Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Школа «Радость»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Костомукшского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.С.Пушкина»
(МБОУ КГО «СОШ №2 им. А.С.Пушкина»)

«Согласовано»
на заседании МСШ
протокол №1
от 27.08.2024 г.
Руководитель МСШ

«Принято»
педагогическим советом
протокол №1
от 27.08. 2024 г.
Директор школы

«Утверждено»
приказ по школе №128
от 30.08.2024г.
Директор школы
Герасимчук Н.Н.

Хинконен Л.И

Герасимчук Н.Н.

Дополнительная образовательная
общеразвивающая программа
«Школа «Радость»

г. Костомукша
2024

Пояснительная записка
Школа будущего первоклассника представляет собой комплексную дополнительную
образовательную услугу по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе.
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Школа «Радость»
разработана:
• в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта
второго поколения;
• в соответствии с рекомендациями Примерной Основной образовательной программы
дошкольного образования, рекомендованной Министерством образования и науки
Российской Федерации;
• разработана на основе авторской программы Н. А. Федосовой «Преемственность. Подготовка
детей к школе» - М.: Просвещение
Поступление ребенка в школу является одним из самых ответственных этапов
человеческой жизни и стартовой точкой нового этапа развития. Для детского организма
адаптация к переменам требует огромного напряжения всех жизненных сил, перестройки работы
организма.
В этот период задача всех окружающих ребенка взрослых (родителей, воспитателей, учителей) обеспечить благоприятные условия для всесторонней полноценной подготовки дошкольника к
обучению в школе.
Педагоги учитывая трудности адаптационного периода, заинтересованы в том, чтобы он
прошел для детей менее болезненно. Ребенок должен быть готовым к новым формам
сотрудничества со взрослыми и сверстниками, к изменению социальной ситуации развития,
своего социального статуса. Нередко подготовка детей к школе сводится к обучению их счету,
чтению, письму. Между тем, практика показывает, что наибольшие трудности в начальной
школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и
навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует
желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое.
Для формирования «внутренней позиции школьника» надо создать условия, чтобы он
хоть на несколько минут побыл настоящим учеником: посидел за партой, пообщался с
учителем, привык к нему и его требованиям. Актуальной становится предшкольная подготовка
старших дошкольников в стенах школы, когда учитель начальных классов имеет возможность
провести коррекцию недостаточно развитых у детей предпосылок к систематическому обучению
с целью достижения требуемого уровня готовности к школе и успешной адаптации
первоклассников.
Предшкольная подготовка создает равные стартовые условия для получения начального
образования, делает доступным качественное обучение на первом уровне.
Цель данной программы:
подготовка ребенка к школьной жизни, новой ведущей деятельности, развитие
познавательных, творческих и коммуникативных способностей, которые обеспечат успешность ,
положительное отношение к школе и готовность к обучению
Основные задачи программы:
1. Обеспечить преемственность программ дошкольного
и начального школьного
образования;
2. Способствовать развитию познавательной активности и потенциальных возможностей
детей;
3.Формировать навыки учебной деятельности, развивать познавательные интересы и
стимулировать желание учиться в школе.
4. Расширить знания по основным образовательным областям:
• «Социализация» (развитие игровой деятельности, развитие социальных представлений,
развитие норм взаимоотношений);
•
«Познание» (развитие сенсорной культуры, развитие кругозора и познавательной
деятельности, развитие математических представлений);

•
«Коммуникация» (развитие речи и коммуникативных способностей, подготовка к
обучению грамоте);
•
«Художественное творчество» (развитие детского художественного творчества).
5. Способствовать развитию эмоционально-волевой сферы будущих первоклассников;
6. Профилактика дезадаптации.
Программа рассчитана на детей 6-летнего возраста. Подготовка к школе проводится в
игровой форме, в атмосфере доброжелательности, что позволит ребенку избежать стресса.
Задания подобраны с учетом индивидуальных особенностей детей и создают ситуации успеха
для них. В привычных видах деятельности: игре, рисовании, конструировании дети должны
почувствовать себя активными, самостоятельными, способными решать постоянно
усложняющиеся задачи и быстро адаптироваться к школе, к учебной деятельности. Таким
образом, во время работы школы будущего первоклассника, происходит не только знакомство
учителя и ученика, но и решается главная задача: сокращение адаптационного периода при
поступлении ребенка в школу.
Основными принципами подготовки к обучению являются:
• принцип адаптивности – помощь в адаптации к условиям обучения;
• принцип развития – создание для каждого ребенка условий для максимального развития его
интеллекта, мышления, способностей и личности в целом;
• принцип психологической комфортности – создание в учебном процессе раскованной,
стимулирующей творческую активность ребенка атмосферы;
• принцип сообразности мира – представление ребенка о предметном и социальном мире
должно быть единым и целостным;
• принцип систематичности;
• принцип смыслового отношения к миру – выработка у детей в процессе обучения не только
конкретных знаний, но и положительного отношения к этим знаниям, осознания их
необходимости и важности;
• принцип обучения деятельности – выработка у детей осознания того, что деятельность
невозможна без умения ставить цель, контролировать, оценивать свои и чужие действия;
• принцип креативности – развитие у детей способности выходить за пределы стандартного
набора знаний, умений, навыков, делать самостоятельный выбор, принимать самостоятельное
решение.
Концепция программы подготовки будущих первоклассников основана на следующей
идее: дошкольники только готовятся к систематическому обучению и этим определяется выбор
содержания, методов и форм организации образования детей.
Формирование программы основано на следующих подходах:
1. Личностно-ориентированные подходы:
• содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником
(субъектом) образовательных отношений, разностороннее, свободное и творческое развитие
каждого воспитанника, реализация их природного потенциала, обеспечение комфортных,
бесконфликтных и безопасных условий развития детей,
•
целостное развитие дошкольников и готовность личности к дальнейшему развитию,
•
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности,
•
психологическая защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта,
создание условий для самореализации,
•
развитие ребёнка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями,
создание условий для воспитания и обучения каждого воспитанника с учётом
индивидуальных особенностей его развития (дифференциация и индивидуализация).
2. Системно-деятельные подходы:
Системно-деятельные подходы, положенные в основу программы, создают условия
для самоизменения и саморазвития всех участников образовательных отношений – педагогов,
детей и их родителей.

• построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого
ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего
образования, становится субъектом образования,
• формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных
видах деятельности, организация детской деятельности, в процессе которой они
самостоятельно делают «открытия», узнают новое путём решения проблемных задач,
• креативность – «выращивание» у воспитанников способности переносить полученные знания
в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей
самостоятельно находить решения нестандартных задач и проблемных ситуаций,
• овладение культурой – приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи,
общества, государства, обеспечить способность ребёнка ориентироваться в мире и
действовать (или вести себя) в соответствии с интересами и ожиданиями других людей,
социальных групп, общества и человечества в целом.
Здоровьесберегающие технологии используемые в программе:
• физкультурно-оздоровительные технологии;
• технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
• организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий
жизнедеятельности детей на занятиях;
• обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания на занятии;
• учитываются возрастные и индивидуальные особенности состояния здоровья и развития
ребенка;
• дыхательная гимнастика;
• пальчиковая гимнастика;
• гимнастика для глаз;
• психогимнастика;
• соблюдение мер по предупреждению травматизма;
• физминутки.
•
•
•
•
•
•
•
•
•

Формы работы:
дидактические игры;
беседы, викторины;
акции;
исследовательская деятельность;
коллективные творческие дела;
праздники;
открытые занятия;
презентации;
экскурсии, походы.

•
•
•

Методы обучения, используемые программой:
1.
По источнику передачи и характеру восприятия информации:
словесные;
наглядные;
практические.

•
•
•
•

2.
По характеру взаимной деятельности педагога и воспитанников:
объяснительно-иллюстративный;
репродуктивный;
частично-поисковый;
исследовательский.
3.

По основным компонентам деятельности педагога:

•
•
•

организация и осуществление учебной деятельности;
стимулирование и мотивация обучения;
контроль и самоконтроль

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Организация учебно-воспитательного процесса
Занятия проводятся 1 раз в неделю (3 занятия по 20 минут с 10-мин. перерывами)
согласно расписанию, утвержденному директором школы.
Наполняемость групп до 25 человек.
Занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Школа
«Радость» проводятся в учебных помещениях педагогическими работниками образовательного
учреждения
Общая схема организации занятия:
1. Дидактическая игра, создающая мотивацию к занятию.
Детям предлагается дидактическая игра, в ходе которой они вспоминают то, что поможет
им познакомиться с новой темой (актуализация знаний и умений). Игра должна быть такой,
чтобы в ходе ее в деятельности ребенка не возникало затруднения. Дети сначала фиксируют в
речи свои шаги, затем выполняют действия. Необходимое условие – четкое объяснение правил
игры. В результате каждый ребенок должен:
• понимать, что от него требуется в игре;
• определить, может он играть в эту игру или не может;
• определить, хочет он играть в эту игру или не хочет.
2. Затруднение в игровой ситуации.
В конце игры должна возникнуть ситуация, вызывающая затруднение в деятельности
детей, которое они фиксируют в речи (мы это не знаем, мы это еще не умеем...). Учитель
выявляет детские вопросы и вместе с детьми определяет тему занятия.
В результате ребятами делается вывод, что необходимо подумать, как всем вместе выйти
из затруднительной ситуации.
3. Открытие нового знания или умения.
Учитель с помощью подводящего диалога на основе предметной деятельности детей
приводит их к открытию нового знания или умения. Оформив в речи новое, дети возвращаются к
ситуации, вызвавшей затруднение, и проходят ее, используя новый способ действия.
4. Воспроизведение нового в типовой ситуации.
На этом этапе проводятся игры, где детьми используется новое знание или умение.
Происходит самооценка ребенком своей деятельности по освоению нового: дети или убеждаются
в том, что они справились с заданием, или исправляют свои ошибки.
5. Повторение и развивающие задания.
6. Итог занятия.
Программа предполагает систематическую работу с детьми по
следующим
направлениям: формирование математических представлений, развитие речи, физическое
совершенствование, эстетическое развитие, психологическая адаптация.
Содержание программы

Учебный план
Образовательные области
Математика

Учебные предметы

Количество часов

«Математика- фантазирование»
«Математика – конструирование»

13
2

Филология

Физическая культура
Психологический тренинг
Технология

Английский для малышей
« От слова к букве»
«Путешествие в Книжкин дом»
«Сильные, смелые, ловкие»
«Какой я»
В творческой лаборатории «Умелые
ручки»

3
15
1
3
3
5

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Школа «Радость» нацелена
на подготовку старшего дошкольника к достижению следующих личностных, метапредметных
(регулятивных, познавательных, коммуникативных) и предметных результатов.
Личностными результатами предшкольной подготовки является формирование
следующих умений:
• определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех
правила поведения (этические нормы);
• в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для
всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить (при поддержке учителя);
• при поддержке учителя и окружающих давать оценку своим поступкам и поступкам
других людей;
• понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным
отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как его поступки
выглядят в глазах окружающих людей;
• выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;
• понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
• высказывать свое отношение к героям литературных произведений, их поступкам;
• объяснять, хочет идти в школу или нет, и почему.
Сформированность положительной мотивации к учебной деятельности: «Я хочу учиться!»
- самый желаемый планируемый личностный результат.
Метапредметными результатами предшкольной подготовки является формирование
следующих универсальных учебных действий (далее по тексту УУД): регулятивных,
познавательных, коммуникативных.
Регулятивные УУД:
• учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
• учиться работать по предложенному учителем плану;
• учиться проговаривать последовательность действий на занятии;
• учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом
(иллюстрациями) учебного пособия;
• учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
• учиться совместно с учителем и другими ребятами давать эмоциональную оценку своей
деятельности на занятии и деятельности всего класса;
• учиться оценивать результаты своей работы.
Познавательные УУД:
• учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
• учиться ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условных
обозначениях);
• учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях;

• сравнивать и группировать различные объекты (числа, геометрические фигуры, предметные
картинки);
• классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;
• учиться делать выводы в результате совместной работы с учителем;
• учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять математические
рассказы на основе предметных рисунков и простейших моделей, заменять слово,
предложение схемой).
Коммуникативные УУД:
• называть свои фамилию, имя, домашний адрес;
• слушать и понимать речь других;
• учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать
иную точку зрения;
• учиться оформлять свои мысли в устной форме;
• строить понятные для партнера высказывания;
• уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от партнера
по деятельности;
• совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и
учиться следовать им;
• сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей
заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов
интересов;
• учиться выполнять различные роли при совместной работе.
Предметными результатами предшкольной подготовки является формирование следующих
умений.
Совершенствование и развитие устной речи и подготовка к обучению чтению и письму:
-отвечать на вопросы учителя по содержанию услышанного произведения;
-задавать свои вопросы по содержанию услышанного литературного произведения;
-рассказывать наизусть небольшое стихотворение;
-конструировать словосочетания и предложения;
-определять количество слов в предложении;
-составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;
-выделять отдельные звуки в словах, определять их последовательность, подбирать слова на
заданную букву;
-делить слова на слоги, выделяя ударный слог;
-различать звуки и буквы;
-узнавать и различать буквы русского алфавита;
- правильно держать ручку и карандаш;
- аккуратно выполнять штриховку, раскрашивание, обведение по контуру.
Введение в математику:
- продолжать заданную закономерность;
- называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке;
- вести счет предметов в пределах 10;
- соотносить число предметов и цифру;
- сравнивать группы предметов с помощью составления пар;
- составлять математические рассказы и отвечать на поставленные учителем вопросы:
Сколько
было?
Сколько
стало?
Сколько
осталось?;
- классифицировать объекты по форме, цвету, размеру, общему названию;
- устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слева – направо,

вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже, раньше – позже, вчера –
сегодня – завтра;
- распознавать известные геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат,
прямоугольник) среди предложенных и среди объектов окружающей действительности;
- обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку и изображать
простейшие фигуры «от руки»;
- ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного объекта в качестве
точки отсчета, а также на листе бумаги.
Содержание программы предусматривает комплекс занятий, включающих следующие
направления деятельности:
1.Раздел «Совершенствование и развитие устной речи» и «Подготовка к обучению чтению
и письму» состоит из программы «От слова к букве».
Программа «От слова к букве» решает вопросы практической подготовки детей к
обучению чтению, к обучению письму и ведет работу по совершенствованию устной речи.
Содержание курса направлено на общее развитие ребенка, посредством которого
создается прочная основа для успешного изучения русского языка.
Содержание ориентировано на решение следующих задач:
• создание условий для формирования многосторонне развитой личности ребенка
(интеллектуальное;
• духовно-нравственное, эстетическое, эмоциональное развитие), для создания предпосылок
положительной мотивации учения в школе;
• практическая подготовка детей к обучению чтению и письму; формирование элементарной
культуры речи, совершенствование на доступном уровне навыков связной устной речи детей.
Отличительной чертой данного раздела программы является осуществление интеграции
тесной взаимосвязанной и взаимопроникающей работы по подготовке детей к обучению чтению
с работой по развитию их устной связной речи и с подготовкой к обучению письму. Большая
роль на занятиях этого курса отводится играм со словами, в ходе которых дети приобретают
навыки словоизменения и словообразования, лексической и грамматической сочетаемости слов,
осваивают структуру предложения. Главной задачей этого курса являются развитие умений
говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка.
Курс предназначен для подготовки детей дошкольного возраста к письму и к восприятию форм
букв. Дети приобретают навыки работы в открытом и ограниченном пространстве, учатся
штриховать, обводить предложенный образец по намеченному контуру. Задания знакомят
ребенка с конфигурацией печатных букв русского алфавита, развивают мелкую моторику,
координацию движений, аналитические способности, формируют графические навыки детей.
2.Раздел «Введение в математику» представлен программой курса «Математические
ступеньки». В основу отбора содержания программы «Математические ступеньки» положен
принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя
сенсорное и интеллектуальное развитие с использованием возможностей и особенностей
математики.
На занятиях курса будущие первоклассники путешествуют по стране цифр и знаков,
знакомятся с «волшебными клеточками», изучают подвижные игры с математическими
заданиями. Дети учатся соотносить цвета, определять форму предметов, используя
геометрические фигуры как эталон, ориентироваться в количественных характеристиках
предметов, пересчитывать предметы в пределах 10, ориентироваться в пространстве, Подготовка
к изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях:
• формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в
начальной школе;

• логическая пропедевтика, которая включает формирование логических умений, составляющих
основу формирования понятия числа;
• символическая пропедевтика – подготовка к оперированию знаками.
3 раздел Творческая лаборатория «Умелые ручки»
Программа дополнительного образования «Умелые ручки» является общекультурной
модифицированной программой художественно-эстетической направленности
Занятия позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить
информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и
приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.
Учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное
складывание, надрезание, склеивание.
Развивает у детей у детей способность работать руками, приучает к точным движениям
пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.
Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе
изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.
Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен
запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности
детей.
Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности,
умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Большое внимание при обучении оригами уделяется созданию сюжетно-тематических
композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами
4 раздел Психологический практикум «Ступеньки к школе. Какой я?»
Старший дошкольный возраст- период активного развития и становления познавательной
деятельности. Изменения, происходящие в детском сознании, приводят к тому, что к концу
дошкольного возраста ребёнок становится готовым к принятию новой для него социальной роли
школьника, усвоению новой (учебной) деятельности и системы конкретных и обобщённых
знаний. Иными словами, у него формируется психологическая и личностная готовность к
систематическому
школьному
обучению.
Следует подчеркнуть, что эти важные для дальнейшего развития изменения психики ребёнка не
происходят сами по себе, а являются результатом целенаправленного педагогического
воздействия. Все мы хотим, чтобы наши дети росли здоровыми и успешными людьми. Но всегда
ли мы ясно понимаем, как во многом это зависит от душевного настроя ребёнка?
Готовность к школе - это сложный комплекс определённых психофизиологических
состояний, умений, навыков и здоровья ребёнка.
У ребенка должно быть желание идти в школу – мотивация к обучению. У него должна
быть сформирована социальная позиция школьника: он должен уметь взаимодействовать со
сверстниками, выполнять требования педагога, контролировать свое поведение. И, пожалуй,
самое главное, у него должно быть хорошее умственное развитие, которое является основой для
успешного овладения школьными знаниями. Занятия предполагают повысить
готовность
ребёнка к обучению, к большей самостоятельности, к сотрудничеству с чужими взрослыми и
сверстниками .
5 раздел «Сильные, смелые, ловкие»
Приоритетность проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся нашла
отражение в многочисленных исследованиях ученых. Это подчеркивает необходимость
формирования у обучающихся мотивации на ведение здорового образа жизни через организацию

культурной здоровьесберегающей практики детей, через деятельные формы взаимодействия, в
результате которых только и возможно становление здоровьесберегающей компетентности.
Программа включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы
поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья.
Содержание направлено на достижение целей формирования у детей интереса и
ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие .
Накопление и обогащение двигательного опыта детей через основные движения, спортивные
игры и упражнения (ходьба, бег, прыжки, бросание, ловля мяча, ритмические упражнения,
подвижные игры).
Подвижные игры способствуют общему развитию воспитания положительных качеств
личности (дружелюбия, дисциплинированности, коллективизма), эстетическому воспитанию.
Упражнения с предметами: обручами, мячами, и т.д. - развивают ловкость, быстроту реакции,
точность движений. Разминка проводится под музыку . Эмоциональная насыщенность музыки
позволяет разнообразить приемы движений и характер упражнений. Движения под музыку
создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функции, как
мышление, память, внимание, восприятие. Занятия играми эффективны для воспитания
положительных качеств личности. Выполняя упражнения на пространственные построения, дети
приобретают навыки организованных действий, дисциплинированности, учатся вежливо
обращаться друг с другом. Развивается ловкость, двигательные, коммуникативные способности,
быстрота реакции.
6 раздел .«Английский для малышей»
Обучение английскому языку дошкольников рассматривается как один из
предварительных важных этапов, готовящих ребенка к обучению в школе, закладывающих
правильное произношение, накопление лексического запаса, умение понимать иностранную речь
на слух и участвовать в несложной беседе. Иначе говоря, происходит постепенное развитие
основ коммуникативной компетенции, которая на ранней стадии изучения английского языка
включает в себя следующие аспекты:
а) умение правильно повторить английские слова за учителем, носителем языка или диктором;
б) накопление, закрепление и активизация словаря;
в) овладение определенным количеством несложных грамматических структур.
При обучении английскому языку дошкольников особое значение приобретает
развивающий аспект обучения, который предусматривает общее совершенствование
речемыслительных процессов.
Обучение дошкольников должно быть коммуникативно направленным. Знакомство с
лексико – грамматическим материалом происходит в естественных ситуациях общения. Этой
цели служат рифмовки и песенки.
В дошкольном возрасте очень важно выработать Развитие моторных навыков, которые
помогают освоить лексико – грамматический материал происходит через упражнения по
раскрашиванию и обводке рисунков.
Запоминание языкового материала легче происходит в игре. Игра мотивирует детей и
создает условия для овладения иностранным языком, особенно она продуктивна в дошкольном
возрасте. Поэтому в данном курсе обучения дошкольников английскому языку использованы
игровые технологии.

Рабочая программа курса «От слова к букве»
Курс помогает практически подготовить детей к обучению чтению, письму и
совершенствовать их устную речь.
Содержание курса направлено на общее развитие ребенка, посредством которого
создается прочная основа для успешного изучения русского языка.

Содержание ориентировано на решение следующих задач:
• создание условий для формирования многосторонне развитой личности ребенка
• (интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, эмоциональное развитие), создания
предпосылок положительной мотивации учения в школе;
• практическая подготовка детей к обучению чтению и письму;
• формирование элементарной культуры речи, совершенствование на доступном уровне
навыков связной устной речи детей.
Отличительной чертой данного раздела программы, по сравнению с уже существующими,
является осуществление интеграции работы по подготовке детей к обучению чтению с работой
по развитию их устной связной речи и с подготовкой к обучению письму.
Основными задачами развития речи на подготовительном этапе являются:
• расширение, обогащение и активизация словарного запаса детей;
• формирование грамматического строя речи ребенка;
• совершенствование навыков устной связной речи, монологической и диалогической (ответы
на вопросы, пересказ рассказа, сказки, составление рассказа по картине, рисункам и
иллюстрациям к произведению, рассказ по личным наблюдениям и впечатлениям,
составление загадок, сказок, рассказов, словесное рисование и т. д.);
• создание речевых высказываний различных типов: описания (человека, животных, предметов,
помещения); рассуждения (прочитай свое любимое стихотворение. Чем оно тебе нравится?
Расскажи свою любимую сказку. Почему она тебе нравится больше других? И т. д.);
повествования (различные виды пересказа, рассказа).
Развитие речи осуществляется в значительной степени на произведениях
художественной литературы, что способствует обогащению речи детей, расширению их
словарного запаса, их духовно-нравственному и эстетическому развитию, подготавливает к
адекватному восприятию литературных произведений в курсе «Литературное чтение» в
начальной школе и курса «Литература» в основной школе, стимулирует развитие читательского
интереса, воспитывает читателя, что является одной из актуальных задач современной школы.
Помимо этого, материалом для занятий, содействующих речевому развитию детей, являются
окружающий ребенка мир, явления живой и неживой природы, произведения различных видов
искусства (музыка, живопись) и др.
Наряду с развитием монологической и диалогической речи особое внимание
обращается на технику речи, в связи с чем в занятие включаются элементы дыхательной
гимнастики, артикуляционные упражнения, речевые разминки, помогающие развитию устной
речи, усвоению норм литературного языка.
Звукопроизношение: речевая гимнастика (упражнения для дыхания, губ, языка);
произношение звуков русского алфавита, произношение и сравнение звуков, тренировочные
упражнения по произношению звуков, закрепление и автоматизация звука.
Сферы общения: бытовая (повседневная); искусство слова; деловая.
Подготовка к обучению чтению. Обучать правильному литературному произношению,
орфоэпическим нормам литературного языка. Совершенствовать звуковую культуру речи:
умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Совершенствовать
фонематический слух: учить детей называть слова с определенным звуком, находить слова с
этим звуком в предложении, определять место звука в слове. Закреплять правильное
произношение звуков. Упражнять в дифференциации звуков на слух. Укреплять и развивать
артикуляцию: обучать детей четкому произношению слов и фраз; формировать умение менять
силу, высоту голоса (голос, сила, мелодия, интонация, темп речи, паузы), обучать правильному
использованию интонационных средств Выделять звуки в начале, в конце и в середине слова;
сопоставлять слова по звуковой структуре.
Подготовка к обучению письму: готовить пишущую руку к письму с помощью
обведения по контуру узоров и букв различной конфигурации, составления узоров по аналогии и
самостоятельно, дополнения и штриховки предметов, гимнастики для пальцев; знакомить с

правилами письма — с правильной посадкой при письме, с положением листа, карандаша
(ручки) при работе в тетради; учить работать в ограниченном пространстве (в рабочей строке),
перемещать пишущую руку снизу вдоль строки, слева направо; знакомить с контуром предмета и
его особенностями; знакомить с конфигурацией печатных букв и их звуковой оболочкой;
моделировать и конструировать предметы из элементов букв различной конфигурации.
Календарно-тематическое планирование занятий по курсу «От слова к букве»
№

Содержание занятий

п/п

Темы занятий

1

Зимушка-зима

2

Чьи следы? Чьи
хвосты?

3

Игра
«Найди клад»

4

В
гостях
Мойдодыра

5

Моя
любимая
игрушка

6

Путешествие
Новогодней
елочке

7

В гостях у сказки

8

Путешествие
Звукоград

у

к

в

Развитие связной речи. Рассказ по
картинке.
Раскрашивание
пространства
около контура. Сравнение и сопоставление
формы предметов.
Описание
картинки.
Слово.
Предложение. Прямые и наклонные линии
(палочки), полуовалы, овалы. Нахождение
предложенных форм в нарисованных
предметах.
Текст. Игры «Опиши предмет», «Кто
больше назовет слов на темы «Семья»,
«Дом». Прямые и наклонные линии
(палочки), полуовалы, овалы. Нахождение
предложенных форм в нарисованных
предметах.
Гласные буквы и звуки. Нахождение
их в тексте. Игра «Кто наблюдательнее».
Контур предмета и раскрашивание его
внутри.
Путешествие
в
мир
игрушек.
Отгадывание загадок. Составление рассказа
на
тему
«Моя
любимая
игрушка».
Заучивание наизусть стихов А. Барто.
Развитие
слухового
внимания
и
фонематического восприятия. Пальчиковая
гимнастика. Обведение предметов по
контуру.
История Нового года. Разучивание
стихотворений. Работа в тетради (штриховка
предметов; написание длинной палочки с
закруглением вверху).
Гласные звуки и буквы. Игра «Сочини
сказку о предмете». Условные знаки и
обозначения. Прямые и наклонные линии
(палочки), полуовалы, овалы. Нахождение
предложенных форм в нарисованных
предметах.
Согласные
звуки
и
буквы.
Противоположные по значению слова. Игра
«День-ночь» Прямые и наклонные линии
(палочки), полуовалы, овалы.

Дата

9

Дорожка
письменности.

к

10

Моя семья.

11

Гуляем
зоопарку.

12

В
гостях
Светофорика

13

Радуга-дуга

14

В
гостях
Смешариков

у

15

«Кто-кто
теремочке
живет?».

в

по

у

Древние письмена. Драматизация
сказки «Репка». Графические упражнения.
Пальчиковая гимнастика Работа в рабочей
строке.
Составление рассказа о своей семье.
Игра «Говори наоборот». Пальчиковая
гимнастика. Работа в тетради. Графические
упражнения.
Отгадывание загадок. Игра «Кто
лишний?»
Игра
«Кто
где
живет?»
Составление рассказа – описания животного
по картинке. Пальчиковая гимнастика.
Работа в тетради.. Графические упражнения.
Штриховка
Не играй на мостовой! Знакомство с
правилами дорожного движения. Игра
«Бывает – не бывает». Пальчиковая
гимнастика. Работа в тетради. Обведение по
контуру, штриховка.
Игра «Сказочные владения радуги».
Игра «Доскажи словечко» Работа в рабочей
строке.
Составление рассказа по картинке «В
саду». Цепочки из слов. Пальчиковая
гимнастика. Работа в тетради (штриховка
предметов, обведение предмета по контуру,
выполнение элементов по образцу).
Итоговое занятие.

Планируемые результаты
Ребенок научится и получит возможность научится:
• ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам общения;
• знать и употреблять вежливые слова (начало и завершение общения);
• знать устойчивые формулы речевого этикета — приветствие, прощание, благодарность,
просьба;
• осознавать, что в различных ситуациях говорить можно по-разному: громко — тихо, быстро
• медленно, весело — грустно и т. д.;
• артикулировать звуки русской речи, понимать, что правильная артикуляция, хорошая
дикция способствуют эффективному общению;
• оценивать звучание своего голоса с точки зрения произношения, темпа, громкости;
• обращаться к собеседнику тогда, когда это уместно, отвечать на обращение;
• использовать соответствующие ситуации, темп, громкость;
• следовать принятым в обществе правилам поведения при разговоре:
• смотреть на собеседника,
• не перебивать говорящего,
• использовать мимику и жесты, не мешающие, а помогающие собеседнику понять сказанное и
т. д.;
• сообщать определенную информацию, договариваться о совместной деятельности;

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

соблюдать культуру слушания: вежливое слушание, внимательное слушание;
правильно произносить все звуки;
отчетливо и ясно произносить слова;
выделять из слов звуки;
находить слова с определенным звуком;
определять место звука в слове;
соблюдать орфоэпические нормы произношения;
составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;
составлять рассказы, сказки по картине, по серии картин;
пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям;
соблюдать элементарные гигиенические правила;
ориентироваться на странице тетради.
Дошкольники должны знать:
Отличие буквы от звука.
Конфигурацию печатных букв.
Дошкольники должны уметь:
Ориентироваться на странице тетради
Перемещать пишущую руку снизу вдоль строки, слева направо, справа налево.
Печатать буквы

Рабочая программа курса «Введение в математику»
В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки
форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен принцип
ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя его
сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и особенностей
математики.
Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям, чтобы подвести их к
понятию числа, остается одной из важнейших задач. Но столь же важной и значимой является и
задача целенаправленного и систематического развития познавательных способностей, которая
осуществляется через развитие у детей познавательных процессов: восприятия, воображения,
памяти, мышления и, конечно, внимания.
В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные
линии:
• арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел натурального ряда
и др.);
• геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма,
размер, расположение на плоскости и в пространстве простейших геометрических фигур,
изготовление их моделей из бумаги и др.) ;
• содержательно-логическая, построенная в основном на математическом материале двух
первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения,
памяти, мышления у детей.
В курсе реализуется основная методическая идея — развитие познавательных процессов у
детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе деятельности
ребенка, насыщенной математическим содержанием, направляется специальным подбором и
структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной
для детей этого возраста.
Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в
качестве основных предлагаются практические методы, метод дидактических игр, метод
моделирования.
Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим
остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический

материал, проводя эксперимент, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями
геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. п.
Большое внимание уделяется формированию умений общаться с преподавателем , с
другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и
геометрическим раздаточным материалом. Использование специально отобранного
математического содержания и методов работы с ним позволит вывести общее развитие детей на
уровень, необходимый для успешного изучения математики в школе.
Содержание программы
Сравнение предметов (фигур), групп предметов по форме (круглый, не круглый,
треугольный, прямоугольный, квадратный и др.); по размеру (длинный, короткий; узкий,
широкий; высокий, низкий; длиннее, короче, такой же и др.); по расположению на плоскости и в
пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры,
вне фигуры и др.); по цвету, по материалу, из которого изготовлены предметы, по назначению и
др.
Числа от 0 до 10. Счет предметов. Устная нумерация чисел: названия, последовательность
и обозначение чисел от 0 до 10. Цифра и число. Чтение чисел. Сравнение чисел первого десятка.
Основные характеристики последовательности чисел натурального ряда: наличие первого
элемента, связь предыдущего и последующего элементов, возможность продолжить
последовательность дальше, на каком бы месте мы ни остановились.
Простые геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник (квадрат), круг.
Содержательно-логические задания на развитие:
• внимания: простейшие лабиринты, игры «Веселый счет», «Сравни рисунки», «Найди общие
элементы» и др.;
• воображения: деление фигур на части, составление фигур из частей, составление фигур из
моделей отрезков по заданным свойствам, преобразование одной фигуры в другую и др.;
• памяти: зрительные и слуховые диктанты с использованием арифметического и
• геометрического материала;
• мышления: выделение существенных признаков, выявление закономерностей и их
использование для выполнения задания, проведение анализа, синтеза, сравнения, построение
простых рассуждений и другое.
.
Календарно-тематическое планирование курса «Введение в математику»
№

Тема занятия
1

2

3

4

Здравствуйте
Цифроград

город

Содержание

Выявление
подготовленности
к
обучению математике. Игра «Сосчитай-ка».
Знакомство с клеточкой. Понятие «один-много»
Путешествие
по
Ориентировка на листе в клеточку.
планетам
Логические задачи (классификация предметов
по признакам). Счет предметов от 1 до 10.
Понятие «слева-справа». Рисование узора.
Формирование понятий: вчера, сегодня,
завтра, послезавтра, позавчера.
По моря и океанам
Уточнение
пространственных
представлений ( снизу- сверху, между, слева,
справа)
Во саду ли, в
Признаки
предметов.
Сравнение
огороде
предметов по размеру: большой – маленький,
больше – меньше. Сравнение предметов по

Дата
факт

5

По следам Колобка

6

Радуга и ноты.

7

Путешествие
в
страну Геометрию

8

Волшебный
сундучок

9

Здравствуй,
пушистая

10

11

В разных странах
побываем,
город
роботов узнаем
На рыбалке

12

Магазин Игрушек

13

Два корабля

14

Птичья кормушка

15

В
гостях
у
почтальона Печкина

елочка

размеру: высокий – низкий, выше – ниже.
Различение предметов по цвету, форме,
расположению. Ориентация на плоскости:
слева, справа. Интерактивная игра «Забавное
домино»
Ориентирование во времени: название
дней недели. Логические задачи (нахождение
отличий у двух одинаковых картинок).
Графические
работы
(штриховка
и
раскрашивание).
Знакомство
с
фигурами
(круг.
Многоугольники:
треугольник,
четырехугольник. Прямоугольник, квадрат.)
Конструирование из палочек. Графические
работы
Сравнение предметов по длине, высоте,
ширине и толщине. Ориентировка в кабинете по
словесной инструкции. Графические работы
(дорисовывание
недостающих
частей
предметов). Конструирование из палочек.
Подбор и группировка предметов по 1 – 2
признакам.
Логические
задачи
(игры,
развивающие
логическое
мышление).
Графические
работы
(штриховка
и
раскрашивание узоров).
Конструирование
с
помощью
геометрических фигур. Решение примеров и
задач на сложение и вычитание.
Подбор и группировка предметов по 1 – 2
признакам. Логические задачи (головоломки).
Графические
работы
(штриховка
и
раскрашивание узоров).
Счёт предметов в прямом и обратном
порядке. Моделирование фигур. Графические
работы (рисование узоров по клеточкам).
Обобщение
представлений
о
геометрических
фигурах.
Моделирование
фигур. Графические работы (рисование узоров
по клеточкам).
Решение задач. Выделение из группы
фигур «лишней» фигуры. Логические задачи
(ребусы, головоломки). Графические работы
(рисование узоров по клеточкам).
Итоговое занятие

Планируемые результаты:
знать различие между цифрой и однозначным числом; названия однозначных чисел, уметь
считать до 10 и в обратном порядке, определять, где предметов больше (меньше),
определять число предметов заданной совокупности и устно обозначать результат
числом;
• знать название основных геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, круг),
•

различать их, находить их прообразы в окружающей действительности;
проводить простейшие логические рассуждения и простейшие мыслительные операции
(сравнивать объекты, указывая сходство и различие, проводить классификацию предметов
по заданным признакам, выявлять несложные закономерности и использовать их для
выполнения заданий и др.).
Дошкольники должны знать:
• состав чисел первого десятка;
• как получить каждое число первого десятка (прибавить или отнять 1);
• цифры 0-9, знаки +,-,=;
• название текущего месяца, последовательность дней недели;
Дошкольники должны уметь:
• называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10;
• соотносить цифру с числом предметов;
• пользоваться арифметическими знаками действий;
• составлять из нескольких треугольников (четырехугольников) фигуры большего размера;
• делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части;
• ориентироваться на листке клетчатой бумаги.
• проводить наблюдения;
• сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и
несущественные характеристики;
• делать выводы по результатам наблюдений, проверять их истинность;
• уметь использовать полученные выводы для дальнейшей работы.
•
•

Рабочая программа курса « Творческая лаборатория «Умелые ручки»
Программа «Умелые ручки» является общекультурной модифицированной программой
художественно-эстетической направленности, созданной на основе результатов многолетней
работы по обучению учащихся дошкольного образования основам искусства оригами,
квиллинга.
Цель программы:
Занятия оригами направлены на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие
младших дошкольников, и повышение эффективности их обучения на занятиях в школе
«Радость».
Задачи программы:
Обучающие:
• Знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами
оригами.
• Формирование умения следовать устным инструкциям.
• Обучение различным приемам работы с бумагой.
• Применение знаний, полученных на занятиях в ДОО для создания композиций с
изделиями, выполненными в технике оригами.
• Развивающие:
• Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного
воображения.
• Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
• Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Воспитательные:
• Воспитание интереса к искусству оригами, квиллинга.

Расширение коммуникативных способностей детей.
• Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Характеристика программы.
Отличительные особенности данной программы
Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и
коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия,
выполненные в технике оригами.
Методы, используемые на занятиях:
беседа, рассказ, сказка;
рассматривание иллюстраций;
работа с шаблонами;
показ образца выполнения последовательности работы.
Формы работы и контроля
Формы учебных занятий могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая.
Формой контроля сформированности представлений о различных способах работы с бумагой
являются выставки, игра «Художник и зритель».
•

№
1

2
3
4
5

1.
2.
3.
4.
5.

Содержание программы
Тема занятия
Содержание
Изделие «Дождик»
Знакомство с видами бумаги и
её
основными свойствами,
с
инструментами
для обработки.
Правила безопасности труда при работе ручным инст
рументом. Базовая форма: «Капля».
Изделие «Цыпленок»
Знакомство с понятием «базовые формы».
Базовая форма «Круг»
Изделие «Рыбки»
Базовая форма: «Овал».
Изделие «Стрекоза»
Работа с базовыми формами разных размеров
Изделие «Коты»
Работа с различными базовыми формами.
Составление композиции.

Тематическое планирование (5 часов):
Вводное занятие. Беседа по охране труда. Входная диагностика обученности. Изделие «Дождик»
(1 час)
Круг – основная форма квиллинга. Знакомство с понятием «базовые формы». Изделие
«Цыплята» (1 час)
Базовая форма: «Овал». Изделие «Рыбки» (1 час)
Работа с базовыми формами разных размеров. Изделие «Стрекоза»
Работа с базовыми формами разных размеров. Составление композиции. Изделие «Коты»
Планируемые результаты:
Результативность развития художественного мышления ребят оценивается по следующим крите
риям:
степень оригинальности замысла,
выразительность выполненной работы,
овладение приемами работы в материале.
В процессе таких занятий более интенсивно развиваются творческие способности детей
(воображение, образное и техническое мышление, художественный вкус).

Регулятивные и метапредметные результаты.
В результате изучения данной программы, обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
• формирование умения отзывчиво относиться к ученикам, проявлять готовность оказать им
посильную помощь;
• формирование мотивации к творческому труду, к работе на результат,
• бережному отношению к труду.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УДД:
• определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
• проговаривать последовательность действий;
• учиться работать по предложенному педагогом плану;
• учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
• учиться сравнивать способы действия и результат с эталоном;
• учиться корректировать, вносить изменения в работу;
• учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности товарищей.
Познавательные УДД:
• ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
педагога;
• учиться добывать новые знания: находить новые способы работы с бумагой, используя свой
жизненный опыт, информацию, полученную от педагога;
• выбирать наиболее эффективные способы оформления работы.
Коммуникативные УДД:
• учиться выражать свои мысли;
• учиться планировать и осуществлять работу в группах, договариваться в коллективе,
сотрудничать, принимать совместные решения и реализовывать их в творческих
коллективных работах.
Предметные результаты:
• знать об особенностях работы с разными видами бумаги; знать основные геометрические
понятия и базовые формы «оригами», «квиллинга»;
• уметь узнавать изделия, открытки, выполненные в технике «оригами», «квиллинга»;
• уметь соблюдать правила техники безопасности;
• иметь представление о композиции на плоскости и в объёме;
• уметь с помощью учителя читать схемы, простейшие чертежи;
• уметь создавать композиции с изделиями, выполненными в технике «оригами»,
«квииллинга»;
• уметь частично самостоятельно находить и использовать дополнительную информацию из
различных источников (в том числе из сети Интернет).
К концу обучения обучающиеся должны знать:
• что такое оригами, квиллинга,
• историю возникновения оригами, квиллинга
• основные приемы работы, способ складывания базового треугольника
• необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов работы
К концу обучения обучающиеся должны уметь:
• подбирать бумагу нужного цвета

•
•
•

пользоваться чертежными инструментами, ножницами
собирать игрушки – «оригамушки»
уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку

Рабочая программа курса психологического практикума
«Ступеньки к школе. Какой я?»
Данный курс предназначен для дошкольников (6-7 лет подготовительной группы).
Цель занятий: психологическое сопровождение ребенка дошкольного возраста,
направленное на изучение и становление его познавательной, мотивационной, коммуникативной
и социальной компетентности.
Тематическое планирование занятий включает в себя 3
блока (на каждый блок - 1
занятие), каждое занятие состоит из 3-4 упражнений. Тематический блок включает задания на
развитие произвольности поведения, познавательной, эмоционально-волевой, мотивационной и
коммуникативной сфер ребенка.
Тема « Знакомьтесь - это Я!»
Тема « Я всё знаю, всё могу.»
Тема « Давайте жить дружно»
•
•
•

•
•
•
•

Занятия направлены на:
развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой, речевой, личностной сфер;
развитие произвольности поведения;
поддержку благоприятного психологического климата, обеспечивающего возможность
полноценного личностного развития ребенка. способствовать формированию внутренней
позиции будущего школьника, снижение уровня тревожных переживаний;
развитие навыков общения, необходимых для установления межличностных отношений
со сверстниками и педагогами;
развитие уверенности в себе и самостоятельности;
формирование самосознания и адекватной самооценки;
развитие рефлексии, воспитание чувства ответственности за результаты деятельности,
воспитание воли.

Диагностика стартовых возможностей ребенка:
в области знаний – наличный уровень знаний и умений (как ребенок уже может читать,
писать, считать);
• в области развития детей – уровень предпосылок учебной деятельности (умение
внимательно и точно выполнять последовательные указания взрослого, самостоятельно
действовать по его заданию, ориентироваться на систему условий задачи);
• уровень развития памяти, воображения, наглядно-образного мышления, служащего
основой для последующего полноценного развития логического мышления, овладения
учебным материалом;
• в области структурных компонентов развития личности (уровень сформированности
взаимоотношений со взрослыми, произвольность, сформированность взаимоотношений со
сверстниками, адекватность самооценки, на основании которых определяется степень
готовности учащихся класса к школе (игровой, предучебный, учебный, коммуникативный
тип), уровень мотивации.
Методы работы:
игра, беседы, рисуночный метод, наблюдение, методики
эмоционального расслабления.
Планируемые результаты:
•

•
•
•
•
•
•

сформирован навык сотрудничества у детей, чувства единства, сплочённости классного
коллектива (личностные УУД),
устойчивая положительная мотивация на учебную деятельность (личностные УУД),
снижение повышенного уровня тревожности (личностные УУД),
развиты коммуникативные навыки (умение слышать собеседника, сочувствовать ему,
умение договариваться, рефлексия своих действий),
хороший уровень развития познавательной сферы учащихся (познавательные УУД),
сформировано умение контролировать свои действия, свои эмоции, преодоление
импульсивности и непроизвольности (регулятивные УУД).
.

Рабочая программа курса « Сильные, смелые, ловкие»»
Данный курс призван сформировать у детей устойчивые мотивы и потребности в
бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, целостном развитии
своих физических и психических качеств, творческом использовании средств физической
культуры в организации здорового образа жизни. В процессе ее освоения обеспечивается
формирование у будущих первоклассников о целостного представления о единстве
биологического, психического и социального в человеке, законах и закономерностях развития и
совершенствования его психофизической природы.
Цели обучения: укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию
и всесторонней физической подготовленности;
Задачи:
-вызвать интерес к занятиям физической культуры, расширить двигательный опыт в
результате игровой деятельности;
- обеспечить высокие адаптационные возможности к физическим нагрузкам, что
позволяет достичь более высокого уровня работоспособности;
- сформировать широкий круг игровых действий, способствующих воспитанию интереса к
игровым упражнениям и подвижным играм.
Содержание программы
Примерный перечень основных движений, спортивных игр и упражнений
1. Основные движения
Ходьба. Ходьба обычная, на носках с разными положениями рук, на пятках, на наружных
сторонах стоп, с высоким подниманием колена (бедpa), широким и мелким шагом, приставным
шагом вперёд и назад, гимнастическим шагом, перекатом с пятки на носок; ходьба в
полуприседе. Ходьба в разных направлениях: по кругу, по прямой с поворотами, змейкой,
врассыпную. Ходьба в сочетании с другими видами движений.
Бег. Бег обычный, на носках, высоко поднимая колено, сильно сгибая ноги назад, выбрасывая
прямые ноги вперёд, мелким и широким шагом. Бег в колонне по одному, по двое, из разных
исходных положений, в разных направлениях, с различными заданиями, с преодолением
препятствий.
Прыжки. Прыжки на двух ногах: на месте, в чередовании с ходьбой, с поворотом кругом.
Прыжки вверх из глубокого приседа.\
Бросание, ловля. Перебрасывание мяча друг другу снизу, из-за головы , из положения сидя ноги
скрестно. Бросание мяча вверх, о землю, ловля его двумя руками с хлопками, поворотами.
Ритмическая гимнастика. Красивое, грациозное выполнение физических упражнений под
музыку. Согласование ритма движений с музыкальным сопровождением.
2. Подвижные игры
С бегом. «Быстро возьми, быстро положи», «Перемени предмет», «Ловишка, бери ленту»,
«Совушка», С прыжками. «Лягушки и цапля», «Не попадись», «Волк во рву».
С метанием и ловлей. «Кого назвали, тот ловит мяч», «Стоп», «Кто самый меткий?», «Охотники
и звери», «Ловишки с мячом»

Эстафеты. «Весёлые соревнования», «Дорожка препятствий».
С элементами соревнования. «Кто скорее добежит через препятствия к флажку?», «Чья команда
забросит в корзину больше мячей?».
Народные игры. «Гори, гори ясно!».
Тематическое планирование
Занятие №1
Вместе
играть

Подвижные игры
«Перемени предмет», «Совушка», С
весело прыжками. «Лягушки и цапля», «Не попадись», «Волк во
рву».

Занятие № 2
Спортивная
дискотека

В качестве разминки выполнить «Танец маленьких утят»
Игра «Гори, гори ясно!»
Игра «Два Мороза»
С метанием и ловлей. «Кого назвали, тот ловит мяч», «Кто
самый меткий?», «Ловишки с мячом»

Занятие № 3
Веселая эстафета

Упражнение под музыку с обручем.
С элементами соревнования. «Кто скорее добежит через
препятствия к флажку?», «Чья команда забросит в корзину
больше мячей?».
«Весёлые соревнования», «Дорожка препятствий».

•
•
•
•
•
•

Планируемые результаты:
Укрепление здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни.
Обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр.
Развитие умений работать в коллективе.
Формирование у детей уверенности в своих силах.
Умение применять игры самостоятельно.
Развитие физических качеств (быстрота, сила, ловкость и т.д.).

В результате освоения программного материала по дополнительному образованию дети
должны:
иметь представление:
• о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением
физической подготовленности;
• о режиме дня и личной гигиене;
•
о народной игре как средстве подвижной игры;
• о соблюдении правил игры;
уметь:
• выполнять комплексы упражнений, направленные на формирование правильной осанки;
• играть в подвижные игры;
• выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами; метании, лазании;
• соблюдать правила игры.

Рабочая программа курса «Английский для малышей»
Знание иностранных языков является неотъемлемым навыком в современном мире. В
связи с этим возникает актуальность обучения языкам уже в дошкольном возрасте. Гибкость
механизма запоминания объясняет относительную легкость осваивания иностранных языков у
детей по сравнению с взрослыми. Способность усваивать информацию у детского мозга гораздо
выше, чем у взрослых. В этом возрасте дети открыты всему новому, они активно познают
окружающий мир. Все это делает возможным использование этих природных факторов в
обучении языкам.
Содержание программы кружка включает в себя языковой материал: фонетика, лексика,
грамматика. Принцип ведения происходит от простого к сложному. Восприятие развивается
через постоянное употребление элементарных английских слов и выражений, мини-диалогов,
песен, рифмовок и т.д.
Выбор тематики и уровня лексико-грамматического материала учитывает особенности
развития дошкольников, их интересы. Программа даёт возможность снять психологические
трудности у ребёнка, попадающего в новую обстановку, который начинает изучать новый,
незнакомый язык.
Реализации поставленных задач способствует целый ряд наиболее эффективных
практических методов, приемов, форм и средств обучения. При этом необходимо учитывать
индивидуальные особенности детей, их развитие, способности.
Содержание программы
Беседа о языках и народах.
Знакомство детей со значением англ. языка в современном мире, Обучение детей приветствовать
друг друга и знакомиться на английском языке, понимать выражения педагога.
Домашние животные – чем они полезны человеку. Дикие животные. Многообразие дикой живой
природы. Формирование умения вести диалог.
Знакомство с названиями животных, игрушек
Знакомство с основными цветами

Тематическое планирование

Знакомство Тема
с
английским
счетом
Занятие 1

Знакомство

Содержание

Формы работа

Беседа о языках и народах.

Фонетическая игра
«Сказка о язычке».

Знакомство детей со значением
англ. языка в современном мире,
Обучение детей приветствовать
друг друга и знакомиться на
английском языке, понимать
выражения педагога
Мои
игрушки, Домашние животные – чем они
питомцы,
полезны
человеку.
Дикие
животные
животные. Многообразие дикой
Приветствие

Занятие 2

Игра
«Рыболов».
ЛЕ: Hello! Good bye!
Зарядка“Say Hello
Рифмовка
обезьянку»

«Про
Новые

живой природы. Формирование слова: a monkey, a
умения
вести
диалог. fox, a cat, in the
wood, very good.
Знакомство
с
названиями
Игра «Путешествие
животных, игрушек
в сказочный лес»
Занятие 3

Я учусь считать и Радуга-дуга
Цвета.
рисовать
Раскрашивание
Знакомство с английским счетом воздушных шариков
в цвета: red, yellow,
Расширение
возможности
общения,
обогащая
словарь. green, blue. Игра: «В
Развитие навыка диалогической цветочной стране»
речи.
Повторение
изученных
конструкций

Планируемые результаты:
Преодолевать психологический барьер в усвоении речи на английском языке; .
Понимать на слух основные фразы для приветствия, прощания, знакомства.
Приветствовать, прощаться, представлять себя, благодарить на английском языке;
Познакомиться с названиями животных, основными цветами на английском языке.
Должны знать
1) страны, жители которых говорят по-английски;
2) счет по-английски до трех;
3) названия некоторых животных по-английски
4)название основных цветов по-английски
Должны уметь
1) здороваться и прощаться на английском языке;
2) отвечать на вопрос «What's your name?», употребляя конструкцию “My name is …(Dima).”
3) давать краткий ответ «Yes, I can» на вопросы учителя.
«Книжкин дом» (1 занятие-экскурсия)
Приобщение к чтению является одной из главных задач обучения в начальной школе.
Главная задача данной встречи-рассказать о том, где живут книги, какие интересные журналы
есть в школьной библиотеке, как школьники пользуются библиотечным фондом.
Под руководством педагога – библиотекаря дошкольники изготавливают «свою» первую
маленькую книжку.
Планируемые результаты формирования универсальных учебных действий
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Школа «Радость»
нацелена на подготовку старшего дошкольника к достижению следующих планируемых
результатов:
• личностных;
• метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных);
• предметных.
• Личностными результатами дошкольной подготовки является формирование следующих
умений:

•
•
•
•

•
•
•
•

определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех правила
поведения (этические нормы);
в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех
простые правила поведения, делать выбор, как поступить (при поддержке учителя);
при поддержке учителя и окружающих давать оценку своим поступкам и поступкам других
людей;
понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным
отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как его поступки
выглядят в глазах окружающих людей;
выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать свое отношение к героям литературных произведений, их поступкам;
объяснять, хочет идти в школу или нет, и почему;
иметь положительную мотивацию к учебной деятельности: «Я хочу учиться!» (самый
желаемый планируемый личностный результат).

Метапредметными результатами дошкольной подготовки является формирование
следующих
универсальных
учебных
действий:
регулятивных,
познавательных,
коммуникативных.
•
•
•
•
•
•
•

•
•
•
•
•
•
•

•
•
•
•
•
•

Регулятивные УУД:
учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
учиться работать по предложенному учителем плану;
учиться проговаривать последовательность действий на занятии;
учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом
(иллюстрациями) учебного пособия;
учиться отличать верно выполненное задание от неверно выполненного;
учиться совместно с учителем и другими ребятами давать эмоциональную оценку своей
деятельности на занятии и деятельности всего класса;
учиться оценивать результаты своей работы.
Познавательные УУД:
учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
учиться ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условных
обозначениях);
учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
сравнивать и группировать различные объекты (числа, геометрические фигуры,
предметные картинки);
классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;
учиться делать выводы в результате совместной работы с учителем;
учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять
математические рассказы на основе предметных рисунков и простейших моделей,
заменять слово, предложение схемой).
Коммуникативные УУД:
называть свои фамилию, имя, домашний адрес;
слушать и понимать речь других;
учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать
иную точку зрения;
учиться оформлять свои мысли в устной форме;
строить понятные для партнера высказывания;
уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от
партнера по деятельности;

•
•

•

совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах поведения и
общения и учиться следовать им;
сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей
заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов
интересов;
учиться выполнять различные роли при совместной работе.

Модель ребенка - будущего первоклассника
Физическая готовность. В совершенстве владеет своим телом, различными видами
движений; имеет представление о своем физическом облике и здоровье; владеет культурногигиеническими навыками и понимает их необходимость.
Мотивационная готовность к школе. У ребенка должна быть сформирована
«внутренняя позиция школьника». Происходят качественные изменения в психической сфере: от
позиции дошкольника «я хочу» ребенок переходит к позиции школьника «надо». Он начинает
понимать, что в школе применяются правила, оценочная система. Обычно готовый к обучению
ребенок «хочет учиться».
Эмоционально-волевая готовность. У ребенка должны быть развиты следующие
качества: эмоциональность, креативность, произвольность, инициативность, самостоятельность,
ответственность, самооценка, свобода поведения.
Интеллектуальная готовность - ребенок способен к практическому и умственному
экспериментированию, обобщению, установлению причинно-следственных связей и речевому
планированию; группирует предметы на основе их общих признаков; проявляет
осведомленность в разных сферах жизни.
Социальный интеллект (социальная зрелость) – ребенок понимает разный характер
отношения к нему окружающих взрослых и сверстников, выражает свое отношение к ним;
выбирает соответствующую линию поведения; умеет заметить изменения настроения взрослого
и сверстника; учитывает желания других людей; способен к установлению устойчивых
контактов со сверстниками.
Учебно-методический комплекс.
•
•
•
•
•

•
•
•
•
•
•
•
•
•

Г.А.Цукерман, Н.К.Поливанова. Введение в школьную жизнь. Томск, Пеленг, 1992
М.Н.Ильина. Подготовка к школе: развивающие тесты и упражнения. - СПб: Питер, 2004
Развитие детей шестого года жизни в «Школе дошкольника». Самара, 1993
Е.В.Бунеева. Р.Н.Бунеев, Л.М.Денякина, АА.Вахрушев. и др. Предшкольное образование
(образование детей старшего дошкольного возраста). М.: Баласс, 2008
Образовательная система «Школа 2100»: сб. программ. Дошкольное образование. Начальная
школа / под науч. ред. Д.И. Фельдштейна, 2008.
Литература:
Гербова В.В., Комарова Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду.- М., 2006.
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.- М., 2003.
Ушакова Н.В. Развитие навыков учебной деятельности дошкольников.–.М., 2004. Бабаева
Т.Н. У школьного порога. М., 2002.
Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно.- С-Пб., 2004.
Фалькович Т.А. Развитее речи, подготовка к освоению письма.- М., 2007.
Волков Б.С. , Волкова Н.Б. Психологическое общение в детском возрасте. – М., 2007.
Елкина Л.В. , Маряничева О.В. Учим детей наблюдать и рассказывать. – Ярославль, 1997.
Кузлина А.В. Уроки ручного труда в детском саду и в начальной школе. Методическое
пособие.-М., 2001.
Петерсон Л.П., Холина Н.П. Раз-ступенька, два-ступенька.- М., 2002.

•
•

•
•

Хухлаева О.В. Хочу быть успешным.- М., 2005.
Бабаева Т.И., Акулова О.В. Примерная основная общеобразовательная программа
дошкольного образования «Детство» (Переработано в соответствии с Федеральными
Государственными Требованиями)- С-Пб., «Детство-Пресс», 2011г.
Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Всё об оригами [Текст] справочник/ Е.Ю. Афонькина,
С.Ю. Афонькин. – СПб: Кристалл, 2005.
Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Игрушки из бумаги [Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю.
Афонькин. - СПб: Литера, 1997.

•

Материально- техническая обеспечение:
классное помещение, спортивный зал, сенсорная комната, школьная мебель, электронная
доска, магнитная доска, магнитофон, телевизор, мультимедийный проектор.

•

Материалы и пособия, необходимые для занятий:
рабочие тетради, письменные принадлежности, плакаты, предметные и сюжетные картинки,
игрушки, ресурсы Интернет.

•

Дидактический материал для занятий в «Творческой мастерской»
цветная бумага, картон, альбомы, цветные карандаши, акварель, ножницы, клей, кисточки,
природный материал.

•
•
•

•
•
•
•

Работа с родителями
Родителям (законным представителям) детей, предлагаются следующие консультации:
по вопросам воспитания детей в семье и подготовки их к обучению в школе с учителями
начальных классов и учителем-логопедом;
по вопросам здоровья детей с врачами-специалистами;
индивидуальные консультации по проблемам развития личности ребенка и эффективности
его занятий в школе с педагогом-психологом .
Сотрудничество с родителями
Семья и образовательное учреждение представляют собой два разных института
социализации детей. Их воспитательные и образовательные функции различны, но для
полноценного развития ребенка необходимо их взаимодействие.
Работа осуществляется по следующим направлениям:
индивидуальные консультации с родителями, предполагающие повышение их
компетентности в области индивидуальных и возрастных особенностей ребенка;
тематические родительские собрания;
участие родителей в образовательной деятельности: посещение занятий, совместное
закрепление учебного материала дома;
помощь в организации досуговых мероприятий.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».