии: редкие и нуждающиеся в охране растения и животные. –
Петрозаводск, 1995.
11.
Лак, Г.Ц. «Земля – наш дом»: школьникам о геологии Карелии Петрозаводск :
Версо, 2005.
12.
Линевский, А.М. « Листы каменной книги» Петрозаводск
13.
Лойтер, С.М. «На поле-поляне, на море-океане» Хрестоматия по русскому
фольклору Карелии - Петрозаводск: Verso, 2008г.;
14.
«Книга юного лесовода», Андреев К.Г. - Петрозаводск, 2006 год, издательство
КНЦ РАН,
15.
Пашков, А.М. Гербы и флаги Карелии. Петрозаводск, 1994
16.
Песенный открою короб. Хрестоматия по карельскому фольклору для учащихся
школ республики Карелия. - Петрозаводск: Карелия, 1993.
17.
Плешаков А.А., Кондратьева И.А. Природа Карелии: знай, люби, береги. Петрозаводск, 1992
18.
Полякова, С.К. Рассказы о картинах: (из коллекции Музея изобразительных
искусств Республики Карелия). - Петрозаводск: Verso, 2013
19.
Республика
Карелия.
Информационно-справочное
пособие
для
общеобразовательных школ и учреждений начального и среднего профессионального
образования. Под общей редакцией Е.Г. Немковича, А.С.Кармазина.- Петрозаводск:
Карелия, 1999.
20.
Русский детский фольклор Карелии. - 1991.
21.
Шитикова, Л.И. Край, в котором ты живешь: Рассказы по истории Карелии для
младших школьников. – Петрозаводск: Карелия, 2008.
22.
Я вам утро подарю: антология русской детской литературы Карелии/ сост. С.М.

Лойтер, М.В. Тарасов. – Петрозаводск: Verso, 2009.
23.
Яшкова, Т.Б. Традиционная народная кукла. Сборник программно-методических
материалов по реализации регионального (национально-регионального) компонента на
уроках технологии в образовательных учреждениях Республики Карелия. Выпуск 10.Петрозаводск:Verso, 2008.
Интернет-ресурсы
Интернет-ресурсы:
https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoromjazhivu
этнокультурное
образование в Республике Карелия
https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sor-krai - цифровые образовательные ресурсы

Тематическое планирование, 4 класс
№

1

2

Тема урока
Введение
День рождения
республики
Как рождаются и растут
города.

Колво
часов
1

1

Города - братья
3

1
Карелы из города Корела

4

5

6

7

8

9

1
Дождливый день в
деревне Вожмосалми
Часы для петрозаводских
мастеровых
Волшебная вепсская
нить
Экскурсия в Вепсскую
волость
Виртуальная экскурсия
Экскурсия в Вепсскую
волость
Виртуальная экскурсия

1

1

1

1

1

Электронные цифровые образовательные
ресурсы
https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoromjazhivu
https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sor-krai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoromjazhivu
https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sor-krai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoromjazhivu
https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sor-krai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoromjazhivu
https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sor-krai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoromjazhivu
https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sor-krai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoromjazhivu
https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sor-krai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoromjazhivu
https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sor-krai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoromjazhivu
https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sor-krai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoromjazhivu
https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sor-krai

10

Карелия глазами первого
губернатора

1

Поморские капитаны
11

12

13

14

15

16

1
Ёлочные игрушки в
музее
Ёлочные игрушки в
музее
Ёлочные игрушки в
музее
«Сокровища бывшей
гимназии»
Как собирают музейные
коллекции

1

1

1

1

1

Мастерская детства
17

18

1
Путешествие в музей.
Экскурсия

1

Так говорят в народе
19

1
Карелия в поэзии

20

1
Карелия в поэзии

21

1
Друзья с книжной полки

22

1

https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoromjazhivu
https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sor-krai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoromjazhivu
https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sor-krai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoromjazhivu
https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sor-krai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoromjazhivu
https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sor-krai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoromjazhivu
https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sor-krai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoromjazhivu
https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sor-krai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoromjazhivu
https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sor-krai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoromjazhivu
https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sor-krai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoromjazhivu
https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sor-krai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoromjazhivu
https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sor-krai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoromjazhivu
https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sor-krai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoromjazhivu
https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sor-krai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoromjazhivu
https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sor-krai

Любимые книги
23

24

25

26

27

1
Карелия в живописи и
графики
Карелия в живописи и
графики
Театральное искусство
Карелии
Театральное искусство
Карелии

1

1

1

1

Дом, где живут куклы
28

29

1
Волшебные звуки
музыки

1

Человек природе – друг
30

31

32

33

1
Мы в ответе за тех, кто
рядом с нами
Дружно живем, играем и
поем.
Дружно живем, играем и
поем.

1

1

1

Будь здоров!
34

1

https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoromjazhivu
https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sor-krai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoromjazhivu
https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sor-krai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoromjazhivu
https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sor-krai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoromjazhivu
https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sor-krai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoromjazhivu
https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sor-krai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoromjazhivu
https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sor-krai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoromjazhivu
https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sor-krai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoromjazhivu
https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sor-krai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoromjazhivu
https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sor-krai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoromjazhivu
1https://www.edu-r1k.ru/metodkabinet/sor-krai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoromjazhivu
ht1tps://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sor-krai
https://www.edurk.ru/metodkabinet/category/kraivkotoromjazhivu
https://www.edu-rk.ru/metodkabinet/sor-krai

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».