Костомукшского городского округа
"Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.С. Пушкина"
МБОУ КГО «СОШ №2 им.А.С.Пушкина»
«Согласовано»
на заседании МСШ
протокол №1
от 27.08.2025 г.
Руководитель МСШ
«Принято»
педагогическим
советом
протокол №1
от 28.08.2025 г.
Директор школы
«Утверждено»
приказ по школе №131
от 28.08.2025 г .
Директор школы
Герасимчук Н.Н.
Хинконен Л.И
Герасимчук Н.Н..
Рабочая программа общего образования
обучающихся с интеллектуальными нарушениями
вариант 1
«Основы социальной жизни»
9 класс
г. Костомукша
2025 г.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Основы социальной
жизни»
составлена
на
общеобразовательной
основе
программы
адаптированной
образования
основной
обучающихся
с
нарушениями интеллекта (далее АООП НИ (вариант 1)), утвержденной
приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026
(https://clck.ru/33NMkR).
АООП
НИ
(вариант
1)
адресована
обучающимся
с
интеллектуальными нарушениями с учетом реализации их особых
образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и
возможностей.
Учебный
предмет
«Основы
социальной
жизни»
является
обязательной частью учебного плана. Рабочая программа по учебному
предмету «Основы социальной жизни» в 9 классе рассчитана на 34
учебные недели и составляет 17 часов в год (0,5 часа в неделю).
АООП НИ (вариант 1) определяет цель и задачи учебного предмета
«Основы социальной жизни».
Цель обучения – практическая подготовка обучающихся с
интеллектуальными нарушениями к самостоятельной жизни и трудовой
деятельности в ближайшем и более отдаленном социуме.
Задачи обучения:
 расширение кругозора обучающихся в процессе ознакомления с
различными сторонами повседневной жизни;
 формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых
навыков, связанных с ведением домашнего хозяйства;
 ознакомление с основами экономики ведения домашнего хозяйства и
формирование необходимых умений;
2
 практическое ознакомление с деятельностью различных учреждений
социальной направленности; формирование умений пользоваться услугами
учреждений и предприятий социальной направленности;
 усвоение морально-этических норм поведения, выработка навыков
общения (в том числе с использованием деловых бумаг);
 развитие навыков здорового образа жизни; положительных качеств и
свойств личности.
Рабочая программа по учебному предмету «Основы социальной
жизни» в 9 классе определяет следующие задачи:
 формирование знаний о здоровом образе жизни, его влиянии на
организм человека;
 формирование знаний о санитарно-гигиенических требованиях к
процессу приготовления пищи;
 формирование умений соблюдать требования техники безопасности
при приготовлении пищи;
 формирование
умения
составлять
ежедневное
меню
из
предложенных продуктов питания;
 формирование
умения
самостоятельно
готовить
несложные
знакомые блюда;
 формирование умения самостоятельно совершать покупки товаров
ежедневного назначения;
 формирование знаний об особенностях соблюдения личной гигиены
подростка;
 формирование умений соблюдение техники безопасности при работе
с чистящими и моющими средствами и электробытовыми приборами;
 формирование умений соблюдать правила поведения в доме и
общественных местах; представления о морально-этических нормах
поведения;
3
 формирование умений использовать навыки ведения домашнего
хозяйства (уборка дома, стирка белья, мытье посуды и т. п.);
 формирование
умений
самостоятельно
пользоваться
услугами
бытовых учреждений;
 формирование умения рассчитывать бюджет: доходы и расходы.
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Обучение
«Основам
социальной
жизни»
в
9
классе
носит
продолжение изучения теоретических знаний и практических умений.
4
«Основы социальной жизни» тесно связаны с другими учебными
предметами, жизнью и направлены на подготовку обучающихся к
самостоятельной жизни и трудовой деятельности.
Программа обучения в 9 классе осуществляется по принципу
усложнения
и
увеличения
объема
сведений.
Содержание
курса
обеспечивает формирование и развитие у обучающихся необходимых им
навыков самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки
в окружающем мире. На пятом году обучения программа направлена на
формирование у обучающихся знаний и умений, способствующих
социально-бытовой адаптации, формирования правильных жизненных
установок, соблюдения правил здорового образа жизни и бережного
отношения к собственному здоровью, применения теоретических знаний
на практике, формирование знаний об основах семейного бюджета и
рациональном распределении бюджета. В ходе занятий дети учатся
самостоятельно пользоваться услугами учреждений торговли, транспорта
и бытовых предприятий. Большое значение имеют разделы, направленные
на получение практических навыков по приготовлению простых и
знакомых блюд, соблюдению правил поведения в быту, распределению
бюджета для покупок определённых товаров и расчет стоимости
продуктов питания, организацию собственной деятельности и социальную
адаптацию в обществе.
При реализации программы и проведении занятий, одновременно
решаются
задачи
воспитания
личностных
качеств:
трудолюбия,
аккуратности, терпении, усидчивости; элементов трудовой культуры;
организации труда; экономного и бережного отношения к продуктам,
оборудованию; строгого соблюдения правил безопасной работы и гигиены
труда; творческого отношения к домашнему труду; развития обоняния,
осязания, внимания, наблюдательности, памяти, воображения.
5
Программой предусмотрены беседы, ролевые игры, требующие
знаний о поведении на улице, в транспорте и учреждениях, практические
задания, которые служат для закрепления учебных навыков и знаний, а
также совершенствования и формирования новых умений и навыков,
используемые обучающимися в повседневной жизни. На уроках предмета
«Основы социальной жизни» целесообразно организовывать работу детей
в парах или малых группах с учетом уровня подготовленности. Это
позволит
каждому
ученику
овладеть
навыками
сотрудничества,
коллективного приготовления пищи, ухода за одеждой, обувью, научиться
самостоятельно пользоваться общественным транспортом и различными
учреждениями быта.
Реализация курса должна способствовать достижению личностных
результатов:
пониманию своих реальных
возможностей, владению
навыками адаптации к изменяющимся жизненным условиям, развитию
коммуникативных
навыков
и
навыков
сотрудничества,
усвоению
морально-этических норм, принятых в обществе, развитию эстетического
и художественного вкуса детей, формированию установки на безопасный
здоровый образ жизни, интереса к творчеству.
Содержание разделов
№
Название раздела
Количес
тво часов
1
Личная гигиена и здоровье
1
2
Охрана здоровья
1
3
Жилище
2
4
Одежда и обувь
2
5
Питание
3
Контроль
ные работы,
тесты
6
6
Транспорт
1
7
Средства связи
3
8
Предприятия, организации,
1
учреждения
9
Семья
2
1
Итоговое занятие
1
1
Итого:
17
10
0
7
III.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
 осознание себя как гражданина России; формирование чувства
гордости за свою Родину;
 овладение
начальными
навыками
адаптации
в
динамично
изменяющемся и развивающемся мире;
 способность к осмыслению социального окружения, своего места в
нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
 развитие
этических
чувств,
проявление
доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление
сопереживания к чувствам других людей;
 владение
навыками
коммуникации
и
принятыми
нормами
социального взаимодействия, использование доступных информационных
технологий для коммуникации;
 проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные:
Минимальный уровень:
 приготовление
несложных
видов
блюд
под
руководством
педагогического работника;
 представления о санитарно-гигиенических требованиях к процессу
приготовления пищи;
 соблюдение требований техники безопасности при приготовлении
пищи;
 знание названий предприятий бытового обслуживания и их
назначения;
8
 решение
типовых
практических
задач
под
руководством
педагогического работника посредством обращения в предприятия
бытового обслуживания;
 знание названий торговых организаций, их видов и назначения;
 совершение
покупок
различных
товаров
под
руководством
взрослого;
 первоначальные представления о статьях семейного бюджета;
 представления о различных видах средствах связи;
 знание и соблюдение правил поведения в общественных местах
(магазинах, транспорте, музеях, медицинских учреждениях).
Достаточный уровень:
 составление
ежедневного
меню
из
предложенных
продуктов
питания;
 самостоятельное приготовление несложных знакомых блюд;
 самостоятельное
совершение
покупок
товаров
ежедневного
назначения;
 соблюдение правила поведения в доме и общественных местах;
представления о морально-этических нормах поведения;
 некоторые навыки ведения домашнего хозяйства (уборка дома,
стирка белья, мытье посуды);
 навыки обращения в различные медицинские учреждения (под
руководством взрослого);
 пользование
различными
средствами
связи
для
решения
практических житейских задач;
 знание основных статей семейного бюджета; коллективный расчет
расходов и доходов семейного бюджета;
9
 составление различных видов деловых бумаг под руководством
педагогического работника с целью обращения в различные организации
социального назначения.
10
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
− 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
− 1 балл - минимальная динамика;
− 2 балла - удовлетворительная динамика;
− 3 балла - значительная динамика.
Оценка
предметных
результатов
осуществляется
по
итогам
индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения
самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных,
текущих, промежуточных и итоговых) и тестовых заданий.
предметных
результатов
учитывается
уровень
При оценке
самостоятельности
обучающегося и особенности его развития.
Критерии оценки предметных результатов
Оценка «5» ставиться если:
 обучающийся полностью излагает изученный материал в объеме
программы по учебному предмету;
 умеет использовать таблицы, схемы;
 понимает и объясняет изученные понятия, термины;
 самостоятельно выстраивает ответ.
Оценка «4» ставиться, если обучающийся воспроизводит учебный
материал, но допускает 1-2 неточности в фактическом вопросе:
 не может самостоятельно привести пример;
 отвечает на наводящие вопросы.
Оценка «3» ставиться, если обучающийся обнаруживает знания и
понимание учебного материала по данному вопросу, но эти знания
11
излагает не полностью, монологическая речь несвязная, воспроизводит
изученный материал по наводящим вопросам учителя.
Оценка «2» не ставится
12
13