РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Костомукшского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.С.Пушкина»
(МБОУ КГО «СОШ №2 им. А.С.Пушкина»)
Утверждаю:____ __________
Директор школы
Н.Н. Герасимчук
28 августа 2025 года
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
адаптированной основной общеобразовательной программы
основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития
на 2025 - 2026 учебный год
Учебные предметы
Количество часов в неделю
V
VI
VII
VIII
IX
Всего
21/714
13/442
15/510
10/340
9/306
6/204
3/102
3/102
10/340
4/136
8/272
7/238
4/136
7/238
Классы
Обязательная часть
Русский язык
Литература
Иностранный (английский) язык
Математика
Алгебра
Геометрия
Вероятность и статистика
Информатика
История
Обществознание
География
Физика
Химия
Биология
ОДНКНР
Музыка
Изобразительное искусство
Труд (технология)
Основы безопасности и защиты Родины
Адаптивная физическая культура
Итого
Часть,
формируемая
участниками
образовательных отношений1
Русский язык
ОДНКНР
Биология
История
5/170
3/102
3/102
5/170
2/68
6/204
3/102
3/102
5/170
1/34
2/68
1/34
1/34
1/34
1/34
4/136
2/68
3/102
3/102
2/68
3/102
3/102
3/102
3/102
3/102
2/68
1/34
1/34
2/68
1/34
2/68
2/68
3/102
2/68
1/34
1/34
2/68
1/34
2/38
2/68
2/68
2/68
3/102
2/68
1/34
1/34
2/68
1/34
2/68
3/102
2/68
2/68
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34
2/68
1/34
1/34
2/68
1/34
1/34
2/68
2/68
30/
1020
1/34
1/34
2/68
31/
1054
1/34
1/34
2/68
32/
1088
4/136
3/102
8/272
2/68
10/340
148/
5032
2/68
27/
918
2/68
28/
952
2
2
2
2
1
9
0,5/17
1/34
1/34
1/34
0,5/17
1/34
1/34
1/34
1/34
ИЗО
Моя Карелия
Максимально допустимая недельная
нагрузка
Внеурочная деятельность (включая
коррекционно-развивающую область)
Коррекционный курс: «Коррекционноразвивающие занятия:
психокоррекционные (психологические и
дефектологические)»
1. Психологические коррекционные
занятия
2. Предметные коррекционные занятия:
Коррекционно-развивающие занятия:
психокоррекционные занятия
(дефектологические)
Коррекционный курс: «Логопедические
занятия»
Другие направления внеурочной
деятельности
1. Простой английский
2. Разговоры о важном
3. Ритмика
4. Занимательная математика
5. Обучению написанию сочинений
разных жанров
6. Россия – мои горизонты
Всего к финансированию
0,5/17
33/
1122
10/
340
1/34
4,5/153
157 /
5338
50/
1700
1/34
29/
986
10/
340
1/34
30/
1020
10/
340
1/34
32/
1088
10/
340
1/34
1/34
33/
1122
10/
340
3
3
3
3
3
15
2/68
2/68
2/68
2/68
2/68
10/680
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34
5/170
2/68
2/68
2/68
2/68
2/68
10/680
5/170
5/170
5/170
5/170
5/170
25/850
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34
1/340
1/340
1/340
1/340
1/34
1/34
1/34
1/34
5/170
5/170
5/170
5/170
1/34
39/
1326
1/34
1/34
40/
1360
1/34
42/
1428
1/340
43/
1462
1/34
43/
1462
4/136
207/
7038
Пояснительная записка
к учебному плану адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего
образования обучающихся с задержкой психического развития
на 2025-2026 учебный год
Учебный план основного общего образования обучающихся с задержкой психического
развития, разработан на основе следующих нормативно-правовых документов и методических
рекомендаций федерального и регионального уровня:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в
последней редакции(включая Федеральный закон от 24.09.2022 № 371-ФЗ "О внесении
изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и статью 1
Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации");
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.12.2023 № 1028"О внесении
изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации,
касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов основного общего
образования
и
среднего
общего
образования"
(Зарегистрирован 02.02.2024 № 77121).
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.01.2024 № 31 "О внесении
изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и
Министерства
просвещения
Российской
Федерации,
касающиеся
федеральных
-
-
-
-
-
-
-
государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего
образования"
(Зарегистрирован 22.02.2024 № 77330).
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.06.2025 № 467 «О внесении
изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и
Министерства
просвещения
Российской
Федерации,
касающиеся
федеральных
государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего
образования» (Зарегистрирован 17.07.2025 № 82961),
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1025 "Об
утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего
образования
для
обучающихся
с
ограниченными
возможностями
здоровья"
(Зарегистрирован 21.03.2023 № 72653).
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 01.02.2024 № 67 "О внесении
изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации,
касающиеся
федеральных
адаптированных
образовательных
программ"
(Зарегистрирован 28.02.2024 № 77365).
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17.07.2024 № 495 «О внесении
изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации,
касающиеся федеральных адаптированных образовательных» (Зарегистрировано в Минюсте
России 15.08.2024 г. № 79163);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.03.2025 № 253 «Об
утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и
предоставляемых услуг в сфере общего, среднего профессионального образования и
соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального
обучения, дополнительного образования детей и взрослых, организации отдыха и оздоровления
детей, а также оказания им при этом необходимой помощи» (Зарегистрирован 15.05.2025 №
82197),
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи", зарегистрированного Министерством юстиции Российской
Федерации 18 декабря 2020 года, регистрационный №61573
Устав МБОУ КГО «СОШ №2 им. А.С.Пушкина»»;
Лицензии 10Л01 № 0007117, регистрационный номер 2538 от 22 апреля 2015 г.
Учебный план программы основного общего образования, в том числе адаптированной (далее
- учебный план), обеспечивает реализацию требований ФГОС, определяет учебную нагрузку в
соответствии с требованиями к организации образовательной деятельности, предусмотренными
Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями, перечень учебных
предметов, учебных курсов, учебных модулей.
Учебный план фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки
обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время,
отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план обеспечивает единство
образовательного пространства Российской Федерации, предоставляет возможность учащимся
овладеть необходимым уровнем образовательных результатов, который позволит им продолжить
обучение на уровне основного общего образования.
Сроки освоения АООП ООО для обучающимися с ЗПР составляют 5 лет. Продолжительность
учебной недели в течение всех лет обучения - 5 дней. Пятидневная рабочая неделя устанавливается в
целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Продолжительность учебной недели в 5-9
классах - 34 учебных недели. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не
менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Продолжительность учебных занятий
составляет 40 минут.
В учебном плане представлены девять предметных областей и внеурочная деятельность
(включая коррекционно-развивающая область). Содержание учебных предметов, входящих в состав
каждой предметной области, обеспечивает целостное восприятие мира, с учетом особых
образовательных потребностей и возможностей обучающихся с ЗПР. Коррекционно-развивающая
область включена в структуру учебного плана с целью коррекции недостатков психофизического
развития обучающихся.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений, внеурочной деятельности.
В учебный план входят следующие обязательные для изучения учебные предметы: «Русский
язык», «Литература», «Родной язык (язык народа Российской Федерации) и (или) государственный
язык республики Российской Федерации», «Родная литература (литература на языке народа
Российской Федерации)», «Иностранный язык», «Второй иностранный язык», «Математика»,
«Информатика», «История», «Обществознание», «География», «Физика», «Химия», «Биология»,
«Изобразительное искусство», «Музыка», «Духовно-нравственная культура России», «Труд
(технология)», «Физическая культура», «Основы безопасности и защиты Родины».
Учебный предмет «Математика» включает в себя учебные курсы «Алгебра», «Геометрия»,
«Вероятность и статистика.
Достижение обучающимися планируемых результатов освоения программы основного
общего образования по учебному предмету «Математика» в рамках государственной итоговой
аттестации включает результаты освоения рабочих программ учебных курсов «Алгебра»,
«Геометрия», «Вероятность и статистика».
Учебный предмет «История» включает в себя учебные курсы «История России», «Всеобщая
история» и «История нашего края».
В соответствии с ФГОС ООО для всех обучающихся с ОВЗ, инвалидов, детей-инвалидов
исключение учебного предмета «Физическая культура» и включение учебного предмета
«Адаптивная физическая культура», предметные результаты по которому определяются
Организацией самостоятельно с учетом состояния здоровья обучающихся с ОВЗ, их особых
образовательных потребностей, в том числе в соответствии с федеральными адаптированными
программами основного общего образования.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
определяет содержание образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей
учащихся, их родителей (законных представителей), школы. Время, отводимое на данную часть
учебного плана используется на: - увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение
отдельных предметов обязательной части; - введение специально разработанных учебных курсов,
обеспечивающих интересы и потребности участников образовательных отношений, в том числе для
реализации региональной составляющей образования. Распределение часов части, формируемой
участниками образовательного процесса, по согласованию с учащимися и их родителями (законными
представителями) осуществляется следующим образом:
1) С целью реализации региональной составляющей образования учащиеся всех 5 - 9 классов
изучают интегрированный учебный предмет «Моя Карелия» по 1 часу в неделю (34 часа в год в 5-8
классах, 0,5 часа в 9 классе). Изучение данного предмета способствует формированию целостного
представления о живой и неживой природе, истории и культуры Карелии и формированию
ценностных мировоззренческих взглядов, элементов гражданской ответственности и экологической
культуры.
2) С целью формирования биологической и экологической грамотности, расширения
представлений об уникальных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке
как биосоциальном существе, развития компетенций в решении практических задач, связанных с
живой природой, а также развития у обучающихся ценностного отношения к объектам живой
природы, создание условий для формирования интеллектуальных, гражданских, коммуникационных,
информационных компетенций в 7 классе введен 1 дополнительный час в неделю (34 часа в год) для
изучения учебного предмета «Биология».
3) С целью формирования реализации содержания учебного предмета «Основы
духовно-нравственной культуры народов России» при внедрении ФАОП ООО в 6 классах введен 1
дополнительный час в неделю (34 часа в год) для изучения учебного предмета «ОДНКНР».
4) С целью обеспечения реализации требований федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования по учебному предмету «Изобразительное
искусство» в 8 классах введен 1 дополнительный час в неделю (34 часа в год) для изучения данного
предмета.
5) С целью развития и совершенствования коммуникативной компетенции (включая
языковой, речевой и социолингвистический ее компоненты), лингвистической (языковедческой), а
также культуроведческой компетенции в 5 классах введен 1 дополнительный час в неделю (34 часа в
год) для изучения учебного предмета «Русский язык».
6) С целью реализации модуля "Введение в Новейшую историю России» в учебном курсе
«История России» количество часов на изучение учебного предмета «История» в 9 классе увеличено
на 0,5 часа (17 учебных часов в год).
Общий объем аудиторной работы обучающихся за пять учебных лет не может составлять
менее 5338 академических часов и более 5848 академических часов в соответствии с требованиями к
организации образовательного процесса к учебной нагрузке при 5-дневной (6-дневной) учебной
неделе, предусмотренными Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими
требованиями.
Общий объем аудиторной работы обучающихся с ОВЗ в случае увеличения срока обучения на
один год не может составлять менее 6018 академических часов за шесть учебных лет.
Аудиторная учебная нагрузка учащихся не превышает максимально допустимую аудиторную
учебную нагрузку.
Распределение часов, предусмотренных на внеурочную деятельность, осуществляется
следующим образом: недельная нагрузка — 10 ч, из них 5 ч отводится на проведение коррекционных
занятий.
Часы коррекционно-развивающей области представлены групповыми и индивидуальными
коррекционно-развивающими
занятиями
(логопедическими
и
психокоррекционными
(психологическими и дефектологическими)), направленными на коррекцию недостатков
психофизического развития обучающихся и восполнение пробелов в знаниях, а также групповыми
занятиями по ритмике, направленными на коррекцию отклонений в развитии моторной деятельности
обучающихся, развитие пространственных представлений, координации движений и улучшения
осанки детей. Коррекционно - развивающие занятия проводятся в течение учебного дня и во
внеурочное время учителям по расписанию. Выбор коррекционно-развивающих курсов для
индивидуальных и групповых занятий осуществляется исходя из психофизических особенностей
учащихся с ЗПР на основании рекомендаций ПМПК.
Обязательным компонентом учебного плана является внеурочная деятельность. В соответствии с
требованиями АООП ООО для обучающихся с ОВЗ внеурочная деятельность включает:
В целях поддержки учебной деятельности обучающихся с ЗПР в достижении планируемых
результатов освоения программы основного общего образования реализуются курсы: «Простой
английский» (в 5-9 классах), «Занимательная математика» (5-9 классах), «Обучению написанию
сочинений разных жанров» (в 5 классе);
С целью формирования у учеников ценностных установок, в числе которых — созидание,
патриотизм и стремление к межнациональному единству – «Разговоры о важном» (в 5-9
классах).
Принимая во внимание, что Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской
Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской
Федерации от 24 ноября 2020 г. № 3081-р, к приоритетным направлениям развития сферы
физической культуры и спорта отнесено обеспечение дальнейшего совершенствования учебного
предмета «Физическая культура». При реализации учебного плана, где количество часов на
физическую культуру составляет 2 часа, третий час реализуется за счет часов внеурочной
деятельности – курс «Ритмика» (в 5-9 классах).
В целях реализации направления профминимума "Внеурочная деятельность: курс занятий
"Россия - мои горизонты" (6-9 классах).
Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально
допустимой недельной нагрузки учащихся. План внеурочной деятельности образовательного
учреждения определяется с учетом интересов обучающихся и возможностей образовательного
учреждения, учетом психофизических особенностей обучающихся с ОВЗ и программами
коррекционно-развивающей направленности. Внеурочные занятия в соответствии с разнообразными
формами организации деятельности могут проводиться в следующих местах: классный кабинет,
территория школы, музеи и театры, библиотеки города, городской стадион, спортивный зал, ЦВР и
др. Кроме того ребёнок дополнительно по выбору может посещать и другие внеурочные занятия
совместно с обучающимися классного коллектива, а также во внеурочное время обучаться по
образовательным программам.
Реализация учебного плана обеспечена необходимыми кадрами специалистов
соответствующей квалификации; учебно-методической документацией, учебной и учебнометодической литературой, библиотечно-информационными ресурсами; специализированными
учебными кабинетами.
На основании Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации», реализация учебного плана
предусматривает проведение промежуточной аттестации обучающихся по всем предметам учебного плана.
Промежуточная аттестация определена Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в МБОУ КГО «СОШ №2 им. А.С.Пушкина.
Промежуточная аттестация обучающихся организуется в конце года в форме итогового контроля освоения
учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) и только по учебным предметам, курсам, дисциплинам
(модулям), внесенным в данный учебный план. Промежуточная аттестация учащихся 5-9 классов проводится
в форме контрольных работ, контрольного и итогового тестирования, итоговых контрольных работ,
контрольных диктантов, собеседования по русскому языку, сдачи контрольных нормативов по физической
культуре, защиты учебных проектов по предметам учебного плана. Реализация учебного плана обеспечена
необходимыми кадрами специалистов соответствующей квалификации; учебно– методической
документацией, учебной и учебно-методической литературой, библиотечно-информационными ресурсами;
специализированными учебными кабинетами.
К финансированию представлено 43 часа (2,39 учительских ставки)
Перечень учебных предметов и формы проведения
промежуточной аттестации
обучающихся 5-9 классов.
Класс
Учебные
предметы
Русский язык
Литература
Иностранный
язык
(английский)
Математика
5
6
7
8
Итоговый контрольный диктант
9
Собеседован
ие
Контрольная
работа в
формате
ОГЭ
Итоговая контрольная работа
Итоговая контрольная работа
Итоговая контрольная работа
Алгебра
Геометрия
Вероятность и
статистика
Итоговая контрольная работа
Итоговая контрольная работа
Итоговая контрольная работа
Контрольна
я работа в
формате
ОГЭ
Информатика
История
Итоговое тестирование
Итоговая контрольная работа
География
Биология
ОДНКНР
Итоговое тестирование
Итоговая контрольная работа
Итоговое
тестиров
ание
Физика
Химия
Музыка
Изобразительное
искусство
Труд (технология)
Адаптивная
физическая
культура
ОБЖиЗР
Обществознание
Моя Карелия
Итоговая контрольная работа
Итоговая
Итоговое
контрольна тестирование
я работа
Итоговое тестирование
Итоговая контрольная работа (творческая мастерская)
Защита учебного проекта
Сдача контрольных
нормативов
Итоговое
тестирование
Итоговая
контрольная работа
Защита учебного проекта