Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Костомукшского городского округа
"Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.С. Пушкина"
МБОУ КГО «СОШ №2 им.А.С.Пушкина»
«Согласовано»
на заседании
МСШ
протокол №1
от 27.08.2025 г.
Руководитель МСШ
«Принято»
педагогическим
советом
протокол №1
от 28.08.2025 г.
Директор школы
«Утверждено»
приказ по школе №131
от 28.08.2025 г .
Директор школы
Герасимчук Н.Н.
Хинконен Л.И
Герасимчук Н.Н..
Рабочая программа общего образования
обучающихся с интеллектуальными нарушениями
вариант 1
«География»
9 класс
г. Костомукша
2025 г.
I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «География» составлена
на основе адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся с нарушениями интеллекта, далее АООП НИ (вариант 1),
утвержденной
приказом
Министерства
просвещения
России
от
обучающимся
с
24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
АООП
НИ
(вариант
1)
адресована
интеллектуальными нарушениями с учетом реализации их особых
образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и
возможностей.
Учебный предмет «География» является обязательной частью
учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному
предмету «География» в 9 классе рассчитана на 34 учебные недели и
составляет 17 часов в год (0,5 часа в неделю).
АООП НИ (вариант 1) определяет цель и задачи учебного предмета
«География».
Цель обучения - сформировать у обучающихся с интеллектуальными
нарушениями умение использовать географические знания и умения в
повседневной жизни для объяснения, оценки разнообразных природных,
социально-экономических
и
экологических
процессов
и
явлений,
адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности
жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей
среде.
Задачи обучения:
формирование представлений о географии и ее роли в понимании
природных и социально-экономических процессов и их взаимосвязей;
2
формирование представлений об особенностях природы, жизни,
культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах
России, разных материков и отдельных стран;
формирование
умения
выделять,
описывать
и
объяснять
существенные признаки географических объектов и явлений;
формирование умений и навыков использования географических
знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов,
адаптации
к
условиям
территории
проживания,
соблюдения
мер
безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф;
овладение основами катастрофической грамотности и использование
элементарных
практических
умений
и
приемов
использования
географической карты для получения географической информации;
формирование умения вести наблюдения за объектами, процессами и
явлениями
географической
среды,
их
изменениями
в
результате
природных и антропогенных воздействий.
Рабочая программа по учебному предмету «География» в 9 классе
определяет следующие задачи:
познакомить с культурой и бытом разных народов;
показать особенности взаимодействия человека и природы;
помочь усвоить правила поведения в природе;
содействовать патриотическому, эстетическому, экологическому
воспитанию;
формирование и развитие личностного отношения к своему
населенному пункту как части России;
учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления,
понимать причинно-следственные зависимости;
содействовать
развитию
абстрактного
мышления,
развивать
воображение. Расширять лексический запас. Развивать связную речь.
3
II.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Содержание учебного предмета «География» позволяет формировать
у обучающихся широкий спектр видов учебной деятельности, таких, как
умение
классифицировать,
наблюдать,
делать
выводы,
объяснять,
доказывать, давать определения понятиям.
Подбор
материала
в
9
классе
предусматривает
углубление,
систематизацию и обобщение знаний о материках и океанах. Изучение
вопросов физической, экономической и социальной географии разных
стран рассматривается в тесной взаимосвязи, а природа изучается как
среда обитания и жизнедеятельности людей, как источник ресурсов для
развития народного хозяйства. Компактное изучение этих стран дает
возможность рассказать о распаде монополизированного государства, на
данном
материале
проанализировать
последствия,
повлиявшие
на
углубление экономического кризиса и на усугубление национальных
проблем.
В процессе изучения стран Евразии предусматривается просмотр
видеофильмов о природе, достопримечательностях изучаемой страны,
культуре и быте ее народа.
Заканчивается курс географии региональным обзором. В процессе
изучения своего края обучающиеся систематизируют знания о природе
края, знакомятся с местными экономическими проблемами, узнают о
профессиях, на которые имеется спрос в данном регионе. Уделяется
внимание изучению социальных, экологических и культурных аспектов.
Рассмотрение
вопросов
истории,
этнографии,
национальных
и
региональных культурных традиций будет способствовать воспитанию у
обучающихся патриотических чувств.
4
Содержание разделов
№
Название раздела
Количество часов
1.
Введение. Политическая карта Евразии
1
2.
Западная Европа
1
3.
Южная Европа
1
4
Северная Европа
1
5
Восточная Европа
1
6.
Центральная Азия
1
7.
Юго-Западная Азия
1
8
Южная Азия
1
9
Восточная Азия
1
10
Юго-Восточная Азия
1
11
Россия (повторение)
3
12
Свой край
4
Итого
17
5
III.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
умение нести личную ответственность за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости;
умение слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого
иметь свою; излагать свое мнение и пытаться аргументировать свою точку
зрения и давать оценку событий;
сформированность
ответственного
отношения
к
выбору
и
построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений;
владение навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
осознание своей этнической принадлежности, обобщение знаний о
культуре народов родного края;
владение
навыками
коммуникации
и
принятыми
нормами
социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и
невербальными
коммуникативными
компетенциями,
использование
доступных информационных технологий для коммуникации;
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в
нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
сформированность
адекватных
представлений
о
собственных
возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
проявление готовности к самостоятельной жизни.
6
Предметные:
Минимальный уровень:
представление об особенностях природы, жизни, культуры и
хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России,
разных материков и отдельных стран;
владение приемами элементарного чтения географической карты:
декодирование условных знаков карты; определение направлений на карте;
определение расстояний по карте при помощи масштаба; умение
описывать географический объект по карте;
выделение, описание и объяснение существенных
признаков
географических объектов и явлений;
сравнение географических объектов, фактов, явлений, событий по
заданным критериям;
использование географических знаний в повседневной жизни для
объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории
проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий
и техногенных катастроф.
Достаточный уровень:
применение элементарных практических умений и приемов работы с
географической картой для получения географической информации;
ведение наблюдений за объектами, процессами и явлениями
географической среды, оценка их изменения в результате природных и
антропогенных воздействий;
нахождение в различных источниках и анализ географической
информации;
применение
приборов
и
инструментов
для
определения
количественных и качественных характеристик компонентов природы;
7
называние и показ на иллюстрациях изученных культурных и
исторических памятников своего родного края.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
0 баллов - нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.
Оценка «5» ставится, если обучающийся:
ориентируется на карте, находит и показывает географические
объекты самостоятельно;
понимает смысл вопроса и отвечает на вопросы полными
распространенными предложениями;
соблюдается связность слов в предложении. Приводит примеры,
подтверждающие высказанное суждение;
классифицирует объекты на группы по существенным признакам;
дает
последовательное
описание
объекта,
раскрывающее
его
существенные признаки и свойства;
правильно устанавливает причинно-следственные связи.
Оценка «4» ставится, если обучающийся:
ориентируется на карте, но имеются неточности при нахождении и
показе объекта;
дает полные ответы на вопросы, но нарушена связность слов в
построении предложении;
не полно выделяет существенные признаки объекта, нарушена
последовательность в описании объекта, явления.
8
Оценка «3» ставится, если обучающийся:
испытывает затруднения в правильном показе изученных объектов
на карте;
дает неточный или неполный ответ на поставленный вопрос,
материал
излагает
недостаточно
полно
и
последовательно,
нуждается в помощи учителя;
испытывает трудности при классификации объектов на группы;
самостоятельно
не
может
обобщить
полученные
знания
и
установить причинно-следственные связи.
Оценка «2» - не ставится.
9
10