РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Костомукшского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.С. Пушкина»
(МБОУ КГО «СОШ №2 им. А.С. Пушкина»)
«Согласовано»
на заседании МСШ
протокол №1
от 26.08.2024г.
Руководитель МСШ
«Принято»
педагогическим советом
протокол №1
от 27.08.2024г.
Директор школы
«Утверждено»
приказ по школе №154
от 30.08.2024г.
Директор школы
Герасимчук Н.Н.
Хинконен Л.И.
Герасимчук Н.Н.
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Лаборатория робототехника»
технической направленности
для учащихся 2-4 классов
Срок реализации – 1 год
Составитель программы:
Алимпиева Надежда Валериевна,
учитель технологии
г. Костомукша
2024 г.
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Лаборатория
робототехники» технической направленности (далее - Программа) разработана для обучающихся
2-4 классов. Занятия робототехникой дают хороший задел на будущее, вызывают у ребят интерес
к научно-техническому творчеству. Заметно способствуют целенаправленному выбору
профессии инженерной направленности. В наше время робототехники и компьютеризации
ребенка необходимо учить решать задачи с помощью механизмов, которые он сам может
спроектировать, защищать свое решение и воплотить его в реальной модели, т.е.
непосредственно сконструировать и запрограммировать. Программируемый робот как новое
средство обучения может улучшить качество образовательного процесса, повысить интерес
обучающихся к обучению в целом и к отдельным предметам, тесно связанным с робототехникой.
Программа
составлена на основе методических разработок научно-технического
направления «Робототехника» (составитель: Орлова Ю.А., Осипов А.А.), конструирования и
программирования (составитель Тихов Д.В.), а также на основании программы «Робототехника»
(составитель Костомаров Д.С.).
Программа предназначена для детей, которые впервые будут знакомиться с Lego
технологиями
и направлена на получение первого опыта конструирования,
программирования и моделирования технических конструкций, а также предполагает создание
проектов на основе Lego WeDo 2.0. Программа предоставляет возможность обучающимся
заниматься по индивидуальным образовательным маршрутам. Обучающиеся на занятиях
используют Lego-конструкторы, их использование на занятиях повышает мотивацию учащихся к
обучению, т.к. при этом требуются знания практически из всех учебных дисциплин от искусств и
истории до математики и естественных наук. Межпредметные занятия опираются на
естественный интерес к разработке и постройке различных механизмов. Одновременно занятия
Lego WeDo 2.0 как нельзя лучше подходят для изучения основ алгоритмизации и
программирования. Работа с образовательными конструкторами Lego позволяет обучающимся в
форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей
жизни навыки. При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей
знания – от теории механики до психологии, – что является вполне естественным. Очень
важным представляется тренировка работы в коллективе и развитие самостоятельного
технического творчества. Изучая простые механизмы, ребята учатся работать руками (развитие
мелких и точных движений), развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию,
изучают принципы работы многих механизмов. Преподавание Программы предполагает
использование компьютеров и специальных интерфейсных блоков совместно с конструкторами.
Важно отметить, что компьютер используется как средство управления моделью; его
использование направлено на составление управляющих алгоритмов для собранных моделей.
Обучающиеся получают представление об особенностях составления программ управления,
автоматизации механизмов, моделировании работы систем.
Lego позволяет:
•
совместно обучаться в рамках одной команды; распределять обязанности в своей команде;
•
проявлять повышенное внимание культуре и этике общения; проявлять творческий
подход к решению поставленной задачи; создавать модели реальных объектов и процессов;
•
видеть реальный результат своей работы.
Актуальность Программы заключается в том, что в настоящий момент в России развиваются
нанотехнологии, электроника, механика и программирование. Созревает благодатная почва для
развития компьютерных технологий и робототехники. Успехи страны будут определять не
природные ресурсы, а уровень интеллектуального потенциала, который определяется уровнем
самых передовых на сегодняшний день технологий.
Уникальность Программы заключается в возможности объединить конструирование и
программирование в одном курсе, что способствует интегрированию преподавания
информатики, математики, физики, черчения, естественных наук с развитием инженерного
мышления, через техническое творчество. Техническое творчество — мощный инструмент
синтеза знаний, закладывающий прочные основы системного мышления. Таким образом,
инженерное творчество и лабораторные исследования — многогранная деятельность, которая
должна стать составной частью повседневной жизни каждого обучающегося.
Педагогическая целесообразность этой Программы заключается в том, что она является
целостной и непрерывной в течении всего процесса обучения, и позволяет школьнику шаг за
шагом раскрывать в себе творческие возможности и само реализоваться в современном мире. В
процессе конструирования и программирования дети получат дополнительное образование в
области физики, механики, электроники и информатики.
Цель Программы: Формирование у обучающихся основ алгоритмизации, конструирования и
программирования с помощью конструктора Lego WeDo 2.0, а также развитие технического и
творческого потенциала личности подростка.
Задачи Программы:
Обучающие:
- дать первоначальные знания о конструкции робототехнических устройств;
- научить приемам сборки и программирования робототехнических устройств;
- сформировать общенаучные и технологические навыки конструирования и проектирования;
- ознакомить с правилами безопасной работы с инструментами.
Воспитывающие:
- формировать творческое отношение к выполняемой работе;
- воспитывать умение работать в коллективе, эффективно распределять обязанности.
Развивающие:
- развивать творческую инициативу и самостоятельность;
- развивать психофизиологические качества учеников: память, внимание, способность логически
мыслить,
анализировать, концентрировать внимание на главном.
- Развивать умения излагать мысли в четкой логической последовательности,
отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить
ответы на вопросы путем логических рассуждений.
При изучении Программы используются виды деятельности:
•
игровая деятельность;
•
познавательная;
•
проблемно-ценностное общение;
•
досуговое общение;
•
объяснительно-иллюстративная;
•
репродуктивная;
•
частично-поисковая;
•
проектно -исследовательская деятельность.
Формы организации обучающихся на занятии: групповая и индивидуальная, работа в парах,
работа в малых группах, самостоятельная
практическая работа,
лекции,
демонстрация
примеров работ, комплексное учебное занятие, мастер-класс.
Площадка реализации Программы:
специализированный кабинет Центра образования естественно-научной и технологической
направленностей "Точка роста".
В кабинете имеются:
- набор простых механизмов Lego;
- набор Lego WeDo 2.0;
- компьютеры;
- программный продукт – по количеству компьютеров в классе;
- стол-поле для проведения соревнования роботов;
- шкафы для хранения конструкторов;
- учебные столы;
- зарядный шкаф.
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа - 45 мин.
Общее количество часов в неделю – 2 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.
Планируемые результаты
Личностными результатами является формирование следующих умений:
оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных
ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки,
которые можно оценить как хорошие или плохие;
называть и объяснять свои чувства и ощущения, объяснять своѐ отношение к поступкам с
позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы.
Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных
учебных действий (УУД):
Познавательные УУД:
определять, различать и называть детали конструктора, конструировать по условиям,
заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему.
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы
всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы;
Регулятивные УУД:
уметь работать по предложенным инструкциям.
умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку
зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем
логических рассуждений.
определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
Коммуникативные УУД:
уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о постройке.
уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
уметь реализовывать творческий замысел;
Предметными результатами является формирование следующих знаний и умений:
знание простейших основ механики;
уметь конструировать однодетальные и многодетальные, неподвижное соединение
деталей;
знать технологическую последовательность изготовления несложных конструкций;
с помощью учителя планировать, анализировать предстоящую практическую работу;
осуществлять контроль качества результатов собственной деятельности;
самостоятельно определять количество и виды деталей в конструкции моделей;
знать основы программирования в Scratch, Arduino.
Тематическое планирование для каждой группы (68 часов)
№
п/п
Название раздела.
Темы
Количество
занятий
всего
теория практика
1.
Вводные занятия.
Знакомство. Виды
конструкторов по типу
соединения.
2
1
1
2.
Введение в робототехнику.
Знакомство с понятиями
«Механизм», «Автомат»,
«Робот». Три закона
робототехники.
2
1
1
3.
Знакомство с конструктором.
Виды деталей, крепежных
элементов, колес. Типы
соединений и креплений.
2
1
1
Деятельность учителя
с учетом программы
воспитания
Устанавливать
доверительные
отношения между
учителем и
обучающимися,
способствующих
позитивному
восприятию
обучающимися
требований и просьб
учителя.
Побуждать
обучающихся
соблюдать на уроке
общепринятые нормы
поведения, правила
4.
Механизмы. Механическая
передача, виды механической
передачи. Ременная,
фрикционная передачи.
2
1
1
5.
Моторные механизмы.
Источники питания.
Электродвигатель. Тягловые
машины. Обзоры
соревнований по
робототехнике
4
2
2
6.
Управление роботом.
Знакомство с понятием
«Контроллер». Обзор среды
программирования, введение
понятия «Алгоритм».
6
2
4
4
0
4
Мобильный робот и его
управление. Знакомство с
датчиками.
7
Первые шаги. Сборка и
программирование
элементарных моделей
Помощник Майло. Первые
проекты. Сборка и
программирование моделей с
датчиками.
4
0
4
Создание проектов с пошаговой
инструкцией
16
0
16
8.
9.
общения со старшими
(учителями) и
сверстниками
(обучающимися).
Поддерживать в
детском коллективе
деловую, дружелюбную
атмосферу.
Строить
воспитательную
деятельность с учетом
культурных различий
детей, половозрастных
и индивидуальных
особенностей.
Привлекать внимание
обучающихся к
ценностному аспекту
изучаемых на уроке
явлений, понятий,
приемов.
Анализировать реальное
состояние дел в
учебном классе/ группе.
Побуждать
обучающихся
соблюдать на уроке
принципы учебной
дисциплины и
самоорганизации.
Организовывать
экскурсии, походы,
экспедиции и т.п.
Защищать достоинство
и интересы
обучающихся, помогать
детям, оказавшимся в
конфликтной ситуации
и/или неблагоприятных
условиях.
Решение открытых проектов на
базе материалов Lego WeDo 2.0
16
0
16
Проектно-конструкторская
деятельность.
10
2
8
68
10
58
10.
11.
Всего
Календарно-тематический план
Количество часов
№
Раздел, тема
Теоретическая
часть
Практи
чес
кая
час
ть
Всего
часов
Вводные занятия.
1
2
3
4
5
6
Знакомство.
0,5
Виды конструкторов по типу
0,5
соединения.
Введение в робототехнику.
Знакомство с понятиями
«Механизм», «Автомат»,
0,5
«Робот».
Три закона робототехники.
0,5
Знакомство с конструктором.
Виды деталей, крепежных
0,5
элементов, колес.
Типы соединений и креплений.
0,5
0,5
1
0,5
1
0,5
1
0,5
1
0,5
1
0,5
1
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
Механизмы.
Механическая передача, виды
0,5
механической передачи.
Ременная, фрикционная
0,5
передачи.
Моторные механизмы.
Источники питания.
0,5
Электродвигатель.
0,5
Тягловые машины.
0,5
Обзоры соревнований по
0,5
робототехнике
Управление роботом.
Знакомство с понятием
0,5
«Контроллер».
Обзор среды программирования,
введение
0,5
понятия «Алгоритм».
Мобильный робот и его
0,5
управление.
Знакомство с датчиками.
0,5
Первые шаги.
Конструирование и
программирование модели
«Улитка-фонарик»
Конструирование и
программирование модели
«Вентилятор»
Конструирование и
программирование модели
«Движущийся спутник»
Конструирование и
программирование модели
«Робот-шпион»
Помощник Майло.
Майло, научный вездеход
Датчик перемещения Майло
Датчик наклона Майло
Майло - помощник
Создание проектов с пошаговой инструкцией.
Тяга
Скорость
Прочие конструкции
Метаморфоз лягушки
Растения и опылители
Предотвращение наводнения
Десантирование и спасение
Сортировка для переработки
0,5
1
0,5
1
0,5
0,5
0,5
1
1
1
0,5
1
1,5
2
1,5
2
0,5
1
0,5
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
33
34
35
36
37
38
40
41
42
43
44
45
46
47
Решение открытых проектов на базе материалов Lego WeDo 2.0
Хищник и жертва
2
Язык животных
2
Экстремальная среда обитания
2
Исследование космоса
2
Предупреждение безопасности
2
Очистка океана
2
Мост для животных
2
Перемещение материалов
2
Проектно-конструкторская деятельность.
0,5
Выбор проектной работы
0,5
Работа над проектом:
0,5
1,5
конструирование
Работа над проектом:
0,5
1,5
программирование
Усовершенствование модели
1
0,5
Подготовка презентации
1,5
Выставка и презентация
2
проектов
10
Итого:
58
Контроль и аттестация
Для отслеживания динамики освоения программы проводится промежуточная и итоговая
диагностика. Текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого
учебного занятия и направлен на закрепление теоретического материала по изучаемой
теме и на формирование практических умений.
Итоговая диагностика проводится в конце обучения при предъявлении ребенком (в
доступной ему форме) результата обучения, предусмотренного программой.
2
2
2
2
2
2
2
2
1
2
2
1
2
2
68
Список литературы и перечень электронных ресурсов:
1) Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. – СПб.: Наука, 2013. -319с
2) Юревич, Е. И. Основы робототехники — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: БХВПетербург, 2005. — 416 с.
3) Копосов Д. Г. Первый шаг в робототехнику. Практикум для 5-6 классов\ Д. Г.
Копосов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 – 292 с.
4) Образовательная программа внеурочной деятельности «Основы робототехники»
[Электронный
ресурс]
/
Дьякова
Н.А.
Режим
доступа:
http://robot.unialtai.ru/metodichka/publikacii/ (дата обращения: 08.01.2014).
5) Lego Mindstorms education. Перворобот. NXT 2.0. Серия 9797. Руководство
пользователя. 2006. – 66с.
6) Возможности применения исследовательских проектов в обучении основам
робототехники [Электронный ресурс] / Соломатова Е.И, Тевс Д.П. Режим
доступа: http://robot.uni-altai.ru/metodichka/publikacii/ (дата обращения: 08.01.2014).
7) Образовательная робототехника [Электронный ресурс] / Кочетов В.А. – URL:
http://www.openclass.ru/node/170617 (дата обращения: 08.01.2014).
8)Идеи
робототехники
и
программы.
[Электронный
ресурс]
/
– URL: http://www.robotclub.ru/robot186.php (дата обращения: 08.01.2014).
9) Филиппов С.А. Уроки робототехники. Конструкция. Движение. Управление —
М. : Лаборатория знаний, 2018193 с.
10) Программное обеспечение LEGO Mindstorms
EV3; 11) Материалы сайтов
http://www.prorobot.ru/lego.ph
p http://nau-ra.ru/catalog/robot
http://www.239.ru/robothttp://www.russianrobotics.r
u/actions/actions_92.html
https://files/proghramma-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia-dietie-2.html
file:///C:/Users/nv.alimpieva/Downloads/podhod-k-podderzhke-vypolneniya-proektovraspredelennoy-razrabotki-programmnogo-obespecheniya-na-osnove-znaniy%20(5).pdf
https://ruobr.ru/media/program_dod_files/dba29e0398344d8ba51030b13ebb5128.pdf