РП коррекционного курса Коррекционно-развивающие занятия психокоррекционные занятия (психологические) АООП ООО обучающихся с РАС (вариант 8.2)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Костомукшского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.С.Пушкина»
(МБОУ КГО «СОШ №2 им. А.С.Пушкина»)

«Согласовано»
на заседании МСШ
протокол №1
от 26.08.2024 г.
Руководитель МСШ

«Принято»
педагогическим
советом
протокол №1
от 27.08. 2024 г.
Директор школы

«Утверждено»
приказ по школе №151
от 30.08.2024г.
Директор школы
Герасимчук Н.Н.

Хинконен Л.И
Герасимчук Н.Н.

Рабочая программа
Коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия:
психокоррекционные занятия (психологические)»
адаптированной основной общеобразовательной программы
основного общего образования обучающихся
с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.2)

г. Костомукша
2024г.

Пояснительная записка
Обучающийся расстройствами аутистического спектра – это обучающийся, имеющий
специфические нарушения развития, характеризующиеся качественным нарушением
социального взаимодействия, коммуникации, ограниченными интересами и деятельностью,
повторяющимся стереотипным поведением.
Стойкий и всеобъемлющий характер нарушений при РАС приводит к тому, что даже
те обучающиеся, которые успешно освоили начальный этап обучения, нуждаются в
постоянной психолого-педагогической поддержке и создании специальных образовательных
условий на уровне основного общего образования.
В соответствии с новыми стандартами одна из основных задач на сегодняшний день
является овладение подростками c ОВЗ универсальными учебными действиями
(личностными, регулятивными, познавательными, коммуникативными).
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования диктует внедрение новых подходов к созданию в школе системы комплексной
помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной
образовательной программы, нацеленной на преодоление недостатков в физическом и (или)
психическом развитии обучающихся, развитие личности обучающихся с ОВЗ в соответствии
с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной
социализации и социальной адаптации.
У школьников среднего звена с РАС отмечаются психологические особенности.
Особенности проявляются в следующих сферах: поведение, эмоционально-волевая сфера,
познавательная сфера, деятельность.
Многочисленные нарушения аффективной сферы влекут за собой серьезные
поведенческие проблемы. Поведение детей с аутизмом крайне своеобразно. Им свойственны
тревожность, стереотипность поведения, страхи, погруженность в себя. Эти состояния могут
сочетаться с повышенной возбудимостью, расторможенностью, агрессией и самоагрессией, с
негативной реакцией на любые изменения привычного образа жизни, в том числе на
изменения пищи, одежды, маршрута прогулок. При этом ребенок не жалуется, а напротив,
еще больше отгораживается от каких-либо контактов, прибегает к аутостимуляциям для
устранения возникшего дискомфорта. Дети с аутизмом испытывают страх перед любыми
изменениями в привычном для них образе жизни. Они могут быть непонятны окружающим.
Испытывая страх, зачастую не могут объяснить, что именно их пугает. Таких детей
могут пугать объекты, издающие резкие звуки; возможны особые страхи, связанные с
тактильной сверхчувствительностью.
Важной поведенческой особенностью является активный негативизм ребенка,
выражающийся в отказе ребенка выполнять какие-либо действия совместно со взрослым,
уход от ситуации обучения и произвольной организации. Проявления негативизма могут
сопровождаться физическим сопротивлением, криком, агрессией и самоагрессией. Мощным
средством защиты от травмирующих впечатлений является аутостимуляция. Нужные
впечатления достигаются чаще всего раздражением собственного тела: они способствуют
сглаживанию неприятных впечатлений, идущих из внешнего мира. В угрожающей ситуации
интенсивность аутостимуляций нарастает, она бывает настолько интенсивной, что может
причинить физическую боль самому ребенку. Острота поведенческих проблем варьируется в
зависимости от степени выраженности аутизма.
Дети с РАС быстро устают, могут истощаться и перевозбуждаться, имеют
выраженные проблемы организации внимания, сосредоточения на речевой инструкции, ее
полного понимания. Характерна задержка в социальном развитии. Трудности
взаимодействия с людьми и меняющимися обстоятельствами проявляются в том, что,
осваивая навыки взаимодействия и социальные правила поведения, дети стереотипно
2

следуют им и теряются при неподготовленном требовании их изменения. В отношениях с
проявляют задержку эмоционального развития, социальную незрелость, наивность.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с РАС отличается в
зависимости от «группы».
Первая группа. Дети почти не имеют активной избирательности в контактах со средой
и людьми, что проявляется в их полевом поведении. Они практически не реагируют на
обращение и сами не пользуются ни речью, ни невербальными средствами коммуникации, их
аутизм внешне проявляется как отрешенность от происходящего.
Дети будто не видят и не слышат, могут не реагировать явно даже на физический
дискомфорт. Полевое поведение, которое демонстрирует ребенок в данном случае,
принципиально отличается от полевого поведения умственно отсталого ребенка. Ребенок с
РАС отличается от гиперактивных и импульсивных детей: не откликается, не тянется, не
хватает, не манипулирует предметами, а скользит мимо. Отсутствие возможности активно и
направленно действовать с предметами проявляется в характерном нарушении
формирования зрительно-двигательной координации. Этих детей можно мимолетно
заинтересовать, но привлечь к минимально развернутому взаимодействию крайне трудно.
Такие дети с огромным трудом овладевают навыками самообслуживания, также, как и
навыками коммуникации. Они мутичны, хотя известно, что многие из них время от времени
могут повторить за другими привлекшее их слово или фразу, а иногда откликнуться и
неожиданно прокомментировать происходящее. Эти слова без специальной помощи плохо
закрепляются для активного использования, остаются эхом увиденного или услышанного.
Про этих, глубоко аутичных детей нельзя сказать, что они не выделяют человека из
окружающего и не имеют потребности в общении и привязанности к близким. Они
разделяют своих и чужих, это видно по меняющейся пространственной дистанции и
возможности тактильного контакта, радуются, когда их кружат, подбрасывают. Именно со
взрослым эти дети проявляют максимум доступной им избирательности: могут взять за руку,
подвести к нужному им объекту и положить на него руку взрослого.
В зависимости от уровня интеллектуального развития обучающиеся этой группы
могут осваивать варианты 8.3 или 8.4. образовательной программы.
Вторая группа. Дети имеют лишь самые простые формы активного контакта с
людьми, используют стереотипные формы поведения, в том числе речевого, стремятся к
скрупулёзному сохранению постоянства и порядка в окружающем. Их аутистические
установки более выражаются в активном негативизме (отвержении).
В сравнении с первыми, эти дети значительно более активны в развитии
взаимоотношений с окружением. В отличие от пассивного ребенка первой группы поведение
этих детей не полевое. У них складываются привычные формы жизни, однако они жестко
ограничены, и ребенок стремится отстоять их неизменность. Неопределенность,
неожиданный сбой в порядке происходящего, могут дезадаптировать ребенка и
спровоцировать поведенческий срыв, который может проявиться в активном негативизме,
генерализованной агрессии и самоагрессии.
В привычных же, предсказуемых условиях они могут быть спокойны, довольны и
более открыты к общению. Сложившиеся навыки таких детей прочны, но они слишком
жестко связаны с теми жизненными ситуациями, в которых были выработаны и необходима
специальная работа для перенесения их в новые условия. Характерна речь штампами, речь
развивается в рамках стереотипа и тоже привязана к определенной ситуации.
Именно у этих детей в наибольшей степени обращают на себя внимание моторные и
речевые стереотипные действия. Они субъективно значимы для ребенка и могут усилиться в
ситуациях тревоги. Эти стереотипные действия ребенка важны ему для стабилизации
внутренних состояний и защиты от травмирующих впечатлений извне.
Ребенок этой группы очень привязан к своим близким. Тем не менее, эти дети, как
правило, хотят идти в школу, интересуются другими детьми и включение их в детский
3

коллектив необходимо для развития гибкости в их поведении, возможности подражания и
смягчения жестких установок сохранения постоянства в окружающем. При всех проблемах
социального развития, трудностях адаптации к меняющимся условиям такой ребенок при
специальной поддержке в большинстве случаев способен обучаться в условиях
общеобразовательного детского учреждения.
В зависимости от уровня интеллектуального развития обучающиеся этой группы
могут осваивать варианты 8.3. или 8.2. образовательной программы.
Третья группа. Дети имеют развёрнутые, но крайне косные формы контакта с
окружающим миром и людьми – достаточно сложные, но жёсткие программы поведения (в
том числе речевого), плохо адаптируемые к меняющимся обстоятельствам, и стереотипные
увлечения.
Эти дети стремятся к достижению, успеху, и их поведение можно назвать
целенаправленным. Проблема в том, что для того, чтобы активно действовать, им требуется
полная гарантия успеха, переживания риска, неопределенности их дезорганизуют. Если в
норме самооценка ребенка формируется в ориентировочно-исследовательской деятельности,
в реальном опыте удач и неудач, то для этого ребенка значение имеет только стабильное
подтверждение своей успешности. Он мало способен к исследованию, гибкому диалогу с
обстоятельствами и принимает лишь те задачи, с которыми заведомо может справиться.
Стереотипность этих детей в большей степени выражается в стремлении сохранить не
постоянство их окружения, а неизменность собственной программы действий. Близкие, в
связи со стремлением такого ребенка во чтобы то ни стало настоять на своем, часто
оценивают его как потенциального лидера. Это ошибочное мнение, поскольку неумение
вести диалог, договариваться, находить компромиссы и выстраивать сотрудничество, не
только нарушает взаимодействие ребенка со взрослыми, но и «выбрасывает» его из детского
коллектива.
При огромных трудностях выстраивания диалога с обстоятельствами дети способны к
развернутому монологу. Их речь грамматически правильная, развернутая, с хорошим
запасом слов может оцениваться как слишком правильная и взрослая - «фонографическая».
При возможности сложных монологов на отвлеченные интеллектуальные темы этим детям
трудно поддержать простой разговор.
Умственное развитие таких детей часто производит блестящее впечатление, что
подтверждается результатами стандартизированных обследований. При этом, в отличие от
других детей с РАС, их успехи более проявляются в вербальной, а не в невербальной
области. При блестящих знаниях в отдельных областях, связанных с их стереотипными
интересами, дети имеют ограниченное и фрагментарное представление о реальном
окружающем мире. Они получают удовольствие от самого выстраивания информации в
ряды, ее систематизации, однако эти интересы и умственные действия тоже стереотипны,
мало связаны с реальностью и являются для них родом аутостимуляции.
При значительных достижениях в интеллектуальном и речевом развитии эти дети
гораздо менее успешны в моторном - неуклюжи, крайне неловки, у них страдают навыки
самообслуживания. В области социального развития они демонстрируют чрезвычайную
наивность и прямолинейность, нарушается развитие социальных навыков, понимания и учета
подтекста и контекста происходящего. При сохранности потребности в общении, стремлении
иметь друзей, они плохо понимают другого человека.
При всех этих трудностях, социальная адаптация таких детей, по крайней мере,
внешне, значительно более успешна, чем в случаях двух предыдущих групп. Эти дети, как
правило, обучаются по программе массовой школы в условиях класса или индивидуально,
могут стабильно получать отличные оценки, но и они крайне нуждаются в постоянном
специальном сопровождении, позволяющем им получить опыт диалогических отношений,
расширить круг интересов и представление об окружающем и окружающих, сформировать
навыки социального поведения.
4

В зависимости от уровня интеллектуального развития обучающиеся этой группы
могут осваивать варианты 8.3 (реже) или 8.1, 8.2 (чаще) образовательной программы.
Четвертая группа. Для этих детей произвольная организация очень сложна, но в
принципе доступна. Они быстро устают, могут истощаться и перевозбуждаться, имеют
выраженные проблемы организации внимания, сосредоточения на речевой инструкции, ее
полного понимания. Характерна задержка в психоречевом и социальном развитии.
Трудности взаимодействия с людьми и меняющимися обстоятельствами проявляются в том,
что, осваивая навыки взаимодействия и социальные правила поведения, дети стереотипно
следуют им и теряются при неподготовленном требовании их изменения.
При всех трудностях, их аутизм наименее глубок, он выступает уже не как защитная
установка, а как лежащие на поверхности трудности общения - ранимость, тормозимость в
контактах и проблемы организации диалога и произвольного взаимодействия. Эти дети тоже
тревожны, для них характерно возникновение чувства сенсорного дискомфорта, они готовы
испугаться при нарушении привычного хода событий, смешаться при неудаче и
возникновении препятствия. Отличие их в том, что они более, чем другие, ищут помощи
близких, чрезвычайно зависят от них, нуждаются в постоянной поддержке и ободрении.
Ограниченность такого ребенка проявляется в том, что он стремится строить свои
отношения с миром только опосредованно, через взрослого человека. С его помощью он
контролирует контакты со средой, и старается обрести устойчивость в нестабильной
ситуации. Вне освоенных и затверженных правил поведения эти дети очень плохо
организуют себя, легко перевозбуждаются и становятся импульсивными. Понятно, что в этих
условиях ребенок особенно чувствителен к нарушению контакта, отрицательной оценке
взрослого.
Тем не менее, при всей зависимости от другого человека среди всех аутичных детей
только дети четвертой группы пытаются вступить в диалог с обстоятельствами (действенный
и речевой), хотя и имеют огромные трудности в его организации. Психическое развитие
таких детей идет с более равномерным отставанием. Характерны неловкость крупной и
мелкой моторики, некоординированность движений, трудности усвоения навыков
самообслуживания, задержка становления речи, ее нечеткость, неартикулированность,
бедность активного словарного запаса, поздно появляющаяся, аграмматичная фраза,
медлительность, неровность в интеллектуальной деятельности, недостаточность и
фрагментарность представлений об окружающем, ограниченность игры и фантазии.
В зависимости от уровня интеллектуального развития обучающиеся этой группы
могут осваивать варианты 8.2. или 8.1. образовательной программы.
Представленные группы являются основными ориентирами психологической
диагностики, представляя возможные степени и формы нарушения контакта с миром, в
которых может реализоваться детский аутизм. Вместе с тем, оценка тяжести состояния и
определение прогноза не могут осуществляться вне понимания того, что ребёнок, даже
испытывая самые серьезные трудности, находится в процессе развития. То есть, даже в
пределах одной группы детей со сравнимой тяжестью аутистических проблем существуют
индивидуальные различия в проявлении тенденций к установлению более активных и
сложных отношений с миром.
Программа коррекционно – развивающих занятий направлена на коррекцию данных
психологических особенностей и разработана в соответствии с:
− Законом РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с последними изменениями).
− Приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
(с последними изменениями)

5

− Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1025
«Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного
общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
− Федеральным законом РФ от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации».
− Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.3286-15
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и
воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по
адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья» (утверждены постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26).
Цели программы
− создание условий для успешной социализации личности ребёнка с расстройством
аутистичного спектра (РАС) и формирования положительного отношения к учению
− развитие когнитивной сферы обучающегося через коррекционноразвивающую работу
по развитию познавательной и эмоционально-волевой сферы для подготовки к восприятию
нового учебного материала
− реализация индивидуального и личностного подхода в обучении для полноценного
развития школьника
Задачи коррекционно-развивающих занятий с детьми с РАС
− Совершенствование и коррекция высших психических функций и познавательной
деятельности ребенка
− Совершенствование и коррекция эмоционально – волевой сферы: овладение
регулятивным поведением (преодоление трудностей в организации целенаправленного
поведения), развитие внутренней активности, формирование адекватной самооценки,
формирование поведения адекватного социальным нормам
− Формирование коммуникативных функций: умение владеть вербальными и
невербальными средствами передачи информации, умение общаться поддержать беседу,
диалог
− Развитие социально-адаптивных функций, коммуникативных навыков (учить ребенка
приветствовать других людей, прощаться, соблюдать правила поведения, выполнять
требования взрослых, способствовать обучению различным формам взаимодействия)
− Формирование эмоционального контакта в процессе эмоциональных игр, создание
эмоционально положительного настроя
− Формирование позитивной учебной мотивации
Основные принципы коррекционно-развивающих занятий
1. Соблюдение интересов ребенка.
2. Принцип системности коррекционных (исправление или сглаживание отклонений и
нарушений развития, преодоление трудностей развития), профилактических (предупреждение
отклонений и трудностей в развитии) и развивающих (стимулирование, обогащение
содержания развития, опора на зону ближайшего развития) задач.
3. Принцип единства диагностики и коррекции реализуется в двух аспектах: началу
коррекционной работы предшествует этап комплексного диагностического обследования,
позволяющий выявить характер и интенсивность трудностей развития, сделать заключение об
их возможных причинах и на основании этого заключения строить коррекционную работу,
исходя из ближайшего прогноза развития.
4. Преемственность. Принцип обеспечивает создание единого образовательного пространства
при переходе от начального общего образования к основному общему образованию,
способствует достижению личностных, метапредметных, предметных результатов освоения
6

основной образовательной программы основного общего образования, необходимых
обучающимся с ОВЗ для продолжения образования. Принцип обеспечивает связь программы
коррекционной работы с другими разделами программы основного общего образования:
программой, развития универсальных учебных действий у обучающихся на уровне основного
общего образования, программой профессиональной ориентации обучающихся на уровне
основного общего образования, программой формирования и развития ИКТ-компетентности
обучающихся, программой социальной деятельности обучающихся.
5. Принципы наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности.
6. Принцип динамичности восприятия заключается в разработке таких заданий, при решении
которых возникают какие–либо препятствия. Их преодоление способствует развитию
учащегося, раскрытию возможностей и способностей. Каждое задание проходит ряд этапов от
простого к сложному. Уровень сложности доступен конкретному ребенку. Это позволяет
поддерживать интерес к работе и дает возможность испытать радость преодоления трудностей.
7. Принцип продуктивной обработки информации заключается в организации обучения таким
образом, чтобы у учащегося развивался навык переноса обработки информации, следовательно,
механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения
8. Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает, чтобы игры,
задания и упражнения создавали благоприятный, эмоциональный фон, стимулировали
положительные эмоции.
В программу также включены и специальные принципы, ориентированные на учет
особенностей обучающихся с РАС:
1. Принцип гуманизации, который определяет, что образование детей с РАС направлено на
личностное развитие, обеспечивающее возможность их успешной социализации и социальной
адаптации.
2. Принцип педагогической инверсии, который выражается в постоянной готовности к
изменению педагогической стратегии и тактики. Этот принцип также отражает изменчивость и
нелинейность развития школьника с РАС.
3. Принцип сотрудничества с семьей обеспечивает участие родителей (законных
представителей) и членов семьи учащегося с РАС в коррекционноразвивающей работе,
направленной на его успешную интеграцию в общество.
Методы и приемы работы с ребенком РАС
В коррекционно-развивающей работе применяются следующие приемы и методы:
• использование
дозированной
педагогической
помощи
(обучающей,
стимулирующей, организующей, направляющей)
• пошаговость предъявления материала
• использование заданий в наглядно-действенном и наглядно - образном плане
• речевое проговаривание действий на каждом этапе обучения
• учет индивидуально-психологических и возрастных особенностей
• эмоционально окрашенная подача материала
Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и
развитию ребенка.

-

Основные направления коррекционной работы
1. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
развитие зрительного восприятия и узнавания
развитие зрительной памяти и внимания

7

- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет,
форма, величина)
- развитие пространственных представлений и ориентации
- развитие представлений о времени
- развитие слухового внимания и памяти
- развитие фонетико-фонематических представлений, формирование
навыков звукового анализа
2. Развитие основных мыслительных операций:
- навыков анализа, обобщения
- навыков группировки и классификации
- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму; - умения
планировать деятельность; - развитие комбинаторных способностей
3. Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления
- развитие словесно-логического мышления (умения видеть и устанавливать
логические связи между предметами, явлениями и событиями)
4. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.
5. Совершенствование представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
6. Развитие межполушарного взаимодействия.
Структура и особенности программы
Программа составлена для учащихся 5-9 классов, обучающихся по адаптированной
образовательной программе для детей с РАС. Детям присвоен статус ребенка с
ограниченными возможностями здоровья. У них выявлены трудности в обучении и
социализации, обусловленные данным видом нарушения.
Программа состоит из 34 занятий. Продолжительность занятий от 20 до 40 минут
(в зависимости от эмоционального состояния ребенка, уровня работоспособности и
возраста обучающегося). Занятия проводятся 1 раз в неделю. Занятия проводятся
индивидуально или в малых группах.
Данную программу можно использовать как фрагментарно, так и комплексно. Темы,
формы и цели занятий могут корректироваться в зависимости от результатов диагностики.
Игры и упражнения для занятий подбираются в соответствии с целями каждого конкретного
занятия. Задания подбираются с учетом их направленности на развитие определенных
структур личности, а также для удобства индивидуальной работы с ребенком. В процессе
обучения возможно возращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне
трудности. Для увеличения объема памяти, повышения устойчивости внимания, ускорения
интеллектуальной деятельности во время занятий используются упражнения, игры, задания
на развитие ВПФ. Для коррекции
эмоционально-волевой сферы, формирования у
обучающихся навыков саморегуляции, уверенного поведения, формирования адекватной
самооценки в программе используются элементы психологического тренинга, мышечная
релаксация, арт-терапевтические упражнения, музыко-сказкотерапия.
Ожидаемые результаты
Личностные результаты
Обучающийся будет или сможет: соотносить поступки и события с принятыми
этическими принципами и моральными нормами, ориентироваться в социальных ролях и
межличностных отношениях, накапливать опыт социального поведения, осваивать
основные социальные нормы, правила поведения, роли и формы социальной жизни в школе,
осознавать значения семьи в жизни человека и общества, вести диалог с другими людьми,
участвовать в общественной жизни в пределах возрастных компетенций и психологических
8

особенностей и сформированности жизненной компетенции, уметь соблюдать социальные
правила поведения в ситуации фрустрации, уметь понимать и заявлять о своих трудностях,
оценивать свои собственные силы и при необходимости попросить о помощи, уметь
принимать и оказывать помощь, уметь понимать собственное эмоциональное состояние
(усталости, чувства радости, печали, страха, гнева и др.) и при необходимости сообщать об
этом социально приемлемым способом, уметь справиться со своими негативными
эмоциями, знать и использовать способы преодоления своих эмоциональных состояний, в
том числе простые приемы саморегуляции, развивать
критическое мышление и
умения, противостоять манипуляциям, вовлечению в асоциальные группы подростков,
уметь использовать имеющиеся социально-бытовые навыки с учетом конкретной ситуации.
Регулятивные УУД
Обучающийся будет или сможет: сознательно планировать и организовывать свою
познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата),
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, начинать выполнение
действия и заканчивать его в требуемый временной момент, вносить необходимые
коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера
сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более
совершенного результата, адекватно воспринимать предложения и оценку учителей,
товарищей, родителей, контролировать своё поведение в зависимости от ситуации.
Познавательные УУД
Обучающийся будет или сможет: выполнять познавательные и практические задания, в
том числе с использованием проектной деятельности и на занятиях, и в доступной
социальной практике, использовать элементы причинно-следственного анализа, исследовать
несложные реальные связи и зависимости, определять характеристики изучаемого объекта,
выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки объектов, извлекать нужную
информацию по заданной теме в адаптированных источниках различного типа.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся будет или сможет: оценивать свои учебные достижения,
поведение, черты своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для
корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной
жизни этических и правовых норм, определять собственное отношение к явлениям
современной жизни и формулировать свою точку зрения, адекватно использовать речевые
средства для решения различных коммуникативных задач, договариваться и приходить к
общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения
интересов, конструктивно разрешать конфликтные ситуации.
Метапредметные компетентности:
Обучающийся будет или сможет: использовать полученные знания для безопасного
взаимодействия с окружающей средой, осмысливать и оценивать свой жизненный опыт и
использовать его в организации собственного поведения, переносить полученные знания в
новую ситуацию, правильно определять свою социальную роль в общении, применять на
практике правила личной безопасности, осознанно и произвольно строить речевые
высказывания в устной и письменной форме, слушать и вступать в диалог, участвовать в
коллективном обсуждении проблем, учитывать позиции и мнения других людей, партнера
по общению или деятельности, в том числе, в учебной деятельности. Интегрироваться в
группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со
сверстниками и взрослыми. Извлекать необходимую информацию из прослушанных
текстов различных жанров, определять основную и второстепенную информацию.
Использовать навыки вербальной и невербальной коммуникации для организации
адекватного социального поведения в семье, в школе, в обществе, применять общепринятые
правила социального взаимодействия с учетом конкретных обстоятельств ситуации
общения. Правильно определять пространственную и психологическую дистанцию в
9

общении. Управлять своим эмоциональным состоянием в процессе социального
взаимодействия, строить свое поведение, опираясь на необходимые знания и представления
о других людях. Соотносить свои желания, стремления с интересами других людей,
учитывать выражение лица, интонации, жесты собеседника в организации своего поведения.
Способы контроля

-

Тест Тулуз-Пьеррона
Таблицы Шульте
Корректурные пробы
Методика «Заучивание 10 слов» А.Р. Лурия
Методика опосредованного запоминания (по А.Н. Леонтьеву)
«Исключение лишнего»
«Выделение существенных признаков»
«Числовые ряды»
Методика «Лесенка»
«Дом-Дерево-Человек»
Опросник Г. Шмишека, Л.Г. Почебут
«Закончи рисунок» (по П. Торрансу)
Тест «Вербальная диагностика самооценки личности»
Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению
Методика «Исследование волевой саморегуляции» (А.В. Зверькова, Е.В. Эйдман);
Методика «Числовые ряды» (5-й субтест методики определения уровня умственного
развития для младших подростков (ГИТ))
Методика «Аналогии» (6-й субтест методики определения уровня умственного
развития для младших подростков (ГИТ))
«Методика изучения социализированности личности учащегося» М.И. Рожкова
Наблюдение
Анкета на исследование уровня осмысления выбираемой профессии

Содержание программы
5 класс
Раздел 1. Вводное занятие. Создание атмосферы эмоционального комфорта.
Раздел 2. Диагностический блок. Тесты интеллектуального и личностного развития,
уровень развития мотивации, обучающихся.
Раздел 3. Развитие познавательной сферы и целенаправленное формирование высших
психических функций. Пространственные представления. Развитие различных видов
восприятия (пространственных, осязательных, временных), развитие глазомера. Развитие
различных видов памяти: слуховой, зрительной, моторной, опосредованной. Овладение
приемами осмысленного запоминания, развитие смысловой вербальной памяти. Развитие
видов воображения: активация свойств воображения. Развитие произвольного внимания.
Развитие устойчивости и концентрации внимания. Развитие наглядно-образного мышления,
формирование вербально-понятийного аппарата. Развитие сложных форм мышления
(логического мышления): абстрагирование, установление закономерностей. Развитие
словесно – логического мышления. Построение умозаключения по аналогии.
Раздел 4. Развитие эмоционально-волевой сферы и коррекция мотивационной сферы.
«Эмоции и чувства». Развитие навыков самообладания и самоанализа, внимания к
самому себе, своим желаниям и переживаниям. Знакомство с эмоциями человека,
10

распознавание своих эмоций, понимание причин, вызвавших данную эмоцию. Развитие
умения адекватно выражать свои эмоции, поддерживать коммуникацию и контролировать
свое эмоциональное состояние в ситуациях стресса из-за изменения привычной среды и
окружения. Развитие базовых умений и навыков рефлексии.
«Я и другие». Осознание своего места в семье и понимание внутрисемейных
отношений. Развитие социальных эмоций и навыков совместной деятельности.
Формирование внимательных отношений друг к другу, переживание опыта социального
доверия. Формирование адекватных способов взаимодействия и взаимопонимания с членами
группы, развитие понимания смысла и разумности общепринятых скрытых социальных
правил. Формируются базовые умения поддерживать социально приемлемым способом
партнерские и дружеские отношения со сверстниками, одноклассниками.
«Социальные и коммуникативные навыки». Развитие языка жестов, мимики.
Обучение искусству слушать других (смотреть на говорящего, воспринимать паузы в речи
собеседника). Развитие умения поддержания социально приемлемой формы диалога,
расширение возможности использования более сложных речевых «алгоритмов» в общении,
развитие умения вести диалог более гибко, ориентируясь на эмоциональное состояние
собеседника.
Раздел 5. Итоговая диагностика. Подведение итогов, определение динамики развития
детей.
6 класс
Раздел 1. Вводное занятие. Создание атмосферы эмоционального комфорта.
Раздел 2. Диагностический блок. Тесты интеллектуального и личностного развития,
уровень развития мотивации обучающихся.
Раздел 3. Развитие познавательной сферы и целенаправленное формирование высших
психических функций. Пространственные представления. Развитие различных видов
восприятия (пространственных, осязательных, временных), развитие глазомера. Развитие
различных видов памяти: слуховой, зрительной, моторной, опосредованной и проч.
Овладение приемами осмысленного запоминания; развитие смысловой вербальной памяти.
Развитие видов воображения: активация свойств воображения. Развитие произвольного
внимания. Развитие устойчивости и концентрации внимания. Развитие наглядно-образного
мышления, формирование вербально-понятийного аппарата. Развитие сложных
форм
мышления (логического мышления): абстрагирование, установление закономерностей.
Развитие словесно – логического мышления. Построение умозаключения по аналогии.
Раздел 4. Развитие эмоционально-волевой сферы и коррекция мотивационной сферы.
«Эмоции и чувства». Развитие навыков самообладания и самоанализа, внимания к
самому себе, своим желаниям и переживаниям. Знакомство с эмоциями человека,
распознавание своих эмоций, понимание причин, вызвавших данную эмоцию. Развитие
умения адекватно выражать свои эмоции, поддерживать коммуникацию и контролировать
свое эмоциональное состояние в ситуациях стресса из-за изменения привычной среды и
окружения. Развитие базовых умений и навыков рефлексии.
«Я и другие». Осознание своего места в семье и понимание внутрисемейных
отношений. Развитие социальных эмоций и навыков совместной деятельности.
Формирование внимательных отношений друг к другу, переживание опыта социального
доверия. Формирование адекватных способов взаимодействия и взаимопонимания с членами
группы, развитие понимания смысла и разумности общепринятых скрытых социальных
правил. Формируются базовые умения поддерживать социально приемлемым способом
партнерские и дружеские отношения со сверстниками, одноклассниками.
«Социальные и коммуникативные навыки». Развитие языка жестов, мимики.
Обучение искусству слушать других (смотреть на говорящего, воспринимать паузы в речи
собеседника). Развитие умения поддержания социально приемлемой формы диалога,
11

расширение возможности использования более сложных речевых «алгоритмов» в общении,
развитие умения вести диалог более гибко, ориентируясь на эмоциональное состояние
собеседника.
Раздел 5. Итоговая диагностика. Подведение итогов, определение динамики развития
детей.
7 класс
Раздел 1. Вводное занятие. Создание атмосферы эмоционального комфорта.
Раздел 2. Диагностический блок. Тесты интеллектуального и личностного развития,
уровень развития мотивации обучающихся.
Раздел 3. Развитие познавательной сферы и целенаправленное формирование высших
психических функций. Пространственные представления. Развитие различных видов
восприятия (пространственных, осязательных, временных), развитие глазомера. Развитие
различных видов памяти: слуховой, зрительной, моторной, опосредованной. Овладение
приемами осмысленного запоминания, развитие смысловой вербальной памяти. Развитие
видов воображения: активация свойств воображения. Развитие произвольного внимания.
Развитие устойчивости и концентрации внимания. Развитие наглядно-образного мышления,
формирование вербально-понятийного аппарата.
Развитие сложных форм мышления
(логического мышления): абстрагирование, установление закономерностей. Развитие
словесно – логического мышления. Построение умозаключения по аналогии.
Раздел 4. Развитие эмоционально-волевой сферы и коррекция мотивационной сферы.
«Эмоции и чувства». Развитие навыков самообладания и самоанализа; внимания к
самому себе, своим желаниям и переживаниям. Знакомство с эмоциями человека,
распознавание своих эмоций, понимание причин, вызвавших данную эмоцию. Развитие
умения адекватно выражать свои эмоции, поддерживать коммуникацию и контролировать
свое эмоциональное состояние в ситуациях стресса из-за изменения привычной среды и
окружения. Развитие базовых умений и навыков рефлексии.
«Я и другие». Осознание своего места в семье и понимание внутрисемейных
отношений. Развитие социальных эмоций и навыков совместной деятельности.
Формирование внимательных отношений друг к другу, переживание опыта социального
доверия. Формирование адекватных способов взаимодействия и взаимопонимания с членами
группы, развитие понимания смысла и разумности общепринятых скрытых социальных
правил. Формируются базовые умения поддерживать социально приемлемым способом
партнерские и дружеские отношения со сверстниками, одноклассниками.
«Социальные и коммуникативные навыки». Развитие языка жестов, мимики.
Обучение искусству слушать других (смотреть на говорящего, воспринимать паузы в речи
собеседника). Развитие умения поддержания социально приемлемой формы диалога,
расширение возможности использования более сложных речевых «алгоритмов» в общении,
развитие умения вести диалог более гибко, ориентируясь на эмоциональное состояние
собеседника.
Раздел 5. Итоговая диагностика. Подведение итогов, определение динамики развития
детей.
8 класс
Раздел 1. Вводное занятие. Создание атмосферы эмоционального комфорта.
Раздел 2. Диагностический блок. Тесты интеллектуального и личностного развития,
уровень развития мотивации обучающихся.
Раздел 3. Развитие познавательной сферы и целенаправленное формирование высших
психических функций. Пространственные представления. Развитие различных видов
восприятия (пространственных, осязательных, временных), развитие глазомера. Развитие
различных видов памяти: слуховой, зрительной, моторной, опосредованной. Овладение
приемами осмысленного запоминания, развитие смысловой вербальной памяти. Развитие
12

видов воображения: активация свойств воображения. Развитие произвольного внимания.
Развитие устойчивости и концентрации внимания. Развитие наглядно-образного мышления
формирование вербально-понятийного аппарата.
Развитие сложных форм мышления
(логического мышления): абстрагирование, установление закономерностей. Развитие
словесно – логического мышления. Построение умозаключения по аналогии.
Раздел 4. Развитие эмоционально-волевой сферы и коррекция мотивационной сферы.
«Эмоции и чувства». Развитие навыков самообладания и самоанализа; внимания к
самому себе, своим желаниям и переживаниям. Знакомство с эмоциями человека,
распознавание своих эмоций, понимание причин, вызвавших данную эмоцию. Развитие
умения адекватно выражать свои эмоции, поддерживать коммуникацию и контролировать
свое эмоциональное состояние в ситуациях стресса из-за изменения привычной среды и
окружения. Развитие базовых умений и навыков рефлексии.
«Я и другие». Осознание своего места в семье и понимание внутрисемейных
отношений. Развитие социальных эмоций и навыков совместной деятельности.
Формирование внимательных отношений друг к другу, переживание опыта социального
доверия. Формирование адекватных способов взаимодействия и взаимопонимания с членами
группы, развитие понимания смысла и разумности общепринятых скрытых социальных
правил. Формируются базовые умения поддерживать социально приемлемым способом
партнерские и дружеские отношения со сверстниками, одноклассниками.
«Социальные и коммуникативные навыки». Развитие языка жестов, мимики.
Обучение искусству слушать других (смотреть на говорящего, воспринимать паузы в речи
собеседника). Развитие умения поддержания социально приемлемой формы диалога,
расширение возможности использования более сложных речевых «алгоритмов» в общении,
развитие умения вести диалог более гибко, ориентируясь на эмоциональное состояние
собеседника.
Профориентация.
Раздел 5. Итоговая диагностика. Подведение итогов, определение динамики развития
детей.
9 класс
Раздел 1. Вводное занятие. Создание атмосферы эмоционального комфорта.
Раздел 2. Диагностический блок. Тесты интеллектуального и личностного развития,
уровень развития мотивации, обучающихся.
Раздел 3. Развитие познавательной сферы и целенаправленное формирование высших
психических функций. Пространственные представления. Развитие различных видов
восприятия (пространственных, осязательных, временных), развитие глазомера. Развитие
различных видов памяти: слуховой, зрительной, моторной, опосредованной. Овладение
приемами осмысленного запоминания, развитие смысловой вербальной памяти. Развитие
видов воображения: активация свойств воображения. Развитие произвольного внимания.
Развитие устойчивости и концентрации внимания. Развитие наглядно-образного мышления,
формирование вербально-понятийного аппарата. Развитие сложных форм мышления
(логического мышления): абстрагирование, установление закономерностей. Развитие
словесно – логического мышления. Построение умозаключения по аналогии.
Раздел 4. Развитие эмоционально-волевой сферы и коррекция мотивационной сферы.
«Эмоции и чувства». Развитие навыков самообладания и самоанализа, внимания к
самому себе, своим желаниям и переживаниям. Знакомство с эмоциями человека,
распознавание своих эмоций, понимание причин, вызвавших данную эмоцию. Развитие
умения адекватно выражать свои эмоции, поддерживать коммуникацию и контролировать
свое эмоциональное состояние в ситуациях стресса из-за изменения привычной среды и
окружения. Развитие базовых умений и навыков рефлексии.

13

«Я и другие». Осознание своего места в семье и понимание внутрисемейных
отношений. Развитие социальных эмоций и навыков совместной деятельности.
Формирование внимательных отношений друг к другу, переживание опыта социального
доверия. Формирование адекватных способов взаимодействия и взаимопонимания с членами
группы, развитие понимания смысла и разумности общепринятых скрытых социальных
правил. Формируются базовые умения поддерживать социально приемлемым способом
партнерские и дружеские отношения со сверстниками, одноклассниками.
«Социальные и коммуникативные навыки». Развитие языка жестов, мимики.
Обучение искусству слушать других (смотреть на говорящего, воспринимать паузы в речи
собеседника). Развитие умения поддержания социально приемлемой формы диалога,
расширение возможности использования более сложных речевых «алгоритмов» в общении;
развитие умение вести диалог более гибко, ориентируясь на эмоциональное состояние
собеседника.
Профориентация.
Раздел 5. Итоговая диагностика. Подведение итогов, определение динамики развития
детей.
Важно!
Содержание программы строится «по спирали». В процессе обучения при переходе в
следующий класс возможно возращение к одному и тому же заданию/теме, но на более
высоком уровне трудности/более углубленно.

14

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».