Рабочая программа общего образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант 1) «География»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Костомукшского городского округа
"Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.С. Пушкина"
МБОУ КГО «СОШ №2 им.А.С.Пушкина»

«Согласовано»
на заседании
МСШ
протокол №1
от 27.08.2025 г.
Руководитель МСШ

«Принято»
педагогическим
советом
протокол №1
от 28.08.2025 г.
Директор школы

«Утверждено»
приказ по школе №131
от 28.08.2025 г .
Директор школы
Герасимчук Н.Н.

Хинконен Л.И

Герасимчук Н.Н..

Рабочая программа общего образования
обучающихся с интеллектуальными нарушениями
вариант 1
«География»
9 класс

г. Костомукша
2025 г.

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «География» составлена
на основе адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся с нарушениями интеллекта, далее АООП НИ (вариант 1),
утвержденной

приказом

Министерства

просвещения

России

от

обучающимся

с

24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
АООП

НИ

(вариант

1)

адресована

интеллектуальными нарушениями с учетом реализации их особых
образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и
возможностей.
Учебный предмет «География» является обязательной частью
учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному
предмету «География» в 9 классе рассчитана на 34 учебные недели и
составляет 17 часов в год (0,5 часа в неделю).
АООП НИ (вариант 1) определяет цель и задачи учебного предмета
«География».
Цель обучения - сформировать у обучающихся с интеллектуальными
нарушениями умение использовать географические знания и умения в
повседневной жизни для объяснения, оценки разнообразных природных,
социально-экономических

и

экологических

процессов

и

явлений,

адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности
жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей
среде.
Задачи обучения:
 формирование представлений о географии и ее роли в понимании
природных и социально-экономических процессов и их взаимосвязей;

2

 формирование представлений об особенностях природы, жизни,
культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах
России, разных материков и отдельных стран;
 формирование

умения

выделять,

описывать

и

объяснять

существенные признаки географических объектов и явлений;
 формирование умений и навыков использования географических
знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов,
адаптации

к

условиям

территории

проживания,

соблюдения

мер

безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф;
 овладение основами катастрофической грамотности и использование
элементарных

практических

умений

и

приемов

использования

географической карты для получения географической информации;
 формирование умения вести наблюдения за объектами, процессами и
явлениями

географической

среды,

их

изменениями

в

результате

природных и антропогенных воздействий.
Рабочая программа по учебному предмету «География» в 9 классе
определяет следующие задачи:
 познакомить с культурой и бытом разных народов;
 показать особенности взаимодействия человека и природы;
 помочь усвоить правила поведения в природе;
 содействовать патриотическому, эстетическому, экологическому
воспитанию;
 формирование и развитие личностного отношения к своему
населенному пункту как части России;
 учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления,
понимать причинно-следственные зависимости;
 содействовать

развитию

абстрактного

мышления,

развивать

воображение. Расширять лексический запас. Развивать связную речь.

3

II.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Содержание учебного предмета «География» позволяет формировать
у обучающихся широкий спектр видов учебной деятельности, таких, как
умение

классифицировать,

наблюдать,

делать

выводы,

объяснять,

доказывать, давать определения понятиям.
Подбор

материала

в

9

классе

предусматривает

углубление,

систематизацию и обобщение знаний о материках и океанах. Изучение
вопросов физической, экономической и социальной географии разных
стран рассматривается в тесной взаимосвязи, а природа изучается как
среда обитания и жизнедеятельности людей, как источник ресурсов для
развития народного хозяйства. Компактное изучение этих стран дает
возможность рассказать о распаде монополизированного государства, на
данном

материале

проанализировать

последствия,

повлиявшие

на

углубление экономического кризиса и на усугубление национальных
проблем.
В процессе изучения стран Евразии предусматривается просмотр
видеофильмов о природе, достопримечательностях изучаемой страны,
культуре и быте ее народа.
Заканчивается курс географии региональным обзором. В процессе
изучения своего края обучающиеся систематизируют знания о природе
края, знакомятся с местными экономическими проблемами, узнают о
профессиях, на которые имеется спрос в данном регионе. Уделяется
внимание изучению социальных, экологических и культурных аспектов.
Рассмотрение

вопросов

истории,

этнографии,

национальных

и

региональных культурных традиций будет способствовать воспитанию у
обучающихся патриотических чувств.

4

Содержание разделов
№

Название раздела

Количество часов

1.

Введение. Политическая карта Евразии

1

2.

Западная Европа

1

3.

Южная Европа

1

4

Северная Европа

1

5

Восточная Европа

1

6.

Центральная Азия

1

7.

Юго-Западная Азия

1

8

Южная Азия

1

9

Восточная Азия

1

10

Юго-Восточная Азия

1

11

Россия (повторение)

3

12

Свой край

4
Итого

17

5

III.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные:


умение нести личную ответственность за свои поступки на основе

представлений о нравственных нормах, социальной справедливости;


умение слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать

возможность существования различных точек зрения и права каждого
иметь свою; излагать свое мнение и пытаться аргументировать свою точку
зрения и давать оценку событий;


сформированность

ответственного

отношения

к

выбору

и

построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений;


владение навыками адаптации в динамично изменяющемся и

развивающемся мире;


осознание своей этнической принадлежности, обобщение знаний о

культуре народов родного края;


владение

навыками

коммуникации

и

принятыми

нормами

социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и
невербальными

коммуникативными

компетенциями,

использование

доступных информационных технологий для коммуникации;


сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни,

наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;


способность к осмыслению социального окружения, своего места в

нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;


сформированность

адекватных

представлений

о

собственных

возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;


проявление готовности к самостоятельной жизни.

6

Предметные:
Минимальный уровень:
 представление об особенностях природы, жизни, культуры и
хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России,
разных материков и отдельных стран;
 владение приемами элементарного чтения географической карты:
декодирование условных знаков карты; определение направлений на карте;
определение расстояний по карте при помощи масштаба; умение
описывать географический объект по карте;
 выделение, описание и объяснение существенных

признаков

географических объектов и явлений;
 сравнение географических объектов, фактов, явлений, событий по
заданным критериям;
 использование географических знаний в повседневной жизни для
объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории
проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий
и техногенных катастроф.
Достаточный уровень:
 применение элементарных практических умений и приемов работы с
географической картой для получения географической информации;
 ведение наблюдений за объектами, процессами и явлениями
географической среды, оценка их изменения в результате природных и
антропогенных воздействий;
 нахождение в различных источниках и анализ географической
информации;
 применение

приборов

и

инструментов

для

определения

количественных и качественных характеристик компонентов природы;

7

 называние и показ на иллюстрациях изученных культурных и
исторических памятников своего родного края.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
 1 балл - минимальная динамика;
 2 балла - удовлетворительная динамика;
 3 балла - значительная динамика.
Оценка «5» ставится, если обучающийся:
 ориентируется на карте, находит и показывает географические
объекты самостоятельно;
 понимает смысл вопроса и отвечает на вопросы полными
распространенными предложениями;
 соблюдается связность слов в предложении. Приводит примеры,
подтверждающие высказанное суждение;
 классифицирует объекты на группы по существенным признакам;
 дает

последовательное

описание

объекта,

раскрывающее

его

существенные признаки и свойства;
 правильно устанавливает причинно-следственные связи.
Оценка «4» ставится, если обучающийся:
 ориентируется на карте, но имеются неточности при нахождении и
показе объекта;
 дает полные ответы на вопросы, но нарушена связность слов в
построении предложении;
 не полно выделяет существенные признаки объекта, нарушена
последовательность в описании объекта, явления.
8

Оценка «3» ставится, если обучающийся:
 испытывает затруднения в правильном показе изученных объектов
на карте;
 дает неточный или неполный ответ на поставленный вопрос,
 материал

излагает

недостаточно

полно

и

последовательно,

нуждается в помощи учителя;
 испытывает трудности при классификации объектов на группы;
 самостоятельно

не

может

обобщить

полученные

знания

и

установить причинно-следственные связи.
Оценка «2» - не ставится.

9

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».