Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Костомукшского городского округа
"Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.С. Пушкина"
МБОУ КГО «СОШ №2 им.А.С.Пушкина»
«Согласовано»
на заседании МСШ
протокол №1
от 27.08.2025 г.
Руководитель МСШ
«Принято»
педагогическим
советом
протокол №1
от 28.08.2025 г.
Директор школы
«Утверждено»
приказ по школе №131
от 28.08.2025 г .
Директор школы
Герасимчук Н.Н.
Хинконен Л.И
Герасимчук Н.Н..
Рабочая программа общего образования
обучающихся с интеллектуальными нарушениями
вариант 1
«История Отечества»
9 класс
г. Костомукша
2025 г.
I.
II.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «История Отечества»
составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с нарушениями интеллекта, далее АООП НИ
(вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от
24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
АООП НИ (вариант 1) адресована обучающимся с интеллектуальными
нарушениями
с
учетом
реализации
их
особых
образовательных
потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «История Отечества» является обязательной частью
учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по
учебному предмету «История Отечества» в 9 классе рассчитана на 34
учебные недели и составляет 17 часов в год (0,5 часа в неделю).
Адаптированная основная общеобразовательная программа определяет
цели и задачи учебного предмета «История Отечества».
Цели обучения:
 формирование нравственного сознания развивающейся личности
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
способных к определению своих ценностных приоритетов на основе
осмысления исторического опыта своей страны;
 развитие умения применять исторические знания в учебной и
социальной деятельности;
 развитие нарушенных при умственной отсталости высших психических
функций.
Задачи обучения:
 овладение обучающимися знаниями о выдающихся событиях и
деятелях отечественной истории;
 формирование у обучающихся представлений о жизни, быте, труде
людей в разные исторические эпохи;
 формирование представлений о развитии российской культуры, ее
выдающихся достижениях, памятниках;
 формирование представлений о постоянном развитии общества, связи
прошлого и настоящего;
 усвоение обучающимися терминов и понятий, знание которых
необходимо для понимания хода развития истории;
 формирование интереса к истории как части общечеловеческой
культуры, средству познания мира и самопознания;
 формирование у обучающихся умений применять исторические знания
для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с
другими людьми в современном поликультурном, полиэтническом и
многоконфессиональном обществе;
 воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему
Отечеству;
 воспитание гражданственности и толерантности;
 коррекция и развитие познавательных психических процессов.
Рабочая программа по учебному предмету «История Отечества» в 9
классе определяет следующие задачи:
 овладение представлениями об историческом пути России с начала XX
по XXI век;
 формирование у обучающихся представлений о жизни, быте, труде
людей в данное время;
 знакомство обучающихся с историческими личностями,
важнейшими датами и событиями данного периода истории России;
 усвоение
доступных
для
обучающихся
исторических
понятий,
понимание некоторых закономерностей общественного развития;
 выработка умений и навыков самостоятельной работы с историческим
материалом;
 воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему
Отечеству.
II.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
В 9 классе продолжается системное изучение истории Отечества.
Происходит
преобразование
первичных
представлений
и
понятий,
полученных в 8 классе. Программа «История Отечества» для 9 класса
хронологически охватывает период с начала XX по XXI век.
В программе основным принципом является принцип коррекционной
направленности.
Реализация программы учебного предмета «История Отечества»
предусматривает проведение традиционных уроков, нетрадиционных уроков
и обобщающих уроков. Основными организационными формами работы на
уроках
истории
являются:
фронтальная,
индивидуальная
работа,
работа
предполагается
использование
в
групповая,
парах.
При
методических
коллективная,
проведении
средств
и
уроков
приёмов,
необходимых для формирования осознанного усвоения учебного материала.
Работа с учебником: комментированное чтение учебника или
дополнительного материала; чтение вслух отрывков, отдельных абзацев,
устные ответы на вопросы, нахождение ответов в тексте учебника на
вопросы учителя. Работа с учебником проводится в сочетании с наглядными
методами обучения (иллюстрации, макеты, схемы, таблицы, видеосюжеты).
Работа с наглядно-дидактическими материалами: используются
иллюстрации в учебнике, репродукции, опорные схемы, таблицы, маркерные
рисунки на доске, макеты, что способствует развитию воображения, умению
элементарно
составлять
разбирать
развёрнутые
изучаемые
ответы,
события,
формировать
используя
вопросы,
зрительную
опору,
воспроизводить изученный материал.
Работа
с
исторической
картой:
деятельностного подхода и позволяет
является
одной
из
форм
формировать у обучающихся
пространственные представления.
Словарная
работа:
рассматривается
как
обязательный
вид
деятельности на каждом уроке, где обучающиеся знакомятся с новыми
терминами и понятиями, учатся их объяснять, выделять, находить в тексте
учебника, употреблять новые слова в ответе. За счёт многократного,
вариативного повторения новых терминов формируется активный и
пассивный исторический словарь обучающихся.
Для развития критического мышления на уроках истории эффективным
приёмом является применение кластеров. Обучающиеся наблюдают,
сравнивают, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.
Кластеры помогают структурировать полученные знания и лучше запомнить
изученный материал.
Проектная
деятельность: обеспечивает
активную
учебно-
познавательную деятельность обучающихся; развитие исследовательских и
творческих способностей. Способствует воспитанию информационной
культуры обучающихся; развитие познавательных интересов, умений в
работе с компьютером, самоконтроля; формирование умения излагать свою
точку зрения.
Содержание разделов
№
Название раздела, темы
п/п
Количество
Контрольные
часов
работы
1.
Россия в 1917-1921 годах
2
-
2.
3.
2
5
тест
4.
СССР в 20-е - 30-е годы XX века
СССР во Второй мировой и
Отечественной войне 1941-1945 годов
Советский Союз в 1945 - 1991 годах
3
-
5.
Россия (Российская Федерация) в 1991 - 2015
3
-
2
-
17
1
Великой
годах
6.
Современная Россия
ИТОГО
III.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
 осознание себя как гражданина России;
 формирование чувства гордости за свою Родину, через изучение
ратных подвигов защитников Отечества;
 осознание сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей
страны и родного края;
 способность осмысления основных общественно-политических
событий, происходящих в Российской Федерации и в мире;
 готовность и способность к саморазвитию;
 воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств через
освоение историко-художественного наследия народов России;
 формирование бережного отношения к историческим памятникам,
материальным и духовным ценностям, созданным предшествующими
поколениями.
Предметные:
Минимальный уровень:
 знать и правильно употреблять термины и понятия, понимать их
значение;
 знать изображения символики РФ;
 иметь представление о территории России и её границах;
 уметь пользоваться учебником, ориентироваться в тексте,
иллюстрациях, таблицах, исторических картах;
 знать некоторые точные исторические даты;
 различать точные и приблизительные исторические даты;
 уметь пользоваться «лентой времени», соотносить год с веком;
 устанавливать последовательность исторических событий;
 знать имена основных исторических деятелей;
 уметь пересказывать учебный материал, с опорой на наглядность или
по заранее составленному плану;
 уметь соотносить содержание иллюстративного материала с текстом
учебника;
 знать традиции и обычаи предков;
 знать некоторые исторические памятники, уметь соотносить их с
событиями в истории России.
Достаточный уровень:
 знать определения основных терминов и понятия;
 знать
хронологические
рамки
исторических
процессов,
даты
важнейших событий;
 соотносить
год
с
веком,
устанавливать
последовательность
и
длительность исторических событий;
 иметь представление о территории России, её границах и об их
изменениях;
 знать основные факты (событий, явлений, процессов), их причины,
участников, результатов, значения;
 давать характеристику историческим личностям, рассказывать об
исторических событиях, делать выводы об их значении;
 знать места совершения основных исторических событий;
 знать имена известных исторических деятелей (князей, царей,
политиков, полководцев, ученых, деятелей культуры);
 иметь представление о культурном пространстве России XIX века;
 «читать» историческую карту с опорой на ее «легенду»;
 сравнивать, разбирать, обобщать исторические факты;
 проводить поиск информации в одном или нескольких источниках;
 выполнять задания без текущего контроля учителя;
 устанавливать и раскрывать причинно-следственные связи между
историческими событиями и явлениями;
 высказывать свое суждение о значении исторического наследия
предков;
 проводить поиск информации при составлении описания исторических
и культурных памятников на территории современной России;
 объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и
личностям истории России;
 оценивать ответ обучающегося, дополнять его, пользуясь учебником и
картой;
 иметь
представление
об
истории,
географии,
достижениях
и
культурных традициях родного края;
 использовать приобретённые знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни при понимании исторических причин и
исторического значения событий и явлений современной жизни.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
 1 балл - минимальная динамика;
 2 балла - удовлетворительная динамика;
 3 балла - значительная динамика.
Оценка
предметных
индивидуального
и
результатов
фронтального
опроса
осуществляется
обучающихся,
по
итогам
выполнения
самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных,
текущих, промежуточных и итоговых) и тестовых заданий.
предметных
результатов
учитывается
уровень
При оценке
самостоятельности
обучающегося и особенности его развития.
Критерии оценки предметных результатов
Оценка «5» ставится, если обучающийся:
 понимает материал; владеет пересказом по предложенному плану;
 устанавливает хронологию событий;
 самостоятельно формулирует ответы на вопросы;
 допускает единичные ошибки и сам исправляет
 правильно устанавливает причинно-следственные связи;
 умеет выражать свои суждения о действиях, поступках участников
исторических событий.
Оценка «4» ставится, если обучающийся:
 воссоздавать в речи изучаемое событие и объяснять его причины;
 самостоятельно формулирует ответы; частично владеет пересказом по
предложенному плану;
 допускает ошибки в подтверждении ответов примерами и исправляет
их с помощью учителя (1-2 ошибки);
 преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в
отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно.
Оценка «3» ставится, если обучающийся:
 частично понимает материал;
 излагает материал недостаточно полно и последовательно;
 допускает ошибки в подтверждении ответов примерами и исправляет
их с помощью учителя (3-4 ошибки);
 затрудняется самостоятельно ответить на вопросы;
 нуждается в постоянной помощи учителя;
 смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией,
выполняет
 действие только по прямому указанию учителя, при необходимости
требуется оказание помощи.
Оценка «2» - не ставится.